«И будет в тот день, говорит Ягве Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня, и обращу праздники ваши в сетованье, и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу плач, как о единственном сыне и до конца это будет – как горький день» (8:9–10). При этом одним из привходящих моментов суда явятся некие таинственные голод и жажда по слову Божию, как это говорит пророчество Амоса, поставленное в его книге в продолжение вышеприведенных слов о дне Ягве: «Вот наступают дни, говорит Ягве Бог, когда я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышанья слов Ягве. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Ягве и не найдут его. (8:11–12). Но затем пророк опять подчеркивает космический и эсхатологический характер суда: «В тот день истаивать будут от жажды красивые девы и юноши Которые клянутся грехом Самарийским и говорят: «Жив бог твой Дан и жив путь в Вирсавию» – они падут и уже не встанут. (8.13–14). Таким образом, у Амоса, как это часто наблюдается у пророков, планы исторический и эсхатологический постоянно смешиваются. Пророки последующих поколений будут все больше и больше прибегать к образам, подчеркивающим космические масштабы дня Господня – дня Ягве. 4) Остаток: Катастрофа дня Ягве не представляется, однако, как последнее и окончательное проявление силы Божией в отношении Израильского народа и всего мира. Амос показывает, что все к этой катастрофе не сведется и, первый из пророков, он выставляет тему об остатке, хотя сам этого термина не употребляет: не весь Израиль будет истреблен, будет спасен некий его остаток: «Вот, очи Ягве на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Ягве». (9:8) С этим остатком последующие пророки будут связывать светлые надежды: остаток обеспечит мессианское будущее. Книга Амоса, возвещая о спасении остатка, тоже раскрывается в конце на радостные мессианские перспективы. Династия Давида, расшатанная на своем престоле по причине разделения царств, будет укреплена, враги Божии потерпят поражение, и потом откроется мессианская эра, ознаменованная чудесным плодородием земли, благополучием и миром:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

И Долгожданный пришел, но совершенно неожиданным образом: «Мария... родила Сына своего Первенца... и положила его в ясли; потому что не было места в гостинице» ( Лк. 2:7 ). «Се Ангел Господень является во сне Иосифу, и говорит: встань, возьми Младенца, и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его» ( Мф.2:13 ). «Пришел», но в крайней нищете и с первых дней гонимый. Его явление в нашей плоти есть центральное событие и высший смысл всего мироздания. Он не отверг прообразов Ветхого Завета, но оправдал их, раскрыв в них божественный план. Всему, что было в Законе Моисеевом и в огненных пророческих словах, Он сообщил новые измерения: универсальные, вечные. Ветхий Завет , заключенный с «избранным народом», был светом предрассветным: самое солнце еще не показалось. Новый же Завет есть солнце в зените, совершенное Откровение об образе Божественного Бытия, отразившееся на судьбах всего мира и каждого из нас; новая эра в истории человечества: все приняло иной характер, иной восход. Великим воистину было данное Моисею откровение Бога. Он познал, он ощутил всем существом, что видимый и невидимые нами миры, все космическое бытие, как и мы сами, всё и все получили начало свое от Него. Он духом предвидел, что через него излитое на Израильский народ благоволение должно быть сообщено всему человечеству, которое в избытке радости прийдет поклониться «Богу Израиля». Он ясно узрел, что безначальный Абсолют не есть некое отвлеченное всеединство, безличное или сверх-личное, ни детерминированный космический процесс, а Бог живой, ипостасный. Но не во всей полноте воспринял он его, откровение: «Вошел Моисей во мрак, идеже Бог» ( Исх. 20:21 ). Возможны целые ряды различных толкований этих слов. Несомненно, ударение поставлено на непознаваемости Бога, но в каком смысле, в каком отношении, сие осталось тайной Моисея. Предстояла ли его уму непознаваемость предвечного Само-Бытия в Его Сущности; или он недоумевал, как возможно для открывшейся ему Персоны вечное метафизическое одиночество? Если Он один, то что составляет содержание жизни Его? Если Он погружен в Само-созерцание, то как может Он сообщать человеку познание о Себе, и возможно ли вообще для людей со-пребыванне с Ним? Вот Он, сей Бог согласился вести народ Израиля, но куда и зачем в конечном смысле? Непостижимыми остались для Моисея пути промысла Его. Неприкосновенен «ЯХВЕ» в Сущности Своей, неизглаголан Он в образе Бытия Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Итак: Первую книгу написал я к тебе, Феофил (см. Деян. 1:1 ), чтобы ты знал. Смотрите, что он пишет в предисловии к книге Деяний, в первой главе. Но мы вернёмся ещё к Евангелию немножко, потому что надо посмотреть некоторые притчи, которые мы