Преподобный Ефрем Сирин , род. ок. 306 г., † в 373 г. Св. Иоанн Дамаскин , род. в конце VII в., † ок. половины VIII в. Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, род. ок. 347 г., † 14 сентября 407 г. Св. Кирилл, епископ Иерусалимский, род. ок. 313 г., † в 386 г. Св. Климент, епископ Римский, † в 101 г. Минуций Феликс , латинский церковный писатель, жил во второй половине II века. Блаж. Феодорит, епископ Кирский, род. ок. 393 г., † в 457 г. 1 Известный греческий философ Платон (род. Между 430 и 427 г., ум. В 348 или 347 г до Р. Хр.) в «Тимее» 2 Греческий философ 6-го века до Рождества Христова, учивший, что начало всего – воздух, беспредельный, живой, творящий все своим вечным движением, попеременным расширением и сгущением. 3 Холм в Риме с храмом языческого бога Юпитера и других богов. Капитолий считался величайшею святыней римлян-язычников. 5 В этих словах нет противоречия с прежде высказанным утверждением, что душа по природе христианка, так как говоря здесь, что душа не христианка, и что она делается христианкою, Тертуллиан отмечает такое состояние души, когда она еще не крещена, еще не получила специально христианского наставления. Если не крещенная душа из самой себя без научения исповедует христианское учение о единстве Бога и Его промысле, о бытии демонов, о продолжении жизни после смерти, о вечных наградах и наказаниях, то в этом находит свое подтверждение высказанное Тертуллианом положение, что душа по природе христианка. Такое понимание требуется и ходом речи. 7 Т.е. у современных св. Василию еретиков-евномиан, утверждавших, что они познали существо Божие, и что это существо есть «нерожденность». 8 Греческий философ 6-го века до Р. Хр. – основатель пифагорской школы в южной Италии (Великой Греции). 17 Апокрифическими книгами называются подложные писания, часто даже еретические, которым неизвестные составители их однако стараются придать характер и значение писаний священных и богодухновенных. Есть апокрифические книги иудейские (например, Книги Адама, Книга Еноха, Завет Авраама, Вознесение Моисея, Завет Соломона и др.), есть и христианские (апокрифические евангелия, деяния апостольские, послания апостольские, апокалипсисы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Правда, канон новозаветных книг установлен Церковью не сразу, а лишь постепенно, в течение первых трех веков; но это вполне естественно: во первых, все 27 книг не могли распространиться сразу и повсеместно, некоторые книги по разным причинам были долго вовсе неизвестны в отдельных церквах; во вторых, отцы и учители Церкви с величайшей осторожностью относились к признанию за той или другой книгой апостольского происхождения; некоторые книги долго оставались спорными в отдельных церквах (послание Иакова, 2-ое послание Петра, 2-ое и 3-е послания Иоанна и послание Иуды) и только общим голосом Церкви были признаны каноническими, другие, признаваемые частными лицами или церквами за канонические, (напр., Апокалипсис Петра, послание Климента Римского , послание Варнавы, Пастырь Ерма , Учение Апостолов), не были допущены Церковью в состав канона. В полном своем составе новозаветные священные книги (равно как и ветхозаветные) перечисляются у Св. Афанасия Великого , Св. Кирилла Иерусалимского и у других отцов 4-го века и в правилах Лаодикийского и Карфагенского соборов. Кроме признанных Церковью книг Свящ. Писания, существуют еще книги «апокрифические», т. е. выдаваемые за творения боговдохновенных писателей, но не имеющие права на это и не внесенные в библейский канон. Некоторые из них заключают в себе явно лживые, еретические мысли, другие – наивные, невежественные вымыслы. Как и Св. Писание, апокрифы делятся на ветхозав. и новозаветные. Апокрифических евангелий насчитывают до 50; некоторые дошли до нас в целом виде, другие лишь в отрывках. Православное учение о боговдохновенности книг Св. Писания. –Книги Св. Писания как Нового Завета, так и Ветхого называются боговдохновенными. «Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим., 3:16). Как иудеи, так и христиане всегда верили, что авторы этих книг писали их мод руководством и наитием Св. Духа. