Забота о своем народе и чувство высокой ответственности перед ним никогда не покидали благоверного князя. Когда в 1293 г. его брат великий князь Андрей Александрович вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденом опустошил русские города Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, то благоверный князь Даниил решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от кровопролития и гибели. Вместе со своим народом он переживал тогда тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, благоверный князь Даниил вынужден был в 1295 г. выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Полчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1295–1296 гг. на съезде князей в Дмитрове великий князь Андрей (получивший этот титул в 1293–1294 гг.) примирился с остальными русскими князьями и с их одобрения сложил с себя великокняжеское достоинство, передав его своему младшему брату благоверному князю Даниилу Московскому. В 1300 г., когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Переяславлю-Рязанскому. Московский князь разбил неприятеля, взял в плен Константина Романовича и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа не громкая, но замечательная как первый порыв к свободе. Взяв в плен Рязанского князя и его бояр, благоверный князь Даниил не отяготил их участи жестокостью, но содержал с подобающей честью, имея единственную цель: выгодный и прочный мир, прекращение распрей на Русской земле. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников-татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, но показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь Сам, помимо искательства, расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславский, племянник преподобного Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, всегда уважал и любил своего дядю. В 1302 г. бездетный Переяславский князь, умирая, передал свое княжество благоверному Московскому князю Даниилу, а не его старшему брату Андрею, который считал себя его наследником и уже распоряжался в Переяславле через своих бояр. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города: Переяславль был защищен высоким валом, двойной стеною с 12 башнями и глубоким рвом с водою. Но благоверный князь Даниил остался верен Москве и не перенес столицу княжества в более мощный и значительный Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московского князя в число сильнейших. Здесь начало соединения земли Русской в одну мощную державу! И это было плодом христианского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В 1303 г., тяжело заболев, благоверный князь Даниил принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта 4 . Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 г. переведена в Кремль, в монастырь во Имя Всемилостивого Спаса на Бору, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским 5 . Во времена великого князя Uoahha III (1462–1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С этого времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам-князьям. При сыне Uoahha III , Василии Иоанновиче (1505–1533), князь Василий Шуйский, несмотря на предостережение, оказал неуважение месту погребения благоверного князя Даниила: хотел с надгробного камня сесть на коня, но тут же был наказан. Конь поднялся на дыбы, а затем, пав, подмял седока чуть не до смерти. После этого Василий Шуйский часто ходил петь панихиды к гробу благоверного князя Даниила. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелел умиравший сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь, установив ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды 6 . Житие благоверного князя Даниила, сохранившееся в списках XVII в., заканчивается описанием восстановления Данилова монастыря царем Иоанном Грозным 7 . В 1652 г. благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа 8 были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов (сооруженную по повелению царя Иоанна Грозного между 1554 и 1560 гг.) 9 . Мощи были положены в раке «на прославленье Святыя Троицы и на исцеление немощствующих...» 10 . В монастырской описи 1753 г. также специально отмечалось, что над ракой благоверного князя Даниила был помещен образ Пресвятой Троицы 11 . Нельзя не видеть в этих скупых сведениях указаний на то, что мироустроительный князь был чтителем единственного Источника и Подателя мира – Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Жизнь и подвиг святого благоверного князя Даниила Московского являют нам пример настоящего христианского мужества, достойного памяти не только властителей, политиков, но и самых обычных христиан. Это было мужество – любить вопреки всему, оставаться верным евангельским заповедям, когда логика событий, происходящих вокруг, отрицает это. История снова и снова оправдывает истину о том, что самым твердым основанием всякого дела является камень любви Христовой , ведь «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5). Рейтинг: 9.6 Голосов: 590 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р. Б. наталья 12 сентября 2023, 15:46 Святой князь Даниил, моли Бога о нас Татьяна 17 марта 2023, 17:53 Благоверный князь Даниил Московский моли Бога о всех людях, находящихся в сложном положении! Заступись за невинно осуждённых! Помолись о вразумлении людей и умягчение наших сердец! Татьяна 17 марта 2021, 21:52 Святой Даниила Московский, с праздником! Ради милости Божьей, пошли нам помощь в приобретении жилья и работы. Татьяна. Лариса 12 сентября 2018, 11:49 Святой благоверный князь Даниил Александрович! Помоги мне, дай мне силы на пути к совершенству, чтобы правда и справедливость победили в этом мире лжи и коррупции. Помоги мне поднять свою семью, а самое главное помоги с работой профессиональной, достойной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодарю. Наталья 17 марта 2018, 06:50 Спасибо! Слава Богу за всё Александра 12 сентября 2017, 09:09 Святой княже Данииле Московский, моли Бога о нас! надежда 30 апреля 2017, 11:02 Спасибо! надежда 30 апреля 2017, 10:12 Моли Бог о нас святый угодниче Божий Данииле! Надежда. Елена 25 марта 2016, 05:25 Святой благоверный князь Даниил Московский, не оставь меня без своих молитв к Господу Богу о даровании мне твердой веры, благодати разумения и здоровья телесного и душевного, безбедной и счастливой семейной жизни в любви и согласии! Аминь. римма 17 марта 2016, 11:19 Святой благоверный князь Даниил Московский, помомги мне и моим детям в работе, а внучке в учебе, даруй нам здравие душевное и телесное, помоги моим детям вести праведную жизнь, огради нас от всякого зла.

