В самом деле, в ветхом завете дано было 10 заповедей, которые и предписано было исполнять, а в новом завете дано 4 евангелия, по которым и следует располагать жизнь свою. Обратите внимание 10X4 составляют именно 40. И каждый работающий Господу знает, что он только тогда приходит к высоте совершенства, если подзаконное десятословие восполняет совершенством евангелия. Притом человек в некотором роде составляет собою четыре, потому что он сложен из четырех элементов. А так как заповеди десятословия человек нарушает многократно, то необходимо, чтобы человек 4X10 раз оплакивал свои прегрешения, испрашивая чрез то прощение грехов. И так вот почему римлянам угодно поститься сорок дней; причина эта и благочестива и таинственна» 658 . Мистическое объяснение четыредесятницы, предложенное здесь Ратрамном, не есть выдумка этого автора. Оно существовало и раньше в западной церкви; его знают Кассиан и Григорий Великий . Ратрамн, должно думать, пользовался уже готовым объяснением 659 . Из сочинения Ратрамна мы познакомились с разнообразием, какое существовало в тогдашней церкви в счете недель, посвященных предпасхальному посту. Разнообразие это не есть выражение какого либо нововведения со стороны той или другой церкви. И раньше в церкви как восточной, так и западной существовало великое разнообразие в данном случае. Поэтому на разнообразие, существовавшее въ IX веке, нужно смотреть как на наследство, доставшееся церкви IX века от времен древних. Приведем некоторые, более важные факты, касающиеся этого предмета из истории древней церкви, чтобы таким образом предмет спора церкви западной с восточной выяснился для нас в полном свете. Не говоря уже о первых трех веках христианской эры, когда разнообразие в соблюдении поста было преобладающим, даже с IV века, после того как стало утверждаться единство во внешней стороне церкви, счет недель поста оставался далеко не одинаковым в церкви. Пост предпасхальный полагался в 40 дней, как на это указывает уже и самое имя четыредесятницы, однако эти сорок постных дней растягивались иногда на шесть недель, иногда на семь, иногда и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

- Ребята, на улице — бегают, в храме — ходят. И.Г. Батюшка, а вам мешают малыши, когда они топают во время службы, что–то лопочут и понять вашего наставления еще не могут? О.В. Конечно, когда читается Писание, это мешает, но потерпеть можно. Если такая ситуация, что ребенка нельзя на некоторое время вывести на улицу — что делать? Не уводить же его домой! Но многие люди этот детский шум переносить не могут, они начинают раздражаться, иногда случаются конфликты. И.Г. Все же очень непростая, в нашей церковной традиции, проблема вовлеченности ребенка в храмовое богослужение. Тут часто встречаются две крайности. Первая — это когда строгая мама ставит ребенка рядом с собой на протяжении всей службы, не обращая внимания на то, что через полчаса он буквально валится с ног и уже не может думать ни о чем, кроме как о своей усталости. Таким образом, ребенка можно «задавить» службой. А другая крайность — профанация богослужения, когда родители как бы поощряют детей не обращать никакого внимания на службу, позволяют им играть и бегать по двору храма. Время от времени такие дети буквально влетают в храм с одним только вопросом: «А что, причастия еще не было?» — чтобы быстренько причаститься и дальше продолжать свои игры. Как же постепенно и разумно вводить детей в службу? О.В. Здесь необходимо посильное участие. Родители должны вводить ребенка в службу постепенно. Как участвует в службе пеленочный младенец? Его приносят к Чаше и уносят. Мы не вправе требовать, чтобы он задерживался в храме надолго. Хотя, конечно, если он побудет, это принесет пользу, даже если он еще ничего не понимает. Атмосфера храма таинственным образом впитывается им и освящает его. Когда родители не ленятся приносить своих грудных детей к Чаше, то для младенцев причащение — это радость, которую они не осознают, но иногда выражают возможным для них способом. Многие младенцы улыбаются после причастия. А те дети, которых приносят в храм только иногда, перед Чашей устраивают истерики, боятся причащаться. Это показывает, что ребенок «одичал», т. е. его родители крестили, а потом шесть–семь месяцев не приносили в храм. Это упущение потом создает большие трудности для ребенка. Он становится равнодушен к храму, полностью зависим от того, поведут или не поведут его туда родители, т. е. сам он в храм идти не хочет. А если его приведут насильно, то он ведет себя очень беспокойно, старается убежать из храма.

http://azbyka.ru/deti/tainstvo-detstva-v...

