«Историю города Глупова» Салтыкова-Щедрина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя, «Грозу» Островского, «Униженные и оскорбленные» Достоевского, «Железную дорогу» Некрасова, «На дне» Горького... Закончившие советскую школу могут этот список продолжить. Заставляли с выражением читать «Прощай немытая Россия» Лермонтова и т.д. и т.п. Школьная наша учительница литературы Сталина Константиновна требовала учить наизусть определения Белинского различным литературным героям. Что сказал Белинский про Катерину («Гроза»)? Отвечай! «Луч света в темном царстве»! Пятёрка! «Тёмное царство» - это, конечно, Россия. В детстве я любил читать. Но именно школьный курс литературы вызывал подспудное отторжение. Были в нём, конечно, и хорошие произведения. С величайшим удовольствием прочитал «Капитанскую дочку» Пушкина и долго удивлялся: надо же, и в школе могут учить чему-то хорошему. Роман «Война и мир» понравился, но его проходили как-то слишком ознакомительно. Поэтому остаюсь при своём убеждении, что российская часть школьного курса литературы воспитывала с детства критичное отношение к российской действительности. И чем усерднее учил школьник эту самую литературу, тем критичнее он относился к России. В этом, видимо, одна из причин развития национализма в республиках СССР . Общесоюзный курс литературы содержал массу негатива про дореволюционную Россию, а все национальные литературы (украинская, грузинская и прочие) были, напротив, очень патриотичны и воспевали вековую борьбу своих народов против угнетения проклятым царизмом, т.е., получается, Россией. В итоге получили поколения националистов и развал Союза. В фильме Звягинцева «Левиафан» мы видим это критичное отношение к российской действительности. Оно очень концентрировано. Ни одного положительного героя! Никакого просвета! И вот здесь надо вспомнить историю с Гоголем. Постановка пьесы Гоголя «Ревизор» имела ошеломляющий успех. Все поздравляли Гоголя и ликовали: как здорово писатель прошёлся по чиновникам, бюрократам, взяточникам, по всей России. Гоголь же был печален: его не поняли. Он-то хотел, чтобы люди, посмотревшие «Ревизора», обратились к борьбе со своими личными грехами.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/16/...

Борис Любимов В 1892 году молодой Мережковский прочитал лекцию «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Эта лекция сделала ему имя, и через год ее издали отдельной книгой. Ничего себе упадок! Еще живы Лев Толстой , Лесков , уже известен молодой Чехов , совсем недавно умерли Достоевский , Островский, только что — Фет. Мы бы сейчас радовались такому упадку. Но приходят молодые люди… Мережковский всего на три года моложе Станиславского — это одно поколение. Станиславскому, когда он сел за стол с Немировичем-Данченко, было 34 года. Им хочется сделать свой театр. Что им не нравится в современном театральном деле? Понятно, что если ты не попадаешь в императорский театр, у тебя есть одна возможность — антреприза (сейчас тоже многие вынуждены играть в антрепризах). А антреприза — это корысть и только корысть, потому что бесплатно только птички поют, как говорил Шаляпин. Конечно, всем надо зарабатывать деньги, в том числе и актеру, но когда во главу угла ставятся только деньги, происходит то, что тогда называлось буржуазным искусством, причем слово «искусство» к этому не очень применимо. Актеры находятся в полной зависимости от антрепренеров, и такую систему взаимоотношений актеров с работодателями трудно назвать цивилизованной. Поэтому Станиславский и Немирович-Данченко создавали совсем новый театр, новый во всем. Конечно, то, что мы теперь называем системой Станиславского, русским психологическим театром, им еще только брезжилось. Также только предварительно формируется новый репертуар, серьезный, интеллектуальный, где, как сейчас говорят, ты не опускаешься ниже плинтуса, новый тип актера — не актера-мамули, который пользуется посредственным успехом у провинциальных барышень (такой трагик Эраст Громилов из пьесы Островского «Таланты и поклонники»), — новая этика. Пока ничего не из этого не сформулировано, но уже понятно, чего мы не хотим. Не хотим, чтобы это было похоже на антрепризы и частные театры типа театра Корша, которые тогда появлялись в большом количестве. Вторая часть — репертуар. Русский театр XIX века — это актер и драматург, который поставляет великие пьесы для репертуара: Грибоедов (уже после смерти), Гоголь, в какой-то степени Тургенев , Алексей Константинович Толстой и, прежде всего, Островский. Островский каждый сезон писал либо гениальную пьесу, либо замечательную, либо просто хорошую — плохих не писал.

http://pravmir.ru/boris-lyubimov-o-konst...

