Апостол Петр. Икона. VI в.. Впрочем, некоторые ученые продолжают настаивать на более поздней датировке, указывая период между 70 и 85 годами как наиболее вероятное время написания этого Евангелия. О том, что Евангелие от Марка передает рассказ Петра о происходивших событиях, свидетельствуют, во-первых, многократные упоминания Петра в тексте этого Евангелия: Петр выступает в качестве представителя группы учеников; к нему Иисус нередко обращает слова, адресованные всем ученикам; он часто говорит от имени всей группы ( Мк. 8:29–33 ). В некоторых случаях Петр обращается к Иисусу, но ответ Иисуса адресован всей группе ( Мк. 10:28–30; 11:20–23 ). В Гефсимайском саду Иисус, согласно Марку, обращается сначала к Петру, но потом ко всем ученикам: Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна ( Мк. 14:37–38 ). В параллельных повествованиях других евангелистов слова Иисуса обращены ко всем трем ученикам. Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. 1403 г. Во-вторых, Марк иногда говорит не только о действиях Петра, но и о его внутренних переживаниях, выделяя его при этом из группы других участников действия: При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе ( Мк. 9:5–6 ). Здесь Петр является выразителем общего настроения, однако если всех троих упоминаемых в рассказе учеников объединяет чувство страха, то только у Петра оно сочетается с радостью (хорошо нам здесь быть) и недоумением (ибо не знал, что сказать). Все эти и многие другие факторы, по мнению исследователей, подтверждают, что Петр был для Марка главным источником информации. В то же время сравнение Евангелия от Марка с другими Евангелиями заставляет признать, что и в них роль Петра высвечена достаточно ярко. Более того, рассказ Марка о том, как Иисус пришел к ученикам по воде во время бури ( Мк. 6:47–50 ), не содержит никаких упоминаний о Петре, тогда как Матфей добавляет выразительную сцену, в которой Петр выходит навстречу Иисусу и начинает утопать ( Мф. 14:25–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но опять же, можно ли было удовлетвориться этим ответом? Можно ли было пойти за Человеком, Который обещает некую награду где-то в будущем, видимо, после смерти, а здесь, на земле, сулит только скорби, лишения и страдания? Несмотря на все это, Петр последовал за Спасителем, был верным Ему и преданным учеником. И мы видим, что если он чего-то не понимал, то задавал вопросы. Даже тогда, когда все остальные боялись спросить Господа, Петр не боялся. Он спрашивал часто от лица всей общины и получал ответ. Были и такие случаи, когда Господь обращался ко всем двенадцати ученикам с вопросом, а отвечал только один Петр. Мы не знаем, почему так случалось, − потому ли, что только он один знал ответ, или потому что другие стеснялись и боялись, либо так случилось в этой апостольской общине, что он оказался как бы уполномоченным представлять ее перед лицом своего Учителя. Но когда Господь спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (мы слышали сегодня этот рассказ в версии евангелиста Матфея, хотя он присутствует и у двух других евангелистов-«синоптиков»), только один Петр прямо ответил на вопрос. Он ответил, согласно евангелисту Матфею: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16. 16). И Господь сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах, и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 17-18). Что означают Его слова? На каком камне Господь созидает Свою Церковь? Сам апостол Петр в своем послании, которое вошло в корпус Священного Писания Нового Завета, говорил о том, что камень краеугольный есть Сам Господь Иисус Христос (1 Пет. 2. 4-8), на Нем построена Церковь Христова. Слова из Евангелия от Матфея по-разному трактовались в христианской традиции на Западе и на Востоке. На Западе сложилось предание о том, что Петр был первым епископом Рима и что именно на нем, на его исповедании построена Церковь Христова. А на Востоке Отцы Церкви говорили, что она построена не только на Петре, но на всех апостолах, а краеугольным ее камнем является Сам Господь Иисус Христос. Подчеркивалось, что именно исповедание веры сделало Петра тем человеком, которому Господь сказал: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16. 19).

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-che...

