В Мил. нет.; 10. Мак. тоже. В М. Акад. Маркиана нет, а есть еще слово Григория Богослова о Григорие, брате Василиеве. В Мил. нет.; 11. Мак. и Троицк. житие пр. Феодосия, написанное Феодором, еп. петрскин: тресобное и неразлучное единосущие. В М. Акад. и Мил. и Увд. другое житие: сладчайша убо весна в временех.; 12...; 13. Мак. Мил. и М. Акад. тоже.; 14. Мак. и М. Акад и Мил. об отцах в Синае и Ранфе: сидящу ми некогда во смирении.; 16. Мак. пр. Павла фивейского: поведаша нам ученицы отца Антония, тоже что ныне в Волокол. и 5 янв., но порядок другой и зачало друтое, и еще житие Иоанна нищего: томительная некая вещь. В М. Акад. и Мил. о пр. Павле по Мак., а об Иоанне кущнике другое: житие добро и изрядно. Унд. об одном Иоанне: житие благоугодно и бесскверно мужа праведна и совершенна хочу сказати.; 16. Мак. тоже. 26-я беседа Иоанна Златоуста на Деян. апост. XI главу. М. Акад. тоже. В Мил. нет.; 17. Мак. житие пр. отца Антония, написанное св. Афанасием: благу реть сставиша к египетским чернцем. В М. Акад. перевод, должно быть, другой: добру реть воздвигнути. В Троицк. сборнике 684 в Унд. 231: благу ревность сстависте к египетским иноком, рекше сравнатися.; 18. Мак. житие св. Афанасия александрийского : Инии убо ина блаженных муж вспоминаний. М. Акад. тожф. В Мил. Руфин же, иже церковная списания списав (житие вкратце). – Житие св. Таисии: братия моя присная, хощу вам повествовати, повторено 13 нояб., в Волокол. после 21 янв., но под 18 янв. В Мил. нет.; 19. Мак. житие пр. Макария египетского , написанное Серапионом, учеником великого Антония: аще и многа прилежания, многа и различная врачевная хитрость. М. Акад. тоже. В Мил. еще житие Марка афинийского: поведаша нам авва Серапион, сущу ми внутренней пустыни Египта. Унд. 231 о Макарии: аще многа прилежания, многа и различна врачевских детей хитрость показует закон.; 20. Мак. житие пр. Евфимия: единородный Сын и слово Божие – писано Кириллом скифопольским (М. Акад. тоже) и еще повторено слово Кирилла преп. Евфимию и Савве освященному: светла и просвещенна, что 5 дек.; 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В это же время был в С.-Петербурге отец Евгений, (строитель Болдинскаго Воскресенскаго монастыря, Астраханской епархии), познакомившийся с отцом Филаретом, когда проездом посетил Глинскую пустынь. Вместе с отцом Филаретом, отец Евгений удостоился представиться Государю Императору, в присутствии котораго и происходил спор. Во время этого спора, о. Филарет и Евгений не хитро-сплетенными, но простыми и чуждыми высокопарнаго красноречия беседами, основанными на неопровержимых доказательствах, отвергли все доводы своих оппонентов. Узнав обуспехе этих прений, отца Филарета вызвали в Киев, где он был два раза. По словам его племянницы (дочери двоюродного брата) престарелой Ульяны Ильиничны Гомоненко «дядя ея (отец Филарет) во второй раз гостил в Киеве месяц и был принят у разных благочестивых знатных особ». Оказывая благотворное влияние на многих силою благодатнаго своего слова, о. Филарет, составлением уставов для трех женских общежитий, повлиял на благоустройство Екатеринбургскаго, Борисовскаго и Уфимскаго женских монастырей. Первый монастырь (Одигитриевский Богородицкий) возник в Оренбургской губернии, в