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой», пишет Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Петра, 2-го и 3-го посланий св. Иоанна, послания св. Иуды и Апокалипсиса. История канона Нового Завета в III веке В III веке каноны умножаются. Латинский манускрипт, называемый D 2 или Codex Claromontanus, написанный в VI веке, 168 сохранил нам под стихотворною формою канон книг Ветхого и Нового Завета в том виде, как их читали в церквах Африки в III веке. Он заключает все писания, содержащиеся в нынешнем нашем Новом Завете, за исключением посланий св. Павла к Филиппийцам и Фессалоникийцам, которые были, конечно, опущены по недосмотру переписчиков. Послание к Евреям, кажется, обозначено здесь под именем Barnabae Epistola. 169 В первой половине III века, Ориген (185–253) принимает, 170 как богодухновенные, все книги Нового Завета. В конце этого века, Евсевий (около 267–338) в каноне, который он передал нам, разделяет священные книги африканская, имели наш нынешний канон. Лишь некоторые части церкви восточной колебались еще по поводу некоторых книг Нового Завета; но и они приняли их позднее. 171 Отдел IV. – Об апокрифических книгах §1. – О книгах апокрифичеоких вообще Польза знания апокрифических книг. – Что разумеют под именем их? – Деление и число апокрифических книг. Зачем нужно знание апокрифических книг? 1 . Рядом с каноническими книгами Ветхого и Нового Завета существует значительное число книг, известных под названием „книг апокрифических“ или, кратко, „апокрифов“. Самые древние из этих книг восходят к двум последним столетиям пред Рождеством Христовым, самые новые относятся к первым векам христианской эры. Необходимо знать их, потому что они сами выставляли себя или были считаемы известными писателями, даже некоторыми отцами Церкви, за богодухновенные и составляющие часть канона священных Писаний. Большинство из них ложно приписывалось некоторым личяостям Ветхого или Нового Завета, что вводило в ошибку при суждении об их истинном характере, и они вообще писаны в форме апокалипсической или романической, что доставляло им известную популярность. 2 . Одинаково полезно сказать о них несколько слов не только по причине употребления их иногда известными отцами, но также и по причине злоупотребления, которое извлекают из них в настоящее время враги веры для нападения на наши священные книги, желая поставить апокрифические книги почти на одну и ту же ступень с каноническими книгами и пользуясь первыми для усиления подрыва доверия ко вторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Мнение Тертуллиана о Ерме с годами менялось. В ранних произведениях он высоко оценивает Пастыря (De oral 16), но уже в монтанистский период заявляет, что эта книга осуждена (judicaretur) всеми соборами прежних времен как поддельная и апокрифическая (Depudic. 10) 363 . Что касается апокрифических Деяний Павла, Тертуллиан с явным удовлетворением замечает, что пресвитер, написавший эту книгу, называет свои намерения благими, но справедливо призван на суд, разоблачен в том, что это апокриф, и лишен caha(De bapt. 17). Словом, Тертуллиан цитирует все книги Нового Завета за исключением 2–го Послания Петра, Иакова и 2–го и 3–го Иоанна. Два последних, из–за малого объема и небольшого богословского значения, он мог просто опустить; ниоткуда не следует, что он не знал об их существовании. Писание Ветхого Завета он считал богоданным, а Евангелиям и апостольским посланиям придавал силу, равную закону и пророкам. Устно передаваемое «правило веры» и Писание он ценил одинаково; поэтому ни одна книга не могла быть признана Писанием, если не соответствовала «правилу веры». 10 3. Киприан Карфагенский За те 70 лет, что прошли со времени первого упоминания о христианстве в Северной Африке (история со сцилийскими мучениками, 180 г. по P. X.) до смерти Киприана, епископа Карфагенского (258 г. по P. X.), Церковь необыкновенно выросла. К середине III века Церковь в Северной Африке насчитывала 250 епископов. Рост был не только количественным; возрастала и внутренняя убежденность, и верность христиан. История жизни Киприана показывает со всей ясностью, как сильно все изменилось в Северной Африке. Фасций Киприан родился между 200 и 210 г. Он происходил из состоятельной и, по–видимому, знатной семьи. Получив хорошее образование, он начал преподавать риторику и ораторское искусство в Карфагене. Однако он разочаровался в удовольствиях языческого мира, где есть только роскошь, порок и низость. Столкнувшись с носителями новой веры, особенно с пресвитером Цецилианом, Киприан обратился около 246 г. по P. X. Он продал имущество и раздал все бедным, дал обет безбрачия и крестился, приняв в знак благодарности своему духовному отцу имя Цецилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

