Я был в восторге от Патриарха Кирилла. В настоящий день Воскресения Лазаря началось воскресение Церкви Палестинской. Этот день есть торжественный и в моей жизни. Вечером навестил меня Базили и между прочим говорил, что задача о водворении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме решена счастливо и что теперь можно увеличить число членов ее четырьмя студентами семинарии и одним иеромонахом из какой-либо общежительной обители нашей, который был бы вместе и духовником русских поклонников и монахинь, поселившихся в Святом Граде. Я догадался, что Патриарх и синод его расхвалили консулу нашу смиренную Миссию. Март 27, воскресенье. Сегодня утром Базили уехал в Бейрут. Бог да сохранит его! Умный он человек и полезный для Церкви. Печ. по изд.: Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки. Т. III. СПб, 1986. С. 579–580. 46. Письмо посланника в Константинополе В.П. Титова к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) Константинополь, Буюкдере 3 сентября 1850 г. Отпуск Преосвященный Владыка, милостивый государь, Покойный Антиохийский Патриарх Мефодий 72 ходатайствовал о разрешении молодому сирийскому уроженцу Спиридону Абута 73 определиться для обучения в Московскую Духовную Академию. Ваше Высокопреосвященство, вероятно, уже извещены чрез духовное начальство о последовавшем на то соизволении нашего правительства. Ныне, отправляя сего юношу в Москву, бывший Константинопольский Патриарх Константий 74 , заведующий здесь делами Антиохийского Престола, обратился ко мне с просьбою снабдить Спиридона Абута рекомендациею к Вашему Высокопреосвященству. Зная заботливость Вашу, Преосвященнейший Владыко, о пользах и успехах единоверцев наших на Востоке по части духовного просвещения, я с удовольствием исполняю просьбу Патриарха Константия и не сомневаюсь, что со свойственною Вам благосклонностью Вы удостоите молодого Абута милостивого Вашего внимания и покровительства. Поручая себя святым Вашим молитвам, с глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

При содействии российского консула в Бейруте Базили (1839-1853) М. обратился за помощью к Синоду РПЦ (Письмо к А. Н. Муравьеву, 13 янв. 1842 г.//РГБ НИОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 48. Л. 7-8 об.), и в бейрутское консульство стали поступать средства из России на организацию школ для православных арабов в Сирии. Так, на 3 тыс. р., пожалованных имп. Николаем I в 1842 г., в февр. 1843 г. было открыто уч-ще в Дамаске. Всего на нач. 40-х гг. XIX в. действовали 3 уч-ща: в Дамаске, Бейруте и Триполи. Эти школы, насчитывавшие по 200-300 учеников, содержались за счет пожертвований, доходов Патриархии и с нач. 40-х гг. за счет субсидий от России и Иерусалимской Церкви. Двухступенчатое образование включало на начальном уровне араб. грамоту, на продвинутом - иностранные языки, основы философии, географии и арифметики. Видной фигурой в окружении патриарха был свящ. Юсуф аль-Хаддад (см. Иосиф Дамаскин , сщмч.), фактически возглавлявший Дамасское уч-ще. Им был выполнен араб. перевод (с греч. версии) «Катехизиса» митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), на основе к-рого велось преподавание в православных и даже в униат. школах Сирии. При финансовой поддержке России была воссоздана правосл. типография в Бейруте (1842), приступившая к печатанию богослужебной лит-ры на араб. языке. Чувствуя заинтересованность российского правительства в делах ближневост. Православия, М. в 1843 г. выдвинул проект открытия на средства России еще 6 уч-щ, реализовать к-рый до начала Крымской войны так и не удалось. Тем не менее в 1846-1847 гг. при Патриархии были учреждены семинария и женское уч-ще, которым руководили монахини из Сайднаи. В 1843-1844 гг. Сирию и Палестину посетил представитель российского МИД и Синода архим. Порфирий (Успенский). С 1847 по 1854 г. он возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме . Российские представители Базили и архим. Порфирий теснейшим образом взаимодействовали с М., выступая посредниками между АПЦ и Россией. Православным Сирии поступала финансовая помощь от российских властей, частных благотворителей.