Челябинске. Настоятельницею была девица Анна Максимовна, а по утверждении монастыря, в пострижении Агния, в сане игуменьи управлявшая монастырем до 1872 г. и 14 сентября того же года скончавшаяся. Второй монастырь (в честь Казанской Божией Матери) в г. Троицке, Оренбургской губ., основан женою протоиерея Озерецковскаго, который в начале своего священства поступил священником в Уфимский монастырь, и жена его, полюбив обитель, начала изучать правила и порядок монастырской жизни и, по переводе ее мужа в гор. Троицк, начала устраивать из Общины Травниковской обитель, переведя общину из с. Травников в гор. Троицк. Первая игумения здесь была Иоанникия, переведенная из Уфимскаго монастыря, от котораго заимствовала весь устав о. игумена Филарета, котораго она неоднократно видела в сновидении, и в необходимых случаях он давал ей наставления. Третья обитель (Успенская) в Оренбурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Решающая встреча группы по освобождению царской семьи состоялась 2 января 1918 года в одном из лазаретов на Яузском бульваре. Кроме епископа Нестора, П. и штаб-ротмистра К. Соколова, на ней присутствовал начальник группы — командир пехотного полка, кавалер орденов Святого Георгия и Почетного легиона полковник Н. и курьер из Тобольска — поручик лейб-гвардии Московского полка Р. Принятым планом предусматривалось вывезти царскую семью в Троицк, занятый войсками генерала Дутова. В окрестности (Екатеринбург-Тюмень-Троицк-Омск) должно было быть командировано до 30 офицеров под командованием ротмистра Л. Наконец, для окончательного выполнения задачи, ожидалось прибытие 100 гардемаринов во главе с полковником Н. Выезд первой партии намечался на 6 января. В тот день, вспоминал К. Соколов, “мы явились в лазарет, где уже были П., еп. Нестор и Р. Нам выдали полный комплект солдатского обмундирования, начиная от белья из бязи, кончая серой папахой, и по две тысячи рублей на каждого. Мы тут же переоделись. Еп. Нестор благословил нас иконами Божией Матери “Утоли моя печали”, и мы простились”. К сожалению, эта попытка освобождения Государя и его семьи, как и последующие, окончилась неудачей… Достоверно известно о пребывании епископа Нестора в Омске осенью 1919 года. Приведем телеграфное сообщение из американского журнала “Struggling Russia” (20.9.1919): “Омск, 1го сентября 1919 г. — Богослужения совершались в г. Омске в память святителя Тихона Задонского , мощи которого были поруганы большевиками в г. Задонске. Епископ Нестор, который только что убежал из Москвы, присутствовал на этом богослужении и передал народу следующий призыв Патриарха Тихона: “Скажите народу, что если они не объединятся и не возьмут Москву опять с оружием, то мы погибнем и Святая Русь погибнет с нами”. Как передает епископ Нестор, большевики в Москве знают об антибольшевистской деятельности Патриарха Тихона, но они боятся его преследовать, ибо опасаются народного восстания на защиту Патриарха”. О миссии Владыки Нестора знали, безусловно, и большевики. 28 марта 1922 года, выдвигая “обвинения” против святителя Тихона, “Известия” задавались вопросом: “Что привез Колчаку от Патриарха прибывший из Москвы епископ Нестор?” И вправду — что? Неужели просто “благословение и пожелание успеха”, как сообщал советский официоз?

