В груз. переводе иерусалимского Лекционария по редакции VII-VIII вв. В. п. уже имеет развитую структуру: появился подготовительный период к Великому посту ; указаны чтения для каждого дня В. п.- в частности, для суббот и воскресений. Содержание чтений, отражаясь в гимнографии, представляет В. п. как фиксированную последовательность определенных памятей. Подготовительный период включает одну седмицу, начиная с мясопустной недели (термин «мясопустная» соответствует греч. «τς πκρεω»; после этого воскресенья уже начинается воздержание от вкушения мяса). В субботу сырную (последнюю субботу перед В. п.) - поминовение усопших. В воскресенье сыропустное (последнее перед В. п.) на литургии читается Мф 6. 1-33, из Нагорной проповеди, где говорится, в частности, о тайной милостыне, молитве и нелицемерном посте, для общего нравственного напутствия перед постом. В субботу 1-й седмицы В. п. совершается память вмч. Феодора Тирона . В 1-е воскресенье В. п. за литургией читается Лк 15. 1-10 (притча об одном грешнике и 99 праведниках, напоминающая о покаянии). Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32). В 3-ю субботу память св. апостолов. Евангелие 3-го воскресенья - Лк 18. 1-14 (притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее). В 4-ю субботу память епископов Иерусалимских и 40 мучеников Севастийских. В 4-е воскресенье читается притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37). В 5-ю субботу - память св. апостолов, по нек-рым рукописям в тот же день память свт. Кирилла Иерусалимского. В 5-е воскресенье читается притча о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31). В пятницу 6-й седмицы по нек-рым рукописям указана память святителей Иоанна и Модеста, ради к-рой служится полная литургия. Число ветхозаветных чтений на вечернях всех будних дней В. п. увеличено до 4 или 5; большинство дней имеет свой тропарь (кроме сред и пятниц). С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветхозаветные чтения для оглашаемых (по 2 чтения - одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в арм. Лекционарии) ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. N 283-570). В. п. в соборном богослужении Константинополя IX-XII вв.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Но такая служба может быть совершаема только в том случае, если в данную субботу не будет памяти великого святого 173 , если вообще не будет какого-либо праздника, начиная от праздников со славословием 174 . Если же в субботу при малом святом совершается хотя бы и совсем будничная служба, но не с «Аллилуйей», а с «Бог Господь», тогда ни на вечерне, ни на часах не может быть ничего заупокойного; на утрени не может быть ни заупокойных ектений, ни кондака «Со святыми упокой», ни стихир; на литургии не может быть заупокойного тропаря. Но что суббота все-таки есть день преимущественно назначенный для поминовения усопших, это отмечается на утрени заупокойными седальными по первой кафизме 175 , одним тропарем заупокой на каждой песни канона октоиха и заупокойным светильном, а на литургии одним тропарем на блаженных. На повечерии к субботе и на литургии в субботу присоединяется кондак «Со святыми упокой». Заупокойный тропарь Помяни Господи 176 может быть на литургии в субботу исключительно лишь в том случае, когда в минеи нет совсем тропаря святому 177 . Аще же святой рядовой имать тропарь, и Помяни Господи НЕ ГЛАГОЛЕМ, но глаголем тропарь святого 178 . Равным образом, если в субботу случится святой, которому не положено особых апостола и евангелия, то к рядовым могут быть присоединены прокимен, апостол, аллилуйя, евангелие и причастен за упокой. Так, на основных службах общественного богослужения Церковный Устав в обычные субботы разрешает лишь сравнительно немного из заупокойного. Но зато в дополнение к суточному кругу служб накануне субботы в пяток после вечерни назначается великая панихида 179 , на которой стихословится 17-я кафизма с особыми заупокойными припевами 180 и поется заупокойный канон октоиха рядового гласа 181 . Субботний заупокойный канон опускается лишь в самых редких случаях, и большею частию, если в пяток вечера панихиды почему-либо не бывает, он переносится на повечерие 182 . БУДНИЧНЫЕ ДНИ Если в субботу, день, по преимуществу назначенный для поминовения усопших, на основных дневных службах общественного богослужения Устав так немного допускает нарочито заупокойного, то еще более сокращается возможность внесения в общественное богослужение заупокойного во все остальные будничные дни седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

