И чьих грехи покрыты”. Господь не заповедал нам грешить. Напротив, указав, Насколько грех к нам близок, Сказал, сравнение употребив, Что у души безсмертной есть порог, Через который в дом вступаем, И там его мы обретаем, Как некий клад, Что взор наш привлекает, И чуть ли не насильно заставляет Внести его вовнутрь, в себя. Чтобы заполнив всё собой, И вытеснив оттуда добродетель, И жажду жизни неземной, Свести все помыслы к мечте одной – Богатством ложным обольщаясь, И славой суетной прельщаясь, Жить в похотях души своей Чреду из дней, Которым счёта нет. В воображеньи прихотливом В союз с умом грехолюбивым Вступает сердце – Божий храм, Но не молитву он вмещает И благодатью насыщает, А смрад греховный источает И весь состав мой отравляет Дыханием страстей. Они меня пьянят и тешат. Дурманят совесть – Божий глас, Чтоб навсегда во мне погас Любой порыв на зов Господень, Чтоб я совсем его забыл И как в могиле схоронил Слова спасительной молитвы И ими совесть не будил. И вот в забвеньи полном Бога, В хуле, разгуле, мотовстве Прошла вся жизнь. Ещё немного, И та пространная дорога, Что сам свободно я избрал, Закончилась бы бездной. В ней дна нет, В ней только тьма и крики. Протяжный стон И страшный вой... Но кто-то стал передо мной, И не дал в бездне очутиться, Напротив, дал мне возродиться И духом, телом и душой. Открыв Псалтирь, Не мог не насладиться Словами книги сей святой. В ней говорится: “Блажен, кому Господь по милости Своей, Простит грехи безумной жизни, Отпустит долг без укоризны, И скажет: больше не греши, И в памяти навек впиши, Что сотворил Господь с тобой. А в знак глубокого признанья На жертвенник Его святой С преображенною душой В дар чистый Богу принеси От сердца слёзы покаянья.   Пс. 117:22–23 : “Камень, который отвергли строители, Соделался главою угла. Это от Господа, И есть дивно в очах наших ” В Святом Писании о человеке говорится, Что он есть храм. Но чтобы Богу в храм вселиться И научить меня молиться, Дом Божий должен быть святым. А если он – вертеп? Что делать с ним?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил чин присоединения к Православной Церкви временно отпавших от нее людей 14 апреля 2019 г. 19:56 14 апреля 2019 года воссоединились с Церковью 78 человек, которые ранее отпали от Православия, уклонившись в язычество, секты или расколы. Чин присоединения совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Работа с людьми, отпавшими от Православия, проводится действующим при этом храме Центром реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова. Перед совершением чина присоединения к Православной Церкви с теми, кто пожелал отринуть заблуждения и вернуться к истинной вере, в течение нескольких месяцев проводятся подготовительные беседы. Обращаясь со словом назидания к людям, возвратившимся в ограду Церкви, митрополит Иларион сказал: «Дорогие братья и сестры! Совершилось ваше воссоединение с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, от которой вы отпали каждый по своим причинам. Но теперь вы вернулись в ее спасительное лоно. Хочу всем вам пожелать, чтобы отныне вы хранили веру православную как драгоценное сокровище и никогда больше это сокровище не потеряли. Вокруг много соблазнов, много лжеучителей, много тех, кто предлагает короткий путь к спасению и к Царству Небесному. Есть люди, который выдают себя за подлинных христиан, знатоков Евангелия, а на самом деле являются лжеучителями, раскольниками и своей деятельностью приносят другим большой вред. Никогда ни один сектант не подойдет к вам и не скажет: " Я сектант " . Никогда ни один раскольник не подойдет и не скажет: " Я раскольник " . Они найдут себе красивые наименования и будут увлекать ложным учением. Но вы присоединились сейчас снова к Святой Церкви, и Церковь — это спасительная гавань. Если вы не будете из нее никогда выходить, не будете уклоняться к какими-либо ложным учениям, то, пребывая в Церкви, будете идти прямым путем, ведущим ко спасению.

http://patriarchia.ru/db/text/5412128.ht...

