Мы не можем достаточно надивиться подобному явлению. Полемисты возвращаются вместо этого вопроса к вопросам менее важным: о посте в субботу и о браке священников. Да и эти вопросы обсуждаются ими без особенной энергии и силы; аргументы большею частью повторяются прежние. Михаил Керуларий выставлял на вид обычай запада поститься в субботу. Он писал: „На каком основании вы сохраняете субботу по иудейски“ (он разумеет здесь пощение западных по субботам, в особенности в четыредесятницу)? И в подтверждение несправедливости этого поста указывает на ответ Спасителя иудеям, упрекавшим учеников Его за то, что они на пути в субботу срывали колосья и ели, и Его Самого, за то, что Он исцелил в субботу же человека, имевшего сухую руку. Приведши эти доказательства, Михаил, не без желания уколоть противников, замечает: „латиняне сохраняют субботы, и потому являются ни иудеями, ни христианами. Они подобны леопарду, который по словам Василия Великого имеет шерсть ни совершенно белую, ни совершенно черную» 730 . Гумберт с своей стороны опровергает Михаила в таком роде. „В чем и каким образом в соблюдении субботы мы сходимся с иудеями? Они в субботу остаются праздными и торжествуют, не пашут, не жнут, вообще ничего не делают, проводят ее в услаждения себя брашнами, в этот день отдыхают у них и слуги и служанки, и скот. Мы же ничего подобного не допускаем, все делаем, как и в предшествующий день и даже постимся, как в пятницу. Скорее вы иудействуете, обращает упрек на восточных Гумберт, скорее вы сходитесь с иудеями в провождения этого дня. Субботу они празднуют, и вы празднуете; они пресыщаются, и вы всегда разрешаете себя от поста». Вслед за этим он указывает уже известную причину, по которой римляне постятся в субботу, именно, что они это делают в воспо-минание о заключенном во гробе Господе Иисусе, причем ссылается на авторитет римских пап Сильвестра и Иннокентия, которые именно так понимали причину субботнего поста; но эти свидетельства нам уже известны 731 . Что касается до укоризненного сравнения Михаилом латинян с леопардами, то Гумберт отвечает на него лишь восклицаниями: „о удивительная философия греков! о наука пелазгическая! о афинская и академическая проницательность! о тонкие ученики Василия Великого , умеющие почерпать из этого преславного источника одну лишь грязь» 732 )! Никита Пекторат с своей стороны также, подобно Михаилу, указывал на отступления западных от восточных в провождении дня субботнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мк.2:22 . Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. На востоке, особенно во время путешествия, для сохранения вина, употребляют мехи из кожи животных, так называемые бурдюки, и, конечно, для молодого, как более крепкого, вина употребляются мехи новые, крепкие. Новое вино означает пост, а ветхие мехи – еще слабость учеников Христовых, которую не следует обременять постом (Феоф. и Злат.) Под словами: новая одежда, новые мехи и новое вино можно разуметь и весь новый завет Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.5:17 ). Новый Завет имеет и новые свящ. книги, и обновляющие нас благодатные таинства, и новое богослужение, и новые посты (Тр. л.). Зач. 10. Защищение Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, и учение о субботе. Читается в субботу первой недели великого поста. История защищения Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, изложена у еванг. Марка совершенно согласно с Матфеем, только короче ( Мф.12:1–8 ). Мк.2:23 . И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Срывать колосья, это – обычай на востоке для утоления голода во время пути. Сорвав спелые колосья, растирают их руками, и вытертые зерна едят. Моисей в своем законе дозволил срывать колосья и на чужом поле для утоления голода ( Втор.23:24 ). Мк.2:24 . И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Четвертая заповедь закона Божия и Моисей в своих постановлениях запретили заниматься в субботу житейскими делами ( Исх.20:10 и др.), конечно, кроме самых необходимых. Предания же старцев так усилили строгость субботнего покоя, что даже дела добрые, например, лечение больных, запрещали в субботу. Поэтому срывание колосьев учениками Иисуса Христа для удовлетворения голода фарисеи почли за нарушение закона о субботе, обратили Его внимание на это дело и упрекнули Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим явно и к соблазну других нарушать субботу (Мих.). Что же сказал Господь фарисеям в защиту Своих учеников? Во-первых, Он указал на пример царя Давида (25 и 26 ст.) и, во-вторых, на неправильное учение самих фарисеев о субботе (27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

