Отказ в просьбе похоронить отца и повеление немедленно следовать за Ним – это, конечно, крайнее и невероятно радикальное требование Христа. Но тем лучше: радикальность этого требования прекрасно показывает, что наступает  совершенно новая эра, которая принципиально отлична от прежней. Прежнее прошло, умерло. В этом же ключе крайней неотложности того, что происходит, того, что возвещается, следует понимать и категорическое повеление ученикам, посланным на проповедь: Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте ( Лк. 10, 4 ). Не брать мешка и сумы значит не брать ничего того, что предполагает продолжительность пути. Под церемонией же приветствия, скорее всего, подразумевалось присоединение к попутчикам, например к каравану. Хотя это и замедляло движение, но давало защиту от разбойников. Однако посланцы Христа не могли позволить себе потерю драгоценного времени ни при каких обстоятельствах. Их миссия – возвещение близости Царства Божьего – должна быть выполнена с максимальной поспешностью. Дорога каждая минута! Мы неспроста, говоря о Церкви, так много места уделили рассказу о сущности Евангельского Благовестия. Христианство – это жизнь в единстве с Богом. А единство это обретается в Церкви через Иисуса Христа. Время Церкви – время роста Царства Божьего, пространство, в котором оно реализуется и проявляется. Царство Божье уже и есть в Церкви, и во всей полноте еще нет его. Церковь живет как бы в постоянном напряжении между «уже» и «еще нет». И так будет до скончания века, пока не появится скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними [в греч. Эммануил]) будет Богом их ( Откр. 21, 3 )”.   Почему Христос избрал лишь двенадцать учеников?.. Говоря о христианах как о новом Божьем народе, Спаситель употребляет такие образы, которые не оставляют сомнения в том, что христиане – не просто собрание людей, встретившихся для совместного решения каких-то насущных социальных или политических задач, но народ, собранный Богом и для Бога. Новый Божий народ – это стадо, которое разбрелось по сторонам и заблудилось Бог спасает своих овец от рассеяния и собирает воедино , это растения, посеянные Богом, которые Бог защищает от плохой погоды, питает и греет . Христос говорит еще радикальнее: члены Церкви – это захваченные неводом благовестия рыбы!

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

По этому совету, они должны были, насколько это совместимо с их религией, избегать всякого посягательства на наличный социальный порядок. Так, рабы по-прежнему должны повиноваться своим господам, и в обыденной жизни надлежит соблюдать все предписания обычаев, хотя бы они иногда и имели религиозный характер. Наиболее ясно выражен ап. Павлом взгляд на этот предмет в 1Тим.6:1 , где он говорит, что «рабы, находящиеся под игом, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение», и в Тит.2:4, 5 , где молодым женам дается совет строго соблюдать установленные отношения семейной жизни, «да не порицается слово Божие». В обоих случаях положение христиан в языческих домохозяйствах не только не исключается, а составляет предмет особенного внимания. Установленный общественный порядок, насколько возможно, требовалось уважать, потому что всякое посягательство на его нарушение могло дать только повод к клеветам и обвинениям на христиан, носящих имя Божие, а также и на проповедуемое ими учение. Тот же смысл имеет и место в послании Иак.2:6, 7 : «не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» Тут также «имя» еще не имеет того характера и значения, какие связывались с ним двадцатью годами позже, когда оно сделалось почти техническим термином. В 65–70 годах учители христианства предостерегали христиан только еще от той опасности, чтобы вследствие их нетактичности не распространялись против них в народе клеветы и ложные обвинения, за которые их потом могли подвергать судебному преследованию. Все это как раз соответствует политике конца царствования Нерона, как она и изображена нами 19 . Из всего сказанного вытекает то общее положение, что с Нерона началась новая эра в отношениях между римским правительством и христианством или, говоря точнее, императорское правительство тогда впервые заняло определенное положение по отношению к новой религии. Об этом ясно свидетельствует Светоний, и Тацит не расходится с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/nerono...

