Мы разве лучше святых отцов первого вселенского собора и всех древних христиан, которые так легко отнеслись к установлению празднования воскресения вместо субботы?! Нам остается и в этом случае только подражать им! 5 Учитель церкви, Евсевий Памфил , живший в начале 4 века, в книге своей о жизни блаж. царя Константина пишет: «Что касается до дня воскресного, иногда называвшегося днем света и солнца, то к ревностному хранению его он располагал и всех своих воинов... чтобы они бодрствовали в Божией Церкви...» ( Евсевий Памфил , Изд. Дух. акад. СПБ. 1849). 6 Для ясности при чтении полезно подчеркнутое: «в покой» пропускать, а читать только поставленное в скобках: (в субботу мою), как и здесь, так и далее. 7 ...Адвентист сказал: Что при апостолах праздновали субботу, это ясно вот из чего. апостол Павел по субботам проповедовал Иисуса Христа. Об этом читаем в «Деяниях апостольских»: Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний ( Деян.17:2 ), Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и эллинов ( Деян.18:4 ), При выходе (из синагоги иудейской) язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие ( Деян.13:42 ). – Удивляюсь и не понимаю, для чего вы прочитали это, – сказал я.– Ведь апостол Павел по субботам ходил проповедовать Христа в синагоги иудейские, убеждать иудеев, что Иисус есть Христос ( Деян.17:1–3 ). Из этого ясно только то, что тогда не христиане, а иудеи, противники христианства, праздновали субботу. Павел же только пользовался случаем для обращения в христианство иудеев и эллинов, или язычников. А христианам апостол Павел проповедовал не в субботу, а в первый день недели: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи ( Деян.20:7 ), из чего следует, что тогдашние христиане праздновали именно этот день: воскресение, а не субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Отличаемая от прочих дней седмицы, суббота отличается также и от дня Воскресного и прочих праздников. Из примера Православной Кафолической Церкви, свято и неизменно сохраняющей постановления свои в духе св. Апостолов, и из свидетельства древних писателей Церкви, как-то – Тертуллиана 731 и св. отцев Церкви: Афанасия 732 , Василия Великого 733 и Епифания 734 , можно заключать, что хранение субботы у древних христиан, как и ныне, не было совершенным праздником. Суббота не празднуется как день Воскресный, или как иной всеобщий и великий христианский праздник. Суббота бывает великим праздником преимущественно для причащающихся тела и крови Христовых. Но по самому причащению верующих в субботный день, он уже умаляется в сравнении с Воскресным, торжественность которого не нарушается частным торжеством соединяемым с субботою. Древле не было постановлено, чтобы верующие, при Богослужении в субботу, молились стоя, без коленопреклонений, как постановлено молиться в день Воскресения в честь Восставшего из мертвых. В субботу также прекращаемы не были судопроизводство, мирские и житейские дела, прекращаемые в день Воскресения 735 , хотя в начале и было в обычае у некоторых христиан, обратившихся из Иудеев – упраздняться по субботам в Церковь поучения ради, еже на благоверие 736 . По совершении общественного Богослужения древле христиане занимались в субботу так же, как и в другие работные дни, – всякий своими делами. Если же кто обращает субботу в совершенный праздник, проводя ее по обыкновению Иудеев, того Церковь осуждает, как вводящего Иудейские обычаи в христианство. Так осуждаются эвиониты лжеучители, и субботники, христиане иудействовавшие в I веке, сохранявшие субботу по-Иудейски и вместе святившие день Воскресения, по обычаю христиан 737 . Такое осуждение Собор Лаодикийский произнес и на всех, кои, вопреки благочестию Церкви христианской, хотят праздновать субботу по-Иудейски, храня въ этот день покой от дел своих. Не подобает христианам, говорит собор, иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день: а день Воскресный преимущественно праздновать, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся Иудействующие, да будут отлучены от Христа» 738 . Богослужение в Субботу

