Вслед за помянутым предписанием Вашего Сиятельства поступил сюда новый рапорт из Бейрута, где консул Базили, после дополнительных с иерусалимским духовенством объяснений, представлял о перемене одного из определенных первоначально монастырей, извещая вместе с тем, что греческие духовные старейшины лучше желали бы принять на свое иждивение починку и что вместо турецкого контракта приличнее было бы ограничиться непосредственным на письме условием с Иерусалимским Патриаршим Престолом или Синодом. Между тем наступили прошлогодние политические в Сирии события. Они принудили миссию отсрочить до другого времени исполнение вышеписанных предначертаний министерства. Но коль скоро участь Сирии решилась, я не преминул в начале текущего года войти с Иерусалимским Патриархом в переговоры, происходившие преимущественно чрез архиепископа Фаворского Иерофея, лично известного в России. Свидетельствуя живейшую готовность содействовать без потери времени к исполнению благочестивых видов нашего правительства, с тем чтобы определяемые поклонникам нашим пристанища навсегда были отведены в исключительную их пользу, – Патриарх, однако же, убедительно настоял, чтобы расходы на починку произведены были на счет иерусалимского духовенства, желающего сею малою жертвою доказать свою признательность к многочисленным благотворениям в России. Снабжение монастыря домашней утварью он согласился оставить на попечении нашем. Патриарх отклонил равным образом заключение контракта по турецкой форме. Из числа же назначенных вначале двух монастырей: святого Феодора и святого Авраамия, Его Блаженство предложил вместо последнего монастырь святой Екатерины, с тем чтобы в нем помещать женщин. Полагая, что существенная цель Высочайшего Двора будет вполне достигнута, даже с некоторой для казны экономиею, коль скоро мы получим от Иерусалимского Престола и Синода письменное в таком смысле удостоверение, и что по сей причине бесполезно стеснять Патриарха лишнею строгостью форм, я в начале минувшего марта сообщил г-ну Базили приобщаемые здесь в копии как наши предложения, так равно и патриарший на них отзыв, и предоставил сему консулу, сообразя местные удобства, согласиться с Иерусалимским Синодом о выборе монастырей, а также и о всех прочих распоряжениях к приведению в действо обещаний Патриарха. Вместе с тем я пригласил г-на Базили сообразить наилучшие меры для закупки пожитков, необходимых для пристойного помещения наших богомольцев, и представить мне счет потребных на то расходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Приняв в руководство данные его предместнику неоднократные предписания министерства о совершенном отделении в Иерусалиме мужчин от женщин, коллежский секретарь Базили решился немедленно привести меру сию в исполнение. А как греческому духовенству принадлежат весьма многие монастыри, остающиеся незанятыми, то по его настоянию отведен для помещения поклонниц монастырь святого Авраама, смежный с храмом Гроба Господня и представляющий то важное удобство, что живущие в нем могут сообщаться с церковью и не имеют надобности проходить по улицам, весьма опасным во время заразы. Переведя в оный женщин, консул Базили оставил мужчин в монастыре святого Феодора и, избрав из среды их отставного гвардейского унтер-офицера Туманцева 34 , известного своею доброю нравственностью и благочестием, поручил ему надзирать за поведением поклонников и удерживать их от всякого предосудительного поступка. Сею благоразумною распорядительностью положена преграда существовавшим беспорядкам, и возникавшие прежде на молельщиков наших жалобы в последнее время совершенно прекратились. Свидетельствуя о том, консул Базили изъясняет, что занимаемые ныне поклонниками нашими два монастыря хотя и лучше прочих зданий, принадлежащих в Иерусалиме православному духовенству, но, тем не менее, находятся в совершенной ветхости и едва обитаемы в зимнее время. При существовавших прежде со стороны турецкого правительства строгих запрещениях производить поправки в церковных зданиях, почти все они пришли в разрушение и с трудом поддерживаются единственно для принятия поклонников, ибо число греческих иноков, в прежние годы весьма значительное, ныне очень ограничено. Не имея денежных средств, греческое духовенство, при искреннем усердии к России, не может произвести на свой счет самых необходимых поправок в монастырях святого Авраама и святого Феодора, а потому помещаемые в оных поклонники наши подвергаются влиянию неблагоприятного климата и нередко испытывают тяжкие болезни. В