Поймите это – у нас нет надобности бороться с сатаной, нам не нужно бороться с бесами. Эту борьбу совершает Христос, почитайте книгу Откровения, это борьба Божья, это Он совершает Свою победу. И мы можем только принадлежать победившей стороне. Для этого нам не нужно бороться с сатаной, нам нужно обратиться к Богу. Быть с Ним, значит, быть победителями, отойти от Него, значит, быть побежденными. Не надо сосредотачивать свое внимание на сатане и делах его. Когда совершается чин крещения, то каждый из нас, произносит эти слова –  Отрицаюсь сатаны, и всех дел и служения его.  Отрицаюсь .  Значит, я отворачиваюсь от этого, я больше этого видеть не желаю, знать не желаю, и я сочетаюсь со Христом, я соединяюсь с Тем, кто побеждает грех, кто побеждает смерть, кто побеждает сатану. И поэтому наше прошение – это вновь напоминание нам: мы с Богом, и нет никакой сатанинской силы над нами, мы с Богом, это Он охраняет нас от сатаны. Ибо Твое есть Царство, и сила и слава во веки веков. Аминь.  Вначале мы говорили о том же самом фактически – о Царстве, о воле, об имени. Мы говорили в форме прошения: пусть это будет явлено. В конце молитвы мы возглашаем это как свершившийся факт – это уже Твое, и Царство, и сила, и слава, и не просто сейчас, но во веки веков. Это уже есть, и в этом наша вера. По вере нашей все это и совершается в нашей жизни, наша жизнь становится жизнью Христовой в нас, по этой вере. В чем состоит учение Христово Вот, в чем учение Христово и состоит. Вместе с Ним приходит новая эра, новая ситуация в жизни, в мире, где присутствует Царство, владычество Божье. Если даже никто не обратился к Богу, присутствует Сам Христос, Который и есть воплощенное Царство Божие. И Он оказывается таким маленьким зернышком, которое сеется в сердца людей, каждого человека в отдельности. И от каждого человека зависит дать рост этому зернышку или нет, дать рост Царству Божьему или нет. И рост происходит в соответствии цепочкой заповедей блаженств, по которой мы с вами прошли. Мы с вами не сказали еще о последних трех заповедях блаженств. Там как бы начинается сначала –  Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Божие  ( Мф.5:10 ),  то есть как бы начало новой цепочки. Мы входим в этот мир уже новыми людьми, начинаем в нем действовать, и мир на нас реагирует. И первая реакция мира на человека, который просто идет за правду – мир уже его отвергает. Это может быть и не за Христа отвергнутый, за Христа отверженные будут в следующем стихе. А здесь просто, если человек идет ради правды, он уже оказывается отверженным этим миром, потому что этот мир построен на эгоизме, на том, что я главнее всего.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

После Адама Сиф, очевидно, обладал даром пророческим, сын его Енос, несомненно. Енох, седьмой от Адама, потому что Апостол Иуда в Соборном Послании приводит выдержку из так называемой книги Еноха, где говорится, что о них, о еретиках и лжеучителях, пророчествовал Енох (см. Иуд. 1:14–16 ). Ной вне всякого сомнения обладал пророческим даром. Пророческий дар имел и Авраам. А вот скажите, где сказано, что Авраам был пророк? Мы его знаем только как Патриарха. А всё же где-то есть указание, что он – пророк. Надо всем открыть 20-ю главу книги Бытия. Его жену взял к себе в гарем Авимелех, царь Герарский. Взял в свой гарем, и вот Господь является во сне этому царю и говорит: немедленно возврати жену мужу. А Авраам выдал её за сестру, что в известной мере было полуправдой, так как она была его сводной сестрой. А вот что дальше-то говорится: Бытия 20:6  «И сказал ему Бог во сне [вот, пожалуйста – откровение во сне ], и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои». Вот какая была защита. Чем снискал Авраам такую к себе любовь Божию? Верой своей, несокрушимой верой. Итак, открывайте снова Послание к Евреям. Когда он говорит, что Он говорил отцам, каким отцам? – вот избранным людям. Через пророков. Исаак несомненно обладал пророческим даром. Перед смертью он благословляет сыновей своих (см. Быт. 27:30–41 ). Иаков перед смертью созвал своих сыновей, и каждому в пророческом вдохновении предсказал, что его ожидает (см. Быт. 49 ). А Иуде дал уже такое пророчество, которое сам человек придумать не может. Ещё нет государства, ещё люди ведут кочевой образ жизни, живут в шатрах, а он говорит об Иудее, как о государстве, которое лишится политической независимости, и это-то и будет знаком времени, когда нужно ожидать пришествия Мессии (см. Быт. 49:10–12 ). Так вот, в последние дни сии говорил нам в Сыне – когда последние дни сии? С какого момента мы с вами должны вести отсчёт этим последним дням? С Воплощения должны вести отсчёт. Вот у нас всё деление истории на два только периода: период до Христа, дохристианская эра, и время, или последние дни, после Его воплощения. В последние дни сии говорил нам в Сыне [через Сына], Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

