Очевидно, с потребностями её увеличения, а скорее, с желанием увеличить площадь хор связана перестройка собора, предпринятая в 1088 г. князем Всеволодом. Одновременно с двухъярусным нартексом и лестничной башней, возведенными в 1088 г. на западе, появились капелла – придел на юге – и усыпальница – склеп на севере. Внешний облик собора был изменен асимметричными пристройками, имевшими к тому же различные завершения: круглая лестничная башня, выступающая мощным объемом на северо-западном углу храма, увенчивалась конусообразной кровлей и соперничала с завершением самого собора. Нартекс и несохранившиеся пристройки возводились не только в другое время по сравнению с основным объемом, но и другой артелью мастеров. Типология основного объема собора, с мощными, очень широко расставленными опорами и узкими боковыми нефами, заставляет вспомнить классические византийские сооружения X–XI вв. – зальные храмы на четырех колонках (только в Киеве вместо колонок употреблены традиционные для русской архитектуры прямые крестчатые столпы). Поскольку вынос лопаток столпов и отвечающих им лопаток на стенах не так высок, как прежде, столпы воспринимаются как отдельно стоящие опоры, не загромождающие пространство. Главное новшество Выдубицкой церкви относится к хорам: в отличие от ранних построек они здесь не могли быть П-образными. Хоры впервые завершены на западной границе трансепта и занимают лишь ячейку узкого, как и все малые нефы, западного поперечного нефа. В результате того, что хоры не выходили в средокрестье храма, центральное пространство оказалось необычно свободным, ясно читаемым и вертикально выявленным. Вторая новация также определена местом хор: в Выдубицком соборе впервые нет аркад, фланкирующих боковые нефы на уровне хор, традиционных для русской архитектуры начиная с Десятинной церкви и «возвращавших» типологию русских построек к древнему типу купольной базилики. Р. Краутхаймер считает Видубицкий собор первым на Руси классическим крестово-купольным храмом. 172 А. И. Комеч 173 относит храм к постройкам вписанного креста, поскольку западные угловые ячейки не были совершенно свободными. По его мнению, частично закрытой западной зоне отвечало понижение всей восточной зоны, характерное для константинопольских сооружений такого типа. Хоры расположены довольно высоко, а капители, традиционно отмечающие структурные уровни в древнерусских зданиях, проложены здесь не в нижних уровнях под хорами, а в основаниях пят арок над хорами. Общая высотная ориентация, нетипичная для ранних памятников, известна и по константинопольским постройкам рубежа XI–XII вв., например по церкви Христа Пантократора. Освещались хоры окнами, а не главами, поэтому здесь нет традиционного многоглавия и не было традиционного понижения западной части над хорами, поскольку в стенах должны были разместиться оконные проемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Григорий Турский в своем Житии преподобных упоминает третий монастырь, основанный братьями «на территории Аламаннии», обычно отождествляемый с монастырем Роменмутьер (по-латыни «Романов монастырь») в Швейцарии в 45 милях к северо-востоку от первоначального монастыря. Вдобавок к сим главным монастырям по горам были разбросаны многочисленные кельи и пустыньки, превратившие Юру в подобие «Галльской Фиваиды» (или Св. Афонской Горы), несмотря на то, что количество монахов никогда не достигло там египетских масштабов, исчисляясь скорее сотнями, чем тысячами. Среди всей этой бурной монашеской деятельности женщины также стали пленяться пустыней и примером преподобных братьев: первой, кто пришла к ним, была сестра святых – Иола. Как некогда преп. Антонию и Пахомию для своих сестер, (а позже св. Кесарию Арльскому для своей сестры Кесарии), первоначальникам юрского монашества надлежало устроить монашескую общину для своей сестры и последовавших за ней в пустыню жен: «Неподалеку оттуда, на высоком крутом обрыве с господствующей над ним естественной скалой и