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Слыша сие, говорит святитель Филарет Московский , не подумайте, чтобы Господь, создавший субботу, Сам разрушил ее, и позволил попирать ее. Он сказал, что не пришел «нарушить закон, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). Но, как Господь субботы, Он особенно явил Свою власть в том, что сохранив сущность первоначального закона – посвящать Богу седьмой день, освятил для сего новый день Своим славным воскресением. Древний день субботний, празднованный в память сотворения мира, не вполне стал радостен с того времени, как сотворенное повреждено грехом, и по справедливости уступил свою славу новому дню воскресному, в память нового творения, которым «мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, возрождены (Богом и Отцом Господа нашего Иисуса Христа) воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( Еф.2:10 ; 1Пет.1:3 ). Видите, как Господь субботы не разорил ее, но еще возвысил. И если свят был древний день Господень, день субботы, в память первого творения временного, то не паче ли должен быть свят и благоговейно чтим новый день Господень, день воскресный, день радости нового творения, пребывающего во веки?» Исцеление сухорукого в субботу. – Можно ли исцелять в субботу? Гл. 12, 9–14. Защитив учеников Своих, срывавших колосья в субботу, И ОТОШЕД ОТТУДА, где объяснял фарисеям закон о субботе, в следующую затем субботу Господь Иисус Христос ВОШЕД В СИНАГОГУ ИХ и учил. И ВОТ, ТАМ БЫЛ ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИЙ СУХУЮ РУКУ, и притом правую. И следили за Господом книжники и фарисеи, не исцелит ли Он этого сухорукого, чтобы найти новый повод к обвинению Его в Нарушении закона о субботе. Они рассуждали так: врач, для излечения больного, должен составлять лекарство, ухаживать за больным, – словом, – утруждать себя, работать; а всякий труд в субботу запрещен заповедью Божией, – значит, исцелять болящих в субботу грешно. Они не хотели вспомнить, что спасти жизнь человеку Закон не запрещал и в субботу,– следовательно, и простому врачу не грешно было лечить болящих в день субботний. А Господь исцелял болящих единым прикосновением, единым словом Своим всемогущим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В составе чтений круга триодного постного Великий Синаксарь, сравнительно с Алексеевским Уставом, не имеет вовсе особых чтений на среду и пяток сыропустной седмицы, понедельник, вторник и неделю 1-ой седмицы поста, неделю крестопоклонную, среду – четверг шестой седмицы, субботу Лазареву, в неделю Ваий (толковательного слова Златоуста) 1268 и в великий четверг. В субботу мясопустную, понедельник мясопустный, субботу и неделю сыропустную, пяток 6-ой седмицы, великую субботу указаны произведения Алексеевского Устава, характерные для студийского состава: слова Андрея Критского , Григория Богослова , два слова о посте Василия Великого , слова Златоуста, Григория Антиохийского 1269 . В неделю мясопустную (слово Ефрема), субботу 1-ой седмицы (мучение св. Феодора и похвальное слово Григория Нисского ), четверг 5-ой седмицы (житие Марии Египетской, положенное Алексеевским Уставом на 5 неделю), неделю Ваий (слово Андрея) и первые дни страстной седмицы (толковательные слова Златоуста на св. Матфея) 1270 указаны чтения первоначального иерусалимского состава, вошедшие и в Алексеевский Устав. В неделю блудного сына Великий Синаксарь имеет, вместо указанного в Алексеевском Уставе слова Златоуста, – неопределенное «чтение блудного сына», в субботу сыропустную, вместо слова Дамаскина, – указанное в первоначальном иерусалимском составе слово Ефрема о преставльшихся отцах и чтение Златоуста об отцах из толкований на евангелие 1271 ; вместо слов Феодора Студита и его брата Иосифа, положенных Алексеевским Уставом на неделю крестопоклонную, – «толкование места из евангелия Матфея о кресте», положенное Иерусалимским Уставом на 14 сентября; в великий четверг, вместо слова Златоуста о предании, – согласно Иерусалимскому Уставу, чтение из Златоуста, т. е. продолжение толковательных слов, начатых в понедельник; в великий пяток, – положенное в Иерусалимском Уставе чтение «толкования» (по 7-ом евангелии). Все эти особенности состава чтений Великого Синаксаря, упрощающие его и приближающие к первоначальному иерусалимскому составу, наверное, отражают тот вид, который имел студийский состав чтений до Алексеевского Устава. Несколько других особенностей, именно, «чтение мытаря и фарисея», историческое чтение на праздник акафиста (на субботу 5-ой седмицы), чтение Маргарита Златоуста в пятницу шестой седмицы (по желанию, вместо слова о злопомянии), слово Дамаскина на понедельник страстной седмицы, слово Георгия Никомидийского на утрене (по желанию, вместо толкования) и на часах (3 и 9) великого пятка, слова Афанасия Великого на 3 часе великого пятка (по желанию, вместо слова Георгия), слово Епифания («Что есть молчание») на великую субботу (по 17-ой кафизме) – представляют из себя результат самостоятельного усложнения афонской