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Итак, явно было, что он производил это слово от глагола казать, показывать. Когда мы начали выезжать из долины на ровное поле, я указал Феодору последний холм, называемый Латрун, и молвил ему: там родился разбойник. Услышав это, мой собеседник снял с себя шапку и перекрестился. – Почему ты крестишься, не зная кто этот разбойник? – спросил я его. – Как же не перекреститься, – отвечал он, – ведь, он был разбойник. – Знай же, – продолжал я, – это был разбойник благоразумный, – тот самый, который распят был подле Христа и говорил ему: помяни мя, Господи, во царствии Своем, а Христос сказал ему: днесь со мною будеши в раи. Узнавши это, Феодор еще раз снял свою шапку и еще раз истовне перекрестился. Дальнейший путь по равнине мы продолжали молча и перед закатом солнца приехали в Яффу. Я весьма утомился от семидесятиверстного переезда. Июнь 26, Воскресенье. Утро тихо. Морской воздух укрепляет меня. Покойно мне в доме нашего вице-консула Марабути. В Яффе проживают патриархи Иерусалимо-армянский и Сириано-униатский Максим, который, по заверению Агапия, игумена здешнего Греческого монастыря, издержал 3 500 000 пиастров во дни своего патриаршества. Июнь 27, Понедельник. В пять часов пополудни английский пароход, принадлежащий какой-то частной компании, отправился в Бейрут. На нем едут реченный патриарх Максим, подчиненные ему епископы дамасский, захлейский, хауранский, алеппский и хомский, инспектор турецкого карантина, учтивый поляк Жаба, еллинский генеральный консул Стефани и мое грешное Я. Июнь 28, Вторник. В восемь часов пополуночи пароход бросил свой якорь в пристани Бейрута. Я переместился в этот город и остановился в гостинице Батисты. Июль 1, Пятница. Около полудня довелось мне побывать у нашего генерального консула г. Базили. Он читал мне свое отношение к эмиру друзов Эммину о невмешательстве бейрутского паши в церковные дела на Ливане. «Когда марониты избирали себе патриарха и епископа в Бейрут, тогда паша не вмешивался в это дело. Зачем турки домогаются новых прав на Ливане? Я исповедую православную веру, как исповедает ее и государь мой, и потому заступаюсь за обитающих здесь христиан православных. Их 6 000 семейств (30 000 душ). Такое большинство не может быть попираемо. Я не позволю этого». Так писал Базили Эммину по-французски. Он же передал мне следующие вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мысль об учреждении в Иерусалиме постоянной духовной миссии не разделял, очевидно, и наш генеральный консул Базили, рекомендовавший для нее место на Ливане. «Русскую духовную миссию всего бы лучше устроить на Ливане, – говорил консул Базили, при личном свидании с арх. Порфирием на обратном пути в Константинополь, – откуда она могла бы действовать и на Палестину. Потому что по правилам ливанского княжества, русские монахи могли бы купить себе землю и построить монастырь, где угодно, без позволения Порты, как это сделали иезуиты и лазаристы. Ливан есть горнило проповеди и действий религиозных для католиков и протестантов. Здесь же должен быть центр деятельности и православной миссии» 144 . Занимали арх. Порфирия и другие вопросы, относящиеся к святым местам Палестины, например, починка купола над Гробом Господним 145 , доходы святогробские и пожертвования, притекающие сюда из России 146 , и др., но настолько, насколько это было возможно для заезжего богомольца, т. е. случайно и путем расспросов. Уяснив, таким образом, для себя все цели и задачи, которые ему намечало правительство и которые возникли у него самого лично, по побуждениям чисто научного характера, арх. Порфирий дальнейшее пребывание в Палестине признал на этот раз законченным. Тем более, что задуманная им поездка до Трапезунда через Деарбекир и Эрзерум не была ему разрешена посланником Титовым 147 . Арх. Порфирий начал собираться в обратный путь в Константинополь, и только междоусобная война между арабскими племенами из-за дочери Дауда, не пожелавшей выйти замуж за родственника герондиссы лидского архиепископа Кирилла, родственника, не отличавшегося доброю репутацией, задержала его. В это дело был замешен арх. Порфирий, который своим авторитетом московского архимандрита и разрешил его благополучно. 