По воскресным дням церковный устав предписывает начинать литургию в начале девятого часа утра, чтобы трапеза начиналась в начале 10-го. В обычные дни литургия, согласно предписаниям устава, начинается в 11-м часу утра – чтобы пост перед нею был более продолжительный. Из этого, кстати, видно, что время служения литургии должно занимать примерно один час, а на приходах сегодня можно встретить литургии, длящиеся более двух часов, а то и все три! И есть несколько дней в церковном году, когда даже евхаристическая литургия соединяется с вечерней. Это самые важные дни церковного года, а их богослужебная практика, как доказано учеными-литургистами, наименее подвержена изменениям. С вечерней евхаристическая литургия соединяется в Великий Четверг, Великую Субботу, сочельники Рождества и Богоявления. На вечерне же построена и литургия Преждеосвященных Даров. О том, что в Великую Субботу постились до самого вечера, свидетельствует и 64-е Апостольское правило: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». О каком посте здесь идет речь? Часто это правило цитируют как запрет поститься в субботу перед воскресным Причащением, но применение правила к этой ситуации выглядит анахронизмом: в эпоху составления правил не было речи о дополнительном посте перед причастием. На самом деле в 64-м Апостольском правиле речь идёт о посте особого рода, который возможен только в одну субботу в году. Если посмотреть на богослужебные особенности суббот в течение года, то можно увидеть, что только однажды в год – в Великую Субботу – литургия соединяется с вечерней, а если начинать ее служение тогда, когда наступают сумерки, время возжжения светильников, то весь день получится полностью постным, ибо до Причащения пищи не вкушают. Итак, по замыслу составителей церковного устава, некоторые дни должны быть более строгими в отношении поста, чем другие. И это отражено не только в ныне действующем, довольно поздней редакции Типиконе, но и в практике Древней Церкви. По крайней мере, мы увидели подтверждение вечернему служению литургии в Апостольских правилах, которые датируются исследователями примерно серединой IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Верно то, что после битвы на Куликовом поле положено начало поминовению за умерших воинов; но нет доказательства, что в то время для поминовения был указан Дмитриев день, и даже суббота пред ним. Куликовская битва была 8-го сентября, в день праздника Рождества Богородицы (Полн. Собр. Русск. Лет., т. IV, стр. 79). Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21-го сентября, повелел по всем церквам ее отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русск. Лет. по Никон. списку, изд. Имп. Академ. Наук, т. IV, стр. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем. Нет основания полагать, чтобы он сам избрал для поминовения субботу пред днем его тезоименитства. Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Дмитриевым днем для поминовения усопших. И при этом назначении не имелось в виду совершать поминовение в самый Дмитриев день (26-го октября), если он случится в субботу. Праздник памяти св. великомученика Димитрия (26 окт.) был в глубоком уважении у славян (см. статью Филарета: Великомученик Дмитрий Солунский и солунские славяне, стр. 42 и 43). А потому службу праздничную не соединяли с заупокойной, так как служба за упокой и служба праздника по Церковному Уставу не совершаются вместе. В Типиконе ничего не сказано о поминовении в субботу пред Дмитриевым днем, ни в самый Дмитриев; но по смыслу Церковного Устава в Дмитриев день не следует быть поминальной службе, это видно из следующего: по Типикону день св. великомученика Димитрия принадлежит к праздникам средним со знаком крест. К такому разряду праздников относится 24 февраля, день Обретения главы св. Иоанна Предтечи, и 9 марта – день памяти 40 мучеников. Если эти праздники случатся в поминальные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, то служба в эти праздники за упокой оставляется, и совершается служба празднику (Тип., послед. субб. 2-й седм. Вел. поста и послед. 24 февр., 9 марта, аще случится в субботу 2-й и 3-й седмицы Вел. поста. Подобным образом не должно совершаться службе заупокойной в день памяти св. великомученика Димитрия, а следует быть ей в субботу предыдущую. Из устава московских патриархов видно, что не в день памяти св. великом. Димитрия, а накануне этого дня в 1692 г. в пяток вечера была панихида архиереев по всех Православных христианех (Вифлиоф. ч. 10, стр. 