В начале 4-го века церковный историк Евсевий Кесарийский специально занимался исследованием вопроса о новозаветном священном каноне и разделил все известные ему книги с притязанием на авторитет апостольский на четыре разряда: общепризнаваемые, спорные, подложные (Апокалипсис Петра) и нечестивые , которые суть «вымыслы еретиков» (напр., евангелие Фомы). Перечисляет Евсевий все 27-мь св. книг, ныне входящие в священный новозаветный канон, но не все считает богодухновенными. Вскоре после Евсевия у отцов церкви и в правилах поместных соборов этого времени, начинают встречаться перечисления всех 27-ми книг Нового завета, как одинаково апостольских. Подлинность свящ. новозаветных книг . Так как еще при апостолах начали появляться среди христиан писания апокрифические, ложные, искавшие входа в христианское общество в качестве писаний истинно-апостольских, а в после апостольское время таких мнимо-апостольских писаний появилось и очень много, то является вопрос: книги, вошедшие в состав свящ. книг Нового завета, все ли суть действительно произведения. апостолов? Вопрос этот разрешается, во-1-х, на основании истории собрания свящ. кн. в один состав и, во- 2-х, на основании внутренних признаков подлинности, заключающихся в самых св. новозаветных книгах. 1 . Свидетельства из истории канона за существование н каноническое достоинство почти всех книг Нового Завета восходят к первому веку, а это говорит о том, что они произошли в период апостольский. 2 . Свидетельства христианской древности говорят также и за то, что св. новозаветные книги с самых древнейших времен христианства пользовались в церкви уважением книг богодухновенных, апостольских. Совершенно недопустимо, чтобы древняя церковь могла обмануться в этом случае, приявши не апостольское писание за апостольское: такое признание богодухновенного достоинства мы видим повсюду, во всех странах, где только была рассеяна церковь христианская, а не в одном каком-нибудь месте. Еще более очевидна будет для нас невозможность подобного обмана, если мы обратим внимание на ту осторожность и разборчивость, с какой древняя церковь принимала в священный канон книги, вновь делавшиеся известными в качестве книг апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Противоположность выражению: книга каноническая составляло выражение – книга апокрифическая (π το ρπτειν по Августину de civ. Dei, XVI, 13. quod eorum origo non claruit patribns), – по первоначальному значению слова книга тайная, потому несколько подозрительная и наконец вообще не имеющая достаточных прав на внесение в канон 1270 . Об историческом изменении значения названия и понятия апокрифический ср. Gieseler Was heisst apokryphisch? – в Theolog. Stud. Bd. 11. Hettf. 1. S. 141 ff. и потом F. Bleek Ueber die Stellung der Apokryphen des A. T. im christlichen Kanon, в Theol. Stud. 1853 H. 2. S. 267 ff. (в начале) 1271 . И в истории собрания Н. 3. или новозаветного канона нельзя видеть только продукт человеческого действования. Как при происхождении новозаветных писаний преобладало божественное действие (во вдохновении), так и при собрании Н. 3. участие божественное, хотя и не столь непосредственное, как при происхождении, несомненно. Оно есть только закрепление действия божественного Провидения в руководствовании однажды навсегда, для одной неизменной цели, основанного царства Божия, причем признание и соединение основоположительных писаний является вполне существенным. При этом руководстве Провидения вовсе не требовалось необходимо, чтобы сохранены были все первоначальные свидетельства; требовалось только, чтобы искупительным советом Божиим основанное царство Божие, новозаветное царство Божие было и оставалось обеспечено от принятия свидетельств ложных и обладало всем тем, что могло вполне выяснить божественное домостроительство спасения людей, как прежде в предуготовительном, так теперь в совершительном состоянии церкви; но вера в такое действие Провидения относительно основоположительных писаний Н. 3. неразрывно связана с верою в самое искупление 1272 . § 28. Первый период истории канона (предуготовительные начала и первые следы его до половины 2-го века) Ветхозаветный канон христиане нашли готовым; новозаветный же должен был образоваться только у них чрез принятие и признание писаний, которые и внешне преданы им от апостолов и с апостольским авторитетом, и внутренно носят на себе печать Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