Иисус говорит ему: паси овец Моих. Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр ( φιλεν). Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр. Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том, что он придал другую форму своему ответу. Он опускает частицу утверждения «так» и не говорит уже о своей любви как о деле совершенно ясном, о котором Христос должен знать, а высказывает только уверенность в том, что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце и находит там не только слабости, а в то же время и искреннюю любовь к Нему. Господь после этого скорбного и смиренного исповедания Петра в третий раз поручает ему заботиться о прокормлении Своих «овец», или, точнее, «овечек» ( βσκε προβτια), под которыми Он разумеет наиболее слабых верующих. Петр сам почувствовал, насколько тяжело положение слабых характером – не верой, потому что в отречении своем Петр проявил не слабость веры, а именно недостаточную твердость характера, и поэтому именно ему Господь поручает укреплять и утешать тех людей, на которых он сам прежде походил. Ин.21:18 .  Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Ин.21:19 .  Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. После восстановления Петра в его апостольском достоинстве Христос предрекает Петру мученическую кончину. Как одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному желанию апостол Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги, т.е. на мученическую смерть. Этой смертью Петр прославит Бога, т.е. будет содействовать умножению числа истинных чад Божиих – верующих во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, Петр не уклоняется от соблазнов, но пытается противостоять им своими человеческими силами: он не отрекается от Господа по своей свободной воле, как это сделал Иуда, напротив, его воля состоит в том, чтобы быть со Христом даже до смерти, однако он не может противостоять силой своего человеческого волеизъявления напастям этой ночи. Его отречение – свидетельство его немощи, о которой он сам не ведает и о которой узнает, лишь когда исполняется пророчество Господа. Он словно иллюстрирует горестное наблюдение апостола Павла: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, что не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 15, 18–20, 24). Горький плач Петра, отрекшегося от любимого Господа и не смогшего противостоять искушению, исполнен подобного же сокрушения: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Петр не хотел – и отрекся от Любимого. Иуда сам по своей воле – захотел – и предал за деньги Нелюбимого. Петр плакал горько и смиренно исповедал свою любовь ко Христу. Иуда понял, что совершил преступление непоправимое, подсудное иудейскому закону, – «предал кровь неповинную» и, вернув деньги, повесился. Петр знал: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным (Мф. 10, 33) и оплакивал свой разрыв с Тем, Кого он любил и у Кого были глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68). Иуда знал: Проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь (Втор. 27, 25). Петр покаялся пред Господом и был прощен. Иуда раскаялся в злодеянии, которое не смог вынести, отчаялся и удавился. В результате Петр стал первоверховным апостолом, которому вручены ключи Царства Небесного, Иуде же – лучше было бы... не родиться (Мф. 26, 24; Мр. 14, 21): он стал именем нарицательным, символом предательства. Именно с ним связаны все человеческие аллюзии, вызванные коварством, корыстолюбием, изменой и низостью.

http://pravoslavie.ru/3083.html

Итак, вызовем теперь сюда богословов и послушаем, что они возвестят нам о еретиках. Скажи ты, блаженный Петр, которого блаженным нарек сам Господь наш Иисус Христос ( Мф.16:17 ). Скажи нам об обольщающих и желающих обольстить Христово стадо, которое тебе вручено и вверено Пастыреначальником и Блюстителем душ наших; скажи, что внушено тебе Духом Святым и утверди свою паству; укажи нам тайных волков, как сделал это твой Учитель Христос Господь. Вот что говорит Петр: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» ( 2Пет.3:3 ). И опять: «У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа... И многие последуют их разврату;... суд им давно готов, и погибель их не дремлет» ( 2Пет.2:1–3 ). Они – чада клятвы, оставившие «прямой путь» ( 2Пет.2:14–15 ). Вот что возвестил Петр, воистину блаженный Петр, Петр – камень веры, на котором создал Христос Свою Церковь , Петр – распорядитель ключей Царствия Небесного, Петр – ходивший по волнам, как по суше, горячо любивший Владыку