8, 7 обещается еще русское издание Вознесения Моисея и Заветов двенадцати патриархов (но см. у нас выше). Все, возможное по этому предмету почти тридцать лет тому назад, изложено в труде покойного проф. И. Я. Порфирьева, Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях (Казань 1873), где делаются соответствующие указания и на древнерусские памятники, для которых полную библиографию можно читать у проф. Н. В. Владимирова, Научное изучение апокрифов – отреченных книг в русской литературе во второй половине XIX столетия, Киев 1900 (оттиск из 2-го Киевских «Университетских Известий» за 1900 г., стрн. 45–109 отдела критики и библиографии). Для славянского текста книги Еноха см. у ф проф. Н. С. Тихонравова, Памятники отреченной русской литературы, т. I (Спб. 1863), стр. 19–23, а на стрн. I–X перечень считавшихся в древней России «ложными» книг (между ними: Енох, Заветы патриархов, Исход Моисея, криво складен=ναληψις Μωυσως, Псалмы Соломоновы, Ильино обавление=λιο ποκλυψις), в «Библиографических материалах», собранных † проф. А. Н. Поповым, в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском Университете» 1880, III, стрн. (79–82). 84–139, и в «Материалах и Заметках по старинной литературе» ibid. 1899, IV, стрн. I–IV + 1–112 (выпуск третий. VII. Славянская книга Эноха. II. Текст с латинским переводом) проф. М. И. Соколова, который обещает (стрн. III) и особое исследование. 2708 Ср. Baraitha Joma 9 b (у L. Blau, Das altjüdische Zauberwesen, S. 102, 2 ), где «бат-кол» представляется лишь слабой заменой иссякнувшего пророчества, потому что с прекращением последнего (после Аггея. Захарии и Малахии) «Дух Св. отошел от Израиля». Ср. и у А. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. et 285 not. 2, и у о. M. П . Фивейского I, стрн. 362 и прим. 1. Такое воззрение вызывалось несоответствием мрачной действительности светлым упованиям народа Божия, твердо веровавшего, что весь мир создан именно ради его. Отсюда в иудейских писаниях являются частые указания на тяжелый разлад между фактическим и должным (напр., в Assumptio Mosis IV, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сопоставление сохранившихся особенно у Тертуллиана (с. Marc. IV) и Епифания (haer. LXII) выдержек из евангелия Маркиона 480 показывает, что в нем текст, и за исключением только двух мест – порядок совершенно согласны с нашим Евангелием от Луки, и только не достает тех мест, или иначе читаются те места, которые в том виде, как они стоят в каноническом Евангелии от Луки, были несогласны с системою Маркиона, или казались неподходящими к ней 481 . К тому же и сам Маркион не утверждал, что он имел первоначальное, прежде Луки составленное Евангелие, но что он употреблял 482 кафолическую книгу Евангелия от Луки, и только хотел очистить ее от иудейских прибавлений, которыми иудействующие Апостолы исказили будто бы Евангелие 483 . После всего этого достаточно верным становится заключение, что евангелие Маркиона было искаженное и испорченное Маркионом, по его системе укороченное и измененное, Евангелие от Луки 484 . III. Результат Если поэтому древние неканонические евангелия были собственно только более или менее значительные переделки наших канонических Евангелий, и переделки такие, которые сначала лишь по местам имели авторитет, а более распространенными являются уже в 3-м столетии: то существование всего этого класса древних неканонических евангелий, беспристрастно рассмотренных, явно доказывает с внешней стороны подлинность наших канонических Евангелий, как существование апокрифического класса – с внутренней 485 . Остается посему, вопреки всем существующим или когда-либо существовавшим апокрифическим и неканоническим евангелиям, неоспоримо твердым то, что в продолжение 18-ти столетий дознано и признано относительно канонических Евангелий. Не говоря уже о духе и содержании канонических Евангелий, которые нисколько не указывают на искусственную преднамеренность и подлог, но во всем являют удивительную простоту, наглядное знакомство с предметами, временем и местами, соответствующий времени и делу язык, возвышенный характер, и при этом почти незаметную, скрываемую личность писателей 486 , – свидетельство всей истории с конца 2-го столетия весьма громко говорит за канонические Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