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Троицк. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Уйский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор построен в 1762 г. по проекту архитектора П. А.Трезини. В начале это была каменная 1-престольная, 5-ти купольная, церковь без колокольни. Летом 1842 г. здание сильно пострадало при пожаре, после чего в 1843-65 гг. была основательно перестроена, увеличен обьём трапезной, возведена колокольня, по обе стороны от неё притворы. В1880-92 гг. обновлены росписи. В 1918 г. в соборе была произведена опись имущества, изъяты ценности. В 1930 г. храм был закрыт, имущество утрачено. В здании размещались склад кожсырья, стройкантора, зоотехникум, общежитие, прачечная, спортзал, котельная. В 1997 г. храм возвращён верующим, 7 марта 1998 г. состоялось его освящение, в 2000 г. освящены южный и северный приделы. Информация с сайта В начале ХХ века в Троицке было десять православных церквей и две часовни. Первым и значительным храмом Троицка был и остается Свято-Троицкий собор. В 1743 году в день праздника Святой Троицы оренбургским генерал-губернатором И.И. Неплюевым была заложена крепость, посвященная Триединому Богу-Творцу, прославляемому в Святой Троице, то же название получила церковь. Наряду с деревянной, в 1754 году состоялась закладка каменной церкви, строительство окончено в 1762 году. Это была однопрестольная пятикупольная церковь без колокольни. В 1775 году недалеко от нее была возведена теплая деревянная церковь с престолами: в нижнем этаже - в честь Успения Божией Матери, в верхнем – свт. Николая. В 1823 году по ветхости Успенская церковь было сломана, престолы перенесены в Троицкую церковь. После пожара 1842 года Троицкий храм был закрыт на год для восстановления. Постепенно он принимает тот вид, который приводил в восхищение современников своим величием и изяществом. В ходе реконструкции собор значительно вырос в объеме, увеличилась трапезная, с западной стороны к трапезной примкнула 4-х ярусная колокольня. Для устроения и благолепия собора, городских церквей и др угих учреждений немало было сделано потомственным почетным гражданином Троицка В.М. Пупышевым.

http://sobory.ru/article/?object=11854

Основана 07(20)04.2005. Местопребывание – в ставропигиальном Спасо-Преображенском Валаамском монастыре (о. Валаам, Ладожское озеро). Московское викариатство. 07(20)04.2005 20.05(02.06)2005 20.05(02.06)2005 Троицкая (Челяб.) Основана в 1924 г. Именование – по г. Троицк (Челябинская область). Челябинское викариатство. Упразднена в 1931 г. 30.03(12.04)1924 07.1925 Николай Амассийский 03(16)03.1926 Дионисий Прозоровский 14(27)04.1928 Антоний Миловидов, паки 29.07(11.08)1931 Троицкая (Челяб.), обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Троицк (Челябинская область). Челябинское викариатство. Окончательно упразднена в 1934 г. (?) 08(21)06.1923 24.06(07.07)1923 11(24)01.1924 Александр Четыркин 22.07(04.08)1925 04.1929 04.1929 27.08(09.09)1930 21.07(03.08)1932 07(20)04.1934 07(20)10.1934 Тульская Основана 16.10.1799 (по др., 31.07.1799). Выделена из Коломенской епархии, в которую входила с 1622 по 1799 гг.; ранее – в 1207–1622 гг. – территория входила в состав Рязанской епархии. Именовалась: Тульская и Белевская; с 1919 г. – Тульская и Веневская; с 1920 г. – Тульская и Одоевская; Тульская и Белевская, паки. Викарные кафедры: Каширская, Белевская, Епифанская, Новосильская, Веневская, Ефремовская, Алексинская, Богородицкая. 31.12.1799 31.12.1803 10.01.1804 07.02.1816 Амвросий Протасов 27.02.1816 16.06.1818 Симеон Крылов-Платонов 21.07.1818 29.10.1821 06.11.1821 19.12.1850 Дамаскин Россов 04.03.1851 11.06.1857 Димитрий Муретов 20.07.1857 29.08.1860 Алексий Ржаницын 22.10.1860 27.06.1893 17.07.1893 02.11.1896 Ириней Орда 02.11.1896 17.06.1904 Питирим Окнов 17.06.1904 15.02.1908 15.02.1908 25.05.1917 29.07.1917 23.09(06.10)1923 06(19)10.1923 25.04(08.05)1925 13(26)05.1924 02(15)09.1927 10.1927 (7) 05(18)12.1928 22.11 (05.12)1933 Флавиан Сорокин 09(22)11.1933 05(18)12.1935 05(18)06.1936 09.1936 Сщмч. Александр Щукин 13(26)08.1937 08(21)09.1937 12.1940 Алексий II Сергеев 01. 1942 28.06(11.07)1943 05.1944 06(19)07.1946 19.03(01.04)1952 19.01(01.02)1951 20.03(02.04)1952 20.03(02.04)1952

