Всякий верующий есть избранник Божий, получивший от Бога высокий дар веры. Однако именно в силу этой богоизбранности ему предстоит своей жизнью соделать очевидной истину бытия Божия для окружающих его людей. Чем-то вроде проповеди должна отзвучать его жизнь, чистая и простая: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Стих 16). Стихи 17–18. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить… ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Правоверные иудеи были строгими ревнителями закона Моисеева. Учение Христа могло вызывать у них опасение: не окажемся ли мы нарушителями Моисеева закона, если доверимся этому новому учению? За законом Моисея стоит несколько тысяч лет, он освящен великими событиями древности. Не погрешим ли мы против Синая, если доверимся новому Учителю из Галилеи? Христос предваряет эти возможные и по-человечески понятные тревоги словами: “не нарушить пришел Я, но исполнить”. (В подлиннике употреблено греческое слово со смысловым значением “завершить”, “закончить”.) Христос напоминает о преходящем характере Ветхозаветного закона, о его пророческой обращенности к новому времени. Действительно, Ветхий Завет отнюдь не удовлетворил всей религиозной жажды человечества, не дал путей, ведущих к святости; Он был лишь длительным периодом подготовки и ожидания более полного и совершенного религиозного Откровения. Древние пророки, приоткрывая непроницаемую завесу времени, предвозвещали своим современникам и их далеким потомкам приближение этого нового времени. Своими пророчествами они указывали на главное действующее Лицо новой религиозной эры, в своих писаниях они предначертывали образ Его искупительного служения миру, Его индивидуальные черты. Знали ли иудеи о таком преходящем характере Ветхого Завета? Безусловно. И “верхушка” иудейского общества, и простые люди Палестины в то время находились в состоянии напряженного ожидания Мессии. Евангелие передает нам эту неповторимую атмосферу всеобщего ожидания. Стих 19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

http://azbyka.ru/nagornaya-propoved-spas...

Втайне читая Евангелие, я вновь испытывал в сердце знакомое чувство внутреннего разлада – его ключевые положения находились в явном противоречии с моими мусульманскими верованиями. Трудно правоверному мусульманину не прийти от них в замешательство, но зато какая глубина в следующих словах Иисуса, как тревожат они душу и какие мысли рождают! «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”(Ин:14:6). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”( Ин.17:3 ). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими”( Ин.1:12 ). «Кто любит Меня, тот соблюдает Слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Я не знал никого, кто мог бы объяснить мне значение этих стихов, но продолжал просить Господа быть моим проводником. Скованный любовью Боль утихла, и раны мои зажили, но следы христианской любви и влияние книг остались. Я вновь чувствовал стремление возобновить дружбу со своими христианами и решил поскорее встретиться с ними. Когда я отправлялся в миссию, меня заметили родственники и друзья. В тот момент я так испугался, что твердо решил больше не возвращаться домой. Встретившись с миссионером, я поделился с ним своими мучениями, показал многочисленные шрамы – следы избиений – и попросил его помочь мне добраться до Майсора, где жила моя замужняя сестра. Сестра любила меня, и я не сомневался, что они с мужем позволят мне остаться у них. Однако миссионер все же посоветовал вернуться домой, сказав, что я смогу уехать только, когда повзрослею, а до тех пор мне следует спокойно жить дома, возрастая в вере и любви и оказывая благотворное влиянье на семью и друзей. Он заверил меня, что Бог не оставит меня Своим заступничеством и всегда будет моим Спасителем, защитником и другом. В ту пору я был в седьмом классе. Когда наша беседа подошла к концу, уже наступил вечер, и я, побоявшись один возвращаться домой, попросил разрешения остаться на ночь в читальном зале христианской библиотеки. Следующий день я тоже провел там с моим другом К.Р.Джорджем. Некоторые из наших соседей знали, что я отправился в христианскую миссию, и явились туда с полицией, чтобы забрать меня. Они потребовали от библиотекаря немедленно выдать меня и даже обвинили его в похищении несовершеннолетних. На это мой друг ответил: «Алави находится здесь по своему собственному желанию. Вы можете его забрать, но только больше не бейте мальчика». На подмогу к своим друзьям-христианам пришли несколько мусульман, работавших в миссии, и между ними и моими преследователями началась перепалка. Пока они спорили, я выбежал из дома через заднюю дверь и направился к протекавшему поблизости каналу, сделав вид, будто я просто решил искупаться.

