Беседа 3. Евангелие от Матфея, глава 2, 1–23. «Поклонение волхвов» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы будем читать 2-ю главу с 1-го по 23-й стих. И мы читаем: Мф.2:1–2 . «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Чтобы иудеи для посрамления своего получили весть о рождении Христа от язычников, на востоке восходит звезда, о появлении которой они [язычники-волхвы] как потомки Валаама узнали из его предсказания. Читай книгу Чисел глава 24-я. А по указанию звезды волхвы идут в Иудею, так что священники, вопрошенные волхвами: ″Где должно родиться Христу″, являются безответными [по незнанию] касательно пришествия Его» . Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими» . Их (волхвов) появление в святом Иерусалиме в сравнении с реалиями современной нам жизни можно представить так: это если бы в Москву пришли брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное, но иногда, как показывает случай с Валаамом и волхвами, язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради. По истолкованию Блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… » ( Чис.24:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог воспитывал человечество, готовил его к возможности принять спасение, которое давало Его Воплощение во Иисусе Христе. Тогда были дикие нравы, даже праведники не всегда являлись исключением (вспомните грех Давида с Вирсавией). Богоизбранный народ был мал и духовно слаб, языческое окружение влияло на него и без войн (вспомним золотого тельца у горы Синай при Моисее). Служение “другому богу” — это служение дьяволу, это духовная вечная погибель. Она не так безобидна, как кажется… Новый Завет — это уже результат воспитания человечества. Подтверждением чего и служит Ваш вопрос. Если бы мы жили до Рождества Христова то Вы бы его вряд ли задали. Спасибо за Ваш ответ! Слава Богу! То и другое идеально соотносится. Чтобы учение Христа о любви и милосердии могло прийти в мир, истинная, спасительная вера должна была элементарно выжить в окружающей действительности. То есть в том мире, жестокость которого мы просто не в состоянии себе вообразить. Все “жестокости” Ветхого Завета очень мягки по сравнению с тем, что окружало тогдашних правоверных и напрямую грозило уничтожением и им, и их вере, если бы они не проявили твердости и стойкости. Не надо пытаться мерить реалии дохристианского мира мерками нашего дистиллированного бытия, когда даже жестокость по отношению к комару осуждается. А примеров милосердия Ветхий Завет дает куда больше, чем примеров вынужденной жесткости, но это не так сенсационно, и этого как-то не замечают. Здравствуйте! Александр, желательно было бы в 13й главе Второзакония четко указать что именно Вас покоробило. Я лично в указанной главе не вижу ничего неприемлемого или противоречащего заповеди о любви к ближнему. Во-первых, в 13й главе Второзакония говорится о том, как поступать по отношению к тем, которые убеждают тебя поклоняться другим богам. То есть это люди, которые склоняют тебя к самому страшному преступлению — изменить своему Богу! Если это человек, который выдает себя за пророка, то его нужно убить: пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от ГОСПОДА, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти ГОСПОДЬ, Бог твой; и так истреби зло из среды себя ( Втор. 13:5 ). Что здесь противоречащего? Если же это — твой родственник, можно сравнить эти слова с выражением из книги Михея : Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка— против свекрови своей; враги человеку— домашние его . ( Мих. 7:5–6 ). Или же аналогичные слова Господа Иисуса Христа: Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку— домашние его ( Мф. 10:35–36 ).

http://azbyka.ru/vopros/kak-sootnosjatsj...

