Впоследствии отвратив Адама и Еву от предназначенного им Богом пути, он ввел в их сознание и мировоззрение, что все относительно в вопросе веры и доверия. «Все мнения хороши. Какая разница как верить. Все религии учат доброму». Так рассуждают сегодня, так было и тогда. Голос диавола в Эдемском саду обещал только хорошее: «будете как боги» ( Быт. 3, 5 ), только путь постижения Богом и диаволом предлагался разный. И ничего не изменилось. Все дороги ведут к одному Богу. Этот оккультный тезис прижился в так называемом светском сознании. Такое мировоззрение привело к катастрофе в начале истории человечества. И сегодня так и рассуждают оккультным суждением «какая разница как верить и какими религиозными путями идти». Еще в древности премудрый Соломон предупреждал об опасности такого суждения: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти» ( Притч. 14.14 ). И Господь Иисус Христос указывал на пагубность такого понимания в вопросе исповедания веры: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7, 13–14 ). Путь человека к Богу – не в тайном знании Махатм Тибета, а истина – не в «космических энергиях» и в желании исцелить человека. Она во Христе, сокрытом для людей гордых и самолюбивых и открывающемся сердцам в простоте их обращения к Нему в покаянии. Все это возможно лишь при свободном желании человека, который «понял, поняв – возлюбил и предначал волей» 77 . Если в методике реабилитации протестантов и иже с ними большая часть аргументов для выявления заблуждения и правильного понимания спасительного вероучения приводятся из Библии, то в реабилитации оккультистов, конечно, нужны и тексты из Священного Писания, но здесь стоит больше обратить внимание на святоотеческую мысль. Учитывая поврежденность отпавших в оккультизм ложным мистицизмом, необходимо прививать любовь к прочтению отцов и учителей Церкви. У отпавших в оккультизм встречается меньшее противление к чтению отцов, чем у протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Главный тренд нашего времени – нахватавшись знаний по верхам, тут же начинать учить других и высказывать своё бесценное мнение. Идти вглубь, досконально изучать тему никто не хочет и не может. Не до того, некогда. Деньги надо быстрее зарабатывать. В интернете бесчисленные коучи, вещающие о психологии, бизнесе, педагогике и всём прочем. С религией, однако, такой подход не работает. Более того, он контрпродуктивен и ведет к ложным выводам, подрывающим устои цивилизации и человеческих отношений. Зато сколь соблазнительно провозгласить себя новым гуру и привлечь к себе сторонников. Секты плодятся ежедневно, если не ежечасно. Не все, конечно, родившись, продолжают жить. Многие так и загибаются при самом рождении. Но зато уж те, что выжили, те здравствуют и последователей собирают безо всяких оглядок. Главное – многие готовы под их знамена встать. Да и формально из Православия можно не выходить, а, прикрываясь им, как ширмой, свою линию гнуть. Надо понимать, что прочтение всей Библии, даже и с комментариями, и катехизиса, и нескольких творений святых отцов не сильно приближает нас к пониманию Христианства в целом, и Православия в частности. Нужна цельная система знаний, передать которую человеку может только Церковь. Недаром же кроме Священного Писания существует ещё и Священное Предание. А ещё необходима собственная внимательная духовная жизнь. Или хотя бы стремление к такой жизни. Не в знаниях же в конце концов дело. Но современному интернет-пространству нет никакого дела ни до знаний, ни до самой жизни. Это самое пространство каждого человека публичным, по сути, сделало. Во всяком случае каждому дало возможность высказаться, и лишь немногие могут устоять перед таким соблазном. Те же святые отцы неоднократно говорят, что все мы, и каждый человек в отдельности, находимся в состоянии прелести. Не осознаём глубины своего падения, не можем посмотреть на себя со стороны. Каждый видит себя хорошим, а то и святым и премудрым. Такое зеркало тролля из сказки Андерсона «Снежная королева» в глазу у каждого человека. Потому и говорит Спаситель: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. 7:3-5).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/14/di...

