Марина Цветаева много размышляла о соотношении исторического и поэтического, о поэтическом переосмысливании истории. Она соотносит «Капитанскую дочку» и «Историю Пугачева» А.С. Пушкина, резонно удивляясь тому, что повесть написана два года спустя после истории. Значит «последнее слово о Пугачёве в нас всегда за поэтом». Вопрос: «Какой же Пугачев настоящий?» - просто неуместен, так как поэтическое и историческое не находятся в альтернативном положении. И тому и тому есть место в нашем сознании. Поэтическое осмысление – это вовсе не произвол, где можно «самого малодушного из героев сделать образцом великодушия». Нет, не можно! Пушкин изобразил народного героя таким, каким он был, каким был и остался в народном сознании. А вот характеристика Пугачева, данная самой Мариной Цветаевой, поразительна: «Пугачев, будучи раскольником, никогда не ходил в церковь, а в минуту казни – по свидетельству всего народа – глядя на соборы, часто крестился. Не вынес духовного одиночества, отдал свою старую веру». Точнее было бы сказать, что он был не раскольником, а старовером. Раскольниками были как раз те, кто обвинял их в расколе. Староверы – это те, кто устоял в правой вере. И в церковь ходили, свою старообрядческую, и веру хранили. Здесь Цветаева спутала «раскольников», как их называли, с еретиками или сектантами, которые в церковь не ходили. Да и понятно, ведь столько времени, два с половиной века, официальная синодальная Церковь учила христиан как состязаться с раскольниками, то есть правоверными христианами. А это ведь – главное для понимания облика Пугачёва. Пугачёв был правоверным христианином, а потому, крестясь, никому «отдавать» свою старую веру не мог. Наоборот, его крестное знамение перед казнью, перед смертью, свидетельствует о крепости его веры. Особенно несправедлива Марина Цветаева к Екатерине Великой: «Основная черта Екатерины – удивительная пресность», словом – «белорыбица». В самом деле, никаких бунтов не устраивала, а наоборот, подавляла их. Какая «пресность»: «Ни одного большого ни одного своего слова после неё не осталось». Что касается слова, то императрица его как раз оставила. Не говоря уже о её делах.19 апреля 1783 года Екатерина II провозгласила манифест о бескровном присоединении Крыма (Тавриды) и Кубанской области к России. Прекратила на Чёрном море пиратство и работорговлю, сделала безопасным море для всей Европы. Вклад же её в историю – и организаторский, и личный поистине бесценен.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/11/...

Могло ли такое быть? Как известно, к концу XII в., точнее в середине 80-х годов «Киев не только утратил свое значение столицы (“матери”) всех городов, но даже лишился суверенных прав в собственном княжестве. Киевского княжества как государства более не существовало, так как городом Киевом владел в интересующее нас время (середина 80-х гг. XII в.— А.У.) один князь..., а землями Киевщины — другой» . В Киеве княжил Святослав Всеволодович до своей смерти в 1194 г., а Киевскими землями управлял в то же время Рюрик Ростиславич. Практически закат былой славы Киева как центра Русской земли начался с его разорения в 1169 г. Андреем Боголюбским. Затем Киев часто стал переходить от одного князя к другому. Батыево нашествие завершило этот процесс, но не только потому, что Киев был фактически разрушен до основания и истреблены его жители (Михаил Черниговский по возвращении в Киев в 1245 г. не смог даже жить в нем), а и потому, что с этого момента Киев перестал быть центром русской православной церкви — митрополичьим городом. Еще в 1239 г. (1240) митрополит-грек Иосиф покидает Киев перед угрозой монголо-татарского нашествия, а в 1243 г. князь Даниил Романович назначает «печатника» Кирилла новым митрополитом “всея Руси”. Именно ему, по моему мнению, и принадлежит первая редакция «Летописца» . Но тогда выражение Русская земля — в широком смысле — обретает под его пером новое звучание и значение для XIII века. Кирилл писал свое сочинение, будучи уже названным митрополитом “всея Руси”. И для него, естественно, Русская земля не ограничивалась только Киевским, Черниговским и Переславльским княжествами. Для него Русская земля — это тот географический ареал, на котором проживают православные христиане. Он называл «христианами» католиков, венгров и поляков, но всегда отличал их от православной Руси, наравне с языческой Литвой и ятвягами. Поэтому его понятие Русская земля было гораздо шире устоявшегося в XII в. и включало в себя помимо традиционно называемых в XI-XII вв. центральных территорий еще и Галицкое, Волынское, Смоленское и др. княжества. Фактически он подразумевал всю территорию восточных славян, говоря о Русской земле. Описывая западных соседей Русской земли, он повествует о венграх, поляках, чехах, ятвягах, литве и немцах. Обращаю на этот факт внимание умышленно, поскольку эти же западные соседи Русской земли перечисляются и в «Слове о погибели». И, думается, не случайно, поскольку автор использовал выражение Русская земля в самом широком смысле, подразумевая под ним территорию, населенную православным народом и окруженную «не правоверными христианами» — католиками и язычниками. Этот момент в «Слове» подчеркивается особо. Перечислив всех западных, северных и восточных соседей, автор замечает, что расположенная между ними территория была покорена «Богом крестианьскому языку», то есть христианскому народу.