Божественное Евангелие, которое читается в субботние и воскресные дни Великого поста, уже готовит нас к этому. Сегодня мы слышали, как Господь наш Иисус Христос предупреждал Своих учеников о том, что должно с Ним произойти. Хотя, конечно, как всеведущий Бог, Он знал, что они еще не способны правильно воспринять Его предсказание, но говорил это для того, чтобы в будущем — когда все совершится и когда по Воскресении Господа апостолы вспомнят Его слова — доказать им Свое Божественное всеведение, лишний раз удостоверить их в истинности Своего учения и, в особенности, Своего Божественного происхождения. «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (ст. 32). Апостолы еще не понимали, что должно произойти, но смутно что-то предчувствовали, зная, что ненависть фарисеев, книжников, архиереев достигла своего предела. Господь неоднократно скрывался от их гнева и козней, для того чтобы всему дать совершиться в свое время, — и апостолы боялись нового преследования. В то же время они не смели возразить Господу, Который каждый год в положенное время, на Пасху, как всякий правоверный иудей, посещал храм Господень. «Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним» (ст. 32). Может быть, с Господом были и другие Его ученики, поэтому в евангельском тексте отмечено, что Он подозвал именно двенадцать, то есть ближайших Своих учеников. «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (ст. 33–34). Но ученики были еще не способны понять слова Спасителя. Они думали, что Господь Иисус Христос, как всемогущий, как великий чудотворец, никогда не допустит того, чтобы над Ним было совершено поругание, которое Он предсказывал. Может быть, им казалось, что это какая-то особенная притча, они желали увидеть в словах Спасителя иносказание и не могли воспринять их в точности по той причине, что их мнение о Мессии — о Христе — было таким же, как и у всех иудеев.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Буди в мире, радуйся о Христе; Господь с Тобою; Господь сокрушит врагов и сломит их оружие и щиты их сожжет огнем. Господи, силою Твоею возвеселится Царь и о спасении Твоем возрадуется зело! Аминь. Раб Бога и Господа Иисуса Христа о Дусе Святем Служитель Св. Церкви верно-верноподданный Царю, последнейший, но правоверный архимандрит Фотий 12 апреля 1824 года P.S.: Граф Алексей Андреевич Аракчеев – верен, хотя я и не видал его никогда, а знаю по сердцу; и обер-полицмейстер верный о Господе слуга. Других я мало знаю – по должности и приближенных к тебе. Впрочем, есть такие рабы Божии у тебя и в сем граде, – кои как Ангелы святые, и о коих радуются Небеса 30 . Знай, что тебя народ весьма любит всею душою: и никому не верь, если кто скажет, что есть люди, тобою недовольные: есть карбонарии, но и тех токмо двух лишив службы, истают и все яко воск. Царь и великий Государь! Будь уверен, что доселе меня подкупая – и честьми, и всяко, – никто не подкупил. Да если и диавол в лице Ангела пришел бы убеждать, – не убедил меня от верности и правды отстать: а страхов и смерти я не боюсь. Кто мя разлучит от любви Божией, – от той любви, коя есть служить Богу и Царю, Церкви и отечеству верою и правдою? Радуйся, о Царю, что Ты имеешь много везде служить готовых Тебе верою и правдою, не токмо по совести и по присяге, но и по любви к Богу и Тебе, имеешь же в Своем царстве и содержащих крепко веру Христову, православную, Святую. Ты видел и верность, и любовь, и силу народа Своего в 1812 году. Господь с Тобою! Послание 2 Помазанник Божий! В наши времена во многих книгах говорится и многими обществами и частными людьми возвещается о какой-то новой религии, якобы предустановленной для последних времен. Сия новая религия проповедуется в разных видах, а именно: то под видом какого-то нового света, то нового учения, то пришествия Христова в Духе, то соединения Церквей, то под видом какого-то обновления и якобы Христова тысячелетнего царствования; то внушается под видом какой-то новой истины. Все это есть, только в разных видах, отступление от веры Божией, Христовой, апостольской, отеческой, Православной, о чем святой апостол тако воззвал: Дух явственно глаголет, что в последние времена отступят от веры внемлюще духовом лестчим и учениям бесовским ( 1Тим. 4:1 ) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

