Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance День рождения воскресного дня 6 мин., 06.03.2017 Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах? Воскресенье – день субботний? У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу. Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10). Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9). Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

http://foma.ru/den-rozhdeniya-voskresnog...

Мунисты встретили меня, будто любимую родственницу. Началась «обработка». В отличие от других вновь пришедших, мне уже приходилось читать Евангелие. В то время, как другие участники семинара, на который меня пригласили, откровенно спали, я слушала, борясь со сном, но, видимо, плохо понимала их «Святые Принципы». Думаю, мой путь в храм очень типичен для современного человека, выросшего вне церковной традиции и практики. Он и страшен, и чудесен, являя милосердие Божие. Однако обо всем по порядку… Выросла я в обычной нерелигиозной советской семье: папа – офицер, инженер-электроник, мама – учительница начальных классов. Знаю разве еще, что моя прабабушка пела в молодости на клиросе и учила маленькую маму молиться. А покрестила меня моя бабушка Валя (Царства ей Небесного, умерла она три недели назад) – мне было тогда около года, поэтому Крещения своего я не помню. Тем более что на этом мое воцерковление и закончилось. Помню, как в семь или восемь лет спросила отчего-то свою подружку, верит ли она в Бога, и когда та ответила мне отрицательно, гордо ее поддержала. В следующий раз вспомнила я про Бога в двенадцать лет, когда мы должны были ехать из ГДР, где служил в то время мой папа, в Россию. По телевизору попался мне сюжет о крушении поезда и многочисленных жертвах, я сильно напугалась – так что по ночам, никак не засыпая от страха, стала креститься. Но молитв не знала, да и спросить было не у кого. Мама, правда, всегда возила в вещах листочки с «Живый в помощи», переписанным бабушкой от руки с молитвослова, но прочитать и понять их я не могла. Когда времена начали меняться, папа, который всегда очень любил книги, купил нам, едва представилась такая возможность, красочную детскую Библию. Иногда воскресным утром мы слушали по телевизору западных проповедников, а перед сном я изредка крестилась и просила чего-нибудь. В 1991 году наша семья вернулась на Родину, прямо в путч и разруху – нам было очень трудно привыкнуть к новой действительности после чистенькой и начинавшей подниматься объединенной Германии. Однажды мы всей семьей посетили протестантское собрание, где на меня произвело сильнейшее впечатление огромное количество людей, их публичные исповеди и молитвы. А в русской церкви почти что не бывали — за исключением разве Крещения моей сестры, когда ей было шесть лет, да посещения московского Новодевичьего монастыря, церквей Кремля и Троице-Сергиевой Лавры (это когда мне было семь, и папа еще учился в Москве). Но то, конечно, были скорее экскурсии, а не паломничества — хоть мама и умывала нас святой водой у отца Сергия Радонежского, я не помню, чтобы мы прикладывались к раке с его честными мощами.

http://pravmir.ru/do-six-por-pri-etom-vo...

Часть IV. Дни богослужения церковные Общие и преходящие И рече Господь к Моисею, глаголя: и ты заповеждь сыном Израилевым, глаголя: смотрите, и субботы Моя сохраните: естъ бо знамение между Мною и вами в роды ваша, да увесте, яко Аз Господь освящаяй вас ( Исх.31:12–13 ). Недели и другие дни Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и преимущественно первый день ее, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых ( Мк.16:1–6 ) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного воскресения Христова и называет воскресным. Имя недели указывает на заповедь Божию, повелевающую шесть дней делать, а седьмый не делать, т. е. посвящать на особенное служение Богу и ближним, и следовательно это имя принадлежит всякому празднику и собственно дню воскресному, который сообразно с четвертою заповедию Божиею заступил для христиан место ветхозаветной субботы. Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели принадлежит также и целой седмице. Подобно ветхозаветной Церкви, которая седмицу называла иногда субботою, – именем седьмого и главного дня седмицы ( Лев.23:15 , Лк.18:12 ), христиане называют также седмицу неделею, по имени первого и главного из седми дней ее, на которые распространяется священное воспоминание, совершаемое Церковию в день воскресный, или в неделю, и таким образом все семь дней делает как бы одним днем Богослужения, или недолею. Название всей седмицы неделею внушает, что по воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражия, настало вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и суетных, но св. дел веры и благочестия ( Евр.9:9 ). «Новый закон, говорит св. Иустин мученик , хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу» 206 . Таким образом всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней, образуя известное продолжение времени, и относительно Богослужения христианского составляет особый круг церковного проследования, еженедельно посвящаемого воспоминанию воскресения Христова, а вместе и иному особенному воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви православной, кроме празднования воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о Фоме, неделя жен Мироносиц, Пятидесятницы и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В.Н.И. Соловецкий концлагерь (со слов очевидца) 93 «Островом скорби» зовут его заключенные. И, действительно, скорбь и горе царят в бывшем монастыре. Там теперь сидят, большею частью, «бывшие люди», как их зовут в России, люди, занимавшие видное место при Царе, аристократы, «буржуи». Наряду с ними туда посылаются и уголовники, а также провинившиеся чекисты и коммунисты. До последнего времени там сидели и с.-р., но они пользовались особыми привилегиями и в данное время их должны были перевести на континент – намечали Суздальский концлагерь. Наиболее удобный и прямой путь до Соловков – это по Мурманской ж.д. до станции Кемь. Ехать надо через «Ленинград». В Кеми пересадка на ветку до Попова Острова – пристань Соловецкого лагеря. Тут уже пахнет тюрьмой, но все же тут еще вольные служащие; стоят конвоиры, есть красноармейская стража. Для приезжающих, т.е. в большинстве случаев для родственников, едущих на свидание в Соловки, существует вагон-гостиница. Здесь приходится иногда ждать несколько суток прихода парохода. Город Кемь довольно далеко от пристани, туда надо идти регистрироваться и предъявить документы на право свидания. Разрешение на свидание дается в Москве; дается maximum на пять часов, по одному часу в сутки, а зачастую дают лишь три часа свидания. Но, несмотря на это ничтожное время, несчастные матери и жены съезжаются со всех краев России на свидание с родными заключенными. Надо торопиться: в ноябре навигация остановится, и тогда Соловки отрезаны от континента до мая месяца. Два – три раза в месяц зимою отправляется ледокол из Архангельска в Соловки за почтой. У берегов, где ледокол не может пройти, его встречают рыбаки-поморы, перегружают на свои лодки почтовые сумы и с опасностью для жизни доставляют их на берег. При этом они выговорили себе право выкидывать всю почту, если их настигнет буря. Поэтому почта часто пропадает, а в лучшем случае, письмо до Москвы идет не менее четырех недель, так как ледокол часто бывает неделями затерт льдами. Таким образом, заключенные зимою, т.е. шесть-семь месяцев в году, лишены возможности получать посылки. Приходится стараться их снабжать провизией на полгода с осени. В первую очередь им нужны жиры, лимонная кислота, мука, крупа, сахар. Кроме того, конечно, теплая одежда, обувь. Казенной одежды не полагается, казенная пища так скудна и невкусна, а главное пресна, что, кроме того, что ее недостаточно, происходят массовые цинготные заболевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дональд Карсон (баптист) Евангелие от Матфея Введение Учительское Евангелие Евангелие от Матфея называют «учительским Евангелием», поскольку материал в нем представлен таким образом, что его удобно использовать в процессе обучения. Возможно, именно по этой причине ранняя Церковь использовала его больше, чем остальные четыре Евангелия. В то время как Марк предлагает нам яркое и связанное повествование, Лука – тонкое исследование разговоров Иисуса с людьми, а Иоанн – подробный богословский портрет Христа, Матфей собирает истории и высказывания Иисуса, которые имели непосредственное отношение к актуальным проблемам жизни Церкви, и располагает их в таком порядке, чтобы ими мог пользоваться учитель. По всей видимости, сам Матфей был таким учителем, и в свое Евангелие он включил материал, который уже не раз представлял членам собственной церкви. Очень четко выделяются пять «речей», или собраний поучений Христа, каждая из которых завершается формулой: «Когда Иисус окончил все слова сии…» или похожей фразой (формула, которая на греч. языке звучит гораздо более сильно, чем в русском переводе). Эти речи мы найдем в гл. 5–7, 10, 13, 18, 24 и 25. Все