Приблизившись в столбу, святитель увидел на воздухе образ Божией Матери с младенцем Иисусом и долго и усердно молился пред образом. После молитвы возвратился обратно, забыв там свой жезл. Утром, когда стали искать жезл, епископ вспомнил, где он забыл его. Пересказал о видении и послал своих слуг за жезлом. Слуги нашли жезл и около него увидели икону Богородицы на земле, между деревьями. Тогда и сам святитель поспешил на ту сторону реки и признал виденную им ночью икону. Тотчас же вместе со своими слугами он приступил к построению здесь церкви. Жители Ярославля, узнав о явлении иконы, спешили помогать святителю в святом деле. Впоследствии на месте явления иконы устроен был монастырь. Икона сотворила много чудес. 9-е число Св. апостол Матфей был в числе 12 апостолов, вместо Иуды предателя. Происходил он из г. Вифлеема и был учеником св. Симеона Богоприимца. Встретив И. Христа, когда Он вступил в дело служения спасению рода человеческого, Матфей возлюбил Его, оставил все и пошел за Ним. Господь сделал Матфея не только Своим учеником, но и апостолом в числе 70-ти. После вознесения Господня, когда посредством жребия избирали апостола на место Иуды, жребий пал на него. Св. Матфею назначено было проповедовать Евангелие в Иудее, хотя он проповедовал и в других странах. Проповедуя, он творил множество чудес: исцелял слепых и хромых, очищал прокаженных, изгонял злых духов и воскрешал умерших. Иудейский архиерей Апан, сильный гонитель христиан, потребовал Матфея к себе на суд. На суде произнес речь, в которой назвал И. Христа и Его учеников развратителями народа. изменниками отечеству и людьми, желающими погибели его. Но, несмотря на то, что апостол посредством пророчеств и преобразований доказал, что И. Христос есть обещанный Мессия, Сын Божий, его осудили в богохульстве и побили камнями. В угоду римлянам, на то, что будто бы апостол был противником Кесарю, отсекли ему голову. В 1200 г. главу ап. Матфея видели в Константинополе, в храме Апостолов. Мученик Антоний происходил из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Скачать epub pdf Св. мученица Ермиония, дочь апостола Филиппа Св. Ермиония была дочерью апостола Филиппа, одного из 70-ти. Она жила в Малой Азии, знала врачебное искусство и безвозмездно врачевала многих верующих. Когда император Траян отправлялся на войну с персами, св. Ермионию представили ему как христианку. Император ласками хотел склонить Ермионию отречься от Христа, но святая не склонилась на льстивые обещания, за что ее жестоко били по лицу. Твердость, с которой св. Ермиония переносила побои, возбудили в императоре раскаяние и он отпустил ее на свободу. После этого св. Ермиония открыла лечебницу и стала врачевать приходящих к ней больных, а когда было нужно, то подавала и духовную помощь. Мирно прожила она до конца царствования Траяна. Когда же на престол вступил император Адриан, он призвал святую к себе, и на вопросы его, сколько ей лет, какого она рода и чем занимается, она мужественно ответила: «Христос знает, сколько мне лет». Царю не понравился этот ответ и он приказал бить св. Ермионию железными прутьями, а потом бросить в котел, наполненный кипящей смолой, расплавленным оловом и серой. Находясь в котле, св. Ермиония говорила царю: «Поверь мне, царь, что как ты сидишь и не чувствуешь огня, так и я». После этого св. Ермионию бросили обнаженную на раскаленную сковороду, но Ангел Господень охладил сковороду, и святая была снята с нее невредимой. Тогда она сказала царю: «Я желаю быть в капище». Обрадованный царь, думая, что святая хочет поклониться идолам, тотчас же приказал ее вести в языческий храм. Но радость его была преждевременна: едва только святая вступила в капище, как все идолы, по молитве святой к истинному Богу, попадали на землю. Святая Ермиония сказала царю, чтобы он пришел подать помощь своим богам, потому что они упали сами встать не могут. Увидав идолов поверженными, царь приказал отрубить голову св. Ермионии. Тело ее было погребено в Ефесе. Память св. мученицы Ермионии празднуется Св. Церковью 4 сентября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Язычники