Это первое чудо Христово в православной традиции называется чудом претворения воды в вино . То, что произошло, – больше, чем гастрономический факт. Это знак наступления новой эры, эры Духа Святого. Пока Дух еще не сошел, но людям было показано, что их ждет. Чтобы сошел Дух, Христу надо Пострадать, должен исполниться Час Его, Час Страстей, ведущих к Славе, поэтому Он здесь и говорит, что еще не настал Час Его. Время Духа пока не наступило, но на какое-то время оно приоткрылось и окружающие это ощутили. Как во время Преображения на краткое время сверкнула Слава Христа, так и сейчас на присутствующих на пиру дохнуло ароматом Царства. Евангелист Иоанн своим рассказом достигает сразу целого ряда задач: Он объясняет читателям, что такое эра Духа Святого, эра Церкви – это время изобильной радости и благодати. Он рассказывает, что уже во время Своей земной жизни Христос людям давал такие знаки, поэтому евреи, враждующие против христиан, не имеют оправдания. Он дает в руки христианам оружие против гностиков – еретиков рубежа 1-2-го столетий по Р.Х. Как раз, когда Иоанн писал Евангелие, появляются еретики, которые, в соответствии с духом античной философии, учили, что земное, плотское ниже духовного. Брачные отношения, человеческие радости, пиры и праздники – это что-то плохое, греховное… Иоанн этой историей полемизирует с еретиками. Он вспоминает, как Иисус пришел на брак (!), воду претворил в вино (!), благословил людей продолжать веселье (!)… Через некоторое время Спаситель возвращается в Галилею. И тут, в Капернауме, Он совершает Свое второе чудо. О нем рассказывает 4-я глава Евангелия от Иоанна. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Царедворец – не совсем точный перевод. Речь, вероятно, идет о человеке, как-то причастном царскому достоинству. Может, это был один из родственников царя, может быть, высокопоставленный вельможа при царском дворе. Несомненно одно – Иоанн акцентирует наше внимание на том, что умирает именно сын, как-то связанный с царем, с царством.

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

11-12). Бог дал Ездре услышать «голос говорящий, и шум его, как шум вод многих» (3 Езд 6. 17; ср.: Откр 1. 15), а затем поведал ему о бедствиях людей перед последним судом: «...книги раскроются» (3 Езд 6. 20; ср.: Откр 20. 12), «засеянные поля внезапно явятся как незасеянные» (3 Езд 6. 22). Люди ужаснутся, услышав, как «вострубит труба с шумом» (3 Езд 6. 23; ср.: 1 Фес 4. 16; Откр 8-9), и всякий, кто после этого «останется в живых, сам спасется и увидит спасение Мое» (3 Езд 6. 25). Затем наступит новая эра бытия, «зло истребится» и «явится истина», а «сердце живущих» изменится (3 Езд 6. 26-28). Видение опять завершается призывом к Ездре поститься и молиться 7 дней, что является условием продолжения божественных откровений о будущем (3 Езд 6. 31). Речь, к-рую Ездра обращает к Богу после очередной седмицы поста, посвящена все той же проблеме - судьбе израильского народа. Ездра подробно вспоминает сотворение мира: явление света «из сокровищниц» Божиих (3 Езд 6. 40), разделение вод и утверждение тверди (3 Езд 6. 41), основание суши, появление плодов и «многоразличных приятностей для вкуса» (concupiscenmia gustus multiformis - 3 Езд 6. 44), создание для человека солнца и луны (3 Езд 6. 45), изведение из воды и возникновение на земле животных для прославления дивных дел Божиих (3 Езд 6. 48, 53). Самым значительным деянием Бога было сотворение Адама, которого Он «поставил властелином над всеми... тварями» (3 Езд 6. 54). Все мироздание предназначено для Адама, а через него - и для избранного народа. Ездра снова повторяет свой вопрос о бедствии Израиля и о благополучной судьбе нечестивых народов: «Мы... народ Твой, который Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их». В этом случае, по мнению Ездры, дело сотворения мира теряет смысл: «Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия?» (3 Езд 6. 58-59). По окончании этой речи Ездра был удостоен 3-го видения, начавшегося с явления ангела (по-видимому, это был опять Уриил - 3 Езд 7.