3, p. 291). Вообще беседы на частные места, изд. Монфоконом в 3 томе. Но так называемое неполное сочинение на Матфея (opus imperfectum in Mathaeum. T. 6.) не принадлежит св. Златоусту ни по слогу, ни по содержанию. Оно писано на лат. языке; тексты приводятся по Вульгате; слог не греческий, и такой, в котором ничего нет Златоустова. Сочинитель приводит апокрифические книги Сиона, Езекии, Климента, – а вдобавок он арианин и вероятно в конце 5 века оплакивал он падении своего арианства. (Hom. 49. dit. lat.). Бес. о законодателе Ветхого и Нового Завета (Т. 6.) обличается в подлоге слогом и скудостию содержания. 1211 Анианом диаконом Целеденским, современником блж. Августина . См. его предисловие к переводу бесед Златоуста. Ар. Montf. Т. 7. Григорий Трапезунтский дополнял сей перевод; в 1181 г. Иоанн Бургундион пизанец по воле п. Евгения 3-го вновь перевел сии беседы вместе с беседами на Иоанна. Mabillonius in Jtinerario Jtat. p. 164. Robertus in continuat. Chronici Sigeberti ad. an. 1180. 1212 Ксенаия, сирский писатель, живший в конце 5-го и в начале 6-го в. уже свидетельствовался беседами на евангелие Матвея и Иоанна и на псалмы. Assemani Bibl. Or. Т. 2, р. 28. Свод толкований на еванг. Матвея и Иоанна, выбранных из Евсевия и Златоустого есть и ныне в сирск. списке 9 в. Maii Col. vet. avct. T. 5, cod. syr. 26, p. 11. См. выше прим. 205 и там же об армянском переводе. 1213 Epist. lib. 5. ер. 32. О видении ап. Павла Златоусту, желавшему увериться в верности своих толкований, говорят – Георгий Алекс., Иоанн Дамаскин (orat 4. de imagin ар. Biblium р. 462), неизвестный жизнеописатель, Метафраст и имп. Лев. Напрасно Савиль приводит в подозрение повествование сие тем, что лучшие толкования на послания ап. Павла писаны Златоустом в Антиохии, писанные же в Константинополе слабы и во многом недостаточны, а потому одобрение апостола сим последним было бы, говорит он, несправедливо. 1214 О подлинности см. зам. 142. 143. 148. 152. 205. сл. Montfauconii Praes ad. Homil in Actus Apostolorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Эти последние тоже были известны и употреблялись уже в это время, но в некоторых христианских общинах не причислялись еще к канону общепризнанных книг, вследствие того, что в этих общинах не была достоверно известна их подлинность. Впоследствии, именно в середине 3-го века, эти книги даже оспаривались (потому и получили название ντιλεγμενα в противоположность общепризнанным, μολογομενα, как видно из исследования Оригена ) 311 . Но в начале четвертого века все новозаветные книги были признаны подлинными и внесены в канон священных книг, как видно из послания Афанасия Великого (39 празд.), и из творений Кирилла Иерусалимского 312 . Так как все 27 книг приняты в канон (каталог, реестр) книг богодухновенных 313 и так как они вследствие этого признаются Церковью как неизменное правило или мерило истины (κανν τς ληϑειας) 314 , то все они и называются каноническими 315 , в отличие от апокрифических (тайных, подозрительных и ложных, от π το κρπτειν) 316 и не вошедших в канон. Уже со второго века все эти книги стали называться Новым Заветом (Novum Testamentum или Instrumentum у Тертуллиана , καινη διαϑηκη у Оригена ) и разделялись на Евангелие (Ευαγγλων, υαγγελικν, υαγγελικ, instrumentum evangelicum) и Апостол (απστολος, αποστλικν, αποστολικ, instrumentum apostolicum) 317 . Так как все книги Нового Завета, не исключая и Евангелия от Матфея, которое одно только сначала было написано на еврейском языке 318 , внесены в канон на греческом языке 319 , то подлинным (автентическим) каноническим текстом считается текст греческий 320 . 5. Ветхозаветный канон, его язык и разделение. – Что касается ветхозаветного канона 321 , то христианская Церковь нашла его уже готовым. По свидетельству Флавия 322 и христианских писателей, Мелитона 323 , Оригена 324 , и позднейших, в состав ветхозаветного канона входили 22 книги, расположенные по числу букв еврейского алфавита; но в них содержалось собственно 38 отдельных книг, именно: 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Судей и как бы ее дополнение Руфь, 8) первая и вторая Царств (Самуиловы), как две части одной книги, 9) третья и четвертая книги Царств, 10) первая и вторая Паралипоменон (Дневника), 11) Ездры первая и вторая, или по греческому надписанию книга Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