http://pravoslavie.ru/77930.html

За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий и благочестивый благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 г., умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе! С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила — святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах — «Бог не в силе, а в правде». В 1303 г. святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 г. переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 – 1505 гг.) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям, в том числе и по князю Даниилу. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

http://pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-kn...

Картина 19. Егда Священник поминает на земли, Ангел написует имя той души на небеси. Картина 20. Св. Царица Феодора, Царя Феофила, молитв ради……. Спасе. Картина 21. Видение Царицы Феодоры относительно Царя Феофила. Картина 22. Видение Патриарха Мефодия о Феофиловом разрешении. Картина 23. Юноша-пленник от уз избавился через поминовение. Картина 24. Пленный отрок возвести родителям, яже о себе. Далее: Притчи Св. Варлаама о временном сем веце. Картина 25 и самая замечательная, т.е. Родословное древо Русских Князей и Царей от Владимира до Феодора Алексеевича (включительно). На верху древа предстоит: Св. Князь Владимир Киевский. На левой стороне 11-ть фигур, на правой 9-ть. Все изображенные, лицами обращены к родоначальнику их горе и с простертыми руками; Великие Князья в Великокняжеских облачениях, а из них схимонахи в монашеских мантиях. Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич – портреты, в Царском облачении. С коронами на главе, а Св. Владимир в тиаре. С лева (по порядку сверху): 1. В. К. Ярослав, 2. В. К. Владимир, 3. В. К. Всеволод Владимирский, 4. Князь Александр Невский (в схиме), 5. Князь Иван Калита (в схиме), 6. Князь Димитрий Донской, 7. Князь Василий, 8. В. К. Иоанн всея России, 9. Царь и В. К. Иоанн – инок Иона, 10. Царь и В. К. Михаил Феодорович всея России, 11. Царь и В. К. Феодор Алексеевич всея России. С права: 1. В. К. Всеволод, 2. Князь Георгий Долгогорукий, 3. Князь Ярослав Владимирский, 4. Князь Даниил Московский (в схиме), 5. Князь Иоанн, 6. Князь Василий Дмитриевич, 7. Царь Василий – инок Варлаам, 8. Царь Феодор Иоаннович, 9. Царь и В. К. Алексей Михайлович всея России. За тем начинается собственно Синодик: 1. Благоверных и Великих Князей. 2. Царей. 3. Царя и В. К. Ивана Васильевича дети. 4. Благоверных Великих Княгинь. 5. Цариц. 6. Царя и В. К. Михаила Феодоровича дети. 7. Царя и В. К. Алексея Михайловича дети. 8. Царя Феодора Алексеевича дети (Царь Илия). 9. Род Св. Патриарха Филарета Никитича. 10. Род Князя Алексея Воротынского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Примеры родства в русской святости и истории Как на самый ранний пример семейной святости на Руси следует указать на княгиню Ольгу (†969; пам. 11 июля), внуком которой был равноапостольный Креститель земли Русской — князь Владимир (†1015; пам. 15 июля); сыновья его, страстотерпцы Борис и Глеб (†1015; пам. 24 июля), явились первыми канонизованными святыми на Руси. Это первый в истории Руси пример княжеской семейной святости, но не последний. “Так, благоверный князь Глеб Владимирский (†1175; пам. 20 июня) был сыном благоверного князя Андрея Боголюбского (†1174; пам. 4 июля). Замужем за другим его сыном была благоверная царица Грузинская Тамара (†1213; пам. 1 мая). Благоверный князь Михаил Черниговский (†1246; пам. 20 сент.) имел дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (†1250; пам. 25 сент.). На другой его дочери — Марии — был женат благоверный князь Василий Ростовский (†1238; пам. 4 марта), погибший в битве с татарами на реке Сити. Благоверный князь Даниил Московский (†1303; пам. 4 марта) был четвертым сыном благоверного князя Александра Невского (†1263; пам. 23 ноября). На внучке князя Александра, преподобной Марфе (†1300; пам. 8 ноября), был женат благоверный князь Довмонт Псковский (†1299; пам. 20 мая), защитник северных рубежей нашей страны, продолжатель дела героя Невской битвы” 14 . Благоверная княгиня Анна Кашинская (†1338; пам. 2 окт.) до принятия монашества была супругой благоверного князя Михаила Тверского (†1318; пам. 22 нояб.). Но после его гибели в Золотой Орде она, овдовев, ушла в монастырь. Архимандрит Леонид называет его мать, княгиню Ксению, в лике святых града Твери 15 . В Житии преподобного Михаила Клопского (†1456; пам. 11 янв.), канонизованного на Макарьевском Соборе в 1547 году, говорится, как однажды Клопский монастырь посетил князь Константин. Во время трапезы он обратил внимание на чтеца, читавшего книгу Иова из Библии. После трапезы князь сказал «игумену и старцам: “Поберегите его — нам человек той своитин!» 16 . Выяснению его родственныхñâÿçåé ïîñâÿòèë ñòàòüþ Â. Л. Янин. Он пишет: «Таким образом, мы приходим к предположению о том, что “своитин” князя Константина Дмитриевича был неизвестным родословцам сыном Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка и дочери великого князя Ивана Красного Анны Ивановны. Сейчас мы назвали бы его двоюродным братом Константина Дмитриевича, но, коль скоро он был родственником Константина только по женской линии и не носил княжеского титула, генеалогическая этика обозначала такую родственную связь лишь как свойство» 17 .