— Сегодня уже намного сложнее удерживать аудиторию, чем когда Вы начинали в 2000-х годах, поскольку, как Вы сказали, появилось слишком много проповедников, и не только христианских. Как быть в этой ситуации миссионеру? — «Много у вас пестунов, но мало отцов», — писал апостол Павел. То есть много учителей, а отцов мало. И эти его слова сегодня особенно актуальны. У нас действительно на каждом шагу коучи (от англ. coach — инструктор), тренеры и т. д. Кругом одни пестуны. Но от этого в человеческой жизни не становится больше тепла и смысла. А людям, бывает, просто не хватает банального дружелюбия, в том числе и на приходах. Иногда не нужно долго что-то рассказывать, надо быть просто отцом, то есть проявить к человеку теплое отеческое отношение. И оно станет лучиком света в этом потоке суеты, люди на это сразу откликаются. Сегодня для миссионерства самое благодатное время. Поскольку жаждущих тепла, полноты жизни в Боге очень много, и они ищут правды. Как говорил Христос про ловцов человеков, надо найти крючок, как человека зацепить, чтобы он понял, что ты ему зла не желаешь, относишься к нему по-доброму. — На телеканале «Спас» запускается новая программа с Вашим участием. Что это будет за передача? — Если все получится, то с нового года появится ежедневная утренняя программа с ведущими, которые будут будить людей на работу. Я стану одним из ведущих. Это тоже ответственное служение, частично миссионерское. Иерей Павел Островский родился в 1982 г. в Москве в семье священника Константина Островского. Двое его старших братьев также выбрали путь священнослужителя. В 2008 г. закончил Коломенскую духовную семинарию. В этом же году хиротонисан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Преображенском храме города Люберцы. Сегодня — насто­ятель Георгиевского храма в поселке Нахабино. Постоянный участник программ «Ответ священника. Прямая линия», «Не верю! Разговор с атеистом» и других на телеканале «Спас». Активно ведет миссионерскую деятельность в социальных сетях. На его аккаунт в Instagram подписано 140 тысяч человек. У его видеоблога на YouTube 16 тысяч подписчиков.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5590472...

Получилось так, что эти взаимно дополняющие книги произвели очень сильное впечатление на очень многих русских за рубежом – это стало настольной книгой, например, Константина Бальмонта. Он держал ее у кровати рядом с Евангелием. Старейший писатель Владимир Иванович Немирович-Данченко – брат известного театрального режиссера очень высоко ценил. И даже противница Шмелева литературная – Зинаида Николаевна Гиппиус, прочитав «Богомолье» написала ему совершенно восторженное письмо, что именно Ваша душа могла это все схватить и это все вернуть. В сущности, что сделал Шмелев в этих книгах – он воскресил эту старую Москву, старокупеческую Москву, но не то купечество, которое мы знали по Островскому, которое вошло в русскую литературу, как «мир темного царства», а как раз другая купеческая среда – очень религиозная, построенная на очень таких нравственных принципах, поскольку купец, если дает слово, он должен его выполнить. То есть эта вся среда воспроизведена очень точно. И один из тоже очень важных персонажей – это его дядька Горкин, который как бы воплощает в себе черты человека, похожего на святого и который наставник этого маленького Вани, собственно главного героя этого произведения. Надо сказать, что биография Шмелева в эмиграции тоже как-то соприкасается, он там стал человеком очень верующим и на православной основе пытался построить и свой художественный мир, что не так часто удается. Ему в основном это удалось, в лучших, по крайней мере книга. И мир он воспринимал совершенно своеобразным образом в 1943 году во время бомбардировки Парижа он остался… позже встал, нежели надо и в это время произошел взрыв, когда он еще находился в постели. Окна были выбиты, стеклами был посечен его кабинет. То ли действительно был голос сына, который его остановил, то ли ему потом стало казаться, что это было так. Но он воспринимал, что сын оттуда его остановил в этот день. В разбитое окно влетела репродукция Богоматери художника XV века Бальдовинетти и на календаре в этот день он увидел отрывочек из одного из своих сочинений, посчитал, что это был какой-то особый знак.

http://academy.foma.ru/tag/literatura-ru...

