Чтобы нагляднее себе представить христианский Восток в этом отношении вообразим себе русское общество (начала XIX века) без дворянства, особенно без высшего; вообразим себе нечто вроде купцов и чиновников Островского, но и то с некоторыми оттенками, например с меньшими увлечениями вообще; с одной стороны у старших поменьше того, что мы прозвали самодурством; с другой меньше и добрых, щедрых движений; несравненно меньше влюбчивости и протеста со стороны девиц; вообще больше сухости, сдержанности, скупости и сердечного равнодушия. С другой стороны над этим церковно-воспитанным, благочестивым, но вовсе не романтическим, несколько сухим и холодным восточным обществом первой половины этого века, надо воздвигнуть мусульманскую грозу, надо повесить мусульманский меч. И тогда всё будет ясно. Картина общества на Востоке с одной стороны похолоднее нашей, с другой трагичнее. Воообразите, что в чисто семейную и весьма церковную по многим принципам жизнь вторгается со стороны насилие янычара и тогда вам будет еще понятнее как турецкая власть, которая нередко была действительно игом, способствовала на Востоке единению, смешению всего христианского: церкви, нации, школы, семьи, даже племен; ибо пробуждение Болгар и их движение против Греков и греческой церкви началось сравнительно очень недавно, при временном облегчении этого ига. Прежде они вместе с Греками считались у Турок просто христианами и сами себя звали так. VI. Старое риторическое уподобление поэзии цветам или цветов поэзии, уподобление очень хорошее и верное. Цветы служат в ботанике наилучшим признаком для определения растений; они суть как бы высшее, сильнейшее выражение физиологии того дерева или травы, на которых разцветают. Их внешность служит признаком внутренних неясных еще законов. Посмотрим же что скажет нам сравнение ново-греческой поэзии с русскою, особенно по религиозному вопросу. Заключение мое вот какое: И в поэзии на стороне Русских мы видим больше капризного романтизма, больше сердечного мистицизма, больше и аскетической, и любящей боли, больше личной глубины. На стороне Греков издавна гораздо больше смешения национального чувства с лично мистическим, меньше боли, меньше теплоты, романтизма; больше догмата, больше патриотизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Веру Засулич они бы просто и понять бы не могли, и наверно – или сослали на каторгу, или бы жестоко наказали ее телесно... Из двух зол мужики и купцы Островского скорее бы поняли подлог, чем эту ненависть к властям предержащим, которую обнаружили в деле Засулич и действующие лица, и публика, и печать петербургская... Почему же общественное мнение самого нерусского из всех городов России должно быть непременно правильнее мнения стольких миллионов истинно русских людей, оттертых от непосредственного соприкосновения с правительством своим?.. И если мы, сопоставив эти два знаменитые процесса двух столь противоположных женщин, сблизим еще, с другой стороны, процесс Веры Засулич с делом Гартмана и с объяснениями, представленными республиканцем Энгельгардтом, то окажется вот что: В наше время все роды преступлений наказываются строго, кроме антигосударственных преступлений... Веру Засулич оправдали в Петербурге потому, что она стреляла (по выражению одного московского простолюдина) «в заслуженного царского слугу как в какого-нибудь пса!»; Гартмана не выдали именно оттого, что он хотел убить не частное лицо, а Государя. Итак, жизнь обеспечена всем гражданам, исключая Царей и ближайших помощников их. Только Монархи и верные слуги их поставлены вне закона, по понятиям новейшего права, которое так нравится либеральным деятелям петербургской печати. Как же может г-н Градовский притворяться таким невинным и обиженным доносчиками-консерваторами, когда он сам пишет в той газете, где то защищается Вера Засулич, то оправдывается республиканское правительство Франции?.. Неужели это тот наивный либерализм, о котором я говорил в моей первой статье «Чем и как либерализм наш вреден»?.. Литератору петербургскому и специалисту, так сказать, быть наивным в подобных случаях стыдно. Простодушие было бы здесь доказательством уж слишком жалкой бездарности... Возвращаюсь к судам... Признаюсь, мне тяжело и говорить о них много, потому что меня самого до такой степени глубоко поражали, в течение последних 10 лет, все эти слишком известные процессы, что мне всё представляется, будто и все их помнят и будто все должны возмущаться ими...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления За последнее десятилетие, отмеченное активным возрождением церковной жизни, воскресные школы в той или иной форме появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви. Они вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви. Вместе с тем, в процессе осмысления деятельности воскресных школ выясняется, что в работе многих из них существует немало проблем, как организационного, так и методического характера. Об этом, в частности, говорилось на прошедших недавно Рождественских Образовательных Чтениях. Результатом недостаточно эффективной работы воскресных школ часто становится формальное образование и поверхностное воцерковление их воспитанников и, как следствие, последующий уход из Церкви многих из них в подростковом и взрослом возрасте. Поэтому в настоящее время актуальна задача усовершенствования методических подходов к образовательной деятельности воскресных школ и их организационной структуры. В настоящем бюллетене мы помещаем материалы, в которых рассматриваются проблемы приходского религиозного образования и рассказывается о полезном опыте работы воскресных школ. Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни Мы попросили поделиться своим опытом решения методических и организационных проблем, стоящих перед современными воскресными школами, протоиерея Константина Островского, благочинного Красногорского округа Московской епархии, настоятеля Успенского храма г. Красногорска. О. Константин, каково место воскресной школы в жизни Церкви? Место воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед ними ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей. Разумеется, существующие воскресные школы часто решают и другие воспитательные и образовательные задачи, так что ученики этих школ, воцерковляясь, приобретают ещё и полезные знания и навыки, чему можно только радоваться. Но без воцерковления даже знание назубок Священной истории и литургики может быть бесполезным для спасения души и даже вредным. Поэтому задача воцерковления и церковного воспитания должна рассматриваться как главная, а все остальные — только в соотнесении с ней.