побили его камнями. Это было в 93 г. В IV веке мощи св. Тимофея перенесены были в Царьград и положены в Церкви свв. апостолов. Церковь причисляет св. Тимофея к числу 70-ти апостолов. Преподобномученик Анастасий персянин был сыном персидского волхва. В его время (в VII веке) Хозрой, царь Персии, овладев Св. Землей, в числе добычи увез с собой в Персию из Иерусалима крест Христов. Анастасией служил воином в столице. Услышав о кресте, он пожелал узнать его историю и – принял христианскую веру. После крещения Анастасий поселился в одном из иерусалимских монастырей, где провел 7 лет. Любил он читать жития святых, особенно мучеников, и в нем возгорелось желание пострадать за Христа. Господь показал ему во сне, что его желание будет исполнено. Однажды проходил он г. Кесарию. Тут увидели его персы и громко закричали: «Вот идет отступник!» – и представили к своему князю. Князь требовал, чтобы Анастасией возвратился к своей прежней вере, и спросил: неужели нравится ему монашеская одежда? Святой отвечал, что эта одежда приятна ему, потому что она ангельская, и дороже, чем княжеский сан. Князь начал грозить ему мучениями, говоря: «Побойся гнева царского; если царь узнает о тебе, то велит распять». – «Зачем бояться тленного человека? Он может убить только тело, а не душу», – отвечал Анастасий. Тогда начали мучить его, но Господь помогал ему переносить все мучения. «Царь повелевает тебе сказать только, что ты не христианин, и ты будешь отпущен», – сказал еще правитель Анастасию. «Ни пред тобой, ни пред другим, ни явно, ни тайно, ни словом, ни мыслью, ни даже во сне не отрекусь я от моего Спасителя», – отвечал св. преподобномученик. Его снова мучили и бросили в темницу. Св. Анастасий предузнал свою кончину накануне ее и объявил о том узникам. Действительно, на другой день, по приказанию царя Хозроя, его удавили. Это было в 627 году. Мощи св. Анастасия находятся в Риме. Мученики: Мануил, Георгий, Петр и Леонтий – епископы, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт и Парод – пресвитеры пострадали в IX веке от болгар, бывших тогда язычниками. Нападая на греков, болгары грабили и разоряли греческие города и селения и предавали пленных жестоким мучениям. Так, св. Мануил был рассечен пополам; Георгия и Петра сначала били палками, а потом усекли мечом; также усекли мечом и Иоанна, Леонтия, Гавриила и Сиония; Леонту разрезали мечом живот, а Парода побили камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Вчера пришел ко мне инок и говорит: «У меня есть очень большой грех , не знаю, простит ли мне Господь?» Я спросил: «Какой?» Он говорит: «Хула на Бога и на Святые Тайны». Я говорю ему: в этих мыслях нет греха, ибо они от диавола и называются прилогами, а прилоги безгрешны; не обращай на них внимания и мысль возведи на какой-либо предмет Святого Писания. Еще поговорил с ним на эту тему и дал ему Лествичника, чтобы прочел там о хульных помыслах. Сегодня четвертое января, Святая Церковь празднует [Собор] 70-ти апостолов. Из них пять апостолов отпали: Иуда, Николай – был епископом, Фегелл – был епископом, Ермоген тоже был епископом, Димас – был иерей и служил идолам. Меня занимали раньше такие мысли, почему Господь избрал этих в ученики для проповеди ? Ведь Он знал, что они отпадут. Но во время службы как-то стало мне ясно, что Господь по Своей благости призывает к Себе всех, но свободную нашу волю не нарушает, а если кто уклонится от добродетели в порочную жизнь добровольно – сам виноват, не потрудился по свободной воле во угождение Богу: один возлюбил деньги, а другой век сей временный, так и прочие отпавшие. По свободной нашей воле мы должны трудиться в угождении Богу, тогда благодать помогает нам, а если не будем трудиться, и благодать Божия не поможет; наш труд и благодать Божия идут совместно. [...] На всех вас призываю Божие благословение. С любовью во Христе многогрешный схиигумен Иоанн 27 .04.1952 Достопочтенная о Христе Елена Акселевна! Все отвечал на письма разным лицам, вот очередь пришла, и на твои письма надо отвечать. Пишешь, что захватывает сердце, «как предстанем пред Господом», а ведь скоро. Не представляй Бога строгим карателем, Он очень милостивый и знает наше немощное естество. Смирись, покайся и будешь помилована, ничтоже сумняся. Я писал тебе раньше, что мои советы тебе не как закон или повеление, а просто совет. Можешь принять и не принять, усматривай сама, там, на месте, тебе виднее, только старайся, чтобы все было ради Бога. Чувствуешь себя нездоровой – не погрешишь, если откажешься от свечной выручки. Также не погрешишь, если пойдешь молиться в Покровскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

