Мученик Ардалион был актером, или лицедеем. Однажды он начал играть роль мученика для народной забавы, но кончил тем, что объявил себя христианином и сам сделался мучеником. Его сожгли на костре. Это было при царе Максимиане, в конце III века. Мученик Азат был слугой персидского царя Сапора 2-го. Он пострадал вместе со многими другими, около 341 г. 1000 мучеников пострадали в 841 г. вместе с св. Азатом после св. Симеона (память его 17 апреля). Все они убиты были во дни страданий и воскресения Христова. Виленская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, написана св. евангелистом Лукой. Привезена в Вильну, как родительское благословение, Еленой, дочерью Uoahha III , при вступлении ею в супружество с Александром, князем литовским, в 1495 г. По смерти Елены икона поставлена была в Пречистенском храме, где погребена княгиня. Впоследствии перенесли ее в виленский Троицкий собор, где и находится она. В предместье Вильны, в мужском монастыре, находится другая Виленская икона, которая явилась в 134 г. На ней Богоматерь изображена во весь рост, стоящей на месяце; над главой Ее ангелы держат венец. 15-е число Апостолы: Аристарх, Пуд и Трофим – из 70-ти апостолов. Аристарх был сотрудником апостола Павла и затем епископом в сирийском городе Анамее. Пуд был сенатором в Риме, отличался благочестивой жизнью, принимал у себя апостолов Петра и Павла и дом свой обратил в церковь . Трофим, из города Ефеса, был учеником апостола Павла и сопутствовал ему в путешествиях с евангельской проповедью. Все трое были замучены в Риме, при императоре Нероне, одновременно со св. Павлом. Мученик Савва был готф по происхождению. Во время гонения готфских христиан от Афарида, после разных жестоких мучений, был утоплен в реке Муссове, в Валахии, в 372 г. Когда шел на смерть, св. мученик благодарил Бога. Исполнители казни были тронуты этим и сказали между собой: «Отпустим Савву, Афарид не узнает об этом». Тогда св. мученик сказал: «Делайте что приказано. Я вижу свв. ангелов, готовых взять душу мою на небеса». Св. мощи Саввы перенесены были в Каппадокию при Василии Великом .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

ВЕРА (раздел). – С.30-43.   Школа «Фомы». Именины:   Дионисий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Дионисий - имя древнегреческого происхождения, переводится как «Дионису принадлежащий». В античной мифологии Дионис – бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза; Дни памяти : 16 октября – день памяти священномученика Дионисия Ареопагита; 17 января – Собор 70-ти апостолов; Священномученик Дионисий Ареопагит ( I век) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святого и фото: Афины, Греция. Руины Ареопага и других строений;   Святые с именем Дионисий : Преподобный Дионисий Олимпийский (90-е гг. XV в. - 1541). Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570-1633); Известные люди с именем Дионисий: Денис Фонвизин (1745-1792) – литератор, драматург, автор сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Денис Мацуев (род.1975) – известный российский пианист. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Интересные факты. Ил.: Ангельские чины. Икона (по преданию Дионисию Ареопагиту принадлежит главное в святоотеческой литературе сочинение об ангелах, о девяти ангельских чинах). Фото: угол Бауманской улицы и Денисовского переулка в Москве, где в конце XVIII века жил Денис Фонвизин//Фома. - – октябрь 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Тихон Сысоев . Как сомневались святые? 5 историй об искренней вере: Фома, Антоний Великий, Николай Японский, Иосиф Исихаст, Лука (Войно-Ясенецкий). Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – октябрь 2017. – С.32-35. – (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Суть вещей:   Вериги преподобного Никиты Столпника . [Вериги (старослав. верига – «цепь») – тяжелые цепи или любые металлические предметы (кресты, кольца, пластины, подошвы обуви), которые носили на себе подвижники для усмирения плоти по благословению духовного наставника. Ношение вериг – один из видов аскетического подвига; Преподобный Никита Столпник. [Жил в XII веке в Переславле-Злесском]. О нем и его подвиге; Большие вериги (с указанием, где находятся); Малые вериги ; Ил.: Преподобный Никита Столпник. Икона святого. Большие вериги. Малые вериги. Никитский мужской монастырь. Фото www.lori.ru; Кто еще носил вериги : Евфросиния Полоцкая. Преподобный Феодосий Печерский. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский; Интересный факт: 29 января Православная Церковь празднует поклонение честным веригам апостола Петра. Святыня находится в храме апостола Петра в Риме. Подготовил Кирилл Баглай . Фото Михаила Кудрявцева//Фома. - – октябрь 2017. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-174...