векам. Наконец почти все они сохранялись и употреблялись только в тесных замкнутых, главным образом гностических, сектах и о них свидетельствуют только немногие из облака свидетелей о канонических Евангелиях 389 . К таковым апокрифическим Евангелиям относятся преимущественно 7 главных: 3 первоначально греческих, 2 арабских и 2 латинских 390 . Шесть из них дополняют с разными украшениями историю происхождения, рождества и детства Иисуса, седьмое – историю Его осуждения. 1. Древнейшее и особенно замечательное между ними есть греческое Первоевангелие Иакова, брата Господня . Полное заглавие его: Διγησις α στορα, πς γεννϑη περαγα ϑεοτος ες μν σωτηραν 391 . В главной части этой книги повествуется история рождества и детства Марии до рождества Иисуса, гл. 1–20. Потом следует краткая, написанная в тоне и словами наших Евангелий, история поклонения волхвов и бегства в Египет, гл. 21 и 22. Наконец гл. 22. 23. 24. излагается история умерщвления Захарии, отца Иоанна Крестителя, вероятно позднейшая добавка. Язык этой книги гораздо чище и при всей иногда (напр. гл. 3. и 18; впрочем последняя судя по языку и связи, очевидно позднейшего происхождения) заметной напыщенности проще, чем в других апокрифах; тон вообще благороднее, но в важности и чистоте далеко уступает каноническим Евангелиям; содержание более серьезно и вместе гораздо менее богато чудесным, чем в других апокрифах. О некоторых событиях здесь встречающихся упоминают еще Иустин Мученик и Климент Алекс. (хотя конечно еще остается вопрос, отсюда ли они заимствуют или из предания), Ориген же прямо ссылается на это Евангелие. Посему можно думать, что явилось оно в конце 2-го или по крайней мере в начале 3-го века. Иакову, брату Господню, имя которого оно носит в надписании, без сомнения оно не принадлежит. В древнейших рукописях нет прибавления δελφ Κυρου, и все учители Церкви приписывают это Евангелие только некоему Иакову. И в самой книге (cap. 25) писатель называется просто Иаковом Иерусалимским. Равно название Πρωτευαγγλιον позднего происхождения. По местам в книге заметны оттенки гностических воззрений 392 . Тем не менее она очень распространена была в греческой Церкви 393 и часто употреблялась там при церковных празднествах, особенно при празднествах в честь Марии. Нельзя сомневаться, что книга при своей древности содержит немало достоверного, заимствованного из чистого предания, особенно относительно таких событий, о которых в канонических Евангелиях говорится немного, именно о событиях из жизни Богоматери 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

В течение средних веков канон оставался неоспоримым, тем более что книги Нового Завета сравнительно мало читались частными лицам, а при богослужении из них читались только известные зачала иди отделы. Простой народ больше интересовался чтением сказаний о жизни святых, и католическая Церковь даже с некоторым подозрением смотрела на интерес, какой отдельные общества, как, напр., Вальденсы, обнаруживали к чтению Библии, иногда даже воспрещая чтение Библии на народном языке. Но в конце средних веков гуманизм возобновил сомнения относительно писаний Нового Завета, которые и в первые века составляли предмет споров. Реформация еще сильнее стала возвышать свой голос против некоторых новозаветных писаний. Лютер в своем переводе Нового Завета (1522 г.), в предисловиях к новозаветным книгам высказал свой взгляд на их достоинство. Так, по его мнению, послание к Евреям написано не апостолом, как и послание Иакова. Не признает он также и подлинность Апокалипсиса и послания ап. Иуды. Ученики Лютера пошли еще дальше в строгости, с какою они относились к различным новозаветным писаниям и даже стали прямо выделять из новозаветного канона «апокрифические» писания: до начала 17-го века в лютеранских библиях даже не исчислялись в числе канонических 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, Иуды и Апокалипсис. Только потом исчезло это различение писаний и восстановился древний новозаветный канон. В конце 17-го столетия, однако, появились сочинения критического характера о новозаветном каноне, в которых высказаны были возражения против подлинности многих новозаветных книг. В том же духе писали рационалисты 18-го века (Земдер, Михаелис, Эйхгорм), а в 19-м в. Шлейермахер высказал сомнение в подлинности некоторых Павловых посланий. Де-Ветте отверг подлинность пяти из них, а Ф. Х. Баур признал из всего Н. Завета подлинно апостольскими только четыре главных послания ап. Павла и Апокалипсис. Таким образом, на западе в протестантстве снова было пришли к тому же, что переживала Христианская Церковь в первые столетия, когда одни книги признавались подлинными апостольскими произведениями, другие — спорными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