После потопа должна была начаться новая эра, с новым, лучшим человечеством, которое будет Бога бояться и жить по воле Божией. Никакого нового закона не требовалось. Воспоминания о потопе должны были послужить вечным напоминанием и быть постоянным будильником совести. Поэтому Бог Ною и его детям нового завета не дал, но лишь повторил заповеди, данные Адаму и Еве: И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими... и над птицами небесными... и над всею землею ( Быт. 1:28 ). Как и в том, первом случае, всё это следует понимать в духовном смысле, находящем свое символическое выражение физически. Однако с наступлением новой эры новое человечество оступилось на первом же шагу, а потом опускалось всё ниже и ниже. Во-первых, Хам бесстыдно обнажил наготу отца своего Ноя и тем самым навлек проклятие на сына своего Ханаана и все его потомство, племена Ханаанские. Из-за этого все племена Ханаанские жили и пропали, погрязнув в непроглядном мраке идолопоклонства. Другим проявлением зла среди людей было строительство Вавилона. Людей подтолкнул к этому дух гордости. Сказали люди: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли ( Быт. 11:4 ). Это было чистой воды богоборчество, выразившееся, во-первых, в высокомерии (башня до небес), во-вторых, в суетном самолюбии (сделаем себе имя) и, в-третьих, в неповиновении Божией заповеди наполняйте землю (прежде нежели рассеемся). Это был первый в истории человечества пример богоборческого коммунизма, который нашел свое выражение в строительстве Вавилонской башни, предтече всех подобных попыток в дальнейшие времена. Однако Господь решил: смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город ( Быт. 11:7–8 ). Третьим проявлением зла у людей был крайний разврат в Содоме. Жители того города, ставшие абсолютно глухими и слепыми к духу и истине, видели только тело, жили только плотской жизнью, стремились лишь к плотским удовольствиям, но всё это – противоестественно. Гнусный и непростительный порок их стал называться у человечества по имени их города – содомия. Единственным праведником пред Господом в том городе был Лот, да и он был пришлым. После того, как Господь вывел того праведника из города, Он обрушил с небес дождь огненный и серный ( Лк. 17:29 ). Так город Содом, а за ним и Гоморра были стерты с лица земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Преображение Господне. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Преображение Господне. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) В 1-й части Евангелия от Луки особый акцент делается на спасении, дарованном Богом через Иисуса Христа: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» (Лк 1. 68-71; ср.: 2. 11, 30; 3. 6). По Евангелию от Луки, новая эра спасения открывается с рождением Иоанна Крестителя, подробно повествуется о том, как было предсказано его рождение и как Иоанн во чреве Елисаветы возрадовался, услышав приветствие Пресв. Девы (Лк 1. 41). Важность служения Иоанна Предтечи подчеркивается и тем, что евангелист указывает время начала его проповеди: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). Рассказывая о Рождестве Иисуса Христа, Лука (в отличие от Матфея, повествующего о приходе волхвов) сообщает о явлении ангелов пастухам, к-рые, услышав весть о Рождении Спасителя, отправляются в Вифлеем, чтобы увидеть все своими глазами. Важным дополнением к общесиноптической традиции являются рассказы об обрезании Младенца Иисуса (Лк 2. 22-39) и о посещении Иисусом в 12-летнем возрасте Иерусалима, где в храме Он беседовал с учителями (Лк 2. 41-52). Родословие, по Евангелию от Луки, призвано подтвердить Богосыновство Иисуса, Которого считали сыном Иосифа (Лк 3. 23). Тема Богосыновства является центральной и в истории об искушении в пустыне (Лк 4. 3, 9). Особенность повествования - в том, что одно из искушений происходит на крыле храма в Иерусалиме (Лк 4. 9). Проповедь Иисуса Христа, согласно Евангелию от Луки, начинается в синагоге в Назарете, где Он читает из Книги прор. Исаии слова, определяющие сущность Его миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим...» (Лк 4. 18-19; ср.: Ис 61. 1-2; 58. 6). Однако первая же проповедь наталкивается на неприятие и отторжение со стороны слушавших ее жителей Назарета (Лк 4. 28-30). Это заставляет Иисуса Христа перейти в Капернаум. Там Господь совершает ряд чудес, включая экзорцизмы и исцеления. После чудесного лова рыбы ко Христу обращаются Симон (Петр), тещу к-рого Он исцелил прежде, и братья Иаков и Иоанн Зеведеевы (Лк 5. 1-11). О прочих апостолах говорится далее в Лк 6. 12-16.