Их выводы всегда необходимо проверять по тем данным, которые находились у них под руками. Побуждение к этому мы видим и в той стереотипной фразе, которую мы только-что привели и на которую, очевидно, нужно смотреть как на венец ученых работ евангельского критика. Мы легко допускаем возможность, что в исторических писаниях нередко встречаются такие места, которые, по-видимому, не совсем согласны, а иногда даже противоречат дру­гим историческим документам. Но мы не можем допустить, чтобы историк противоречил самому себе не в оценке исторических явлений и не в суждении об исторических характерах, причинах, условиях, мотивах и т. п., а лишь в простом изложении совершившегося факта. Представить же себе шесть-семь таких историков –можно, пожалуй, лишь ради шутки... Теперь посмотрим, в чем состоят противоречия евангель­ских повествований, указываемые отрицательной критикой, относи­тельно воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Нужно заметить, что все вообще отрицательные критики весьма согласны между собой в указании евангельских противоречий относительно разбираемого нами события, так что если мы будем приводить возражения против этого события со слов только и одного критика, то мы не упустим возражений и других критиков. Нам кажется наиболее удобным привести эти возражения по лекциям Шлейермахера, читанным им в берлинском университете, так как в этих лекциях излагаются взгляды не одного только Шлейермахера, но и других более или менее замечательных представителей отрица­тельной мысли, причем если окажется, что в лекции Шлейермахера не вошли возражения ученых, живших после смерти Шлейермахера, то эти возражения мы присоединим в заключение изложения воззрений Шлейермахера. Какие же возражения против евангельских повествований в данном случае делает Шлейермахер? Для наилучшего уяснения дела Шлейермахер делает даже двоякую оценку евангельских повествований: общую и частную. „Матфей, –говорит Шлейермахер, –посвящает этому событию единственную главу своего Евангелия, и событие это представляется у него таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Жен же и детей их сослали в Казань. Черкасский князь Альдридж-Хан-Болатович участвовал в этом походе во главе четырехсот татар своих с г-ном подполковником Лаврентием де Винем, швейцарцем, с тысячей человек русского войска, под начальством четырех обер-офицеров, и с пятьюстами стрельцами. Полк де Виня имел четыре пушки и две мортиры, а стрельцы – восемь пушек. Но эти последние прибыли уже тогда, когда местом завладели. Г-н де Винь сказывал мне, что во все время осады этого места в полночь слышался вой четырехсот – пятисот шакалов, или диких собак, невыразимо неприятный, и что после сдачи осажденных ни одного шакала уже не было ни видно, ни слышно. Войска, стоявшие в настоящее время в Астрахани, состояли: из одного полка де Виня в тысячу человек, не считая офицеров, т. е. полковника, двух майоров, пяти капитанов, десяти поручиков, десяти прапорщиков. Сержанты и капралы считались в числе солдат; шестьсот стрельцов московских под начальством шести капитанов и двенадцати сержантов; еще три других полка стрельцов из местных жителей, каждый полк в триста человек, под начальством одного полковника, трех стольников как капитанов; из двух полков конных, каждый в пятьсот человек здешних русских, всего около трех тысяч пятисот человек. Полк де Виня имел тринадцать пушек, остальные полки – более или менее, по соразмерности. В съестных припасах в этой стране изобилие, за исключением ржи, привозимой из Казани и других мест, но в особенности мясо и рыба. Самая лучшая здесь рыба – белуга, которая попадается иногда сажени в две длиной; стерлядь бывает величиной в аршин, и можно сказать, что это лучшая рыба во всей России. В Москве ее продают живую по пять, шесть и даже семь рублей за одну, тогда как здесь по два и по три штивера. Ее готовят и жарят почти так же, как и семгу, и это поистине самая вкусная из рыб. Есть два вида этой рыбы, один с более длинным носом, чем другой, и вообще походит на осетра. (...) Я поручил засушить две таких рыбы, чтоб сохранить их. Севрюга ничем не отличается от осетра, или, как русские называют ее, осетрины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прикосновение руки играет огромную роль в семейной жизни. Я читала житие матушки Гавриилии из Греции. Она говорила: человеку надо для счастья только три вещи — улыбка, прикосновение руки и поцелуй. Я на себе испытала, не только с мужем: приду к нашему отцу Николаю Соколову с тяжелой душой, переживаниями, а он положит мне свою руку на руку, сожмет её, скажет два-три слова, посмотрит — и чувствуя его любовь, уже и не знаю, что говорить, всё хорошо, и уже все куда-то улетучилось, и видишь свет впереди себя. Счастье старших Счастливы наши старшие девочки, которые хорошо помнят отца и застали наши отношения! Они могут это передать младшим. Ксюше было семь лет, когда погиб отец Феодор, и она говорит: «Я помню папочку, но только отдельными эпизодами». Для неё и остальных очень важно, когда я ей рассказываю, в какой любви мы с папочкой жили. Любовь растет Люди встречаются, влюбляются и говорят: «Жить не можем друг без друга». Но это только начало любви, которая потом разрастается в течение жизни, благодаря им обоим. Во время венчания каждой паре Господь дает — нужную любовь, но Он не может её раскрыть без нас. Если мы не вложим труд в эту розочку, то она не расцветет, не будет благоухать и не даст своих плодов. Мы должны ее подкармливать, поливать, оберегать от холода и стужи и жары. Обиды? Мне часто не верят, когда я говорю, что у нас никаких ссор не было. А их и вправду не было. Однажды у отца Феодора брали интервью одна журналистка, и он не смог вспомнить ни одного нашего разногласия. На следующий день он ей сам перезвонил и говорит: «Я вспомнил, где у нас разногласия! Галюша считает, что деткам надо побольше игрушек для развития, а я считаю, что не надо. Больше никаких споров между нами нет». Иногда меня брала обида: после 95-го года мы его совершенно перестали видеть дома. В шесть утра он уходил, в первом часу ночи возвращался. По два-три месяца могло не быть ни одного выходного дня. Глаза были очень сосредоточены, лицо уставшее настолько, что всё говорило — он уже изнемогает. Мне это было больно видеть, и я начинала упрашивать: «Федюш, ну, пожалуйста, возьми себе выходной день, ну я тебя очень прошу! Неужели нет священников, которые могут тебя заменить хоть один день?» А он, бывало, обнимет меня, возьмет ежедневник и скажет: «Посмотри моё расписание, уже на три месяца вперед все расписано, ты же сама всё знаешь».