7:9. Престол с колесами. Престол с огненными колесами описывается также в видениях Иезекииля (гл. 1, 10). Судя по изображениям на цилиндрических печатях, образ «движущегося престола» возник в древнейшие времена, в конце 3-го тыс. до н. э. Это были простые колесницы или повозки, которые использовались для перемещения статуи божества в религиозных процессиях. На некоторых оттисках печатей изображены также мифические создания, которые везут колесницу или повозку. Постоянное использование престолов с колесами удостоверяется изображениями на рельефах вплоть до IX и VIII вв. до н. э. 7:10. Раскрылись книги. При каждом царском дворе в древности велись постоянные записи о повседневной деятельности и в деталях регистрировались происходящие события. Все дела зверя/царя, вероятно, были занесены в книгу, и теперь эти записи представлены в качестве свидетельства перед судом Божьим. 7:13,14. Сын человеческий. «Сын человеческий» – обычное выражение, обозначающее в семитских языках человека или, по меньшей мере, существо, похожее на человека. В израильской теологии Всевышним Богом является Яхве, часто изображающийся как восседающий на облаках. В хананейской мифологии эти роли приписывались Элу, древнейшему верховному божеству (см. коммент. к 7:9), и его сыну Ваалу, «скачущему на облаках». В одном из мифов о Ваале бог Йамму, олицетворяющий хаос морской стихии, терпит поражение от Ваала, который провозглашается царем и получает вечное царство. В месопотамских мифах о космических битвах (таких, как «Энума элиш» или «Миф об Анзу») бог-герой (Мардук и Нинурта, соответственно), побеждающий угрожающий мирозданию хаос, возвращает власть богам и приобретает себе царство. Даниил был воспитан на подобной литературе, и его откровение выдает эту осведомленность, хотя широко известные мотивы подверглись у него существенной переработке. В ветхозаветной апокрифической литературе, например в Книге Еноха, а также в Новом Завете и в раннехристианских источниках, «сын человеческий» отождествляется с Мессией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С. 412, 413. Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху 155. Епископ и сопресвитеры Афанасий Иоанну и Антиоху, возлюбленным чадам и сопресвитерам, желает о Господе радоваться. С. 414. Послание к пресвитеру Палладию 156. Повеление пресвитерам – быть послушными своему епископу Василию Великому, чтó он признает лучшим Доводишь до моего сведения ο кесарийских монахах, что они негодуют и противятся епископу, возлюбленному нашему Василию. Хвалю тебя за то, что даешь о сем знать, а им высказал я, чтó следовало, а именно, чтобы как чада послушны были отцу и не противоречили в том, чтó он признает лучшим. Если бы можно было подозревать его в рассуждении истины, то хорошо было бы идти против него. Α если твердо уверены, как и все мы уверены, что он – похвала Церкви, подвизается паче за истину и учит имеющих в том нужду: то надобно не противоборствовать таковому, а паче, одобрять благую его совесть... Василий, как твердо уверен я, немощным бывает немощен, да немощныя приобрящет (ср.: 1Кор 9:22 ). И возлюбленные нами, взирая на цель и смотрение его – соблюсти истину, да прославят Господа, давшего Каппадокии такового епископа, какого желает иметь и всякая страна. С. 415. Послание к монаху Амуну 157. Убийство на войне – законно Убивать не позволено, но истреблять неприятелей на войне и законно, и достойно похвалы; почему, отличившиеся во бранях удостоиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах. С. 419. Отрывок из 39-го праздничного послания 158. Апокрифы – выдумка еретиков В Библии одни книги внесены в канон, a другие предлагаются для чтения; но нигде не упоминается ο книгах апокрифических: они суть выдумки еретиков, которые пишут их, когда хотят, но приписывают им давность и прибавляют лет, чтобы, выдавая их за древние, иметь случай к обольщению тем людей простодушных. С. 423. Послание к Руфиниану 159. Падших и защитников нечестия, при их раскаянии, прощать, но место в клире давать только уклонившимся по нужде и насилию На Соборах и везде рассуждено за благо – падших и защитников злочестия прощать, если покаются, но не давать им места в клире, а о тех, кои не первенствовали в злочестии, но были увлечены нуждою и насильно, решено, как давать им прощение, так и иметь им место в клире, тем более, что они представляли достойное вероятия оправдание, и сие было с ними, по-видимому, не без особого Божия смотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Но когда Моисей ушел, Аарон повторил всё, что слышал четыре раза от Моисея и что знал уже наизусть. Также и сыновья Аарона слышали тоже самое четыре раза, именно: три раза от Моисея и один раз от Аарона, и когда Аарон удалился, они были в состоянии повторить всё это своим слушателям. Таким образом и старейшины выслушали четыре раза: два раза от Моисея, один раз от Аарона и один раз от его сыновей, и когда ушли сыновья Аарона, они наизусть повторили весь рассказ народу, чтобы и народ мог выслушать все четыре раза и выучить наизусть. След. все, кто находился в этом собрании, четыре раза слышали текст закона с его толкованием, и были в состоянии в свою очередь передать его и тем людям, которые не были в собрании. Но текст закона был потом записан, и тогда нужно было сохранить в памяти только его толкования. 