Почему праздники празднуете, почему наши священные книги принимаете, когда есть другие подложные ? молчат... Трудно им идти против рожна!...» Штундисты в свою защиту повторяли уже известные рассуждения и обещались еще «кое-что» сказать, что «объяснит дело». Это заинтересовало народ, и храм, без нашего зова, наполнился слушателями. Я сказал: – Братия христиане, с помощью Божией мы нашли, что в Священном Писании не все истины , нужные верующим, записаны. А потому само Слово Божие велит держать устные предания Апостолов ( 2Фес. 2, 15 ). Эти предания необходимы нам еще потому, что в Свящ. Писании записано всё кратко . «Сие кратко написал я вам ( 1Пет. 5, 12 ), говорит Св. Ап. Петр. И Павел Апостол свидетельствует: «мне через откровение возвещена тайна (о чём я и выше писал кратко)» ( Еф. 3, 3 ). Писанное Слово Божие есть, таким образом, краткое напоминание устной апостольской проповеди , как признают это сами священные писатели. Ап. Петр говорит: «это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминаем возбуждаю ваш чистый смысл». ( 2Петр. 3, 1 ). Из сказанного следует: если Писание есть напоминание устной апостольской проповеди , – то это Писание понятно лишь тем, кто, оставаясь в Церкви Христовой , со страхом Божиим и смирением его читает. Для всех же непосвященных в тайны Царствия Божия и неслушающихся голоса пастырей в Писании много непонятного. Об этом свидетельствует Ап. Петр: долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной погибели превращают, как и прочие Писания» ( 2Петр. 3:15–16 ). Итак, Сами Апостолы признают, что в Священном Писании есть много неудобовразумительного, что «невежды» извращают. Вот вам примеры. В Ев. Матф. сказано: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:12 ). – Во все времена находились люди, которые слова Христовы об оскоплении понимали в смысле заповеди для себя. И «искажали» люди Писание и свое тело. И думали, что они служат тем «царству небесному»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

«Веруешь ли ты в Духа Святого и во Святую Церковь и в воскресение плоти?» И крещаемый пусть говорит: «Верую». И тогда пусть погружает его в третий раз. И после того, как выйдет он из воды, пусть пресвитер помажет его освященным елеем, говоря: «Помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа». И после того, как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть они войдут в церковь . Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения, [соделай их достойными наития] 4 Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви и ныне и во веки веков. Аминь». После этого, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову [крещаемого], пусть говорит: «Помазываю тебя святым елеем, во [имя] Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа». И, помазывая его лоб, он (епископ) пусть дает ему лобзание и говорит: «Господь с тобою». И помазанный пусть говорит: «И со духом твоим». И так пусть совершает над каждым в отдельности. И с этого времени пусть молятся они вместе со всем народом. Молиться же с верными прежде, чем они исполнят все это, они (крещаемые) не должны. После молитвы пусть дают им лобзание мира. И тогда же диаконы пусть принесут к епископу приношение (oblatio) и он пусть совершит благодарение над хлебом, являющимся образом и называемым греками антитипом [«вместообразное»] 5 Тела Христова и над чашей со смешанным вином для антитипа, которое греки называют подобием Крови, пролитой за всех уверовавших в Него; а молоко, смешанное с медом, символизирует вместе полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: «Дам вам землю, источающую молоко и мед», которое и дал – Тело Свое – Христос, от Которого, подобно маленьким детям, питаются верующие, превращая в сладость Слова радость сердца, вода также в приношении [употребляется] в знак омовения, чтобы и внутренний человек, т.е. духовное начало, получил то же, что и тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