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– На вторник этой седмицы иногда переносится отдание Сретения Господня, о чем см. выше, на 84 стр. О четвертке, если 2 февр. или храмовой праздник случится в Мясопустную субботу, и о пятке, если 30 янв. или 24 февр. случится в указанную субботу, см. ниже, о службе в Мясопустную субботу; см. также выше, 67 стр. В субботу Мясопустную, пред воспоминанием (в неделю Мясопустную) о Страшном суде, св. Церковь молится об умерших, дабы купно с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, кои, как говорит Синаксарь, были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных, и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша». В субботу же, а не в другой день, пред Мясопустной неделей полагается моление об упокоении душ по тому, что день субботы, как день покоя, по самому своему значению, есть наиприличнейший для моления – упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших св. Церковь напоминает нам об неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судьи испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам имеющего наступить спасительного поста. Ап. ( 1Кор.10:23–28; 146 зач.; Другой за упокой: 1Сол.4:13–17; 270 зач.; Ев. Лк.21:8–9, 25–27, 33–36; 105 зач.; Другое за упокой: Ин.5:24–30; 16 зач.). Служба в Мясопустную субботу совмещает в себе с песнопениями рядового гласа Октоиха и песнопения Триоди; при этом в настоящую субботу служба совершается такая же, как и в субботу пред Пятидесятницей, за немногими исключениями, а также и с тем различием, что в Мясопустную субботу поются песнопения Октоиха из рядового гласа, а в субботу пред Пятидесятницей непременно 6-го гласа (каковые песнопения и помещены в Цветной Триоди). – В эти субботы на вечерне, вместо прокимна, поется «Аллилуиа», с произнесением иереем стихов: «Блажени, яже избрал», и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мф.19:17–19 ). 11) Как высоко Господь ставил субботу и как заботился о соблюдении христианами субботнего покоя, видно из Его заповеди ученикам: молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу ( Мф.24:20 ). Эти слова Господа относились к иудеям, а не к апостолам или христианам, которые не соблюдали иудейской субботы и вышли из Иерусалима еще до осады его, зная по признакам, указанным Иисусом Христом, о приближавшемся опустошении города ( Мф.24:15–19 ). «Видишь ли, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – что Он говорит иудеям и рассуждает о бедствиях, имеющих постигнуть их? Апостолы не соблюдали субботы и не были в Иерусалиме в то время, когда Веспасиан сделал это, так как большинство из них еще прежде этого скончалось, а если же кто оставался в живых, тот был тогда в других частях вселенной. Но почему ни зимою, ни в субботу? Зимою – по причине трудности времени, в субботу, – по требованию закона. Бегство было необходимо, и бегство скорейшее; а иудеи в то время не смели бежать в субботу из уважения к закону, зимою же бежать было неудобно». 683 «В лицо апостолов Господь говорит это, – замечает блаженный Феофилакт , – иудеям, потому что апостолы прежде сего несчастия вышли из Иерусалима. Он внушает иудеям молиться, чтобы бегство их не случилось ни зимою, так как по неудобству зимнего времени трудно бежать, ни в субботу, так как закон предписывал ничего не делать в субботу, и никто не дерзнул бы бежать в это время». 684 «Слова «молитесь, чтобы не случилось бегство..». относятся, – пишет блаженный Феодорит , – к одним иудеям». 685 Суббота могла явиться непреодолимым препятствием к бегству только для всех ревнителей закона Моисеева. Последний предписывал иудеям в субботу строгий покой ( Исх.20:8–11 ) и запрещал далекие путешествия. Только расстояние немного больше версты – в 2000 локтей 686 – дозволялось проходить в субботу, и этот путь назывался – субботний путь ( Деян.1:12 ). Моисей, впрочем, нигде не определил длину субботнего пути. Но он заповедал, напр., чтобы поля при городах, которые вы должны дать левитам, от стены города должны простираться на две тысячи локтей во все стороны ( Чис.35:4 687 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

