В картине будут описаны события 1238-1303 годы. 21 марта. ПРАВМИР. 25 марта в конференц-зале «Даниловская» в Москве состоится презентация документального исторического фильма «Миротворец. Святой Даниил Московский». Лента рассказывает о родоначальнике московских князей, собирателей русских земель вокруг Москвыблаговерном князе Данииле Московском. Фильм описывает 1238-1303 годы, сообщает пресс-служба Московского патриархата . В съемках участвовали профессоры исторического факультета МГУ, священники, военные и археологи. Премьера фильма на федеральном канале «Россия — Культура» состоится в ближайшие недели. Торжественная презентация начнется в 16:00. Святой благоверный князь Даниил Московский родился в 1261 году и был четвертым сыном благоверного князя Александра Невского. В два года он лишился отца. Через некоторое время почила и жена Александра — праведная Васса. В 1272 году князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 11 сентября, 2012 7 апреля, 2024 4 апреля, 2024 8 февраля, 2024 6 февраля, 2024 25 января, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 11 сентября, 2012 7 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-sleduyushhej-nedele...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре 19 марта 2016 г. 20:01 19 марта 2016 года, в субботу 1-й седмицы Великого поста, день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. Ваши Преосвященства! Досточтимый отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю со знаменательным событием, с праздником московским и не только московским — днем памяти святого благоверного князя Даниила Московского, в честь которого и была создана сия обитель. Конечно, она создавалась в честь небесного покровителя князя Даниила, но в силу исторических обстоятельств оказалась его обителью. Это был первый монастырь в Москве, и князь Даниил очень его любил. И в отличие от многих других князей, которые местом своего погребения избирали особые, почетные места, он заповедал похоронить себя здесь, в Даниловой обители, на монастырском кладбище, потому что, как известно, принял монашеский постриг и не хотел отличаться от братии. Князь был погребен в этих стенах, однако через некоторое время обитель пришла в запустение и была перенесена в другое место, а здесь оставались приходской храм и кладбище, где стали погребать не только монахов, но и мирян. Так продолжалось до времен Иоанна Грозного, когда в сонном видении одному человеку явился святой Даниил и просил передать царю: почему, когда последний наслаждается всем, что его окружает, князь Московский Даниил пребывает в забвении? Тогда все изменилось: монастырь снова стал развиваться, были обретены мощи святого князя, и с тех пор монастырь воспринимается в Москве, да, наверное, и во всей нашей Церкви как первый в истории города, созданный тщанием святого благоверного и преподобного князя Даниила.

http://patriarchia.ru/db/text/4407803.ht...

Чтобы понять смысл жизни благоверного князя Даниила, лучше всего обратиться к замечательным словам преподобного Ефрема Сирина: «Кто служит ближнему со смирением, тот прославится». Думаю, эти слова могли бы стать лейтмотивом всей жизни святого князя. Это был смиренный человек. Как младший сын великого князя Александра Невского, он получил в удел самое небольшое и незавидное в то время княжество — Московское. Наверное, по логике, которой руководствовались прочие князья, он должен был стремиться усилить свое княжество, сделать его богаче, могущественнее, то есть отнять что-то у других. Собственно говоря, так и строились тогда отношения между князьями и княжествами: тот, кто хотел стать значительнее, иметь больше власти и богатства, нападал на другого, отнимал его имущество, творил беззакония, порой принося в жертву жизнь даже близких родственников. Нередко, особенно во времена, когда жил благоверный и преподобный князь Даниил, подобные беззакония совершались с помощью татар. Тогда они контролировали все, что происходит на Руси, и прилагали немало усилий, чтобы разжигать между князьями междоусобную брань. Но лишь раз князь Даниил первым пошел в бой — против рязанского князя Константина Романовича, который в 1300 году замыслил очень опасный план в отношении Москвы. Войдя в сговор с татарами, он предложил вместе нанести удар по Москве, разрушить Московское княжество и присоединить его к Рязани. Узнав об этом, смиренный, благочестивый князь Даниил понял, что нависает страшная опасность — не над ним лично, а над городом Москвой, над всем народом. Тогда он нанес упреждающий удар и наголову разбил татарское войско — это была первая победа русских над татарами, за 80 лет до Куликова сражения. Князь Константин Романович был пленен, но остался жив, а Москва этим удивительным действием князя Даниила была спасена. Неизвестно, как пошла бы история и стояли бы мы с вами сегодня на этом месте, если бы князь Даниил не провидел тогда всю опасность страшного замысла князя Константина в союзе с татарской ордой.

http://patriarchia.ru/db/text/4614341.ht...