практики, после того как она оторвалась от студийского корня 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Кто постится в эти дни, тот поступает не по-православному. Прихожанин. Почему же в эти дни Церковь запретила пост? Священник. В воскресенья целого года нет поста в честь и память славного воскресения Господня. По этой же самой причине и в течение семи дней Святой Пасхи поста не положено, потому что каждый из семи дней этой недели считается за воскресный, и служба в церкви отправляется так, как бы от одного дня до другого протекала целая неделя. От Рождества до Крещения нет поста тоже в честь этих праздников; равно и на неделе Пятидесятницы нет поста во славу Святой Троицы. В субботы всего лета, кроме одной – Великой, нет поста из уважения к ветхозаветному празднику субботы. К этому присоединяется еще одно обстоятельство. Еще во времена Апостолов явились еретики (маркиониты), которые признавали двух богов, одного – злого, другого – доброго. По их мнению, настоящий мир и Ветхий Завет суть произведение злого бога, а Новый Завет и век будущий – доброго, Христа. Поэтому они гнушались Ветхим Заветом, и в субботу, как праздник ветхозаветный, постились. Святая Церковь , сколько для предохранения нас от ереси, столько и для показания, что Ветхий и Новый Завет одного Всеблагого Бога и возвещают одно спасение, со времен Апостолов положила праздновать субботу и не поститься. 64-е правило святых Апостол говорит: аще кто усмотрен будет постящимся во святой день Господень или в субботу кроме единыя [Великия] – клирик – да извержется, мирянин – да отлучится. Католики, вопреки Апостольской заповеди, постятся в субботу и приводят этому три причины: 1. Пост на субботу перенесен с среды. Напрасно! Таким перенесением нарушено два Апостольских правила: одно – повелевающее пост в среду, а другое – запрещающее пост в субботу. И что за крайность, потребовавшая такого перенесения? 2. Пост в субботу держится в память пребывания Господня во гробе. Эта мысль показывает только причину поста в Великую Субботу, но не разъясняет побуждений и достаточного основания к нарушению Апостольского правила. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Дело в том, что люди, которые так говорят, что особого зла, мол, не делали, находятся в таком состоянии своеобразной самовлюбленности, они считают, что у них все нормально, и у них просто в жизни места для Бога не остается. Богу приходится разбивать такое состояние замкнутости человека, для того чтобы он пришел к Нему. Вот в этом цель. Человек просто живет в своей скорлупе, как улитка, и Бога не видит. И Бог вытряхивает человека из его скорлупы. Блаженный Августин замечательно сказал: «Милосерд Ты, Боже, Который разбивает все планы, которые я строил, чтобы я мог увидеть Небеса». Следующая заповедь гласит: « Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его » ( Исх.20:8-11 ). Заповедь делает обязательным почитание седьмого дня. Если в Ветхом Завете это была суббота, то сейчас, после того как Господь воскрес из мертвых и дал нам победу над смертью Воскресением из мертвых, мы почитаем за седьмой день воскресенье. Субботу мы тоже почитаем, например, в субботу и воскресенье мы не голодаем. Церковь запрещает ничего не есть в субботу и в воскресенье. Ну, понятно, кроме тех случаев, когда только нечего есть. В данном случае сознательные голодовки в эти дни запрещено устраивать. Человек, который постится в субботу и воскресенье, отлучается от причастия. В субботу и воскресенье, например, Рождественским постом, мы всегда едим рыбу. Великим постом мы в субботу и воскресенье едим кальмаров, крабов, креветок, постное масло. То есть мы всегда ослабляем пост, потому что выделяем как праздники субботу и воскресенье. В субботу и воскресенье уменьшается количество поклонов, в воскресенье вообще запрещено класть земные поклоны.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Другие указывали иную причину поста в субботу, – именно ту, что она была днем пребывания во гробе Господа и днем особенной печали апостолов 743 . – Вообще же в IV в. на западе не было одного твердо установившегося взгляда на субботу, и в способе празднования её каждый следовал обычаям своей церкви. Тогда как в церкви Римской и в церквях Испанских суббота была днем поста, в других церквях пост в этот день строго запрещался. Так было, напр., в церкви Медиоланской и в некоторых церквях Африканских. В ответ на вопрос бл. Августина, как должно праздновать субботу, когда известно, что в различных церквях она празднуется неодинаково, Амвросий отвечал: „когда я бываю в Медиолане, то не пощусь в субботу, когда в Риме, пощусь; и вы, в какую бы церковь ни пришли, соблюдайте её обычай, если не хотите произвести или испытать соблазна“ 744 . Это разнообразие практики в отношении соблюдения поста в субботу многих поставляло в недоумение, так что еще Ипполит, епископ пристани близ Рима, должен был для разъяснения этого недоумения писать особое сочинение о посте в субботу 745 . Впоследствии собор Трулльский решительно осудил обычай Римской церкви поститься в субботу, а вместе с тем и окончательно утвердил богослужебное празднование её 746 . Согласно постановлению этого собора, и в настоящее время в Церкви Православной суббота отличается от других дней облегчением поста и совершением в этот день полной литургии во время четыредесятницы 747 .– Итак, в Церкви христианской ветхозаветная суббота потеряла свое значение недельного праздника, уступив его дню воскресному. Но, не празднуя субботы, Православная Церковь не отрицает этим обязательности для себя четвертой заповеди и её не нарушает. В пространном катихизисе восточной Церкви на вопрос: „как-же исполняется в христианстве четвертая заповедь?“ дается ответ: „празднуется также чрез каждые шесть дней седьмый, только не последний из семи дней или субботний, а первый день каждой седмицы или воскресный“ 748 . Глава I. § 1. Запрещение о перенесении тяжестей в субботу разделяется на два отдела и заключает в себе четыре запрещения о перенесении вещей из общественного места в частное и четыре о перенесении из частного места в общественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Аще в субботу случится святаго имущаго тропарь, И в пяток на повечерии тропаря за упокой: Помяни Господи не глаголем. Такожде и в субботу на литургии по входе не глаголем, но глаголем его, егда несть святому тропаря, и поется в субботу Аллилуиа. На утрени на Бог Господь, Тропарь святаго, дважды: Слава, и ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря святаго, а не настоящаго гласа: настоящаго же гласа глаголется Богородичен, по 1-й кафисме, по 1-м седальне. [Смотри] Аще ли другий святый имеяй тропарь случится в субботу, тогда глаголем прежде тропарь 1-го святаго, дважды. Слава, другаго святаго: И ныне, Богородичен воскресный по гласу другаго тропаря. По благо есть, глаголем тропарь святаго. Слава, и ныне, Богородичен от меньших, писан в субботу в конец утрени настоящаго гласа. Аще случится великаго святаго в субботу, имущаго бдение, или полиелей. И в пяток на вечерни, и в субботу на утрени, на Бог Господь, и по славословии, глаголем по тропаре святаго, Богородичен воскресный настоящаго гласа. На литургии по входе, Тропарь храма Христова, и Богородицы, таже дне: Апостоли, мученицы и пророцы: и Помяни Господи, яко благ: Аще же святый рядовый имать тропарь, и Помяни Господи, не глаголем, но глаголем тропарь святаго, посем кондак святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, Яко начатки естества: [Смотри] А идеже несть храма Христова и Богородицы, и глаголем тропари сице: прежде тропарь дне: Апостоли, мученицы и пророцы: таже тропарь и кондак святаго, Аще есть. Аще ли другий святый, глаголи тропарь и кондак его: Слава, Со святыми упокой: И ныне, Яко начатки: Ведомо буди и о сем: Аще в понедельник, или вторник, или в среду, или четверток, или пяток, и в субботу, не поется октоих, тогда тропаря и кондака дне, на повечерии и на литургии по входе не глаголем: глаголем же тропарь и кондак святаго, емуже поется служба. Аще ли коему святому на утрени поется славословие, И на литургии по входе, кондака, Со святыми упокой: не глаголем: но глаголем на Слава: кондак святаго рядоваго, И ныне: кондак храма Христова, или Богородицы. Аще ли несть храма Христова и Богородицы, И ныне, Предстательство христиан:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

16) Собрание учеников в Троаде ( Деян.20:7 ) было в субботу под первый день недели, так как по еврейскому счислению сутки начинались с вечера одного дня и продолжались до вечера другого дня ( Быт.1:5 ; Лев.23:32 ). Ради субботнего покоя апостол Павел остался с учениками, а на другой день отправился в путь. Отсюда ясно, что апостол и основанные им церкви соблюдали субботу. Кроме указанного счета дней в Священном Писании употребляется и другой счет: от полуночи до полуночи, так что вечер дня принадлежал тому же дню. Так, например, «в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» ( Ин.20:19 ). Когда пришел Иисус к ученикам? В субботу Он лежал во гробе; следовательно, явился не в субботу вечером, а в первый день недели. Подобного счисления, нужно полагать, придерживается дееписатель, когда говорит о собрании учеников в Троаде, происходившем в первый день недели вечером, т.