IX, 16). И опять в субботу Христос исцелил в синагоге женщину, восемнадцать лет имевшую духа немощи; и когда начальник синагоги стал негодовать, Господь сказал ему: «Лицемеры, не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить?» (Лк. XIII, 15). Представив эти евангельские примеры отмены Спасителем субботы, которая сохранила значение лишь для иудеев, Михаил Керулларий говорит о латинянах, что хотя они и выдают себя за христиан, в действительности являются ни иудеями, ни христианами, а подобны леопарду, который, как говорит св. Василий Великий , имеет шерсть не совсем бурую и не совсем чёрную. Никита Стифат , в свою очередь, обращается к латинянам, по поводу их поста в субботу, с целым рядом недоуменных вопросов. «Откуда вы взяли пост в субботу? – спрашивает он. – Из какого Священного Писания? Быть может, от апостолов? Нет, никто не учил о посте в субботу. Преемники апостолов в пятой книге Постановлений говорят, что Господь не предал нам поститься в субботу, посему всякую субботу и воскресенье нужно праздновать, в эти дни надлежит радоваться, а не печалиться. В XXVII главе Постановлений апостольских сказано ещё следующее: “Субботу и день Господень мы празднуем, потому что первая ознаменована завершением творения, а второй – Воскресением; одна только суббота должна соблюдаться, именно – Великая, когда Господь находился во гробе: в эту субботу должно поститься, ибо скорбь учеников Господа в этот день была сильнее радости, возбуждаемой воспоминанием о Божественном Деле творения”». Кроме того, Никита ссылается на 64 Апостольское правило, воспрещающее поститься в субботу («кроме единыя токмо – Великой субботы») клирикам – под угрозой извержения и мирянам – под страхом отлучения. Аналогичное значение имеют и правила – 55 Трулльского собора, 19 Гангрского и 69 Апостольское. Далее, Михаил Керулларий обличал латинян за едение удавленины. «Зачем у вас, латиняне, едят удавленину, в которой содержится кровь? Разве вы не знаете, что душа всякого животного кровь его есть, и Кто ест кровь, тот берёт душу?» Господь запретил есть кровь («крове всякия плоти да не снесте») и грозит наказанием за это («всяк ядый да истребится» – Лев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Отвергнув пост в среду, католики совершили один тяжелый грех , а установив пост в субботу, прибавили другой не менее тяжкий. Почему? Да потому что св. апостолы и св. отцы строго запретили верующим поститься в субботу. Вот как заповедали святые апостолы шестьдесят четвертым правилом: «В неделю и в субботу, постящийся, кроме одной, да будет извержен». Толкование: «Если который причетник постится в неделю или в субботу, кроме одной великой субботы – да извержется, если же мирской человек – таковой да отлучится». Но не послушались католики и этого правила св. апостолов и отвергнув его, самовольно установили пост в субботу. На этот обычай латинских христиан поститься в субботу обращал внимание еще 6-й Вселенский Собор, который осудив пост в субботу и заповедал 55-м правилом римским христианам строго держаться 64-го правила святых апостолов, запретивших поститься в субботу. «Узнав Святой Собор, – пишет толковник соборных правил,– что в римском граде преступают 64-е правило святых апостолов, которое повелевает кроме великой субботы в иные субботы не поститься, повелел и в Римской церкви неподвижно таковому апостольскому правилу храниму быти». Но не сохранили этого правила католики и, нарушая заповедь 6-го Вселенского Собора постятся в субботу до настоящего времени. Какой же страшный ответ должны они будут дать за свое упорное противление голосу Бога, святых апостолов и святых отцов! Далее. Как известно, у католиков богослужение совершается на древнем языке латинском. Этого языка в