епископам и всему освященному чину, наконец – Правительствующему Синклиту и всем православным христианам. Архиерей осеняет крестом и кропит святой водой крестообразно. И полагается крест опять на ковчег, и ковчег руками иерея возвращается на обычное место (Чин празднования храма при Св. Синоде). Как пред воспоминанием о страшном суде (в Неделю мясопустную) св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших и назначает моление о них в субботу мясопустную, так, после воспоминания о искуплении всех людей, св. Церковь воспоминает умерших к назначает особый день для молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. В этот день совершается память всех усопших, благочестивых христиан, отец и братий наших. Связь же молитвенного воспоминания усопших, совершаемого в субботу пред Пятидесятницей, с событием, воспоминаемым в день Пятидесятницы, мы слышим в словах молитв на вечерние в день Пятидесятницы. Последование субботы пред Пятидесятницей таково же, как и субботы мясопустной. О последнем в Типиконе сказано: «подобает ведати, яко сия служба непременно бывает и в субботу святыя Пятьдесятницы» 1075 . Но различие между этими двумя последованиями состоит в том, что в мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу. И, следовательно, не каждый год в мясопустную субботу поются песни Октоиха одного гласа; поэтому в последовании мясопустной субботы только указано, какого рода молитвы следует петь из Октоиха, а самые молитвы не изложены. В субботу же пред Пятьдесятницею песни Октоиха поются из одного, назначенного для всех годов гласа, именно 6-го, из которого песни Октоиха поются во всю ту седмицу. Песни Октоиха 6-го гласа и напечатаны в самом последовании Цветной Триоди (о них см. выше). Катавасия поется Триоди (Тип., гл. 19), т. е. «Песнь возслем людие» (Тип., послед. субб. пред Пятьдес. и Мясоп.). На литургии вместо тропаря: «Видехом Свет истинный» поется обыкновенно тропарь за упокой: «Глубиною мудрости». Если в субботу Пятидесятницы случится святой с полиелеем (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Нами было доказано, что этим Христос не запрещал спасаться бегством от смертельной опасности. А сказано это было потому, что в субботу ворота Иерусалима запирались, и никого не выпускали из города. И если бы время бегства из него случилось в субботу, то все находившиеся в нем, последователи Христа не могли бы уйти из него и неминуемо погибли бы. Об остальных двух ваших доводах в пользу субботы не стоит даже и говорить. До того они слабы и ничтожны, и ничего не говорят в пользу празднования субботы в Новом Завете. Это – что мироносицы до воскресения Христова в субботу остались в покое. А другое, что закон Моисеев читается в еврейских синагогах каждую субботу. Еще вы приводили из пророка Исаии, что на новой земле, из месяца в месяц и из субботы в субботу будет происходить поклонение Господу. Но нами было доказано, что это нельзя понимать буквально, и что вы сами не исполняете его, так как не празднуете новомесячий. А это значить то, что люди будут постоянно обращаться к Богу с молитвою. Нами также было доказано, что вы, требуя от всех празднования субботы и угрожая в противном случае всеми апокалипсическими казнями, сами, однако, не исполняете всех повелений Божиих о субботе: Вы не убиваете людей, работающих в субботу, преступая таким образом заповедь самого Бога, требующего убивать нарушающих субботы. Значит, вы сами не верите тому, что проповедуете, не исполняете того, чему учите. Вот все, что приведено вами в пользу празднования субботы и против празднования воскресения, и на что и указывается в ваших адвентистских сочинениях по этим вопросам. С нашей же стороны против празднования христианами субботы указано, что: 1) Еще в Ветхом Завете Господь Бог терпеть не мог субботы, если в них творились злые дела, из чего явствует, что суббота не такой уже священный и спасительный предмет, каким представляете его вы, уверяя, что все христианство погибнет, если не станет праздновать этот, в известных Богу случаях, нестерпимый Богу, день. 2) Ученики Спасителя нарушали субботу, срывая колосья и растирая их руками; Христос оправдал их.