область в Малой Азии. это написано Асхолием, епископом солунским и Сараном, военачальником Скифии, родом каппадокиянином, около 374 г. по поводу отправления мощей святого мученика Саввы из Готфии в Каппадокию. Предстоятелем церкви каппадокийской в это время был святой Василий Великий, который, получив святые мощи и послание, благодарил за них отправителей письмами, дошедшими до нас в его творениях. Муссова находилась во Валахии. святого мученика последовала в 372 г. Валентиниан царствовал с 364 по 375 г., а брат его Валент с 364 по 378 г. проконсул, правитель более или менее обширной государственной области (провинции). Дмитрий Ростовский в послесловии к житию св. Саввы замечает, что память этого мученика приличнее было бы совершать именно 12 апреля, но так как в прологе она положена под 15-м числом, то под ним же он поместил в Минеи-Четьи и повествование о страдании св. Саввы. Память святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима Аристарх, Пуд и Трофим — апостолы из числа 70-ти. находилась на юго-западе Сирии и была расположена на берегу реки Оронта. в Риме — высшее правительственное учреждение, ведавшее все государственные дела. святых апостолов последовала около 65 г. император римский, царствовал с 54 по 68 г. и оставил по себе память как один из самых жестоких преследователей христианства. Память святых мучениц Василиссы и Анастасии римский Нерон, жестокий гонитель христианства, царствовал с 54 по 68 г. святых мучениц последовала во второй половине I b. Мощи их покоятся в Риме, в храме, построенном в честь Божией Матери Умиротворительницы. Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины император римский, царствовал с 284 по 305 г. в древности большой и знаменитый город в северной Италии, основанный римлянами за два столетия до Р. Х. В истории христианской Церкви город Аквилея замечателен как место нескольких поместных соборов и как колыбель особого символа веры (так называемого «аквилейского»). Анастасии присвоено наименование «Узорешителницы» потому, что она обходила христиан, заключенных в темницах (находившихся «в узах») и подавала каждому свою посильную помощь, как, напр., лечила их раны, выкупала их из темницы или утешала их в страданиях. Впоследствии она сама скончалась мученически, быв умерщвлена за исповедание имени Христова в 304 г. Память ее празднуется святою Церковью 22 декабря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Песнь 9 Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают. Исцеления источаеши различна и недуги утишаеши тяжкия,/от Христа благодать приим воистинну, добре подвигся/и победив враги, Богомудре страстотерпче,/Ангелов согражданине и мучеников верх. Красен в подвизех явлься, в красныя чертоги вселился еси,/усечен быв мечем во святую твою главу,/юже Иисус венча победы венцем благолепным, светильниче Церкве,/утверждение и похвала благочестно блажащих тя. Сокрушил еси державу лукаваго, Евтихе страстотерпче прехвальне,/и на него победу поставль юношески,/и победитель преизряден ныне еси на Небесех,/Престолу Троическому со дерзновением многим светло предстоя. Память твоя Божественная и светозарная паче солнца всем просия,/светлыми сиянии просвещающи верно и благочестно всегда сие празднующих, Евтихе,/в нейже тя молим, яко имея дерзновение, спасение нам испроси. Богородичен: Глас Ти провозглашаем Гавриилов: радуйся, земле избранная./Радуйся, трапезо златовидная./Радуйся, человеков прибежище./Радуйся, мучеников похвало./Радуйся, Ангелов радование, Святая Богородице,/державо