Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь (по-славянски: Ты не веси ныне. – Схиигум. А.), а уразумеешь после ( Ин. 13, 7 ). Когда же апостол Петр смог уразуметь эти слова? Наверное, когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых и тем доказал, что Он есть истинный Сын Божий, истинный Бог, и когда в день Пятидесятницы, или, как мы называем его по церковной традиции, в День Святой Троицы, на апостолов сошел Дух Святой. Иначе говоря, только тогда, когда ученики познали тайну Пресвятой Троицы, Петр до конца понял, чтó произошло и Кто умыл ему ноги. Он понял, сколь велико было смирение Сына Божия: Он, будучи Богом, не только воспринял на Себя естество сотворенного Им существа, человека, но и перед самими этими людьми – грешными людьми! – смирился настолько, что умывал их ноги. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною ( Ин. 13, 8 ). Апостол Петр, как человек горячий и простой, сразу высказал мысль, которая была у него в душе: он находил невозможным то, чтобы Иисус умывал ему ноги, и, поскольку Петр справедливо считал, что его чувство благоговения и любви к Иисусу истинно и правильно, осмелился Ему возражать. Но Спаситель, желая научить Петра смирению и заставить его послушаться, устрашил его тем, что если он не подчинится, то не будет иметь награды, то есть общения с Господом Иисусом Христом в будущей жизни. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову ( Ин. 13, 8–9 ). После такого ответа апостол Петр, конечно же, смирился и позволил Иисусу сделать эту, как ему казалось, небывалую, невозможную вещь – умыть его ноги. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? ( Ин. 13, 10–12 ). Теперь Спаситель объясняет, для чего Он умыл ноги Своим ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Друзья, эту добродетель может дать нашим сердцам Господь. Горячо будем просить Его об этом днем, ночью, во время работы, и как можно чаще и больше, и поверьте, что молитвами Предтечи Господня Иоанна ваше сердце наполнится сей великой добродетелью, и любовь окружающих людей пребудет с вами во все дни жизни вашей. Аминь. Первоверховные Апостолы Петр и Павел С кем сравним великих Апостолов Петра и Павла? Слезами и кровью завоевывали полководцы страны. Горе, нищета и гибель посещали покоренные ими народы. И великие Петр с Павлом покорили мир, но не беды принесли они завоеванному проповедью Евангелия человечеству, а вечную славу в Небесных Обителях. «…я наименьший из Апостолов, — говорил великий Павел, — и недостоин называться Апостолом… Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна». И далее он добавляет: «…я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор.15:9-10). Кротчайшим, смиреннейшим человеком был великий Апостол. И говоря так о себе, Павел лишь констатировал истину, которую невозможно сокрыть. А Петр?! Он был простым, неграмотным, бесхитростным рыбаком. Страх Божий пронизывал душу этого человека. Будучи женатым, Петр имел двоих детей. Зарабатывал он рыболовством и содержал, кроме детей и жены, еще тещу и престарелого отца. Когда Иисус призвал Петра, тот оставил отца с работником за починкой сетей и, не задумываясь, пошел за Господом. Когда Иисус спросил учеников, за кого Меня признают люди, то от лица всех Апостолов Петр восторженно воскликнул: «Ты Христос Сын Бога живаго» (Мф. 16:6). «Ты наречешься Кифа», — сказал ему Иисус, — «что значит камень (Петр)» (Ин.1:42). «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне (т.е. на твоем исповедании — А.В.) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19). Ту же самую власть Иисус дал всем Апостолам. Однако у Петра бывали минуты колебаний. Однажды, всю ночь занимаясь рыбной ловлей, он ничего не поймал. Иисус, плывя с Апостолом, повелел: «Забрось сеть по правую сторону судна». На это великий Апостол ответил: «Я всю ночь ловил и труд мой был бесполезен, но повеление Твое, Господи, я исполню». И забросив сети, он поймал такое множество рыб, что улов с трудом умещался в лодке (Ин.21:3-11). «…Выйди от меня, Господи! — воскликнул тогда Апостол, — потому что я человек грешный» (Лк.5:8).