протоиерей Василий Мезенцев ПЕРИОД ДОНИКЕЙСКИЙ ОТДЕЛ I. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ Мужами или Отцами Апостольскими (Patres Apostolici) принято называть авторов древнейших, после книг Нового Завета, произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками апостолов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их была утеряна. Но из сохранившихся памятников в нашем курсе рассматриваются далеко не все, – не подлежат рассмотрению в курсе Патрологии апокрифические книги Нового и Ветхого Завета, произведения, также имеющие апокрифический характер, направления гностического, также Didascalia и Constitutiones Apostolerum , имеющие большое значение курсов Истории Церкви и Каноники. Таким образом, в настоящем курсе будут рассмотрены следующие произведения: Послания к Коринфянам Св. Климента Римского ; Послания Св. Игнатия Богоносца ; Послания Св. Поликарпа Смирнского ; Учение двенадцати Апостолов («Дидахи»); Послание, называемое Посланием Ап. Варнавы; «Пастырь» Ерма ; Сочинение Папия, Епископа Иерапольского. Между всеми этими памятниками имеется много общего – содержание и форма их в основном определяется одинаковыми условиями жизни Церкви того времени. Вторая половина 1-го и начало 2-го века – это период послеапостольский. Проповедь христианства еще продолжается среди иудеев и язычников, отдельные местные церкви находятся еще в периоде организации. Между ранее основанными церквями еще не существует организационных связей. Каждая городская община возглавляется епископами, к городской общине тяготеют общины сельские и находящиеся в более мелких городах. Естественно – более важное положение занимают Церкви Рима, Антиохии, Александрии и главных римских провинций. Из этих церквей образуются в последствии патриархаты и митрополии. В то время появляются лжеучителя: иудействующие и придерживающиеся докетических воззрений на воплощение. Следует еще отметить недостаточную ясность догматической терминологии, что послужило причиной не правильных выводов у отдельных исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.) Раздел I. Мужи апостольские Мужами или Отцами апостольскими (pamres aposmolici) принято называть авторов древнейших (после священных книг Нового Завета) произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками Апостолов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их утеряна. Но и из сохранившихся памятников в нашем курсе рассматриваются далеко не все. Не подлежат изучению в курсе Патрологии апокрифические книги Ветхого и Нового Завета, другие апокрифы, произведения гностические и такие, как «Дидаскалия» (« Διδασκαλα», лат. «Didascalia») и «Постановления апостольские» (« Διαταγαι των αποστλων», лат. «Constitutiones Apostolorum»), имеющие большое значение для курсов истории Церкви, литургики и церковного права. В настоящем разделе будут рассмотрены только следующие произведения: 1 .    Послания к Коринфянам святого Климента Римского ; 2 .    Послания святого Игнатия Богоносца ; 3 .    Послание святого Поликарпа Смирнского ; 4 .    «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахи»); 5 .    Послание Варнавы; 6 .    «Пастырь» Ерма . Между всеми этими памятниками имеется много общего: содержание и форма их определяются одинаковыми условиями жизни Церкви того периода. Бывает довольно трудно установить точно время составления того или иного памятника. В таких случаях большое значение имеют данные, содержащиеся в его тексте: они позволяют определить хронологические границы периода, в который могло быть написано произведение: terminus a quo, то есть время, раньше которого памятник не мог быть составлен, и terminus ad quem, то есть время, после которого составление его не могло иметь места. Издание этих памятников началось с XVII века. На русском языке имеется их издание в переводе священника Петра Преображенского . Святой Климент епископ Римский Житие Святой Климент, по более или менее установленным данным, – третий, после Апостолов, епископ Римский, занимал кафедру с 92-го по 101-й год. Он проповедовал Евангелие не только в Италии, но и на юге Галлии. По приказанию императора Траяна был схвачен и отправлен на тяжёлые работы в каменоломнях Крыма, где продолжал апостольские труды – строил храмы, крестил ссыльных, за что был брошен с камнем на шее в Чёрное море. Мощи его были обретены и положены в храме святых двенадцати Апостолов в Херсонесе. Просветитель славян святой Кирилл перенёс часть их в Рим, а другую часть святой митрополит Михаил и святой князь Владимир положили в Десятинной церкви в Киеве. Во время татарского нашествия 1240 года мощи святого Климента погибли при пожаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Чье же оно? Если принадлежит оно тому же безымянному писателю средины или второй половины 2-го века: то как знают его Папий и другие древние? Если оно древнее: откуда тогда разительное