Есть еще пример, который замечательно иллюстрирует, что князь Даниил никогда не стремился силой отнимать у других земли, или кого-то разорять и убивать — ни для собственного успеха и благополучия, ни даже для процветания своего княжества. В 1302 году скончался Иоанн Дмитриевич, князь Переяславль-Залесский. Он не имел родственников и наследников, но очень почитал своего дядю князя Даниила, преклонялся перед его замечательным примером миротворца и потому завещал ему Переяславль-Залесское княжество, которое в то время было гораздо могущественнее, чем Московское. Вот так князь Даниил своим смирением, как говорит преподобный Ефрем, многое стяжал. Присоединение Переяславля-Залесского стало первым случаем присоединения одного из русских княжеств к Москве, и мы знаем, что именно это событие положило начало будущему объединению вокруг Москвы прочих русских княжеств, становлению и развитию единого мощного русского государства. Смирением и молитвой князь оборонял землю Московскую и одному Богу известным способом воссоединил Москву с другим, более значительным, княжеством, тем самым усилив влияние на всю Русь. Ведь только Бог мог провидеть помышления князя Переяславль-Залесского и, наверное, укрепить его в этой доброй мысли, чтобы процветал град Москва под водительством святого благоверного и преподобного князя Даниила. Вспоминая выдающегося русского государственного деятеля, явившего пример милосердного, мудрого управления своим народом, пример того, как высокие христианские идеалы могут соединяться с государственной службой, мы преклоняем свою главу и сердце перед памятью этого угодника Божиего. Его молитвами да сохранит Господь столицу нашу — первопрестольный град Москву, да укрепит веру живущих в этом граде, укрепит церковную жизнь, потому что пример Москвы имеет очень большое значение для всей страны, для всей Руси и для всего мира. Будем просить святого преподобного и благоверного князя Даниила не оставлять нас своими святыми молитвами. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/4614341.ht...

Наконец, в годы правления Ивана Грозного, сына Василия III, на могиле князя Даниила чудесно исцелился умирающий. Тогда царь повелел установить ежегодный крестный ход к захоронению св. Даниила и служить о нем панихиды. И главное, он восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье, повелев выстроить и освятить новый соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов, стены и братские кельи - и заселить обновленный монастырь иноками. Более того, Даниловский монастырь, прежде подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, отныне вновь стал самостоятельным. Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе. В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария. Монастырская стена, построенная по велению Ивана Грозного, превратила обитель в боевую крепость. В 1606 году князь Скопин-Шуйский провел здесь удачную военную операцию - собрал сюда все полки, а потом вывел и неожиданно окружил неприятеля. В Смутное время поляки сильно разорили Даниловский монастырь, и он выжил в немалой степени благодаря щедрым вкладам, которые дарили ему все цари с Иоанна Грозного в память о своем предке. Святой благоверный князь Даниил Московский По преданию, в 1652 году св. князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу - его повелением 30 августа того же года патриарх Никон с собором епископов в присутствии царя вскрыл гробницу князя, и были обретены нетленными его святые мощи. Много народа исцелилось от них в то время. Святые мощи князя Даниила были торжественно перенесены в соборный храм монастыря и упокоены в деревянной гробнице у правого клироса. Тогда же благоверный московский князь был причислен к лику святых, а празднование ему установлено дважды в год - в марте в память о его кончине и в августе (12 сентября по новому стилю) - в день обретения его св. мощей.

http://pravoslavie.ru/103.html

Архив Пн Главное наше восхождение — от земли на Небо 11 сентября 2017 г. 17:42 12 сентября отмечает день тезоименитства митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил , постриженный в монашество с именем Даниил — в честь преподобного Даниила Московского — в 1985 году в Троице-Сергиевой лавре . Человек, призванный Богом к монашеству, должен стремиться подражать своему небесному покровителю, и в данном случае можно провести такую параллель: получив в княжение маленькое незначительное Московское княжество, святой благоверный князь Даниил Московский был этим доволен и все свои силы направил на то, чтобы дать мощный импульс духовному и материальному развитию «бедной деревушки». Он, четвертый сын святого благоверного князя Александра Невского, заложил основы возвышения Московского княжества и основал одну из первых на Москве обителей, впоследствии названной Московским Даниловым монастырем. Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви — Южно-Сахалинскую , затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии — Архангельской . Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере, который в одном из интервью он назвал местом притяжения человеческих сердец, где уцелели островки подлинного Духа Божия. Корреспондент портала «Монастырский вестник» побеседовала с владыкой в преддверии дня его тезоименитства.  Путь к «собственности покаявшихся»  — Владыка, в предыдущем своем интервью «Монастырскому вестнику» — «Святитель Игнатий (Брянчанинов) открыл мне путь к монашескому житию» — Вы поведали, какой переворот произошел в Вашей душе после знакомства с творениями «учителя покаяния», как называют выдающегося богослова, духовного писателя, проповедника, подвижника XIX века. И нашу очередную беседу хочется начать с мысли святителя Игнатия, писавшего, что «от лица покаяния бежит всякий грех» и именно оно отличает «избранников Божиих от сынов мира». Скажите, встречались на Вашем пути люди с непрестанным покаянием? 

http://patriarchia.ru/db/text/5008137.ht...

