Слова сии это – слова Божии (ст. 5–8) о новом творении, о блаженстве праведников и осуждении нечестивых. Повеление записать эти слова исходит либо от Самого Бога, либо же от посредствующего ангела (10,4; 14,13; 19,9). Эти слова истинны и верны , ибо они «произносятся Самой Истиной и познаются не через символы, а по самым делам» ( Андрей Кесарийский ). Истинно то, что исходит от Истины ( Ин. 14:6 ). Поэтому истинным Писанием, открывающим Истину, являются не книги, написанные от человеческого ума, логических рассуждений, опытных наблюдений или чувственных порывов – все это может быть ошибочным и ложным – но книга Библия , написанная святыми мужами по повелению Божьему. «К чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» ( Песн. 1:6 ) – взывает ищущая душа к Истине, – если можно войти в твой чертог! Чертогом Истины является Слово Божие, а «стада товарищей» и шатры их ( Песн. 1:7 ) – это произведения «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим. 3:7 ), суемудрых учителей века сего. Не этим «товарищам» открыта Истина, не в их шатрах она обретается. Далее к Иоанну снова обращается Сам Господь от Своего имени. Откр.21:6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Все слова этого стиха присущи Господу Иисусу Христу. Но через Него они становятся свойственными и всей нераздельной Троице. Несколько раз голос Бога-Творца и Спасителя оглашал Вселенную словом: совершилось ! Этим словом, как печатью, запечатлевались различные стадии творения мира. Хаосу, мраку и беспорядку говорил Бог: «Да будет...» И откликался древний бытописатель: «И стало так» ( Быт. 1:30 ). Совершилось шестидневное создание мира. С крестного древа возглашает божественный Страдалец: совершилось ( Ин. 19:30 )! Совершилось искупление. Совершился переход от Ветхого Завета к Новому. Но и в апокалиптическое время переносится этот возглас. Когда была излита седьмая чаша гнева, то голос от небесного престола возвестил: совершилось ! (16,17).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Спаситель погружается в воды Иордана и освящает эти воды как стихию. Освящённые воды Иордана – это полнота благодати Святого Духа, Который подается апостолам в день Пятидесятницы, ибо крещение Духом Святым и огнем, о котором говорил Иоанн Предтеча, означает день Пятидесятницы. 189 Освящённые воды Иордана – это те благодатные дары, которые потом в преизобилии будут наполнять святую Церковь . Но в то же время воды Иордана – символ духовного плача, покаяния, своеобразный призыв к духовным подвигам. Попросим у Бога в день Крещения дар чистоты, чтобы наша душа, хоть немного очищенная в этот праздник, и далее находилась в движении духовного совершенствования и была не мертвой, не застывшей, не похожей на тину, но сама напоминала бы тот источник вод, текущих в жизнь вечную. 190 Аминь О преодолении трех искушений 191 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель. Мф. 4:1–3 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня попразднство Святого Богоявления – великого праздника, дня явления Бога Троицы на Иордане, праздника Крещения Спасителя, освящения вод, духовного и телесного очищения, покаяния, праздника радости, преисполнения благодатными силами, словно струящимися иорданскими водами, Божественными Светами! В этот день мы слышим Евангелие об искушении Христа в пустыне. Пустыня Иудейская примыкала к Иордану, а Гора искушений, на которой Христос претерпевает искушение от дьявола, находилась за этой пустыней – таким образом, эти живительные воды соседствовали со все уничтожающей пустыней. В силу голода и жажды, возникавших от пребывания в этой пустыне без какого-то бы то ни было оазиса и материального утешения, у находящихся там людей возникала огромная потребность в смене места – достичь целительных струй Иордана. Но сам Иордан, по сравнению с большими реками, представляет собой очень малый поток. И мы слышим о трех искушениях. Первое искушение от дьявола о насыщении хлебами после страшного голода: это насыщение произошло бы ложным образом, легким чудом, например, легким успехом, легкой удачей, легкой учебой, легким достатком, легким преуспеянием, легким ничегониделанием, легким возведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Стих 15 Восьмою заповедью: «Не укради» законодатель усматривает