Христа, поразивший в Риме Симеона волхва, как глава и первый защитник веры, первого разбойника и ученика дьявола в ересях. Апостол Иоанн сказал: «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ). Видите, как во всех них говорит Христос? Ведь и сам Он в Евангелии сказал подобное же: «ваш отец диавол» ( Ин.8:44 ). Знаю я многих, говорящих в защиту еретиков, что и их создал Бог (помимо Бога, говорят, ничто не может быть) – не разумеют они ни того, что говорят, ни того, на чем утверждаются. Что каждого из нас создал Бог – этого не отвергаю вместе с ними и я, но Он создал нас на дела благие, чтобы мы в них совершенствовались и делались чадами Божиими по правой вере. 4 . Но возвратимся к предмету (нашей беседы). Иоанн говорит: «теперь появилось много антихристов» ( 1Ин.2:18 ), и опять: «наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир» ( 2Ин.1:8,7 ). «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин.4:1 ). В другом месте: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:10–11 ). И опять: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» ( 2Ин.1:9 ). Так наставляет нас Иоанн – сын грома, возлюбленный более всех святых, утвердивший Церковь от конца до конца вселенной и заградивший уста еретиков своим богословием. А Иаков сказал: «Кто хочет быть другом им, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). Слушайте все вы, разделяющие с еретиками трапезу, этот горький для вас приговор: вы враги Христу. В самом деле, кто дружит с врагами Царя, тот не может уже быть другом Царя. Он не заслуживает даже и жизни и осуждается на всё худшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:19 ). Если мы поверим папам, то этот текст доказывает, что святой Петр и римские епископы, его преемники, поставлены Иисусом Христом основным камнем Церкви; и что заблуждение, в переносном смысле названное вратами ада, никогда не одолеет этого камня. Отсюда они выводят следующее заключение: папы суть верховные главы Церкви. Чтобы признать это рассуждение правильным, надобно было бы допустить, что святой Петр был поставлен превыше прочих апостолов, основным камнем Церкви; и что это преимущество было даровано не ему только лично, но что оно перешло и на епископов Рима. Но это не так. Прежде всего, святой Петр не был назван камнем Церкви с исключением прочих апостолов. Он не был поставлен абсолютным главою. Доказательство этого мы видим в тексте святого Павла, приведенном выше, в котором этот апостол положительно утверждает, что основные камни Церкви суть пророки и апостолы, соединенные воедино посредством треугольного камня, который есть Иисус Христос. Нельзя усвоять святому Петру преимуществ камня Церкви, не насилуя смысла священного Писания, не разрушая церковного домостроительства и не удаляясь от кафолического предания. Иисус Христос объявил, что Он Сам есть этот камень, предуказанный пророками ( Мф.21:42 ; Лк.20:1718 ). Святой Павел говорит, что «Иисус Христос есть камень» ( 1Кор.10:4 ). Святой Петр учит той же истине ( 1Пет.2:7:8 ). Таким же образом большинство отцов Церкви не допускали игры слов, которую наши ультрамонтане усвояют Иисусу Христу, и не применяли к святому Петру следующих слов: «На этом камне создам церковь Мою». 1 Чтобы убедиться в том, что толкование Отцов наиболее истинно, достаточно припомнить обстоятельства, среди которых Иисус Христос обратился к святому Петру со словами, неправильно толкуемыми римскими богословами. Он спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» – Ученики отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». – «А вы, снова спросил Иисус, за кого почитаете Меня?» – Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и пр.».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Когда многие отстали от Иисуса, и Он спросил Своих учеников: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин.6:67– 69 ). Тем не менее, Петр по-человечески не понимал предсказаний Господа о грядущих страданиях и смерти и пытался прекословить Ему, на что Господь сказал Петру. «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:22–23 ). Троекратное отречение свое от Господа святой Петр омыл горькими слезами раскаяния ( Мф.26:75 ), вследствие чего, по Своем Воскресении, Господь вновь восстановил его в Апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих ( Ин.21:15–17 ). Деяния рассказывают о руководящей роли Петра при избрании двенадцатого Апостола ( Деян.1:15–22 ) и в день Пятидесятницы ( Деян.2:14–36 ), когда он своею проповедью обратил к вере во Христа около трех тысяч человек ( Деян.2:41 ). Спустя некоторое время он с Иоанном исцелил хромого при вратах храма и потом обратился к собравшейся толпе с проповедью и мужественно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими, после чего во Христа уверовало около пяти тысяч человек ( Деян.3:1–4:4 ). За свою проповедь он был заточен в темницу и говорил о Христе пред синедрионом ( Деян.4:19–20 ). В Книге Деяний рассказывается о том, как в Самарии Петр обличил Симона волхва ( Деян.8:18–23 ), в Лидде исцелил расслабленного Энея ( Деян.9:34 ), а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу ( Деян.9:40 ), был чудесно освобожден Ангелом из темницы ( Деян.12:17 ). Петр был участником Апостольского Собора ( Деян.15:6–29 ). Остальные Сведения о святом апостоле Петре сохранились только в церковном Предании. Известно, что он проповедовал Евангелие по палестинскому, финикийскому и сирийскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем был в областях Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской Церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе ( 1Кор.1:12 ). Затем апостол Петр отправился в Италию и был в Риме, потом посетил Северную Африку и Карфаген. К концу своей жизни святой Петр снова прибыл в Рим, где в 67 г. вместе с апостолом Павлом принял мученическую кончину, будучи распят по его просьбе вниз головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С этого времени Савл постоянно был с Апостолами. Но, так как он со всей смелостью начал проповедовать в Иерусалиме о Господе Иисусе, и состязаться с Евреями, говорившими Греческим языком: то и составился против него заговор. Впрочем, и Господь ему открыл, что Ему не угодно пребывание его в Иерусалиме. Случилось, что, когда Савл молился в храме, в состоянии исступления он увидел Господа, Который сказал ему: – «не медли, выйди скорее из Иерусалима; потому что здешние не примут свидетельства твоего обо Мне». – Савл сказал: «Господи! им известно, что я, верующих в Тебя, сажал в темницы, и бил их в синагогах; и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я также был при том, одобрял убиение его, и стерег одежды убийц его». Но Господь сказал ему: – «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам». – Таким образом, Савл пробыл в Иерусалиме у Петра только пятнадцать дней. Братия, узнавши, что его покушаются убить, отправили его в Кесарию, а оттуда препроводили в отечественный город его Тарс. 5. Апостол Петр исцеляет расслабленного Энея, и воскрешает Тавифу (Деян. 9:31–43) Впрочем, церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое; верующие назидались, ходили в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались. Случилось, что Петр, обозревая по разным местам церкви верующих, пришел в Лидду. Здесь нашел он одного человека, по имени Энея, который уже восемь лет лежал на постели в расслаблении. Петр сказал ему: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос! встань с постели своей». И он, тотчас, встал. Многие из жителей Лидды п соседственного Сарона, видевшие его, обратились ко Господу. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, весьма добродетельной жизни, раздававшая много милостыни. Случилось в эту пору, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А, так как Лидда от Иоппии была недалеко; то ученики, слышавши, что Петр находился там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр тотчас же пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу. Все вдовицы со слезами подошли к нему, и показывали рубашки и платья, какие шила Тавифа, когда жила с ними. Петр выслал всех вон, и, ставши на колена, помолился; потом, оборотясь к телу, сказал: «Тавифа! встань». Умершая открыла глаза, и, увидавши Петра, села. Он подал ей руку, и поднял ее. Потом, призвавши вдовиц и прочих верующих, представил ее им живую. Вся Иоппия узнала об этом чуде; и многие уверовали в Господа. В Иоппии Петр остановился у какого-то Симона кожевника, н оставался там немалое время. В. В Кесарии и Антиохии между язычниками