д) Богом великим: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:11–13 ). Что наименование великого Бога принадлежит здесь Иисусу Христу, а не кому-либо другому, в этом удостоверяемся: аа) из самого образа речи на греческом языке; бб) из смысла речи: она, очевидно, указывает на будущее мздовоздаяние и славное пришествие Бога-Судии, Которого христиане ожидают, – а из других мест Писания известно, что Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин. 5:22 ), и, что именно Сын явится некогда во славе Своей судить живых и мертвых, как Сам Он неоднократно о том свидетельствовал ( Мф. 24:3–43 ; Мк. 13:3–33 ; Лк. 17:22–37 ); вв) наконец, из снесения настоящего места с 10 стихом той же главы, где Апостол безраздельно назвал Иисуса Христа Спасителем Богом: «да учение Спасителя нашего Бога украшают (рабы) во всем». е) Богом благословенным. Апостол, перечисляя разные преимущества иудеев, говорит между прочим: им же «принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:4–5 ). Относить последние слова к Иисусу Христу, а не к Богу Отцу, заставляют: аа) образ речи: выражение – «сущий над всем», непререкаемо указывает на предыдущее подлежащее, т. е. на Христа во плоти; бб) связь речи: сказавши, что Христос от Иудеев только по плоти, Апостол естественно располагает ожидать мысли, кто же Христос не по плоти; вв) цель речи: на происхождение Христа от иудеев по плоти Апостол указывает, как на одно из преимуществ избранного народа, и, притом, как на преимущество важнейшее, – в чем же будет состоять это преимущество, если Христос – простой человек, и не к Нему относятся последние слова: «сый над всеми Бог благословен во веки». Важность этого свидетельства столько же непререкаема: аа) в нем Христос называется Богом, сущим над всеми, т. е. верховным, точно так, как в другом месте называется Бог Отец ( Еф. 4:6 ); бб) Богом благословенным, так же, подобно Богу Отцу ( 2Кор. 1:3 ; Еф. 1:3 ); вв) Богом, благословенным во веки –тоже совершенно сходно с Богом Отцом ( 2Кор. 11:31 ), и, наконец, – гг) все это заключается частицей: аминь, которая, по употреблению в св. Писании, всегда усиливает или запечатлевает истину, и которой тот же Апостол в другом месте заключил подобное же славословие единому истинному Богу, в противоположность богам ложным: «служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» ( Рим. 1:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Если правильная молитва является вещью тайной, то при этом вовсе не исключается молитвенное единение, но тем яснее обнаруживаются его возможные опасности. Это не сводится ни к улице, ни к комнате, ни к короткой или длинной молитве, будь то литания церковной молитвы, будь то стенания того, кто не знает, о чем ему молиться; ни к одиночке, ни к сообществу — но к осознанию: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду. Только это направляет молитву исключительно к Богу. Это избавляет ученика от ложного вершения. «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Матф.6:9-15) Иисус не только сказал Своим ученикам, как они должны молиться, но и о чем они должны молиться. «Отче наш» есть не только образец молитвы для учеников, но так нужно молиться, как научил их Иисус. С этой молитвой они определенно будут услышаны Богом. «Отче наш» — это всецело молитва. В ней — сущность и пределы мольбы ученика. Иисус и здесь не оставляет Своих учеников в неизвестности; через «Отче наш» Он ведет их к совершенной ясности молитвы. «Отче наш, сущий на небесах!» — совместно взывают последовавшие к своему Небесному Отцу, Который уже и так знает, в чем нужда Его возлюбленных чад. Они стали братьями по призыву Иисуса, объединившего их. Во Христе они познали всю приветливость Отца. Во имя Сына Божия они должны называть Бога своим Отцом. Они на земле, а их Отец на небесах. Он видит их оттуда, они поднимают свои глаза к Нему. «Да святится имя Твое».  — Имя Бога-Отца, в Иисусе Христе открывающееся последовавшим за Ним, должно быть священным среди учеников; ибо в этом имени заключено все Евангелие. Богу не угодно было допустить, чтобы Его священное Евангелие было затемнено или погублено ложным учением и безбожной жизнью. Богу угодно — навсегда — открыть ученикам Свое священное имя в Иисусе Христе. Он направит проповедников для громкого возвещения о спасительном Евангелии. Он воспретит соблазнителям и наставит на путь истинный врагов имени Своего.