Бодуэн I и Бодуэн II – основатели межкультурного диалога на Христианском Востоке О двух франкских рыцарях, выходцах из Булони и Арденн, осевших на Востоке после Первого крестового похода – третья лекция историка Сергея Брюна из цикла «Хранители Христианского Востока. Люди диалога». Не будем бросаться словами Сегодня мы возобновляем наш лекционный проект «Хранители Христианского Востока. Люди диалога» – проект, который мы начали в прошлом году. У нас было уже две лекции из этого цикла, обе доступны на портале «Правмир». Одна была посвящена христианским врачам на Ближнем Востоке, на Арабском Востоке. Вторая лекция посвящена была удивительной и очень противоречивой личности – Алексею I Комнину, византийскому императору, которого можно назвать спасителемкто-то скажетложным спасителем) Византийской империи. Третья лекция называется «Первые короли Иерусалима: Бодуэн I и Бодуэн де Бург». И сегодняшний вечер мы с вами посвятим общению с первыми двумя графами Эдессы, первыми двумя королями Иерусалима, уйдем вглубь эпохи крестовых походов. Сразу следует сказать, что о каждом из этих людей можно просто устраивать цикл лекций, поэтому сегодня мы пойдем достаточно спешно. Когда мы говорим о крестовых походах, вряд ли можно найти более противоречивую эпоху, где было все – от совершенно удивительного, неожиданно рождавшегося диалога с другим, до латинского патронажа – когда под властью крестоносцев создавались великолепные произведения искусства и сохранялись древние святыни… Были и чудовищные преступления и деяния, от которых просто волосы дыбом могут встать у любого человека. Иногда и то, и то, и то – и диалог, и преступление – было делом рук одного и того же человека, и это очень важно, когда мы рассуждаем о наследии этой эпохи. Сергей Брюн. Фото: teos.fm К сожалению, мало кто относится к эпохе крестовых походов как к тонкому и сложному явлению. Обычно словами «крестовые походы» просто бросаются всуе. Как и понятием «средневековье» или «феодализм». Говорят – «феодальный беспредел». Но беспредел – это беспредел, а феодализм – это система, где права и обязанности каждого человека очень строго прописаны и не нарушаются. Любой уважающий себя французский рыцарь знал, кому он был обязан за землю, которой владел, и кому он обязан за эту землю служить – кстати, служить бесплатно только 40 дней в году, остальное время за деньги.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Многие верующие обычно говеют раз в году – в Великом посту. К аналою с лежащими на нем крестом и Евангелием, символами присутствия Самого Спасителя, подходят нередко с холодным сердцем и не знают, что сказать. «Грешна, батюшка, по всем заповедям», – говорят с ложным смирением. А душа – закрыта: она не раскрывается перед Богом в слезном вопле покаяния. Да, с тяжелым сердцем стоим мы пред аналоем, ожидая с нетерпением, когда же наконец священник епитрахилью накроет нас и раздадутся слова разрешительной молитвы. И как часто некоторые из нас бывают недовольны, если священник, видя и чувствуя нашу скованность грехом, хочет нам помочь, задавая вопросы… Нет! Нам этого не надо! Мы не хотим раскрывать душу для восприятия благодати и уходим от аналоя, пусты святости и полны грехов, как пришли, если еще не усугубим наших грехов их сокрытием. Если случайно не исполнили или худо исполняете данную вам духовным отцом епитимию, то должно покаяться в этом. Разрешить от этого случайного упущения может любой священник. Но от самой епитимии – только тот, кто наложил ее. Благодатная сила Таинства Покаяния состоит в прощении грехов кающемуся от Господа Иисуса Христа через священника и в освобождении кающегося от вечных наказаний, примирения раскаявшегося грешника с Господом Богом и Церковью. Таинства Покаяния и Святого Причастия, дающие благодать оправдания и благодать освящения, развивают, укореняют, возвышают в духе человека все потребное для спасения. И чем кто чаще пользуется ими, тем успешнее зреет его духовная спасительная жизнь. А без этого она скоро засаривается, вянет и глохнет. Сила частой исповеди. Одно воспоминание о том, что надо открываться духовному отцу, что надо сказать ему, удерживает нас от грехов. То уже пагуба, когда кто скажет о себе, что во всем прав и каяться ему не в чем (святитель Феофан Затворник). Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение человека с Богом, доколе человек не уврачует себя покаянием; увлечение помыслами и мечтаниями производит меньшее порабощение (врагу) и разобщение (с Богом), но производит их. И потому необходимо воздерживаться от всех помышлений и мечтаний, не согласных с учением Евангелия, а случающиеся увлечения немедленно врачевать покаянием (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не чуждайтеся — то же, что — не удивляйтесь. Потом, скорби назвал раждежением (обжиганием) и тем показал, что они ниспосылаются на них для испытания. А испытание делает испытуемый предмет весьма ценным, подобно как золото и серебро. К этому прибавил нечто, блаженнейшее всего, именно, что претерпевающие это подобны своему учителю Христу, и ныне терпят вместе с Ним бесчестие, для того, чтобы вместе с Ним же прославиться в будущем веке. Этим оканчиваются все стремления. 