ограниченным каменным сводом, скрывавшим в себе обширные пещеры, святые, согласно традиции, положили – будучи движимы отеческим расположением – начало общине дев, и приняли на себя попечение о живущих на сем месте 105 монахинях... Здесь блаженные отцы построили базилику, которая не только принимала в себя мертвенные останки дев, но также удостоилась чести содержать в себе гроб самого подвижника Христова – преп. Романа. Столь велика была строгость обычаев сего монастыря, что отрекавшуюся в нем от мира деву, уже никогда не видели вне его, покуда ее не сносили в гроб» (гл. 25, 26). Об этом монастыре известном как «Ля Бальм», впоследствии ничего не было слышно, очевидно он был разрушен во время набегов варваров в V-VI вв. Это была, возможно, первая на Западе женская община в «пустыне», раньше женские монастыри основывались в городах или поблизости от них. Впоследствии неподалеку была основана мужская община, и в настоящее время ее местоположение, примерно в 3-х милях к юго-западу от Сен-Люпицина, также на реке Биение, рядом с городом Сен-Ромен-де-Рош, где мощи св. Романа по сю пору хранятся в приходской церкви. В последующие столетия была и другая женская община в Юре, в Невилль-лес-Данс, зависимая от Кондадиско, возможно, преемственная по отношению к монастырю преп. Иолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

близ Генуи. В Добрудже сохранился народный праздник филипии (11-17 нояб.), середина к-рого (14 нояб.) приходится на память ап. Филиппа и начало Рождественского поста. Праздник особо популярен у крестьян (молятся о том, чтобы не пострадать от диких зверей; ап. Филипп, как и ап. Андрей, считается в регионе покровителем волков). К кон. III - нач. IV в. христ. общины Добруджи управлялись еп. Томисским (Томиса, ныне Констанца - в то время столица М. Скифии) сщмч. Евангелом, который упомянут в Житии преподобномучеников Епиктета и Актиона (BHL, N 2568; Popescu . 1994. P. 92-99). Ок. 300 г. в М. Скифии проповедовал епископ мч. Ефрем (пам. 7 марта), присланный еп. Иерусалимским Германионом (300-314) ( Holubeanu . 2007). Христианство проповедовали как миссионеры, так и использовавшие греч. или лат. язык представители новых церковных центров, образованных на Балканском п-ове. Процесс романизации и христианизации территорий совр. Р. был напрямую связан с присутствием в регионе римских гражданской администрации и армии, мн. представители которых уже приняли христианство. В кон. III в. на севере Добруджи пострадал офицер рим. армии, расквартированной в Скифии, уроженец Фригии мч. Аврелий Гай ( Popescu . 1999). Христианство проповедовали солдаты-христиане 5-го Македонского легиона, к-рый разместил в крепости Троэсмис (Трезмис; на северо-западе Добруджи, на берегу Дуная, рядом с Балтой, ныне на территории коммуны Туркоая, жудец Тулча) имп. Траян (98-117) и к-рый до этого был расквартирован в вост. регионах, уже ставших христианскими,- в Армении, Палестине и Александрии. В первые неск. веков после Р. Х. в М. Скифии пострадало довольно много мучеников. Наиболее ранние случаи относятся к периоду преследования христиан имп. Децием Траяном (249-251) - ок. 30 чел. были похоронены в палеохрист. базилике в Никулицеле неподалеку от Новиодуна (ныне Исакча, жудец Тулча) ( Popescu . 1994. P. 100-106). Ок. 180 мучеников пострадали во время преследований рим. императоров Диоклетиана (303-305), Галерия (293-311) и Лициния (308-324) ( Idem . 1989; Dnil. 1995/1996). Известны имена нек-рых мучеников: Зотик, Аттал, Камасий и Филипп (Никулицел); Адеодат, Александр, Фаустин (Диногетия, ныне Гарвэн, жудец Тулча); преподобномученики Епиктет и Актион (уроженцы М. Азии) и местные жители Кирилл, Тасий (Дасий) и Киндей (Альмирис, ныне Дунавецу-де-Жос, жудец Тулча); Кирилл, Дасий и Фауста (Аксиополь, ныне Чернаводэ, жудец Констанца); Дасий, Маркиан, Максим (Дуростор, ныне Силистра, Болгария) и др. В 362 г. во время преследований, организованных имп. Юлианом Отступником (360-363), погиб солдат-мч. Емилиан .