148 Арх. Порфирий, тщетно добивавшийся чести отслужить литургию на Св. Гробе и на Голгофе 149 и получивший это право лишь перед отъездом, но в качестве сослужащего с архиепископом газским 150 , расстался с греческим святогробским духовенством мирно. 3 августа иерусалимский синод в полном своем собрании возложил на него золотой наперстный крест, на фиолетовой ленте, с частью животворящего древа 151 , а 7 августа арх. Порфирий покинул Иерусалим, направляясь через Яффу, Еармил, Акру, Тир и Сидон в Бейрут, для прощального свидания с генеральным консулом и чтобы здесь сесть на пароход, идущий в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

День 16. Кого мучила лихоманка, а меня беспокоил недуг в левом глазе. Сперва на верхнем веке его образовалась шишечка и держалась с полгода, не причиняя боли; потом, когда я, воротившись из Яффы, вздумал мазать ее в каждое утро перегоревшею слюною, она загноилась и начала постепенно уменьшаться, но зато глаз сделался мутен. Я перестал употреблять это средство. Теперь красная шишечка почти исчезает. Но глаз налился кровью. Я не чувствую в нем ни боли, ни рези, однако по велению души лечу его, то прижимая к нему мягкую часть своей руки, что у локтя, то завязываю его платком. При таких способах жар из него выходит потом, а кровь гноем. Aminus sibi medicus, – душа сама себе лекарь. Довольно о моем глазе! Скажем кое-что устами г. Марабути об оке всего Востока, т. е. об антиохийском патриархе. «Когда святогробское духовенство узнало, что он намерен приехать в Иерусалим, спрашивало владыку своего, как должно принять его. Владыка отвечал, что ожидаемый гость останется дома. Действительно, из Константинополя писали к антиохийскому, чтобы он не ездил в Святой Град. Тоже подтвердил ему и г. Базили. Но поскольку его блаженство, как сам о себе свидетельствовал, получил эти внушения уже в пределах Палестины, именно в Акре, то и решился поклониться Гробу Господню и повидаться с своим наставником старцем Анфимом. Когда иерусалимский владыка узнал об этом, написал к своим, чтобы они приняли его по братски и воздавали ему все почести, подобающие патриарху. А от г. Базили получен наказ советовать гостю, чтобы он выехал из Иерусалима, как можно скорее. Совет сей предложен ему, и он думает отправиться отсюда в Бейрут на английском пароходе около 26 дня текущего месяца». Итак, и око всего Востока недугует; и его лечат против воли. Да и хорошо делают. Не заглядывай оно в чужой вертоград, иже есть церковь , а назирай свой собственный. День 18 . Левый глаз мой смотрит веселее. Я продолжаю описание прошлогоднего путешествия моего по Египту и Синаю. Антиохийский же гостил в Вифлееме и завтра едет оттуда в монастырь Св. Саввы. Записываю это не потому, что слежу за движениями его, а потому, что на бытописателя вестя летят, как на ловца зверь бежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Базили не только содействовал Патриарху в деле их обращения, но настоял пред Турецкими властями о смене недостойных начальников и таким образом успокоил всю Хазбею. Трудно найти человека, который мог бы заменить Базили, потому что он глубоко постиг всю политику края и завел сильные связи со всеми властями светсками и духовными, а между тем малейшее невнимание к делу Православия или политическая ошибка может тут испортить дело на многие годы и уронить наше влияние. Весьма благодетельное было дело для всей Сирии – учреждение нашего Генерального Консульства, потому что с тех пор только православные подняли голову и увидели, что над ними есть щит России. До того времени иноверцы делали с ними, что хотели, и доказательством