прошедшем несколько человек умерли, несмотря на доставленные им медицинские пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пристань у Смирны. День 27-й. Я в Родосе. На этом острове, по словам здешнего митрополита Иакова, находится 18 000 православных христиан в сорока деревнях. День 30-й. Якорь брошен в пристани Бейрутской. Прощай море! Привет мой Ливану! Отсюда недалеко до Святой Земли. Бог милостив, увидим ее [паки] и водворимся на Сионе. Февраль, день 2-й. Вчера мы после пешешествия по морю у мелководного берега Бейрутского на ногах не своих, а арабских, поместились в просторной горнице архиепископского дома. Преосвященный хозяин, Вениамин, обозревал свою епархию. Но и без него нам было тепло, покойно и не голодно. Сегодня навещали меня попечитель бейрутского училища Нам-Трад и протосингел архиепископа, отец Иоаким иеромонах. От них я узнал вот что. От первого. На содержание названного училища наш консул Базили дает 4000 пиастров, архиепископ Вениамин 5000 п., из доходов кафедральной церкви уделяются 3000 пиастров, а от Иерусалимской патриархии не получается ни один грош. Назад тому полгода, хотелось Траду учредить в Бейруте особую школу для образования судей православного вероисповедания на Ливане, так как они уже допущены Портой, и на содержание сей школы жертвовал ежегодно 1000 пиастров. Но преосвященный Вениамин не согласился на это и уведомил консула Базили, что Трад под предлогом оной школы посягает на доходы ливанских монастырей. Базили сначала и ответил было его преосвященству, но впоследствии разуверился. Однако судейская школа не открыта. В Бейруте православных христиан 5000 душ, а униатов не более 1000, но и у них есть свой епископ. Так же и марониты, живущие в этом городе, имеют своего архиерея. Протестантская миссия состоит под начальством Томсона и Шмита. Шмит очень хорошо говорит и проповедует по-арабски. Протосингел Иоаким сообщил мне другие новости. В Бейруте удерживается древний обычай крестить младенцев накануне Богоявленьева дня. Ежели они родились за два месяца до сего праздника, то родители откладывают крещение их до наступления его, но слабых младенцев крестят тотчас. В сирийских церквах при освящении даров иные священники произносят моление: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа и проч., а иные не произносят. Ατ λγια, – говорил Иоаким, – δν εναι ες τν δρμον, т. е. эти слова тут некстати. Бейрутские иереи перестали брить свои головы и волосы зачесывают по-нашему. Теперь и у детей не у всех выбриваются лбы с оставлением небольшого клочка волос над челом, по подражанию-де отроку Иисусу-назарею. На Ливане уцелели те самые кедры, о которых сказано в Псалтири: их же Бог насади 177 . Стало быть, они еще допотопны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

268 Речь идет об избрании Патриарха Иерусалимского в 1845 г., когда Константинопольский Синод предпринимал усилия провести своего кандидата на Иерусалимский престол и воспрепятствовал избранию архиепископа Фаворского Иерофея, еще при жизни патриарха Афанасия назначенного его преемником. С целью не допустить константинопольского вмешательства российские дипломаты пошли на отказ от «своего» ставленника Иерофея и согласились на выдвижение другого, но непременно иерусалимского, избранника. Им стал патриарх Кирилл II. 269 Сенявин Лев Григорьевич (1805–1861 г.) – дипломат, государственный деятель. На службе в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел с 1822 г. На протяжении почти 20 лет во многом определял политику России на Ближнем Востоке, занимая посты вице-директора Азиатского департамента (1837–1841), директора департамента (1841–1849), товарища министра иностранных дел (1850–1856). Сенатор (1850), член Гос. Совета (1856). 270 Речь идет о митрополите Бейрутском Иерофее, назначенном в Бейрут константинопольским Синодом, вопреки воле народа и самого Патриарха Антиохийского Мефодия. Это «неуместное и обидное, – по оценке Базили, – вмешательство Синода в Константинополе» имело печальные последствия: цветущая до того Бейрутская епархия пришла в полный упадок из-за конфликта ливанских горцев со своим архиереем. Более того – архиепископ Бейрутский стал добиваться избрания его на Антиохийский престол. «Долгом считаю, – писал генконсул К.М. Базили посланнику в Константинополе В.