http://pravoslavie.ru/268.html

Содержание ранних средневековых сочинений — это описание распространения христианства среди язычников, торжества ортодоксального христианства над еретическими учениями, успехов праведных правителей и возмездии неправедным. Иногда эта тема выносится даже в заглавие: история англосаксов, написанная Бедой Достопочтенным в начале VIII в., имеет название «Церковная история народа англов», и по аналогии с ней сочинение Григория Турского в одной из старейших рукописей названо «Церковная история франков».    Поэтому не приходится удивляться, что Григорий Турский формулирует свою задачу так: первая цель — описать борьбу праведников с язычниками, церкви с ересями, королей с враждебными народами; вторая — успокоить читателей, боящихся приближения конца света, показав им, как еще мало прошло лет со времени сотворения мира. Вслед за этим он излагает свой символ веры, дабы будущий читатель не сомневался в том, что он — правоверный католик; апология католического вероисповедания и защита его от арианства, еще господствовавшего в соседней вестготской Испании, для Григория имеют первостепенную важность, и диспуты с арианами пересказываются им в дальнейшем во всех подробностях. А заканчивает свое сочинение он еще одним пересчетом лет по пяти периодам от сотворения мира до «двадцать первого года нашего служения епископом... тридцать первого года правления короля Гунтрамна и девятнадцатого года правления короля Хильдеберта Младшего» (X, 31): т. е. до апреля или августа 594 г., когда Григорий кончил свой труд.    Историческая концепция христианского средневековья не только «задавала» историку начальный и конечный рубеж его поля зрения, но она побуждала его соответственно распределять внимание внутри этого поля зрения и искать примеры божественного вмешательства и руководства на каждом шагу между этими рубежами. В центре внимания Григория находится не столько Франкское государство, сколько галльская церковь, а еще точнее — турская церковь. Он прослеживает ее историю с самого основания, от епископа к епископу и заканчивает свое сочинение резюмирующим перечнем всех сменившихся за это время епископов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Теперь он заброшен. Для каких целей служил канал – сказать не умею. По левую сторону пути идет сплошной лес кипарисов, служащий кладбищем для правоверных мусульман. Казалось, конца не будет этому кладбищу. Но вот мы достигли Влахернского монастыря. В храме богомольцев не было, но он был открыт. Здесь хранится древняя икона Влахернской Божией Матери. Есть в храме и св. источник, заключенный в водоем. Вода вкусна. В этом источнике в древности в известное время омывали свое тело христианнейшие Византийские императоры. Храм не велик, но производит впечатление удобного прибежища в молитве. Вся внутренность монастыря покрыта богатой растительностью; под сенью дерев поставлены столики; виднеется гостиница или точнее ресторан. В праздничные дни богомольцы остаются после богослужения посидеть в зелени, попить кофе и что-нибудь покушать. Жалею, что не был свидетелем такого зрелища. Я представляю, что картина должна носить идиллический характер. Во Влахерне можно видеть разбитый колокол, висящий на столбе. Говорят, что он пожертвован москвичами, но влахернская братия, по неумению звонить, разбила его. Для звона теперь служит колокольчик средних размеров. Кстати сказать, что звонят греки пренеприятно (не так как у нас). Их звон похож на католический, но много хуже. Звон «во все» не практикуется – быть может и запрещен турецким правительством. От Влахерна недалеко и до знаменитого греческого квартала: Фанар. А в нем, как известно, помещается Константинопольская патриархия. Резиденцией патриарха служит монастырь св. Георгия. Дорога в Фанар и из него показала мне, что эта местность одна из самых грязных и заброшенных. Но это замечание не относится к самой патриархии. Монастырь Георгия представляет собой оазис среди людской пустыни. Он наполнен растительностью. Храм не особенно велик, но изобилует светом. Сердце жизнерадостно трепещет, чувствуя неожиданный переход от ощущений тягостных к радостным. В храме все хорошо. Люстры, заменяющие наши тяжеловесные паникадила, переливают всеми цветами радуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Бог на нашей стороне? Я не люблю богословских дискуссий и стараюсь от них уклоняться 15 июля, 2015 Я не люблю богословских дискуссий и стараюсь от них уклоняться Что общего у правоверных маоистов и участников ожесточенных богословских споров? О том, как