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Большая дверь в восточной стене его ведет на обширный двор, где видны несколько обломков древних колонн из сиеннского гранита. На этот двор выходят двери школы, аптеки, монашеских келий и приемной залы настоятеля. Чрез другой, меньший двор проходят к церкви Благовещения, построенной в 1620 году на месте древней базилики Елены. Церковь эта средней величины. Четыре большие арки поддерживают свод; мраморная лестница ведет к алтарю, устроенному над подземной пещерой, в которую спускаются также по мраморной широкой лестнице. Пред входом в пещеру находится небольшая комната. В пещере, против алтаря, налево, видны две гранитные колонны, позади которых, по преданию, явился Богоматери благовестник Гавриил. Одна из колонн разбита так, что верхняя часть ее представляется как бы подвешенной к потолку. Очень простой жертвенник украшен картиною Благовещения и окружен серебряными лампадами, а на гранитном полу видны слова: «Verbum caro hic factum est» 82 . Направо от жертвенника входят чрез небольшую дверь в другое отделение пещеры, где также есть жертвенник, прислоненный к главному, находящемуся в предыдущем отделении. Висящая над ним картина изображает бегство в Египет. Несколько ступеней ведут отсюда в небольшую пещеру, иссеченную в скале; она изображает бывшую тут прежде кухню Божией Матери; теперь ее нет здесь более, ибо, по уверению монахов, в 1291 году ангелы перенесли ее сначала в Рауницу, в Далмации, а оттуда в Лоретто, где в настоящее время она представляет величайшую католическую святыню, к которой стекаются многочисленные толпы поклонников. Возле монастыря находится приют сестер милосердия. На северо-западе от церкви показывают также мастерскую Иосифа. Это небольшие развалины древней церкви, по всей вероятности, воздвигнутой крестоносцами… Интересно также видеть так называемую гору Низвержения, с которой назаряне хотели сбросить Христа. Впрочем, предание, придающее такое значение этой горе, не согласно с текстом св. Луки ( Лк. 4, 28–29 ). Гора эта отстоит версты на четыре к югу от Назарета, и потому неестественно, чтобы раздраженные евреи имели терпение вести туда Иисуса, тем более, что и самая гора не представляет крутых обрывов, которые могли быть удобными для их цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Васильевский//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). Прил. 3. С. 259) или «дом и великую стену… в которых жил Заведей и его сыновья Иоанн и Иаков» (Vitae Willibaldi et Wynnebaldi auctore sanctimoniali heidenheimensi/Ed. O. Holder-Egger//MGH. SS. 1887. Bd. 15. Tl. 1. S. 96). Возможно, позднее в К. была построена базилика (ей могли принадлежать золотые тессеры, найденные на участке построек рядом с греч. церковью), и именно ее, как считает Тейлор, показывали паломникам ( Taylor. 1993. P. 273). Нельзя, однако, исключить и того, что сведения о посвящении октогонального храма в течение веков были забыты. Территория с синагогой и домом Петра в наст. время находится в ведении Францисканской библейской школы (Studium Biblicum Franciscanum). Синагога отреставрирована и музеифицирована, а над домом Петра в 80-х гг. XX в. была построена новая католич. церковь ап. Петра (железобетонное сооружение в виде октагонального навеса на мощных опорах, не затрагивающих древний фундамент; освящена в 1990 г.). Навес защищает визант. храм от влияния окружающей среды и дает возможность осмотра его сверху, со 2-го яруса (полы сделаны из прозрачного пластика). Мозаики демонтированы и демонстрируются рядом с октагоном. П. А. Коротков, С. В. Тарханова Археологические раскопки на участке Иерусалимского Патриархата проводились в 1978-1982 гг. по инициативе Израильского департамента древностей и музеев (под рук. В. Дзафериса). Было исследовано 4 участка общей площадью 2 га. ( Tzaferis. 1993). На северо-западе, недалеко от озера, была раскопана массивная структура, состоящая из 2 бассейнов, между ними возвышалась оштукатуренная платформа. Судя по всему, бассейны использовались для хранения свежей рыбы, которую затем выкладывали на платформу между бассейнами для продажи. Вода из бассейнов стекала в озеро по глиняным трубам. С юго-вост. стороны от бассейнов раскрыто большое квадратное здание (13×13 м), в к-ром выделяют 5 стратиграфических слоев VII-X вв. по Р. Х. Планировка здания и его архитектура дают основание предположить, что сначала оно было общественным, затем стало частным; эти выводы подтверждают и находки археологов.