неприкосновенность собственности ближнего, запрещает жизнь за счет трудов другого. Стих 16 Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (по-славянски – «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна») запрещает вредить ближнему ложным свидетельством на суде или же вообще ложью вредить ему в обществе. Стих 17 Десятая заповедь: «Не желай ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что есть у ближнего твоего» (по-славянски – «Не пожелай жены искренняго твоего: не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего»). Ею запрещаются не только худые дела, но даже желания и помышления, составляющие источник худых дел. Заповеди, изреченные Богом на Синае, именуются « Десятисловием » или " Декалогом » ( Исх. 34:28 ; Втор. 14:13; 10 ). Все заповеди Десятисловия определяют отношения человека, во-первых, к Богу, и, во-вторых, к ближним. На такое разделение заповедей указал Сам Христос Спаситель, когда на вопрос искушавшего Его законника: «Какая наибольшая заповедь в законе», – ответил, – «возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:35–40 , ср. Лк. 10:25–28 ). Стихи 3–8 После получения Моисеем церковных и гражданских законов, изложенных в 20, 22–23 главах, евреи торжественно вступили в завет с Богом. Торжество это состояло в следующем: Моисей, опустившись с горы, сообщил все полученные им законы народу, который, единогласно выразил готовность исполнять их (ст.З). Затем, записав полученные законы, Моисей на утро другого дня создал под горою алтарь и поставил 12 камней, что указывало на участие в завете всех колен Израиля (4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Сущность изменения воззрений на соотношение Писания и Предания, произошедшего в православном богословии в середине XX в., состоит в том, что Священное Писание стало рассматриваться не как самостоятельный, независимый источник вероучения и даже не как часть Предания, а как одна из его форм, причем форма наиважнейшая. Как писал архим. Софроний (Сахаров) , ученик преподобного старца Силуана Афонского , Предание как вечное и неизменное пребывание Духа Святого в Церкви есть основа бытия Церкви, поэтому Предание объемлет собой всю жизнь Церкви настолько, что и само Писание лишь одна из его форм: «Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, а одна из его форм: форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее и по удобству пользования ею; но изъятое из потока Священного Предания Писание не может быть понято как должно никакими научными исследованиями». Если Церковь лишится Предания, то перестанет быть собой, т. к. служение Нового Завета есть служение духа. Ап. Павел пишет: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор.3:3–6 ). Если изъять Писание из Предания, как это сделали протестанты, то никакие научные исследования не помогут понять его так, как должно. Без Предания Писание рассыпается на ряд исторических документов, согласующихся между собой с большой натяжкой. Понять истины Писания можно только в русле Предания. Только такое понимание может быть спасительно для человека, потому что в Предании сам Дух Святой открывает разумение Писаний. Священное Предание, как и Писание, является источником вероучения, однако при условии, что Предание не противопоставляется Писанию и Писание и Предание не рассматриваются изолированно. Потому что в противном случае, если мы будем противопоставлять Писание и Предание, мы попадем в богословский тупик. В самом деле, как нужно толковать Священное Писание? Естественно, что в соответствии с Преданием. А какое Предание нужно признать истинным, а какое ложным? В соответствии с Писанием. Получается порочный круг. Западные конфессии решили этот вопрос по-разному. Протестанты просто отвергли авторитет Предания в пользу Писания. Католики выходят из положения благодаря апелляции к непогрешимому мнению папы, который может в любом случае безошибочно указать, как толковать Писание и какое Предание следует принимать. В каком положении оказались православные, которые и папы не имеют и Предания не отвергают?