П. Титову, – довести до сведения Вашего Превосходительства, что на днях дошли до меня слухи о происках Епископа Бейрутского Иерофея, дабы стяжать Патриарший сан. Не стану судить о личных качествах сего епископа. Жалостное положение, в которое происки его и его управление ввергли Бейрутскую епархию, самую цветущую из Антиохийских епархий под незабвенным его предшественником, последовательные роковые ошибки, проступки и легкомыслие, коими вооружил против себя даже ту самую партию, которая так упрямо домогалась его назначения противу воли Патриарха, – уже достаточно изображают мужа сего. Еще недавно усталость возженных им в народе страстей внушала всем благомыслящим людям надежду, что наступала пора к примирению с ним горцев, которые доселе его не признают и не дозволяют поминовения его имени в церквах» (донесение К.М. Базили В.П. Титову. Мар-Илиас-Шуер на Ливане, 25 июля 1850 г.//АВП РИ, ф. 180 (Посольство в Константинополе), оп. 517/1, ед. хр. 743, л. 146 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Из более ранних патриархов антиохийских упомянем только о двоих – деде и внуке, Макарии и Кирилле (16481720 г.). Макарий, очень ревностно объезжал свой патриархат с целью между прочим „собрать положенные денежные взносы с своей паствы“, так однажды на такого рода объезд он употребил почти целый год 500 ; о нем известно, что он был богат. А относительно его внука, Кирилла, в одном источнике читаем: „он собрал достаточное богатство частью из доходов престола, а частью из наследства деда его Макария, а остальное из других источников“ 501 . Значит в XVII и XVIII веках Антиохийская патриархия могла быть состоятельною в материальном отношении. – Что касается века, то судя по известиям, относящимся к 40-м годам, материальное положение патриархии было очень неблестяще. Автор сочинения: „Сирия и Палестина“, Базили, утверждает, что „доходы Антиохийского патриархата (указанного времени) простирались до 3 000 рубл. в год, причем половина этой суммы поступала с двух („преклоненных“) монастырей, находившихся в Дунайских княжествах“ (Автор подробно исчисляет, из чего слагался весь доход патриарха). Базили не забывает упомянуть, что бедный патриарх от одного сельского монастыря получал ежегодного взноса по три рубля 502 . Так ли была бедна Антиохийская патриархия, в указанное время, как говорит автор – не знаем: но принимая во внимание то, что Базили – грек и желал покрыть греческих иерархов Сирии и Палестины ореолом убожества (это видно изо всей его книги), а так же и то, что имеем в виду сказать сейчас о материальном положении той же патриархии в это же время и позже, полагаем, что он говорил не всю правду. Преосвящ. Порфи- —620— рий, упоминая о состоянии патриархата того же периода времени (40-х годов), пишет, что „все сирийские монастыри имеют имения и доходы и могут содержать монахов и училища“. При существовании достаточных монастырей, из которых часть была патриаршими, антиохийский иерарх не мог испытывать скудости. Об этом ясное свидетельство находим у того же автора. Его уверяли, что патриарх (Мефодий) из 130 000 пиастров, составлявших годичный доход Белемендского монастыря, брал в свое распоряжение 100 000 503 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П.В. Безобразов Записка о гареме у купола храма Воскресения, представленная 31 октября 1850 года генеральному консулу в Иерусалиме Базили Живоносный гроб Господа нашего Иисуса Христа, заключающийся в храме, который вначале построен был Константином Великим , служит предметом благоговейного почитания христиан. Из всех стран света они стекаются к нему и тут на разных наречиях изливают пред Богом свои молитвы. Эта вселенская святыня, по неисповедимым судьбам Божиим, находится во власти языка, ещё не верующего в Господа Иисуса. Бог ему предал её на время для благоговейного хранения, а не для попрания или посрамления её. Эту волю Божию сознавал первый магометанский властитель св. Гроба, халиф Омар Хаттаб, и потому не дерзнул обратить Святогробский храм в мечеть или посрамить его как-либо. Эту волю Божию исполняли и все последующие халифы. По преданию православного Святогробского монастыря, египетский султан Саладин, изгнав из Иерусалима крестоносцев и латинское духовенство (1188 г.), поместил арабского старшину (шеха) в здании, пристроенном к северо-западной стороне Святогробского храма для наблюдения за поклонниками. (Тогда ключи от сего святилища находились в руках православного духовенства). Поскольку нет в виду письменного свидетельства об этом, вроде приказа сего султана, то нельзя знать, с какими правами и условиями помещён был там сказанный старейшина, и была ли воля Саладина на устроение мечети в вышеупомянутом здании. Что касается до гарема, находящегося на плоской крыше Святогробского храма, то, по всей вероятности, он помещён тут гораздо позже, именно, по падении греческого царства. Ибо доколе оно существовало и имело политические сношения с халифами и султанами, дотоле ни Комнины, ни Палеологи, поддерживавшие все святые места в Палестине, не потерпели бы сего осквернения святыни Господней и устранили бы блудодеяние своим ходатайством. Да и самое здание гаремное по виду представляется гораздо новее пристройки крестоносцев к храму и отличается от неё иной кладкой камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