В 895 г. Большого армянского летосчисления г.] преставился великий учитель, трижды блаженный отец наш, счастливый и знаменитый наставник, мудрый ритор, равный непобедимому философу нашего рода армянского мудрому Давиду 677 . В последние времена лишь он меж всех вардапетов, как солнце среди звезд, был украшен всеми добродетелями, [знанием] теоретической и практической [философии] и науки. Ибо он изучил двенадцать частей философии – физику, математику, теологию, а также этику, экономику, политику, как и арифметику, музыку, геометрию и астрономию; постиг он также весь смысл риторической премудрости семи внешних философских сочинений, а именно: Грамматики 678 , Определений 679 , Порфирия 680 , Категорий 681 Аристотеля, Периармениаса 682 , О мире 683 , О добродетели 684 , а также семидесяти двух книг Священного писания Ветхого и Нового заветов и пятидесяти тонких 685 сочинений, написанных божественными и правоверными святыми вардапетами труднопостижимым и сложным языком, знал также наизусть сочинения пятидесяти одного историографа. Он наставлял денно и нощно, неустанно учил и просвещал всех, верующих и неверующих, добрых и злых. Всех стремился привести к разумению истины Божественной веры и уподобиться Богу добротой, знаниями и совершенством. Ибо он был совершенным философом, который, согласно Платону, говорит: «Я называю философом не того, кто много знает, и не того, кто о многом может рассуждать, а того, кто ведет чистый и непорочный образ жизни» 686 . И наш вардапет имел все это в себе и был украшен Божественной и человеческой добродетелью. Придерживался истинной веры, в надежде был тверд, в любви совершенен, и с отроческих лет до глубокой старости его предводителями были мудрость, смелость, здравомыслие, справедливость, и был он светел, как прекрасное утро, восхитителен, как луна-избранница и как солнце ясное. К нему относятся слова, сказанные премудрым Соломоном: «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?» 687 ; «Голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его – лилии, источают текучую мирру; Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами; живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедр; уста его – сладость, и весь он – любезность!» 688 . И во всем желанным был святой наш небесным ангелам и земным людям.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В день тезоименитства Государя императора. Вчера (29-го августа) мы вспоминали празднественно Усекновение главы и нисшествие во ад для проповеди сущим во аде о Боге, явльшемся плотию, Иоанна, Предтечи Господня, больше коего, по свидетельству Самого Спасителя, не воставало ни одного человека между рожденными от жен; а ныне торжественно празднуем день тезоименитства благочестивого Государя нашего, больше коего в гражданском мире в настоящее время также нет, потому что он есть глава всего обширного и могущественного в свете государства, отец миллионов православных и неправославных, правоверных и неправоверных подданных. Но, как ни велик был на земле еще живой Предтеча, а меньший в Царстве Небесном был больше его, по свидетельству Самого же Господа; так и о тезоименитом ныне Государе следует сказать, что меньший в Царствии Небесном больше его: двенадцатилетний отрок, сын простого поселянина, праведный Артемий Веркольский или такой же отрок Иаков Боровицкий – больше его; соименный царствующему Государю святой благоверный князь Александр Невский – также болий его. А это располагает нас говорить о небесном величии и славе святых Божиих, которая вечна и повсеместна, о едином истинном величии веры, добродетели и святости – и о преходящем величии и славе мира сего: всякая слава человеческая – как цвет на траве [ 1Пет. 1,24 ]. Но мы не опасаемся, что величие и слава православного Государя нашего есть только величие и слава мира сего – величие и слава преходящая, потому что ныне царствующий Государь православной христианской державы есть первый сын и покровитель Церкви, зиждущий благо христиан. Испросим же молитвою у Господа, чтобы величие и слава его не прешли с его земною жизнью, но последовали за ним и в вечность; чтобы Господь укрепил христианскую душу его в царственных добродетелях и на