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

(гл. 40–47). В безмолвии слушайте меня острова... Кто воздвиг с востока того, которого называют праведным, куда не ступит нога его? Он передал ему народы и низложил царей пред ним, он обращает их меч в прах, их лук – в солому. Он будет преследовать их, пройдет с миром по дороге, по которой ничьи ноги не проходили. Кто сделал и совершил это? Я – господь первый, и с последним тот же самый. Острова видели и ужасались... Кого я воздвиг с севера, тот и пришел; от восхода солнца он прославлял имя мое; он попирает правителей, как смесь для кирпича, и, как горшечник, топчет глину... вот раб мой, которого я держу за руку, избранный мой, которому благоволит душа моя. Я возложил на него дух мой, он принесет правду народам... он будет производить суд по истине, не утомится и не удалится, пока не утвердит правосудие на земле, и его ожидают острова»... Таким образом, Киру усвояются качества Мессии; пророк даже называет его по имени (гл. 45): «Так говорит господь, помазанному Киру: я держу его за правую руку, чтобы повергнуть народы пред ним, и я распояшу чресла царей, чтобы двери были открыты пред ним и ворота были не заперты. Я пойду пред тобою и сравняю холмы, сломаю медные двери и сокрушу железные запоры. Я отдам тебе хранимые в темноте сокровища и скрытые богатства, чтобы ты узнал, что я – господь, называющий тебя по имени, бог израилев. Рада Иакова, раба моего, и ради Израиля, избранника моего, я называю тебя по имени. Я величаю тебя, хотя ты меня не знаешь. Я – Иегова, и нет другого, кроме меня, нет бога. Я препоясал тебя, хотя ты меня не знаешь, чтобы узнали у восхода солнца, и на западе, что кроме меня нет»... Последние слова были в то же время в устах пророка доводом против тех, которые не могли понять, каким это образом избавителем, является иноплеменник, почему Иегова не избрал своим орудием правоверного. Пророк дальше обращается к таким иудеям: «Я, господь, творю все это. Горе препирающемуся с создателем своим... Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» Горе тому, кто говорит отцу: «что ты рождаешь?».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» ( 2Пар. 20:6 . Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией (« Лк. 21: 19 ), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он – Владыка над народами» ( Пс. 21:29 . Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий , Юстиниан, св. царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!» ( Ис. 10:5 . Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» ( Ин.19: 10–11 ). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Отк. 13:5 . Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 . Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти. Означают ли слова пророка Иеремии (31,36), что ореол богоизбранности над еврейским народом вечен? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Чтобы понять приведенное в письме место, надо обратиться к предшествующим стихам: « Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Для того чтобы доказать вам справедливость этих слов, вернее проиллюстрировать их, я расскажу вам об одной исторической детали, скорее всего, вам неизвестной. Слово «патриот» пришло к нам из французского языка. Французские революционеры после своей Великой революции пытались, как бы мы сейчас сказали, экспортировать свою революцию в соседние страны. И желающие распространять с оружием в руках революционные идеи в европейских странах назывались патриотами. Мы же сейчас употребляем эти слова почти в противоположном смысле. Понятия «патриот» и «патриотизм» не так однозначны, как мы их понимаем. Мы забываем о том, что может быть патриотизм православный, а может быть и коммунистический, и нацистский и так далее, как некогда для французов он был патриотизмом революционным. Рахав поступила вопреки представлениям о том, что своя нация, свой народ ценны сами по себе. Для нее самым важным была истинная вера, любовь к Богу и к носителям этой истины – правоверным людям, а таковыми в то время были израильтяне, члены ветхозаветной Церкви, представители неповрежденного богопочитания. Духом Рахав оказались ближе к ним, чем к своим соплеменникам. Мы не знаем, по каким причинам она вела порочный образ жизни, но ее любовь к истине проявилась в том, что она помогла еврейским соглядатаям и таким образом примкнула к их племени. Израильтяне в то время были, выражаясь понятным нам современным языком, «православными». Рахав оставила свой заблуждающийся народ и была принята в Церковь . Когда посланцы царя ушли, Рахав тайно выпустила соглядатаев из окна на веревке. Три дня они скрывались на горе, в пустынной местности, пока их разыскивали посланцы царя. Не найдя их, царские люди вернулась обратно, и тогда разведчики возвратились в свой стан и рассказали обо всем: и о страхе, который господствует над врагами народа Божия, и о том, как помогла им блудница Рахав. Рахав собрала у себя в доме всех своих родственников и вывесила из окна, как договорилась с соглядатаями, червленую вервь, то есть красную веревку.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Другим довольно известным примером из Библии является употребление слова «мир» для обозначения не только реального физического мира, но также и всех людей, живущих в нем. Стих Ин 3:16 («Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…»), вероятно, является наиболее известным случаем такого словоупотребления, однако в НЗ есть и другие аналогичные употребления, например: «Заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом» ( Рим 3:19 ). Третья подгруппа внутри отношений протяженности – это логические отношения, которые можно назвать также причинно–следственными отношениями. Это касается такого словоупотребления, когда причина определенного события или действия обозначается через результат этого действия или наоборот. Название «причинно–следственные отношения» используется для обозначения и других, более тонких семантических отношений, построенных по ассоциативному принципу. Сюда входят основные, производные, агентивные, материальные и инструментальные причины. Так, в истории обезглавливания Иоанна–Крестителя, царь Ирод выступает в качестве основной причины действия; солдат, который фактически исполнял казнь, представляет посредствующую или производную причину, а меч солдата – инструмент. Эти тонкие различия не учитываются нами в дальнейшем изложении, и все они объединяются общим понятием «причинно–следственные отношения». Во время знаменитого апостольского собора в Иерусалиме ( Деян 15 ), где разбирался вопрос относительно обрезания христиан из язычников, апостол Иаков выступил с речью и предложил, чтобы таковые христиане воздерживались от особенно богопротивных и оскорбительных для правоверных иудеев деяний. Свое предложение он подтвердил ссылкой на то, что " закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (ст. 21). Как мы видим, в Синодальном переводе слово «закон» набрано курсивом, в то время как в греческом оригинале просто сказано «Моисей». Имя собственное «Моисей», конечно же, в большинстве случаев указывает на на конкретного библейского персонажа, однако в речи Иакова оно использовано в значении «написанное Моисеем», что читается и проповедуется в синагогах каждую субботу. Таким образом, слово «Моисей» одновременно обозначает и человека, и его слова. Мы видим, что между первым и вторым имеют место причинно–следственные отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