http://pravoslavie.ru/59757.html

В какой-то момент мы дико устали от детей. Я стал чувствовать, что не то, чтобы от них прячусь, но как-то уже не очень спешу на детские вопли. Жду, пока другой кто-то подбежит или они сами затихнут. Мало внимания уделяю каждому ребенку. Не то все как-то получается. Вроде пытаешься как лучше, а получается только хуже. И тогда я просто стал в каждую свободную минуту писать, а Маша рисовать и стало гораздо легче. Обязательно надо реализовываться самому, ездить, путешествовать, радовать себя, а то сдохнешь и зачахнешь. Наш духовный отец когда-то сказал золотые слова, которые я запомнил: «Муж должен любить жену больше детей. И жена должна любить мужа больше детей. Дети все равно когда-нибудь вырастут и разъедутся, а отец с матерью друг у друга на всю жизнь. Опять же когда дети видят, что родители любят друг друга, это их согревает». Это очень верное практическое замечание. Во всех остальных случаях отец и мать будут разрывать друг друга в клочья, сами умучаются, детей умучают, а толку никакого не будет. Художник Дайан Денгель Тот, кто живет ради детей, а себя перечеркивает, всегда где-то внутренне обижен. Где-то это загнивает. Рано или поздно он скажет своему сыну или дочери: — Сынок! Дочка! Я жил только ради тебя! — А я тебя не просил, — ответит сын или дочь, и будет по-своему прав. Мы очень плохо прощаем друг другу жертвы, особенно с налетом мученичества. Мы хотим видеть своих родителей счастливыми и реализовавшимися. Семья не ради детей существует. Многодетность – это рецепт не для всех. Тут надо жить по принципу: как Бог даст, так и будет. Не решать за Бога: «я буду чадородием спасаться» или «я как-нибудь иначе спасусь». Как-то контролировать или планировать появление детей тоже величайшая ошибка. По десяткам многодетных семей, с которыми мы дружим, я вижу, что эти вещи контролирует Бог. Он посылает каждого ребенка именно тогда, когда он должен родиться. Раньше или позже – не получится, как бы вам не хотелось. Очень редко детей бывает больше пяти. Иногда шесть, очень редко семь. И очень редко больше. Один только раз я видел семью в девять детей и один раз в тринадцать. Но там где-то четверо, кажется, были приемные. ПРИЯТНЫЕ МОМЕНТЫ:

http://pravmir.ru/zhili-radi-detei-i-ust...

