Я с своей стороны ради закона Божия, ради сохранения канонов, преданных от отцов, ряди защиты привилегий апостольской кафедры, готов претерпеть все страдания и, если то необходимо, принять самую смерть. Понятно, собор вполне разделял мнение Адриана и о высоком папском значении Николая, я о великих преступлениях Фотия. Потому один из епископов, присутствовавших на соборе, встал и сказал громоносную речь против Фотия. «Фотий был отлучен и анафематствован – говорил епископ – и значит не мог созывать никакого собора, как осужденный он не мог судить никого другого. К нему – говорил оратор – относятся слова псалма: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.» ( Пс.35:2–5 ). «Папа должен отмстить – говорил оратор – за оскорбление своей апостольской кафедры, восстать на спасение народов; подобно Петру наказать лжеца Ананию или лучше сказать того, кто еще больше заслужил смерть; папа должен осудить собор Фотия так, чтобы и следа не оставалось от него, и пусть будет уравнен он с собором разбойничьим в Ефесе (449 г.). Те, кто принимал участие в соборе, или подписывал его акты, или защищает их, или скрывает их, – должны быть анафематствован, и если они устно и письменно не произнесут анафемы на акты, то таковые и в качестве мирян не должны быть допускаемы до церковного общения». После этого совершенно ясного осуждения собора Фотиева латинскими епископами, от лица папы предлагается еще категорический вопрос собору: «что сделать с этими актами»? Собор отвечал: «принимая во внимание, что худые речи портят добрые нравы, что, кто дотрагивается до смолы, тот пачкается ею, что эта книга ничем существенно не отличается от злых книг еретиков и схизматиков, так как она сочинена от схизматика и подражателя Диоскора и преисполнена всякою ложью и вредными догматами, то эта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

2) апостолы представляли свидетельства не только о воскресении Иисуса Христа, но и о Его земной жизни. Быть очевидцем земной жизни Христа – непременное условие, чтобы считаться апостолом. Апостолом, по словам Петра, мог стать «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» ( Деян. 1:21 ). свидетельства одного из очевидцев, как правило, бывает недостаточно, чтобы представить событие во всей его полноте. Поэтому при воссоздании события показания разных свидетелей дополняют одно другое; 3) Павел не был свидетелем земной жизни Иисуса, но Воскресший явился ему по дороге в Дамаск и лично даровал ему апостольские полномочия. Что касается земной жизни Христа и событий Пасхи, то Павел опирается на рассказы других апостолов. Предания и прямое откровение Господа для него связаны между собой, поскольку Бог возвещает о Себе и через апостольское предание. Поэтому сведения, почерпнутые им из предания, Павел рассматривает как получ. от Самого Господа: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11:23 ; ср. 1Кор. 7:10.25 ; 1Кор. 9:14 ; 1Фес. 4:15 ). Апостол принял рассказ о воскресении и о Вечере Господней от свидетелей. Но в самой передаче предания участвует вознесенный Господь; 4) свидетельства о начале оформления канона и фиксиров. формулы исповедания веры можно видеть в самом НЗ. В одном из своих ранних посланий Павел обращается к Церкви с увещеванием: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом [устная традиция], или посланием нашим [апостольские послания]» ( 2Фес. 2:15 ). Павел требует, чтобы к его собств. посланиям относились как к авторитетному руководству: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании» ( 2Фес. 3:6.14 ). Он также предписывает зачитывать свои послания, как это было принято только в отношении ветхозаветного Писания: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» ( 1Фес. 5:27 ). Совокупность нормативной (изложенной в НЗ) апостольской традиции составляет «апостольское учение», о котором сказано, что древняя Церковь постоянно пребывала в нем ( Деян. 2:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Господь в день Пятидесятницы рождает и созидает Свою Единую Святую Церковь. Именно в ней обитает истинное Христово учение и полнота Даров Святого Духа. Церковь – Тело Христово и семья Христова, вне ее нельзя обрести бессмертную благодатную жизнь. Церковную жизнь и церковные общины по благословению Спасителя созидали Апостолы – посланники Божии. Вся Церковь является Апостольской, потому что послана Божиим Сыном в мир нести людям Христову любовь и Вечную Жизнь. Каждый христианин – член Христовой Апостольской Церкви тоже посланник Божий к страдающему человечеству. Спаситель научил Своих учеников, послал их к людям с Божиим Словом и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10, 1). Апостол Павел, который обрел веру уже после Воскресения Христова, Самим Богом был научен Евангелию. Об этом он писал Коринфянам: Ибо я от Самого Господа принял то€, что и вам передал (1 Кор. 11, 23). В другом месте того же Послания апостол Павел еще раз обращает внимание верующих на то, откуда пришло их духовное знание: Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял (1 Кор. 15, 3). Об этой священной традиции Вечной Жизни, принятой от Христа, возвещает Священное Писание: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Нельзя