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Петр сказал: как в день Пятидесятницы, по сошествии Св. Духа, все апостолы стали вместе с Петром ( Деян.2:14 ), но один Петр возвысил голос и повел речь в объяснение события, так и здесь: Петр вместе с Иоанном идут в храм, но чудо совершает и затем говорит речь опять один Петр. Час Иоанна еще не настал. – Серебра и золота нет у меня и пр.: хромой, пристально смотря на апостолов, надеялся получить от них милостыню, и Петр, угадав это желание его, от него берет повод к речи и действию. Он прямо разрушает надежду хромого словами, что у него нет того, на что он рассчитывает, давая сим разуметь хромому свою проницательность в его мысли и чувства; но вместе с сим вселяет в него высшую надежду и немедленно вслед за сим дарует ему то, что имеет и чего конечно не ожидал хромой, – исцеление. – Даю тебе: апостол еще до совершения чуда имеет полную уверенность, что чудо совершится. Такая уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях, данных апостолам Господом ( Мк.16:18 ; Лк.9:1 ; Ин.14:12 и под. и парал.), и на ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, каковое ощущение и выражает он словами: что имею. – Во имя Иисуса Христа встань и ходи: не своей силой (ст. 12), но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает чудо над хромым. Апостол считает себя только орудием чудотворной силы Христа, являемой им через призвание имени Его, ибо Он есть «источник исцелений». Петр сим наглядно удостоверяет, что распятый и умерший Иисус жив и действует на мир и людей из той премирной области, куда Он вознесся с препрославленной плотью своей. – Назорея: см. Деян.2:22 и примеч. 7. И взяв его за руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена. 8. И вскочив стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скачя, и хваля Бога. 9. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога. 10. И узнали его, что это был тот, который сидел у красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. 11. И как исцеленный не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Симон Ионин! любишь ли ты Меня? – Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. И Христос Спаситель восстановил Петра в апостольском достоинстве, соделав его пастырем словесных овец и вручив ему ключи Царства Небесного ( Иоан.21:15–17 ). По вознесении Господа нашего Иисуса Христа святой Петр, как верховный среди Апостолов, явился первым учителем и проповедником Слова Божия, приобретя одним часом Церкви Христовой до трех тысяч верующих душ ( Деян.2:14–41 ). При этом он обнаружил и великую чудодейственную силу. Входя со святым Иоанном в храм для молитвы, святой Петр увидел одного хромого от рождения человека, сидевшего при дверях храма, называемых Красными. Он, увидев Петра и Иоанна просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: – Взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: – Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена, и вскочив встал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. Чрез это чудо и проповедь святого Апостола Петра уверовало во Христа около пяти тысяч человек ( Деян.3:1–26; 4:4 ). Жителей Иерусалима Ананию и жену его Сапфиру святой Петр умертвил словом за святотатство и ложь Святому Духу ( Деян.5:1–10 ). В Лидде 4213 расслабленного Енея, восемь лет лежавшего на одре, он исцелил, сказав ему: – Еней, исцеляет тебя Иисус Христос! ( Деян.9:32–34 ) В Иоппии 4214 он воскресил умершую девицу Тавифу ( Деян.9:36–42 ). И не только руки и слова его были чудодейственны, но даже и самая тень его подавала исцеления: «так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян.5:15 ). – А когда царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви (в Иерусалиме), чтобы «сделать им зло» и, убив мечом Иакова, брата Иоанна 4215 , схватил святого Петра и посадил в темницу, сковав двумя цепями, то ангел Господень ночью разрешил его от оков и освободил от заключения ( Деян.12:1–10 ). Верховный Апостол Петр первый открыл дверь веры язычникам, крестив в Кесарии 4216 римского сотника Корнилия после видения ниспущенного с неба полотна, полного четвероногими и гадами, и – голоса, повелевающего Петру заколоть всё это и есть и не почитать нечистым того, что Бог очистил; видение это было знамением обращения ко Христу язычников ( Деян. 10:1–48 ). Святой Апостол Петр обличил Симона, волхва самаритянина, лицемерно принявшего крещение и хотевшего за деньги купить дар Святого Духа:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Господь да будет с тобой всегда! Отец Лаврентий шел, как в густом