8 В конце 40-го года, в начале месяца Шебат (Shebat), Моисей опять созвал всех людей и сказал: уже приблизилось время моей смерти; если кто забыл какое-нибудь предание, полученное от меня, пусть просит, чтобы я объяснил ему, и если есть у кого какой-нибудь вопрос, трудный для решения, пусть приступит, чтобы я разрешил его... Таким образом все получили объяснение в течение времени от начала месяца Шебат, до седьмого дня месяца Адар. Когда же настало время смерти Моисея, он написал 13 списков закона на пергамене и роздал их для руководства, по списку каждому из колен Израилевых, 13-й же список вручил Левитам. 9 Подобным образом и о Каббале иудеи говорят, что её получил Моисей на Синае и передал 70 старейшинам. От них она переходила из уст в уста до того времени, когда Ездра получил от Бога повеление записать её в книги. По другим, Каббала была принесена с неба ангелами первому человеку, после его падения, чтобы дать ему средство возвратить потерянное блаженство. 10 Как ни странны эти басни о Талмуде и Каббале, но из них можно сделать по крайней мере тот вывод, что у иудеев существовали издавна предания, которые и вошли в Талмуд и Каббалу. Основываясь на словах св. Епифания († 402 г.), можно предполагать, что эти предания находились в разных сборниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

6:20; 2-е посл. 2:2). § 5. Значение Священного Послания для Священного Писания. Пред нами Библия, или «Книги Священного Писания Ветхого Завета». Вполне естественно возникают вопросы: кто же написал эти книги, когда, где и на каком языке? Затем: включены ли в Библию все книги Священного Писания, или, быть может, имеются еще в другие книги, равноценные во внесенными в Библию? Почему внесенные и Библию книги именуются каноническими и являются непреложным источником христианского вероучения? Почему в одних изданиях Библии имеется по Ветхому Завету 89 книг, а в других 50? Почему, как свидетельствуют древнецерковные писатели Ориген , Евсевий, Амфилохий и др., некоторые отрицали внесение в Библию по Новому Завету семи соборных посланий, послания к Евреям и Апокалипсиса, за отсутствием-де «достоверных свидетельств об их апостольском происхождении?» Да и доселе в протестантских церквах многие не признают посланий Иакова, 2-го послания ап. Петра, 2-го и 3-го посланий ап. Иоанна, послания ап. Иуды, послания к Евреям и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Почему не внесены в Библию еще и многие другие книги, которые с именами евангелистов, апостолов и пророков в большом числе имели хождение среди христиан первых веков? На вое эти вопросы Священное Писание – Библия не дает нам ответа, а потому без доказательств, отвечающих и обосновывающих ответы на вышеуказанные вопросы, наша Библия явилась бы безоружной пред отрицающими принадлежность, входящих в состав ее книг, тем писателям, имена которых они носят, а также принятое в христианской Церкви время и место написания этих книг и их язык. В связи с этим Библия не дает нам ответа и на все другие вышеприведенные нами вопросы, имеющее, однако, первостепенное значение для признания Библии подлинным и неповрежденным источником христианского вероучения, для отличия канонических книг от неканонических и особенно от книг подложных, т.е. ложно приписанных пророкам, евангелистам и апостолам, каковые книги назывались «апокрифическими». Вот здесь-то и сказывается великое значение для Библии не вошедшей в нее части Священного Предания. Только в таком Священном Предании даются неопровержимые и исчерпывающие ответы на все перечисленные нами вопросы. Только Священное Предание удостоверяет: полный состав священных книг в Библии, их подлинность, неповрежденность, каноничность, отличие канонических книг от неканонических, значение книг неканонических, а также появление книг подложных или апокрифических, каковые книги составляли еретики, приписывая их пророкам, евангелистам и апостолам с целью совращения христиан в свою