страшном и праведном испытании всех человеков дал ему с дерзновением сказать о своих бывших подданных: вот я и дети, которых дал мне Господь [ Ис. 8,18 ]. Помолимся и благоверному князю Александру, чтобы он молитвенным предстательством своим у Царя царей укреплял его в тяжелом подвиге народоправления и в подвигах веры и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В ответ на вопрос законника о ближнем Спаситель рассказывает притчу о человеке, который попался разбойникам по дороге из Иерусалима в Иерихон. Разбойники избили его до полусмерти. Мимо едва живого, раздетого, израненного человека прошли священник и левит - каждый из них был занят своими делами. Кроме того, известно ветхозаветное предписание, что нельзя прикасаться к мертвому телу, чтобы не оскверниться. «Вдруг этот человек мертвый, вдруг я к нему прикоснусь и осквернюсь, – думал священник или левит. – Лучше уж я пойду мимо, может быть, кто-нибудь другой его заметит». Израненного, умирающего иудея увидел как раз самарянин – человек, который с точки зрения иудейского закона, всей его строгости, не был в полной мере правоверным. У самарян, как считали иудеи, и Священное Писание было искажено, и вера была не та, да и кровь была не та, потому что они смешали иудейскую чистую кровь с нечистой языческой кровью. Но как раз этот самарянин и проявил милосердие к ближнему, которое должен был по закону Божию проявить каждый, проходивший мимо. Самарянин перевязал ему раны, а затем, посадив несчастного на своего осла, отвез его в ближайшую гостиницу; поручив его попечению хозяина гостиницы, самарянин принял все расходы на свой счёт. Вот кто проявил заботу об этом страждущем и несчастном человеке. Через притчу о милосердном самарянине Господь говорит нам о том, что религиозность выражается не только в соблюдении каких-то правил, но, прежде всего, в том, как мы относимся к нашим ближним. Если мы соблюдаем все правила, посты, утром и вечером молимся, делаем все, что положено и что необходимо, а в сердце нашем нет любви к ближнему, то как же мы можем говорить, что любим Бога? «Кто говорит: " я люблю Бога " , а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4. 20). Наша религиозность, наша вера должна выражаться в делах. Мы призваны считать своим ближним всякого человека, нуждающегося в нашей помощи, вне зависимости от того, просит он эту помощь или нет. Человек, который попался в руки разбойникам, не просил о помощи, он лежал бездыханный, но самарянин, проходивший мимо, без всякого напоминания со стороны, слушаясь голоса своей совести, пришел на помощь несчастному. И Господь восхвалил его за этот поступок и привел его в пример для каждого из нас.

http://mospat.ru/ru/news/61056/

В то время как девица говорила эти слова святому, вдруг из озера появился страшный змей и направился к обычной своей пище. Увидав его, девица закричала громким голосом: — Беги, человек, вот змей уже идет! Святой же Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», — устремился на коне своем на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же, с удивлением взирая на змея, влекомого девицею, обратился от страха в бегство. Святой же Георгий сказал народу: — Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змея. Затем святой Георгий убил змея того мечем посреди города. Жители же города того, извлекши труп змея за город, сожгли его. После этого царь и народ, живший в городе том, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение: крестившихся было 25,000 человек, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии была построена церковь, весьма обширная и красивая, во имя Пречистой Девы Марии, Дщери Царя Небесного, Бога Отца, Матери Сына Его и Невесты Духа Святого, — а также в честь святого победоносца Георгия, сохраняющего Церковь Христову и всякую душу правоверную помощью своею от невидимого поглотителя в бездне адской, а также и от греха — как от змея смертоносного, — подобно тому как он избавил упомянутую девицу от змея видимого Случилось здесь также и некое новое чудо. Когда была освящена эта церковь в честь Пресвятой Богородицы и святого великомученика Георгия, тогда в знамение изливаемой здесь благодати божественной, из алтаря этой церкви истек источник воды живой, исцеляющий всякую болезнь всех с верою притекающих в славу Самого Царя славы (у Которого — источник жизни вечной), Бога в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, хвалимого во святых Своих во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В то мгновение Мессия с радостью принял на себя все страдания, как написано: Он истязаем был, но страдал добровольно... как овца веден был на заклание» (из беседы на Книгу Бытия).    