тумане. Он ничего и никого не замечал. Ум его витал где-то высоко, высоко. «Господи Иисусе Христе, – шептали его уста, – как я живу худо, как я далек от учения святых Апостолов! Как они горели огнем любви к своему Учителю! Как они страдали за паству Христову! А я что? Архимандрит, академик, пастырь? А что у меня пастырского, что жертвенного, что, вообще, доброго делаю для словесного стада Христова?» Придя в свою келию, отец Лаврентий сразу бросился на кровать и зарыдал как ребенок… «Господи! Господи! – слышались его вздохи. – Помоги, укрепи, наставь!» Спустя час, отец Лаврентий, сосредоточенный, необычайно серьезный, читал жизнь и подвиги святого Петра. СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПЁТР «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых – пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия» ( 1Пет. 5:1–2 .) Святой апостол Петр был старейший по летам из всех Апостолов. Он был призван Спасителем одним из первых. По профессии рыбак, святой Петр отличался простотой нрава и редким прямодушием. Он не мог терпеть лицемерия, лжи и всякой неправды. От природы будучи правдивым и честным, святой Петр всей душой полюбил Господа Иисуса Христа. Он видел в Нем Сына Божия и Великого небесного Посланника. Как патриот своего иудейского народа, святой Петр вместе с другими с нетерпением ждал пришествия Мессии, Который избавит Израиль от унизительного рабства Рима. Всей душой святой Петр прилепился к Спасителю и был всегда неотступно с Ним. Он и жалел Господа, и любил Его, и всячески оберегал Его от завистников, лжеучителей и вообще – от всего плохого. Так, когда Спаситель шел в Иерусалим, то святой Петр уговаривал Его не ходить туда, потому что начальники иудейские хотят убить Его. Господь тогда сказал ему: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не то, что Божие, а что – человеческое...» Святой Петр не обиделся, что Учитель назвал его «сатаной», и продолжал, как верный ученик, любить и благоговеть перед Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

— Симон Ионин! любишь ли ты Меня? — Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. И Христос Спаситель восстановил Петра в апостольском достоинстве, соделав его пастырем словесных овец и вручив ему ключи Царства небесного (Иоан.21:15–17). По вознесении Господа нашего Иисуса Христа святой Петр, как верховный среди Апостолов, явился первым учителем и проповедником Слова Божия, приобретя одним часом Церкви Христовой до трех тысяч верующих душ (Деян.2:14–41). При этом он обнаружил и великую чудодейственную силу. Входя со святым Иоанном в храм для молитвы, святой Петр увидел одного хромого от рождения человека, сидевшего при дверях храма, называемых Красными. Он, увидев Петра и Иоанна просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: — Взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: — Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена, и вскочив встал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. Чрез это чудо и проповедь святого Апостола Петра уверовало во Христа около пяти тысяч человек (Деян.3:1–26; 4:4). Жителей Иерусалима Ананию и жену его Сапфиру святой Петр умертвил словом за святотатство и ложь Святому Духу (Деян.5:1–10). В Лидде [ 11 ] расслабленного Енея, восемь лет лежавшего на одре, он исцелил, сказав ему: — Еней, исцеляет тебя Иисус Христос! (Деян.9:32–34) В Иоппии [ 12 ] он воскресил умершую девицу Тавифу (Деян.9:36–42). И не только руки и слова его были чудодейственны, но даже и самая тень его подавала исцеления: «так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:15). — А когда царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви (в Иерусалиме), чтобы сделать им зло, и, убив мечем Иакова, брата Иоанна [ 13 ], схватил святого Петра и посадил в темницу, сковав двумя цепями, то ангел Господень ночью разрешил его от оков и освободил от заключения (Деян.12:1–10). Верховный Апостол Петр первый открыл дверь веры язычникам, крестив в Кесарии [ 14 ] римского сотника Корнилия после видения ниспущенного с неба полотна, полного четвероногими и гадами, и — голоса, повелевающего Петру заколоть всё это и есть и не почитать нечистым того, что Бог очистил; видение это было знамением обращения ко Христу язычников (Деян.гл.10). Святой Апостол Петр обличил Симона, волхва самаритянина, лицемерно принявшего крещение и хотевшего за деньги купить дар Святого Духа:

