Тумботино. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:1800. Адрес: Нижегородская область, Павловский р-н, Тумботино Координаты: 55.99535, 43.0216 Проезд:Из г. Павлово по понтонному мосту через р. Ока Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь каменная, в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы, построена в 1880 г., трехпрестольная. Причт: 1) по Епархиальному Адрес-календарю 1888 года (стр. 690): священник А.М. Прилежаев 40 лет, окончил курс семинарии по 2 разряду, на службе с 1869 г., законоучитель, имеет набедренник; диакон И.Е. Певницкий 29 лет, окончил курс духовного училища, на службе с 1876 г.; псаломщик И.Е. Аргентов 40 лет, из среднего отделения духовного училища, на службе с 1864 г. Адрес: через село Павлово. По штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик. 2) Клировая ведомость села Тумботина, Благовещенской Церкви, Горбатовского уезда, Нижегородской Епархии за 1913 год: а) Церковь построена в 1800 г. тщанием прихожан; б) зданием каменная с таковою же в одной связи колокольнею; крепка; малопоместительна; покрыта железом. Ограда вокруг церкви каменная с железною решеткою, а для предания умерших там земле имеется особо отведенное кладбище, окопанное рвом; в) престолов три: 1 - настоящий Благовещения Преображения Пресвятыя Богородицы, 25 марта; в трапезе: правый предел - Св. Ап. Евангелиста Иоанна Богослова, 8 мая и 26 сент.; левый предел - Препод. Отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, 17 янв. и 27 сент.; г) утварью скудна; д) по штату при ней положено 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; е) жалования не положено; ж) кружечных сборов за 1913 год получено 850 руб.; з) имеются другие источники содержания; и) земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 3 дес., пахотной 32 дес. 484 квадр. саж., сенокосной 3 дес. В расстоянии 1-й версты от церкви. Всего 38 дес. 484 квадр. саж. Земля находится в бесспорном владении причта. План и межевая книга на пахотную и сенокосную землю имеются, хранятся в церковном архиве. На усадебную землю таковых нет, но причт владеет ею все время беспрепятственно. Сенокосная земля убирается самими членами причта, а пахотная сдается в аренду за 25 руб. в год; к) качество церковной земли: пахотная и усадебная земля песчаная; л) средний доход, ею приносимый: 50 руб.

http://sobory.ru/article/?object=29138

Благовещение Пресвятой Богородицы   Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник, отмечается 7 апреля. Весеннее равноденствие, по старому календарю 25 марта (7 апреля — по новому), отмечалось у многих народов как начало весны. С IV века в этот день стали праздновать Благовещение.   Каждая будущая мать испытывает особые переживания. Душа ее чутко прислушивается к совершающейся в ней тайне. Многих женщин в это время посещают вещие сны и предчувствия. Что же сказать о Матери Мессии?..   Евангелист Лука приоткрывает завесу над мистерией Назарета.Он говорит об ангеле Гаврииле(вестнике мессианства), о смятении Девы,о потрясших ее словах приветствия.   Она «благословенна среди женщин»,Ее сын утвердит навеки «престол Давида» и дарует спасение миру… Она сама не будет принадлежать никому, ибо всецело посвящена Богу. «Дух святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя». Жизнь,Которая зародится у нее под сердцем, будет сплавлена с огнем божественного Духа.   Ответ Марии выражает Ее любовь к Богу, Ее безграничную готовность служить Ему и Его предначертаниям.   «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».   Кондак праздника:   «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная».   Тропарь праздника:   «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».     Благовещение совпадает со временем Великого поста или пасхальными днями. В связи с этим устав предусматривает особое чинопоследование. Литургия, в какой бы день ни пришелся праздник Благовещения, всегда совершается полная — Иоанна Златоустого, или Василия Великого, — в те дни, когда это положено по уставу.   В ряде православных ст ран Благовещение сопровождается обрядом «встречи весенних ласточек». По русскому обычаю в этот день выпускают из клеток птиц на волю. Но настоящим «птичьим праздником» на Руси считалось 9/22 марта, когда прилетают с юга жаворонки. В этот день Церковь отмечает память сорока мучеников.   Александр Мень «Таиснтво, Слово, Образ»