В Даниловском монастыре есть надпись о перенесении из места его погребения в церковь Вселенских соборов следующая: «Лета 7160 (1652) августа в 30 день повелением государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси великого государя и святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси, перенесены сии мощи благоверного и великого князя инока схимника Данила Александровича Московского при игумене Иване, еже о Христе с братиею». И из сей надписи не видно о перенесении мощей св. благоверного князя Даниила из Архангельского собора в Даниловский монастырь. – У Карамзина эта надпись не вся приведена. – К сожалению и теперь очень многие из Московских жителей мало знают о существовании открытых мощей св. благоверного великого князя Даниила, первого князя Московского, в Даниловом монастыре. В прологах XIV, XV, 1594 г. Синод. библиотеки и Румянцевского музея, в Иосифовском печатном нет сказания о св. благоверном великом князе Данииле Александровиче, нет его и в больших Макарьевских четьи-минеях, а есть в прологе времен патриарха Никона и теперешних печатных. Но и здесь сказание о нем заимствовано из Степенной книги с незначительными изменениями в слоге. Сей блаженный великий князь Даниил, четвертый сын святого и приснопамятного великого князя Александра Ярославовича Невского, от великого же князя святого и равноапостольного Владимира бысть девятый степень, от Рюрика же вторый надесять степень, иже бысть последний из братии своей, и якоже и прадед его великий князь Всеволод Георгиевич, ихже уподоби Господь древнему царю, Богоотцу же и пророку Давиду, мал бо был и тот в братии своей: тако и сего блаженного великого князя Даниила храняй Господь от пелен матерних, двою бо лет от рождения его оставльшуся ему от святого своего родителя, сего блаженного Даниила избра Господь, и возрасти, и снабде нератуема ни от кого же, ему же и поручено бысть в наследие богоснабдимое державство преименитого града Москвы. Его же и праведное семя возлюби Бог и прослави наипаче, имже благоволи царствовати в роды и роды, аще же тогда царство Московское не толико бысть многовластно, якоже ныне Божиею благодатию всюду обладая, но обаче и тогда сий блаженный князь Даниил ни от кого же ратуем бываше, егдаже некогда и случашеся в братии его и в сродницах междуусобной брани близ державы его воздвигнутися (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что. Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу. Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли. Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, — сказал странник. — Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления. Во времена Ивана Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы. Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год. Расшифровка: Правмир Читайте также:

http://pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovs...

В 1724 г., при перенесении мощей св. кн. Александра Невского из Владимира в с.-петербургский Свято-Троицкий мон-рь (см. Александро-Невская лавра ) 30 авг., в день обретения мощей Д. А., был установлен общий праздник святым Александру Невскому и Д. А. В 1805 г. во имя Д. А. был освящен придел в монастырском соборе в честь св. Отцов семи Вселенских Соборов. Житие и служба На рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. в высших светских и церковных кругах возник замысел создания «Книги степенной царского родословия» - произведения, в к-ром древнерус. история изображалась бы как серия биографий правивших Русской землей государей и где уделялось бы значительное внимание и жизни, и посмертной судьбе членов династии Рюриковичей. В тексте Степенной книги, работа над к-рой была завершена в 1563 г., в перечне «новых чудотворцев» - членов династии Рюриковичей - под 4 марта значилось «Житие преподобнаго великого князя Данила Донскаго [так!], иже на Москве» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 39). В Житие («Иже о блаженном великом князе Даниле сказания») внесены рассказы о чудесах у надгробия Д. А. с кн. Шуйским и коломенским купцом. Степенная книга называет Д. А. «святым», «праведнодержавным» (Там же. С. 315). В сообщении о его рождении он характеризуется как «наследник Русьскому царствию» и «великий князь». Князь прославляется как миротворец, который даже в ходе междоусобиц «бес кровопролития брань утоляше и мир составляше», благодаря чему «ни от кого же неврежена бысть держава его» (Там же. С. 291, 296). Правление Д. А. рассматривается как переломный этап в истории династии Рюриковичей и Русской земли, с ним связывали переход столичного статуса к Москве: «От Всеволода же Юрьевича и до Данила Александровича в Володимери державствоваху. От Данила же на Москве Богом утвержено бысть царствие Русских государей» (Там же. С. 4). Св. князь Александр Невский и Даниил Московский. Икона. Кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИР) Св. князь Александр Невский и Даниил Московский. Икона. Кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИР) Повесть о Д. А. из Степенной книги под 4 марта включена в состав Миней Четьих Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 803), на ее основе была составлена краткая проложная редакция, изданная в 1662 г. (Пролог. Март-Август. М., 1662. Л. 20-21). В кон. XVIII в. митр. Платон (Левшин) на основе Степенной книги, летописей и «Истории Российской» кн. М. М. Щербатова составил новое Житие Д. А. ( [Платон (Левшин), митр. ]. Служба и Житие преподобного и благоверного отца нашего Даниила, великого князя Московского. М., 1791).