14 Аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени есте, яко славы, и Божий Дух на вас почивает, так как вы называетесь христианами: онеми убо хулится, а вами прославляется. 15 Да не кто убо от вас постраждет яко убийца, или яко тать, или яко злодей. При словах онеми убо хулится нужно подразумевать Он, т. е. Дух Божий. Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется. Почему? Потому что, когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава. Или яко чуждопосетитель: 16 аще ли же яко христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога в части сей. Чуждопосетитель — тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию. Но такое занятие свойственно душе нечистой, злодейственной и готовой на всякое зло. 17 Яко время начати суд от дому Божия: аще же прежде от вас, кая кончина противящымся Божию евангелию? 18 и аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? Судом называет здесь апостол не осуждение, но исследование, разыскание. Наводит на них страх, чтобы отклонить их от жизни рассеянной. Почему и прибавляет: если прежде исследуется ваша жизнь, то какой конец будет непокорным? Начинается суд прежде с дому Божия. Ибо, по словам Василия Великого, мы естественно негодуем на домашних своих, когда они провинятся пред нами. А Богу свои суть не кто иные, как верные, наполняющие дом Его, т. е. Церковь. Посему и Спаситель говорил: «прежде скажет тем, которые по правую руку Его» (Матф. 25, 34). Судом или исследованием называет здесь скорби, причиняемые верным от нечестивых, о наступлении коих предвозвещал Господь, говоря: «будут отдавать вас в судилища» и проч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

М ногие верующие обычно говеют раз в году – в Великом посту. К аналою с лежащими на нем крестом и Евангелием, символами присутствия Самого Спасителя, подходят нередко с холодным сердцем и не знают, что сказать. «Грешна, батюшка, по всем заповедям», – говорят с ложным смирением. А душа – закрыта: она не раскрывается перед Богом в слезном вопле покаяния. Да, с тяжелым сердцем стоим мы пред аналоем, ожидая с нетерпением, когда же наконец священник епитрахилью накроет нас и раздадутся слова разрешительной молитвы. И как часто некоторые из нас бывают недовольны, если священник, видя и чувствуя нашу скованность грехом, хочет нам помочь, задавая вопросы… Нет! Нам этого не надо! Мы не хотим раскрывать душу для восприятия благодати и уходим от аналоя, пусты святости и полны грехов, как пришли, если еще не усугубим наших грехов их сокрытием. Е сли случайно не исполнили или худо исполняете данную вам духовным отцом епитимию, то должно покаяться в этом. Разрешить от этого случайного упущения может любой священник. Но от самой епитимии – только тот, кто наложил ее. Б лагодатная сила Таинства Покаяния состоит в прощении грехов кающемуся от Господа Иисуса Христа через священника и в освобождении кающегося от вечных наказаний, примирения раскаявшегося грешника с Господом Богом и Церковью . Т аинства Покаяния и Святого Причастия, дающие благодать оправдания и благодать освящения, развивают, укореняют, возвышают в духе человека все потребное для спасения. И чем кто чаще пользуется ими, тем успешнее зреет его духовная спасительная жизнь. А без этого она скоро засаривается, вянет и глохнет. Сила частой исповеди. Одно воспоминание о том, что надо открываться духовному отцу, что надо сказать ему, удерживает нас от грехов. Т о уже пагуба, когда кто скажет о себе, что во всем прав и каяться ему не в чем (святитель Феофан Затворник ). С мертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение человека с Богом, доколе человек не уврачует себя покаянием; увлечение помыслами и мечтаниями производит меньшее порабощение (врагу) и разобщение (с Богом), но производит их. И потому необходимо воздерживаться от всех помышлений и мечтаний, не согласных с учением Евангелия, а случающиеся увлечения немедленно врачевать покаянием ( святитель Игнатий (Брянчанинов)) .