О Святом Предании Священным Преданием называется все то, что передал людям Господь наш Иисус Христос и открыл Дух Святой через святых апостолов Христовых и их преемников, святых отцов и учителей церковных. Господь Иисус Христос, когда жил на земле, обходил города и селения и учил людей, как веровать в Бога и исполнять Его святую волю. После вознесения Господня, дело Его проповеди продолжали святые апостолы и ученики Христовы, которым Господь дал такое повеление: «идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, апостолы и ученики Христовы разошлись по всем странам земли и везде учили людей тому, что видели и слышали от Господа. Они сообщили людям как жил на земле Господь наш Иисус Христос , какие Он творил знамения и чудеса, как пострадал за наши грехи, умер и воскрес, как вознеся на небо и какие даровал людям святые заповеди. По смерти апостолов Священное Предание возвещали людям апостольские преемники – св. отцы и учители Церкви, которым апостолы преподали благодатные дары Святаго Духа. Они разъяснили людям как надо правильно выражать свою веру в Бога, как совершать богослужения и таинства; какими законами и правилами руководствоваться в церковной жизни. В настоящее время Священное Предание возвещают людям преемники святых апостолов – пастыри и учители святой Православной Церкви. Таким образом, Священное Предание ведет свое начало от самого Господа, святых апостолов и отцов Церкви, оно открыто людям Духом Святым; а потому имеет весьма важное значение для каждого православного христианина. Каждый, кто носит имя православного христианина, должен свято верить Священному Преданию как слову Самого Господа, относиться к нему с доверием и уважением, исполнять все его постановления. К исполнению Св. Предания призывает людей сам Господь наш Иисус Христос, говоря: «Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не увидишь смерти во веке» ( Ин.8:51 ). К исполнению Св. Предания призывают людей и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Таким образом новозаветным священным Преданием называется устное учение Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, записанное не самими св. Апостолами, а уже их учениками или их преемниками, и неповрежденно сохраняемое Церковью наряду со Св. Писанием. В Св. Писании многое из жизни и учения Иисуса Христа не записано св. Апостолами, а передано устно, например, сказано, что нужно совершать св. Крещение, Брак и Елеосвящение; сказано, что нужно рукополагать епископов, пресвитеров и диаконов, но как все это делать, – в Писании не записано, а передано Апостолами верующим устно. Вот это устное учение св. Апостолов, записанное после их смерти их учениками и преемниками их служения, называется св. Преданием. Как послушные дети должны исполнять не только писанные, но и устно переданные через верных людей приказания родителей, так и христиане в делах веры и церковной жизни одинаково должны руководствоваться Св. Писанием и Св. Преданием, ибо то и другое есть учение самих св. Апостолов, учеников Христа. Вопросы сектанта и ответы православного Сектант 1) Предания не нужно никакого, ибо Сам Христос осудил его, когда сказал: «Вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим» ( Мф. 15:1–17 . и Мк. 7:13 ). Объяснения православного 1) Здесь речь не к Апостолам, а к книжникам и фарисеям (1 ст.) и говорится здесь не о предании апостольском, то есть не об устном учении св. Апостолов, а о предании ветхозаветных старцев (см. ст. 2), которые, например, учили, что умовение рук перед употреблением пищи важнее исполнения всех заповедей ( Мк. 7:3–4 ); или учили, что можно и не жалеть родителей, лишь бы на храм жертвовать; причем, сказав о какой–нибудь вещи: «это дар Богу», они лишали родителей, нуждавшихся в этой вещи, помощи ( Мф. 15:5 ). Такие предания старцев учения и заповеди человеческие мы не признаем и решительно отвергаем, а признаем лишь предания св. Апостолов, которые, однако сами называют себя «старцами», так второе послание ап. Иоанн начинает такими приветственными словами: «Старец–избранной госпоже и детям ее» (Гл. 1:1), такими же словами начинает он и третье свое послание: «Старец возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине» (1 гл. 1 ст.). И Премудрый Сирах говорит: «не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих, и ты научишься от них рассудительности и – какой в случае надобности дать ответ» (8:11–12 см. еще. Втор. 32:7 ). Ясно, что как есть различие в старцах, так есть различие и в преданиях старцев: одни – человеческие, а другие – священные.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мол. Какое бы ни было у вас предание, – ваших уставов нет в Божественном писании, значит и не надо их нам. Апостол Павел прямо запрещает это: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет; – читайте-ка послание Гал. 1:8 . Против этого что вы можете сказать? Свящ. И тут, братцы, Св. апостол сказал совсем не в пользу вашего толка. Прежде всего надо взять опять во внимание, к чему это сказало и с такою строгостью. Вы всё отрывками берёте из Божьего писания, потому и выходит неточно. Вы начните читать с 6 стиха: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас в благодать Христову, т. е. от апостольского учения – православной веры, скоро переходите к иному благовествованию... Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. В чём именно? Это апостол объясняет дальше в следующих главах. Вот в чём смущают их крещёные иудеи: принуждают обрезываться (см. Гал. 6:12 ), подобно как они сами обрезаны, тогда как закон обрезания дан был Аврааму только до времени пришествия Христа Спасителя (смотри в Гал. 3:19 и снеси с Быт. 12:7 ); для верующих же во Христа и получивших благодать крещения обрезание уже ничего не значит ( Гал. 6:15 ) О несмысленные Галаты, пишет апостол далее в 3 главе, кто прельстил вас не покоряться истине! Таковым слабым в вере, которые слушали всякого проходимца – лжеучителя, св. апостол и пишет строго так: аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, т. е. не то, что мы благавествовали вам, анафема да будет. Надо же убедить и укрепить слабоверующих, чтобы они не слушали лжеучителей. Тут он, как настоящий врач, огорчается на больных за то, что они, получивши спасительное лекарство, исцелились им, а потом начали принимать иное лекарство, во вред себе. Мол. А вот предание-то у вас и есть иное лекарство, которое апостол запрещает с анафемой. Свящ. Почему вы так судите? Вы прежде дослушайте, о каком именно благовествовании тут говорится, о том ли, которое было написано в книгах Свящ. Писания? Читайте-ка далее – Гал. 1:9 : Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. Видите; благовествование приняли Галатяне от апостолов лично, как Предание, т. е. усты во устам оно им было; о Писании же тут ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/beseda-s...