http://pravenc.ru/text/171280.html

Святой Даниил отказался от такого образа жизни и от таких действий. Он никогда первым ни на кого не нападал, и даже когда на него нападали, делал все для того, чтобы примириться. С точки зрения тогдашних средневековых нравов он совершал невероятные шаги самоуничижения. Но именно эти шаги и привели к тому, что, будучи князем, он стал святым. Но святость это не синоним слабости, и прекрасным примером тому является отец святого благоверного князя Даниила — святой благоверный и великий князь Александр Невский. Он тоже был человеком любвеобильным, добрым, мягким, но когда нужно было — он обнажал меч и защищал свой народ. То же самое произошло и в жизни святого князя Даниила. Когда Рязанский князь, желая расширить свои владения за счет Москвы, решил захватить Московское княжество, святой благоверный князь Даниил обнажил свой меч и защитил Москву, да так, что наголову был разбит завоеватель. А что дальше? Обычно победитель въезжал в столицу завоевателя, пленял людей, опустошал казну и присоединял земли. Святой князь Даниил ничего этого не сделал, и Рязанское княжество, потеряв возможность нападать на Московское, мирно продолжало свое бытие. Жизнь святого Даниила являет нам удивительный пример того, как святость может реализовываться на любом уровне человеческой жизни, на любых должностях, при любой власти или безвластии. Святым может стать каждый человек — и правитель, и военачальник, и простой солдат, и светский человек, будь то ученый, представитель власти, учитель в школе, нянечка в больнице или сторож на кладбище — любой человек может стать святым. И никакие внешние обстоятельства не могут ему помешать, если он сам себе не мешает. А святость — это есть осуществление Божиего закона в своей жизни. Это не отказ от преодоления неправды, человеческой злобы, агрессии, это не синоним слабости. Это выражение огромной внутренней духовной силы, которая помогает достигать в том числе успеха в земной жизни, потому что перед святым человеком не только открываются сердца людей, но и многие двери, закрытые для людей злых.

http://patriarchia.ru/db/text/4836677.ht...

В этот период происходит борьба за первенство между Москвой и Тверью. И нельзя не видеть в обращении святителя Петра к Москве Промысла Божьего об этом граде, которому скоро суждено будет стать новой духовной и политической столицей Руси. В то же самое время Сарайским епископам приходилось нередко бывать в русских городах, в том числе и в Москве. Для размещения епископа и его многочисленной свиты в столице Московского княжества Сарайскому архиерею необходимо было иметь свое подворье. В далеком прошлом в народе ходило «Сказание о зачатии царствующего града Москвы и Крутицкой епископии», где говорилось о местности Крутицы, на которой святой князь Даниил Московский первоначально решил поставить свой двор. Но отшельник, живший на том месте, отговорил князя от этого, предсказав, что на Крутицах будут храм и монастырь, что впоследствии и сбылось. В то время пришел из Греции в Москву епископ Варлаам и с собою принес, на посвящение церквам, многие части нетленных тел угодников Божиих. Великий князь Даниил повелел ему освятить в 1272 году церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла на горах у Москвы реки. Горы по крутости мест он нарек Крутицкими, а Варлаама владыкою Крутицким. И, вероятно, по смерти епископа Варлаама, святой Даниил Московский, осознавая духовное и государственное значение Сарской и Подонской епархии, подарил место на Крутицах епископам Сарайским. Так возник Крутицкий монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарской и Подонской епархии. Здесь епископы Сарайские останавливались при посещении Всероссийских Митрополитов и Великих князей Московских. Неудивительно, что подворье возникло именно на Крутицах – близ водной (река Москва) и сухопутной (Николо-Угрешская дорога) магистралей. Направляясь в Орду, Московские князья часто начинали путь по Николо-Угрешской дороге. Последующие русские князья также не забывали Крутицкое подворье своими милостями. Получивший в 1354 году ярлык на великое княжение Иоанн Иоаннович (Красный) в своей духовной грамоте завещал значительный вклад «к Святой Богородице на Крутицах, себе в память». Святой благоверный князь Димитрий Донской повторил подобное распоряжение в своей духовной грамоте 1371 года. Существует предположение о том, что Великий князь Иоанн II являлся даже ктитором подворья и основателем Успенского храма на Крутицах.