секту, причем еретики утверждали, что эти книги скрывается ими на опасения, чтобы не потребили их врага христианства и сами же называли эти книги апокрифическими, т. е. сокровенными. § 6. Священное Предание восполняет Священное Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Приведенные сказания апокрифические Слово Мефодия, разумеется, заимствовало из разных апокрифических источников; но и само оно в свою очередь служило источником подобных сказаний. Μ. Глика напр., приводя сказание о убиении Каина Ламехом, ссылается на Мефодия Патарского . Но особенную известность Слово Мефодия получило у нас в России с первых времен русской письменности. Уже пр. Нестор приводит из него рассказ о нечистых народах, заключенных в горах Александром Македонским. В старых рукописях оно встречается весьма часто; оно усердно переписывалось и при этом распространялось иногда разными апокрифическими вставками, заимствованными из разных книг. 209 То обстоятельство, что в Слове говорится о кончине мира и об антихристе, сообщило ему особенную важность в глазах раскольников, которые, как известно, свидетельствами из Слова Мефодия Патарского доказывают свое учение об антихристе. 4) Апокрифические сказания, образовавшиеся в христианские времена При переходе в христианские книги иудейские сказания приобретали новые черты и подробности и получали другой уже христианский колорит. Адам, по сказанию Георгия Синкелла, совершая покаяние, получил откровение о Божественном воплощении; Сиф был восхищен на небо и также узнал от ангелов о будущем пришествии Спасителя. Имя Адама Αδαμ, по греческим христианским сказаниям, составлено из первых букв четырех стран света: νατολ (восток) Δσις (запад), ρκτος (север), Μεσημβρα (полдень, юг). 210 Этим указывается на четырех евангелистов: как от Адама происходит каждый человек, так чрез четырех Евангелистов каждый приходит к вере. 211 В раю Адам пробыл от 6-го часа до 9-го т. е. столько же, сколько продолжались страдания Спасителя на кресте. О Сифе, мы видели, в иудейских книгах говорится, что ему было открыто искусство письма; в христианских сказаниях к этому присоединяется, что прежде всего Сифу сообщены были десять слов: Искони бе Слово, Слово бе у Бога, Бог бе Слово. 212 Иудейские писатели сопоставляли библейские сказание с преданиями и сказаниями языческих народов; христианские писатели сопоставляют их с событиями христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

85-е Ап. Порядок Ветхозаветных книг в ныне употребительной у всех Библии неверен: 1) в ней книга Эсфирь разделяется на две части, и одна из них причисляется к каноническим, другая – к апокрифам, тогда как наст. Ап., 60 Лаод., 30 Карф., Афанасий и Амфилохий считают ее за одну; 2) книги Ездры разделяются и причисляются – одна к каноническим, другая к апокрифам, тогда как принимаются за одну – в тех же правилах; 3) книга Варуха и послание Иеремии отделяются от пророческих книг Иеремии и причисляются к апокрифам, тогда как Лаод. собор и Афанасий Великий все три считают за одну; 4) Маккавейские книги, показанные в Ап. Прав. в числе канонических, причисляют к апокрифам; 5) кн. Неемии причисляется к каноническим, тогда как о ней не упоминается ни в Ап., ни в Лаод., ни в Карф. правилах, ни у Афан., Григ, и Амфилохия; 6) в некоторых изданиях неканонические книги называются апокрифическими, тогда как они никак не должны быть называемы этим именем по Афан. Великому, потому что название апокрифических придумано еретиками с той целью, чтобы под этим именем можно было им писать все, что угодно, и обманывать простецов, выдавая такие книги за сокровенные (πκρυφα), древние книги святых. Таким образом, хорошо бы называть неканонические книги В. Завета не апокрифическими, а книгами для чтения (читаемыми – ναγινωσκμενα). Такими, главным образом, должны называться: кн. Неемии, Песнь трех отроков, Вил и дракон, Сусанна, потому что об этих книгах нет упоминания в указанных выше местах. Далее в Пидалионе следует обширное рассуждение по вопросам: 1) что есть св. Писание? 2) сколько в нем смыслов? 3) на каком диалекте написано? 4) на сколько книг разделяется Ветхий Завет ? и 5) сколько изданий или переводов его? 29-е 6-го. Лучшие рукописные типики вел. монастырей святогорских в великий четверток разрешают только на вино, а не и на елей, чему и должно следовать... 43-е 6-го. Молитва на пострижение в печатной книге оглашений Студита несправедливо приписывается Студиту... 19-е Лаод. В древних рукописных литургиях Вас. Великого нет слов: «преложив Духом Твоим Святым», также нет слов: «Господи, всесвятого Духа Твоего» ... и стихов (было говорено выше).