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Такова жизнь и таков конец алчных богачей в море сей земной жизни. Прежде всего, они живут с ложным убеждением, что этот мир - разбитый корабль, без капитана, без руля и рулевого, брошенное имущество, которое тонет и гибнет и надо успеть как можно больше перетащить в свою шлюпку. Но среди этого алчного расхищения и опустошения корабля жизни появился Капитан, возложивший руку на штурвал как на Свою собственность и сказавший, что корабль не тонет, что это лишь кажется неискусным и близоруким невеждам, которые находятся на корабле недолгое время. Он путешествует с кораблем с самого начала, перевозя путников: путники меняются, а Он стоит, скрытый от их глаз, и управляет кораблем. Он знает, откуда вышел и куда идет корабль, Он знает путь и не боится моря. Этот Капитан есть Господь наш Иисус Христос. Мягко, но решительно сходит Он на волны и протягивает руку утопающим. И ничего не имеющие, плывущие с пустыми руками, первыми отзываются и хватаются за Его спасительную руку. Но тем, которые нагрузили свою шлюпку, наполнив и переполнив ее, тяжелее всего откликнуться, ибо они боятся, что, если они оставят свою шлюпку и пойдут к Нему по волнам, то утонут. Они не веруют в Него и больше полагаются на свою шлюпку. Видя это и читая в их жалких душах еще более жалкую веру в мертвые веши, Господь наш Иисус Христос обращается к спасенным: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Господь видел множество подобных случаев и на многие из них указывал давая наставления. И сегодняшнее Евангельское чтение описывает один их таких случаев. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Евангелисты Матфей и Марк говорят об этом человеке как о богатом юноше, у которого было большое имение, а евангелист Лука называет его еще и некто из начальствующих. Сие произошло на одной из дорог Иудеи, после известного случая с детьми, когда Господь повелел ученикам: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное; и еще когда Он сказал, что тот, кто не примет Царствия Небесного с детской верой и радостью, не войдет в него; и когда Он обнял детей и благословил их. Назвав, таким образом, невинных детей гражданами Царствия Божия, Господь выходил в путь, и тут к нему подбежал этот молодой и богатый человек из начальствующих, пал пред Ним на колени и задал свой вопрос. Насколько достойно всяческой похвалы то, как он приступил ко Христу, настолько достойно сожаления то, как он отошел от Христа. Он подбегает ко Христу, он падает пред Ним на колени, он спрашивает у Него совета в самом главном вопросе на свете - о жизни вечной и условии ее наследования. Он пришел с искренним намерением, а не как книжники, приходившие, лишь чтобы искушать Господа. Он чувствовал некий душевный голод и бедность при всем своем внешнем богатстве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Ты же будешь радоваться о Господе и о святых Израилевых. Иаков и Израиль есть телесный и духовный, как учит апостол Павел: видите Исраиля по плоти ( 1Кор. 10:18 ), откуда мы заключаем, что есть и другой, по духу, и к Израилю по плоти говорится: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили ( Ин. 8:39 ). К ним и выше говорится: зачем ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа и суд мой ускользнул от Бога моего». Теперь, напротив того, Бог говорит к духовному Израилю, который принял пришествие Господа своего, которого Он называет сначала рабом, потом избранным, наконец семенам Авраамовым. Ибо прежде мы приняли дух рабства в страхе ( Рим. 8 ), а потом быв избраны, достигаем любви Божией. Итак после призвания народов, когда увидели острова и убоялись, концы земли изумились, приблизились и подошли; призываются остатки по избранию благодати, о чем пишет и Евангелие: избра от них Иисус дванадесяте, ихже и апостолы нарече ( Лк. 6:13 ), которые после рабства детоводительному закону, избраны в Евангелии и удостоились быть семенем Авраама, друга Божия. Ибо в нем Он взял их от края земли, и от отдаленных пределов ее призвал Израиля из всех народов, собирая сперва народ иудейский, о котором и апостол Павел говорит: вам бе лепо первее глаголати слово; а понеже отвергосте е, обращаемся во языки ( Деян. 13:46 ). Итак тебе, – и рабу Моему, и избранному Моему, о котором будет проповедано среди народов и который подвергнется весьма многим преследованиям, Я говорю: не бойся, потому что Я с тобою, которому говорю в Евангелии: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Не заблуждайся