ч. белые - 30%, метисы - 51, потомки африканцев - 10,6, самбо - 3%. Среди индейцев (3,4%) наиболее многочисленны араваки (0,4, из них гуахиро ок. 0,3%), живут гл. обр. на северо-востоке (деп. Гуахира), паэс (0,3%) живут на западе, чоко (0,2%) - на северо-западе, чибча (0,1%) - на северо-востоке, гуахибо (0,1%) - на северо-востоке, тукано (0,1%) - на юго-востоке и юго-западе, барбакоа (0,1%) - на юго-западе; немногочисленны карибы (юкпа и карихона) - на северо-востоке и востоке, уитото - на юго-западе, салива (салиба и пиароа) - на востоке и др.; кечуа (0,1%) населяют запад К. Государственное устройство К.- унитарное гос-во. Конституция принята 4 июля 1991 г. Форма правления - президентская республика. Главой гос-ва и исполнительной власти является президент, избираемый на 4 года (с правом одного переизбрания). Президентом может быть избран колумбиец по рождению в возрасте не моложе 30 лет. Одновременно избирается вице-президент. Акты президента требуют контрасигнации соответствующим министром. Высший законодательный орган - Конгресс, включающий Сенат и Палату представителей, к-рые избираются на 4 года. Сенат состоит из 100 членов от единого национального округа и 2 сенаторов от индейской общины; Палата представителей (166 мест) избирается по территориальным и специальным избирательным округам (в зависимости от численности населения, наличия этнических групп и т. п.). В состав высшего исполнительного органа входят национальное правительство, президент, министры - члены кабинета и директора административных отделов. Правительство несет ответственность перед парламентом. В К. существует многопартийная система. Ведущие политические партии - Колумбийская либеральная, Колумбийская консервативная, «В первую очередь - Колумбия», Патриотический союз. Религия Ок. 96% населения - католики, 2,6% составляют протестанты, последователи традиц. верований - 0,6%. Представители др. конфессий немногочисленны. Православие В К. имеются приходы Мексиканской митрополии К-польского патриархата (Богота, Медельин, Кукута, Кали, Перейра, Манисалес) и приход во имя прп.

http://pravenc.ru/text/1841810.html

Пришел к нам патриарх Кирилл. Базили советовал ему положить несколько тысяч рублей в наш государственный банк. Но его блаженство отвечал: нечего положить; в казне Св. Гроба, ведь, только 250 000 пиастров; серебра в вещах очень мало – 12 пудов в храме Гроба Господня и 2½ пуда в Крестовой церкви Константина и Елены. Банковые билеты покойного патриарха (Афанасия) известны только по слуху, а фаворский архиепископ Иерофей самоуправно распоряжался доходами с имений в Молдавии и Валахии, так что вовсе неизвестна их численность. Потом патриарх стал горько жаловаться на этого архиепископа, что он не только не повинуется ему, но делает все напротив, игуменов-управителей имений, которые присылаются из Иерусалима, сменяет самовольно и заменяет своими клевретами, не отдает, никаких отчетов в приходах и расходах, не отвечает на деловые письма своего Патриарха и Синода и употребляет все средства к тому, чтобы сделаться здесь патриархом. Консул посоветовал его блаженству отправить отсюда в Константинополь благоразумного и верного архимандрита с надлежащим уполномочием и через него потребовать отчетов от Фаворского. Но я заметил, что архимандриту неприлично судить архиепископа и что неприличие иногда раздражает самолюбие так, что от раздраженного не получишь и ответа, и наипаче тогда, когда он корыстолюбив и богат. По моему мнению, – продолжал я, – гораздо лучше было бы, если бы его блаженство сам, отправился в Константинополь на малое время и потребовал бы отчётов от своего поверенного в делах. Слова мои патриарху были слаще, меда и сота. А Базили призадумался. Полагая, что поездка патриарха в Константинополь в настоящее бурное время представляется ему затруднительной, даже невероятной, я сказал ему по-русски: Наш посланник говорил мне, что патриарх Кирилл может побыть в Стамбуле месяца дватри, но не домогался бы оставаться там навсегда. Это откровение мое пересилило сомнение консула и он тотчас объявил патриарху, что будет писать к министру Титову о крайней надобности быть его блаженству в Константинополе и что министр, вероятно, испросит соизволение на это государя императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