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Господь вновь показывает высшее смирение, дарующее блаженство. Но это блаженство дается скорбями. Возможно, мать Апостолов хотела, чтобы они сели возле Господа, но при этом избежали скорбей. Они еще далеки от высшего Царства, их сознание, несмотря на многочисленные чудеса, приземлено. При этом их приземленное сознание живет ветхозаветным преданием, пророки которого называли Мессию царем Израиля. Иерусалим манит их, там, по слову пророков, произойдет восстановление израильского Царства. Но именно в этот момент Христос был как никогда одинок. Он знал, какое царство Его ожидает в Великом городе. И в тоже время Он, действительно, устраивал Царство, но это было Царство Духа. В этом Царстве не от мира сего не дано было садить по разным сторонам, потому что не будет в нем покоя, но смерть и печаль, которую необходимо будет преодолеть на первых лестницах Бытия, чтобы достичь желаемого Божественного покоя. Достижение Царства Божьего, возможно, только пройдя через мучительные страдания, через смертную чашу и крещение кровью. То есть мир возможен только после войны. Апостолы согласны. Они еще не понимают, что их ждет впереди. Но, как говорится, что просили, то и получили. « Предсказал им, что они будут убиты и удостоятся мученической кончины. И действительно, об Иакове все знают, что он был убит Иродом четверовластником, а об Иоанне многие спорят. Говорят, что так как предсказание Христа не может быть ложным, и Иоанн не потерпел еще мученической кончины, то он еще и не умер, а живет доселе и вместе с Енохом и Илией будет убит около кончины века. Златоуст же ясно учит, что Иоанн умер и даже был убит. Изъясняя Евангелие от Иоанна, во второй беседе он говорит: Евангелием он обнял всю вселенную, телом пребывал в середине Азии, т. е. Ефесе, а душой удалился в такое место, которое приличествует святым. В первой же беседе Златоуст говорит, что Иоанн даже чашу Христову испил и крещением Его крестился: и он добровольно был заклан, претерпев мученические язвы и множество бедствий за Христа. Подвижником и мучеником называется не только тот, кто умер насильственной смертью за Христа, но и тот, кто претерпел бичевание и многое другое за Него. И впоследствии мы находим очень много подвижников, предавших Богу душу свою в мире, и, однако, никто не скажет, что за это они лишились мученического достоинства. А что Иоанн умер, об этом он и сам свидетельствует в Евангелии, говоря: и не рече ему Иисус, яко не умрет (Ин. 21, 23), и в книге Апокалипсиса (11, 3) об этом свидетельствуется от лица Спасителя, потому что в словах: и дам обема свидетелема Моима, и прорицати будут дний тысящу двесте и шестьдесят, оболчена во вретище, — разумеются Енох и Илия» (Евфимий Зигабен).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/22/...

С евр.: И каждый скажет: я не пророк, я земледелец; потому что некто сделал меня рабом от детства моего. При всеобщем пренебрежении к лжепророкам, никто не посмеет заявить другим, что он пророк, (под. Ам. 7:14 ), напротив, всякий скажет: я простой земледелец. Истинные пророки, а, в подражание им, и ложные – земледелием и другими сельскими работами не занимались; они составляли особое сословие и занимались делами, до пророчества и учения относящимися. А потому, если кто был земледелец, то значит, был уже не пророк. Под. см. 3Цар. 19:19, 21 . И человек роди 200 мя от юности моея, т. е. отец и родил меня земледельцем; «едва только родившись, научился сему делу (земледелию) у отцов», поясняет бл. Феодорит. Ст. 6. И реку к нему: что язвы сия посреде руку твоею; и речет: имиже уязвлен бых в дому возлюбленного моего. С евр.: И скажут ему: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: «оттого, что меня били в доме любящих меня». По мнению бл. Феодорита и некоторых других толковников, здесь, вопрошающим отвечает, принятый за ложного пророка, что «родители его, любя, наложили на него раны». Но другие толковники, с большей основательностью, относят это к Прободенному. Так должно понимать потому, что и следующий стих сам Спаситель относит к Себе. Св. Ефрем Сирин так читает и объясняет: «и рекут: что язвы сия посреде руку твоею? И речет: это язвы, ими же уязвлен бых в дому возлюбленных Моих. Сказано сие о том, кто выше назван Источником спасения (13:1), во всей же полноте относится к Сыну Божию. Небесные силы, и други жениха Христа, и слуги Его вопрошали Его о язвах, нанесенных Ему распинателями, и о язвах от гвоздей на руках Его, и Он, как бы, так отвечал им, и говорил: сии язвы приял Я не от врагов: но в доме друзей и прародителей Моих, которые из ненависти к ложным пророкам, подумали, будто, и Я льстец и пророк ложный. Подобный вопрос предлагают небесные силы, как написано у пророка Исайи, где, тайнозрительно видя плоть Его, орошенной кровью страданий, говорят: кто сей пришедый от Едома, червлены ризы Его от Восора? ( Ис. 63:1 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Стих 23: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там. — Во время Иудейского плена много