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» ( Втор.6:4-7 ). Получается, что это важнейшая заповедь, это гораздо важнее для ветхозаветного сознания, чем даже нравственные запреты: не убий, не укради и так далее. Фундамент духовной жизни – пережить эту единственность Господа, узнать, что наш Господь – единственный Господь, и возлюбить Его, предать Ему всю свою волю, все свои силы, все свое сердце, весь разум. Вот заповедь, на которой строилась духовность ветхозаветной церкви, и ветхозаветный человек понимал Бога как Бога ревнивого даже. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель», – сказано в Книге Исхода ( Исх.20:5 ). Все делается в полную меру любви и реальности, отношения с Богом не являются культовыми, формальными, формализованными. Нет, все здесь по-настоящему, и поэтому Господь любит свое творение, свой народ, своих людей даже ревниво, так же, как, не знаю, ревнивы бывают родители по отношению к детям или супруги по отношению друг к другу. Ревность эта относится прежде всего к другим богам: не отступи в разные лукавые поклонения ложным идолам, не отступай от верности Богу твоему. Мы действительно постоянно возвращаемся к мысли о том, что невозможно быть немножко верующим или верующим во все по чуть-чуть: и в языческих богов, и в Аллаха, и в каких-нибудь еще, и во Христа в том числе. У нас не остается такой возможности. Мы поем во время Всенощной: «Ты бо еси Бог наш. Разве тебе иного не знаем, Имя Твое именуем». Да, Ты Бог наш, кроме Тебя, другого мы не знаем, зовем Тебя по имени. И постоянно в книгах пророческих все снова и снова возвращается Священное Писание к мысли о том, что Господь единственный. Как сказано у Исаии, «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» ( Ис.43:10-11 ).

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

И пусть православная вера, господствуя таким образом во всем нашем существе, будет в то же время верой исповеднической, да знают все, что она есть для нас самая главная сила, есть наша победа, победившая мир. 243 В данном случае наши предки должны опять быть для нас примером. Всем своим религиозным бытом они открыто исповедовали свою православную, царствующую в них веру и свидетельствовали, что она для них дороже всего в мире. Они не стыдились быть православными, и в своей личной, общественной и государственной жизни и деятельности показывали, что вера православная составляет сущность их жизни и к ней направлены всецело их сердца. К несчастью для России, уже при Петре, как видели мы, наши предки под влиянием протестантизма и западного просвещения начали стыдиться своей веры, стали прятать ее. Этот стыд своей веры, исходящий из тщеславного опасения показаться отсталыми пред либерально и атеистически настроенными образованными людьми, в последнее время, пред гибелью нашей родины, достиг высшей своей степени. Не вера православная, а этот пагубный стыд стал господствующей силой в России, в особенности для интеллигентного русского общества. Движимое ложным стыдом множество русских людей становилось в ряды безбожной и революционной интеллигенции, хотя их разум и совесть были против этого малодушия. К великому сожалению, и до сих пор большая часть русских людей, по крайней мере, проживающих за границей, не может расстаться с этим позорным и гибельным стыдом, и хотя имеет православную веру, но ее не исповедует как свою господствующую силу. Поэтому к ним относятся слова Христа: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 244 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. 245 Приведенные слова Христа показывают, что недостаточно только веровать православно: надо еще нашу веру исповедовать, если мы не хотим быть отверженными от Бога за наш ложный стыд, который, конечно, исходит из нашего тщеславия. А грех тщеславия так велик, что при нем нельзя даже иметь истинной спасительной веры во Христа, почему Он и сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу. 246

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