http://azbyka.ru/katehizacija/pravoslavn...

По словам протоиерея Константина Островского, «взрослые сами способны читать и учиться». Конечно, для их образования могут читаться лекции на исторические, богословские и другие темы, но более важны исповедь, участие в литургии, общение с приходским священником, совместное с другими прихожанами дело. Для детей же нужно, чтобы занятия были творческими, интересными, увлекательными. При этом они должны прививать знания. «Будет ли человек исполнять то, чему его научили, – тайна его свободы. Но мы должны его научить», – говорил иерей Георгий Каменев. Для этого важен системный подход: в зависимости от возраста рассказывать то, что дети уже способны воспринять; закреплять полученные знания твердыми навыками; переходя на следующий возрастной уровень, постоянно повторять уже пройденное. Актуальным является восстановление базовых человеческих категорий (например, человек, земля, отечество, дружба и др.), приучение детей к выражению своих мыслей на языке литературном, не редуцированном, привлечение к труду. А если занятия станут для них интересными, родители, слушая детей, будут сами входить в храм. В ситуации демографического кризиса созидание здоровых полноценных семей особенно важно. По мнению психолога-консультанта центра «Живоносный источник» Ирины Машковой, «воскресная школа должна быть семейной и обучать тому, как строить христианскую семью и жить в ней». Такой опыт созидания духовно-здоровых семей у Церкви есть. И на него смотрят светские институты. «Наступило время социальных проектов, которые государство, используя церковный опыт, готово активно внедрять», – утверждает Мошкова. Однако и церковным школам есть чему поучиться у светских, в первую очередь – управлению учебным процессом. Необходимо научиться правильно определять цель каждого учебного проекта, выбирать форму работы, проводить анализ и корректировку деятельности. В школе должны быть, помимо духовника, руководитель, методисты, организаторы и педагоги. У каждого есть своя роль и свои обязанности, и лучше, если все это будет заранее регламентировано.