http://pravenc.ru/text/189579.html

15 . доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. В 14 стихе сказано, что „навсегда“ Офел и башня будут служить убежищем стад и пугливых диких ослов. Это однако отменяется стихом 15, словом доколе. Стало быть милосердие Божие указывает момент, когда с прощением, дарованным человечеству, и святой град восстанет из развалин своих. Восстановление града связуется с излиянием Духа свыше, и далее в ст. 15 указаны последствия низшедшей на человечество благодати Святого Духа. Ранее Исаии Иоиль пророчествовал ( Иоил. 2:28–29 ; ср. ссылку на него Деян. 2:18 ) 1106 : „И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть“. Послание Утешителя Духа Святого на Апостолов и учеников Господа нашего в день Пятидесятницы через десять дней после Его Вознесения, рассказано в первых двух главах Деяний Апостольских 1107 . С этой минуты начинается новая жизнь всего человечества, ибо только после сошествия Св. Духа начинается всемирная проповедь, а именно величественной речью, произнесенной Апостолом Петром, после которой в тот же день „крестятся во имя Иисуса Христа для прощения грехов и, восприятия дара Св. Духа“..., „около трех тысяч душ“. ( Деян. 2:14–36,38,41 ). Это и было началом „превращения пустыни в сад“, о котором пророчествовал Исаия в изучаемом нами 15 стихе. Древний же сад Божий, народ обетования, начинает приходить в запустение, и сад становится глухим лесом. (Ср. выше XXIX, 17 и зам.). 16 . Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. 17 . И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность во веки. 18 . Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. 19 . И град будет падать на лес, и город спустится в долину. 20 . Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла. С 15 по 20 ст. включительно можно считать пророчеством о началах жизни христианской. Когда Дух Святый освятил Собою человечество, возрожденное и обновленное всеочищающею кровию, пролитою на кресте за грех мира Богочеловеком, тогда только могла настать эра правды, тогда только могли воцариться суд и мир; тогда только духовные требования прощенной и освященной души человеческой могли говорить громче плоти и похотей мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

21 . Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. Вместо избранного в ветхозаветный период народа Израильского создается из всех племен и народов Христианская Церковь , к которой обращается Ап. Петр с следующими словами: „вы род избранный, царственное священство.... некогда не народ, а ныне народ Божий“ ( 1Пет. 2:9–10 ). Первая половина приведенных нами слов Апостола есть повторение слов Господа к Израилю в кн. Исх. 19:6 ; вторая – воззвание пророка Осии ( Ос. 2:23 ) к язычникам. Таким образом призвание народа обетования исполняется во всемирной Церкви Христовой, и как из Израиля были выделены для священнодействия и служения сыны Левия, так и в Церкви выделяются для служения Богу и Церкви особо избранные Господом лица, не по плоти однако и праву рождения, а по благодати. В стихе 21 в особенности заметим, что пророку открыто было, что спасенные из язычников ничем не ниже спасенных Израильтян. 22 . Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Ср. Откр. 21 „И увидел я новое небо и новую землю“. Но ранее полного исполнения этого пророчества наступает эра создания и роста Церкви Христовой на земле. Господь говорит о новом небе и новой земле в будущем: „сотворю“. Время это известно одному Богу, как о том сказал Сам Господь ученикам Своим пред вознесением Своим ( Деян. 1:7 ). Но всему человечеству обещано, при условии веры в Бога и Посланного Его, Еммануила, что семя его и имя будут всегда пред лицем Господним. (Ср. Ис. 60:21–22 ). Мы выше в заметке на гл. LXV, 17 говорили уже о постепенном устроении Царствия Божия на земле до наступления великого судного дня. „Мы еще ожидаем нового неба и новой земли“, говорит Ап. Петр ( 2Пет. 3:13 ), но Христиане всегда пред лицом Господа, который сказал: „где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их“ ( Мф. 18:20 ). „Я с вами во все дни до скончания века. Аминь“. ( Мф. 28:20 ). 23 . Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