тому служит быстрое распространение Унии; но великое счастие и то, что первый наш консул понял свое назначение и положил хорошую основу для своих последователей; личность на Востоке свыше всего! Но теперь тяжкий опыт предстоит опять Базили; Патриарх так ветх, что на днях должно ожидать его кончины или отречения. Если избрание Митрополита Байрутского произвело столько смятений, чего должно ожидать при избранип Патриарха? Великая Церковь захочет, быть может, вступиться в это дело, памятуя, что и сам Мефодий, и многие из его предшественников были назначаемы ею, по неимению людей опытных и ученых в Сирии; но тогда действительно были люди замечательные в клире Константинопольском, чему свидетелем служит сам нынешний Патриарх Мефодий, а теперь их уже там нет, и горький образец являет из себя Митрополит Байрута. Между тем Греки, по чувству превозношения, желают непременно видеть Грека на Патриаршем престоле, а местные жители – Араба, по чувству неприязни к ним и пробуждающейся народности, не могут равнодушно думать, что между своими единоплеменниками не обретается ни одного достойного занять кафедру Святительскую. Как согласить такое соперничество двух разнородных стихий, в присутствии враждебных и искательных иноверцев? Консул наш желает, чтобы Патриарх еще при жизни своей назначил себе преемника, ибо старец руководится влиянием окружающих, не всегда совестливых советников, но трудно указать человека, на которого мог бы упасть его выбор, так чтобы удовлетворить всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

П.В. Безобразов Записка Базили, переданная арх. Порфирию в Константинополе в 1843 г. по распоряжению посланника Титова 255 (Здесь набросано в беспорядке несколько сведений и замечаний единственно для памяти, прошу не делать из них никакого другого употребления, а полагаться совершенно на те из оных только можно, которые вам удастся проверить на месте собственным опытом). Бейрут есть центр прозелитических происков латинского духовенства. Ревность латин усугубилась с того времени, как протестанты стали заводить училища в Бейруте и в соседних округах Ливана. Как здесь, так и во всей Сирии главным орудием прозелитизма служат училища, а средством – деньги. Православные с некоторых лет не обращаются ни в унию, ни в протестантство, но некоторые отдают детей на воспитание католическим и протестантским миссионерам. Иезуиты не ладят с лазаристами и мне жаловались, что они их преследуют тайно. Лазаристы получают значительные пособия из Франции, как от правительства, так и от частных лиц. Иезуиты располагают также большими суммами в Бейруте, но неизвестны в точности источники. Судя по связям их с сардинским консульством, можно полагать, что сардинский двор их поддерживает. Православные теперь стали бодрее прежнего по многим политическим причинам, и Россия благоприятствует им более других племён, но к несчастью нет между ними людей способных и с влиянием. Митрополит Вениамин человек весьма добродетельный. Он прост в обращении и с первого раза покажется легковерным человеком. Но в нём здравый смысл, опыт и благонамеренность заменяют подобающие званию его учёность и обращение, а мягкость характера и добродушная и бескорыстная заботливость о пастве привлекают к нему все сердца и правоверных и иноверцев. Об училище и типографии он заботится, но не довольно деятельно. Самая трудная часть его обязанностей есть укрощение злоупотреблений сельского духовенства, а если и успевает он в том, то надо приписать это высокому мнению в народе о его святости. Митрополит птолемаидский (в Акре) – человек нрава откровенного; если с ним сблизиться, то можно от него получить много сведений о духовенстве Гроба Господня; но не худо заметить, что он слишком мнительный и всегда воображает, что его не терпят наместники, хотя я уверен, что в Иерусалиме искренно его уважают. Народ также его любит и уважает, но суждения его о делах и его проекты большею частью неосновательны. Между прочим, он пламенно желает построить монастырь на Кармиле, что не только встретит непреодолимые препятствия, но вовлечёт ещё в бесконечные споры с латинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