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После 6-й песни канона положен кондак «Со святыми упокой...» и икос. Как после первой статии «Непорочных», так после пения заупокойных тропарей, а также и после 6-й песни канона пред пением кондака «Со святыми упокой...» бывает заупокойная ектения (см. ее в Уставе на ряду и в Октоихе, в последовании об усопших), затем молитва «Боже духов...» и возглас «Яко Ты еси воскресение...» При произнесении ектении иерей или диакон имеют в руке кадило. При пении «Непорочных» в иных храмах ставится перед царскими дверями стол, на столе – распятие и перед ним свеча, а иногда и кутия. В иных же храмах ставится перед царскими дверьми только свеча в большом подсвечнике. Эта служба за умерших совершается и тогда, если в субботу мясопустную случится праздник трех святителей (30 января), или Обретение главы св. Иоанна Предтечи (24 февраля), или предпразднество Сретения Господня; служба же этих праздников и предпразднества совершается в пяток мясопустный. Но если в субботу мясопустную случится храмовый праздник или праздник Сретения, то в субботу мясопустную поется служба храма или Сретения, служба же умерших, вечера и утра, поется в субботу мимошедшую или четверток мясопустный. Если в субботу мясопустную случится попразднество Сретения Господня, то отправляется заупокойная служба, а «служба попразднества оставляется» (Устав, 2 февраля), т.е. совсем не поется. Когда случится в субботу мясопустную храмовый праздник, тогда служба за умерших может быть пета только в притворе, в котором положено совершать последование об усопших, после отпуста вечерни (см. Устав, 14 гл.). Седмица сырная Для каждого дня сырной седмицы имеются песнопения и в Триоди Постной. От вечера мясопустной недели «Октоиха стиховна вечерняя и утренняя оставляется, и вместо нея поются стихиры самогласны дне Триоди, до субботы 6-й недели». Если в какой-либо день сырной седмицы случится Сретение, то канон и трипеснец того дня поются, согласно указаниям Устава, или в предыдущий или в последующий день на повечерии, а самогласен, положенный «на стиховне» утрени, поется в самый праздник на «хвалитех», на «Слава» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

При выносе креста Господня на утрени в праздник Воздвижения Креста Господня и вообще при совершении богослужения в этот праздник следует ли священнослужителям облачаться в черные — траурные ризы, или в светлые — праздничные? Праздник Воздвижения Креста Господня сама церковь именует пресветлым торжественным днем и отличает его от других праздников (как Рождество Христово и Богоявление Господне) неделями вводными (см. в Типик. послед. под 14 сент; ср. послед. 8 сент. в конце, послед. 13 сент., послед. 15 сент. и послед. 21 сент.). Естественно, что при совершении богослужения вообще и при выносе креста в частности на утрени в данный праздник, как в «день пресветлый», более целесообразно облачаться священнослужителям в светлые одежды, чем в траурные (Р.д.С.П. 1889 г. Какой апостол и какой евангелие читать: а) в навечерие рождества Христова в субботу и воскресенье и б) в субботу пред неделею св. отец? В ответ на первый вопрос арх. Сергий историческими справками подтверждает предложение м. моск. Филарета, что в указаниях устава и минеи на этот счет вкралась ошибка, и доказывает, что положенные в навечерие Рождества Христова на отдельной вечерни апостол (Галат. 207) и евангелие (Мф. 53) следует читать только на литургии Златоустого и при том только в субботу, а на вечерни и в субботу и в воскресенье — праздничные. В субботу же пред неделей св. отец литургийные апостол и евангелие (Гал. 207, Мф. 53). (Из Христ. Чт. 1879 г. май — июнь) (Р.д.С.П. 1880 г. Когда литургия совершается с вечернею, как напр. в навечерие Рождества Христова или Богоявления, или в день Благовещания, а также в Великий четверг и субботу, — то как произносить просительную ектению: «исполним молитву нашу» и «дне всего совершенна», или же: «исполним вечернюю молитву нашу» и «вечера всего совершенна?» и т. д. А также на конце литургии вместо «день весь совершен», «вечер весь совершен?» и т. д. Лучшим ответом на эти вопросы служит чинопоследование преждеосвященной литургии, соединяемой с вечернею почти на тех-же основаниях, как соединяется литургия с вечернею накануне Рождества Христова и Богоявления и т. п. В этой же литургии в просительной ектении прямо полагается произносить: «исполним веченюю молитву нашу», и «вечера всего совершена», — а также и в конце литургии: «вечера всего совершенна», и т. д. Таким же образом надобно произносить все упомянутые ектении и на полных литургиях, соединенных с вечернею, так как эти литургии, по Уставу, именно и относятся к разряду литургий, положенных для совершения вечером (Р.