искать Бога вместе, меняться, не изменяя себе, получить свой собственный христианский опыт, рассуждает филолог и библеист Андрей Десницкий. Я не люблю богословских дискуссий и стараюсь от них уклоняться. В этих спорах я почти без исключений вижу одно и то же: разные и очень при этом пристрастные люди начинают объяснять друг другу, как устроен и как действует Бог. При этом каждый из них полагает, что самые правильные схемы действия и инструкция по пользованию находятся у него и только у него в кармане. Все остальное – только аргументы, которые подбираются под этот тезис. Андрей Десницкий В Китае во времена Великого Кормчего издавались краткие сборники цитат из него на все случаи жизни, и правоверному маоисту не нужно было знать ничего, кроме этого сборника. Так и нынешние участники дискуссий твердо знают, к примеру, что святой Николай Мирликийский заушал еретика Ария, а святой Иоанн Златоуст призывал «освятить руку ударом». Да, что-то там было еще у них и про них, но это не важно, это нам не нужно, главное, оба разрешили драться, когда захочется. Это, конечно, карикатурный, хотя и совершенно реальный пример – эту цитату из Златоуста я в последнее время вижу чаще, чем вместе взятые все остальные слова из его многотомного собрания сочинений. Но можно найти что-то более тонкое: спор о пресуществлении или преложении Даров во время Евхаристии, к примеру. Ведь невероятно важно, каким словом мы это назовем! Или… или нет? Принципиальная схема такого спора всегда одинакова: «Бог на нашей стороне, и сейчас я всем это докажу». В лучшем случае начинается пинг-понговый обмен избранными цитатами, в худшем – бездоказательными обвинениями и пафосными восклицаниями, но все равно спор напоминает ссору малышей в песочнице: «а мой папа твоего побьет! нет, мой сильнее!» И в роли папы здесь – Отец Небесный, а еще точнее, удобный идол, занявший Его место.

http://pravmir.ru/bog-na-nashey-storone/

124 Точнее, не в храме Сераписа, разрушенном Феофилом еще в 390 г., а на площадке, оставшейся на месте храма. 125 Феофан (там же) говорит, что александрийцы просили Протерия о ходатайстве перед императором, что он и сделал. Раздачу хлаба нуждающимся жителям Александрии установил еще Диоклетиан. (Прокопий Кесарийский. Тайная история. XXVI, 41. Последнее издание – М., 1993 г. с.406) 126 Феофан (там же, с.84–85) рассказывает об этом так: «В том же самом году монах Феодосий, муж погибельный, тотчас после Халкидонского собора отправился в Иерусалим, и узнав, что василисса Евдокия расположена к Диоскору, низложенному собором, начал громко кричать против собора, обвиняя его в ниспровержении Православной веры, чем привлек на свою сторону василиссу и монахов, и своими скверными руками, варварским образом присвоил священнодейственную власть, причем помогали ему люди самой Евдокии, и рукополагал в городе новых епископов, когда настоящие епископы не возвратились еще с собора. Он выгнал из города Авериана, епископа скифопольского, не разделявшего его ложного учения, поднял гонение против всех, не сообщавшихся с ним, некоторых мучил, иных лишил имения, дома других предал огню, так что казалось город только что взят был варварами. Сверх того он умертвил Афанасия, диакона храма святой Анастасии, который порицал и обличал его безбожие. Тело сего святого приказал влачить по городу, и потом отдать псам на съедение. Целых двадцать месяцев занимал Иерусалимский престол погибельный Феодосий, пока не узнал о том император Маркиан и не приказал схватить его. Но этот беглец скрылся на Синайскую гору. По устранении его и рукоположенных им, Ювеналий опять занял свой престол». Мятеж этот произошел в 451 г. 127 Евагрий разумеет предлоги ((и ((, различающиеся одной буквой. Правоверные исповедовали Христа в двух естествах; а еретики говорили, что Он состоит из двух естеств, которые слились в одно; то есть утверждали, что, по соединении Слова, во Христе – одно естество. 