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Раз Апостолы Петр и Иоанн шли в иерусалимский храм Божий на вечернюю службу. У дверей церковных сидел человек, от роду хромой; его каждый день приносили сюда, и он просил милостыню у проходящих. Увидевши Петра и Иоанна, он попросил милостыни и у них. Петр посмотрел на него и сказал: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то и даю тебе: во имя Иисуса Христа встань и ходи!» И, взявши его за руку, поднял. У несчастного тотчас же выпрямились и окрепли ноги, он стал ходить прямо, скакал от радости, громко хвалил Господа. Все, знавшие хромого, были в изумлении и ужасе от такого происшествия. А как исцелившейся не отходил от Петра и Иоанна, то к ним сбежалось множество народа. Тогда Петр стал всем проповедовать, что это чудное исцеление совершилось силою распятого и воскресшего Иисуса Христа, и всех уговаривал покаяться пред Богом и уверовать в Иисуса Христа. Слова Петра имели такую силу, что около пяти тысяч человек обратилось в христианскую веру. Из города Иерусалима Апостолы Христовы приходили в другие города иудейской земли и многих обращали к вере во Христа Спасителя как учением своим, так и великими чудесами, которые совершались Его именем. В одном иудейском городе (Иоппии) Апостол Петр воскресил умершую девицу, по имени Тавифу. Эта девица была христианка (веровала в Иисуса Христа и была крещена), весьма милостива к бедным и добродетельна. Случилось, что она вдруг заболела и скончалась. Жившие в том городе другие христиане, очень любившие Тавифу, тотчас послали к Апостолу Петру просить его, чтоб он поскорее пришел к ним (он в то время был в другом городе, недалеко). Петр не замедлил. Вошедши в дом, где лежала умершая, он застал всех в слезах; вдовы окружили его и с плачем показывали ему рубашки и платья, какие шила Тавифа для бедных при жизни своей. Апостол Петр выслал всех из горницы, стал на колена, помолился Господу и потом, обратившись к телу умершей, сказал: «Тавифа, встань!» Девица ожила, открыла глаза и села. Петр подал ей руку, поднял ее и, призвавши христиан, поставил ее живою перед ними. Такое чудо разгласилось по всему городу и по другим соседним городам; множество людей из-за них уверовали во Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

«Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу». Из евангельского повествования мы можем догадаться, что они были друзьями и поэтому поддерживали друг друга. Возможно, Иоанн даже утешал апостола Петра, глубоко переживавшего свое троекратное отречение. Ведь из всех учеников юный Иоанн был единственным, кто, несмотря на свой возраст, проявил необыкновенное мужество и остался верным Учителю до конца. Петр и Иоанн вместе побежали ко гробу. Иоанн, как юноша, бежал, естественно, быстрее. «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб» ( Ин. 20:4–5 ). От изумления или от страха он не посмел войти во гроб, но только посмотрел внутрь и, удивившись тому, что в нем лежат одни пелены, без тела, остался стоять в оцепенении. Петр же поступил, как всегда, порывисто: он, не раздумывая, сразу вошел во гроб. «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие» ( Ин. 20:6 ). Интересно, что разные евангелисты характер того или иного ученика Господа описывают одинаково. Например, и евангелист Иоанн, и евангелист Лука рассказывают о Марфе как о практичной и хозяйственной. Лука сообщает о том, что Марфа служила Господу и упрекнула Его из-за Марии, говоря: «Вот, Господи, Ты оставил меня одну. Почему Ты не скажешь, чтобы она мне помогла?» (см. Лк. 10:40 ) А Иоанн, описывая воскрешение праведного Лазаря, упоминает, что после повеления Спасителя отвалить камень Марфа сказала: «Господи! Уже он четверодневен и смердит» (см. Ин. 11:39 ), то есть опять-таки показала свое практическое отношение к жизни. А когда речь идет о Петре, то и евангелист Иоанн, и евангелист Лука говорят о его порывистости, о том, что он иногда совершал необдуманные, резкие поступки – таков был его душевный склад. Да и евангелист Матфей рассказывает о том, как Петр стал неразумно возражать Спасителю: «Господи! Да не будет Тебе этого!» – и услышал в ответ: «Отойди от Меня, сатана!» (см. Мф. 16:22,23 ). Иоанн Богослов описывает, как на Тайной вечери апостол Петр не захотел, чтобы Господь