сходство его с Евангелием, или Евангелия с посланием? Если оно новейшего происхождения: откуда такая подделка подложного послания под подложное Евангелие? Откуда наконец вся эта подделка писаний Апостола Иоанна? Подобным вопросам не было бы и конца; впрочем они, после сказанного выше, не нуждаются ни в каких ответах. Если таким образом подлинность 4-го Евангелия несомненна: то этот результат критики находит применение также к последней главе Евангелия от Иоанна, подлинность которой хотя издавна оспаривается многими 382 , но и не меньшим числом ученых основательно защищается 383 , относительно которой даже Креднер (Einl. s. 232) сознается, что нет ни одного внешнего свидетельства против нее, и рассматриваемая со внутренней стороны эта глава представляет почти все особенности Иоанновой речи 384 . Некоторые же заметные отличия языка этой главы объясняются тем, что ее кажется можно считать, хотя за подлинное, но позднейшее добавление к Евангелию, которое первоначально по намерению писателя заканчивалось 30 и 31 стихами 20 главы 385 . Во всяком случае отнюдь нельзя отрицать написания ее Иоанном 386 . § 14. Отношение четырех канонических Евангелий к другим известным в древней церкви и значение сего вопроса для подлинности Чтобы ослабить доверие к четырем каноническим Евангелиям, некоторые из критиков с особенною настойчивостью ссылаются на существование других Евангелий, упоминание о которых кроме 4-х канонических мы находим в самое раннее время 387 и которые разделяются на два очень различные класса. I. Апокрифические евангелия Один класс этих неканонических Евангелий составляют собственно так называемые апокрифические Евангелия 388 . Все эти Евангелия с их сказочно-чудесным характером при мнимо-историческом восполнении оставленных в канонических Евангелиях промежутков времени, особенно в истории детства Иисуса и истории Его родственников, столь существенно различаются от величественной простоты и истинности наших канонических Евангелий, а их очевидная неспособность отличить истинное и важное от ложного и тривиального налагает на них столь сильную печать неапостольского происхождения и неподлинности, что в этом одном заключается сильнейшее доказательство подлинности канонических Евангелий – из внутренних оснований; кроме того существование их в самые первые века совершенно не доказано и невероятно, только некоторый из них относятся к 3-му или концу 2-го века, прочие же к 4, 5, 6 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Преподобный Ефрем Сирин , род. ок. 306 г., † в 373 г. Св. Иоанн Дамаскин , род. в конце VII в., † ок. половины VIII в. Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, род. ок. 347 г., † 14 сентября 407 г. Св. Кирилл, епископ Иерусалимский, род. ок. 313 г., † в 386 г. Св. Климент, епископ Римский, † в 101 г. Минуций Феликс , латинский церковный писатель, жил во второй половине II века. Блаж. Феодорит, епископ Кирский, род. ок. 393 г., † в 457 г. 1 Известный греческий философ Платон (род. Между 430 и 427 г., ум. В 348 или 347 г до Р. Хр.) в «Тимее» 2 Греческий философ 6-го века до Рождества Христова, учивший, что начало всего – воздух, беспредельный, живой, творящий все своим вечным движением, попеременным расширением и сгущением. 3 Холм в Риме с храмом языческого бога Юпитера и других богов. Капитолий считался величайшею святыней римлян-язычников. 5 В этих словах нет противоречия с прежде высказанным утверждением, что душа по природе христианка, так как говоря здесь, что душа не христианка, и что она делается христианкою, Тертуллиан отмечает такое состояние души, когда она еще не крещена, еще не получила специально христианского наставления. Если не крещенная душа из самой себя без научения исповедует христианское учение о единстве Бога и Его промысле, о бытии демонов, о продолжении жизни после смерти, о вечных наградах и наказаниях, то в этом находит свое подтверждение высказанное Тертуллианом положение, что душа по природе христианка. Такое понимание требуется и ходом речи. 7 Т.е. у современных св. Василию еретиков-евномиан, утверждавших, что они познали существо Божие, и что это существо есть «нерожденность». 8 Греческий философ 6-го века до Р. Хр. – основатель пифагорской школы в южной Италии (Великой Греции). 