http://pravenc.ru/text/Капернаум.html

Они конкурировали с королевской властью на региональном уровне и претендовали в своих владениях на роль суверенов. После низложения имп. Карла III Толстого (887) основными противниками в борьбе за титулы короля И. и императора являлись маркгр. Фриуля Беренгар I (874-924) и герц. Сполето Гвидо III (883-894). В 887 г. Гвидо претендовал на корону Западнофранкского королевства, и Беренгар, по материнской линии внук имп. Людовика Благочестивого и племянник Карла Толстого, смог получить титул короля И. (888), принеся вассальную присягу восточнофранк. кор. Арнульфу Каринтийскому (887-899). Борьба Беренгара с Гвидо Сполетским (888-889) закончилась поражением Беренгара, установлением контроля Гвидо Сполетского над Центр. и Сев.-Зап. Италией и провозглашением его королем И. (889). В февр. 891 г. Гвидо III c помощью войска заставил папу Стефана V (VI) (885-891) короновать его императором. Королем И. был провозглашен сын Гвидо Ламберт, в окт. 892 г. состоялась его имп. коронация. Недовольные усилением Сполетского дома правители, в т. ч. Беренгар Фриульский и папа Римский Формоз (891-896), призвали Арнульфа Каринтийского свергнуть Гвидо и Ламберта. Несмотря на то что 1-й итал. поход (893) Арнульфа закончился неудачно, в 896 г. он захватил Рим и короновался императором. В том же году он покинул И. Осенью 896 г. Ламберт Сполетский и Беренгар Фриульский заключили перемирие: Ламберт восстановил свою власть над Центр. и Сев. Италией, а Беренгар сохранил владения на северо-западе И. Новый папа, Стефан VI (VII) (896-897), вероятно стремясь угодить находившемуся в Риме имп. Ламберту, провел посмертный суд над папой Римским Формозом, подвергнув осквернению останки покойного, но сам был свергнут римлянами и неск. месяцев спустя убит в темнице. При его преемниках Романе и Теодоре II приговор папе Формозу был аннулирован, его тело перезахоронили в базилике св. Петра, а рукоположенных Формозом клириков восстановили в должности. Собор, созванный папой Римским Иоанном IX (898-900), окончательно оправдал папу Формоза.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Маркиан (конец IVnepbaя половина V в.) уроженец Гераклеи Вифинской на северо-западе Малой Азии, географ, хорошо знавший античные географические сочинения. Его компилятивный труд «Эпитома одиннадцати книг «Географии» Артемидора Эфесского» (античного географа, ок. 100 до н.э., изложившего свои наблюдения во время путешествия вдоль берегов Средиземного моря) фактически является периплом – так древние греки называли описания морских берегов. От других произведений подобного жанра его отличает практическая направленность. Свое сочинение «Перипл внешнего моря» (сохранилось в сокращениях, отсутствуют два раздела) Маркиан написал как продолжение аналогичного труда Артемидора «Перипл внутреннего моря». Византийский географ подробно описал океанское побережье от Ливии до Индии и от Геркулесовых столбов (предгорья Сеуты на африканском и европейском берегах Гибралтарского пролива; по одной версии, Геракл обнаружил их по пути к великану Гериону, по другой сам создал) до Сарматии. Маркиан использовал данные из труда Птолемея «Руководство по географии», в котором приводилось ок. 8000 координат различных географических пунктов по широте и долготе, и из «Геометрии» Протагора. К «Периплу внутреннего моря» прилагалось дополнение (не сохранилось) «О расстоянии достопамятных городов ойкумены от города Рима». Сочинения Маркиана использовались как практические руководства для мореплавания. Марк Эфесский (XV в.) – брат Иоанна Евгеника, богослов, вождь византийских антиуниатов. Он автор собственного жизнеописания, в котором рассказал о своей учебе вместе с братом в «школе студитов» в Константинополе и об изучении античных философов в Мистре. Марк Эфесский резко выступил против Ферраро-Флорентийского собора 14381439 гг., решавшего вопрос о соединении западной и византийской церквей. С 1440 г. он находился в изгнании в Пелопоннесе и в Трапезунде. Главным содержанием богословских сочинений Марка