„Прогресс“ русской жизни потребовал уничтожения дворянства, как сословия, но оно еще держится как быт; – если права помещиков были когда-то вредны и раздражали писателей, то теперь этих прав уже нет, а быт их, еще сохранивший некоторые прежние черты, может только радовать честного художника; и если он даже демократ по убеждениям, то и тогда гражданская совесть его может быть теперь покойна в этом случае; большинство дворян теперь для простолюдинов, по крайней мере, не вреднее капиталистов вообще. А что они добрее и благороднее капиталистов иного рода, то это скажут и сами мужики и даже... социалисты... Что за идеал Мальков?... Можно, пожалуй, рекомендовать его в мужья, для спокойствия дочери; он хорошо обделывает свои дела. Но он противен, как предмет любви, как идеал. И почему еще Вершинский (т.е. хватающий верхи) непременно Петербургский чиновник?... Отчего бы ему не быть земским деятелем, модным и всё-таки быть Вершинским, принесенным в жертву Малькову. И почему Ашметьев должен быть непременно так пуст, так слаб, так мягок перед женой, перед Мальковым? И для чего нужно непременно было г. Островскому прежде прежде всего подпустить лакейского запаха о том „как свищет барин“?... и т.д. Г. Островский, точно также как и г. Тургенев, – писатель хитрый. Они оба хитры в том, что играли много в двойную игру; здесь поэзия действительности, а тут придирка прогрессивной тенденции; какая-нибудь задняя дверь, чтобы выскочить, если нужно, из этой поэзии и оправдаться перед веком, гонителем всякой поэзии и барской и мужицкой одинаково. Но разница в том, что Тургенев, сам лично человек в высшей степени изящный, умел изображать людей изящных, хотя и придавал им постоянно какие-то черты мягкости, слабости, малодушия, вовсе не всегда со всем прекрасным и благовоспитанным солидарные. А г. Островский людей благовоспитанных и изящных изображать никогда не хотел, или вернее – не мог. И потому у него из патриархальной поэзии русского быта, пленявшей Григорьева, всегда выглядывает какой-нибудь Вихорев, Бабаев и т.п., то есть дворянин пошлый, безцветный, плохой, немножко даже подлец.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Не мимолетные романтические увлечения, а устойчивая привязанность к друзьям и верность лицейскому братству сделали поэтом Александра Пушкина. Пору же духовной зрелости Пушкина характеризует, помимо прочего, и явное доминирование в его системе ценностей дружеской любви над романтической. Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю, И речи нежные любви Тебе с восторгом расточаю, Безмолвна, от стесненных рук Освобождая стан свой гибкой, Ты отвечаешь, милый друг, Мне недоверчивой улыбкой; Прилежно в памяти храня Измен печальные преданья, Ты без участья и вниманья Уныло слушаешь меня… Кляну коварные старанья Преступной юности моей И встреч условных ожиданья В садах, в безмолвии ночей. Кляну речей любовный шепот, Стихов таинственный напев, И ласки легковерных дев, И слезы их, и поздний ропот. Другом становится человек, который уже творчески освоен тобою и включен в область твоего мира. Но освоение – это труд, и потому секрет дружбы и заключается в совместном труде. Так в одной из подмосковных электричек еще некоторое время назад можно было заметить супружескую пару пенсионеров, совершавших ежедневный вояж на свой загородный участок. У остальных пассажиров, спешащих к месту работы, они вызывали раздражение: «И чего им дома не сидится в такую-то рань? С виду люди обеспеченные – могли бы спокойно коротать время перед телевизором». Между тем, трогательная забота, которой старики окружали друг друга, не оставляла сомнений: они едут пропалывать огород не ради картошки. Они хотели быть вместе, а не просто находиться рядом. Именно для того, чтобы снова глубоко почувствовать свою подругу по бытию, старичок, в силу немощи неспособный к ритуалам романтической любви, каждый день взваливал тяпку и грабли на свои сгорбленные плечи. Дружеская любовь появляется там, где существует совместный труд или борьба, но бесполезно искать ее в праздной атмосфере тусовки. Дружеская любовь имеет исключительное значение в семье. Протоиерея Константина Островского как-то спросили: почему современные дети теряют уважение к родителям? Батюшка ответил: «Детей и родителей (сегодня) не связывают общие дела.