протоиерей Василий Мезенцев ПЕРИОД ДОНИКЕЙСКИЙ ОТДЕЛ I. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ Мужами или Отцами Апостольскими (Patres Apostolici) принято называть авторов древнейших, после книг Нового Завета, произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками апостолов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их была утеряна. Но из сохранившихся памятников в нашем курсе рассматриваются далеко не все, – не подлежат рассмотрению в курсе Патрологии апокрифические книги Нового и Ветхого Завета, произведения, также имеющие апокрифический характер, направления гностического, также Didascalia и Constitutiones Apostolerum , имеющие большое значение курсов Истории Церкви и Каноники. Таким образом, в настоящем курсе будут рассмотрены следующие произведения: Послания к Коринфянам Св. Климента Римского ; Послания Св. Игнатия Богоносца ; Послания Св. Поликарпа Смирнского ; Учение двенадцати Апостолов («Дидахи»); Послание, называемое Посланием Ап. Варнавы; «Пастырь» Ерма ; Сочинение Папия, Епископа Иерапольского. Между всеми этими памятниками имеется много общего – содержание и форма их в основном определяется одинаковыми условиями жизни Церкви того времени. Вторая половина 1-го и начало 2-го века – это период послеапостольский. Проповедь христианства еще продолжается среди иудеев и язычников, отдельные местные церкви находятся еще в периоде организации. Между ранее основанными церквями еще не существует организационных связей. Каждая городская община возглавляется епископами, к городской общине тяготеют общины сельские и находящиеся в более мелких городах. Естественно – более важное положение занимают Церкви Рима, Антиохии, Александрии и главных римских провинций. Из этих церквей образуются в последствии патриархаты и митрополии. В то время появляются лжеучителя: иудействующие и придерживающиеся докетических воззрений на воплощение. Следует еще отметить недостаточную ясность догматической терминологии, что послужило причиной не правильных выводов у отдельных исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

И к этому источнику он постоянно прибегает, как это доказывают его многочисленные цитаты из писаний того и другого завета; б) в некоторых случаях Климент прямо, как мы уже имели случай заметить выше относительно евангелий, указывает отличие цитуемых им апокрифических книг от принятых в церкви писаний подлинно апостольских; наконец, в) все эти, открываемые у Климента, многоразличные ссылки на разного рода сочинения, не принадлежащие к кругу апостольских писаний, отнюдь не доказывая какого-либо смешения со стороны Климента канонического с апокрифическим, доказывает лишь для нас то, во-первых, что в церкви александрийской, славившейся своим знаменитым христианским училищем, более чем в какой-либо другой из церквей, произведения христианской письменности всех родов находили себе ревностных читателей и исследователей, и во-вторых – то, что большая часть из этих сочинений, – как напр. «Пастырь» Эрмы, послания Варнавы и Климента Римского , апокалипсис Петра и др., и в самой церковной практике имела, вероятно, обширное и разнообразное употребление, – что давало и Клименту повод отнестись к ним с особенным уважением и вниманием. По открываемым, таким образом, в сочинениях Климента Александрийского данным, канон александрийской церкви во второй половине II-ro века заключал несомненно следующие книги: 4 евангелия, книгу Деяний апостольских, все 14-ть посланий апостола Павла, 1-е послание апостола Петра, 1-е же послание Иоанна Богослова и Апокалипсис. Относительно остальных книг: послания Иуды, 2-го и 3-го послания Иоанна, a также послания Иакова и 2-го послания апостола Петра, открываемые у Климента известия, как мы видели, нерешительны, неопределенны, особенно относительно последних двух посланий. He делая, поэтому, доколе решительных заключений ο положении этих книг в каноне александрийской церкви, мы обратимся к другому свидетелю для истории её канона во II-м и III-м веках, к знаменитому ученику Климента – Оригену , свидетельство которого переносит нас с тем вместе в первую половину III-ro века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Где противоречия (мнимые) апостольского времени, сообразно местным и временным