http://pravoslavie.ru/38349.html

Боговенчанный же и великий князь Иоанн Васильевич, всея России самодержец, виде небрегомо место оно Данииловское, яко забвению подлежимо, идеже бяху честныя мощи блаженного сего и великого князя Даниила, и устави по вся лета сам приходити на место то, такожде и митрополиту со освященным собором и понахиды и службы яже о нем совершати. И повеле церковь каменну (л. 130 об.) поставити, и монастырь воздвигнути, и келлии возградитии и иноков собрати, и общее житие составити, еже и бысть благодатию Христовою и молитвами святого и блаженного великого князя Даниила, его же ради, Христе Боже наш, помилуй нас, ныне и присно и во веки веков. Аминь. В рукописной Степенной XVI – XVII в. собрания Пискарева, 612, в конце сей главы приписано на л. 509 и об.: И еже о блаженном великом князе Данииле сказание еже во древних летописаниях явлено: сие и зде предложи, к сим же да рекутоя и прочая повести иже во днях его содеяшася.-Эти приписки есть и в печатной Степенной 1775 года. Подобное сказание есть в Милютинских Четьи-минеях, в житиях рукописей Ундольского и Румянцевского музея. Л. 131. О зачатии царствующего града Москвы, како исперва зачася. Глава 11 (Л. 139 об.) Приидя из великого нова града в Володимир великий князь Александр Ярославич, и пойде во орду к Батыю, видев же его Батый, удивися (л. 140) величеству и доброте его и, почтив его, отпусти. В лето 6771 (1263), ноембрия в 14 день преставися великий князь Александр Ярославич Невский в схиме, и положен бысть в Володимере в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, сего сынове: Василий, Димитрий и Андрей, Даниил Московский, – и по нем начаша княжити в Российской земле братия и сынове его. В таже лета быша на Российскую землю от татар насилства и зла многа, быша же сынове великого князя (л. 140 об.) Даниила Московского: Юрий, Александр, Борис, Иоанн, Афанасий, – бысть же княжение сынов Александровых и великого князя Даниила Московского лет 40. Сей великий князь Даниил паче возлюби на Москве жительствовати, и созда град Москву паче перваго и жители насели, бе бо добродетелен и нищелюбив по премногу, и к Богу имяше веру велию, и молитвы и слезы велии, и от того времени прославися и паче Москва (л. 141) град, поживеже на Москве великий князь Даниил Александрович, лет 12 19 и преставися в лето 6811 (1303) месяца марта в 4 день и положен бысть в своем Данииловском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Когда в преклонные годы благоверный князь Феодор пожелал завершить свой жизненный путь принятием ангельского образа в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, он поразил горожан добровольным принесением покаяния перед всем миром. При совершении таинства князя, по его просьбе, вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». В чем мог каяться князь? Возможно, снова припомнил он события, случившиеся за четыре года до этого? Тогда, в 1295 году, Феодор Ростиславич едва не стал участником братоубийственной схватки. Тогда на поле Юрьева Толчища сходились как враги родные братья – сыновья благоверного князя Александра Невского: великий князь Андрей Александрович и князь Даниил Московский, поддерживаемый тем, кому надлежало принять впоследствии мученический венец за исповедание Православия, – князем Михаилом Тверским. Феодор Смоленский же выступил тогда на стороне князя Андрея. «Блаженны миротворцы» Даниил Александрович и Михаил Тверской выступали в этом случае как незаслуженно обиженные. Для князя Даниила это был один из самых драматичных эпизодов его жизни. Два года тому назад брат его нарушил заповедь христианского братства – не возгнушался союза с татарами и в 1293 году с «Дюденевой ратью» подверг разорению Муром, Суздаль, Димитров, Коломну, Можайск и Тверь. Силы оказались неравными, не устояла и Москва. Князю Даниилу пришлось впустить противников в город, чтобы избежать полного его уничтожения. И вот теперь возмездие со стороны князя Даниила было бы оправдано в глазах русских людей. Решение спорных вопросов с помощью оружия было в те времена делом обычным, и многие современники князя, не задумываясь, простерли бы руку на неприятельские полки. Но чем, даже при столь явной неправоте князя Андрея Александровича, мог быть изглажен перед Богом грех братоубийства? Сражения удалось избежать, и на Владимирском съезде князей епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели привести стороны к миру.

http://pravoslavie.ru/39438.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010