веч.) перерешил вопрос, завершенный накануне в 12 час. ночи, я обратился непосредственно к автору воспоминаний, указав ему на мотивы, которые заставляют сомневаться в возможности такого факта. Ген. Деникин ответил формально: «эпизод с телеграммой имп. Николая II изображен мною совершенно точно со слов покойнаго ген. Алексеева. I т. «Очерков», где об этом говорится, вышел при жизни ген. Юзефовича, бывш. ген.-кварт. Ставки, которому я в свое время сдал этот документ»... Мог бы разъяснить Базили, который, по поручению ген. Алексеева, выезжал на встречу Царя и вместе с ним прибыл в Могилев. Вот что ответил на мой вопрос Базили: ... " Сообщаемое Деникиным должно быть основано на недоразумении. Я сам беседовал тогда по этому поводу с Царем, выразил ему всю скорбь, которую вызвало у нас его решение устранить сына... Может быть, Царь высказал Алексееву сожаление, что не внял его совету отречься в пользу Ал. Ник.» 231 . Совершенно очевидно, что ни утром, ни днем 3-го Царь не думал перерешать того, что установлено было в Пскове. В 2 часа 56 мин. им была послана со ст. Сусанино в Петербург телеграмма новому государю. Она была адресована «Его Императорскому Величеству» и гласила: «События последних дней вынудили меня решиться безповоротно на этот крайний шаг. Прости меня, если им огорчил тебя и что не успел предупредить... Горячо молю Бога помочь тебе и нашей Родине» 232 ... Но допустим на момент психологически невероятное: Царь, действительно, передумал к моменту приезда в Могилев и вручил Алексееву ту телеграмму, которую начальник Штаба не послал «было слишком поздно». Что это? – мотив ген. Алексеева или соображения ген. Деникина? Ни армии, ни стране еще ничего не было объявлено. Опубликование манифеста было задержано, и манифест появился в газетах на другой день одновременно с отречением в. кн. Мнх. Ал. Задержку в осведомлении фронта о положении дел Алексеев считал столь пагубной, что, получив ранним утром сообщение о том, что в Петербурге обстановка изменилась, и что кандидатура Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Прибегнули к мулле, который потребовал 200 тыс. пиастров и с великим трудом согласился на 100 тыс. По надлежащем соображении, найдено приличным отправить в Каир архиепископа Лидийского с помощником секретаря Никифором 309 , кои по прибытии туда повергнули чрез новоприбывшего тогда российского консула, Его Сиятельства Александра Медема, обстоятельства дела сего вице-королю и получили Высочайший бурульди к дамасскому Сериф-паше, дабы сей последний отправил нарочито муэдзина в Иерусалим для приведения в действие гатти-шерифа, и преосвященный Кирилл намеревался отправиться через Байрут в Дамаск, дабы представиться Шериф-паше. Вследствие подобных обстоятельств и по заговору заимодателей, требующих долг, старцы, пребывающие в Иерусалиме, будучи крайне стесняемы, требуют значительного пособия от Его Святейшества, как для уплаты долга, так и на содержание храма Господня и прочих монастырей, – Господь Бог да устроит все по божественной благости Своей! ОР РГБ, ф. 188, картон 6, ед. хр. 7, л. 169–172об. Генеральный консул в Бейруте К.М. Базили (1839–1853) 106. Указ императора Николая I вице-канцлеру графу К.В. Нессельроде С.-Петербург 12 января 1834 г. Отпуск Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Правительствующего Сената господину вице-канцлеру, действительному тайному советнику, члену Государственного Совета и кавалеру графу Карлу Васильевичу Нессельроде. Правительствующий Сенат слушали предложение господина тайного советника, министра юстиции и кавалера Дмитрия Васильевича Дашкова сего января от 5-го числа, в котором изъяснено: Вы, господин вице-канцлер, сообщили ему, г-ну министру юстиции, что государь император по докладу Вашему, в 30 день минувшего декабря, всемилостивейше пожелал соизволить находившегося на эскадре, бывшей под командой вице-адмирала Рикорда, в качестве переводчика Константина Базили принять в службу в министерство иностранных дел с чином актуариуса и с жалованьем по 1000 рублей в год, пока не откроется вакансия для помещения его на какое-либо место в консульстве в Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010