4.8.3. Медаль ордена преподобного Сергия Радонежского носится на левой стороне груди и располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.8.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой зеленого цвета с широкими золотистыми полосами по краям и тонкой зеленой каймой. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.8.5. Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.8.6. Медалью преподобного Сергия Радонежского награждаются клирики и миряне за труды на благо Святой Церкви. 4.9. Статут ордена благоверного князя Даниила Московского 4.9.1. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года. благоверный князь Даниил прославляется Русской Православной Церковью как мудрый правитель, миротворец и устроитель Земли Русской. 4.9.2. Орден благоверного князя Даниила Московского имеет три степени. 4.9.3. Знаки ордена первой степени: 1) Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и вогнутыми внешними сторонами, покрытый белой эмалью. В центре креста – круглый медальон с позолоченной рельефной монограммой «СД» (Святой Даниил) на белом эмалевом фоне. Медальон обрамлен двумя широкими позолоченными лавровыми ветвями. Лавровые ветви у основания соединены небольшой четырехгранной металлической пластиной. Крест с медальоном положен на другой медальон, большего диаметра, покрытый синей эмалью и окантованный выпуклым рантом. Между ветвями креста расположена стилизованная позолоченная надпись: БЛ?ГВ (Благоверный) КН?ЗЬ (князь) ДАНИИЛ? (Даниил) МОСК (Московский). Знак посредством ушка и кольца крепится к орденской ленте. На обратной стороне знака имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: серебро, позолота, холодная эмаль. Размер знака ордена: ширина 55 мм, высота 55 мм.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Примеры родства в русской святости и истории Как на самый ранний пример семейной святости на Руси следует указать на княгиню Ольгу (†969; пам. 11 июля), внуком которой был равноапостольный Креститель земли Русской — князь Владимир (†1015; пам. 15 июля); сыновья его, страстотерпцы Борис и Глеб (†1015; пам. 24 июля), явились первыми канонизованными святыми на Руси. Это первый в истории Руси пример княжеской семейной святости, но не последний. “Так, благоверный князь Глеб Владимирский (†1175; пам. 20 июня) был сыном благоверного князя Андрея Боголюбского (†1174; пам. 4 июля). Замужем за другим его сыном была благоверная царица Грузинская Тамара (†1213; пам. 1 мая). Благоверный князь Михаил Черниговский (†1246; пам. 20 сент.) имел дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (†1250; пам. 25 сент.). На другой его дочери — Марии — был женат благоверный князь Василий Ростовский (†1238; пам. 4 марта), погибший в битве с татарами на реке Сити. Благоверный князь Даниил Московский (†1303; пам. 4 марта) был четвертым сыном благоверного князя Александра Невского (†1263; пам. 23 ноября). На внучке князя Александра, преподобной Марфе (†1300; пам. 8 ноября), был женат благоверный князь Довмонт Псковский (†1299; пам. 20 мая), защитник северных рубежей нашей страны, продолжатель дела героя Невской битвы” 14 . Благоверная княгиня Анна Кашинская (†1338; пам. 2 окт.) до принятия монашества была супругой благоверного князя Михаила Тверского (†1318; пам. 22 нояб.). Но после его гибели в Золотой Орде она, овдовев, ушла в монастырь. Архимандрит Леонид называет его мать, княгиню Ксению, в лике святых града Твери 15 . В Житии преподобного Михаила Клопского (†1456; пам. 11 янв.), канонизованного на Макарьевском Соборе в 1547 году, говорится, как однажды Клопский монастырь посетил князь Константин. Во время трапезы он обратил внимание на чтеца, читавшего книгу Иова из Библии. После трапезы князь сказал «игумену и старцам: “Поберегите его — нам человек той своитин!» 16 . Выяснению его родственныхñâÿçåé ïîñâÿòèë ñòàòüþ Â. Л. Янин. Он пишет: «Таким образом, мы приходим к предположению о том, что “своитин” князя Константина Дмитриевича был неизвестным родословцам сыном Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка и дочери великого князя Ивана Красного Анны Ивановны. Сейчас мы назвали бы его двоюродным братом Константина Дмитриевича, но, коль скоро он был родственником Константина только по женской линии и не носил княжеского титула, генеалогическая этика обозначала такую родственную связь лишь как свойство» 17 .