д.С.П. 1885 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сектант: 8) Христос сказал Своим ученикам: «молитесь, чтобы бегство ваше не случилось зимою или в субботу» (Мф. 24:20), чем, очевидно, указал на святость субботнего покоя. Объяснения православного: 8) Приведенные слова Христа вовсе не говорят о том, что христиане должны праздновать субботу, иначе нам нужно было бы почитать и праздновать и зиму, они лишь указывают на близость разрушения Иерусалима и на то затруднение, какое могли бы испытать ученики Христа, если бы это разрушение произошло неожиданно зимою, когда они могли бы погибнуть в дороге от холода, или очень скоро, – до страданий и воскресения Христа, когда еще не вполне отменена была ветхая суббота, во время которой трудно было бы и бежать из Иерусалима, так как по субботам ворота в нем запирались. Сектант: 9) Ученики Христа праздновали субботу. Так, например, мироносицы не пошли в субботу ко гробу Христа, а «остались в покое по заповеди» ( Лк. 23:56 ). «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» ( Лк. 24:1 ). Объяснения православного: 9) Что мироносицы праздновали субботу, когда Христос лежал во гробе, в этом нет ничего удивительного: до воскресения Христа они должны были исполнять ветхий закон, ибо новый завет начался после воскресения Христа из мертвых. Затем, разве могли последователи Христа праздновать воскресный день, когда они еще и не знали, что Христос воскрес? Мироносицы, даже когда узнали об этом, «недоумевали», пока ангел не засвидетельствовал им о воскресении Христа, а когда они, возвратившись от гроба, возвестили об этом Апостолам, то им «показались слова их пустыми, и не поверили им» ( Лк. 24:4, 9–11 ), как «не верили и дивились» даже тогда, когда Воскресший Сам явился им (ст. 41). Как же не веровавшие, что Христос воскрес, могли праздновать воскресение? Наконец, для всякаго здравомыслящего человека понятно, что пока Христос не воскрес, не могли христиане и воскресный день праздновать. Сектант: 10) Ап. Павел чтил субботу: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из писаний» ( Деян. 17:2 и 16:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Великим постом первые два псалма 102–ой и 145–й и «Единородные Сыне» пропускаются, и Изобразительные начинаются прямо с пения заповедей Блаженства, причем после каждой заповеди Блаженства, припевается: « Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». 13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда Изобразительными. Накануне же великих праздников Всенощное бдение, состоящее из Вечерни, Утрени и Часа Первого, а иногда, как увидим, из Великого Повечерия и Утрени. 14. Служба субботняя Субботняя служба имеет свои особенности, отличающие ее от службы остальных дней седмицы. Устав субботней службы изложен в Типиконе: в главе 12–ой «О службе субботней, егда поется Бог Господь»; глава 13–я «О службе субботней, егда поется аллилуиа» и в главе 50–ой «О субботах пятидесятницы». Служба субботы отличается от службы других дней седмицы тем, что в субботу совершается как бы отдание воскресной службы и того гласа октоиха, который был пет в оканчивающейся седмице, а кроме того в субботы песнопения святым из минеи всегда предваряют, то есть поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в другие дни седмицы поются обычно на первом месте песнопения Октоиха. Так, на вечерне в пятницу (под субботу) и на утрени в субботу, поются богородичны воскресны настоящаго гласа, то есть, того гласа, который был пет в оканчивающейся седмице: 1. После стихир на «Господи, воззвах» (Тип. гл. 12) поется Догматик; 2. По «Ныне отпущаеши…» и тропаре поется богородичен воскресен не по гласу тропаря, а настоящаго гласа (Тип. гл. 12 и 52), а равно также и на утрени по «Бог Господь», и 3. по Великом славословии, если в субботу случится святый с полиелеем или бдением (Тип. гл. 52). На субботней утрени по кафизмах положена малая ектения, подобно тому, как указано в предпразднства, попразднства и отдания праздников. Вообще суббота в нашем богослужении явно выделяется из ряда прочих дней, что особенно заметно Великим постом, когда в субботу отменяются обычные земные поклоны и даже совершается литургия св. Иоанна Златоуста, не совершаемая в будничные дни Великого поста. В субботу же ослабляется и самый пост. Все это объясняется тем, что суббота и у нас, христиан, продолжает праздноваться в ознаменование ее особого значения в Ветхом Завете, хотя воскресный день стал для нас больше субботы и потому празднуется нами более торжественно, чем ветхозаветная суббота.