Крит (называемый иначе Кандия — от главного города того же имени), находится в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. Христианство здесь началось еще во времена апостольские; первые начала его положены были очевидцами события Сошествия Святого Духа на Апостолов, ибо при сем были и Критяне (Деян.2:11). Затем оно было здесь утверждено и распространено Апостолом Павлом, как это можно видеть из послания его к Титу, коего Апостол поставил в Крите епископом для довершения того, чего не мог окончить сам и для рукоположения пресвитеров (Тит.1:5). В XVII веке о. Крит перешел во владение турок, сейчас — Греция. Карп (Апостол от 70-ти) был учеником и сотрудником св. Апостола Павла, что видно из воспоминания о нем первоверховного Апостола в послании к Тимофею: «» (2 Тим.4:13). Карп переносил послания Апостола Павла по его назначению; был епископом в Македонском городе Берии и ревностно заботился о распространении веры Христовой. Память св. Апостола Карпа празднуется 26 мая. Память преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского Иоанн получил прозвище Хозевита от лавры Хузивской, в которой он провел большую часть своего иноческого жития. Эта лавра находилась в пустыне Хузиев или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном, вправо от большой дороги и недалеко от спуска в низменную долину Иорданскую. Лавра эта была расположена в дикой местности. Церкви и келлии монахов находились в глубине оврага и, вися на высоте 50 сажен, были как бы прилеплены к каменистым утесам. Хузивская лавра возникал в V веке. Имя первого ее основателя неизвестно. Время особенного процветания лавры Хузивской: VI, VII и VIII века, когда она особенно славилась строгостью жизни своих подвижников. Лавра эта существовала еще в XII веке. О дальнейшей судьбе ее ничего неизвестно. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 5) > < >< back 6) > < >< back 7) > < >< back 8) > < >< back 9) >

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Немало терпел он и гонений и заключений в темнице за обличение беззаконных дел. Скончался имея около 80 лет, в 814 г. Св. Феодор Студит (память коего 11 ноября) был его племянником. 6-е число Св. Евтихий был архиепископом Константинопольским. Родился во Фригии, в Малой Азии; получил образование в Константинополе. Был священником. Поступив в один из амасийских монастырей, за свою строго-иноческую жизнь скоро был сделан архимандритом и начальником всех амасийских монастырей, а затем в 522 г. возведен на патриарший престол. Председательствовал на 5 Вселенском Соборе против ереси Нестория и Евтихия, в 553 г. За обличение императора Иустиниана в заблуждениях был сослан в заточение. Здесь многие больные получили от него исцеления, а нуждающиеся в материальной помощи эту помощь. После 8 лет заточения возвращен был на патриарший престол царем Иустином. Скончался 70-ти лет. Мощи его покоятся в Венеции, куда перенесены были из цареградского храма Св. Апостолов. Глава хранится в Хиландарском монастыре на Афоне. Св. Мефодий, архиепископ моравский, вместе с братом своим Кириллом (память его 14 февраля) был учителем славян в христианской вере. Происходил от знатной фамилии в г. Солуни. Получив образование в родном городе, был правителем одной славянской области в Македонии. После 10 лет службы удалился в Полихрониев монастырь на горе Олимп, где уже подвизался брат его Кирилл. В 857 г. оба брата были вызваны на проповедь славянам. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги и впервые ввели у славян богослужение на их родном языке. А это весьма много содействовало просвещению славян. По наветам немецких епископов вызваны были в Рим, как проповедники Евангелия на славянском языке, тогда как, по их мнению, слово Божие должно читать только на тех трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом. Папа Адриан оправдал святых братьев. Св. Кирилл скончался в Риме, а св. Мефодий был возведен в сан епископа Паннонии, или Моравии, и возвратился к своей пастве, где и служил просвещению славян до конца жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Св. апостолы: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт, или Кварт, и Тертий были из числа 70-ти. Святые Олимп и Родион последовали с апостолом Петром в Рим и, по повелению Нерона, там были усечены мечом. О св. Сосипатре читать под 28 апреля. Св. Ераст был епископом в Панеаде; св. Куарт – в городе Берите, где обратил многих греков ко Христу и скончался мученически. Св. Тертий