Однажды, в вечернее время, ап. Петр и Иоанн шли в храм на молитву. У главного входа храма, у дверей, так называемых Красных, сидел хромой и собирал милостыню (ему было более сорока лет). Апостол Петр сказал ему: «Взгляни на нас». Хромой думал, что ему хотят подать милостыню, и пристально смотрел на апостолов. Ап. Петр сказал ему: «Денег у меня нет, но что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа встань и ходи»; взял его за руку, поднял; хромой сделался здоровым и пошел за апостолами в храм, хваля Бога. Весь народ, бывший в это время в храме, видя такое чудо, окружил апостолов. Ап. Петр сказал им: «Израильтяне! чему вы дивитесь и смотрите, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали, что этот человек ходит? Бог отцов ваших прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали Пилату и отвергли Праведника. Его Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Его силою и сему даровано исцеление. Впрочем, я знаю, что вы сделали это по неведению. Итак, покайтесь и обратитесь, чтоб загладить грехи свои». И в этот же день уверовало во Христа около 5.000 человек. Но начальники храма взяли апостолов под стражу и на другой день, утром, представили в синедрион. Здесь произведен был им допрос, какою силою или каким именем они исцелили хромого. Ап. Петр и здесь безбоязненно проповедовал о распятом и воскресшем Иисусе Христе. Члены синедриона не могли ничего сказать против апостолов, так как всем жителям Иерусалима и им самим было известно совершенное ими чудо и опровергнуть его не было возможности. Поэтому они ограничились только тем, что запретили апостолам говорить и учить об имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали: «Судите: справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Апостолы, как отвечали в синедрионе, так и поступали; их проповедь продолжалась. Вместе с тем они творили множество чудес; народ выносил больных на улицы и полагал их на постелях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Первосвященники и народные старейшины увидели теперь, что новое учение может окончательно поколебать иудейскую религию, и решились прибегнуть к насильственным мерам против апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Митрополит Иларион обратился к собравшимся с проповедью: «Сегодня Церковь вспоминает святых апостолов Петра и Павла. Они именуются первоверховными, и мы часто видим их изображения одесную и ошую Господа нашего Иисуса Христа. У них была очень разная судьба. О святом апостоле Петре мы много слышим в Евангелиях. В каждом из четырех Евангелий Петр не только упоминается — в них рассказываются эпизоды из жизни этого апостола, говорится о том, как он реагировал на слова и деяния своего Учителя, Господа Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что когда Господь спросил: " За кого принимают Меня люди? " , ученики начали говорить: " За Илию " , " За Иеремию " , " За одного из пророков " . Когда же Господь прямо поставил им вопрос: " А вы за кого почитаете Меня? " , то только один Петр ответил. Потому ли, что он один на тот момент уверовал, или потому, что отвечал от лица всей общины, Петр сказал: " Ты — Христос, Сын Бога живого " . И Господь ответил ему: " Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный. Вот, Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я воздвигну Церковь Мою, и силы ада не одолеют се. Я дам тебе ключи от Царства Небесного; и то, что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах, а то, что ты развяжешь на земле, будет развязано на небесах " (Мф. 16:17-19). Святой апостол Петр уже при жизни Господа Иисуса Христа, как мы видим, фактически стоял во главе общины из двенадцати учеников. Он был старшим из этой группы, а после того, как Господь Иисус Христос воскрес и вознесся на небеса, именно Петру было суждено в течение некоторого времени этой общиной руководить. Именно Петр, как мы читаем в книге Деяний апостольских, был тем, кто инициировал избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды-предателя. И под его председательством это избрание произошло. Но удивительно: мы читаем в Книге деяний об этом избрании, знаем, кого избрали, — человека по имени Матфий, но этот человек больше ни разу в этой книге не появляется; его избрали, и он как будто бы исчез. А появляется в Книге деяний через несколько глав совсем другой человек, который не был членом апостольской общины, не являлся одним из двенадцати учеников Христа, более того, был гонителем Церкви. Еще молодой человек, он был, по-видимому, лет на десять-пятнадцать моложе других апостолов и отличался от них по воспитанию и культуре, потому что они были в большинстве своем неграмотными галилейскими рыбаками, а это был человек образованный, знаток Закона Моисеева, учившийся при ногах выдающегося раввина Гамалиила.

http://patriarchia.ru/db/text/5471018.ht...