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Кто постился в субботу, тот считался христоубийцей 729 . А 64-е апостольское правило за пощение в субботу определяет клирику извержение из клира, а мирянину отлучение от Церкви 730 . По свидетельству древних историков, на востоке только лишь в одну субботу великую дозволялось и даже требовалось соблюдение поста в течение целого дня, в воспоминание того, что в этот день пребывал в гробе Господь Иисус Христос. „Субботу и день Господень“, говорится в апостольских постановлениях, „вы празднуйте, ибо та есть воспоминание творения, а эта воскресения. Одну только во всем году субботу должны соблюдать вы, – именно ту, в которую Господь погребен. В эту субботу прилично поститься, а не праздновать, ибо доколе Творец находился под землею пригоднее сетование о Нем, нежели радование о творении, потому что Творец и по естеству, и по достоинству превосходнее творений Его“ 731 . Где причины указанного строгого запрещения поста в субботу, не достаточно ясно. Можно, впрочем, думать, что это запрещение было вызвано борьбою с ересями. Известно, что в еретических общинах гностиков, манихеев и маркионитов суббота была днем сетования и строгого поста 732 . Установлением такого обычая названные еретики хотели выразить свое презрение к ветхозаветному закону, который они не признавали божественным. С другой стороны, этот обычай вытекал из общего гностико-манихейского воззрения на вещество мира, как на злое начало, и на день окончания творения мира, как на день печали. С целью противодействовать распространению подобных воззрений восточная церковь и запрещала поститься в субботу 733 . – Кроме этого, праздничный характер субботы выражался на востоке и в том, что она была днем общественного богослужения, посещение которого считалось для верующих столь же обязательным, как и посещение богослужения воскресного. „Каждый день“, говорится в апостольских постановлениях, „собирайтесь утром и вечером на пение и молитву в зданиях Господних... Особенно же сходитесь туда с большим тщанием в день субботний и в день воскресный“ 734 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

И по очищении его семь дней надлежит отсчитать ему, и в день вхождения своего во святилище и во внутренний двор для служения Мне во святилище он должен принести жертву за грех свой Господу Богу (или принести умилостивление). Наследия же не должно быть у них: Я их наследие, и владений не давайте им в Израиле: Я их владение. Продолжаются предписания священникам, причем должно обратить внимание на то, что не сказал просто: они должны свято хранить субботы или соответственно Исаии: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя ( Ис. 1:14 ), но определенно: субботы Мои. Поэтому и в Евангелии написано: священницы в церкви субботу сквернят, и неповинни суть ( Мф. 12:5 ), – не субботу Божию, а субботу буквальную, субботу иудеев, которую справедливо нарушают те, которые составляют род избранный, царский, священнический. Далее, под субботой, свято хранимой, мы должны понимать ту, о которой апостол учит, что она оставлена народу Божию, и о которой говорится: аще внидут в покой Мой ( Пс. 94:11 ), который по-еврейски называется субботой. Свято же хранит субботу Божию тот, кто не несет бремени греха в субботу и не говорит: яко бремя тяжко отяготеша на мне ( Пс. 37:5 ). Таковый не собирает дров в субботу и на основании Иисуса Христа не строит из дерева, сена, соломы ( 1Кор. 3:12 ); он не возжигает огня, истребляющего бесполезное вещество, и в день субботний остается на одном месте и не выходит вон, а остается, как столб в храме Божием, о чем Иоанн пишет в Апокалипсисе: побеждающего сотворю столпа в церкви Бога моего и вон не имать изыти ктому ( Откр. 3:12 ). Что же касается следующего затем: и к мертвому человеку они не должны подходить, чтобы не оскверниться, то священник не должен касаться мертвечины, чтобы тот, кто молится за грехи других, сам чистым приступал к алтарю. Об этих мертвых и Спаситель говорит в Евангелии: остави мертвых погребсти своя мертвецы ( Мф. 8:22 ). Они оскверняются чрез мертвого отца, когда оставляют Творца своего, и чрез мертвую мать, когда отступают от Церкви, также чрез сына и дочь, при которых одно относится к мыслям, а другое к делам, что выразительнее по-гречески называется: τ νοητ κα ασθητα’.