и не отступай от истины, и не прельщайся ложным убеждением, что ты своими силами, будучи неопытен и наг, проникаешь в массу народов и самые неукротимые народы призываешь к кротости. Это Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержал или защитил тебя правою рукою праведного Моего, то есть Господа Спасителя, или десницею Моею , как перевели LXX. Ибо вот противники твои, народ иудейский и все ведущие борьбу против тебя и преследователи твои обратятся в ничто, и ты будешь искать противников своих, и не найдешь их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ты можешь признать Мою любовь к тебе по пророкам, которых Я посылал к тебе, по видениям, которые Я даю им, по вдохновенным словам, которые Я влагаю в их уста. Но ты не каешься: по ту сторону Иордана Галаад, который был городом несчастия и идолослужения (VI, 8), есть не более, как развалина (со времен Феглафелассара); по эту сторону Иордана в Галгалах они закалают ложным богам тельцов (IX, 15), и жертвенники их будут низвержены и будут стоять как груды камней на межах поля. Ты убежишь далеко их твоей страны: но в твоем изгнании не теряй мужества, твой Бог любит еще тебя; вспомни Иакова, который также должен был убежать далеко от дома отеческого на поля Сирийские, и здесь будучи служителем и сторожа чужие стада, нашел такую жену как Рахиль. Ты возвратишься в плен; но вспоминай о Египте, из которого Бог извел тебя рукою такого пророка как Моисей. Но зачем я говорю с тобою так кратко? Сильно раздражил Ефрем Господа и за то, кровь, пролитую им, Господь оставит на нем, и поношение его (заслуженное им) обратит на него». XII, 8–15. 3. Ефрем был ужасом соседних народов, которые трепетали от его слова, он был возвышен в Израиле над другими коленами; но сделался виновным чрез Ваала, и вот он погиб. И теперь, когда погибель наступила и суды Божии объявлены им, они тем не менее упорствуют в своем идолослужении, льют новых истуканов, прибавляют новые суеверия к старым; люди, творения разумные 45 , обращают при своих жертвоприношениях свои молитвы к этим истуканам, сделанным художниками, и целуют золотых тельцов! По этому они исчезнут с земли как утренний туман, как роса, они будут унесены, как уносится мякина или дым бурею. Но в моем гневе Я есмь еще твой Бог, как Я был всегда от земли египетской; и в твоих несчастиях ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня. Тогда ты возвратишься ко Мне, тогда ты узнаешь Меня; потому что в сухой пустыне Синая Я заключил завет с тобою, и в другой пустыне Я откроюсь тебе; между тем, как утвердившись раз на тучных пастбища Ханаана, ты забыл Меня и твое сердце ожирело, как предсказал тебе это Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ты осквернил дворы дома Господня, ты «провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников» вместо того, чтобы покарать их достойной карой, как должно было сделать тебе — главе избранного народа (Исх.22:18); «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них; и если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев.20:6, 27); «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10—12): и др. ; и вот, помогли ли они тебе, когда враг твой глумился над тобой? Ты, царь, не понял одного: один только велик — Господь Бог твой; один только силен истинной силой — Господь Бог твой; один только праведен — Господь Бог твой; один только помощник истинный — Господь Бог твой; на одного лишь можешь ты безоглядно полагаться во все дни жизни твоей — на Господа Бога твоего; одному лишь можешь ты служить непорочно — Господу Богу твоему; и один только в силах спасти тебя от всякого зла и избавить от всякого врага, видимого и невидимого, — Господь Бог твой. Он создал тебя и весь мир, который окружает тебя и который дан тебе, чтобы ты заботился о благоустроении его, а не осквернял его злодеяниями своими. Вот чего не познал ты, царь Манассия, так гордившийся своим мнимым разумом, своим мнимым величеством и могуществом, своим мнимым благочестием в поклонении ложным богам! Так иди же к Нему, ведь Он зовет тебя даже и тогда, когда ты пребываешь в мерзостях грехов твоих, потому что ни одного Своего творения не презирает Он, но о каждом печется и каждому желает спасения, — лишь бы это желание Его встретило ответный порыв грешной