условиям, представляются еще непримиренными (упомянутые Павловы послания), это – произведение 1-го столетия, а где они уже препобеждены и очищены духом Христовым – (прочие Павловы и другие послания и особенно писания Иоанна), там выражается будто псевдо-Иоанново направление 2-го столетия 98 . Но весь Новый Завет, как одна книга, засвидетельствован историческим преданием древней и древнейшей Церкви, и один дух веет во всем Новом Завете, как показывает 2000 летняя история Церкви! Несмотря на это, новая школа урезывает из канона новозаветных писаний от 3/4 до 9/10, лишь на том основании, что они несогласны с ее субъективным воззрением. Все решительные доказательства, заимствованные из языка, духа, совершеннейшего согласия с историческими, географическими и всеми возможными отношениями апостольского времени, все самые определенные уверения самых искренних, самых справедливых, самых осторожных свидетелей, ряд которых восходит преемственно до самого апостольского времени, для нее ничего не значат. Подлинность известных новозаветных писаний не должна быть признана, ибо иначе не может держаться предзанятое воззрение, следовательно неподлинность их доказана, – вот логика школы! Но вместо разрушенных (якобы) таким образом доказательств Тюбингенская школа воздвигает ряд других, доказывающих (якобы) неподлинность новозаветных писаний. Несмотря на внешние свидетельства и внутренние основания подлинности, она доказывает неподлинность из некоторых других древних, хотя не самых древних, а собственно послеапостольского века, более или менее апокрифических и отрывочных писаний и преданий – клементин, воспоминаний (recognitiones) и т.д., из разных комбинаций состояния православных и еретических обществ 2 века, и т.д., которые некоторым образом, по-видимому, могут подтвердить любимую предвзятую мысль. Но, – кроме того что есть столько же древне-церковных и по крайней мере столь же достоверных писаний, преданий, комбинаций, которые доказывают совершенно противное 99 , кроме того, что и из тех любимых доказательств школа, только с помощью фантазии, может вывести свои заключения, – всем писаниям и преданиям древней церкви и всяческим таковым комбинациям относительно древней церкви не может быть усвоено никакого исторического значения и силы доказательства, если отвергнуто будет историческое значение книг Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Предполагали, не будучи в состоянии представить доказательств, что фрагмент был составлен пресвитером Каем, который жил в Риме при папах Викторе (193–202) и Зефирине (202–218). 164 – Четыре Евангелия, Деяния апостолов и тринадцать первых посланий св. Павла ясно обозначены в этом каноне. Трудно знать, идет ли речь о послании к Евреям: оно могло быть обозначено под именем послания к Александрийцам, но это недостоверно. Послание св. Иакова не поименовано, так же как и послания св. Петра. Автор, по-видимому, говорит, что послания св. Иуды и св. Иоанна носят имена этих апостолов, но не принадлежат им, так же как Премудрость Соломона не принадлежит Соломону. Но говоря о Евангелии св. Иоанна, он упоминает также и о его посланиях и цитует из них одно место, что, кажется, указывает, что он соединял первое послание с Евангелием, и тогда слова Epistolis suis могут прилагаться лишь ко 2-му и 3-му посланиям. Если et Petri tantum recipimus верно поставлены в параграфе об апокалипсисах, то смысл места будет такой, что Апокалипсис св. Иоанна вообще принят, а Апокалипсис св. Петра 165 лишь отчасти, в известных местах. – Римская церковь II века допускала, следовательно, лишь наши четыре канонических евангелия, потому что лишь они одни поименованы. Это число четыре, за исключением всех апокрифических евангелий, встречается точно упоминаемым у многих отцов и древних писателей. 166 6 . Из всего сейчас переданного нами следует, чта нынешний канон Нового Завета был принят уже почти всецело, за исключением некоторых спорных частей, во второй половине II века: 1) церковью римскою, как доказывает это канон Муратория; 2) церквами Малой Азии и Галлии, как это доказывает свидетельство св. Иринея; 3) церковью александрийскою, как это доказывает Климент Александрийский ; 4) церковью африканскою, как это доказывает Тертуллиан . Мы можем прибавить: 5) церковью сирийскою, потому что древний сирийский перевод Пешито 167 относится, по крайней мере, к этой дате. Он заключает все книги Нового Завета, за исключением 2-го послания св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010