128 Аэций – знаменитый полководец Валентиниана III, «происходил из рода сильнейших мизийцев из города Доростора, отцом его был Гауденций.» (Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Таким, судя по нашим псевдонародным эстрадным песням, представляется обывателю «правильный» образный мир русской народной песни. Подлинная же, старинная народная песня, благодаря особому симбиозу её мелоса с церковной музыкальной, точнее - интонационной сферой, возносит человека в область Божественного, таинственного творчества, делает его со-Творцом. Это таинственное причащение Божественной интонации, которая, будучи услышанной и воспринятой, начинает заново творить Бытие. Народная песня, по моему глубокому убеждению, - это не только безопасная культурная зона для неокрепших душ, а самое что ни на есть искомое Царство Божие в звуках, интонируемая икона Бога! Научи так слышать и понимать народную песню - и человек будет богаче всех рокфеллеров! Тогда вся мишура, вся «злоба мира поднебесного» отлетает и остается только «единое на потребу». Воистину, «Неупиваемая чаша»! Это убеждение приходит вслед за почти святотатственным для «правоверных» учёных, особенно старой советской школы, утверждением, что у народных песен вообще нет автора, даже коллективного! Оно звучит сродни детскому возгласу, что «король-то голый». Как же «нет»? А народ - разве не анонимный, коллективный, бессознательный, но автор? Убеждена, что нет! Никто, нигде, никогда не встретил ни одного «автора» ни одной так называемой «народной» песни. Везде и всегда народные певцы - только исполнители. Предлагаю читателю, не боясь упрёка в ненаучности, дерзости, недоказуемости и т.д., глубоко вдуматься в пра-смыслы этого привычного нарратива и задаться вопросом: «Исполнители» чего? - Чьей-то воли, чьего-то задания. Исполнение, осуществление, повтор-ретрансляция некоей данности! - Кем данной? - Мы не знаем, а можем лишь догадываться. Когда я ответила впервые себе на этот вопрос, хотелось кричать всему свету: «Люди, послушайте! Ведь всё так гениально просто! Ведь их Автор - Бог! Исполняя, слушая русские народные песни, мы имеем дело с Его творением! Это Господь с нами говорит через эти небесно, царственно-прекрасные мелодии, через интонации, от которых сжимается сердце и хочется целовать землю!» Про наши песни так же можно сказать словами Евангелия: «и не было в них никакой тьмы», потому что они не наши! Они дар Божий нам, вверенное нам сокровище!

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/16/...

Шоу сказал, что он стал атеистом потому, что Вселенная сама себя воспроизводит с самого начала или, точнее, безначально. Декана Инджа возмутила сама мысль, что у Вселенной может быть конец. Большинство современных христиан, живущих традицией там, где христиане средневековые жили логикой и разумом, смутно ощущали, что нехорошо лишать их Страшного суда. Почти все наши агностики (они очень любят, чтобы их пугались) кричали в один голос, что самопроизводящаяся, самодовлеющая, истинно научная Вселенная не нуждается ни в каких началах и концах. Как вдруг настоящий ученый, который занимался только фактами, громко заявил, что Вселенная ограничена во времени. Он не слушал, конечно, любительских разговоров — он изучал структуру материи и пришел к выводу, что конец у Вселенной будет и, наверное, было начало. Все очень обиделись — и правоверные, и неправоверные, они еще обидчивей. Декан Индж много лет учил правоверных, что их суровый долг — принимать все достижения науки, и просто взвыл от такого бестактного открытия, умоляя открыть что–нибудь другое. Трудно поверить, но он и впрямь спрашивал, чем же будет тешиться Бог, если кончится Вселенная. Вот как нужен современному сознанию Фома Аквинат. Но и без Аквината я не могу представить себе образованного человека (не говоря уже о таком ученом), который, веря в Бога, не призн а ет, что Бог содержит в себе всяческое совершенство, включая вечную радость, и как–нибудь обойдется без циркового представления, именуемого Солнечной системой. Когда из этого лабиринта предположений, недоумений и предрассудков выходишь в мир святого Фомы, кажется, что ты из темной комнаты вышел на яркий солнечный свет. Святой Фома прямо говорит, что он верит в начало и конец мира, потому что так учит Церковь. Он приводит много доказательств в защиту этой мистической вести. Исходя, как нам подобает, из того, что последнее открытие и есть истина, мы можем считать, что Церковь учит правильно. Но святой Фома идет дальше. Он не видит, почему бы миру не быть бесконечным и безначальным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Таким же образом, но свидетельству истории, св. Владимиру принадлежит основание первой Волынской Иерархии. В рукописном житии святого Леонтия епископа Ростовского читаем: «А тех четырех епископов Владимир посла по градам: Новгород нарече епископию, посади в нем первого епископа Иоакима. Другого Ростову – Феодора, порицаемого, посла его с сыном со князем Борисом. Третьего в Чернигов, четвертого в Волынскую землю. И тем же си четыре епископы первопрестольницы нарицаются, яко же от сих нача множитися правоверная вера христианская. И оттоле начата ставити по иным градом епископы – в Новгород, в Полтест, в Волынскую землю». 