они, по–видимому, основываются на гораздо более коротких «обращениях», которые мы находим в других синоптических Евангелиях (Марка и Луки), и обнаруживают единую центральную мысль, вокруг которой и строятся. Многие из организованных таким образом высказываний содержатся и в других синоптических Евангелиях, что позволяет сказать: Матфей составил пять аккуратных «антологий» поучений Иисуса, касающихся определенных предметов. И в этих речах, и в остальных местах Евангелия Матфей намеренно разбивает свое повествование на части, которые сравнительно легко запоминаются. Явными примерами служат три симметричных раздела генеалогии (1:1 – 17; обратите внимание на заключение в ст. 17), восемь заповедей блаженств (5:3–10; здесь – одинаковое заключение в первом и последнем стихах), шесть «антитез» (5:21–48; с повторением вводной формулы), три религиозных обряда (6:1–18; с практически одинаковой структурой, несмотря на больший объем раздела о молитве) и семь восклицаний «Горе вам…» в адрес книжников и фарисеев (23:13–36). Большие разделы также иногда имеют четкую внутреннюю структуру, как, например, повествование о чудесах в гл. 8, 9 или серия притч в гл. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава четырнадцатая. Высокопреосвященнейший владыка 1826 – 1830 Какое блаженство услышать тишину после того, как отгремят шумные многодневные праздники! Аж в ушах звенит, до того стало тихо. Боже, как хорошо! Река жизни, все эти дни кипевшая и выплескивавшаяся из своих берегов, вновь вошла в привычное русло, обрела спокойное течение. Отныне он митрополит. Многое ли от того менялось? Положение в обществе – да. Теперь он на равных с петербургским Серафимом и киевским Евгением. Как архиепископа его величали преосвященнейшим владыкой, как митрополита отныне стали величать высокопреосвященнейшим. И так было длинно, а теперь еще на шесть букв длиннее. Но в расписании жизни почти ничего не меняется. А в Москве – золотая осень. На Самотеке утопает в роскоши осенней листвы Троицкое подворье. От шелеста сухих листьев тишина становится еще более упоительной... Сколько дел приходилось откладывать в течение июля, августа и сентября! Теперь можно было вернуться к ним и наверстать упущенное. Встав затемно, в пять утра, владыка Филарет неспешно читал утреннее молитвенное правило. Затем, если не надобно было проводить богослужение в каком-нибудь из московских храмов, отправлялся в домовую церковь и там совершал раннюю литургию. Легкий завтрак – и за дела. Секретарь Александр Петрович докладывал о поступивших документах, а Филарет диктовал ему, что нужно ответить, или откладывал бумаги для обдумывания и последующего решения. Святославский старательно зачитывал пришедшие из консистории постановления: в такой-то семинарии устрожить борьбу с распространением пагубной привычки к курению табака; такую-то блудную жену развести с несчастным мужем, мужу разрешить вступить в другой брак, а жене семь лет исповедоваться по четыре раза в год и не причащаться; такого-то священника за драку внутри храма с пономарем оштрафовать, а пономаря отослать в монастырь; такого-то попа за буйство нрава и чтение молитв о здравии декабристов подвергнуть лишению сана... Надобно было дать делу архиерейское одобрение или отложить до полного разбирательства, если приводилось недостаточно «улик». И тому подобное. И так до обеда. Пообедав, читал книги и газеты, узнавал, что творится в дольнем мире. Чаще всего сам, но зрение стало ухудшаться, и иногда ему уже читал вслух Александр Петрович. Затем до самого ужина – прием посетителей. Вечером после ужина владыка вновь садился за бумаги, нужно было отвечать на письма, обдумывать и записывать новые проповеди. Наступала полночь, а в окошке его кабинета все еще горела свеча. Лишь в час ночи Филарет совершал вечерние молитвы и ложился спать, чтобы через четыре часа проснуться и становиться на утреннее правило:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Брак Брак или безбрачие В нашей компании было шесть-семь человек. В то время все мы были еще неженаты. Однажды летним вечером мы сидели под сосной и слушали Старца. Он говорил нам: «Пусть вас не терзает вопрос выбора между браком и безбрачием. Иногда душевно-плотские пожелания склоняют вас к браку, а иногда эта тяга к созданию семьи уходит, будучи вытеснена Божественными устремлениями, которые выше брака. Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных – в чистые. Скажите себе: «Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу». А когда приходят пожелания провести жизнь в девстве и чистоте, то принимайте их с благодарностью, таинственно упражняясь в искусстве святости. Когда-нибудь одна чаша весов перевесит. Одни люди стремятся к святости, сражаясь со своими страстями и грехами, а другие – любя Христа и следуя Его святой воле. Первые достигают немногого, потому что они ведут жестокую «холодную войну». Вторые достигают большего. Для любящих Христа греховные страсти пред радостью ощущаемой ими любви Божией теряют свои очарование и силу. Когда рассветает и в нашу комнату проникает солнечный луч, тьма неизбежно отступает». Старец прервал свою беседу и, как нам казалось, задумался. Затем он продолжил: «Наверное, не следовало бы вам этого говорить, но я все-таки скажу это. Иной человек может достичь преклонного возраста и все еще колебаться в выборе между браком и безбрачием. Тогда сатана начинает очень жестоко нападать на него, влагая ему в душу панический страх, что он так никогда и не женится. Человек в панике начинает искать себе невесту, просить своих знакомых, чтобы они нашли для него подходящую кандидатуру, чем вызывает у всех только насмешки, и в конце концов… он становится душевнобольным. Поэтому я вам и говорю, что решение вопроса, брак или безбрачие, не должно стать для вас навязчивой идеей. Вместо того чтобы терзаться, тщетно пытаясь самим найти на него ответ, устремите все силы своей души к тому, чтобы возлюбить Христа. В свое время Он даст вам извещение, соответствующее вашему душевному устроению. И это решение вы примете свободно, не принуждая себя к тому, не печалясь, спокойно и с благодарностью. Таким образом, вы навсегда освободитесь от этой проблемы и будете идти по выбранному пути, прославляя Бога». Отсрочка с браком

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Скачать epub pdf О несвоевременном желании уединения 21 Сегодня мы побеседуем об уединении – о том, насколько мы к нему способны и насколько оно нам необходимо, а также о том, какую пользу мы получаем от жизни в общежительном монастыре. Само слово «монах» в переводе с греческого языка значит «один, уединенный», и потому бытует мнение, что суть монашества состоит исключительно в уединении. Иначе говоря, монашество отождествляют с жизнью отшельнической или безмолвной, как будто беспрепятственно заниматься очищением своей души и молитвой возможно только в безмолвии. При этом забывают (а может быть, даже и не знают), что уединение требует длительной подготовки, это целая наука. Ведь оно предполагает не только отсутствие общения с людьми, но и определенный образ жизни. И мы должны точно знать о том, что может происходить с человеком при таких обстоятельствах, в таком его состоянии и какую борьбу он при этом должен вести. Когда неопытный христианин уединяется, он встречается с такими трудностями, выдержать которые он по большей части не в силах, в результате чего он подвергается всевозможным, иногда даже весьма страшным опасностям. Самое элементарное, с чем сталкивается новоначальный, когда у него появляется много времени, которым можно распоряжаться для служения Богу, – это нерадение и лень. Человек, находясь в обществе и имея в день, может быть, всего два-три часа свободного времени, считает, что этого ему совершенно недостаточно для того, чтобы предаваться молитве. Но оказавшись предоставленным самому себе и располагая неограниченным количеством времени, он едва-едва может помолиться те же два-три часа. Он не знает, как ему молиться, как распорядиться своим временем, и не подозревает, какие опасности и бесовские искушения подстерегают его в уединенном духовном подвиге. Поэтому человек, которому вдруг предоставляется возможность уединиться (допустим, у него оказываются свободными два-три дня), по большей части предается лености, сну, рассеянности и, естественно, унынию. Это говорит о нашей неприспособленности к такому времяпрепровождению. Даже когда у нас есть, допустим, шесть-семь свободных часов в день, то для пребывания в этом сравнительно непродолжительном уединении мы также должны владеть неким искусством: уметь распорядиться временем так, чтобы заниматься своим деланием с постоянным интересом, с огоньком. Ведь если этот «огонек» в нас угаснет, то вслед за этим сразу придет уныние, а за унынием – и многие другие страсти, иногда совершенно отвратительные, такие как блудная страсть или, что еще хуже, отчаяние. Потому нужно уметь владеть собой и быть готовым к брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Начало японского царства В то же время, как династия за династией менялась на престоле Китая без всякого изменения его начал, определённых