умывал его ноги. «Господи! Ты ли умоешь мои ноги? Не будет этого вовек», – воскликнул он. Когда же Спаситель ответил, что, если этого не произойдет, Петр не будет иметь с Ним части, тогда апостол говорит уже совершенно противоположное: «Господи! Не только ноги, но и руки и голову!» (см. Ин. 13:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Святой апостол Петр, обошедши разные страны языческие, прибыл в тогдашнюю столицу всего мира – город Рим в одно время со святым апостолом Павлом. Проповедуя здесь учение Христово, апостол Петр встретил здесь противника себе, некоего волшебника Симона. Этот Симон за несколько лет перед тем, бывши в еврейской земле, видел многие чудеса, какие творили апостолы, и, удивляясь им, сам принял христианскую веру. Но ему хотелось тогда и самому получить от апостолов такой же дар Божий, какой был в них, для своих выгод. Он принес денег апостолу Петру и просил его продать ему этот дар. Петр сказал ему: «погибни ты с деньгами своими, ты думаешь купить ими дар Божий; покайся и молись Богу, чтобы он простил тебе лукавство твое». Симон покаялся, но не от чистого сердца. После он отрекся от христианской веры и принялся за волшебство. Обходя многие города в разных странах, он выдавал себя за какое-то божество и обольщал народ своими волшебными хитростями. В Риме он опять встретился с апостолом Петром и, из зависти к нему, смущал многих людей, чтобы они не верили учению Петра. Святой апостол всенародно посрамил этого обманщика. Однажды Симон взялся показать перед народом свою силу и воскресить умершего сына одной знатной вдовы, с тем условием, чтобы народ убил апостола Петра. Своими хитростями он сделал только то, что мертвый стал шевелиться, но жизни возвратить ему не мог. Петр же апостол помолился Господу, чтобы Он показал обольщенному народу Свою всемогущую силу, и, обратившись к умершему, сказал: «юноша, встань; воскрешает тебя Господь Иисус Христос». Мертвец встал. Изумленный народ бросился на Симона волхва чтобы убить его за его обманы; но Петр апостол остановил их и сказал: «Господь наш и Учитель не велел отплачивать злом за зло, отпустите его». Многие тогда уверовали во Христа, силою Которого апостол творил чудеса. Потерпевши такой позор, Симон и после того не переставал обольщать многих. Он обещался перед глазами всех подняться на воздух. Святой апостол Петр, находившийся между собравшимся народом, молился, чтобы Господь не допустил Симону соблазнять людей. Симон упал с высоты на землю и разбился до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Данный текст из Евангелия от Матфея сыграл важнейшую роль в становлении христианского учения о Церкви, однако он получил разное толкование на Востоке и Западе. На Западе подчеркивалась роль Петра как главы апостольской общины, передавшего свое первенство епископам Рима. С течением веков эта традиция привела к формированию догмата о папе Римском как преемнике апостола Петра и наместнике Христа на земле, обладающем абсолютной властью в Церкви по всей вселенной. На Востоке получило распространение иное толкование, согласно которому Церковь основана не на Петре, а на вере в Божество Иисуса Христа, исповеданием которой были слова Петра. Сам апостол Петр настаивает на том, что краеугольным камнем Церкви является Христос: Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены ( 1Пет. 2:4–8 ). Эти слова Петра являются его собственной интерпретацией слов Иисуса, некогда обращенных к нему. Он подчеркивает, что краеугольным камнем, положенным в основание Церкви, является не он, Петр, а Христос. При этом Петр цитирует те же самые слова из Ветхого Завета ( Пс. 117:22–23 ), которые цитировал Иисус, завершая притчу о работниках в винограднике ( Мф. 21:42 ). Петр бросается в воду. Л. Борасса. XV в. В Евангелии от Иоанна приводится эпизод, имеющий определенное сходство с эпизодом, приведенным у синоптиков. Здесь тоже Петр исповедует Иисуса Христом, Сыном Божиим. Однако действие происходит не в Кесарии Филипповой, а в Капернауме, и есть все основания считать, что речь идет о двух разных эпизодах. Повествуя о том, как многие из учеников Иисуса отошли от Него после того, как Он изложил им учение о хлебе, сходящем с неба, евангелист продолжает: Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго ( Ин. 6:67–69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010