417 конечно не из этой доброй породы «сынов осла» (бней-хамор) могли выйти пророки и апостолы Божественного Слова. Как благодаря Шкэмскому побоищу сохранилось вообще семя Израилево, так другие, менее кровавые, но еще более странные на первый взгляд происшествия сохранили вопреки неблагоприятным обстоятельствам семя Иуды, который между сынами Иакова был предназначен в родоначальники грядущего Мессии. III. «И было в это время, что отошел Иуда от братьев своих и зашел к мужу адулламейцу, ему же имя Хира. И увидал там Иуда дочь мужа кенаанея, ему же имя Шуа; и взял ее и вошел к ней. И забеременела она и родила сына и наречено имя ему Эр. И забеременела еще и родила сына и нарекла имя ему Онан. И приложила еще и родила сына и нарекла имя ему Шела; и родивши его более уже не раждала. И взял Иуда жену для Эра первенца своего, имя же ее Тамарь. И был Эр первенец Иудин зол в очах Ягвэ, и умертвил его Ягвэ. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего и сочетайся с нею, и возставишь семя брату твоему. И знал Онан, что не ему будет семя; и было, когда входил он к жене брата своего, то изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. И было зло в очах Ягвэ, что он делал и умертвил также и его. И сказал Иуда Тамари, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока не подрастет Шела, сын мой; — а сам думал: не умер бы и этот как братья его. И пошла Тамарь и жила в доме отца своего. И прошло много времени, и умерла дочь Шуа, жена Иудина; и оплакавши ,ее, пошел Иуда к стригущим овец его в Тимнат, — он и Хира адулламеец, друг его. И возвестили Тамари, говоря: вот свекор твой идет в Тимнат стричь овец своих. И сняла она с себя одежды вдовства и покрылась плащем и изменила вид свой и села в дверях Эйнаима 65 , что по дороге в Тимнат; ибо она видела, что вырос Шела, а ее не дают ему в жены. И увидел ее Иуда и принял ее за блудницу, ибо она закрыла лице свое. И своро- __________________________ 65 Вероятно название известного в свое время святилища Астарты. 418 тил к ней и подойдя сказал: пусти меня войти к тебе; ибо не знал, что это сноха его.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