Но о том, как проходили времена после первого создания вещей и как происходило управление тварями, изначально сотворенными и законченными в шестой день, сказано далеко не все, но лишь столько, сколько посчитал нужным сообщить Дух, присущий бытописателю; ибо написано лишь то, что имело значение как для познания сущих вещей, так и для предизображения вещей будущих. Итак, не зная многого, мы можем только строить догадки о том, что имело место и что писатель опустил; опустил, впрочем, не по незнанию, а для того, чтобы мы размышляли о многом, постигая, что в священных Писаниях нет и быть не может ни несообразностей, ни противоречий, которые могли бы склонить читающих к неверию или к уклонению от истинной веры. Глава IX Поэтому, если высказанные нами соображения по поводу написанного: «Но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» ( Быт.2:6 ) покажутся кому-либо малоубедительными, пусть он ищет другие объяснения, лишь бы они не шли в разрез с этим истинным Писанием (а оно, несомненно, истинно, даже если что-нибудь в нем и не кажется таковым). Ибо если он станет доказывать, что оно ложно, то или сам не скажет ничего истинного о создании тварей и управлении ими, или, если и скажет, то будет полагать Писание ложным по недомыслию: например, если станет настаивать на том, что единый источник не мог орошать всю землю, если не орошал и вершины гор, а это скорее напоминало бы потоп; или если предположит, что в таком случае земля должна была представлять собою сплошное море. Глава X Такому надобно ответить, что это орошение могло напоминать то, как временами Нил, выходя из берегов, разливается по всей равнине Египта, а если он возразит, что Нил делается полноводным благодаря дождям или таянью снегов в какой-то неведомой и отдаленной части света, то что он скажет об океанских приливах и отливах, когда берега то широко обнажаются от волн, то вновь покрываются ими? Не говорю уже о тех странных источниках, которые иногда так переполняются влагой, что заливают всю страну, а в другое время почти исчезают и только из глубоких колодцев можно достать немного питьевой воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Таким образом, вы стоите перед выбором: или слова, или действия. Не правда ли, гораздо лучше, чтобы гнев ребенка проявлялся первым способом? Когда ребенок высказывает свой гнев, как бы грубо он это ни делал, вы видите, что происходит у него внутри, вы контролируете ситуацию и можете направлять его к более зрелому выражению гнева. Во что бы то ни стало нужно избежать пассивной агрессии. Пока ребенку не исполнилось шесть-семь лет, основная ваша задача – не дать пассивно-агрессивным тенденциям развиться в нем. Как это сделать? Основной способ – регулярно следить за тем, чтобы он был твердо уверен в вашей любви, в вашей безусловной любви. Отсутствие этой уверенности – первопричина гнева и плохого поведения. Предотвратить пассивную агрессию можно, если ребенок абсолютно уверен в вашем расположении. Тогда ребенок счастлив, и ему не нужно всем своим поведением без конца спрашивать родителей: “Ты любишь меня?” Конечно, отсутствие уверенности в любви не единственная причина гнева и детских проступков, однако самая распространенная. Кроме того, помните, у детей нет защиты от родительского гнева. Когда вы срываете злобу на ребенке, ваш гнев прибавляется к его гневу. Если это часто случается, скорее всего, гнев выльется в пассивную агрессию. Если ребенок рассержен, выслушайте его спокойно, пусть он скажет, чем недоволен. Может, это и неприятно и несправедливо с его стороны, но все же лучше, чем пассивная агрессия. К несчастью, когда дети пусть грубо, но пытаются выразить гнев словами, многие родители выходят из себя и накидываются на ребенка: “Да как ты смеешь так со мной разговаривать? Чтобы я больше этого не слышал! Понял? ” Они загоняют ребенка в угол. Он перед выбором: либо подчиниться и никогда не высказывать свое недовольство, либо не подчиняться. Ну и дилемма! Вверх по лестнице гнева Чтобы помочь родителям разобраться во всем этом, представим способы выражать гнев в виде схемы и назовем ее Лестницей гнева (см. таблицу). Занимаясь воспитанием детей, помните: вы помогаете им подниматься по этой лестнице, вы ведете их вверх от ступеньки к ступеньке, от разрушительных форм поведения: пассивной агрессии и словесных оскорблений – все выше и выше; ваша цель – научить его спокойно и благожелательно искать выход из конфликтной ситуации. Это долгий процесс, от вас потребуется много труда и терпения. Иногда ребенок продвигается настолько медленно, что вы можете и не заметить, что он поднялся чуть выше. Не отчаивайтесь, если результаты не видны.

http://azbyka.ru/deti/pyat-putej-k-serdt...