Эти свидетельства правоверных еврейских знатоков Священного Писания ценны тем, что показывают, какое великое значение имело пророчество Исаии для укрепления веры в спасительность Крестных страданий Мессии. Предсказания о Воскресении Мессии    Но, говоря о необходимости и спасительности страданий Мессии, пророки предсказали и Его воскресение из мертвых, и последующую славу. Исаия, описав страдания Христа, заканчивает свое повествование следующими словами: «когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» (Ис. 53:10-12). Иными словами, Мессия после смерти оживет, чтобы возглавить царство праведников, и будет нравственно удовлетворен результатом Своих страданий. Воскресение Христа предсказал также царь Давид в 15 псалме, в котором от лица Христа говорит: «Посему возвеселилось сердце мое и возрадовался язык мой, а также и плоть моя веселится с надеждою, что Ты не оставишь души моей в аде и не дашь преподобному Твоему видеть тление. Ты показал мне пути жизни, наполнишь меня веселием пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей во век» (Пс. 15:9-11). У пророка Осии есть упоминание о трехдневном воскресении, хотя в его пророчестве речь идет во множественном лице: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его " " (Ос 6:1-2; см. 1 Кор. 15:4). Кроме прямых пророчеств о бессмертии Мессии, об этом же фактически свидетельствуют и все те места Ветхого Завета, в которых Мессия именуется Богом (см. Пс. 2; Пс. 44; Пс. 109; Ис. 9:6; Иер. 23:5; Мих. 5:2; Мал. 3:1). Ведь Бог по Своему существу бессмертен. Также о бессмертии Мессии следует заключить, когда читаем предсказания о Его вечном Царстве (см. Быт. 49:10; 2 Цар. 7:13; Пс. 2; Пс. 131:11; Иез. 7:27; Дан. 7:13). Ведь вечное Царство предполагает вечного Царя!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Вернувшись домой, все еще напуганные, они пошли к сельскому священнику и рассказали ему все. Священник ублажил мужа, сказав ему: – Блажен ты человек, ибо только Дух Божий и Ангел хранитель укрепили тебя перед лицом этого искушения. Вы слышали Евангелие, которое говорит, что душа человека дороже всего мира? Если бы и весь мир он обещал вам, как он сделал это, искушая Спасителя на горе Искушения (см.: Мф. 4, 9 ), и тогда не говорите ни слова, Боже упаси, что, мол, хотите служить ему после смерти. Слава Богу, что вы не впали в это искушение. И тогда Бог, видя веру мужа, дал ему успех во всем, чтобы он крепко стал на ноги честным трудом; помогли ему и односельчане, и он в короткое время стал изрядным хозяином, в страхе и наказании Божием, и, достигнув глубокой старости, отошел туда, где Бог даровал ему богатство бесконечное ради души его правоверной и боящейся Бога. Братия мои, я рассказал вам в завершение эту историю и прошу вас не забывать об одном: Боже сохрани, чтобы душа наша решила, будто ей можно привязаться сердцем к чему-нибудь из мира сего: золоту, серебру, драгоценностям, машинам, виллам, дворцам, должностям или другому чему-нибудь. Что бы ни увидели вы в мире, знайте, что все прах и пепел. Душа – это всё. Она бессмертна. Душа остается навсегда, душа – живой образ Бога, она сокровище бесценное и дороже всего мира. Будем очень рачительны и будем иметь великий страх Божий, ибо даже если мы потеряем и весь этот мир и даже жизнь, но положим душу свою ради Бога и обретем ее ради Него, то это будет стяжание настоящее, это будет вечное блаженство наших душ. Аминь. О спасении души Проповедь в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет. ( Пс. 33, 23 ) Самый первый и самый великий долг верующего в жизни – забота о спасении своей души. Ничто на свете не дороже для нас спасения души, по слову Спасителя, Который говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мк. 8, 36–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010