21 Переход монастыря в руки Иерусалимской Патриархии произошел при Патриархе Досифее (1669–1707). Вследствие оскудения грузинской общины, монастырь сделался легкой добычей многочисленных мусульманских кредиторов. Грекам удалось уплатить долги обители и тем самым сохранить ее за собой. Последние грузинские иноки постепенно растворились среди греческих. 22 Представления А. Н. Муравьева о щедрости Патриарха Иерусалимского, который будто бы «с удовольствием согласится» отдать монастырь русским и грузинам, явно преувеличены. В 1848 г. первый состав Русской Духовной Миссии, прибывший в Иерусалим во главе с архимандритом Порфирием (Успенским) , был размещен временно, на правах гостей, в тесных и сырых помещениях Архангельского монастыря. О передаче русским какой-либо из греческих обителей Иерусалима вопрос даже не вставал. 24 Максим III (Мазлум) – «трехглавый» Патриарх, как его называли российские дипломаты. Избран на архиерейском соборе в Ливане с титулом «греко-католического Патриарха Антиохии, Александрии и Иерусалима» и официально утвержден 31 октября 1837 г. султаном Махмудом II «главою всех католических сект Востока». По примеру греческих Патриархов, Константинопольского и Иерусалимского, Максим избрал местом пребывания Константинополь для удобства обращения к покровительству послов католических держав (прежде всего, Франции), хотя кафедра его находилась в Сидоне, а затем была перенесена в Дамаск. 25 Ни о какой «неприметности» с учреждением Русской Духовной Миссии в Иерусалиме говорить не приходится. Пятью годами позже, когда архимандрит Порфирий (Успенский) прибыл в январе 1844 г. в Иерусалим инкогнито (согласно инструкции МИДа), он был, однако, торжественно встречен у Яффских ворот толпой паломников и духовных лиц, включая официального представителя Патриархии. 26 Очевидно, А.Н. Муравьев в письме к К.М. Базили от 16 июля 1839 г. (письмо, как и весь архив Базили, не сохранилось) излагал ему свой проект создания русского монастыря в Иерусалиме, сформулированный в предыдущей «Записке».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«Вот уже пятый день идет (с 15 февр.), как паша наш получил приказание от Порты признавать никогда нежившего здесь латинского патриарха наравне с прочими патриархами. Я и армянский владыка, мы посылали к [Валерге] этому сановнику Рима своих монахов поздравить его с приездом. Он принял их, а сам до сей поры не приходил к нам. Слышно, что у него есть намерение строить католическую церковь в православном селе Бетжале, что в соседстве с Вифлеемом. «Получено здесь решение Порты касательно униатской камилавки с приложением образца её. Но ваш консул Базили присоветовал мне терпеливо выждать то время, когда сами униаты наденут ее на головы свои. В Бухаресте принадлежит Гробу Господню монастырь Св. Георгия, но недавно сгорел. Погост же его обращен в городскую площадь и народное гульбище. А церковь , однако, оставлена среди площади». Так как речь началась о святогробских имениях в Валахии и Молдавии, то я воспользовался этим случаем и передал собеседнику мнение вселенского владыки об этом предмете, высказанное им мне перед отъездом моим из Константинополя. – «Вселенский просил меня сказать вам, что вы нехорошо делаете, не повинуетесь российскому самодержцу, отказываясь давать молдовлахам небольшую часть доходов с имений святогробских». Это известие смутило патриарха, но он тотчас скрыл смущение свое и поведал мне, что не он один, а и антиохийский Мефодий и александрийский Иерофей, и синайский Константин заодно с ним подписали прошение императору Николаю о невзимаемости налогов с церковных имений в княжествах. О чем была речь после обеда. После обеда его блаженство