http://pravmir.ru/o-stepenyah-rodstva/

При св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1589-1605 гг.), князь Даниил был прославлен как местночтимый московский святой. В 1652 г. благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь Святых Отец Семи Вселенских Соборов. С этого времени он почитается как общерусский святой. Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-kn...

Государственный подвиг святого Даниила неотделим от подвига духовного. Не случайно его, единственного среди русских князей, Церковь прославила в двух чинах — как преподобного и благоверного князя. Особенные достоинства его — смирение, миролюбие, отвержение своей воли и всецелое послушание воле Божией. Это качества монашеские. Он и умирает князем-иноком, и завещает похоронить себя не как властителя, а как монаха — на братском монастырском кладбище. Как инок он до конца жизни несет свой крест и следует за Христом. Как князь он благоустраивает свое княжество на твердом основании исполнения заповедей Божиих. Главной заботой князя Даниила было благоденствие Руси и мир между владетельными князьями. Вместе со своим двоюродным братом святым Михаилом Тверским он защищает Переяславль от притязаний великого князя Андрея. Он защищает свое княжество и соседние с ним земли от нападения Рязанского князя Константина, сговорившегося с татарами. На княжеских съездах он старается водворять мир и, как показано на миниатюре летописного свода XVI века, имеет духовное превосходство над другими князьями, увещевает их и даже повелевает. Он был нестяжатель и миротворец, но когда бездетный князь Иван Переяславский завещал Москве свой богатый и многолюдный удел, святой князь Даниил принял этот дар Божий и отстоял его с мечем в руках. Посылая в Переяславль своего сына Юрия и дав ему «множество воинов», как сказано в летописи, князь Даниил защищал не свои личные интересы, а великое дело начавшего государственного строительства. Начальный путь этого строительства пролагался тихо и незаметно. Мало кто предполагал тогда, что в Москве занимается заря нового царства, а вместе с тем наступает время столь долгожданного освобождения от татарского ига. Никто не видел в кротком Московском князе великого строителя, зачинателя нового периода русской истории, который продлился до 1917 года. История Московского царства, управляемого потомками князя Даниила, освещена светом его праведной жизни. Его заветы, оставленные детям, передавались от отцов к сыновьям в последующих поколениях русских правителей, как Рюриковичей, так и Романовых, сохранялись ими и исполнялись.

http://e-vestnik.ru/history/doklad_names...