верою чистою блажащих Тя. Светилен. Подобен: Жены, услышите: И престолов яко преемник,/и нравов яко причастник священных апостолов ты быв, богомудре,/верою святое твое страдание празднующия с Небесе назирай,/яко ученик Слова, Евтихе святителю. Богородичен: Призри, Чистая, на достояние Твое/и непобедимым Твоим сие соблюди предстательством:/Церковь управи, веру утверди, языки укроти и излей мир в концы мира. Священномученик Евтихий, ученик святых апостолов Иоанна Богослова и Павла, жил в I – начале II в., происходил из города Севастии Палестинской. Хотя святой Евтихий и не причислен к лику 70 апостолов, но получил наименование апостола за свои труды вместе со старшими апостолами, которыми он был поставлен епископом. Услышав проповедь о Христе Спасителе, святой Евтихий сначала сделался учеником апостола Иоанна Богослова, а потом, встретившись с апостолом Павлом, проповедовал вместе с ним в разных странах. Святому Евтихию пришлось испытать много мучений: его томили голодом, строгали тело железом, бросали в огонь и на съедение зверям. Однажды на святого был выпущен лев, который привел всех в ужас тем, что воздал хвалу Творцу, заговорив человеческим голосом. Свой подвиг священномученик Евтихий окончил в родном городе, где был усечен мечом в начале II века. Пренесение мощей святителя Петра, Митрополита Киевскаго, Московскаго и всея России чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол Симон назван зилотом, что значит «ревнитель». Зилоты – это течение среди фарисеев. Зилоты боролись за независимость Иудеи от Рима, и противостояли той части иудейского народа, которая была склонна к компромиссам с язычниками. Кананит означает по-еврейски то же, что и зилот по-гречески – «ревнитель». По сошествии Святого Духа на апостолов, апостол Симон просветил учением Христовым Африку, проповедуя в Египте, Киринее, Ливии, Нумидии и Мавритании. По другому преданию, он проповедовал на Британских островах и даже в Вавилонии и Персии, где и скончался мученически в персидском городе Суанире, или Сумире. Православная Церковь празднует его память 23 мая (н. ст.) 187 . Апостол Иуда (Фаддей, Иуда Иаковлев), брат Господень Апостол Иуда, иначе называемый Фаддеем, был сыном св. Иосифа Обручника. У евангелиста Матфея апостол Иуда назван Леввеем ( Мф.10:3 ). Евангелист Лука, чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом (см. Ин.14:22 ), называет апостола Иуду Иудой Иаковлевым (братом Иакова Праведного, впоследствии первого епископа Иерусалимского). По преданию, имя Фаддей Иуда получил при крещении от Иоанна, а имя Леввей – когда вступил в лик двенадцати апостолов. Апостол Иуда является автором Послания, вошедшего в новозаветный канон. По преданию, апостол Иуда проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии и Армении, где и окончил свою жизнь мученически: был повешен на дереве, а затем пронзен стрелами. Память его празднуется Церковью 2 июля и 13 июля (с Собором Двенадцати Апостолов). Апостол Иаков Алфеев (Иаков младший) Апостола Иакова Алфеева (младшего, см. Мк.15:40 ) следует отличать от Иакова Зеведеева (Иакова старшего) и Иакова Праведного, одного из 70-ти апостолов, первого епископа Иерусалима. Иаков Алфеев был братом святого евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвига крестной смертью . Память ап. Иакова Алфеева 22 октября (н. ст.). Апостол Матфий

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

( Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер). Частица мощей ап. Иакова, брата Господня, находится в русском ските св. Илии на Афоне. Частицы мощей святых евангелистов Марка и Луки – в Киево-Печерской лавре. Св. Клеопа, епископ Иерусалимский, убит в горнице Тайной вечери и здесь же на Сионе погребен. Мощи его остались в земле. Частица мощей ап. Иуста хранится в Почаевской обители. Частицы мощей Варнавы, Фаддея, Прохора, Тимофея, Филиппа и архидиакона Стефана – в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Большая часть мощей ап. Акилы – в Риме, в церкви св. Приски. Где сохраняются мощи прочих из 70-ти апостолов, – неизвестно. Преподобный Феоктист был