Все мы признаем, что без веры никто не может спастись. «Верою же мы называем правое понятие наше о Боге и о предметах Божественных. Споспешествуемая любовью, или, что все равно, исполнением заповедей ( Гал.5:6 ), вера оправдывает нас чрез Христа» (Посл. вост. патр. 9). Святая, соборная, Апостольская, православная Церковь исповедует, что все учение нашей православной веры открыто для нашего спасения Самим Богом. Спасительное для всех людей откровение Свое Господь в Ветхом Завете в виде начатков учения о вере возвещал чрез особых избранников – провозвестников Откровения (Адама, Ноя, Авраама, Моисея и других пророков); в Новом Завете чрез Сына Божия Господа Иисуса Христа, сообщившего в полноте и совершенстве спасительную для нас волю Божию святым апостолам, которые, учение Христово проповедали во всей вселенной. «Бог, – пишет св. ап. Павел в начале послания к евреям, – многократно и многообразно говоривший издревле отцам во пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» ( Евр.1:1 ). Тот же Апостол в пос., к Коринфянам пишет: «(мы) проповедуем премудрость Божию тайную, сокровенную, которую Бог предназначил прежде веков к славе нашей, которой из властей века сего никто не познал. А нам Бог открыл Духом Святым: ибо Дух все проницает и глубины Божии» ( 1Кор.2:7, 8, 10 ). Первоначальным и более постоянным способом сообщения Богооткровенных истин было устное возвещение их, а способом сохранения их – предание, т.е. передача их предками потомкам. Так об Аврааме, – провозвестнике Бож. Откровения, – Сам Бог говорил: «Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» ( Быт.18:19 ). Боговидец-пророк Моисей, для более точного сохранения Божественного Откровения, положим начало Свящ. Писанию. Однако Св. Пророк в своих свящ. книгах записал только часть божественного откровения, бывшего до него в течение почти 4.000 л. и сохраняемого в предании. А потому, давая евреям писанный Закон Божий или Свящ. Писание, он вместе с тем повелел им соблюдать и Закон Божий, из рода в род устно-передаваемый, т.е. Свящ. Предание, сказавши: «вспомни дни древние, помяни о деяниях прежних родов, спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.32:7 ). Все прочее после Моисея Боговдохновенные писатели свящ. ветхозаветных книг, так же, как и Моисей, в Свящ. Писании заключали только часть Бож. Откровения, но не все полностью. А если так, то свящ. Предание, несомненно, наряду с свят. Писанием имело значение руководства в вере для евреев во все дни ветхого завета, что подтверждается словами молитвы псалмопевца Давида: «Боже!», взывал он, «мы слышали ушами своими, отцы наши возвестили нам дело, какое Ты соделал во дни древние» ( Пс.43:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Об этом так говорит св. Златоуст: «Отсюда очевидно вытекает, что апостолы не всё предали верующим через послания, но многое сообщили и без письмени, между тем, и то и другое равно достоверно. Посему мы должны признавать достоверным и церковное предание». «Есть предание, больше не ищи ничего». «Многое, – говорит еп. Феофан, – из преподанного апостолами устно и заведённого ими лично, вошло потом в писания преемников их, пастырей Церкви, а многое оставалось и ими не записанным, а хранилось в сердцах, или в практике, в порядках жизни христианских. Иное намеренно не предавалось письмени, как например, образ совершения таинств, по замечанию Кирилла Иерусалимского , ради сокрытия того от неверующих, кои недостойны ни слышать, ни читать о том, пока не уверуют. Отсюда само собой видно, как неосновательно инославные отвергают учения и чины церковные, не означенные в Писании». Третья глава содержит в себе часть нравоисправительную. Первые пять стихов служат как бы предисловием. В нём св. апостол просит солунян молиться об успехе своего проповеднического дела вопреки козням окружавших апостола беспорядочных и лукавых людей, стремившихся помешать распространению евангельского благовестия как в Коринфе, так и повсюду. Собственно нравоисправительная часть начинается с 6 стиха: «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» – здесь предписывается общий закон для всего христианского благоповедения: христиане должны во всех поступках руководиться апостольским преданием и не иметь общения с теми, которые это предание отвергают или нарушают. Но в этих словах можно видеть и намёк на конкретное явление, которое обличает св. апостол далее, в 11 стихе: «слышим, что некоторые из вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся». Здесь имеются в виду суетящиеся празднолюбцы, то есть праздношатающиеся и не любящие трудиться. В обличение таковых св. апостол приводит в пример самого себя, напоминая солунянам, как он во время пребывания своего у солунян «ни у кого не ел хлеб даром», но «занимался трудом и работой день и ночь» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В этом же смысле Церковь называется также православной, или правоверующей. В истинной Церкви должно быть все существенное, чем владела Церковь при апостолах: так, непрерывное преемство богоучрежденной иерархии должно восходить в ней к апостолам; в учении, священнодействиях и основах церковного устройства она должна быть верна апостольскому Преданию. Такое преемство и такую верность апостольскому Преданию имеет православная Восточная Церковь. Она осталась верной апостольскому Преданию в учении, молитве и управлении. Поэтому даже враги не могут упрекнуть ее в каких-либо новшествах или отступлениях догматических, литургических и канонических, и она с полным правом носит наименование православной, т. е. право или правильно, неизменно сохраняющей учение и те начала, какие были даны ей ее Основателем и апостолами. В апостольских посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: «...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ), или «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня...» ( 2Тим.1:13 ). Неоднократно отмечается в посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ); «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит.3:10 ). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом: «...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «...есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста...» ( Тит.1:10–11 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 218–219, 225–235; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 190–191, 197–201; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православнодогматического богословия. С. 233–239; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 55–70. Вопрос 51. Понятие о таинствах Церкви, число таинств. Происхождение учения о седмеричном числе таинств. Таинство Крещения: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, его необходимость (Мф.28:18–20; Мк.16:16; Ин.3:5; Деян.2:38, 8:36,38; Гал.3:26–28; 1Кор.12:13). Крещение младенцев (Мф.19:14; Деян.16:14–15, 30–39; 1Кор.1:16). Неповторяемость Крещения (Рим.6:3–4; Еф.4:5) Ответ. Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божия. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Что же до нерушимости Священного Предания, то она поддается испытанию. Ибо любое учение, заповедь или сказание, которые относятся к нему, имеет следующие признаки: – не противоречит Священному Писанию , и значит, исходит от Спасителя или божественных апостолов, учивших по внушению Духа Святого; – пребывает в совершенном согласии с учением всех или большинства отцов и учителей Церкви; – сохраняется апостольскими Церквами, как имеющее непрерывную преемственность до наших дней; – принимается к руководству Вселенской Церковью; Все, что не таково, не признается истинным и священным, а значит, ему нельзя и следовать. Сектант: Что бы ни предпринимала, как говорите вы, Православная Церковь с целью оградить свое Предание, мы доверяем исключительно Священному Писанию . Ибо первые христиане принимали только то, что записано там, о чем говорят и Деяния апостолов: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так ( Деян.17:11 ). А значит и нам следует держаться только того, что вошло в Священное Писание. Священник: Похвальбу вашу посрамляет божественный Павел. Ибо он одобряет коринфских христиан за то, что хранят учение, полученное от него изустно, или через Предание: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Итак, что лучше: гнушаться Преданием, как делаете вы, или следовать великому Павлу, который хвалит тех, кто сберег Предание? Ведь в проповеди апостолов много того, что открыл им Сам Господь и что не вошло, однако, в Писание. Вы хвалитесь своей верностью лишь записанному, апостолы же научают нас и тому, что оставалось незаписанным. Сектант: Но откуда следует, что апостолы проповедовали что-либо сверх имеющегося в Писании? Священник: Вот лишь несколько примеров. Святой апостол Иуда в своем Послании говорит: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 ). Исследуй весь Ветхий Завет и посмотри, найдутся ли там еще