http://pravenc.ru/text/347622.html

Пятый день творения: И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И был вечер и было утро – день пятый. (Быт. 1, 20-23) Пятому дню творения соответствует от начала до конца вся Мезозойская эра, состоящая из трех периодов: Триасового, Юрского и Мелового. Никогда еще земля ни до этого периода, ни после него не переживала столь величественного расцвета животного царства, как в Мезозойскую эру. Это было царство гигантов, перед которыми современный слон показался бы совсем маленьким. Один из видов класса рептилий мог бы свободно заглянуть в окна шестого этажа, длина его от хвоста до головы достигала 50 метров. Самые разнообразные, самые причудливые формы из класса пресмыкающихся рептилий наполнили землю: динозавры, напоминающие легендарных гигантских чудовищ, непохожие на наших зверей, диплодоки, гигантозавры и многие, многие другие. В морях кишели ихтиозавры и другие китообразные чудовища. Воздух был наполнен летающими драконами, гладкими, без перьев или шерсти, с мордой зверя, с крыльями наподобие летучей мыши, многочисленными разновидностями птеродактилей. Необходимо отметить, что весь класс насекомых, о которых пророк не упоминает, появился еще в конце Палеозоя, причем они были во много раз крупнее, чем современные их потомки. Изумительную картину представляет развитие летающего мира, развитие птиц в этот период. Раскрывая страницы истории земли, пласты различных геологических отложений современный человеческий разум прочел в них богато иллюстрированную ископаемыми остатками историю развития птиц. То, что три тысячи лет читалось так: " И птицы да полетят над землею по тверди небесной " (Быт. 1, 20), теперь может быть изображено подлинными картинами прошлого – отпечатками в пластах Юрского периода. Как же произошел переход от пресмыкающихся к птицам? Вся тварь, повинуясь слову Создателя своего, размножалась, видоизменялась. " И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле " (Быт. 1, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С надеждой на милость Божию я сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова! Наступающий год да будет для нас годом примирения и любви. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света ( Рим.13:12 ). Только так можно выйти победителем; а побеждающий облечется в белые одежды ( Откр.3:5 ). Радуйтесь, потому что с нами Бог . Аминь. 1994/1995 На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. ( Ис.54:7 ) Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры, диаконы, служители Божии в монашеском чине, дорогие братья и сестры во Христе Иисусе, жители Грузии и наши любимые соотечественники, живущие вдали от родины: мир, любовь, и Божие благословение над вами и между вами. По воле Божией мы вновь удостоились праздновать Рождество Христово. Вновь настал день особенно вдуматься в таинство Божественного промысла Сын Бога, Творец и Владыка видимого и невидимого мира родился в яслях, в вертепе, в вифлеемской пещере – «Слово стало плотию». Первыми, кому было возвещено явление Богомладенца, были простые пастухи – не сильные мира сего, не ветхозаветные отцы. И по земле разнеслось ангельское песнопение: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Безграничная и бескрайная любовь Господа, с одной стороны, и пример смирения и простоты – с другой, во всем своем величии явилось Рождество Христово. Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2Кор.5:19 ). Любовь и смирение – вот те качества, которыми должен обладать православный христианин. Человек может занимать высокий пост или выделяться научной деятельностью, но поистине уважаемым может быть лишь в том случае, если имеет любовь и смирение – тогда он близок Богу и избран Им и людьми. Каждый из нас живет в трех временах: прошлом, настоящем и будущем. Прошлое не изменить и не вернуть, а будущее определяется сегодняшним днем и из него вытекает. Двадцатый век, который произвел две мировые и множество гражданских войн, который установил невиданный ранее тоталитарный режим, в историю войдет не только как эра социально-политических и научно-технических достижений, но более как век страшных потрясений, бесчеловечности, бессердечности, агрессивности, апатии, зависти, злости. Что