жизнью за двадцать слишком веков и наукой за шесть или семь веков до P.X., как верования южной и западной Азии (буддизм, христианство и пр.) проникали в него, подчиняясь коренным и туземным учениям и теряя всю свою жизненную силу: те же самые начала шли далее на восток и основывали новое великое царство на островах, окружённых волнами Тихого океана и до нашего времени почти недоступных для благородных усилий европейской науки и для дикой ненасытимости европейского корыстолюбия. Старожилы Японии принадлежали по всем вероятностям к тому же племени, которым до нашего времени населены острова на север от неё, к племени, которого сродство с финским корнем не подвержено никакому сомнению 135 . Начало же религиозное имело всю неопределённость, заметную вообще у народов северных, не завлечённых в умственное движение кушитства и в то же время сохранивших только неясные остатки общего предания, которое сохранилось по преимуществу в иранском центре. Присутствие этого предания в старину у всех северных народов явно из памяти о потопе, из рассказов о лучшей участи человека в его младенчестве, об антагонизме зла и добра и даже иногда о мессианических обещаниях. Впрочем, все эти следы так же слабы, как и самое чувство религиозное у кочевых страдальцев негостеприимного севера, всегда занятых тяжёлой борьбой с природой, их окружающей. За всем тем в остатках древней религии Японцев можно открыть также несомненные признаки кушитского учения и поклонения шиваитскому лингаму 136 , как символу производящей необходимости. Такая примесь шиваитства в области, далёкой от его африканской колыбели, представляла бы довольно трудную задачу, если бы наука не имела уже столько данных для определения умственной и племенной колонизации кушитской по всем южным морям от южной оконечности Аравии до самых отдалённых островов, затерянных в бесконечности Тихого океана, и до берегов долго забытого материка американского. При этих данных легко понятны и следы шиваитства в Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.3 из  5) Письмо 42. Вместе с настоящим письмом о. Иосиф препроводил к князю С. Н. Урусову «Бюджет вероисповеданий во Франции», который поразил его своими огромными цифрами. Причину столь возвысившегося против прежних лет бюджета, прот. Васильев приписывал увеличившейся религиозности Наполеона III, который, кроме отпуска государственных сумм, жертвовал также средства личные свои и Императрицы; кроме того, он проявлял и другие знаки внимания Риму, как, например: посылка войск на защиту Сирийских христиан и охрану папских владений. Благодаря вышеизложенному, усилилось влияние католического духовенства на Востоке, что весьма встревожило о. Васильева, почему он предлагал в настоящем письме, для парализования этого влияния, написать от имени Св. Синода или Восточных Патриархов послание к Папе. «Имею честь препроводить при сем Вашему Сву последний напечатанный бюджет Министерства Вероисповеданий. Отечество Вольтера, покланявшееся так недавно богине разума, жертвует ныне сорок семь миллионов франков на издержки христианских вероисповеданий, из коих на долю римско-католического выпадает сорок шесть миллионов. При предшествовавших правительствах бюджет вероисповеданий иногда уменьшался, сравнительно с предшествовавшими годами, увеличение же не превышало десятков тысяч франков. При настоящем же правительстве расход по сему предмету возрастает ежегодно сотнями тысяч франков. Щедрость Наполеона III высказывается с одной стороны возвышением сумма, по прежним статьям, в числе которых можно указать прибавление оклада епископам и назначение пособий на постройку и поправку церквей; а, с другой стороны, принятием на казенный счет издержек, от которых в прежние времена правительство отказывалось. В пример достаточно указать на уплату римской канцелярии пяти тысяч франков по случаю причисления к лику блаженных французского уроженца, юродивого Иосифа Лабра (Joseph Labre). Здешние светские журналы отозвались об этом расходе с иронией, сдержанной только одним страхом; за то с избытком излили свою желчь на самого блаженного, которого называли образцом лени и неопрятности, негодным к подражанию в настоящий век труда и чистоплотности. Нет возможности разобрать все статьи бюджета, из которых каждая не лишена интереса и потребовала бы объяснений исторических и статистических. Если при быстром пересмотре сего документа, откроется нужда в подробнейшем раскрытии какой-либо статьи, то я предлагаю мой посильный труд к услугам Вашего Сва.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010