был епископом в Иконии, после Сосипатра, докончил обращение иконийских язычников и сотворил много чудес. Скончался мирно. Преподобный Феостирикт подвизался в IX веке в монастыре, близ горы Олимпа, который называется «Символами». Мученик Орест был весьма искусным врачом в Каппадокийском городе Тиане. Прибывший в этот город гонитель христиан Максимиан призвал в себе Ореста и всячески склонял к отречению от христианства. «Я слышал, что ты искусный врач, – сказал Максимиан Оресту, – поэтому не хочу губить тебя. Покорись царской воле, и будешь моим сыном. Узнает о тебе и царь и будет благоволить к тебе». – «Ничем не прельстить меня, – отвечал св. мученик. Я не ищу временной чести и не избегаю бесчестия и мук за Христа; у Него я хочу обресть благодать и сыном Его желаю называться». После сего привели Ореста в идольский храм. «Скажи мне последнее слово, – говорил мучитель святому, – поклонишься ты или нет нашим честным богам. Иначе вот ждут тебя муки». – «Ты думаешь, князь, что я боюсь мук, – отвечал Орест; – ты не знаешь, что Христос поможете мне претерпеть всякие муки». Его начали бить. Святой же, сказав; «Боже, сотвори со мной знамение во благо, да видят ненавидящиии мя и постыдятся», дунул на идолов. Идолы упали и разбились; все выбежали из храма, и, когда он сам вышел оттуда, храм разрушился. Св. Ореста заключили в темницу и семь дней морили голодом. Выведя из темницы, снова принуждали поклониться идолам и затем, вколотив в пятки гвозди, привязали мученика к дикому коню и пустили коня по терниям и острым камням, отчего св. Орест скоро скончался. Это было около 304 г. Мощи его были брошены в море. Священномученик Милий был епископом Персидским. Жил он в IV веке. Путешествовал в Иерусалим и Египет с проповедью о Христе. Возвратившись оттуда, принял мученический венец, во время гонения от Сапора 2-го. 11-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Св. Галактион объяснил сон, говоря: «Черноризцы, это – люди, презревшие все мирское и служащие одному Богу; девицы, это – девы, которые оставили своих женихов и родителей и всю прелесть мира и последовали за Христом; крылатые юноши – ангелы Божии». – «О, если бы и нам прославлять Бога вместе с ними!» – сказала Епистима. «Если мы сохраним девство и оставим мир, то и мы будем блаженствовать вместе с ними», – отвечал Галактион. Тогда св. Епистима согласилась остаться девой и просила Галактиона не разлучаться с ней. Затем, раздав имение, оба они поселились в монастырях близ горы Синая. Жили святые во время Декиева гонения в III веке. Князь Урс, узнав об иноках и инокинях монастырей близ Синая, потребовал всех их к себе. Те в страхе разбежались, но Галактион остался. Его повели к князю. Узнав об этом, Епистима настигла Галактиона на дороге и просила взять и ее с собой. Воины схватили святую и обоих их представили на суд к князю, Князь приказал раздеть святых и мучить. Св. Епистима, не желая быть обнаженной, молилась об ослеплении князя и бывших с ним. Все ослепли и просили Епистиму об исцелении. Она, помолившись, исцелила, и тогда многие уверовали во Христа. Князь же не уверовал и велел мучить святых, – вбивать под ногти на руках и ногах заостренные палочки и затем отсечь им руки, ноги и головы. Так скончались святые мученики Галактион и Епистима. Апостолы: Патров, Ерм , Лин, Гаий и Филолог были из 70-ти. Они были епископами: Патров в Неаполе, Лин в Риме, Гаий в Ефесе, после св. Тимофея, Филолог в Синопе, и обратили многих ко Христу. Об Ерме читать под 8-м марта. Св. Григорий, архиепископ Александрийский, с юношеских лет посвятил себя благочестию, за что по смерти патриарха всеми единодушно был избран в архиепископа. Он отличался кротостью, смирением и великим милосердием. Император-иконоборец Лев армянин подверг его мучению и заключил в темницу за противодействие ереси. «За икону Христа Бога моего я готов отдать все свои члены на отсечение», – сказал св. Григорий. Император осудил его на заточение, где он и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Мученик Папа был родом из Лиранды, города в Ликаонии. За веру Христову его сначала били розгами, а затем так сокрушили лицо, что нельзя было узнать его, водили в сапогах с железными гвоздями и наконец привязали к дереву и уморили. Пострадал он при императоре Максимиане. Мученик Иулиан пострадал при императоре Максимиане в г. Антиохии. Мученики Трофим и Фала были родными братьями и оба священниками. Они проповедовали веру Христову и обличали нечестие