Уже во время Стоглавого Собора (1551 г.) было, по-видимому, значительное различие в способе исполнения, с одной стороны, церковных песен, с другой – предначинательных псалмов, кафизм со связанными с ними седальнами и тропарями, и канонов, как можно заключить из следующих выражений Собора о том и другом способе исполнения: «А о прочем церковном пении все по уставу творити, славословие пети и катавасия на сходе, а на вечернях бы и на заутренях говорити псалмы и Псалтырю тихо и не спешно, со всяким вниманием, такоже тропари и седальны сказывали по чину и не спешно, и потом чли бы, а псалмов бы и Псалтыри вдруг не говорили и канонов по два вместе не конархали» 2561 . Но до половины XVII в. и немного далее так или иначе пели и кафизмы, и тропари канонов, как то видно из все более распространявшегося обычая так наз. многогласного пения: так как пение сплошь всего на службе очень удлиняло службу, то стали в одно время петь – один шестопсалмие, другой Бог Господь и тропари, третий кафизмы, четвертый канон один, пятый – другой канон, диакон же в это время сказывал ектении и т. д. «Вонми, св. владыко, – писал некий Агафоник Суздальскому архиеп. Софронию в XVII в., – апостола гласу, яко беснующихся являет быти всех глаголющих вдруг; не яве ли мы, егда в гласа в два, и в три, и в четыре, и в пять, овогда и в шесть и в семь, не точию невернии, но и верный, благочестие и благочиние церковное любяй, наречет ли нам – беснуемся?» 2562 Это вызвало, должно быть, и законодательное запрещение со стороны одного из Московских Соборов XVII в. петь целый канон. Арсений Суханов отмечает, что на Востоке поют в каноне каждый тропарь весь, а не конец только 2563 ; следовательно, в России при нем совершался переход от пения тропарей к их чтению: пели только концы их. Ныне на Востоке поют весь канон с тропарями, а не ирмосы только, почему пение канона занимает там большую часть утрени, хотя иногда поет на каждом клиросе кто-нибудь один 2564 . Напев канонов на воскресной утрене Как ни различен в каждом гласе канонный напев от стихирного и тропарного, тем не менее и в нем выдерживается общий характер гласа (указанный выше, с. 539), и так как канон на всем бдении представляет наиболее длинный ряд песней (при условии, конечно, пения тропарей), то своим гласом он наиболее сообщает музыкальный колорит бдению. Для характера последнего далеко не безразлично, будут ли петься эти 80 тропарей канонов Октоиха ((4†3†3) 8) на воскресной утрене самым радостным гласом (1-м), менее радостным (4-м) или столь печальными, как 6-й и 2-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Указывается на то, что сила ее света меняется и в период полнолуния достигает только седьмой части силы солнечного света. Автор старается затем объяснить месячные изменения в движении луны, причем обращает внимание, как на сидерический месяц, так и на четыре лунные фазы. Он полагает, – насколько можно разобрать при очевидном искажении и переделке текста в этом месте, – что сидерический месяц (прохождение луны через круг зодиака или, – говоря языком нашей книги, – прохождение ее взад и вперед через шесть ворот на Востоке и на Западе небесного свода), вполне равен синодическому месяцу (от одного новолуния до другого), между тем как первый продолжается 27 а второй – 29½ дней. Сообразно с этим, он ошибочно думает, что наступление отдельных фаз луны можно определить по вступлению луны в одни из ворот неба, так что она в продолжение семи или восьми дней проходит из первых в четвертые, из четвертых в шестые, из шестых снова в четвертые, а оттуда опят в первые ворота, после чего наступает новая лунная фаза. С таким счислением не вполне, конечно, согласуется то обстоятельство, что лунный год в целом принимается равным 358 дням. Запутанность этого места книги Еноха видна еще из того, что сейчас же вслед лунный год определяется только в 354 дня. К этим, в общем, весьма интересным данным, прибавлены еще различные сведения о небесных воротах для всего того, что нисходит с неба на землю – ветров, росы, дождя, града и т. д. Затем, после некоторых вводных замечаний о названиях ветров и кое каких географических вопросах (которые, собственно, не должны были бы совсем обсуждаться в этой части книги Еноха), следует перечисление названий солнца и луны и еще раз подробное объяснение движения луны. Это объяснение гораздо яснее и определеннее первого. Объем и путь солнца и луны равны; но сила лунного света в семь раз слабее солнечного. Во время новолуния луна светит в 1/14 своего света; с каждым днем прибавляется 1/14 и через 14 дней наступает полнолуние; иногда – только через 15 дней; через 14 дней после этого она опять сходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010