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

Сарра: Послушай, обещай, что не будешь смеяться надо мной. Мисаил: Хорошо, не буду. Сарра: Мне показалось, что этот Младенец, Он… ну, как бы это сказать… что Он не Младенец, а как будто старше всех людей на земле вместе взятых. Мне показалось, что Он видит меня насквозь. Мисаил: У меня тоже было такое ощущение. Сарра: И еще. Когда я склонилась над яслями, я подумала, что если у Него попросить чего-нибудь, то Он обязательно сможет это сделать, хотя и такой маленький. И я попросила, чтобы тетя Марфа стала хоть чуть-чуть подобрее. Вот. Мисаил: Да если это произойдет, то можно сказать, что случилось чудо. Сцена 10 Возвращается Марфа, подходит к Симону. Марфа: (задумчиво) Симон, в яслях Младенец лежит. Ты знаешь, когда я смотрела на Него, у меня так тихо, так спокойно на душе стало! Вся злость подевалась куда-то. Мисаил: (Сарре) Сработало! Симон: Марфа, Ему бы у нас родиться, а мы не пустили. Марфа: (закрывает лицо руками, плачет) Знаю, знаю… Сарра: (обнимая Марфу) Не плачь, тетя Марфа, не плачь! Марфа: Ведь я твою комнату у них отняла, и все из-за ожерелья! Сарра: Но ведь ты не знала, что Младенец… Марфа: Но ведь ты тоже не знала, а пожалела их. А я и слушать не хотела, выгнать собиралась (снимает с шеи ожерелье и дает Сарре) . Отнеси ты им, доченька, ожерелье. Они бедные — мало ли им что для Младенца будет нужно. Сарра уходит с ожерельем. Симон: Вот видишь, Марфа, и ты им помогла. Марфа: Стыдно мне, Симон за жадность свою. Ожерельем этой вины не загладишь… Вот разве комнату свою им отдадим. Симон: Теперь ж поздно. Марфа: Тогда знаешь что? Давай до конца жизни нашей всегда одну комнату бедным отдавать. Не за деньги, а так, в дар Младенцу и Матери Его. Симон: Совершенно с тобой согласен! Возвращается Сарра. Мисаил: (Сарре) Да, этот Младенец действительно умеет творить чудеса. Общая песня. Пасхальный колобок (по мотивам сказки прот. Константина Островского) Действующие лица 1. 1-й ведущий 2. 2-й ведущий 3. Дед 4. Баба 5. Колобок 6. Волк 7. Лиса 8. Медведь 9. Зайчик 10. Батюшка

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

из других церковных источников. О некоторых авторах вообще нет почти никаких сведений — они и не приводятся». «Красные врата. Советы пастыря. Избранные письма» — книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского. Она разделена на две части: в первой — «Вхождение в Церковь», рассказывается о молитве, покаянии, о Церкви и пр.; вторая часть — «Отец в удаленном доступе», составлена из писем автора своим духовным чадам. «Красные врата ведут из притвора в храм. Ещё не в Святая Святых к Престолу Божьему, блаженному бесстрастию, свободе от всякого греха, цели христианского пути, а в то место, куда открыт вход всякому верному — в Церковь Божию. Войдём же в эти двери, ведь, чтобы достигнуть цели, путь нужно начать, сделать первые шаги в духовной жизни». «На приходе и в семье. Статьи, ответы на вопросы, разные истории…» — книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского: «С детьми в семье», «С детьми в воскресной школе», «Приходские проблемы», «допустим ли юмор для православных христиан?», «Поиски нового языка в церковной архитектуре», «Проблемы организации богослужения в отдаленных населенных пунктах», «О крещении и обретении веры», «О браке», «О смерти», «О молитве», «Об исповеди», «О борьбе со страстями», «О посте» и пр. и пр. «Умереть нам не удастся (Записки и проповеди)» — книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского. В первой части этой книги собраны проповеди автора, во второй — «Записки священника»: «О жизни по воле Божией», «О молитве», «О борьбе со страстями», «о внешних делах ради внутренней жизни», «О том, чтобы пощать и не судить ближних», «О смирении», «О терпении», «О любви», «О целомудрии», «Будь верен до смерти» и пр. « Настольная книга верующей сестры милосердия : Утешительныя на каждый день мысли, изречения, примеры из жизни людей мудрых, милосердых и святых» — изданная в 1913-1914 гг. книга для участниц Российского Общества Красного Креста. Здесь на каждый день года читатель увидит краткие выписки из Святых Отцов и житий. Книга будет полезной не только для медицинских сестер, но и для любого человека: простые, доходчивые, краткие наставления.

http://blog.predanie.ru/article/brejgel-...

Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Синод Александрийской Церкви лишил сана епископа Зарайского Константина (Островского), исполняющего обязанности главы Патриаршего экзархата Африки 19.02.2024 Священный Синод Александрийского Патриархата постановил 16 февраля лишить сана исполняющего обязанности патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина (Островского) . О решении Синода сообщает ТАСС со ссылкой на Orthodoxia News Agency. «Я – епископ Русской Православной Церкви, подчиняюсь патриарху Московскому и всея Руси как его викарий и Священному Синоду Русской Православной Церкви как любой из ее епископов», – так прокомментировал епископ Константин решение Александрийского Синода в беседе с РИА. Ранее, 22 ноября 2022 года, Синод Александрийской Церкви лишил сана первого экзарха в Африке Московского патриархата, митрополита Леонида (Горбачева). Патриарший экзархат Африки был образован в декабре 2021 года по решению синода РПЦ. В постановлении уточнялось, что это было сделано «по причине уклонения в раскол» Патриарха Александрийского Феодора, поминовения им за литургией главы не признанной большинством поместных Церквей Православной Церкви Украины митрополита Епифания и совместного с ним служения. Патриаршим экзархом Африки с момента его создания являлся митрополит Клинский Леонид. В октябре 2023 года Священный Синод Русской Православной Церкви назначил епископа Зарайского Константина исполняющим обязанности экзарха Африки вместо митрополита Леонида, который в декабре того же года был почислен на покой. В ходе того же заседания Синод Александрийской Церкви избрал двух новых митрополитов: Браззавильского и Габонского Феодора и Нигерийского Никодима, пишет Orthodox Times. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru В Санкт-Петербургской духовной академии открылся Центр христианской психологии 23.02.2024 20 февраля 2024 года по благословению ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана состоялось открытие Центра христианской практической психологии.

http://drevo-info.ru/list/1133.html

тогда бо неводом не ловяху, точию егда праздник Успения Пречистые прихожаше» 320 . Вероятно, ловля эта производилась в Сиверском озере. Но помимо него при жизни преподобного монастырь владел также Уломским озером 321 , располагал неводами на Белом озере 322 , а при игумене Христофоре получил от Марии Александровой жены Карповича ез Островский или Остовский 323 по Шексне. При игумене Трифоне монастырю были даны: «полночь езовая в Острове, в езу 324 , и (князем Михаилом Андреевичем) в Шексне тоня Сосновская «да меж Никицким и Горицким монастырем четыре тоницы» 325 . Во время игумена Кассиана в распоряжении монастыря находились уже три еза на реке Шексне (Никольский, Чарьсинский, Вособский) 326 и кроме того от князя Михаила Андреевича поступили ез под Взвозом 327 (против монастыря) и ез Щатрецкой или Шатрец 328 , впоследствии доставлявший обильный улов. Сам игумен Кассиан приобрел для монастыря за полтора рубля Новгородских «полъночи» в Островском езу (по Шексне). т. е. право ловить рыбу в течение половины ночного времени 329 . Игумен Филофей купил за 1 рубль ночь в Особомском езу на Шексне 330 . В игуменство Гурия Тушина монастырю было дозволено ловить безпошлинно рыбу пятью неводами на Белом озере 331 . При игумене Венедикте князь Михаил Андреевич даль «в Островском езу, через год ночь свою», вместо прежнего ежегодного вклада своего рыбою, – на Успеньев день (т. е. вместо 4 осетров, 120 стерлядей и 200 лещей 332 ). После 30-х годов XVI века братия получила много крепостей на рыбные «ловища» как отдельно, так и вместе с вотчинами 333 . Так 10 марта 1539 года (грамотой на имя старца Алексея Айгустова) – величий князь Иван Васильевич предоставил монастырю право производить безпошлинно рыбную ловлю на Белом Озере: зимою одним неводом – поледенную ловлю, а весною и осенью («на их погонная ловля») ловить 2-мя лодками, 4-м человекам, также одним неводом 334 . Чрез несколько лет он распространил туже льготу – на 2 невода зимою и на 8 лодок с 16-ю ловцами весною и осенью 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010