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Вопрос о том, необходимо ли соблюдать христианам субботу, заботит далеко не всех протестантов, но является ключевым для адвентистов седьмого дня, баптистов-субботников и некоторых других течений, придерживающихся тех же взглядов. Помню, я как-то беседовал с адвентистским пастором, и от него услышал множество фантастических историй. Например, что будто бы первые три века своей истории древняя Церковь хранила субботу, пока в IV веке император Константин не перенес день покоя и молитвенных собраний на воскресенье и таким образом заповедь о субботе стала нарушаться. После этого Восточная Церковь якобы еще хранила субботу, а Римская уже нет, и это будто бы явилось одной из причин раскола 1054 года, а впоследствии и Православная Церковь тоже потеряла хранение субботы. Пастор говорил совершенно серьезно и очень уверенно, в то время как любому человеку, знакомому с церковной историей, ясно, что все это от начала до конца не соответствует действительности, это просто мифы. Я сообщил пастору, что его неверно информировали, поскольку христиане стали собираться в воскресный день для молитвы, преломления хлеба (т.е. евхаристии) и проповеди уже в апостольские времена (Деян. 20:7), и в этот же день давали пожертвования (1Кор. 16:2). О собрании христиан именно в воскресенье свидетельствуют и источники конца I - начала II веков, такие как «Дидахэ», послания св. Игнатия Богоносца и послание Варнавы. Далее я напомнил, что апостольский собор не предписал обратившимся из язычников хранить субботу (Деян. 15:20), и что апостол Павел предостерегал уверовавших от соблюдения ветхозаветных правил, включая субботу: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол.2:16). Помощник адвентистского пастора, также участвовавший в нашей беседе, сказал, что субботой назывался также каждый десятый день седьмого месяца (Лев. 16:29-31), и что будто бы апостол здесь говорит, что не надо соблюдать вот эти годичные субботы, а не еженедельные субботы. Однако эта интерпретация является насилием над текстом, поскольку апостол написал не «годичная суббота», но просто «суббота». Из самого текста Писания мой собеседник никак не мог подтвердить свою интерпретацию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В настоящей статье с Божией помощью предлагается опыт изъяснения в библейском порядке ветхозаветных предызображений Креста Христова, какие указываются в церковно-богослужебных книгах. 1. Спасение человека, совершенное Господом Иисусом Христом на Кресте, святая Церковь , согласно с учением Слова Божия ( 2Кор.5:17 ; Еф.4:28–24;2,20 ), называет «воссозиждением паки Адама» (Окт. гл. 7, неделя утра, на полунощнице канона Троице песни 7-й Богород.), – «умного мира деланием, назданием паки истлевшаго человека и обновлением» (см. Синаксарий в вел. субботу). В соответствие сему, по учению Церкви, обстоятельства сотворения человека в некотором отношении предызображали обстоятельства его воссоздания. а) Человек создан был в шестой день от начала мира ( Быт.1:27 ), – и воссоздан он также в шестый день седмицы. «Ведомо, яко в шестый день седмицы яве в пяток распятся Господь, занеже и в шестый день изначала создатися человеку» (из Синаксария в велик. четверток). б) Сотворив в шестой день человека, в седьмой день Господь почил от всех дел Своего творения и освятил сей день, наименовав его субботою, что значит покой ( Быт.2:2–3 ; Исх.31:13–15 ): воссоздав в шестой день – пяток – человека, седьмой день –субботу Господь также ознаменовал и освятил покоем от всех дел Своего воссоздания. «Якоже бо в первом миротворении всякое дело соделав Бог , и последи господственнейшее, в шестый день создав человека, в седьмый почи от всех дел Своих и освяти его, субботу именовав, яже убо упокоение толкуется: сице и во умнаго мира делании изрядне вся соделавый и в шестый наздав паки истлевшаго человека и обновив живоносным крестом и смертию, в настоящий паки седьмый день упокой совершенным дел упокоением, животоестественным и спасительным уснув сном» (из Синаксария в вел. субботу). – «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый: сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав» (в вел. субботу утра на хвалитех стихира 5). «Ты освятил ныне день седьмый, который благословил в начале успокоением от дел: ибо Ты все восстановляешь и обновляешь, упокоеваясь и привлекая к Себе, Спаситель мой» (Канона на вел. субботу пес. 4-й троп. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010