И вот наконец апостол Петр. Когда взяли Спасителя, Петр с гневом извлек меч, ударил раба архиерея и отсек ему ухо. Он дышит смелостью, он готов один сразиться со всем множеством этих вооруженных людей. Но Господь останавливает его: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26, 52—53). Теперь мы понимаем, что не следовало Петру так поступать. Но по-человечески не можем не радоваться, что в час, когда все предали Христа, когда все разбежались, нашелся хоть один человек, который заступился за Него. После того как Петр поднял руку на раба архиереева, ему надо было бы, по человеческому рассуждению, благоразумно где-то затаиться, быть, как говорится, тише воды, ниже травы. Но он продолжает идти вслед за Христом в самое опасное для себя место — во двор дома архиереева. Вспомним, что было с апостолом Петром, когда он шел по водам. И сейчас, как тогда, он идет, тонет, и снова идет, шаг за шагом, отчаянно борясь со страшной бурей, охватившей в этот час тьмы всех и прежде всего его самого. Господь показывает нам через апостола Петра, что может человек, когда от него отнимается защита Божия. В эту холодную ночь, стараясь быть ближе к тому месту, где Христос, Петр стоит у костра, чтобы согреться. Какая-то служанка, помешивая костер или подкладывая в него новые ветви, от которых взметнулось пламя, увидела его освещенное лицо и сказала: «И ты был с Иисусом Назарянином». И Петр начинает тонуть. Он говорит: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». Казалось бы, сейчас он должен бежать отсюда со всех ног, потому что и с ним поступят, как с его Учителем. Однако он не уходит. Он переходит с одного места на другое. Он тонет и снова идет. Повторяется тот же вопрос, и он опять отрекается. Он «вышел вон на передний двор; и запел петух». Ночь разделялась на четыре стражи от шести вечера до шести утра. И в третью стражу, когда тьма предельно сгустилась, Петр третий раз отрекся от Христа, начав клясться и божиться, что не знает Этого Человека. «Тогда петух запел во второй раз». Это пение ударило ему в самое сердце, он вспомнил, что сказал ему Христос на Тайной Вечери «и начал плакать».

http://moral.ru/passia_marc/

Когда Господь воскрес, женщины-мироносицы пришли на гроб, увидели Ангела и услышали от него: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16:7). И снова Петр выделен из числа учеников. А потом, когда Господь встречает апостолов, Он спрашивает Петра трижды: «Любишь ли ты Меня?» И поскольку Спаситель спрашивает его три раза, Петр огорчается, потому что понимает, на что намекает Учитель: ты меня любишь, но ты от Меня отрекся трижды. Он отвечает: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя», и Христос говорит ему трижды: «Паси овец Моих» (Ин. 21:15-17), тем самым как бы восстанавливая Петра в апостольском достоинстве, которое тот утратил через отречение. Такой образ Петра вырисовывается из Евангелий. Можно ли сказать, что это однозначно положительный образ? Вряд ли. Можно ли сказать, что это вдохновляющий образ? Нет. Перед нами образ слабого, колеблющегося человека. Человека, который мало понимает, что вокруг него происходит, задает глупые вопросы, иногда даже противоречит Спасителю. Например, однажды, когда Господь сказал, что Ему предстоят страдания и смерть, Петр начал прекословить, говоря: «Да не будет этого с Тобою!», и Господь очень резко сказал ему: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-13). Вот такой образ Петра вырисовывается из Евангелий. Но как только мы открываем книгу Деяний апостольских, то видим совершенно другого Петра: это не тот Петр, который задает вопросы, сомневается, не тот, который способен отречься, это совершенно другой человек. Это человек, который от лица апостольской общины проповедует Христа распятого и воскресшего и не боится сказать иудеям: вы виновны в Его смерти, вы Его распяли, но вас Господь призывает к покаянию. Когда в день Пятидесятницы на учеников сходит Святой Дух, именно Петр начинает от лица всех проповедовать собравшемуся в Иерусалим народу. Мы видим, что в первых главах Деяний апостольских образ Петра доминирует, автор книги пишет в основном о нем: его речах, его чудесах, о том, как он дерзновенно свидетельствовал о Христе перед первосвященниками, что он сам совершал чудеса подобно тому, как Господь Иисус Христос это делал во время земной жизни. Когда, например, апостол Петр исцелил хромого, он сказал ему: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6). То есть он понимал, что не своей силой действует, а Господь ему передал Свою чудотворную силу. Бог дал апостолу ту мудрость, то дерзновение, то вдохновение от Святого Духа, которое были необходимы для свидетельства о Христе. Мы видим совершенно другого Петра человека, который преображен благодатью Божией и получил вдохновение свыше, человека, который никогда не учился, но грамотно и красиво говорит.