е. под понедельник. Если же допустить, что ученики собрались под воскресенье, то все-таки окажется, что они праздновали не субботу, а первый день недели, так как по такому счислению суббота с наступлением вечера уже окончилась. Равным образом и путешествие апостола Павла на рассвете другого дня, будто бы воскресенья, не дает основания заключать, что день этот в то время считался будничным. Благовестнический труд апостола – не будничное дело, а доброе дело, дозволенное в праздник (ср. Мф.12:12 ). 17) Апостол Павел соблюдал субботу, так как во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и эллинов ( Деян.18:4, 13:14, 42–44, 17:2 ). Так как иудеи, обыкновенно, по субботам собирались в синагоге, то апостол ввиду большого числа слушателей приходил туда для проповеди о Христе (ср. Деян.17:2–4 ). Посещение апостолом, в субботний день синагоги нисколько не говорит о том, что он праздновал субботу, а не воскресенье и учил тому христиан. Неужели сектантам неизвестно отношение апостола Павла к закону Моисееву и в частности к субботе? Он ясно учил, что по пришествии веры мы уже не под руководством детоводителя ( Гал.3:25 ), что христиане свободны от рабства закону ( Гал.5:13 ), увещевал их стоять и держаться этой свободы, дарованной Иисусом Христом ( Гал.4:1–7; 5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В Апокалипсисе, к которому адвентисты относятся с особенным уважением, тайнозритель говорит, что он «видел под жертвенником души убиенных за слово Божие» (6:9–11) «и души обезглавленных за свидетельство Иисуса». Приведенными нами местами из книг Св. Писания Ветхого и Нового Заветов уже само собою опровергается и то утверждение адвентистов, будто в книгах Св. Писания человеческая душа представляется материальной и ничем не отличается от души животных, так как она может алкать, насыщаться, изнывать и т. п. ( Чис. 11:6; 21:5 ; Притч. 6:30; 27:7 ; Ис. 55:2 ). Не надо забывать только, что слово «душа» (по-еврейски: «нефеш», «нешама», «руах»), кроме обозначения духовного существа человека, употребляется с весьма различными значениями (человек, воля, ум, сердце, жизнь, тело, дыхание, отвага, гнев, ветер, смелость, буря), поэтому, только из связи речи можно видеть, что в данном месте обозначается этим словом. 12) Слово «суббота», по исчислению адвентистов, встречается в Св. Писании в единственном и во множественном числе 166 раз: 106 раз в ветхом завете и 60 раз в новом завете. В доказательство своего учения, что и христиане должны праздновать не воскресный день, а субботу, адвентисты приводят следующие соображения: 1. Господь Бог установил день субботний при сотворении мира ( Быт. 2:3 ; Исх. 20:11 ); 2. Господь благословил седьмой день, потому что в этот день Он почил от дел творения. Он был днем покоя Божия, стало быть, субботой Господней ( Исх. 20:8–10 ); 3. День этот соблюдался еще до вручения закона на горе Синае ( Исх. 16:23–30 ); 4. Заповедь святить его связана с прочими заповедями, предназначенными для всех людей и на все времена. Суббота находится в середине неизменного закона ( Исх. 20:1–17 ; Мф. 5:17–19 ); 5. Суббота есть знамение между Господом и народом Его, дабы знал народ сей, что Он есть Бог, Творец ( Исх. 31:17 ; Иез. 20:20 ); 6. Господь обещает тем, которые свято хранят Его субботу, великую благодать ( Ис. 58:13–14 ); 7. гнев Божий постиг Израиля за то, что он осквернял субботу ( Неем. 13:15–18 ); 8. Соблюдали бы субботу, и Иерусалим не был бы разрушен ( Иер. 17:24–25 ); 9. Иисус Христос блюл субботу (Мк. 1:21; Ин. 15:10 ); 9. Он именовал Себя «Господином субботы» ( Мк. 2:28 ); 10. Обычаем Его было–ходить по субботам в синагогу и учить ( Лк. 4:16, 31 ); 11. Ученики Его «субботу остались в покое по заповеди» – и именно после распятия Господа Иисуса Христа ( Лк. 23:56 ); 12. Св. Апостолы Матфей, Марк и Лука, писавшие после распятия Господа и Его воскресения, упоминают о субботе, как о хорошо им ведомом законе, бывшем тогда еще в силе ( Мф. 24:20; 28:1 ; Мк. 16:1 ; Лк. 23:56 ); 13. Апостол Павел имел «обыкновение» проповедовать в субботу ( Деян. 17:2; 16:13 ); 14. Он учил в Коринфе во всякую субботу, убеждая иудеев и еллинов ( Деян. 18:4 ); 15. Суббота будет святиться даже на новой земле ( Ис. 66:22–23 ). Все эти соображения адвентистов, как и субботников вообще, в действительности, оказываются неосновательными.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010