настоящее время не понимает никто из людей простых и неученых. Отсюда получается странное и удивительное явление: стоят католики в костеле за богослужением, слушают его, а сами не понимают подчас ни одного слова из богослужения. Правильно ли поступает Католическая церковь , совершая богослужения на непонятном для народа языке? Нет, неправильно, так как подобное явление осуждается Словом Божиим. В самом деле, присутствуя на богослужении, верующие должны по слову апостола «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнями духовными» ( Еф.5:19 ). Спрашивается, как могут назидаться за богослужением католики, если у них псалмы, славословия и песни духовные поются и читаются на непонятном для молящихся языке? Это раз. Второе. По учению того же апостола у христиан на богослужении «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). Но можно ли сказать что у католиков на богослужении все благопристойно, когда они поют и читают на чуждом для себя языке? Конечно нет. Св. апостол Павел пишет: «В Церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Далее, Иоанн Китрский говорит, что когда какое-нибудь мелкое животное из называемых нечистыми упадет в сосуд, то, если оно упало туда недавно и не разложилось, содержимое сосуда не нужно выбрасывать, но да будет оно освящено для употребления в пищу, если только человек не брезгает это есть и это не вредно для его здоровья. А если животное разложится, то содержимое сосуда нужно выбросить – и не только для того, чтобы эта пища не повредила здоровью, но и для того, чтобы не оказалось, что вкушающий ее ест удавленину, мертвечину и кровь животных (то самое, что есть запрещено). Поэтому и 58-я новелла Льва Мудрого определяет, что продающих или вкушающих какую бы то ни было пищу, содержащую кровь, должно побивать палками, остригать и осуждать на вечное изгнание, а их имущество конфисковать. Те же архонты и судьи, которые таких не наказывают, подвергаются штрафу в размере 10 литр золота. 466 Должно знать, что в некоторых изданиях настоящее правило стоит под номером 66, а в других – 64. За последними изданиями, как более многочисленными, последовали и мы. 469 Латиняне не могут оправдаться тем, будто бы они постятся в субботу ради подвижничества, – отнюдь. Дело в том, что, как пишет Платина, папа Иннокентий отменил пост в среду, а вместо него ввел пост в субботу. Так каким же образом может быть постом ради подвижничества субботний пост латинян, которые добро считают злом и беззаконным постом в субботу упраздняют законный в среду? Помимо упомянутых правил свидетелями тому, что не должно поститься в субботу и воскресенье, являются и Василий Великий , и божественный Златоуст. Ибо первый говорит в 11-й беседе на Шестоднев: «Сделай себя достойным честнейшего поста, поскольку нам предвозвещен пятидневный пост» (См.: Basil. Magn. Hom. 2. 4//PG 31, 189В). Постными он называет пять дней недели, исключая субботу и воскресенье. А Златоуст в беседе о том же говорит: «Вам, вступившим на путь поста, Владыка даровал эти два дня, т. е. субботу и воскресенье, словно временные пристанища, прибежища на ночь, берега, взморья и гавани для краткого отдохновения» (Ioan. Chrysost. Hom. in Gen. 11. 2 //PG 53, 92). Пишет и божественный Игнатий в послании к филиппийцам: «Кто постится в воскресенье и субботу, за исключением Субботы Пасхи, тот есть христоубийца» (Ign. Ep. ad Phil. 13 //PG 5, 937AB). А божественный Епифаний говорит так: «Все воскресные дни Святая Кафолическая Церковь почитает днями наслаждения, и собрания совершает с утра, и не постится. Ибо не следует поститься в воскресенье» (Epiph. De fide 22//PG 42, 828B.). А божественный Августин примером апостолов, которые в субботу срывали, растирали и ели колосья, доказывает одновременно и то, что не должно никому поститься в субботу, как и апостолы не постились, но ели колосья, и то, что не должно быть праздным, но нужно работать, как и апостолы растирали колосья своими руками (Aug. Hipp. Ep. 36. 3//PL 33, 138–139).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010