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После обстоятельного исследования об опресноках, из которого мы привели только главные мысли, первосвятитель наш делает замечания и против других отступлений Римской Церкви, хотя самые краткие (которые также представим в сокращении), как-то: а) Против пощения в субботу. «В 64 правиле святых апостол пишется: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или субботу, кроме единыя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». А какая это единая, они не сказывают нам. В 24-й гл. 7-й книги апостольских постановлений написано: «Субботу и неделю празднуйте, в ту воспоминаем сотворение мира, а в сию — Воскресение Господа; но одну субботу в году должны вы блюсти: субботу погребения Господня; в оную подобает поститься, а не праздновать ее: ибо, как в сию субботу Господь сокрылся от лица земли, то плачь о Нем сильнее радости о сотворении мира». Если это так, мужи римские, то горе нам, когда мы не ходим в заповедях Господа и проповедников Его, а уклоняемся в предания ложные. б) Против ежедневного совершения литургии во святую Четыредесятницу. «На каком основании во святую Великую Четыредесятницу ежедневно совершаете вы литургию, чего не должно быть, исключая субботы и воскресенья? Не ясно ли Собор Лаодикийский в 48 правиле говорит: «Не подобает в Четыредесятницу приносить Святый Хлеб (освящать Даров), разве токмо в субботу и в день воскресный» — и в 51: «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и в дни воскресные»? Приведенные нами здесь церковные правила суть писанные, дабы мы решительно не имели никакого оправдания в случае нарушения их...» в) Против разрушения законных браков клириков. «Кто также научил вас из учителей Церкви, мужи римские, разрушать законные браки клириков? Не ясно ли говорят первоверховные из апостолов в 5 правиле своем: «Пресвитер или диакон да не изгонит жены своей под видом благоговения; аще же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священнаго чина»? И Павел, сей сосуд избранный, пиша к Титу, говорит: Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех. Аще кто есть непорочен, единыя жены муж (Тит. 1. 5). И бесчисленное множество других подобной важности свидетельств можно бы привести против вас...»

http://sedmitza.ru/lib/text/435795/

Вначале IV в. обычай богослужебного празднования субботы, существовавший, несомненно, и до этого времени 735 , сделался на востоке повсеместным: как видно из многочисленных свидетельств, в это время он соблюдался в Константинополе, в Антиохии, в Понте, в Каппадокии, на Кипре и в Египте 736 . Самому субботнему богослужению при этом старались придать такую же торжественность, какую имело богослужение воскресное. Так, при субботнем богослужении, как и при воскресном, читалось евангелие и другие новозаветные писания; а во время четыредесятницы в субботу, как и в воскресенье, совершалась полная литургия и праздники в честь мучеников. Такое богослужебное празднование седьмого дня, существовавшее сначала в качестве обычая, было утверждено даже прямыми постановлениями отцов Лаодикийского собора 737 . – Вообще на востоке в IV в. суббота настолько приравнивалась к воскресному дню, что Григорий Нисский в одной из своих гомилий называет воскресение и субботу „братьями“, а Астерий Амасийский „матерью и бабкой“ 738 . Что касается церкви западной, то и она отличала субботу от дней будничных, хотя и менее заметно, чем восточная. Как видно из некоторых свидетельств, это отличие состояло в том, что в западных церквах при субботнем богослужении произносились проповеди и не допускалось коленопреклонения 739 . Затем следует думать, что до начала III в. на западе, как и на востоке, запрещался в субботу пост. По свидетельству Тертуллиана , даже в строгих западных монтанистических общинах в это время пост не допускался 740 . Но в начале III-ro в. уже во многих западных церквях суббота была днем поста. Так было в церкви Римской, в церквях Испанских и в некоторых Африканских 741 . Из письма Августина к Казуляну видно, что Римская церковь запрещение поста в субботу даже порицала, как иудейство. Происхождение обычая Римской церкви соблюдать в субботу пост объясняли различно. Одни производили этот обычай от ап. Петра, который, будто-бы, намереваясь в Риме состязаться с Симоном волхвом в воскресный день, постился в субботу сам и повелел делать это и остальным верующим 742 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