17 Апокрифическими книгами называются подложные писания, часто даже еретические, которым неизвестные составители их однако стараются придать характер и значение писаний священных и богодухновенных. Есть апокрифические книги иудейские (например, Книги Адама, Книга Еноха, Завет Авраама, Вознесение Моисея, Завет Соломона и др.), есть и христианские (апокрифические евангелия, деяния апостольские, послания апостольские, апокалипсисы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Во время крещения Спаситель уничтожил змеиные головы. Следы этого сказания отразились уже в греческих церковных песнопениях восьмого века и в греческой церковной живописи. Так у св. Козьмы Маюмского Иисус Христос , во время крещения, «змиев главы гнездящихся сокрушает»; у Иоанна Дамаскина : «Опали струею змиевы главы». Дидрон в сочинении о христианской иконографии говорит, что видел изображение этого апокрифического мотива до 20 раз на греческих мозаиках и фресках. 93 В колядках и щедривках крещение Спасителя понято, как совершенное над младенцем Иисусом. Пр. Богородица купает и крестит Иисуса, пеленает его в шелковые пеленки, моет их на тихом Дунае и дает новорожденному имя. В галицко-русских и малорусских колядках (у Головацкого, т. II, стр. 12, 27; Чуб., т. III, стр. 333–335) к пр. Деве Марии приходят 40 ангелов и 12 священников. Они отнесли Младенца на Иордан, окрестили его и стали: Книги читати, имья глядати Сына Божого, а найвысшого. «Именуймо го та святым Петром»; Божа Мати то не злюбила. «Именуймо го та святым Павлом»; Божа Мати то не злюбила, То не злюбила, не дозволила. «Именуймо го Паном небесным»; Божа Мати то излюбила, То излюбила и дозволила, То дозволила и благословила. 17. Сон пресв. Богородицы Апокриф этот, как известно, вошел глубоко в народную словесность. Издано много народных сказаний и песен о том, что пр. Богородица из пророческого сна узнала о страданиях и крестной смерти Спасителя. В V выпуске «Калек перехожих» находим 27 прозаических и стихотворных пересказов сна. Сон состоит из двух частей: 1) описание самого сна и объясние к нему Спасителя и 2) заговорное значение сна, или объяснение того, какая польза носить его на шее в ладанке или хранить дома. Вторая часть входит в разряд ложных молитв. Величина составных частей сна в разных песнях различна. В летописце Ерлича под 1660 г. записано два любопытных апокрифических памятника: Сон Богородицы и Лист Иисуса, с разными нравственными наставлениями, посланный будто бы с неба папе Льву и найденный в британской земле, на Оливной горе.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

286 Knjiga IX. U Zagrebu. 1868. Prilozi k historiji Knjievnosti naroda hrvatskoga i srbskoga Od V Iagica. Str. 83–121. 305 С именем Honorii Augustodunensis (ум. в начале XII в.), Elucidarium напечатан в Curs. Patrol. tom. CLXXII, pag. 1109–1176. 306 Летоп. Рус. лит. т. 1. 1859, стр. 37. Здесь напечатана первая часть Луцидариуса по списку начала XVII в. Синод. библиотеки стр. 40–66. 309 В 3-й книге Ездры находят две части, написанные в разные времена. Главы 1, 2, 15 и 16 относят к концу 1-го или началу 2-го века по P. X.; главы же от 3-й по 14 – ко временам ветхозаветным. Смотри: О 3-й книге Ездры. Опыт исследования о книгах апокрифических Μ. Шаврова. Спб. 1861. – Что под последними 70-ю книгами Ездры надобно разуметь книги апокрифические, подтверждением этого может служить свидетельство св. Епифания, который говорит, что к Птоломею Филадельфу, кроме 22 канонических книг были посланы еще 72 апокрифических: υδομκοντα δο τς ποκρφους. De mensuris et ponderibus cap. X. 311 Comment. in Evangelium Matthaei Curs. Patrol. tom. XIII. p. 1769. Περ ρχν Lib. III. cap. 2. Curs. Patrol. tom. XI. p. 303. 319 Из книги же Еноха некоторые считали заимствованным еще свидетельство об ангелах согрешивших и связанных узами мрака ( 2Пет. 2:4 , Иуд. 6 ); но в книге Еноха, как увидим ниже, говорится об ангелах, падших с дщерями человеческими и след. разумеется другое, вымышленное падение ангелов, а не то, на которое указывается в апостольских посланиях. 324 Книга правил св. апостол, св. соборов вселенских в поместных и святых отец. Изд. 1862, стр. 499–500. 331 Pitra: luris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta. Romae. 1864. tom. 1. pag. 324. Постановления апостольские в русском переводе И. H. Казань. 1864. стр. 187. 332 Patrol. curs. tom. XXVIII. pag. 431–432. Fabricii Cod. V. T. tom. 1. pag. 402. Русский перевод Синопсиса в Христ. Чт. 1841. Синопсис, как известно, не признается принадлежащим св. Афанасию на том основании, что о нем не упоминают древние писатели, что в исчислении книг он отличается от послания о праздниках, несомненно принадлежащего св. Афанасию, что в нем есть некоторые неправильные мысли. Смотр. Истор. Учение об отцах церкви преосв. Филарета том. II, стр. 62–63.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010