сказал мне, что латинский патриарх Валерга сидит у консула Базили. А я говорил ему о колеблющейся унии сирийских христиан и прочитал письмо ко мне алеппского митрополита Кирилла и окружное послание униатского патриарха Максима к пастве его о камилавке. Когда я кончил чтение сего послания, грамматикос (делопроизводитель) патриарший, архимандрит Никифор, прочел нам главы о той же ереси в Алеппо, о которой сведение сообщал я, и письмо из Дамаска к игумену Афанасию (из арабов), в котором изложено вот что. Дамасские униаты, получивши послание своего патриарха Максима и образцовую камилавку, собирались по ночам для совещаний, но их собрания запрещены были местным начальством. Они прогнали Максимова наместника из Мухаллесского монастыря и он укрылся в селении Ябруде и оставался там, пока не получил приказание от великого визиря Решида-паши ввести в употребление установленную для аравоуниатов новую камилавку. Узнав это, совещатели решили подать прошение римскому папе на своего патриарха Максима, выразив в нем, что они не признают его своим архипастырем и что если папа им не поможет, то сами они знают, что делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Одесса, 1862. Современное переиздание: М.; Иерусалим, 2007. С. 403–540. 340 Очевидно, автор письма имеет в виду Российскую Академию, созданную в 1783 г. Екатериной II, первоначально с целью создания первого полного лексикографического описания русского языка – «Словаря Академии Российской». Фактически Российская Академия соответствовала по структуре и задачам Французской Академии, сосредоточивая свои труды в области языка и словесности. Членами Российской Академии состояли митрополит Филарет (Дроздов) , поэты и писатели Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин , В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. А.Н. Муравьев был избран членом Академии в 1837 г. В 1841 г. Российская Академия вошла в качестве Отделения языка и словесности в Императорскую Академию наук. 341 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757–1843), митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский с 1821 г. Скончался 17 января 1843 г. 342 Святославский Александр Петрович (ум. 4.01.1856) – секретарь митрополита Московского Филарета (1821–1856). Сын протоиерея Сорокосвятской церкви в Москве Петра Вениаминова, убитого в 1812 г. французами за отказ отдать им ключи от церкви. Окончил Московскую духовную семинарию. 344 Иоасаф (ум. 1874), архимандрит – игумен Лавры св. Саввы Освященного. Родом с о. Крит. Общий духовник греческой Иерусалимской Патриархии. Как писал начальник РДМ архим. Леонид (Кавелин) , также состоявший в числе духовных детей старца, «отец архимандрит пользуется всеобщим заслуженным уважением не только среди своих единоверцев, но и между сынами пустыни бедуинами» ( Леонид (Кавелин) , архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 2008. С. 327). См. также: Пономарев С.И. Игумен Лавры преподобного Саввы Освященного, отец Иоасаф: Некролог//Душеполезное Чтение. 1874. 5. С. 64–80. Греч. ‘ризничий’. 345 Вопрос о правах на святые места, являвшийся на протяжении столетий источником межконфессиональных конфликтов и разногласий, предельно обострился в начале 1850-х гг., когда, поощряемое французской дипломатией, «латинское духовенство требовало Голгофы, Камня Помазания, Вертепа Богородицы, Вифлеемского вертепа и проч., всего счетом четырнадцати поклонений» (цит. по: Базили К.М. Письма в Париж. СПб., 1854). Относительно паллиативного решения вопроса, которому радуется Базили в комментируемом письме, митрополит Филарет писал А. Н. Муравьеву 17 февраля 1852 г.: «Дело о святых местах решено на основании трактатов с Франциею 1673 г. Это должно быть худо для Восточных. Православная Церковь вопиет к министерству , в котором Вы служите» (Письма митрополита Московского Филарета к А.Н. М . Киев, 1869. С. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010