– 4) – Петр замялся и что-то тихо бормотал. Наконец, после настойчивого предложения отвечать на поставленный вопрос, заговорил: – Да оно, как вы поясняете, суббота в новом завете не нужна; а как прочитаешь пророков, то выходит, что и в новом завете должно праздновать субботу. Я попросил Петра привести мне из Писания смутившие его пророчества 6 . Петр с усердием прочел из кн. прор. Исаии 56: 1–8, 58:13–14 и 66:22–23... – Вот видите, – заключил он, – не только евреи, но и иноплеменники и евнухи, присоединившиеся к Господу, должны праздновать субботу и называть ее «святым днем Господним», и всегда, каждую субботу, должны поклоняться Господу. Мы, – продолжал Петр, – не евреи, но потомки иноплеменников и присоединились ко Христу, а посему и должны, по заповеди пр. Исаии, каждую субботу устраивать молитвенные собрания Господу. Так у нас и делается. – Но позволь, Петр, – возразил я. – Разве пр. Исаия говорит о новозаветных иноплеменниках и евнухах, что ты применил его слова к себе?! – А то как же? – отвечал Петр. – Прочти внимательней и ты увидишь, что пр. Исаия говорит о ветхозаветных временах. В самом деле, ведь это по ветхому завету евнух и иноплеменник, но не каждый, не могли войти в общество Господне или в среду народа израильского (сравн. Исаии 56:3. Втор.23:1–8 ), хотя бы и уверовали в Бога и соблюдали заповеди Его. Что здесь речь идет о ветхозаветных временах, – видно из того, что евнухи и иноплеменники молятся в еврейском храме и приносят еврейские жертвы и всесожжения, которые по закону должны были приноситься постоянно и еще в особом виде каждую субботу (ср. Ис.56:6–7 ; Числ.28:9–10 ). Да, наконец, ведь это еврейская суббота состояла в полном покое от обычных дел (ср. Ис.58:13 ; Исх.20:10 ); это в ветхом завете каждую субботу устраивали особые священные собрания и каждую субботу с особыми жертвами ходили в храм на поклонение Богу Саваофу (сравн. Ис.66:23 ; Числ.28:10 ; Лев.23:3 ; Втор.12:5,11,14, 26–27 ). Значит, если пр. Исаия говорит об иноплеменниках и евнухах, твердо державшихся завета Господня (56:6), то это завета ветхого, конец которому еще не наступил в то время. Но теперь, когда давно уже наступили дни «нового завета», в который Христос призвал всех людей, а не только по плоти евреев, когда для самих евреев уничтожен Богом ветхий завет с его знамением – субботою, как можешь ты, Петр, возлагать на иноплеменников иго ветхого завета?!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Так, согласно «Катихизису» митрополита Филарета (Дроздова), «суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный (настоящий) праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования освобождается от поста» . Следовательно, если бы в четвёртой заповеди суббота действительно была переменена на воскресенье, тогда не было бы оснований для сохраняющегося особого статуса субботы в православном богословии и литургии . Суббота имеет отчётливый праздничный смысл, в этот день, как и в воскресенье, отменяется или ослабляется пост. Известно, что с древних времён Православная Церковь в своём еженедельном богослужебном круге особо выделяла именно субботу и воскресенье. Например, в «Лавсаике» (V в.) говорится о нитрийских подвижниках, что они «в церковь собираются только по субботам и по воскресным дням» . Содержание субботней литургии отличается от служб любого другого дня. Православная Церковь в субботу вспоминает не только о божественном покое после творения мира, но и об усопших христианах. В Великую Субботу накануне Пасхи Церковь переживает сошествие Христа во ад. Именно в Великую Субботу в древности совершались массовые крещения: оглашенным предлагалось мистически быть погребёнными вместе со Христом, погрузиться в субботний покой, чтобы затем воскреснуть вместе со Спасителем . Кондак шестого ирмоса канона Великой Субботы гласит: «сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен» . Особое духовное значение заповеди о субботе раскрывается в православной аскетике. От святых Иустина Мученика и Иринея Лионского до нас дошли первые свидетельства такого духовного понимания, полностью согласные со Священным Писанием. Так, св. Иустин в диалоге с Трифоном иудеем говорит, что в Новом Завете Бог повелевает «соблюдать всегдашнюю субботу», т. е. покаяться и больше не грешить: следующий этому «совершит истинную и приятную субботу Божию» . По словам св. Иринея Лионского, «и не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу, т.

http://bogoslov.ru/article/3386271

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010