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Сам Господь, апостол Петр и Эней – три действующих в мире силы. Простой безвестный человек Эней молчаливо, одной своею жизнью благовествует силу Божию. Простая, послушная, кроткая душа – Эней. 10. Служанка именем Рода (гл. 12) He пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни однаиз них не забыта у Бога. Лк. 12:6 И Рода не забыта в слове Божием. Она не обратила никаких городов к Богу, она ничего не сделала для Церкви Христовой. Она только была служанкой. Скромной служанкой у бедных людей. «Когда же Петр (ангелом освобожденный из тюрьмы. – А. И.) постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода». Слышит: стучит Петр! Как близко ей было все свершающееся в апостольской общине! «От радости не отворила ворот, но, вбежав (в комнату, где происходило собрание учеников, где «многие собрались и молились». – А. И.), объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое» (13– 5). Удивительный аргумент был высказан собравшимися. Во-первых, стоит заметить, что никто не сказал, что она говорит неправду или что она шутит. Ни неправды, ни шутки не могло выйти из уст христианки Роды. И вот аргумент: «Они же говорили: это Ангел его» (15). Апостолы здесь высказывают учение о том, что наш ангел-хранитель бывает похож на нас (может быть, мы на него?). Пока они так рассуждали и рядили, Петр, уставший после тюрьмы, стоял у внешних дверей и все стучал… Необычайно человеческая картина: «Между тем Петр продолжал стучать» (16). Не могли не отворить. Отворили – и изумились. Это был Петр. О служанке Роде больше мы ничего не слышим, но уже знаем, что дух ее, горячий, живой, чистый, радостный, общительный, принадлежит семье апостолов, столь дорогой для нас. 11. Казненные воины темницы (гл. 12) Воины темницы, стерегшие апостола Петра, освобожденного из-под их стражи ангелом, носят в себе образ людей, идущих вне Благодати. Они оказываются раздавленными безблагодатной необходимостью вещей. Над не защитившими себя молитвой людьми злой дух властвует через естественный ход земных причин и следствий. Ирод велел казнить воинов, совершенно не виновных в том, в чем он их обвинил. Приказ Ирода показывает, как ошибочно естественное рассуждение людей, не учитывающее действия Благодати Божией и ее сил. Люди, не чувствующие Хозяина мира и Его открывающей себя святой воли, люди «эмпирические» неизбежно всегда и очень сильно ошибаются. Ирод – яркий пример именно такого человека. Судя немилосердно других, он не учитывает действия Божиего в мире и сам подвергается немилосердному суду и осуждению; он казнен (как и многие) беспокаянной скоропостижной смертью. «Вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу – и он, быв изъеден червями, умер» (23). Медицина нашла бы свое наименование для смерти Ирода, но слово Божие проходит за оболочку вещей этого мира и обнажает корни бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Такая интерпретация исходит из попыток синхронизации повествования Иоанна с рассказами синоптиков. В эпизоде, изложенном у Иоанна, Петр как будто бы предстает пассивным исполнителем воли своего брата и молчаливым слушателем слов Иисуса. Однако, по мнению Златоуста, ...Петр с самого начала обнаруживает в себе душу благопокорливую и благопослушную. Он сразу же спешит к Иисусу, нисколько не медля... Но никто не обвиняй его в легкомыслии, если он принял слова брата без дальнейших исследований. Вероятно, и брат говорил ему об этом много и обстоятельно, но евангелисты обычно многое представляют вкратце, заботясь о краткости. Притом и не сказано, что Петр просто поверил, а только что Андрей «привел его к Иисусу», желая представить Ему брата, чтобы тот все узнал от Него самого. Притом с ними был и другой ученик и содействовал тому. Если же сам Иоанн Креститель, сказав о Христе, что Он Агнец и что Он крестит Духом ( Ин. 1:29, 33 ), более ясное учение о Нем предоставил своим ученикам узнать от Него Самого, тем более должен был сделать это Андрей, чувствуя себя не в состоянии объяснить все. Поэтому он и повлек своего брата к самому источнику света, с такой поспешностью и радостью, что тот нисколько не колебался и не медлил 46 . Тот факт, что Петр ничего не ответил на обращенные к нему слова Иисуса, Златоуст объясняет его непониманием: Между тем Петр ничего не отвечает на слова Христовы, потому что еще ничего ясно не понимал, а только учился. Притом же и самое предсказание было еще не вполне изречено. Христос не сказал: «Я тебя переименую Петром и на этом камне создам Церковь Мою», а сказал только: «ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». То переименование означало бы высшее достоинство и большую власть. Но Христос не сразу и не с самого начала показал Свою власть, а до времени более смиренно беседовал. Когда же Он дал полное доказательство Своего божества, то уже с большей властью говорит то же: «Блажен ты, Симон, потому что Отец Мой открыл тебе». И в другом месте: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:17–18 ) 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010