где-нибудь эти слова Архангела. Но и далее в том же послании приводится пророчество Еноха, которого также не найти в ветхозаветных книгах Библии: се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники ( Иуд.1:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Сектант : Христиане не должны соблазняться никаким человеческим учением, отличным от Божественного, о чем напоминает им апостол: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому... а не по Христу ( Кол.2:8 ). Священник : Имеющие превратный ум не могут различать между преданием человеческим и преданием по Христу, то есть евангельским и апостольским. Ты привел слово Священного Писания, которое относится к суетному мудрованию века сего, но не к Преданию Церкви Христовой. Ибо Священное Предание не предание человеческое, не ложная философия, но слово Божие, переданное нам устно. Сам великий апостол Павел научает нас: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Вы же, сектанты, учите противоположному, не разумея, что и само Священное Писание плод Духа Святого, произросший из корня Священного Предания. Сектант : Чтобы спастись, истинным христианам довольно Священного Писания. Это подтверждают и слова апостола к Тимофею: ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:15–16 ). Итак, любые прибавления к слову Божию недопустимы. Священник : У апостола речь идет о ветхозаветном Писании, ибо Писания новозаветного христиане тогда еще не имели. Если же применить сюда ваше толкование, придем к мысли, что и книги Нового Завета незачем было принимать, как появившиеся позже и потому не включенные святым Павлом в понятие «Писание». Сектант : Мы не можем принять предание, в которое со временем вошло много ложного, так что теперь невозможно отличить, что в нем от апостолов, а что из иных источников. Священник : Послушай, человече! Не верь в этом деле ни уму своему, ни тем, у кого он подобным же образом помрачен. Усвой, что истины веры, запечатленные в Предании, Церковь закрепила в апостольских правилах, в правилах Вселенских и поместных соборов, в книгах исповеданий 41 , составленных святителями и чудотворцами. Этим установила она правило святой православной веры, оградив ее от множества еретических нападений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Деян.12:12. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.    Убедившись, что он действительно освобожден и осмотревшись, где он находится, Петр пришел к дому Марии, матери Иоанна, «называемого Марком».    Предания об этом Марке неодинаковы. Одно предание, разделяемое блаженным Феофилактом, считает его за одно лицо с Евангелистом Марком и Марком, племянником Варнавы. Другое предание, записанное в Четьях-Минеях (под 4 января — 17 января н. ст.), отличает его и от Евангелиста Марка и от племянника Варнавы. Третье считает его племянником Варнавы, отличая, однако, от Евангелиста Марка.    В этом доме собрались многие, молившиеся об избавлении Петра от угрожавшей ему опасности. Когда Петр постучался, к воротам вышла служанка Рода. Узнав голос Петра, она от радости не отворила ворот, но побежала сообщить радостную весть всем верующим. Эта весть показалась многим столь невероятной, что они готовы были признать Роду сошедшей с ума. Другие высказали предположение, что это Ангел Петра. Это предположение подтверждает, что с самого начала в христианской Церкви существовало учение об Ангелах-хранителях, заботящихся о спасении людей, к которым они приставлены (на основании Мф 18:10и Евр. 1:14). Когда после вторичного стука Петра, открыли, наконец, двери и увидели его, то были поражены тем, что это действительно он сам. Деян.12:17. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.    Рассказав о своем чудесном освобождении и повелев уведомить о том Иакова, брата Господня, который был предстоятелем Иерусалимской церкви, и «братьев», то есть других членов христианского общества, Петр, «выйдя, пошел в другое место». Что это за «другое место», Дееписатель не говорит, но есть предание, что Петр в первых годах царствования Клавдия был в Риме. Это как раз совпадает с рассматриваемым временем, когда был, по всей вероятности, 44-ый год по Р. Хр., после Иудейской Пасхи и 4-ый год царствования Клавдия. О Петре в книге Деяний больше не упоминается до самого Апостольского Собора в Иерусалиме, бывшем в 51 г. (см. гл. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Об этом так говорит св. Златоуст: " Отсюда очевидно вытекает, что Апостолы не все предали веруюшим чрез послания, но многое сообщили и без письмени; между тем и то и другое равно достоверно. Посему мы должны признавать достоверным и церковное предание. " Есть предание, больше не ищи ничего " . " Многое " , говорит епископ Феофан, " из преподанного Апостолами устно и заведенного ими лично, вошло потом в писания преемников их, пастырей Церкви, а многое оставалось и ими незаписанным, а хранилось в сердцах, или в практике, в порядках жизни христианских. Иное намеренно не предавалось письмени, как например, образ совершения таинств, по замечанию Кирилла Иерусалимского, ради сокрытия того от неверующих, кои недостойны ни слышать, ни читать о том, пока не уверуют. Отсюда само собою видно, как неосновательно инославные отвергают учения и чины церковные, не означенные в Писании " . Третья глава содержит в себе часть нравоисправительную . Первые пять стихов служат как бы предисловием. В нем Апостол просит Фессалоникийцев молиться об успехе своего проповеднического дела, вопреки козням окружавших Апостола беспорядочных и лукавых людей, стремившихся помешать распространению евангельского благовестия как в Коринфе, так и по всюду. Собственно нравоисправительная часть начинается с 6 стиха: " Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас " — здесь предписывается общий закон для всего христианского благоповедения: христиане должны во всех поступках руководиться апостольским преданием и не иметь общения с теми, которые это предание отвергают или нарушают. Но в этих словах можно видеть и намек на конкретное явление, которое обличает Апостол далее в 11 стихе: " слышим, что некоторые из вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся " . Здесь имеются в виду суетящиеся празднолюбцы, или, по церковно-славянскому тексту, " лукавно обходящие " , то-есть праздношатающиеся и не любящие трудиться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Исправление претыкающимся Если у кого-либо есть некая полезная вещь, отвергает ли он из-за этого другую полезную вещь? И кто скажет: «Мне полезна одежда, значит, мне не полезна пища», или: «Если мне полезна пища, то не полезно питье». Такая непоследовательность мысли мо­жет быть только у безумного. Такая же непоследовательность отличает и ваши, против­ники, комментарии на Апостольские высказывания. Апостол говорит: Все Писание (...) полезно для научения, для обличения, для исправлению, для наставления в праведности. Вы же как бы последовательно говорите, что Предания не полезны. И как согласовать одно с другим? Если бы то, что вы говорите, соответствовало истине, то случилось бы много нелепостей, подобных этим. Например, Павел говорит: благочестие на все полез­но ( 1Тим. 4, 8 ). Следовательно, все остальные добродетели не полезны. Снова: Милосты­ня полезна для спасения ( Лк. 11, 41 ; Тов. 4, 7–11 ). Следовательно, не полезна для спасения молитва . Истинно ли это высказывание? Это столь же непоследовательное добавление к словам Апостола. Претыкание пятое Иоанн Богослов говорит в Апокалипсисе: И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того на­ложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни ( Откр. 22, 18–19 ). Поскольку Иоанн, говоря это, столь грозен, не веля прикладывать или отнимать, то кто дерзнет добавлять Предания к Священному Писанию. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ: Эти слова не направлены против Предания, и они не запрещают к Апокалипсическому Пророчеству прилагать другие учения, не противоречащие бла­гочестию. Если бы они запрещались, то напрасными и бесполезными были бы проро­чества Исаии, Иеремии и других Пророков Ветхого Завета. Также напрасными и бес­полезными были бы Евангелие, Послания, Символ веры и так далее. Слова Апостола не запрещают все это, а запрещают изменения, извращающие Апокалипсис добавлени­ями или изъятиями: добавлениями, не относящимися к сути книги, и изъятиями час­ти текста. Такие извращения Священного Писания нам, Божией благодатью, всецело чужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Исполняя это повеление, апостолы разошлись по всей земле с проповедью о Христе, основывали церкви, учили людей всему, что видели и слышали от Господа. На первых порах они также проповедовали устно и лишь впоследствии стали записывать свое благовествование. Первое Евангелие (от апостола Матфея) появилось примерно через 7 лет после Вознесения Господня, Евангелие от Марка – через 22 года, Евангелие от Луки – через 23 года, а Евангелие