http://pravoslavie.ru/730.html

Словом, все мы как Варвара порой в искушениях обретаем свой духовный опыт. Или не обретаем, а тогда беда. Помните рассказ Марии «Вверх по лестнице, ведущей вниз»? Там некий Дмитрий в силу высокого образа мыслей живет на колокольне. На хлеб себе, естественно, не зарабатывает, и мама ему носит обеды в кастрюльках. И вот Пасха , святая ночь. Все только что разговелись, а Дмитрий призывает всех идти в метро и для борьбы с развратом замазывать там краской рекламу с полуголыми девицами. В итоге светлое пасхальное утро омрачено скандалом – куча оголтелых людей бегает в метро с ведрами краски, замазывает что-то и ругается с полицейскими. Прочитала я рассказ и ахнула – да это же один к одному наш московский Энтео! Так совпало, что в тот же день ко мне приехал в гости знакомый инок и сказал: «Говорят, появился знаменитый миссионер Энтео. Нельзя ли посмотреть в интернете?» Читаем, смотрим. А Энтео уже, оказывается, создал и возглавил движение «Божья воля». Даже великим подвижникам не всегда открыта Божья воля, а Энтео – открыта, и он, простите, «по Божьей воле» устраивает скандалы. То майку с кого-то срывает, то глобус сжигает, вероятно, для борьбы с мировым злом. И так мне стало жалко этот глобус. Лучше бы его отдали детям. В нашем детстве у всех были глобусы, а сейчас у многих ребятишек нет. Смотрим видео дальше – митинг «белоленточников» против «гомофобии», а Энтео приводит на митинг несколько человек, в том числе беременную женщину. Бедняжка уже на сносях, ей вот-вот родить, а они протискиваются с этой женщиной в гущу толпы. Разбрасывают листовки, кричат речёвки и обличают, явно раздражая и провоцируя толпу. Беременная, кажется, упала – из-за толпы не видно. Но «белоленточники» вдруг сцепляются локтями и с силой, спинами отжимают толпу, обороняя беременную. Слава Богу, что вмешался ОМОН под истошный крик Энтео: «Православных бьют!» Не били его, напрашивался он. И толпа вдруг начинает скандировать: «Долой провокаторов! Долой провокаторов!» Тут мой гость инок не выдержал и говорит: «Господи, да как же это всё стыдно!» А чуть позже мы с ним прочитали у протоиерея Константина Островского о том, что если и есть какая-то польза от миссионерства Энтео, то пользы здесь на один грамм, но при этом тонна вреда для Церкви.

http://pravoslavie.ru/62270.html

Гомосексуализм Прот. Константин Островский: Гомосексуалисты набрали в обществе очень большую силу Прокомментировать открытое письмо Ивана Охлобыстина президенту России редакция Правмира попросила благочинного церквей Красногорского округа Московской епархии, настоятеля Успенского храма г. Красногорска, протоиерея Константина Островского. Иван Охлобыстин обратился к президенту с просьбой вернуть в УК РФ статью о мужеложестве Закон об уголовном наказании за мужеложство действовал в Советском Союзе с 1934 года. В июне 1993 года статья 121 была исключена из УК РСФСР. Вниз по скользкому склону, или скоро ли разрешат полигамию? В логике, которую уже успешно навязали американскому обществу гей-активисты, отказ признавать однополое сожительство браком есть акт «неравенства» и «дискриминации», а если Вы считаете браком исключительно союз одного мужчины и одной женщины, Вы фанатик, изувер и фашист. Суд Евросоюза уравнял гомосексуальное партнерство с традиционным браком Верховный суд Австралии, напротив, постановил, что закон о легализации однополых браков противоречит федеральному законодательству и, как следствие, недействителен. Любовь — это другое Англичанин оказывается в Китае, среди буддистских монахов. Он видит их сердечную привязанность друг к другу, чистые дружеские объятья — и плачет прямо перед камерой. Потому что, поясняет он, в его мире этого — чистой, простой дружеской привязанности — уже нет. Любое прикосновение одного мужчины к другому воспринимается однозначно. За ранение человека православный активист получил год условно Осужденный свою вину не признал, а его адвокат заявил, что намерен опротестовать решение в Петербургском городском суде. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/gomoseksualizm/pag...