49 заповедал он им. Эти два текста, 47,29 31 и 49,29 33, образуют некое обрамление, заключающее в себе благословение двенадцати колен вместе с Ефремом и Манассией. 49:31 Все патриархи умерли в вере, не получив обещанного ( Евр. 11,39.40 ). 49 положил ноги свои на постель. См. 48,2. Глава 50 50 придворным фараона. Следуя обычаю, он, вероятно, не мог разговаривать с самим фараоном во время траура. 50 выкопал себе. Иосиф излагает наставления Иакова словами, понятными для фараона. 50 пойди. Это был своего рода прообраз их будущего исхода (ст. 24). 50 колесницы и всадники. Поразительный контраст с Моисеевым исходом ( Исх. 14,9; 15,4.5 ). 50 возвратился... в Египет. Время исхода еще не наступило: голод не закончился и не наполнилась мера беззаконий аморреев (15,13–16). 50 рабов Бога отца твоего. Надежда братьев на прощение основывалась на том, что вся семья поклонялась единому Богу. 50 не бойтесь. См. 43,23; 45,5. ибо я боюсь Бога. Только Бог способен обратить зло во благо, и ни один человек не может вмешаться в Божий планы. 50 вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро. См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие». сохранить жизнь великому числу людей. В Египте и Ханаане. 50 я буду питать вас. Голод еще не закончился. 50 третьего рода. Т.е. праправнуки; признак Божиего благословения. на колени Иосифа. См. 30,3 и ком. 50 я умираю. Эта фраза говорит о связи между патриархами (49,21) и таким образом подчеркивает преемственность поколений в Израиле. выведет вас из земли сей. Слова, предвещающие исход из Египта (15,13.14). в землю, о которой клялся. На смертном одре Иосиф говорит об обетовании, данном патриархам. Аврааму, Исааку и Иакову. В первый раз имена всех трех патриархов упоминаются вместе; их эра закончилась, но надежда на обетования осталась. 50 вынесите кости мои. Иосиф был похоронен в Сихеме ( Нав. 24,32 ). Моисей выполнил клятву (см. Исх. 13,19 ), а Иисус Навин совершил погребение в земле обетованной. Читать далее Источник: Новая женевская учебная библия/под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6:11–12 Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего. Суламифь нашла Жениха своего. Наступает время общения в любви. Оно описано в виде безмятежного совместного пребывания в ореховом саду. Это времена спокойствия и благоденствия Израиля. Благочестивый народ наслаждается миром и верен своему Господу. Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Земное и духовное цветение и плодоношение Святой Земли и Израиля. Тамо дам сосца моя тебе. Не только Израиль наслаждается благоволением Ягве, но и Он наслаждается любовью Своего народа. Ласки возлюбленных указывают на безмятежную радость, преданность и любовь Бога и Его народа. Ст. 12 темен в своем значении за неясностью своего выражения. Можно усмотреть такое значение: Не разуме душа моя, положи мя на колеснице Аминадавли. Указание на Аминадава из Кириаф-Иарима, в доме которого во времена пророка Самуила находился ковчег Завета после филистимского пленения и до перенесения его царем Давидом в Иерусалим ( 1Цар. 7:1 ; 2Цар. 6:3–15 ). Ковчег был поставлен на новую колесницу и торжественно царем Давидом и множеством народа перенесен во святой Иерусалим. Душа Израиля увлеклась к сей божественной колеснице и возрадовалась о ковчеге, своей величайшей святыне. Или иначе: Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего. Ягве становится во главе Своего народа, освобождает его из плена и ведет к победе, после которой наступит мессианская эра. Душа благочестивого иудея увлечена к знатным народа своего, к святым пророкам и вождям, ведшим его к Мессии. Глава 7 6:12–7:1 Обратися, обратися, Суламитино, обратися, обратися, и узрим в тебе. Что увидите у Суламитины? приходящая яко лики полков. 7:1 «Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

6:5), обнаруживающие, что будущий век в лице Христа проник в век нынешний. Многие люди были привлечены к христианству, просто пораженные чудесностью этих дел, но другие поняли, что они значат, и могли сказать вместе с Иоанном: " Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца " (Иоан. 1:14). Таким образом, чудеса исцеления были знаками мессианской эры, ибо как написано у Исайи (35:5 и далее): " Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будеть петь " . Кроме того, сила, победившая эти болезни, была той же силой, которая могла одолеть зло во всех его формах; власть, которой Христос сказал паралитику: " Встань, возьми свою постель и иди " , была той же властью, которой Он сказал: " Сын, грехи твои прощены " . Очевидное проявление Его целительной силы свидетельствовало Его власть прощать грехи (Map. 2:10 и далее). Таким образом, чудеса исцеления являются в некотором смысле иносказаниями об освобождении души из-под власти греха, и, следовательно, выдающееся место, занимаемое ими в Евангелиях, вполне оправдано. Точно также природные чудеса являлись знаками мессианской эры, которая должна была быть временем исключительного изобилия. На это указывало превращение воды в вино и умножение хлебов. Мессианская эра провиделась также в образе брачного пира, и чудо, совершенное Христом на свадьбе в Кане, было таким образом указанием на великую радость той эпохи, символом того, что, как утверждал Он и Его ученики, царство небесное приблизилось к человеку. Это значило также, что, вопреки пословице: " Что старее, то лучше " , новый порядок, который Он пришел установить, настолько же превосходил старый порядок иудаизма, насколько вино превосходит воду. Другое великое природное чудо относится к насыщению множества народа малым числом хлебов и рыб. В двух первых Евангелиях содержатся два таких рассказа, в одном из которых пять тысяч человек были насыщены пятью хлебами и двумя рыбами (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