с вами и не смотрели. А притчи-то все на одну и ту же тему – о Царствии Божием. А Царствие-то Божие во Христе Иисусе и заключается. Вот приблизилось Царствие Божие (см. Мк. 1:5 ), а что это такое? Вот и была загадка: что это такое? Формация общественная? Смена одной империи другой? Или это учение, или это состояние? Что же это такое, и на каких условиях в это Царство входят, и где Его искать? Так вот он пишет: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, [Феофил – это буквально Боголюбец. Это может быть как собственное имя – какого-то знатного человека, ведь одному и тому же посвящает две книги, так и имя нарицательное. Мы все – феофилы должны быть – боголюбцы!] о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, [и вот пошло уже без конца: Святым Духом, Святым Духом: наступает эра Святаго Духа. Это 1-я глава, с 1-го стиха книги Деяний ], которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием [Об этих сорока днях явления практически ничего – и об этих беседах – мы ничего с вами не знаем. Вот Он говорил им о Царствии Божием]. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» ( Деян. 1:1–4 ). О чём Вы слышали от Меня. Ждите обещанного от Отца  давайте посмотрим от Иоанна 14 -ю главу. Что это им говорил Господь-то? От Иоанна 14 -ю главу. И вот в этой 14-й главе – вы и вспомните, – что Он им говорил. Вот давайте 15-й стих: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». А как вы знаете Его? По Его действиям в сердце. Вот по этим сердечным ощущениям, когда человек точно различает, что вот , что сейчас в его сердце, не есть результат его спекуляций собственных – умственное; а это действие – властное, помимо его воли вот такое, движет в его сердце. Это Дух Святой: ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Вот видите: Он с вами пребывает и в вас будет. Теперь посмотрите 15-ю главу, 26-й стих: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». Вот видите: будет свидетельствовать о Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

К свидетельству Святого Духа будет добавляться свидетельство учеников Иисуса. Речь не идет о двух параллельных линиях свидетельства, но о том, что свидетельство учеников станет видимым проявлением невидимого свидетельства Духа 463 . О том же, только другими словами Иисус ранее говорил ученикам: Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой ( Мк.13:11 ; Мф.10:19–20 ; Лк.12:11–12 ). 7. Пришествие Святого Духа ставится в прямую зависимость от страдания, смерти, воскресения Иисуса Христа и Его возвращения к Отцу. В том самооткровении Бога, которое осуществляется в истории, явление Святого Духа должно стать завершающим этапом. Но этот завершающий этап, эта «эра Святого Духа», продолжающаяся в Церкви поныне, не могла наступить без смерти Иисуса на кресте. «Уход Иисуса был жизненной необходимостью для завершения откровения», – отмечает современный исследователь 464 . 8. Святой Дух обличит мир о грехе и о правде и о суде. Это наиболее сложное для понимания утверждение о роли и миссии Святого Духа. Для того чтобы приблизиться к его пониманию, необходимо отметить, что глагол λγχω означает не только «обличать», но и «опровергать», «порицать», «обвинять», «допрашивать», «доказывать». Глагол используется в судебной сфере. Святой Дух, по учению Иисуса, выполняет не только педагогические, но и судебные функции. Иисус произносит эти слова в преддверии суда, на котором Он будет осужден на смерть. Причиной осуждения станет то, что иудеи не уверовали в Него. Об этом ранее Иисус говорил с Никодимом: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:19–21 ). Здесь использован тот же глагол λγχω («обличить») и те же понятия «правды» и «суда».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Летопись Русской Жизни Телеграмма министра Императорского Двора Курск. 12-го декабря Императорский поезд, следуя с Их Величествами и Августейшими детьми из Севастополя в Царское село, имел остановку на станции Белгород… Депутации имели счастье приветствовать Его величество хлебом-солью и поднести икону святителя Иоасафа. Ея Величество Государыня Императрица Александра Федоровна изволила принять букет от курского дворянства и иконы и рукоделия от белгородского женского монастыря и женских гимназий и ремесленного училища. Государь Император поблагодарил депутации за хлеб-соль и святые иконы, и с Августейшим семейством проследовал в Троицкий собор, где их Величество молилось у раки новопрославленного святителя Иоасафа, после чего изволили проследовать в Императорский поезд. Войска, учебные заведения и местное население восторженно приветствовало проезд Их Величеств по городу. 