было начальников, которые говорили, что они — Христос, так что во время осады со стороны римлян было [в Иерусалиме] три партии. Но лучше это понимать в отношении к концу мира. Стихи 24 [и 25]: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. — Как я сказал уже, это место должно объяснять трояко, — относя или ко времени осады со стороны римлян, или к концу мира, или к борьбе еретиков против Церкви, и к такого рода антихристам, которые восстают против Христа, прикрываясь ложным знанием. Стихи 25, 26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте. — Если кто будет обещать вам, что Христос пребывает в пустыне язычников, или в сокровенных учениях (dogma–tibus) еретиков, которые обещают вам сообщить тайны Божий, то не выходите, не верьте; или же, если кто захочет возвеличиться под именем Христа, то не тотчас же оказывайте такому доверие (так как, действительно, во время гонений и притеснений лжепророки всегда находят место для обмана). Стих 27: Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. — Не выходите, не верьте, что Сын Человеческий пребывает или в пустыне язычников, или в тайных убежищах людей, отделившихся от Церкви (haereticorum); но его учение (fides) блистает от востока до запада в Церквах вселенских. Должно сказать также и то, что Второе Пришествие Спасителя должно обнаружиться в славе, а не в уничижении подобно Первому. Таким образом, неразумно искать в месте малом или скрытом Того, Который есть свет всего мира. Стих 28: Ибо, где будет труп, там соберутся орлы. — Таинству Христову мы научаемся из примера, ежедневно наблюдаемого в природе. Говорят, что орлы и коршуны даже из–за моря ощущают запах трупов и собираются на пищу этого рода. Таким образом, если неразумные птицы, отделенные таким пространством земли и водами моря, распознают естественным чувством малый труп и то, где он лежит; то насколько больше мы и все множество верующих должны устремляться к Тому, молниеносное сияние Которого исходит на Востоке и бывает видно даже на Западе! Но под мертвым телом, то есть π τμα, что на латинском языке выражается словом труп (cadaver), потому что оно падает (cadat) вследствие смерти, мы можем понимать страдания Христовы, к которым мы прививаемся, чтобы где только в Священном Писании не читается о них, мы согласно собирались и через них могли приходить к Слову Божию, как, например, следующее место: Пронзили руки Мои и ноги Мои и у пророка Исаи: Как овца, веден был Он на заклание и прочее тому подобное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Он 13 говорит о божестве, я о человечестве. Посмотрим, кто превратно толкует: якоже посла мя живый отец. Еретик разумеет здесь божество. Но говорит ли Он, что послал Меня Бога Слово живой Отец, как они думают, и Я Бог Слово живу Отца ради“? Потом после сего: „и опять: ядый Мя и той жив будет. Что ядим, – божество или человечество“? Но о такой нелепой и безрассудной его болтовне с нашей стороны была уже длинная речь. Что же он хочет разуметь, говоря, что послан не Бог Слово, воплотившийся и вочеловечившийся, и полагая видимое отдельно и особо, как видно из его слов, – я не буду говорить, но сам собою очевиден софизм. Ибо он разрушает образ соединения для того, чтобы тело Христово оказалось обыкновенным, а не принадлежащим Тому, кто истинно может все животворить. Без сомнения, все человеческое ничтожно для Бога Слова; но как Он благоволил ради нас восприять спасительное для мира истощение, то хотя говорится, что послан проповедовать пленным свободу и слепым прозрение, но более прославляется, как понесший промыслительное уничижение во плоти; и никто, думаю, из благомыслящих не станет отвергать, что Он ради нас смирил себя в подобии нам. Или же утверждающий, что видимый есть другой некий Сын и Христос, отличный от Бога Слова, которому одному и припишет дело посольства, не объясняет нашего таинства тела и крови ( νθρωποφαγα), нечестиво приводя ум верующих к ложным мыслям и стараясь обнять человеческим рассуждением то, что приемлется одной неиспытующей верой. Ибо, так как природа божества не вкушается, никто не скажет поэтому, что святое тело Христа обыкновенное. Но должно знать, что тело, как выше мы сказали, есть собственное Слова, все животворящего; а как оно есть тело жизни, то (и само) животворяще; ибо поэтому сообщает жизнь нашим смертным телам и упраздняет владычество смерти. Равным образом оживотворяет нас и Дух Христа: потому что Дух есть, иже оживляет, по словам самого Спасителя ( Иоан. 6, 63 ). А чтобы не казалось, что я один называю тело Слова собственным, нет ничего трудного привести и мнения святых отцов, чтоб видели противники, как напрасно кричат против нас, повсюду следующих их словам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010