Эфесского стала борьба против унии. Мартирий 1. Храм, воздвигнутый на месте погребения или казни кого-либо из христианских святых. Погребальный характер сооружения, связь с христианской церковной символикой определили его центрическую форму, крестообразный план и расположение алтаря в середине здания. Первые мартирии были построены по заказу римского императора Константина I Великого (306337) в Вифлееме (храм Рождества) и в Иерусалиме (храм Воскресения в форме ротонды – круглого или полукруглого здания с куполом). В них еще были заметны черты античных геройонов и императорских мавзолеев. Как правило, к храму-мартирию примыкала базилика, где совершалось богослужение. Представление о мозаиках и фресках, которые украшали интерьеры мартириев, дает мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, связанный с заупокойным культом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку они руинированы, можно говорить скорее об их плане, чем о конструктивных особенностях; некоторые из них, вероятно, не имели сводов, а были перекрыты деревянными стропилами. Похожие памятники в Ингушетии, Сев. Осетии и Балкарии несомненно принадлежат к груз. архитектурной школе и имеют множество аналогий в Закавказье. Однако то, что храмы с не выраженной снаружи апсидой присутствуют на территории Зап. Алании, возможно, свидетельствует об их принадлежности к аланскому зодчеству. Пик строительства таких храмов приходится на XI-XIII вв. Не исключено, что на северо-западе региона этот тип стал известен в XII-XIII вв., после ослабления Аланского гос-ва. Аланские базилики сохранились только на территории К.-Ч. Они имеют по 3 нефа и по одной выраженной снаружи апсиде. Два таких храма находятся на Ильичёвском городище 3 и 6 - см.: Каминский, Каминская. 1996. Рис. 2-4, 3-1). Храм 3 был построен на месте древнего небольшого зального храмика и представлял собой базилику с изолированными нефами-приделами (согласно грузинской терминологии, «трехцерковную» - см.: Кузнецов. 2002. С. 35-36). Тесные боковые нефы не были предназначены для богослужения: северный был разделен на 2 части, и с востока в нем находился склеп. Устройство нефов и выраженная снаружи апсида отличаются от типологически близких храмов без апсид в боковых нефах (напр., Квемо-Болниси и Ванати в Грузии, Гагра в Абхазии), что вызывает сомнение в копировании плана груз. храма. Отсутствие др. убедительных аналогий изолированности нефов заставляет предположить, что храм 3 был построен абх. мастером по старому плану (типа храма в Гагре), но с учетом форм новой абх. архитектуры X-XI вв., т. е. с выраженной снаружи апсидой (наподобие Абаанта, не имеющего, к сожалению, точной датировки; базилики с изолированными нефами и 3 выступающими апсидами строились в X-XI вв. и в Северо-Абхазско-Сочинском регионе (храмы Абаанта, Леснянская I базилика и на горе М. Ахун). Судя по находкам в храме, он был построен до X-XI вв., но время его возведения остается предметом дискуссии. Сторонники «кавказской» модели (отсутствие обхода с запада и наличие выраженной снаружи апсиды, к-рая в груз. базиликах есть лишь на раннем этапе) датируют его VI-VII вв. (приверженцы еще более ранней датировки находят аналогии с эллинистической моделью). Однако такая ранняя датировка отличается от времени постройки и характера бытования остальных храмов Ильичёвского городища (X-XII вв.), а также не находит подтверждения в истории, учитывая, что базилика была построена на месте более древнего храмика. Вероятно, храм 3 был епископским (как крупнейший на городище) или княжеским (склеп в сев. нефе), однако и первое, и в меньшей степени второе предназначения были возможны лишь после нач. Х в.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