http://pravmir.ru/o-stepenyah-rodstva/

Владимир Николаевич Киреев. Свято-Данилов монастырь      17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и " родоначальником московского княжеского дома " , по определению русских дореволюционных историков. В Москве во имя святого князя освящен придел соборного храма Семи Вселенских Соборов Даниловского монастыря, основанного им в Замоскворечье, близ Серпуховской заставы. Это - древнейший, самый первый московский монастырь, устроенный в нашем городе в 1282 году. Хотя есть и другая, менее обоснованная версия, что его основание произошло позднее, в 1298-1300 гг.: тогда первым московским монастырем является Богоявленский близ Кремля в нынешнем Китай-городе, также основанный князем Даниилом в 1296 году (см. нашу публикацию от 19 января с.г.). Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь. Свято-Данилов монастырь. Князь Даниил, помня слова своего отца о том, что " Бог не в силе, а в правде " , стремился к миру и миролюбию. Главным делом его жизни было усиление и укрепление Москвы как самостоятельного княжества - уже старший сын св. Даниила Московского, Иван Калита, добился для Москвы ярлыка на великое княжение, и ранее незаметная Москва стала русской столицей до самого времени Петра I. По примеру отца, перед своей кончиной св. князь Даниил принял иноческий чин и схиму и скончался 4 марта 1303 года (ст.ст.). Согласно его воле, князя похоронили на простом братском кладбище устроенного им Даниловского монастыря - " не в церкви, а в ограде " .

http://pravoslavie.ru/103.html

12 сентября отмечает день тезоименитства митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских), постриженный в монашество с именем Даниил – в честь преподобного Даниила Московского – в 1985 году в Троице-Сергиевой лавре. Человек, призванный Богом к монашеству, должен стремиться подражать своему небесному покровителю, и в данном случае можно провести такую параллель: получив в княжение маленькое незначительное Московское княжество, святой благоверный князь Даниил Московский был этим доволен и все свои силы направил на то, чтобы дать мощный импульс духовному и материальному развитию «бедной деревушки». Он, четвертый сын святого благоверного князя Александра Невского, заложил основы возвышения Московского княжества и основал одну из первых на Москве обителей, впоследствии названной Московским Даниловым монастырем. Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви – Южно-Сахалинскую, затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии – Архангельской. Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере, который в одном из интервью он назвал местом притяжения человеческих сердец, где уцелели островки подлинного Духа Божия. Мы побеседовали с Владыкой в преддверии дня его тезоименитства. Путь к «собственности покаявшихся» Владыка, в предыдущем своем интервью «Монастырскому вестнику» – «Святитель Игнатий (Брянчанинов) открыл мне путь к монашескому житию» – Вы поведали, какой переворот произошел в Вашей душе после знакомства с творениями «учителя покаяния», как называют выдающегося богослова, духовного писателя, проповедника, подвижника XIX века. И нашу очередную беседу хочется начать с мысли святителя Игнатия, писавшего, что «от лица покаяния бежит всякий грех» и именно оно отличает «избранников Божиих от сынов мира». Скажите, встречались на Вашем пути люди с непрестанным покаянием?