http://patriarchia.ru/db/text/4964764.ht...

И вот мы видим, что апостол Петр, которому не плоть и кровь, а Отец Сущий на Небесах только что открыл тайну Сына Божия, противится словам Господа. «Отозвав Его, начал прекословить Ему». Он являет любовь ко Христу, ревность о Нем и Его безопасности, но не по разуму. Такое впечатление, что он берет Господа за руку, как бы намереваясь остановить Его, помешать Ему, удержать Его в своих объятьях. Разумеется, в его словах не было и тени властности, только величайшее чувство любви. Господь не препятствовал Своим ученикам свободно выражать свои чувства по отношению к Нему, но здесь Петр проявил слишком большую вольность. Христос решительно воспрещает Петру. Он обернулся и взглянул на учеников, чтобы увидеть, не так ли думают и остальные, и сказал: «Отойди от Меня, сатана». Петр не ожидал такого резкого отпора. Может быть, напротив, он надеялся получить похвалу за свою любовь, как только что — за свою веру. Христос знает, каким духом мы водимы, когда мы сами не ведаем этого. Петр — сатана, противник, тот, кто препятствует осуществлению замыслов Божиих. Искуситель, явившийся ко Господу в начале Его служения, снова предстает пред Ним, на этот раз в лице лучших учеников, угрожая разорить дело Божие. И то же искушение откроется, когда в последний час мимоходящие будут хулить Господа, призывая Его сойти со Креста. Петр говорит как тот, кто не понимает замыслы и советы Божии. Самые могущественные враги не могли одолеть Того, Кому болезни и смерть, ветры и волны, и бесы повинуются. Для Петра смерть Господа представлялась только мученичеством, которого, как ему казалось, можно было избежать. Он не знал, что это было необходимо для славы Божией, для сокрушения сатаны и спасения человечества, что Начальник нашего спасения должен явить Свое совершенство в немощи. Мудрость человека — поистине безумие, когда она дерзает направлять совет Божий. Крест Христов был для одних камнем преткновения, а для других — безумием. Петр говорит как тот, кто не понимает природы Царства Христова. Он полагал, что оно — временное и человеческое, в то время как оно — духовное и Божественное. «Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое», — сказал ему Господь. Ставить человеческое выше Божественного, выше Его славы и Царства — величайший грех и корень многих грехов. И такое нередко случается среди Христовых учеников. Мудростью кажется порой — избежать бед, поступившись личным христианским долгом, но конец с неизбежностью обнаружит, что это — безумие.

http://moral.ru/седмица-30-я-по-пятидеся...