http://predanie.ru/tema/blagoveshhenie/

Скачать epub pdf Главизна (начало) христианских праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы настолько чтился в России, что, по народной поговорке, в этот день даже «птица не вьет себе гнезда». «Какова погода на Благовещение, такова будет она и в Светлое Христово Воскресение», – говорили русские верующие, празднуя Благовещение и связывая этот день с еще более радостным «праздником праздников» – Пасхой Христовой. Две тысячи лет отделяет нас от того времени, когда впервые была возвещена благая весть о Боговоплощении. Уже в глубокой древности христиане стали отмечать это событие, причем первоначально праздник носил разные названия: «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение о Христе», «Благовещение Ангела Марии». Ныне принятое название праздника – «Благовещение Пресвятой Богородицы» окончательно утвердилось в христианской Церкви в VII веке 1 . Как все дома того времени в Палестине, дом плотника Иосифа в Назарете – это естественная пещера в толще скалы, приспособленная для жилья. «Таким домом, как полагают, был и тот, в котором жила Приснодева Мария по Своем обручении со старцем Иосифом, – писал один из палестиноведов в конце XIX в. – Домов этих не осталось, но сохранились те вертепы, к которым эти жилища были пристроены, и эти-то пещеры, обращенные в христианские храмы, составляют и вечно будут составлять предмет поклонения для всех христиан» 2 . Участники первого крестового похода (1096–1099 гг.) нашли Назарет в полном упадке. «Город Назарет совершенно разорен и опустошен сарацинами; но, тем не менее, весьма прекрасный монастырь указывает на место Благовещения Господня» 3 , – сообщал англосаксонский паломник Зевульф в записках, относящихся к 1102–1103 гг. Восстановлением базилики Благовещения занялся знаменитый рыцарь Танкред (†1112 г.). Возрожденный храм стал считаться соборным. В Назарет была перенесена митрополия из Скифополя (Вефсан), и католический епископ основал свою резиденцию в монастыре при храме Благовещения 4 . Дальнейшая судьба Назарета была печальной: в 1187 г. город перешел под власть мусульманского военачальника Салах-ад-Дина (Саладина); в 1229 г. крестоносцы освободили Назарет, но в 1263 г. он подвергся новому разорению. Войска египетского султана Бибарса ворвались в Назарет с приказом всем жителям принять ислам : за отказ мужественные христиане были умерщвлены, а храмы уничтожены. Поэтому особую ценность представляет описание назаретских святынь, составленное «игуменом земли Русской» Даниилом, который посетил Палестину в 1104–1107 гг., то есть во время господства крестоносцев в Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брянск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Городище. Карта и ближайшие объекты 23 сентября 2017 года Митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на улице Бежицкой в Бежицком районе города Брянска и возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Благовещенский храм является приписным к Преображенскому (Спасо-Гробовскому) храму. Новый небольшой храм построен в русском стиле. «Мы старались приблизиться к архитектуре Преображенского храма, поэтому все элементы, которые там присутствуют, хотя немного и в упрощенном виде, я старался привнести сюда», - рассказал автор проекта и строитель храма генеральный директор ООО «Промстрой» Владимир Константинович Злотников. Храм воссоздан на месте разрушенной в XX столетии Благовещенской трехпрестольной церкви. При закладке фундамента строители обнаружили фундамент прежнего храма, что свидетельствует о преемственности времен и историческом обосновании его строительства именно на этом месте. Трехпрестольный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был возведен в 1896-1900 годах на месте сгоревшего деревянного храма в селе Городище. Сейчас это место, называемое в народе Городище, расположено на улице Бежицкой в Бежицком районе города Брянска. Храм имел два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 1930-х церковь была закрыта. Здание храма использовали под парикмахерскую, склад для типографской бумаги и типографию, гараж. В апреле 1971 года церковь разрушили и разобрали на стройматериалы. Новая история Благовещенского храма началась в 2009 году. На пустыре - месте прежнего храма - решено было создать часовню-памятник. Трудами прихода храма в честь Преображения Господня (Спасо-Гробовского) и при помощи генерального директора ООО «Промстрой» В.К. Злотникова была построена центральная часть часовни. Затем строительство на время было приостановлено. Назначенный на Брянскую кафедру Митрополит Брянский и Севский Александр благословил реконструировать часовню в храм. Это решение, прежде всего, было обусловлено тем, что в часовне нельзя совершать Литургии, а этот район находится несколько в отдалении от других православных храмов. Появление храма в шаговой доступности стало долгожданной радостью для православных местных жителей, проживающих в частном секторе, особенно для пожилых людей и мам с маленькими детьми.