31 Петрозаводск, 25 декабря «Вот я возвещаю Вам великую радость, потому что сегодня родился Спаситель Mipa». Долго и напряженно ждали народы этой радости, ждали, «как иссохшие деревья ждут дождя». Истомились они от нравственных страданий и мук, нигде и ни в чем не находя «мира и утешения». Непроглядный мрак окутывал землю, и люди бродили словно в могильной темноте… Одно у них было утешение: вот придет «желаемый всеми народами, придет Спаситель и научит новой жизни». Лучшие люди верили, что Он «восстановит на земле золотой век», что Он «возвестит мир народам», и люди, под влиянием Его учения, перекуют свои мечи на орала и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать (Npop.Ucaiя). «Смотри, как земной шар колеблется, земля и море и глубокое небо волнуются; смотри, как все восторгается перед наступлением новой эры!» (Вергилий) И вот эта новая эра наступила… Начались не новая страница, а новая жизнь и новая история жизни. Занялась заря новой жизни. Взошло солнце правды и осветило светом разума, светом любви и добра и красоты всю землю… Небожители приветствовали появление Его восторженною песнью: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Лица Святой Троицы находятся в послушании друг у друга: Ветхий Завет это действие Бога Отца, Новый Завет с момента Воплощения – действие Второй постаси, а со дня Пятидесятницы – Царство Духа Святаго, эра Духа Святаго. И они действуют – Каждый, когда приходит Его время. 1-я глава Книги «Деяний» смотрите, о чём говорит: До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (см. Деян. 1:2–5 ).          8-й стих: “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, – вот уже речь все о Духе Святом – и будете Мне свидетелями ” И вот когда Он это говорил, стал благословлять и в их глазах подниматься на небо и скрылся от глаз их – облако взяло Его из вида их. Так вот, вкратце эта Евангельская история; она должна была завершиться такой трагедией Крестной и Его Воскресением из мертвых, потому что невозможно было аду удержать Его (ср. 1Кор. 15:55 ). Вот когда священник, совершив проскомидию, начинает перед служением Литургии кадить алтарь и храм, он с четырёх сторон кадит Престол и говорит: Во гроб плотски. Переходит на эту сторону: Во ад же съ душею яко Богъ. На ту сторону: Въ Раи же съ разбойникомъ. И на эту: И на Престол былъ ecu, Христе, со Отцемъ и Духомъ – одновременно. Вся исполняяй Неописанный – всё наполняя Собой. Неописанный – то есть Тебя невозможно и описать, и сказать, потому что Бог по Своей природе за пределами человеческих слов и мыслей. Он запределен всему сущему, хотя и присущ этому творению и через творение люди познают Бога. Но эти познания не имеют принудительной силы: вот один познаёт и приходит к вере, другой то же самое познаёт и к вере не приходит, почему? Значит есть какое-то препятствие в этом человеке – он не даёт в себе дать действие благодати, чтобы она его , и обрекается жить в таком состоянии, в вечном поиске.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Мф. 13:16–17 «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Вот здесь нам как раз и сообщается, что откровение имеет историю. Отметьте: Мф. 13:16–17 . Да, желали, да не дожили, хотели слышать – и не слышали, а только издали видели эти события. И как бы хотелось им дожить, но Господь определил им срок, и они не дожили, хотя и были сами провозвестниками. Но вот пришла Сама воплощённая Истина и свидетельствует, ссылаясь на тех людей, что вы, как очевидцы, блаженны; ибо сколько людей в прежнее время желали слышать то, что вы сейчас слышите. Теперь откройте последнюю главу от Луки. Здесь есть речь о явлениях воскресшего Христа, и при каждом явлении Господь ученикам что-то говорит. На нашу тему нам важен 45-й стих 24-й главы: Лк. 24:45–49 . «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» , – Вот можно составить молитву: Господи, отверзи мой ум к уразумению слова Твоего. Можно так сказать? Можно и нужно. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Хорошо, отверз, но велит оставаться в Иерусалиме и ждать, пока на них сойдёт сила свыше. Почему это Он велит? Что, Он не в состоянии был всё в полноте передать им? Нет. А вот лица Святой Троицы, скажет Иоанн Златоуст , находятся в послушании друг у друга. В Ветхом Завете действует Бог Отец, с момента воплощения Бог Сын, а с момента Пятидесятницы Бог Дух Святой. Поэтому Он им говорит в 49-м стихе: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». – Вот, опять повторяю, как всемогущий и равный Отцу и Святому Духу, неужели Он не мог облечь Сам этих Апостолов силою свыше? Мог. Но наступает эра Духа Святаго – Он должен это совершить. Теперь откройте, пожалуйста, Евангелие от Иоанна и найдите 16-ю главу. В 16-й главе я читаю вам с 12-го стиха. Слушаем внимательно: Ин. 16:12–15, 25–30, 33 «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». – Вот если бы мы знали эту границу и поступали бы только в тех пределах, в каких дано нам вместить, было бы прекрасно! Было бы прекрасно! «Ещё многое имею сказать вам. Но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». – То есть Дух Святой не будет составлять какое-то