Вопрошающий: То, что Священного Писания достаточно для веры и спасения, без какой-либо необходимости в Предании, вытекает из слов апостола Павла к Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3: 15–16). Эти слова ясны. Никакое дополнение к Священному Писанию не нужно. Старец Клеопа: Здесь апостол говорит лишь о Писании Ветхого Завета, так как Новый Завет тогда еще не был написан. Этими словами Павел указывал Тимофею, что хороший учитель может использовать Ветхий Завет для укрепления своей веры во Христа и проповеди христианства. А из вашего ошибочного утверждения следует, что ни одна из книг Нового Завета, которые были написаны после Послания к Тимофею, не должна быть принята. Вернее, что достаточно признать лишь книги Ветхого Завета, упоминаемые в том отрывке, на который вы ссылаетесь. Вопрошающий: Некоторые люди не признают Предание, объясняя это тем, что с течением времени оно приняло в себя множество чисто человеческих идей, так что сегодня мы уже не в состоянии отличить истинное апостольское Предание от ложного. Старец Клеопа: Церковь Христова определила истины веры в соответствии с долгой традицией, через догматы и каноны святых Вселенских Соборов, символы веры и исповедания святых отцов, которые были признаны на многих Поместных Соборах, проводившихся с древнейших времен. На этих Соборах истинность святой православной веры была твердо установлена, и, прежде всего, в том, в чем она подвергалась нападению со стороны ересей того времени. Из совокупности этих Соборов видно окончательное и неизменное содержание Священного Предания. Оно может быть определено на основании следующих условий: Если предание не соответствует этим условиям, оно не может считаться истинным и святым и, следовательно, не может считаться приемлемым или необходимым для соблюдения. Вопрошающий: Несмотря на все усилия, которые, как вы рассказываете, Православная Церковь сделала и делает для сохранения истинного Предания, некоторые считают, будто нужно верить лишь тому, что содержится в Священном Писании. «Первые христиане, – говорят они, – принимали только сочинения, содержащиеся в Священном Писании, как там и сказано: “Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так” (Деян. 17: 11). Из этого следует, что и мы должны хранить именно то, что описано в Священном Писании».

http://pravoslavie.ru/41661.html

Вместе с тем христианство несет в себе обновленное морально-этическое учение, все более дистанцируясь от жестких норм ветхозаветной традиции, что со всей явственностью раскрывается в Нагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано: “око за око, и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 38–39). «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 43–44). На смену ветхозаветной традиции приходит традиция Нового Завета, которая не разрушает полностью норм иудейской веры, а обновляет ее благодатью и восстанавливает ее дух. Если в Ветхом Завете мы видим синтез религиозного и нормотворческого аспектов, воплощенных в Законе Моисея, то Новый Завет – далеко не правовой кодекс для христиан, это прежде всего жизнь в духе и истине. Являясь дидактическим регламентом в всех вопросах христианской жизни, Новый Завет не принимает полностью древнего Закона, вернее, его обрядово-канонического духа, так как основную свою функцию он уже выполнил: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24). В этом отношении евангельская традиция смещает акценты с правового восприятия божественных установлении в сторону морально-этического кодекса, но при этом не отрицая правового начала. В процессе развития канонического права в первых христианских общинах стали создаваться новые и уже достаточно авторитетные правила поведения, опирающиеся на устное Предание об учении Христа. Постоянное применение таковых правил на практике приводило к установлению их в качестве обычаев и традиций, обязательных для исполнения. Негласный и формально необъявленный обычаи можно рассматривать в качестве одного из древнейших источников церковного права . Наряду с обычаем у истоков канонического права стоит еще один источник – апостольское предание. Как и обычаи, предание относится к устной традиции и является источником богооткровенной истины. По сути своей это установления апостолов и их ближайших учеников, которых Церковь именует мужами апостольскими (сщмч. Поликарп Смирнский, сщмч. Игнатий Богоносец, сщмч. Климент Римский и другие), не вошедшие в тексты Священного Писания Нового Завета, но имеющие свою авторитетную значимость для всего христианского сообщества.