III, quaest. 83, art. 1). Выступление Успенского не осталось безответным. Диакон Андрей Юрченко адресовал Священноначалию встревоженное послание. Святейший Патриарх Пимен поручил МДА высказаться по поднятому вопросу, и Академия, в лице профессора В.Д. Сарычева , подтвердила православие традиционного учения нашей Церкви ο Евхаристии и неправославие понимания Евхаристии, предложенного ленинградским профессором. Этим эпизод был исчерпан, церковное учение осталось непоколебленным, хотя, по условиям времени, возникшая полемика не вылилась на страницы церковной печати. Как-никак, это была эра безгласия. В последние годы полемика возобновилась. Этому есть свои причины. С одной стороны, есть настоятельная потребность в объяснении истин веры тем десяткам миллионов людей, которые впервые узнают ο Христе после десятилетий безбожного пленения. Апологетика всегда, а здесь в особенности, связана с риском рационалистического упрощения и искажения. С другой стороны, и это, наверное, главный мотив новой евхаристической доктрины, актуальной остается задача антилатинской полемики, и наши новые полемисты, не довольствуясь святоотеческой полемикой против католицизма, а иногда и прямо ее отвергая, изобретают все новые и новые ее темы. Избыточная напряженность этой полемики заставляет вспомнить слова святителя Филарета Московского : «Ты все ищешь такого себе оружия, которое бы защитило тебя погибелью других». Чтобы прояснить себе церковное понимание Евхаристии, обратимся прежде всего к Священному Писанию .   Мф. 26:262–8 : ...Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.   Мк. 14:22–24 : ...Иисус взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв Чашу, благодарив, подал им; и пили из нея все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.   Лк. 22:19–20 :

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

 — Отойди от Меня, сатана , — сказал Он, оглянувшись на учеников, — ты Мне соблазн, потому что думаешь не о Божием, а о человеческом. Смущенный Петр умолк, а Иисус начал говорить, обращаясь уже ко всем Двенадцати. Они должны быть готовы ко всему. Приближается время испытаний. «Если кто хочет за Мной пойти, да отречется от самого себя, и возьмет крест свой, и следует за Мной». Путь к Царству лежит через победу над собой. Мессия станет жертвой, но и Его последователи должны учиться подражать Ему. Только тогда они смогут стать участниками мессианского торжества. «Истинно, истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своем» 33 . Значило ли это, что конец мира настанет уже при этом поколении? Многие ученики именно так и поняли Иисуса. Между тем Он говорил не столько о грядущем, сколько о том, что совершается ныне, что началось еще в первые дни Его проповеди. Посеянное Христом семя растет, зерно становится деревом, а тем временем Суд уже происходит, новая эра уже наступила. Прошло несколько дней. Близился праздник Суккот, или Кущей, который по обычаю следовало проводить в шатрах, сделанных из ветвей. Богомольцы готовились идти в Иерусалим. Иисус же оставался за Иорданом. И там произошло еще одно необыкновенное явление. Трем апостолам — Петру, Иакову и Иоанну — дано было на миг увидеть завесу приоткрытой и созерцать сверхчеловеческую славу Христа 34 . Быть может, в преддверии Страстей Он хотел духовно укрепить самых близких, зная, какие испытания ждут их впереди. Однажды, взяв их с Собой, Иисус поднялся на высокую гору, в то время как остальные отдыхали внизу. Пока Он молился, Петр, Иаков и Иоанн, расположившись рядом с Ним, заснули. Когда же они пробудились, их поразила перемена, произошедшая с Учителем. Лицо Его после молитвы лучилось неземным светом; даже одежда Иисуса стала ослепительно белой. Две незнакомца вели с Ним беседу. Непостижимым образом апостолы поняли, что это явились к Нему из иного мира древние пророки. Страх уступил ощущению мира, счастья, близости Божией... Увидев, что те двое уходят, ученики затрепетали, боясь потерять невыразимое блаженство этой минуты. «Равви! — проговорил Петр. — Хорошо нам здесь быть. Сделаем три шатра: тебе один, и Моисею один, и Илии один». Он не знал, что сказать, ему почудилось, что наступил час совершения обряда Кущей...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010