http://pravoslavie.ru/106286.html

Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из кельи, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Преподобная Зоя Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет. Немного хлеба и воды принимала только раз в день, ложем ей была голая земля. Незадолго до кончины преподобная Зоя – такое имя носила женщина – просила у Господа, чтобы Он открыл ей, принято ли ее покаяние. Во извещение Своей милости, Господь дал ей дар исцеления. Святой же Мартиниан, исцелившись от ожогов, удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, после чего стал вести жизнь странника. Однажды, придя в Афины, он заболел и, чувствуя приближение кончины, лег на пол в одной церкви и призвал епископа, которому Бог открыл о жизни пришедшего странника. После блаженной кончины святого епископ с великою честью предал погребению его тело. Это произошло около 422 года. Память преподобной Зои и святого Мартиниана празднуется в один день. Святой благоверный князь Даниил Московский Дни памяти 17 марта и 12 сентября Святой благоверный князь Даниил Александрович был сыном знаменитого русского героя святого благоверного великого князя Александра Невского и его супруги праведной княгини Вассы. Родился он в стольном граде Владимире в 1261 году. Вскоре великий князь Александр вынужден был в очередной раз отправиться на поклон к татарам в Золотую Орду и на обратном пути скончался. Младенец Даниил остался сиротой на втором году жизни. После раздела отцовского наследства князю Даниилу, как младшему сыну, достался самый слабый и небогатый удел – Московское княжество. Стольным градом Руси был тогда город Владимир. Юный князь Даниил начал править кротко, милосердно и миролюбиво, прислушиваясь к благоразумным советам старших людей.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Закрыть Наследие святого князя Даниила в русской истории Доклад наместника Свято-Данилова мужского монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) участникам конференции " Святой благоверный князь Даниил и его обитель в истории Москвы и России " . 05.09.2003 330 Время на чтение 8 минут Когда Царь Иван Васильевич Грозный и святитель Макарий повелели составить Степенную книгу Царского родословия, то среди жизнеописаний князей Рюриковичей особое место отвели князю Даниилу, младшему сыну великого русского святого Александра Невского. Повествование о благоверном московском правителе в этом первом своде русской истории дано как описание жизни святого - то есть как Житие. Из этого следует, что, хотя князь Даниил и не был прославлен на Макарьевских соборах XVI века, но почитался как угодник Божий. Тогда же Царем Иваном Васильевичем и митрополитом Макарием был возрожден Данилов монастырь. Соборная церковь восстановленной обители, посвященная Святым Отцам Семи Вселенских Соборов, по замыслу Царя и Святителя должна была стать первенствующей в Москве - местом церковных собраний. Задумано так было потому, что устроителем монастыря был царский сродник и прародитель Даниил. Но Царь Иван и митрополит Макарий увидели в кротком Московском князе не только родоначальника династии, созидавшей Московское царство. Они увидели в нем Государя, на многие века определившего содержание верховной власти в России, показавшего идеальный образ русского правителя. Потому и повелели запечатлеть его Житие как образец для будущих владетелей России. Правление князя Даниила было поворотным в судьбе Русской земли. За тридцать лет княжения он подготовил Москву к великому служению - быть сердцем нового государства; воспитал наследника, Ивана, прозванного Калитой, которому передал образ святого управления Землей и завет продолжить начатое дело собирания и объединения разрозненных русских уделов. Чаяния о единой Руси, о сильном централизованном государстве тогда, можно сказать, витали в воздухе - необходимость объединения понимали лучшие князья и святители, понимал народ. Князь Даниил создал условия для того, чтобы эти чаяния стали реальностью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию в день празднования 30-летия возрождения Свято-Данилова монастыря 24 октября 2013 г. 13:18 27 октября 2013 года в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы пройдут торжественные мероприятия, посвященные 30-летию возрождения обители. Праздничное богослужение в Троицком соборе монастыря возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало Божественной литургии в 9.30. Днем в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоится праздничный концерт. Начало в 14.00 Данилов монастырь — самая древняя обитель Москвы, основанная святым благоверным князем Даниилом Московским (1261-1303), младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. На берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, князь Даниил не позднее 1282 года поставил небольшой деревянный храм во имя своего небесного покровителя — преподобного Даниила Столпника. Так было положено мужскому монастырю, который князь содержал на собственные средства. 30 лет правления святого Даниила выпали на трудное время татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц, но свой удел князь приумножил не силой оружия, а благочестием и миролюбием, добровольным присоединением к нему других земель. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, умирая бездетным, завещал ему свои владения. Это положило начало объединению Русских земель вокруг Москвы. 4 марта 1303 года, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, святой князь Даниил скончался. По его завещанию князь был погребен на монастырском кладбище, среди могил простых иноков. После смерти князя Даниила его сын, великий князь Иван Калита, перевел Даниловскую братию в Кремль, в храм Спаса на Бору, а в XV веке обитель была переведена на новое место — Крутицкий холм, ныне Новоспасский монастырь. На некоторое время первый московский монастырь постигло незаслуженное забвение, но в 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, и вскоре он был прославлен в лике святых. После 1917 года в Даниловом монастыре собралась братия, твердо противостоявшая попыткам новых властей влиять на Церковь. В 1930 году монастырь был закрыт, а на его территории разместился приемник-распределитель для беспризорных детей. В 1937 году большинство насельников были расстреляны.

http://patriarchia.ru/db/text/3321427.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010