В лето 6811 преставися великий князь Московский Данило Александрович иже совершенно нача княжити в великом и благословенном царствующем граде Москве, при нем же был митрополит Петр чудотворец 4 и чудотворец Алексей 5 , и митрополит Максим 6 . Сей великий князь Данило Александрович устроил монастырь за Москвою-рекою, иже и доныне зовется Данилов. В немже и пострижеся, и преставися марта в 4 день, положен на Москве в церкви собора Архангела Михаила» (Лет. собр. Унд. 764. 1694 года, л. 158 об.). «В лето 6838 (1330) заложен бысть на Москве среди града кремля на своем царском дворе монастырь мужской каменный, церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа великим князем Иваном Даниловичем Московским и всея Руси. Устроил тут мужской монастырь Данилов, из-за Москвы – реки преведе его внутрь града Москвы на свой царский двор, идеже ныне церковь Преображения Спасова, а тот старый монастырь приказал ведать томуже архимандриту, и паки благоверный князь Иван Данилович и в Данилове монастыре игумена устроил, и пренесе той монастырь близ Крутицы, иже и доныне слывет Спасов монастырь, что на новом. А на своем царском дворе устроил протопопа с братиею и причетников. Благоверный князь Иван Данилович в Данилове монастыре игумена поставил (Лет. из Собр. Унд. 1694 года, л. 174). «В лето 6838 (1330) князь великий Иван Данилович заложил церковь каменную на Москве Святого Спаса мая в 1 день, сотворил тут архимандритию и посадил в ней архимандрита первого именем Иван, иже последи Ростову епископ бысть, и сотвори ю честнейшу всех преже бо сего отца его, князь Данило учини архимандрита у святого Данила (Столпника) за рекою, князь же великий Иван преведе и учини близ своего двора» (Лет. собр. Пискар. в Рум. муз. 611 XVII в., л. 271 об.). Из выписанных летописных сказаний видно, что св. князь Даниил Московский начал княжити в Москве в 1272 году. Монастырь Даниловский устроен им: умер 1303 года марта 4 7 и погребен, как сказано в Степенной книге и как видно из надписи, возобновленной Царем Грозным, в Данилове монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Когда в преклонные годы благоверный князь Феодор пожелал завершить свой жизненный путь принятием ангельского образа в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, он поразил горожан добровольным принесением покаяния перед всем миром. При совершении таинства князя, по его просьбе, вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». В чем мог каяться князь? Возможно, снова припомнил он события, случившиеся за четыре года до этого? Тогда, в 1295 году, Феодор Ростиславич едва не стал участником братоубийственной схватки. Тогда на поле Юрьева Толчища сходились как враги родные братья – сыновья благоверного князя Александра Невского: великий князь Андрей Александрович и князь Даниил Московский, поддерживаемый тем, кому надлежало принять впоследствии мученический венец за исповедание Православия, – князем Михаилом Тверским. Феодор Смоленский же выступил тогда на стороне князя Андрея. «Блаженны миротворцы» Даниил Александрович и Михаил Тверской выступали в этом случае как незаслуженно обиженные. Для князя Даниила это был один из самых драматичных эпизодов его жизни. Два года тому назад брат его нарушил заповедь христианского братства – не возгнушался союза с татарами и в 1293 году с «Дюденевой ратью» подверг разорению Муром, Суздаль, Димитров, Коломну, Можайск и Тверь. Силы оказались неравными, не устояла и Москва. Князю Даниилу пришлось впустить противников в город, чтобы избежать полного его уничтожения. И вот теперь возмездие со стороны князя Даниила было бы оправдано в глазах русских людей. Решение спорных вопросов с помощью оружия было в те времена делом обычным, и многие современники князя, не задумываясь, простерли бы руку на неприятельские полки. Но чем, даже при столь явной неправоте князя Андрея Александровича, мог быть изглажен перед Богом грех братоубийства? Сражения удалось избежать, и на Владимирском съезде князей епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели привести стороны к миру.

http://pravoslavie.ru/39438.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010