Другими словами, понятие «нечистоты», переходит из понятия чисто телесного, связанного с естественными процессами (в т.ч. различными выделениями нашего естества) в духовно-нравственную, этическую плоскость. «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» - говорит Бог апостолу Петру перед тем, как отправить его проповедовать в дом Корнилия сотника, фактически отменяя иудейский запрет входить правоверному в дом к язычникам (Деян. 10, 15). Апостол Павел пишет еще более прямо: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим 4:4). Итак, по мысли апостола Павла, можно видеть что и в человеке, как «венце творения» все хорошо, и естественные процессы нашего организма не могут отлучить нас от Бога и Его Благодати. В сегодняшней практике посещения православными женщинами храма и участия в Таинствах мы видим две тенденции: одна практика предполагает, что в периоды месячных женщина может посещать храм, прикладываться к кресту и иконам, принимать просфору и святую воду, однако должна воздержаться от Причастия. Другая тенденция также допускает молитву дома и в храме, однако предполагает не прикасаться с святыням (кресту, иконам, мощам), не вкушать святую воду с просфорой, и, также, не рекомендует причащаться. Важно отметить, что в данном вопросе все же желательно следовать рекомендации своего духовника (или приходского священника): священник, поставленный  Церковью для руководства народа Божьего в Таинствах, лучше всех поможет прихожанке выработать правильный подход в данном вопросе. Праздники, когда ходят на кладбище Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии Если речь идет про церковные праздники, то православные люди в большие праздники на кладбище не ходят. Конечно, речь не идет о ситуациях, когда в этот день похороны человека или иная необходимость.

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

Евангельское учение о самарянах и есть евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» (Ин. 8: 48). Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается, насколько возможно, отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2: 6–7). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер – как это было и у Христа Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 19–22). Апостол Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями, этими последовательными врагами Христа и христианства: однажды апостол написал о себе: «Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Фил. 3: 5). Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления апостола Павла с заблудшими, иногда это доходило и до самоотречения во Христе – так, апостол писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 3). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира, «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3: 19). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер – как это было и у Христа, как это было и у апостола Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16).