И так истина Господня пребывает во век. Ложь, прелесть и суеверие непостоянно и нетвердо. Сколько язычники суеверие свое утверждать старались, книги их показывают, но проповедью апостольской все это было обличено, и как мгла от солнца исчезло, и как тьма от света прогналось. Каких только ложных мудрований не вымышляли еретики, и слово истины, к своей погибели, развратить старались? Но все их мудрование оказалось ложным, и старание – суетным, и рассыпали его проповедники истины. И из этого познается, что все, что нетвердо и непостоянно, – это вымысел человеческий; и хотя появляется несколько и видится нечто, но скоро как мгла, как пар, как дым, как сон исчезает. Слово истины как солнце, которое от начала мира даже доныне сияет, и отныне до конца сиять будет. Так учение пророческое и апостольское сияло, сияет и сиять будет до конца мира всему миру. Хорошо делают обращающиеся к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах их (2 Петр 1:19). Пятнадцатое. Истина евангельского учения и из того познается, что его проповедники и держащиеся его гонение терпят в мире сем. Учение евангельское есть учение небесное, от Бога происшедшее, и потому сатана, князь мира, и сыновья века сего, в прелести его пребывающие, не любят этого небесного семени и чад, от него духовно рожденных. Об этом все прошедшие века свидетельствуют. Видим это и ныне, видим, что пока человек по законам мира живет и похотям мирским служит, он любезное чадо миру, а как только примется за слово Божие и зачнется в нем его спасительный плод, то его все, как странника и пришельца, чуждаются и гнушаются. И как море не держит мертвого тела, а извергает вон, так и его все сыновья века сего изгоняют. И это то, что апостол говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим 3:12), и слово Христово показывает: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин 15:18-19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ибо в нем Он взял их от края земли, и отдаленных пределов ее призвал Израиля из всех народов, собирая сперва народ иудейский, о котором и апостол Павел говорит: вам бо лепо первее глаголати слово; а понеже отвергосте е, обращаемся во языки ( Деян.13:46 ). Итак, тебе и рабу Моему, и избранному Моему, о котором будет проповедано среди народов и который подвергнется весьма многим преследованиям, Я говорю: не бойся, потому что Я с тобою, которому говорю в Евангелии: се Аз с вами есмь, во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Не заблуждайся и не отступай от истины, и не прельщайся ложным убеждением, что ты своими силами, будучи не опытен и наг, проникаешь в массу народов и самые неукротимые народы призываешь к кротости. Это Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержал или защитил тебя правою рукою праведного Моего, то есть Господа Спасителя, или десницею Моею... Следующее же за тем: Я сделаю тебя молотильнею новою, имеющею острия зубчатые, означает то, что проповедь Евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковы по различию превозношения, называются горами н холмами... И когда они будут унесены и рассеяны как вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израилевом. Мы можем также сказать, что служитель церкви, имея зубчатые острия евангельской проповеди на новой молотильне и действуя не по ветхой букве, а по новому духу, сокрушить жестокосердие неверующих, отделяя пшеницу от соломы и растирая холмы и горы, то есть всех иерархов, которые, быв сокрушены и разбиты, обращаются в пепел и научаются тому, что они ничто, чтобы бывшие худо соединившимися разделились ко благу своему» (ч. VIII, стр. 162–164); то же см. ч. VIII, стр. 184–186; ч. XI, стр. 361. и) В толк. на 6–7 ст. 62 гл. кн. пр. Исаии: «И на спинах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, которые весь день и всю ночь никогда не будут умолкать, напоминая о Господе. Ибо Он не подобен вам, если исправит и сделает Иерусалим славою на земли. Пророк говорит: ради Сиона не умолкну и ради Иерусалима не успокоюсь и прочее до того места, где теперь окончился отдел: будет радоваться Бог твой о тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Ибо человечество, которое в единой Ипостаси было соединено с неприступной и Самосущей Премудростью, не могло бы что­либо