от Иоанна – через 65 лет. Причем Евангелие от Луки было написано исключительно на основе устного предания от учеников Христовых: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова...» ( Лк.1:2 ). На основе предания апостол Павел говорит о явлениях воскресшего Христа более, нежели пятистам братий, а потом Иакову и всем апостолам ( 1Кор.13:6–7 ); апостол Иуда, также на основании предания, записал о споре архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом ( Иуд.1:9 ), о пророчестве Еноха ( Иуд.1:14–15 ). Апостольские послания появились в течение первого столетия христианства. Но и после этого апостолы не прекратили устной проповеди . Да и записали они, как сами свидетельствуют, далеко не все учение и не все деяния Христа. Апостол Иоанн Богослов в своем послании пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам» ( 2Ин.1:12 ). В Священном Писании нет подробных указаний, как совершать, согласно практике апостолов, таинства и другие священнодействия, как отправлять богослужение, как соблюдать обряды в чистоте их первоначального установления. Так, например, о таинстве крещения мы знаем, что для него необходима вода ( Ин.1:5 ), что во время его совершения произносятся слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.13:19 ), но ничего не сказано, как именно совершать это таинство, какие читать молитвы и т. д. Равным образом и о святом таинстве причащения читаем, что Господь на тайной вечере взял хлеб и, благословив, преломил его; потом взял чашу, благодарил и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.13:19–20 ), но как именно совершать это таинство, какими словами благодарить, как благословлять и преломлять, в Священном Писании не объяснено.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Апостол Павел пишет: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим.1:1–2 ). Но какие это должны быть молитвы, прошения? Говорит он также, что богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (в слав. тексте – «по чину») ( 1Кор.13:40 ). Но как именно и по какому чину? Все эти сведения сохранялись только в Священном Предании. Ввиду такой важности Священного Предания апостолы заповедовали христианам почитать его наравне со Священным Писанием. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол.1:15 ). Апостол этими словами обязывает нас сохранять не только то учение, которое изложено в посланиях, но и то, которое передано им устно, на словах. Священные Предания, соблюдаемые Православной Церковью , берут свое начало от Самого Иисуса Христа и святых апостолов. В строгом богословском смысле Предание – Сам Иисус Христос как Господь, постоянно присутствующий и действующий в Церкви. Священное Предание есть живое Откровение Божие в Церкви через Иисуса Христа. Евангелист Иоанн, изложивший учение Спасителя и историю Его земной жизни после других евангелистов, в конце своего Евангелия говорит: «Многое и другое сотворил Иисус: но, если бы о том писать подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.13:25 ). Это не написанное в священных книгах, очевидно, сохранилось в памяти и сердце верующих, или в Священном Предании. Апостол Павел, прощаясь с пастырями Ефесской Церкви, говорит им, что он «три года день и ночь учил со слезами каждого из них» ( Деян.13:31 ). Эти беседы апостола не были записаны и, без сомнения, сохранились в памяти епископов и пресвитеров Ефесских, или в Предании. Апостол убеждал их помнить эти беседы. Тот же апостол в послании к Тимофею пишет, чтобы он «слышанное от него при многих свидетелях передал другим верующим, которые бы способны были других научить» ( 2Тим.1:2 ). Очевидно, апостол внушает Тимофею руководствоваться тем учением веры, которое передано было ему устно, или Священным Преданием. Кроме того, многие из апостолов не оставили после себя никаких писаний, между тем проповедовали веру Христову в различных странах и устроили там церкви. Очевидно, проповедь их сохранилась между верующими в памяти и сердце их, или через Священное Предание. Что они могли сохраниться от времен апостольских, можно видеть из следующего: апостолы, по данной им власти от Самого Иисуса Христа, еще при жизни своей избирали преемников своего служения – епископов, которым и передавали то, что не было изложено в Священных Книгах. И первые епископы, получившие наставление в вере от самих апостолов, сохранили в своих писаниях многие предания, полученные от них.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010