http://pravoslavie.ru/157240.html

«Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский (156) пишет «о преданном изначала слове» 33 , а сщмч. Ириней Лионский (202) говорит о «предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров», об «апостольском предании», о «церковном предании от апостолов» 34 . Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» ( Ин. 17:8 ). Согласно Тертуллиану , учение веры «церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога» 35 . Таким образом, Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди 36 и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе. 1.2. Божественное Откровение – принцип единства Священного Предания Хотя в Новом Завете ( 2Фес. 2:15 ) и в творениях свв. отцов 37 иногда говорится о «преданиях» во множественном числе, Предание нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин веры, различных по своему содержанию. Принципом единства Предания является Божественное Откровение, которым обусловлено как внешнее, формальное единство Предания с точки зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин, главная цель – в том, чтобы все уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20:31 ). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него человеческого рода. Эта тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым ( Кол. 1:26 ), выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства 38 . 1.3. Три уровня Священного Предания

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Предание древнее Священного Писания : до Моисея люди руководились одним Священным Преданием. Христианство в начале было распространяемо Апостолами устно, и только некоторые из Апостолов оставили писания, которые были написаны по поводу разных случайных обстоятельств. Апостол Лука писал Евангелие по преданию: «Как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1:2 ). Предание есть Слово Божие: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал. 1:11–12 ). «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негоднаго пустословия и прекословий лжеименнаго знания» ( 1Тим. 6:20 ). Необходимость предания: Апостол Петр был очевидцем Преображения Господня и Вознесения, но подробностей об этих великих событиях не описывал, следовательно, передавал устно. Иоанн Богослов пишет: «Много имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» ( 2Ин. 1:12 ). Не все записано в Евангелии для нашего спасения: «Много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин. 20:30 ). «Во всем показал я вам, – говорит Апостол Павел, – что так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать». Слова: «блаженнее давать»... нигде в Евангелии не значатся ( Деян. 20:35 ). Тот же Апостол говорит: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Итак, против баптистов, отвергающих предание, обличение ясно, как день; но они, по своему расчету, отвергают его, так как вся древняя церковная практика основана на предании, и тогда они должны невольно признать Апостольскую Церковь . Но, если исходная точка их учения есть ложь, то во всем изложении его, кроме лжи, ничего не может быть. О почитании Пресвятой Богородицы Баптисты не признают приснодевства Божией Матери и достойного Ее почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Составлялся он так долго в виду того обстоятельства, что имена авторов некоторых священных книг не были установлены с непререкаемой достоверностью. Относительно известных писаний весьма долго и весьма многие сомневались – действительно ли они принадлежат перу тех, именами которых они подписаны или же они подложны. И вот потребовалась напряжённая, продолжительная работа св. Отцов и учителей Церкви, которая закончилась только к началу четвёртого века. Отсюда видно, что определение канона новозаветных книг произошло благодаря данным Св. Предания. Так что если признавать существующий в настоящее время новозаветный канон, то нужно признавать и те материалы, которыми оправдывается этот канон. Говоря короче, если признать Св. Писание Нового Завета, то нужно признать и Св. Предание. Мы православные, так и поступаем. Признаем, как Св. Писание, так и Св. Предание. Сектанты же поступили в данном случае совсем неосновательно и непоследовательно. Писание признали, а Предание отвергли. Желудями питаются, а корни подрывают. Точь в точь, как свинья под дубом. Во всём этом велика неблагодарность наших сектантов, велика ошибка и огромное противоречие. Пойдём дальше. Сектанты пишут: „Мы можем гордиться тем, что от апостольских постановлений не уклонились ни на йоту. То, что апостолы заповедали нам, то мы свято храним и с точностью исполняем. Нас нельзя упрекнуть в извращении апостольского учения. Трудно, даже почти невозможно согласиться с только что приведёнными словами наших религиозных отщепенцев. Есть масса примеров, доказывающих совсем обратное, т. е. что сектанты так далеко ушли от апостольского учения, что оно в сектантской редакции совсем неузнаваемо. Возьмём хотя бы такой пример. Апостол Павел заповедал христианам: „жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви” ( 1Кор. 14:34–35 ). И в другом месте: „учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии, со всякой покорностью ( 1Тим. 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010