не знать, как о настоящем, так и о будущем или прошедшем, и не может быть ложным сказанное что­либо Им. «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ), если же не так, то тогда они будут вынуждены во всем дерзко признать и неведение у Отца. Сказанное же Спасителем: «Где вы положили Лазаря?» ( Ин.11:34 ) было сказано в напоминание и объяснение для присутствовавших иудеев. Ибо не только это, но и нечто другое сделал Он, сказав: «развяжите его, пусть идет» ( Ин.11:44 ), чтобы из того, что Он отчасти видел и отчасти слышал, верным было и неоспариваемо, и неизгладимо в памяти. Говорит он, что одно сказанное о Христе говорится в переносном смысле, а другое – в истинном смысле. В переносном смысле, например, что Он стал за нас грехом и клятвой (ибо Он не был этим, но словно голова воспринимает то, что свойственно остальному телу, Он воспринимает то, что от тела). По истине же говорится, что Он стал человеком, алкал, жаждал и все тому подобное. Так что если кто желает сказать о Его неведении в переносном смысле, то есть, что не вне неведения было тело Его, то есть человеческая природа, которой Он есть Голова, то весьма правдоподобно будет говорить так, а не утверждать о неведении Отчей Премудрости. Но если дерзают необразованные вывести из слов Его «Где вы положили Лазаря?» неведение, то почему же тогда они не припишут и Отцу такое же неведение, говорящему Адаму: «Где ты?» ( Быт.3:9 ), и к братоубийце: «Где Авель, брат твой?» ( Быт.4:9 ). Или: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт.18:20 ). Спрашивал так же и Иисус демона: «Как имя тебе? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» ( Мк.5:1 ). И у слепых спрашивал: «Чего вы хотите от Меня?» ( Ин.11:44 ). И почему же отсюда не ясно, что это не неведение было, но Он спросил у самого демона, желая показать ученикам множество обитающих в одержимом, чтобы научить их, что Он (Господь) над многими демонами одержал верх, и чтобы дать ученикам веру и дерзновение «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

Имя же новое или иное есть только то, которое происходит от имени Христова, чтобы народ Божий не назывался Иаковлевым, и Иудейским, и Израилевым, и Ефремовым, и Иосифовым, а христианским. Ибо всякий, кто будет клясться на земле, будет клясться не идолами и ложными богами, но Богом, каковая мысль опять подтверждается знаком аминь . Далее, [сказанное] у Семидесяти, которые вместо аминь перевели: Бога истинного , в том смысле, что будет благословляться истинный Бог и что клянущиеся на земле будут клясться истинным Богом, мы не относим, согласно с заблуждением ариан, только к лицу Бога Отца, о котором написано: да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси, Иисус Христе ( Ин. 17:3 ), но к Сыну, который и сам есть истинный Бог, как говорит евангелист Иоанн: Сын Божий прииде, и дал есть нам разум, да познаем истину и да будем в истиннем Сыне Его, Иисусе Христе ( 1Ин. 5:20 ). Он есть истинный Бог и жизнь вечная. Ибо если Спаситель говорит о Себе: Аз есмь истина ( Ин. 1:6 ), то следовательно истинный Бог получил имя от истины, так что Он называется Богом не по ложным богам, но по истинному Богу Отцу, и Сам есть истинный Бог. В противном случае, если бы Он не был истинным, то был бы подобен идолу, что падает на головы тех, которые ее признают Христа за истинного Бога. Новое же имя это есть то, которое пишется Ему в Апокалипсисе ( Откр. 2:17 ) на камне, которое благословляется во всем мире. Ст. 16–18. Потому что преданы забвению прежния бедствия и потому что они сокрыты от очей Моих. Ибо вот Я творю новыя небеса и новую землю и прежния не будут воспоминаемы и не приидут на сердце. А вы будете радоваться и веселиться во веки о том, что Я творю . LXX: Потому что будет забыта прежняя скорбь и не прийдет на сердце их. Ибо будет новое небо и новая земля, и прежния не будут воспоминаемы, и не прийдет на сердце их, но радость и веселие найдут на ней . Причиною веселия и исповедания Бога истинного служит то, что за прежними вечными бедствиями последует забвение, и они не будут помнить идолов и прежнее заблуждение, но придут из мрака к свету, чтобы наслаждаться вечным блаженством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010