http://sobory.ru/article/?object=18078

Радуйся, Благодатная! С древних времен Благовещение отзывается в душах всех христиан тем же радостным чувством таинственного, незримого совершения 7 апреля, 2009 С древних времен Благовещение отзывается в душах всех христиан тем же радостным чувством таинственного, незримого совершения По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, после Литургии, в небо выпускают белых голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах. Православная Церковь отмечает один из самых светлых праздников – Благовещение. Он относится к торжествам в честь Пресвятой Богородицы . В этот день Дева Мария получила извещение о том, что именно от Нее, по воле Божией, произойдет Спаситель мира – Христос. Чистый и величественный дух Девы Марии незримо присутствует в Церкви, и каждый верующий чувствует в этот день благодатную силу Ее святого небесного Покрова. В этом празднике – и приподнятое настроение церковной службы, и легкий шум голубиных крыльев, и сознание великой тайны Боговоплощения. По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, после Литургии, в небо выпускают белых голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом. А какая радость «встретить» среди городского шума этих чудных спутников праздника! В Москве они обживают смотровую площадку Храма Христа-Спасителя, кружатся стайками над старинными аллеями Кремля, и с удовольствием принимают корм из рук паломников и туристов на дорожках Новодевичьего и Данилова монастырей… Это язык, не требующий перевода, понятный всему миру: «Благая весть! Дух Святой сходит! Христос грядет в мир!» От сотворения – к искуплению

http://pravmir.ru/radujsya-blagodatnaya/

Днепр. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Свято-Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты В конце XIX века, по ходатайству некоторых городских промышленников на западной окраине города (а современная улица Рабочая была тогда еще окраиной) было принято решение возвести новый храм. В 1889 году, когда кафедру возглавлял епископ Екатеринославский и Таганрогский Серапион (Маевский), на месте Александро-Невской часовни, расположенной на Цыганской площади, в основание будущего храма были заложены святые мощи и освящено место под строительство. Возведение церкви осуществлялось на добровольные пожертвования богатых граждан города, в первую очередь, владельцев кирпичных заводов Екатеринослава и, в частности, купца первой гильдии Якова Михайловича Михайличенко. Благодаря наличию достаточных средств строительство шло быстрыми темпами, и уже в 1896 году состоялось освящение новой церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вышло так, что церковь получила сразу два названия — Благовещенская и Александро-Невская. Это объясняется тем, что освящение храма состоялось в день святого благоверного князя Александра Невского, и тогда же был освящен один из приделов в честь святого князя (об этом свидетельствует памятная доска, установленная на стене храма). Кроме этого, после торжественного открытия нововыстроенного храма, площадь, на которой он находится, была переименована из Цыганской в Александро-Невскую. Церковь была построена в так называемом " неорусском стиле” по проекту архитектора Н.В. Султанова. Светлый и величественный храм являлся типовым для большинства церквей провинции и всей средней полосы Российской империи того времени. Он был окружен забором и территориально занимал значительную часть Александро-Невской площади, которая к тому времени еще не была застроена. В храме не было множества украшений, но его внутреннее убранство оставляло приятное эстетичное впечатление благодаря художественным достоинствам иконостаса и настенных росписей. Нововыстроенная церковь имела три придела: главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, южный — в честь апостола Иакова и северный престол — в честь святого князя Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=23263

Зарайск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сооружение Благовещенской церкви связано с трагическими событиями Смутного времени. В марте 1608 г. в сражении с польско-литовскими интервентами в окрестностях Зарайска погибли триста ратников из Арзамаса и Рязани. Их похоронили в одной братской могиле, рядом с которой в 1614 г. и была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая ныне каменная Благовещенская церковь с приделами во имя Архангела Михаила и преподобного Сергия Радонежского начала строиться в 1777 г., а достроена была в начале XIX в. Каменная трехъярусная колокольня установлена в 1825 г., трапезная перестроена в 1863 г. Благовещенская церковь — единственная в городе, в которой после революции не прекращались богослужения. Сюда были переданы многие иконы из закрытых и уничтоженных храмов района. Почитаемая храмовая реликвия — памятник-хоругвь с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, преподнесенный жителями Арзамаса в честь 300-летия Зарайской битвы. Источник информации - Московская епархия Русской Православной Церкви Благовещенская церковь первоначально воздвигнута была, как значится в писцовых книгах Писарева 1625 г., по челобитью чернослободских тягловых людей «Сенки Казанца с товарищами» по благословению архиепископа Рязанского Феодорита в 1614 г. и в ней «Божье милосердье, образы и книги, и колокола, всякое церковное строенье попа Михаила и мирских людей того же приходу»… Деревянная церковь существовала почти до конца прошлого столетия. Существующая ныне каменная церковь с приделами Сергиевским и Архангельским начата строением по благословенной грамоте в 1777 г., а окончена в текущем столетии. Подле Благовещенской церкви находится курган, воздвигнутый в начале XVII ст. над телами арзамасцев, разбитыми поляками. Курган этот имеет в окружности около 31 сажени, вышиною не более полутора сажень, большая половина его от времени осыпалась. Находившийся на нем деревянный крест вместе с иконостасом прежней деревянной Благовещенской церкви был продан в село Николы Кобыльское в конце прошлого столетия. В замен оного в 1880 г. полковником Александром Аполлоновичем Мариным поставлен чугунный памятник с приличными надписями, за что преподано было г. Марину в 1881 г. июля 29 благословение св. Синода.