приобрести спасение – можно его принять в Церкви и только в ней научиться спасаться. Но чтобы эта священная традиция и знание пути спасения могли сохраниться на века, они должны верно передаваться из поколения в поколение. Следовательно, необходимо преемство лиц, которые являются хранителями священной традиции. Апостол Павел пишет об этом Тимофею: И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2 Тим. 2, 2). Учение спасительной веры апостолы передали Церкви, а в ней оно должно храниться неповрежденно через последовательную преемственность людей, которым поручено сохранение Евангельского учения в первоначальной чистоте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но обратившись к Петру сказал»... б) В толковании на евангелие Иоанна Ориген из сего же евангелия Назореев приводит еще слова Спасителя: « мать Моя – Дух св. взял меня за один из волосов моих и вознес на великую гору Фавор». в) Еще изречение Спасителя: « будьте добрыми купцами». 2) У Иеронима, который не только видел и читал сие евангелие, но и перевел его с сиро-халдейского на греческий и латинский, – а) сказание о крещении И.Христа: мать Иисусова и братья Его говорили Ему, пишется в евангелии Назореев, Иоанн Креститель крестит во отпущение грехов; пойдем, примем и мы его крещение. Иисус сказал им: в чем Я согрешил, чтобы идти Мне креститься от Иоанна? Если только Я говорю не по неведению. И после: Когда Иисус вышел из воды, Дух Святый сшел на Него, почил на Нем и сказал Ему: Сын мой! я ожидал Тебя во всех пророках, чтобы, когда придешь, почить мне на Тебе: ибо Ты мой покой и мой Сын Первородный, царствующий вечно. 3) Еще сказание об Иакове: по воскресении Своем Господь пришел и явился Иакову; поскольку Иаков клялся, что он не вкусит хлеба от того часа, как пил чашу Господню, доколе не увидит Его воскресшего из мертвых... и немного спустя: – Господь сказал: принесите хлеба. Принесли хлеба и Он благословил, и преломил, и дал Иакову праведному и сказал: любезный брат, вкуси от хлеба, – Сын Человеческий воскрес из мертвых. Очевидно сие сказание есть предание христиан иерусалимских, у которых Иаков был епископом. Таким образом можно судить и о других прибавлениях, находящихся в евангелии назореев. Надобно заметить, что Иероним пользовался им для объяснения себе некоторых мест в греческом переводе евангелия Матфея, напр. слова πιοσιος, – или Mф. XXIII , Захарии сына Варахиина – вместо чего в евангелии назореев стоит: Захарии сына Иоиадова, что согласно с свидетельством ветхо­заветным. Епифаний свидетельствует, что Назореи имели евангелие Матфея весьма полное; что напротив то, которым пользовались Евионеи, было очень не полно, повреждено и искажено; что родословия Иисуса Христа и всего того, что у Матфея предшествует истории крещения Иоаннова, в нем не было; что оно начиналось следующими словами: человек именем Иисус будучи около 30 лет – избрал нас: Он, пришед в Капернаум и вошед в дом Симона Петра, сказал: проходя вдоль по озеру Тивериадскому Я выбрал себе Иоанна и Иакова сынов Зеведеевых, Симона, Андрея и Фаддея, Симона Зилота и Иуду Искариотского: Я призвал и тебя, Матфей, когда ты сидел на мытнице своей и ты Мне последовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Святой Тертий писал послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим.16:22). Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра и там стяжал себе мученический венец [ 86 ]. Святой Ераст [ 87 ], о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:23), был диаконом и казнохранителем иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде [ 88 ]. Святой Куарт или Кварт [ 89 ], о котором упоминается в том же послании, был епископом в Берите. Об этих двух апостолах святой апостол Павел пишет так: «Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт» (Рим.16:23). Святой Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святой Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам, говоря: «Поминайте блаженного Евода, отца вашего, он же первый ваш пастырь». Скончался мученически [ 90 ]. Святой Онисифор, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих» (2 Тим.1:16), был епископом в Колофоне [ 91 ]и Киринее [ 92 ]. Скончался мученически [ 93 ]. Святой Климент [ 94 ], о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Филиппийцам, говоря: «подвизавшийся вместе со мною и с Климентом» (Флп.4:3), был епископом в Сардике [ 95 ]. Святой Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: «А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем» (Деян.18:17). Его имя упоминает и сам святой апостол Павел наряду со своим в послании к Коринфянам, которое начинается так: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат» (1 Кор.1:1). Впоследствии святой апостол Сосфен был епископом в Колофоне [ 96 ]. Святой Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), — не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей [ 7 ], воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: «ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2 Тим. 3:10, 11). Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый — он благословлял, гонимый — терпел, поносимый — радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец — епископом [ 8 ], хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к коринфянам: «если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Нужно заметить, что при обилии всяких духов – и пророческих – в дни апостольские, много бывало и иных откровений в церквах (упоминаемых, например, в обращении к той же церкви Фиатирской), а отсюда большая была опасность всевозможных и дополнений, и изменений или сокращений Богооткровенного Апокалипсиса, возвещенного Иоанном. И потому Иоанн, в послании своем заповедавший: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они ( 1Ин.4:1 ), и угрожает здесь таким вредителям текста книги как наложением на них тех язв, о коих писалось в книге, так и лишением вожделенного участия в блаженном Царстве нового Иерусалима. И каким примером, каким светлым идеалом представляется нам это чистохристианское и высокоодушевленное настроение тех «апостольских» христиан сравнительно с настроенностью нас самих, т.е. верующих людей настоящего времени. Да, все больше, все полнее и реальнее исполняется предсказание эсхатологической притчи Спасителя: коснящу жениху, воздремашася вся, и спаху ( Мф.25:5 ). Все девы – христиане, не только юродивые, но и мудрые, не только отпадающие, но и принадлежащие в той или иной мере к Церкви. Одни просто перестали и ожидать, да и желать, этого Второго пришествия Христова, в громадном большинстве даже вовсе и не думают о нем, как-де о чем-то их совсем и не касающемся, явно для них постороннем и далеком; иные же стали теперь и сомневаться: да подлинно, будет ли оно, придет ли так опять Христос? И все это оттого, что слишком уж мало и плохо читаем мы слово Божие, даже и апостольские послания, и от этого-то забываем, а то просто не знаем нарочитого предупреждения ап. Петра об этом, тогда как в нем именно как бы про наши дни и о нашем состоянии духовном и говорится. Напоминая нам слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами нашими, ап. Петр здесь далее пишет: Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также»... И затем, напомнив, что первый земной мир, от воды созданный, погиб в потопе водою, а теперешний мир «соблюдается – как бы сберегается огню на день суда и погибели нечестивых человеков», а значит, в такой именно перспективе и должен нами пониматься, – апостол продолжает: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не хотя, что­бы кто погиб, но да вси в покаяние приидут 457 ( 2Петр.3:2–9 ). А с другой стороны, ведь и в Евангелии Сам Господь предуказал в притчах Своих на такое медление Пришествия Своего, выразившись, как мы уже видели, в той же притче о десяти девах коснящу жениху (как замедлил Жених), как и в другой притче той же главы (о талантах), сказав еще более точно: по долгом времени придет Он как Господин Своих рабов – требовать от них отчета (см.: Мф.25:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Просто все они стали свидетелями Пресветлого Христова Воскресения и причастниками даров Святого Духа! До Воскресения Спасителя и апостолам иногда не хватало веры, они устрашались козней человеческих и смерти. Но Христос воскрес, и отныне с нами вовеки! Именно это грело и питало веру славных учеников Его. Воскресение Христово видевши, апостолы несомненно уверовали и в свое грядущее воскресение. По всей земле возвещали они: Христос воскресе! И в ответ на убежденное, полное веры апостольское приветствие звучало не менее утверждающее: Воистину воскресе Христос! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В эти светлые дни и из наших уст так же звучит жизнеутверждающее и радостное приветствие: Христос воскресе! Но горит ли в нас та же вера, согревает ли душу такое же убеждение, которыми пламенели сердца апостольские?! Возвещая другим величайшее событие, не живем ли сами порой так, как будто Воскресения не было?! Христос воскрес! А мы страшимся смерти и даже разговоров о ней, безутешно оплакиваем усопших, в скорбный момент совершенно не думая об их будущем воскресении. Христос воскрес! Но в нас все та же тяга к земному, материальному, тленному, к суете текущего дня. Святитель Феофан Затворник пишет: «…живите так, чтобы ваша жизнь была единым словом: «Христос воскрес!» — и чтобы, смотря на вас, все люди могли сказать: «Воистину воскрес!», потому что живет в Его последователях». Будем же, братья и сестры, именно такими последователями, несущими миру Свет Христов. Аминь. Христос воскресе! Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению) Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. ( Деян.2:36 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Светлая пасхальная радость переполняет в эти святые дни наши сердца и души, и каждое слово Апостольского чтения (см. Деян.2:22-36 ), услышанного за торжественным Богослужением, служит подтверждением пресветлой истины о Воскресении Христовом. Нашему вниманию сегодня было предложено продолжение описанной в Деяниях святых апостолов проповеди, с которой от лица всех верных последователей Христа обратился к иудейскому народу в день Пятидесятницы апостол Петр. Преданный ученик Христов и первохристианский проповедник мужественно говорил: Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010