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Все эти заметки, иногда повторяющие работу Святителя над «избранием» Дорофея, иногда дающие к ней интересные и важные дополнения, свидетельствуют о критическом отношении свят. Димитрия к Прологу, – он его не только внимательно читал, но и проверял по другим источникам 325 . Вторым печатным изданием, имевшим большое значение при составлении Четиих-Миней, следует считать Киево-Печерский Патерик. До свят. Димитрия жития Киево-Печерских угодников редко вносились в Четии-Минеи. Святитель не последовал этому обычаю и внес в свои книги 35 житий и сказаний, связанных с Печерскою обителью, но воспользовался для этого не рукописными патериками, которые без сомнения были в Киево-Печерской Лавре, а позднейшей их переделкою – Патериком печатным, изданным впервые в 1661 году, а в 1678-м году вышедшим вторым изданием. Это второе издание и было в руках у Святителя Димитрия, причем он, заимствуя отсюда жития, не подвергал их никакой переработке, а большею частью буквально переписывал в свои Четии-Минеи. Все эти жития, кроме жития Никона Печерского 326 , 23-го марта, отмечены в Четиих-Минеях, как взятые из Печерского Патерика, а в Прологе Святителя и в рукописях нередко проставлены и те листы, на которых нужно искать их в печатном издании этой книги. По этим то отметкам и можно заключать, что Святитель пользовался вторым изданием Патерика 327 . По Библии Святитель описал жизнь св. пророка Моисея (4-го сентября), в Четии-Минее ссылка: «от Божественного Писания (кн. Исход, гг. 2, 15, 18, 33 и 34) и историографов» (Георгия Кедрина и Иосифа иудея); из них заимствованы два эпизода из детства и юности св. пророка, апокрифического характера 328 ; 28-го сентября – св. пророка Ионы, из третьей книги Царств (XVII гл.) и книги пророка с небольшими добавлениями по Прологу. 11-го октября – св. апостола Филиппа, единого от семи диаконов, по книге Деяний апостольских (гг. 5, 8 и 21), в конце даны сведения из Римского Мартиролога (с. 285) и службы (канон, песни 7 и 9-я). 17-го декабря – пророка Даниила – «от пророческие его книги и от Метафраста»(Сурий, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

17 Правило Афанасия Великого из 39–го послания о праздниках характеризует апокрифические книги как «умышление еретиков, которые пишут оные, когда хотят, назначают и прибавляют им время, дабы, представляя их как бы древними, иметь способы к прельщению оными простодушных». 19 См., например: Евангелие от Иуды: По Кодексу Чакос/Пер. Р. Кассера, М. Мейера, Г. Вюрста при участии Ф. Годара; под ред. Р. Кассера, М. Мейера, Г. Вюрста. М., 2008. В древней Церкви в ходу были также апокрифические деяния Павла (о которых уже Тертуллиан написал, что пресвитер, создавший их ок. 170 г., называл свои намерения благими, но справедливо был призван на суд и, когда книгу разоблачили как апокриф, лишен сана), Петра (подлинность этих Деяний, датируемых ныне второй половиной II в. и происходивших, видимо, из Малой Азии, отрицает уже Евсевий; основная часть книги сохранилась в латинском переводе, есть также фрагмент папируса [Берлин 8502] с коптским переводом; в рассказ о мученичестве Петра из этих Деяний входит легенда Quo vadis – «Камо грядёши?»), Андрея, Иоанна (эта книга, интересная как источник, по которому можно судить о развитии народного христианства, происходит, возможно, из Эфеса и была создана не позднее конца 2 – начала 3 в.; сохранилась во фрагментах, в частности – в Стихометрии патриарха Константинопольского Никифора Иуды Фомы; Учение Аддая апостола; История о кончине святого Иоханнана, апостола и евангелиста; История Филиппа, апостола и благовестника; История Феклы, ученицы Павла апостола; и др.; отвергнутая уже Оригеном Проповедь Петра. Группу апокрифических апостольских посланий составляют: опубликованное в XX в. анонимное (от лица 11 апостолов) послание (epistula Apostolorum) в виде энциклики, адресованной «Церквам Востока и Запада, Севера и Юга» (открыто в 1895 г. в коптской рукописи, которая была опубликована в 1919 г. в сопровождении латинского фрагмента и целой книги из эфиопской рукописи; считается, что оно написано в Малой Азии либо в Египте или в Сирии около 120 или 180 г.; православность автора то фиксируется, несмотря на явные следы гностических учений, то оспаривается); послания Павла – к Коринфянам 3–е (оно было написано по-гречески около 170 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010