игуменом в Кукуме Сикилийском, скончался в 500 г. Жил при императоре Феодосии Малом. Он был учеником Евфимия Великого, от коего и принял ангельский образ. Мученик Зосима монах происходил из Киликии и жил в пустыне. Когда царь Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, то св. Зосиму взяли из пустыни и жестоко мучили. Но святой оставался невредимым среди мучений. Тогда комментарисий, т. е. смотритель за узниками, ведший запись их, Афанасий, видя чудеса, крестился. Зосима был отпущен, и вместе с Афанасием, удалившись в пустыню, после подвигов там в расселине горы, оба скончались. Преподобый Евфимий был игуменом. Он вместе с 12-ю иноками пострадал в Ватопеде за обличение в латинском лжеучении царя Михаила Палеолога и патриарха Векка. Евфимий был утоплен, а иноки повешены. Это было в XIII веке. 5-е число Мученик Феопемпт был епископом в Никомидии. Он твердо защищал веру Христову и сильно обличал идолопоклонетво. Когда император Диоклетиан прибыл в Никомидию, то св. епископа представили к царю, и он требовал, чтобы Феопемпт принес жертву идолу Аполлону. Феопемпт отказался, и за это бросили его в раскаленную печь. Но св. мученик не сгорел в печи. Ночью, явившись во дворце, где двери растворились перед ним сами собой, он разбудил царя и сказал: «Хотя ты и велел сжечь меня, но я не умер». Царь испугался, призвал к себе воинов, бросивших мученика в печь, и пошел с ними к печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

15 „Церк. Ист.» кн. III, гл. 39. Аргументация Евсевия на этот раз очень слаба, так слаба, что последующие писатели остались в убеждении, что Папий был учеником апостола Иоанна (см. напр., De viris ill. с. 18). 16 Память Кодрата-пророка, одного из 70-ти апостол, «епископа Магнисии», празднуется в православной церкви 4-го янв. и 21 сент. 18 Агав, Иуда (Варсава), Сила и дочери Филиппа находились в сношениях с апостолами и особенно с ап. Павлом („Деяния», гл. II, 15, 16, 17, 18, 21 и др.). 19 Между французскими учеными Ренан признал Кодрата-пророка и апологета за два лица („L " Eglie ehret.» p. 40, note 2. Paris, 1879), а Алляр за одно (см. Выше цитованное соч. р. 251, note 2). 21 Это далеко не несомненно, ибо Евсевий не говорит положительно где подана апология Кодрата. (Aube „Hist. d. Persec.» p. 275). 23 Виз. Минеи гласят следующее: „Память св. апостола Кодрата. Этот древний и многоученый муж в Афинах и Магнезии проповедывал Слово Божие и многих, просветив учениями, обратил к богопознанию. Преследователи изгоняют его из Афин от его паствы, бия камнями, муча огнем и другими мучениями. Наконец от Адриана Элия он увенчивается венцом мученичества („Apologeten S. 105). Это известие целиком перешло в славянские прологи. – О Кодрате см. В „Полном месяцеслове Востока» архим. Сергия (M. 1876) т. 2, стр. 300. Арх. Сергий. считает Кодрата Магнезийского и Афинского за одно лице. 26 Такое мнение высказано в последнее время проф. Гауком (Hauck) во втором издании „Real-Encyklopëdie» Герцога (В. 12, S. 425). 29 Бюхелер считает несомненным то, что Евсевий не знал апологии Аристида. „Apologeten» S. но, Anm. 22). 35 Бл. Иероним не называет своего сочинения „Каталогом”; это название позднейшего происхождения. Точное наименование „Каталога» такое: „De illustribus viris» или „De scriptoribus ecclesiasticis». Написана эта книга в 392-м г. 47 Так называется венецианское ученое общество монахов, по имени своего основателя Мехитара (ум. В 1749 г.). Особенная заслуга этого общества состоит в том, что оно составило богатейшую в мире библиотеку армянских рукописей. (Herzog „Real-Enceclopädie» В. о. S. 447 – 451; и-е Aufl.)

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним. В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Святая Мария Клеопова Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви, была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. Святая Иоанна Мироносица Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении. Праведные сестры Марфа и Мария Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-nede...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010