это? Естественный процесс или хаос «пасть открывшей пропасти», как в античные времена называли жизнь? Все это – итог бездуховности, безверия и нигилизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык в девятом веке. За этот подвиг их называют просветителями славян. И, наконец, 12 августа 1581 года в городе Остроге в первый раз Священное Писание было напечатано на славянском языке. Это произошло всего через 125 лет после того, как началась эра книгопечатания и в Германии появилась первая печатная книга – Гутенберговская Библия на латинском языке. Острожская Библия была подготовлена к печати Острожскою православною школой под покровительством князя Константина Константиновича. Сохранилось всего несколько экземпляров первопечатной славянской Библии. Их можно увидеть в крупнейших книгохранилищах мира. Как Весть Божия была передана всем людям Заполните пустые места, вставив подходящее слово из списка, приведенного ниже. Слова для выбора: Ветхий Завет, Новый Завет, Венгерский, Гутенберговский, Острожская, Септуагинта, каменный, глиняный, стеклянный, металлический, люди, ангелы. 8. Спаситель родился Евангелие повествует нам об Иисусе Христе, Сыне Божием, который пришел на землю как Человек, чтобы спасти нас от наших грехов и смерти. Но некоторые люди не хотели верить, что Сам Господь пришел и жил между нас. Составители Евангелий достоверно описали время и место, где Спаситель родился и жил и что Он совершал. Прочтем Евангелие от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Да видова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна». Священное Писание и история 1 . Прочтите внимательно текст и обведите кружочками имена людей, правивших Римской империей и ее провинциями в то время. 3 . Карандашом одного цвета подчеркните две вышеупомянутые области, а другим – города, о которых идет речь. 4 . Кто был Римским императором в то время? Постарайтесь отыскать его имя в энциклопедии или в какой-либо книге о Древнем Риме. Затем прочтите Евангелие ( Мф.2:1 ), чтобы узнать имя того, кто был царем Иудеи во времена Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Сие лето пятое пленения царя Иоакима». Можно ли сказать, что при дате 1-го стиха, если бы даже она не была такою загадочною и неясною, эта вторая дата лишняя? Что бы ни означала первая дата, она не даст такого точного понятия об эпохе, в которую выступил Иезекииль на свое служение, как это замечание: «это был пятый год плена Иоакима царя». Это было время, когда народ со своим царем был отведен в плен и когда, следовательно, для этого народа особенно нужен был пророк Иеговы. Другие пророки в своих книгах обозначают время произнесения тех или других речей годами царствований. Для пророка Иезекииля, поселенного со своими сопленниками в такой дали от родной земли, что известия оттуда доходили до него едва через полтора года (ср. 33:21 и Иер. 39:1 ), такое обозначение времени было неудобно. Притом же царство Иудейское скоро пало, так что пророк Иезекииль только в начале своей книги мог бы обозначать время годами царствования Седекии. На этом, вероятно, основании он выбрал другой способ летосчисления для своей книги – составил для нее своеобразную эру: счет годов он ведет с отведения в плен Иудейского царя Иоакима. Это, действительно, была самая подходящая эра для его книги. С этим именно царем, с ним как бы во главе, был отведен в плен и сам пророк, и вся та переселенческая колония, которая была ближайшим кругом его пророческой деятельности (3:14, 15). С этим царем были отведены в плен лучшие и способнейшие люди Иудеи, аристократия страны: «всех князей, и все храброе войско, 10.000 было переселенных, – и всех плотников и кузнецов, никого не осталось кроме бедного народа, – и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли» 4Цар. 24:14, 15 . Хотя Иоаким или как он иначе называется в кн. Царств, Иехония 34 добровольной сдачей Навуходоносору значительно облегчил свою дальнейшую судьбу (по сравнению с ужасной судьбой Седекии), но все же в плену его держали под стражей «в темничном доме» ( Иер. 52:31 ). Его положение, таким образом, было тяжелее положения его подданных, отведенных вместе с ним в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010