язычников, несмотря на то, что в их время было страшное гонение на христиан. Жили они в III веке в г. Лаодикии, в Карии (ныне Нуе-Леске). Правитель Карии Асклипиодот приказал убить их камнями. Но бросаемые камни не касались мучеников, а обратно отлетали и поражали самих мучителей. Наконец Асклипиодот велел распять их, и святые мученики с креста не переставали учить народ и с молитвой скончались. Асклипиодот после казни сих мучеников умер в ужасных страданиях. Апостол Аристовул был из 70-ти апостолов, брат ап. Варнавы. Происходил из Кипра. Ап. Павел послал его проповедовать веру Христову в Англии (древней Британии). Здесь он перенес много страданий от неверных: его били, влачили с поруганием по улицам и всячески оскорбляли. Но он просветил страну; здесь и скончался Священномученик Александр был папой в Риме. Св. Серапион был архиепископом в Новгороде. Родился в селе Пехре, близ Москвы, жил в XV веке, при великом князе Иоанне III. С молодых лет желал уйти из мира, но, повинуясь родителям, вступил в брак и принял священство. Скоро умерли жена Серапиона и родители, и он раздал все имение бедным и ушел в Дубенский монастырь (на границах Тверской и Владимирской губерний). Отсюда перешел в Троицкую лавру и сделан был настоятелем в ней. Великий князь любил и уважал Серапиона и нередко пользовался его советами. В 1506 г. Серапион был посвящен в сан архиепископа Новгородского. Много скорбей перенес он в новом своем сане. В его время в Новгороде не раз свирепствовала моровая язва, был страшный пожар, вместе с пожаром ужасная буря. Пожар был прекращен по слезным молитвам святителя, когда он вышел с крестным ходом на улицу города. В 1509 г. святой был лишен епископской кафедры и заключен в Андроников монастырь. Это произошло вследствие отлучения им от Церкви Иосифа Волоколамского за то, что тот самовольно, без разрешения его, как архиепископа, перешел под власть московского митрополита. Из Андроникова монастыря святой переведен был в Троицкую лавру, где и скончался. Предвидя свою близкую кончину, он принял схиму. Скончался в 1516 г. Св. мощи Серапиона обретены нетленными и почивают под спудом в притворе Троицкого собора, в Троице-Сергиевой лавре. 17-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В бытность И. Христа в Иерусалиме Варнава, слыша учение и видя чудеса Его, уверовал в Него. Господь, избирая после 12-ти 70 апостолов, избрал, в том числе и его. Ап. Варнава был одним из видных деятелей между апостолами. Так, продав свое имение, вырученные деньги он положил к ногам апостолов. Когда ап. Павел после своего обращения пришел в Иерусалим, то Варнава представил его апостолам. Варнава ходил в Антиохию для возложения рук на новообращенных. Проповедовал вместе с Павлом. Присутствовал и действовал на апостольском соборе в Иерусалиме относительно того, нужно ли обрезывать язычников, обращающихся в христианскую веру. На 76 году своей жизни принял мученическую кончину в г. Саламине. Ожесточенные его проповедью, иудеи побили его камнями и хотели сжечь его тело, но огонь не коснулся его, и оно было похоронено. В 488 г. оно было обретено, и на груди св. апостола оказалось лежащим Евангелие Матфея, списанное самим Варнавой. Преподобный Варнава называется Ветлужским, потому что подвизался близ реки Ветлуги, в пустынном месте, Костромской губернии. Здесь в 1445 г. он скончался, и впоследствии на этом месте основана обитель. В настоящее время обитель не существует. Храм, где покоятся мощи св. Варнавы, служит соборным храмом города Варнавина. Абульская икона Богородицы находится в Испании, в г. Абуле. В 1870 г. она прославилась чудом исцеления слепой монахини. Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» находится на Афоне. Там однажды в келью к иноку зашел некто странник. Это было под воскресный день. Оба они стали петь всенощную, и когда инок запел было древнюю песнь Богородице – «Честнейшую Херувим», то странник сказал: «У нас не так величают Богородицу; мы поем прежде «Достойно есть» и пр. и затем уже прибавляем «Честнейшую» и пр. Инок просил гостя написать это, чтобы и ему так петь. За неимением бумаги он написал на камне; камень как воск умягчался под его рукой, и глубоко врезывались слова, и сам тотчас же сделался невидим. После такого чуда икона взята была в соборный храм и получила название «Достойно есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