http://sobory.ru/article/?object=00795

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Собор. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1564. Адрес: Россия, Владимирская область, город Киржач, улица Гагарина, д. 27. Координаты: 56.161893, 38.869312 Проезд:На территории монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 году как каменная. Были ли какие-либо переделки за время её существования, сведений не сохранилось; известно только, что бывший придел в честь царя Константина теперь отсутствует, не упоминается он и в описи, сделанной в 1764 году. По архитектуре церковь сходна с Троицким собором в Сергиевой Лавре, каждая стена оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь - с  тремя полукруглыми выступами. На сводах устроен восьмигранник, на котором утверждён круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. На фонаре глава, по её нижнему обрезу проведён медный вызолоченный подзор. Крест на главе восьмиконечный. С трёх сторон храма - западной, северной и южной - устроена каменная крытая галерея. Престол один - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008. Все храмы монастыря обнесены сплошною каменною оградою с башнями на 3 углах. Святые ворота в ограде, с высоким верхом, украшены живописными изображениями, имеют надпись о времени основания монастыря. За оградою с северной стороны имеется каменная часовня, которая устроена над колодцем, ископанным, по преданию, преп. Сергием. Причта при церкви по штату положено: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Содержание свое причт получает: от процентного капитала, пожертвованного частью А.А. Соловьевым при открытии собора – 10 000 руб., частью другими благотворителями, от служб и требоисправлений. Причту принадлежит земля: пахотной 29 дес., сенокосной 3 дес. 310 кв. саж. Церковных домов для причта нет. Церкви принадлежит находящийся в ограде каменный двухэтажный дом, занятый церковно-приходской библиотекой. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1798 г., исповедные росписи с 1824 г.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Москва. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ в Сокольниках. Бывшая Благовещенская церковь при 6-й Сапёрной бригаде Карта и ближайшие объекты Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901г.(арх.Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской империи к 1917г. было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Данный храм для 6-ой Саперной бригады в Москве был заложен 6 Сентября 1903г. в присутствии великого Князя Сергея Александровича и торжественно освящён 24 Марта 1906г. благочинным 1-ой Гренадерской дивизии прот. Иоанном Орловым. Живопись внутри храма была выполнена чинами 6-го полевого инженерного парка, а трехярусный дубовый иконостас был изготовлен чинами Гренадерского саперного батальона. Ими же были написаны и иконы. Со 2 марта 1906 г. священником 6-й Сапёрной бригады состоял Василий Васильевич Слюнин (10.04.1866 - ...). Помимо чинов вышеназванной бригады, приход церкви также составляли чины Гренадерского, 13-го и 17-го Сапёрных батальонов и 6-го полевого инженерного парка. В 1923г. храм был закрыт и передан под клуб, а в последующие годы обезглавлен, оставаясь в таком виде и по сей день. (РГИА, ф.806, оп. 8, д. 708. Клировая ведомость церкви за 1906 г.. Mockobckiя ведомости,газета,1903,8 Mockobckiя ведомости,газета,1906,26 Вестникъ военнаго Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках В 1900 году по Высочайшему повелению было предписано разработать типовой проект строительства православных церквей при воинских частях Российской Императорской армии (распоряжение от 23 января 1900 года). В качестве основных требований к проектной документации указывалось на необходимость возведения просторных каменных храмов без архитектурных излишеств, т.е. с минимально возможными расходами. Что и было исполнено к 1 декабря 1901 года. Первый такой храм был выстроен к 5 июня 1903 года в Петергофе – пригороде столицы Российской Империи – для духовного окормления личного состава 148 Каспийского полка. В дальнейшем для православного воинства по указанному проекту возводились церкви в Москве, во Псковской и Ростовской епархиях, а также в Закавказье: в Баку, в Александрополе (ныне г.Гюмри, Армения) и церковь в крепости Карс (после захвата турками перестроена, по обыкновению, под мечеть). В частности, о строительстве каменной, отдельным зданием Церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы для чинов расквартированной в Москве 6-ой Сапёрной бригады известно, что помимо целевых ассигнований из Государевой казны по смете военно-инженерного ведомства, на отделку и благоустройство храма активно и щедро жертвовали старшие чины бригады, служивые трёх сапёрных батальонов (13-го, 17-го, Гренадёрского) и 6-го полевого инженерного парка, а также благодетели из числа московского купечества.

http://sobory.ru/article/?object=03820

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010