http://pravoslavie.ru/92077.html

Если все религии, включая христианство, до «эпохи иеговизма» объявляются ложными, то за что же тогда осуждать прежде живших, если они ходили во тьме безбожного неведения? И в чем тогда смысл и значение эры Новозаветной благодати, если слова Спасителя о проповедовании Евангелия во всем мире сектанты в буквальном смысле относят только к концу минувшего и нынешнему веку? И как правоверным иеговистам следует понимать весть о всеобщем Воскресении, когда все, пребывающие во гробах, «услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения « ( Ин. 5:28–29 ). Не есть ли это прямое свидетельство того, что после воскресения из мертвых ни праведникам, ни грешникам не будет дано что-либо изменить в своем состоянии. «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом,– читаем в Откровении Ионна Богослова о Страшном Суде, – и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые По написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим ( Откр. 20:12–13 ). Пред нами открывается картина единовременности Страшного Суда, основанием коего будет совершенное людьми в земной жизни, ибо сказано: «мертвые судятся по написанному в книгах», за совершенные деяния. Этому противоречит догматика иеговистов, утверждающая, что во время тысячелетнего царства грешник, пожелавший воплотить свои нечестивые намерения, немедленно будет наказан смертью. Никак не соотносится со Священным Писанием и хронология сектантов, ибо грядущий Суд на основании раскрытых книг произойдет, «когда окончится тысяча лет» ( Откр. 20:7 ) и сатана будет освобожден из темницы своей и явится для обольщения народов, находящихся на четырех углах земли ( Откр. 20:7 ). Отметим также, что 7-й стих 20-й главы Откровения предшествует стихам с 11-го по 15-й, эта последовательность еще раз указывает, что Страшный Суд будет иметь место в конце тысячелетнего царства. Иеговисты, однако, полагают, что суд будет твориться в продолжение всего тысячелетия. Впрочем, в своем свободном поиске истины «свидетели» все дальше отходят от Священного Писания, заменяя его «инструкциями от Иеговы».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Восхваляется пастырская забота Аттика в деле исправления пелагиан 2 . Поэтому, Господин, я не должен сомневаться, что Ты получишь мое письмо с радостью, однако по праву любви я с еще большим упованием и с большим усердием прошу написать мне ответ, который Ты должен был прислать мне и не прислал, хотя я и рассматриваю письмо, присланное Твоим Блаженством единодушному со мною брату 34 как присланное нам обоим. Из него я с радостью узнал, что Твоя Святость с пастырской заботой поступает так, чтобы не только исправлять извращенность некоторых пелагиан, но и быть бдительным против их уловок. Влечение брака нисколько не является диавольским 3 . Подлинно, нет ничего удивительного в том, что они клевещут на правоверных (catholicis) всякий раз, когда усиливаются таким вот образом отразить то, что говорится с целью опровергнуть их ядовитые учения. Ибо кто из правоверных защищает от них истинную веру настолько, что отвергает брак, который благословил Творец и Создатель мира? Кто из правоверных стал бы утверждать, что влечение (concupiscentia) брака связано с диавольским действием, когда именно посредством его, даже если бы никто не согрешил, стал бы распространяться род людской, чтобы исполнилось оное благословение: плодитесь и размножайтесь 35 ? Грехом человека, в котором все согрешили 36 , это благословение – настолько очевидное, настолько удивительное и достохвальное, что у всех перед глазами, – нисколько не утратило действия своей благости, проявляемое в плодовитости природы. Кто из правоверных не превозносит действие Божие в творении всякой души и всякой плоти и, при созерцании их, не воссылает песнь 37 Создателю, Который не только тогда, до грехопадения, сотворил, но и теперь еще творит все хорошо весьма 38 ? Пелагиане нечестиво учат, что младенцы не имеют нужды в Крещении 4 . Но они [пелагиане] в своем уже извращенном уме, в своей гибельной слепоте смешивают зло, которое вошло в природу как наказание за провинность (merito culpae), и добро, [изначально] присущее природе. Они восхваляют Создателя людей таким образом, что отрицают необходимость Спасителя для младенцев, будто последние не имеют никаких грехов, как утверждает их достойное осуждения учение. И они думают, что смогут подкрепить это свое нечестивое заблуждение восхвалением брака, утверждая, что и брак будет осужден, если будет осуждено рождаемое из него потомство в том случае, если оно не возродится [в Крещении]. На самом деле они не понимают, что одно дело есть благо брака – благо, которого даже после грехопадения брак не утратил, и другое дело есть первородное зло (originale malum), которого брак ни тогда не совершил, ни сейчас не совершает, но находит его уже совершенным и использует его благим образом, когда совершает в нем не то, что доставляет удовольствие, а только то, что приличествует 39 . Они [пелагиане] не хотят принимать этого во внимание из-за своего заблуждения, которое они предпочитают защищать вместо того, чтобы его остерегаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010