Но такие объяснения представляются в высшей степени искусственными и проще сказать вместе с известным проповедником Нэбе, что омовение ног, во-первых, есть пример смиренной любви, во-вторых, символическое изображение действия благодати Христовой на наше сердце и, в-третьих, руководящий образец для нас в наших отношениях к братьям. Ин.13:21 .  Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Мысль о том, что среди учеников находится предатель, возмутила душу Христа (см. Ин.11:33 ), это отметил только один Иоанн, как ближе всех возлежавший около Христа. Но это возмущение скоро прошло, и через несколько мгновений Господь сказал ясно и определенно, не волнуясь ( «засвидетельствовал»), что один из апостолов Его предаст. См. комментарии к Мф.26:21 . Ин.13:22 .  Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Ин.13:23 .  Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ин.13:24 .  Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Ин.13:25 .  Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Здесь только один евангелист Иоанн сообщает, что по просьбе Петра ученик, возлежавший на персях Иисусовых, тихо спросил Христа, кого Он имеет в виду, говоря о предателе. О возлежании за столом см. комментарии к Мф.26:20 . «Один из учеников...». Это был, конечно, Иоанн, обыкновенно не называющий себя по имени (ср. Ин.1:40, 19:26, 21:7, 20 ). «Ему Симон Петр сделал знак». Апостол Петр, очевидно, сам не мог неслышно для других сказать что-нибудь Христу: он возлежал не на том ложе, на котором возлежал Христос. Но он был обращен лицом к Иоанну, Господь же обращен был лицом в сторону, противоположную той, где находился Петр, и потому Петр сделал Иоанну некоторый знак, выражавший просьбу потихоньку спросить о предателе у Христа. Потом, Петр после своего неудачного замечания, сделанного им Господу по поводу омовения ног, чувствовал, конечно, некоторое смущение, мешавшее ему обратиться с вопросом к Господу (свт. Иоанн Златоуст ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Уверовавшие во Христа из иудеев сначала думали, что в церковь Христову можно принимать только тех, которые содержат иудейскую веру; но Господь скоро открыл, что в нее должно принимать и язычников. В Кесарии был один сотник по имени Корнилий. Хотя он был язычник, однако был человек благочестивый, милостивый и богомольный. Однажды во время молитвы явился ему ангел Господень и сказал: „Корнилий! Твои милостыни и молитва услышаны Богом. Пошли в город Иоппию; там, на берегу моря, в доме кожевника Симона, живет Петр, позови его к себе. Он скажет тебе, как спасти себя и весь твой дом“. Корнилий исполнил приказание ангела и послал слуг своих позвать Петра. На другой день, когда посланные подходили к Иоппии, апостол Петр перед обедом взошел на верх дома помолиться. Вдруг он видит видение: отверзлось небо, и с неба к нему спустился четвероугольный большой сосуд, вроде скатерти, привязанной за четыре угла, и в нем находились всякие нечистые звери, гады и птицы, и был голос с неба: „Петр, заколи и ешь!“ Но Петр отвечал: „Господи! Я никогда не ел ничего нечистого“. Тогда опять был голос к нему: „Что Бог признал чистым, того не почитай скверным“. И это повторялось три раза, и сосуд опять был взят на небо. Когда Петр размышлял о видении, то посланные от Корнилия пришли к нему, и он, по внушению Святого Духа, отправился с ними. Корнилий принял Петра с радостью и почтением, созвал к себе всех родных и знакомых, которые все слушали проповедь ап. Петра с такой любовью и верой, что во время самой проповеди получили Святаго Духа, и, подобно апостолам, стали на разных языках прославлять Бога. Ап. Петр, видя это, сказал: „Кто же может запретить креститься водою тем, которые, подобно нам, получили Святого Духа?“ Он крестил их во имя Господа Иисуса Христа и пробыл у них несколько дней. Когда Петр пришел в Иерусалим, тогда апостолы и прочие верующие стали было укорять его за то, что он ходил к язычникам и крестил их; но когда услышали от него, что он видел и что случилось в доме Корнилия, то все прославили Бога, который дает покаяние и жизнь вечную и язычникам ( Деян. 10 и Деян.11 ). Апостольский Собор

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010