128 Согласно Беде Достопочтенному (ок. 673–735), символика даров такова: золото – знак почтения к Царству Христову, ладан – признание божественности Христа, мирра, применявшаяся при бальзамировании, – пророчество о смерти. 129 Некоторые писатели путем различных изысканий, весьма мало обоснованных, доказывают, что маги пришли из Персии. 130 Здесь прямое указание на Симеона Богоприимца, благочестивого служителя Божия, которому, по преданию, было уже более трехсот лет. Память его празднуется 3/16 февраля. 132 Блаженный Иероним Стридонскии (4 2 0) –Учитель Церкви и столп Западной Церкви, пресвитер, один из образованнейших людей своего времени, его латинский перевод Библии считается каноническим (Вульгата); последние 33 года жил в Вифлееме, работая над церковно-историческими произведениями. Память его 15/28 июня. 135 Святой Пармений – апостол из 70-ти, один из семи диаконов. Святого Вириния определить по католическим святцам не удалось. 136 Только в этом тексте отец святой Анны называется Иссахаром; вероятно, это ошибка в трудах переписчиков и переводчиков, ибо отцом Анны был священник Матфан, и она происходила из колена Левиина, из рода Ааронова. 138 Вероятно, что здесь следует читать не «двадцать», а пятьдесят, как в Первоевангелии, что согласно со всей логикой события о даровании Господом им позднего ребенка. 140 В другой рукописи это дополнено так: «Я был изгнан с поношением из храма: зачем я возвращусь к ней, оттолкнутый и неуважаемый? Я останусь здесь с моими овцами до тех пор, пока Бог даст мне свет этого мира». 142 «И было у Храма пятнадцать ступеней, или степеней восшествия, потому что Храм был высоко поставлен по числу пятнадцати степенных псалмов», – уточняется в «Золотой легенде». Эти 15 псалмов со 119 по 133 (нумерация православной Библии) известны как Псалмы Восхождения, или «Малая Псалтирь паломников», они пелись каждый на своей ступени. На их основе составлены св. Иоанном Дамаскиным Степенны антифоны, которые поются за богослужением Православной Церкви. 144

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Именно поэтому ответственное отношение к букве и смыслу библейского текста вряд ли может вложить в уста праведного Симеона отчетливое пророческое видение Воскресения или приобщение пасхальной радости и тайне. Подобное прочтение возможно лишь при желании выйти за границы празднуемого события и наделить литургический звукоряд праздника богословскими идеями и интуициями, не свойственными библейскому событию, но отражающими мировосприятие современников праздничной Литургии столетия спустя. о. Иосиф: Предсказание праведного Симеона «Свет во откровение языков (язычников)» (Лк 2.32) является первым упоминанием о спасении всех народов и встречается у апостола и евангелиста Луки. Появится оно вторично уже только по Воскресении Христовом в 24 главе стихе 47: «и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах». Таким образом, апостол Лука связывает пророчество Симеоново и обетование Спасителя, смутное видение, «как бы сквозь тусклое стекло» и радость встречи с воскресшим Христом. «Ибо видели очи мои, спасение, еже еси уготовал пред лицем всех людей» - с одной стороны, это уже свершившийся факт Воплощения Сына Божия, это Богоявление-Епифания, с другой, это еще только макет, заготовка, которая должна стать явью. Однако реализация пророчества не ускользает от пера евангелиста Луки. Книга Деяний Апостольских посвящена именно этому. В ней мы узнаем, каким образом свет евангельский распространялся в самые отдаленные провинции римской империи, к самым разным народам и племенам. III «Место встречи изменить нельзя» о. Августин: Повествование события Сретения, находимое в Писании, сочетает в себе ясность образов и полное отсутствие их детального наполнения. Праздник иконографичен, что делает его чрезвычайно гибким для богословской и символической рецепции, свидетельством чему - история образов, соединенных мышлением Церкви с событием принесения Иисуса в Храм. Конфликт интерпретаций перевода Священного Писания делает Симеона одним из авторов греческого перевода 70-ти и поручает ему ответственность за перевод текста пророка Исайи о рождении Христа от Девы (Ис. 7, 14). В результате дальнейшей рецепции,обетование увидеть пришедшего Христа-Мессию, не увидев прежде смерти, делается амбивалентным. Оно становится следствием сомнения Симеона, в момент перевода не уверенного в правильности употребления слова «Дева» по отношению к Рождающей Мессию. Согласно такому прочтению, Симеону в момент Сретения около трехсот лет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010