80 То же самое подтверждают Никонова летопись и Степеная книга. По их свидетельству современник святого Владимира, второй русский митрополит Леонтий, в 992 году поставил епископов: прежде всего в Новгород и Ростов, потом в Чернигов, Белгород и Владимир на Волыни» 81 И этого, как пишет преподобный Филарет, нельзя не принять; ибо отдаленные от Киева – Новгородский и Ростовский епископы не могли часто собираться в Киев для совещаний, о чем однако говорит митрополит Илларион. 82 Кроме того, по свидетельству автора Степенной книги, – св. Владимир, вознамерившись разделить государство на уделы, совещал предварительно благой совет с митрополитом Леонтием, еже бы разделити ему землю русскую в наследие сыновом своим и устроити в градах епископы во исполнение благочестия, и потому, посылая каждого из сыновей своих в назначенный ему удел, заповедал им между прочим советами со епископы; 83 только «вследствие вскоре последовавшей кончины князей и уничтожения самых уделов, по свидетельству преосвященного Макария, не утвердились предполагавшиеся епископские кафедры в Смоленске, Луцке земле древлянской. 84 Первые храмы христианские на Волыни то же воздвигнуты св. Владимиром, основав, по свидетельству летописи, или точнее украсив и укрепив в свое имя город Владимир Волынский, 85 св. равноапостольный князь в то же время соорудил здесь первый кафедральный каменный храм, во имя успения Божией Матери, 86 развалины которого и доселе находятся в одной версте от этого города. 87 Едва ли еще не раньше этого построена здесь св. Владимиром другая каменная церковь , которая по христианскому его имени названа и доселе называется Васильевскою. 88 Предание говорит, что эта церковь построена в один день войском великого князя в память победы, одержанной над ляхами (вероятно после войны с хорватами. 89 Благодарный Богу за одержанную победу князь велел каждому из своих воинов снести по одному кирпичу и воздвигнуть в один день эту святыню, которая между прочим уцелела и до настоящего времени, и действительно своею старинною и вместе с тем довольно не красивою архитектурой, много свидетельствует, как о глубокой своей древности, так и о том, что она сооружена с великою поспешностью. 90

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Что касается до слова, то оно носит очень ясные признаки современности тому же Ярославу, при котором избран и посвящён был Илларион. Проповедник, прославляя память Св. Владимира, указывает, как на особенное доказательство его благоверия, на дела сына его Ярослава или Георгия, ещё продолжающиеся. «Добр зело послух сын твой Георгий, егоже сътвори Господь наместника по тебе твоему владычеству, не рушаща твоих устав, но утвержающа, ни умаляюща твоему благоверию положениа, но паче прилагающа, не казяща, но учиняюща». Потом, призывая самого Св. Владимира, говорит: «встани, виждь чадо свое Георгиа, виждь утробу свою, виждь милаго своего. ... к семуже виждь и благоверную сноху твою Ерпиу ... и си вся видев възрадуйся и взвеселися; виде же аще и не телом, по духом». Все сие могло быть сказано только при жизни ещё Ярослава и супруги его Ирины. Наконец проповедник молит Св. Владимира: «помолися о сыне твоем, благоверном Кагане нашем Георгии, в мире и сдравии пучину житиа преплути». После кончины Ярослава не могла быть произнесена такая молитва . Посему-то понятно, от чего в других списках сего слова, наиболее встречающихся в рукописях, все, что так живо указывает на время Ярослава, опущено, и слово прекращается на этом пункте: «добр зело послух сын твой Гсоргие» и проч. Точнее время составления сего слова определяется следующими признаками: 1) ещё в живых упоминается супруга Ярославова Ирина, которая скончалась 1050 г. 67 ; 2) упоминается о создании церкви Благовещения на великих или златых вратах, о построении которой у Нестора говорится под 1037 год 68 . В конце XIII ст., летописец Волынский 69 , прославляя память Князя Владимирского Владимира Васильковича и преемника его – брата Мстислава, воспользовался с некоторого переменою словами проповедника времён Ярославовых в похвалу Св. Владимира, но так, что сие заимствование очевидно говорит в пользу древности сего проповедника. Для доказательства представим некоторые места из того и другого. В похвальном слове Владимиру сказано:Добр послух благоверию твоему, о блаженниче, святаа церкви Святыа Богородица Мариа, юже създа на правоверней основе, идеже и мужственное твое тело ныне лежит, ожыдаа трубы Архангеловы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010