Заседания московского Общества происходили в доме М. К. Морозовой в Мертвом переулке (теперь улица Островского). За столом президиума обычно сидели: председатель Общества Г. А. Рачинский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев , Е. Н. Трубецкой , «православный софианец», по определению Вл. Лосского, С. Н. Дурылин (секретарь)» (цит. по: Сергей Фуделъ. Воспоминания//Новый мир. 1991. 4. С. 183–185). 379 Соловьев Всеволод Сергеевич (1849–1903) – исторический писатель и литературный критик, облекавший в беллетризованную форму страницы «Истории» своего отца С. М. Соловьева . В обозрениях современной литературы в журнале «Русский мир » неоднократно упоминал романы Леонтьева, а в «Ниве» за 14 мая 1879 г. выпустил заметку о нем. Был близок к Ф. М. Достоевскому и о. Иоанну Кронштадтскому . Как и младший брат – философ, интересовался спиритизмом, собирал материалы по теософии и магнетизму, выпустил книжку о Е. Блаватской. Корреспондент Леонтьева, большая часть писем приходится на конец 70-х гг. – время наибольшего сближения с ним. Обширные фрагменты писем, автографы которых хранятся в ЦГИАРФ (ф. 1120, оп. 1, ед. хр. 98), включены Д. Соловьевым в книгу « Константин Леонтьев . Избранные письма. 1854–1891» (СПб., 1993). 380 Намерение познакомиться с Вл. Соловьевым возникает у Леонтьева, по крайней мере, на год раньше цитируемого письма. 15 февраля 1877 г. он пишет Вс. С. Соловьеву : «Я все это время раздумывал, не поехать ли мне к Вашему батюшке и брату и представиться им: такой-то! Но все думаю: а если у них вдруг на лицах изобразится вопрос: да кто же это и зачем он нам? Так и не поехал» («Избранные письма», с. 141). Письма к М. В. Леонтьевой (племяннице и другу К. Н.) дошли до нас в рукописной копии, сделанной, вероятно, рукой адресата (РГАЛИ, ф. 290). 383 Значительное число цитат о. И. Фудель берет из письма Леонтьева к нему от 22–31 января 1891 г. из Оптиной пустыни, часть которого была включена им в сборник « К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни» (М., 1912). Мы указываем ссылки по этому изданию. Его перепечатку см. в журнале «Начала» (М., 1992. 2. С. 41–62). См. часть письма, написанную 24 января, с. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Он умер в 1886 году, и с того времени до 1897 года, когда Станиславский с Немировичем-Данченко сели за стол, великих пьес практически не писалось. Чехов написал «Чайку», но она в 1896 году провалилась в Александринском театре. Значит, нужно что-то делать с театром, который не может ставить современные пьесы. На одном Шекспире, Лопе де Вега, Бомарше, Мольере, на старых пьесах Островского не проживешь. Приходит новое время — должны появиться новые драматурги, а новые драматурги приходят, когда им есть куда дать пьесы. Наконец, актеры. Великие, гениальные, но… Ольге Садовской за 50, Федотовой уже 50, Ермоловой 43, Ленскому под 50. Ленский, кстати, тоже чувствовал, что нужны перемены, и в те же годы создал Новый театр, многое сделал там и как педагог. В какой-то степени его можно назвать предшественником Станиславского, но, во-первых, ему было труднее, потому что он работал в казенной системе (как сегодня есть бюджетники и частники, и очевидно, что бюджетным организациям труднее существовать), во-вторых, он был на поколение старше и больной человек — через 10 лет умер. Как ни хороши старые актеры (а по критериям XIX века они все немолоды), зритель всегда требует новых имен, особенно для нового репертуара. Молодежь… Были талантливые актеры, хотя и послабее, но время — рубеж веков — требовало нового человека, которого гениально предвидел еще Гоголь. Он даже придумал термин «хоровождь», но имел в виду именно режиссера — просто тогда не было такой профессии. Режиссер собирает актеров в ансамбль и создает искусство, которое через режиссерский замысел говорит больше, чем говорит актер сам по себе. Таким режиссером мог стать Ленский, но не стал, потому что болел и рано ушел из жизни. И вот встретились двое: талантливый актер-любитель Константин Сергеевич Станиславский и педагог-любитель, известный прозаик и драматург, не гениальный, но и не бездарный — о себе он говорил, может быть, с чуть ложной скромностью: «Чехов — это талантливый я», — Владимир Иванович Немирович-Данченко. Встретились, поговорили, и родился Художественный театр.

http://pravmir.ru/boris-lyubimov-o-konst...