души, стремящейся оторваться от греха и прилепиться к праведности! А для этого — войди в себя, очисти свои глубины от помыслов греховных, приуготовь себя сердечной молитвой и истинным, от всей души покаянием к встрече с Владыкой твоим, чтобы достойно принять Его, когда Он благоволит войти в дом Свой — душу твою!» И научение это не презрел Манассия, и сокрушил он гордыню свою, и зарыдала душа его к Господу Богу, и сердце его склонилось пред великой и спасительной милостью Господней:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: “оставьте такую любовь”, чтобы не оказалось ложным сказанное: “оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях” (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу» . И Христос неслучайно ни единым словом не попрекает Закхея. Он указывает нам единственный способ, которым мы можем помочь нашим ближним обратиться к Богу: путь самоотверженной любви, лишенной ненужного навязчивого морализаторства. Ныне пришло спасение дому сему Спасение достигает Закхея как отклик на его покаяние. Нельзя не заметить: Господь говорит о его спасении лишь после того, как вполне обнаружен и засвидетельствован многими грех Закхея, и после того, как Закхей, отметая всякое самооправдание, говорит о решимости возместить зло многократным добром. Подобный внутренний процесс – своего рода путь, который всякий христианин обязан проложить в своем сердце, открывая его для спасительной поступи благодати Духа. Всякого человека спасение достигает лишь тогда, когда он вполне увидит свой грех, исповедает его перед Богом без всякого самооправдания и будет исполнен решимости грех оставить, а зло по возможности возместить. Но для начала нужно все-таки допустить Христа в «свой дом», разорвав порочный круг своего личного пространства, привыкшего совсем к другим гостям. Мудрый Закхей, услышав слова Христовы: Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме , сразу откликается на призыв и принимает Христа. Звучит этот Христов призыв и в наше апокалиптическое время: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Будет звучать он и до скончания века, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Но многие ли откликнутся на этот призыв? Рейтинг: 9.9 Голосов: 2051 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/110014.html

Эти слова, в которых так непререкаемо ангелы признаются существами действитель­ными, тем более замечательны, что их изрек Спаситель перед саддукеями, отвергавшими бытие ангелов ( Деян. 23:8 ), и таким образом засвидетельствовал, что Он предлагал учение об ангелах отнюдь не по какому-либо приспособлению к ложным понятиям своих слушателей, как дерзают предполагать вольно­думцы, 1112 а единственно по непреложной истинности этого учения. Из числа святых Апостолов достаточно выслушать свидетельства двух первоверховных: а) Святой Петр говорит: им (Пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы ( 1Петр. 1:12 ). Здесь ангелы ясно отличаются от других посланников и вестников Божиих, пророков и апостолов, и представляются существами особого рода, высшими, разумно-свободными. б) Святой Павел пишет к возлюбленному ученику своему Тимофею: пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения ( 1Тим. 5:21 ). Если, таким образом, Апостол призывает во свиде­тели, вместе с Богом Отцом и Господом Иисусом, ангелов: то, очевидно, приписывает им несомненное бытие. в) А в послании к Евреям тот же Апостол, сравнивая Спасителя с ангелами, говорит: будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя..., Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Евр. 1:4–6 ). Отсюда также очевидно, что Апостол признавал ангелов существами действи­тельными, и притом высшими в ряду прочих существ. Доказательства, что Святая Церковь Христова с самого начала своего веровала в бытие ангелов, бесчисленны. Таковы – все древние символы, в которых Бог называется, между прочим, Творцом невидимого, т.е. мира духовного. 1113 Таковы же, в частности, свидетельства учителей Церкви: Иустина мученика , Афинагора, Евсевия, Василия Великого , Григория Богослова , Авгу­стина и многих других, 1114 которые приводить здесь считаем излишним, так как в веровании Церкви касательно бытия ангелов никто и никогда не сомневался.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010