была раскопана поздняя базилика («А» по C. А. Беляеву ), которой предшествовала более ранняя базилика («Б») (рис. 200) 173 . Рис. 199. План раскопок на территории комплекса «базилики на холме». I – археологические остатки ранней базилики (по C. А. Беляеву ) Херсониты выбрали для этого храма очень удачное место, которому самой природой было предназначено доминировать над окружающей территорией. Исследуемый участок представлял собой холм высотой свыше 30 м над уровнем моря, который на западе переходил в ровное плато и круто обрывался на восток и север, в сторону моря. В связи со строительством ранней базилики полезная площадь холма была увеличена за счет подсыпки грунта с восточной и северной стороны. Ширина подсыпки равнялась 5 м, а толщина слоя местами достигала 3 м. До этого здесь стояла позднеантичная жилая усадьба с Рис. 200. Общий вид ансамбля поздней «базилики на холме». Реконструкция С. А. Беляева , Рис. Е. В. Марценюка гончарной мастерской, от которой остались следы обжигательной печи, засыпанной, судя по фрагментам амфор с рифлением типа «набегающей волны», краснолаковой посуды группы «поздний римский С» (формы 1–2), не ранее середины – второй половины VI в. 174 . В 20 м к югу от базилики раскопками C. А. Беляева был обнаружен колодец, в единовременной засыпи которого оказались обломки краснолаковых блюд с крестом, бытовавших до начала VII в., и около ста бронзовых монет, самые поздние из которых были выпущены в правление Юстиниана I (527–565) 175 . Перед строительством базилики строения, как водится, снесли, колодец засыпали, территорию выровняли и даже увеличили площадь холма в северо-восточном направлении. Учитывая циклы бытования керамики, произошло это, вероятно, в последней трети VI в., может быть, даже в начале VII в., а не на два столетия раньше, как полагает C. А. Беляев 176 . Очевидно, она строилась на сравнительно просторной площади, вне зависимости от направления соседних улиц, поскольку ее ориентация четко выдержана на восток, в отличие от прочих херсонских храмов, расположение которых в большей степени зависело от конфигурации сетки улиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находка параллельного экземпляра печати той же матрицы в Сугдее помогает развеять сомнения: она имела-инвокативную крестообразную монограмму с тетрограммой to so doulo и принадлежала некоему спафарокандидату и, вероятно, стратигу «климата Херсона» (spa[tharokon]dida[to kai stratego t]on kflimaton tes Ch]ers[onos]) 2166 . По аналогии c более поздними данными, почерпнутыми из еврейско-хазарской переписки примерно середины X в., пределы фемы могли ограничиваться на западе Херсоном, на юго-востоке окрестностями Алупки – Семеиза, а на северо-востоке доходить до Мангупа и юго-западной части Второй (Внутренней) гряды Крымских гор 2167 . Не исключено, что в процессе организации фемы Климата в 840–842 гг. и несколько позже византийская администрация находилась на наиболее близкой к Херсону крепости на плато Эски-Кермен, поскольку именно там восстанавливается некоторая часть фортификационных сооружений, в частности на западном склоне, ближе к южному оборонительному углу, где Н.И. Репниковым были обнаружены основания сложенных наспех и насухо кладок из тесаных камней, взятых из построек 2168 . Даже если они не имеют отношение к событиям середины IX в., их строительство не выходит за пределы конца этого столетия, когда реконструкции подверглась главная базилика, а у главных ворот в нижней части основного массива скалы и на площадках подъемной дороги были вырублены «пещерные» церкви 2169 . Вместе с многочисленными захоронениями этого времени на территории некрополя они говорят о наличии здесь значительного населения. Вероятно, тогда же, во второй половине IX в., после продолжительного перерыва, ромейскими властями были вновь востребованы оборонительные сооружения ранневизантийской Сюйренской крепости в долине р. Бельбек, на высоком мысу Куле-Бурун у с. Малое Садовое 2170 . Чуть раньше середины IX в. велось также строительство второй оборонительной линии цитадели на Бакле. Здесь была возведена новая облицовочная кладка ранней оборонительной стены из хорошо отесанных каменных блоков на известковом растворе, и в той же технике сооружены панцири второй куртины, а в месте стыка обеих куртин появилась новая прямоугольная башня 2171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010