В течение 1854 «Библиотека для чтения», самое массовое по тому времени издание, публикует 6 очерков Максимова. На них обратил внимание И. С. Тургенев, чьи «Записки охотника» тоже в определенном смысле были «этнографическими». «Ступайте-ка в народ, внимательно наблюдайте, изучайте его на месте, запасайтесь свежим материалом. Дорога перед вами открыта», – посоветовал он молодому писателю. Первую свою «экспедицию» Максимов совершил во Владимирскую, Нижегородскую, Костромскую и Вятскую губернии, еще не имея, как он сам признавался, «никакой школы и поучения», надеясь на русское «авось». Цикл его очерков появился в той же «Библиотеке для чтения», составив впоследствии книгу «Лесная глушь». В 1855 Военно-морское ведомство, возглавляемое братом императора вел. кн. Константином Николаевичем, при проведении давно назревшей реорганизации флота, решает послать «литературную экспедицию» для исследования и описания морских побережий и главных водных артерий России. Островского командировали на Верхнюю Волгу, Потехина (сотоварища Максимова по Костромской гимназии) – на Нижнюю Волгу, Писемского – в Астраханскую губ., Афанасьева- Чужбинского – на Днепр, Данилевского – в Малороссию и Крым, М. Михайлова – на Урал, Н. Филиппова – на Дон, а самого молодого из них Максимова – на Русский Север, в тот «край непуганых птиц», который через полвека после него вновь откроет М. Пришвин. Очерки Максимова, как и др. участников экспедиции, публиковал «Морской сборник», а в 1859 они вышли отдельным двухтомным изданием «Год на Севере». Затем последовали др. экспедиции: в 1859–60 – на Амур, в 1862–63 – на Урал, Каспий и Кавказ, в 1867–68 – на Смоленщину и в Белоруссию. Результатом их стали новые книги: «На Востоке», «Сибирь и каторга», «Бродячая Русь Христа-ради». Эти книги тоже представляли жанр беллетризованной этнографии, возникший, не без участия Максимова, на стыке науки и литературы. Известный историк И. Е. Забелин писал ему: «Этнография есть та же археология, только живая, действующая». Однако наибольшую известность обрели книги Максимова, которые не имели прямого отношения к этнографии и его этнографическим экспедициям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Меня поразил пост отца Константина Островского. Он сказал: «Есть время, когда я не отвечу вам на комментарии, когда мне можно не звонить и не писать в вотсап, и меня не разыскивать — я играю с детьми». Иногда мы можем быть недоступны. Когда мы находимся дома, нам без конца звонят, пишут, дергают, мы на связи 24 часа. Я, например, просыпаюсь с чувством вины, смотрю, что я не успела ответить тем, кто мне написал. Но надо в какой-то момент дать самому себе разрешение быть временно недоступным. — Да. То, о чем вы говорите — это так называемая гиперподключенность, которую сейчас исследуют. Мы 24/7 находимся на связи, и одновременно в нашей жизни офлайн что-то делаем, и там, в онлайне — какие-то чаты, рабочие и родительские, другие проекты. Такая гиперподключенность есть не только у подростков, но и почти у каждого взрослого человека. — Раньше были правила, — после 21:00 и до 9:00 не звонить. Сейчас тебя могут настигнуть с любой ерундой в час ночи, и ты должен быть на связи. По крайней мере, в 21, 22, 23 часа написать вообще не проблема. Мария, удавалось ли вам разрешить какую-то сложную ситуацию с гаджетами в семьях? Мне со стороны кажется, что очень сложно здесь что-то сделать. Есть ли у вас какие-то примеры из вашей практики? — Есть опыт с дошкольниками. Ребенок лишался очередной дозы мультиков, и начиналась истерика. Это переросло во что-то неконтролируемое. Родители, столкнувшись с таким поведением, ощущали какую-то беспомощность.  Как это решается? В какой-то момент полезно напомнить родителям про властную заботу, про некую авторитарность, которую для детей дошкольного возраста никто не отменял. Когда ребенку пять лет и он требует мультики сверх оговоренного лимита — это то, что вы берете достаточно твердо и жестко под свой контроль. Если это «нет», то вы отстаиваете решение без объяснения причины, без «почему», без попытки договориться.  Деятельность, которую вы предлагаете ребенку в младшем дошкольном или школьном возрасте — это то, что является вашей родительской обязанностью. Это моменты потери родительского контроля, когда мама и папа вроде бы расписываются в своей несостоятельности: «Что делать, ребенок же расстраивается, он плачет, истерит, что мы лишаем его гаджетов». Вернуть позицию родителя поможет работа с нейтральным наблюдателем, иногда — с психологом.

http://pravmir.ru/rebenok-zasel-v-gadzhe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010