новое Евангелие. Он будет продолжать Христово благовестие. Он от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Отметьте это: 12–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Не дал Иисус Отцу Своему Лик Свой от людей отвратить, дабы в персть возвратиться ( Пс.103:29 ). Тогда отвратил Отец Лик Свой от Него. В Сыне было благоволение Отца ( Мф.3:17 ), а теперь – Его проклятие ( Гал.3:13 ). Осудил Отец грех во плоти Сына Своего ( Рим.8:3 ). «И отделил Бог свет от тьмы» ( Быт.1:4 ). Вся вселенская тьма и ночь сгустилась на Голгофе, воплотилась в Распятом! И уже не было Отца с Сыном... О, мука богооставленности! Только что боролся Иисус с Отцом за распинателей. Сам этого хотел. И вот... «к злодеям причтён» ( Ис.53:12 ). Отцом оставлен, ибо «что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). О, адская мука! О, борьба сверх сил! И, борясь, вопиет: «Боже Мой! Боже Мой! Внемли Мне». Но молчит Отец. «Внемли Мне, для чего Ты оставил Меня? ( Пс.21:2 ). Меня оставили все, все–все. Но ты, Отче, почему Ты оставил Меня?» Вот вечный мрак, и абсолютный. Вот он, ад, вот – тьма кромешная! Где нет Бога, там ад, там ночь. И борется Иисус. «Боже Мой, Я вопию днём – и Ты не внемлешь Мне, Ночью – и нет Мне успокоения... Избавь от меча душу Мою и от псов Одинокую Мою» ( Пс.21:3,21 ). Был вечный мрак, адская ночь, страшно выли псы... Отца не было. Иисус боролся. Здесь смолкает всё. Этого не испытал никто. И когда отступали от Него все, и когда оставил Его Отец, тогда громко возопил: «А Я не оставлю Тебя! Ты оставил Меня, Отче, а Я не отпущу Тебя, пока не благословишь Меня. Тебя нет со Мною, а Я иду к Тебе! Отче! В руки Твои предаю дух Мой!» ( Лк.23:46 ). И сие сказав, испустил дух. Тьма кончилась. Светило солнце. Поражено бедро Иакова... Испустил дух на Голгофском Кресте Иисус. Иаков пошёл, хромая на бедро своё, навстречу восходящему солнцу. Начинался новый день. Приближалось примирение с братом... Христос Распятый, подобно Иакову–праотцу, пошёл навстречу Новому Дню, неся Крест. Восходило Солнце Христианства. Начиналась новая эра! «...и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова» ( Быт.32:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но дальше намечается такая развилка: Бог выбирает Израиль. А про остальных Павел говорит, что Бог им оставляет пока ходить своими собственными путями. Проповедуя в Листре, Павел отмечает: «Мы — подобные вам человеки». Если в Афинах он проповедовал высоким интеллектуалам, то в Листре он проповедует людям, которые являются еще дремучими язычниками, готовыми приносить жертву Гермесу и Зевсу. «Мы — подобные вам человеки, благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищею и веселием сердца наши». То есть нет такого, что Бог ненавидит язычников. «Бог дал им свободу до определенного времени и благодетельствовал им», — говорит Павел. Он посылал и продолжает посылать свидетелей о Себе. Это можно видеть, например, в речи Стефана, который вспоминает о том, как Бог явился Аврааму, потом всем Праотцам, Иосифу в Египте, Моисею и так далее. И, наконец, послал Своего Сына Иисуса Христа. Интересно отметить: проповедуя, Павел нигде не говорит о том, что вот вы, дескать, верили как-то несовершенно, а теперь я вам совершенную веру предлагаю, у вас было что-то плохое, а я вам теперь хорошее что-то предложу. Нет, он как бы говорит: это вообще не связано. Просто произошло некоторое важное событие, что сам Бог пришел, что Сам Господь, Иисус пришел, пострадал, и вот теперь открывается новое время для всех — абсолютно для всех. И для меня, и для тех, кто из варваров, и для тех, кто из образованных язычников, и для тех, кто из иудеев. Просто открывается новая эра Спасения. В чем она заключается? «Вот вы, — говорит Павел иудеям в XIII главе, — не могли получить оправдание по Закону». Действительно, если вы посмотрите Ветхозаветное законодательство, то хоть как-то искупить можно было только те грехи, которые совершены по неведению, по ошибке. Все остальные грехи остаются на тебе тяжким грузом. И хоть будет Йом Кипур, ты каждый год будешь сидеть и трястись: продолжит Господь или не продолжит твою жизнь?

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

Она есть явление не обычное, а чрезвычайное в мире: недаром во всем мире начинается эра от Рождества Христова. А если еще ближе познакомится человек с православной верой полно, беспристрастно, то он уже станет к ней относиться с благоговением и даже со страхом, и этот священный страх откроет перед ним новые светлые и прекрасные картины, и он с восторгом воскликнет: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33). «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9:39).» Кто эти невидящие и кто видящие? Видящие это те, кто считает себя вполне счастливыми без Христа, кто не нуждается в Христовом учении и благодати. Такой остается со своим убогим духовным богатством, не видя и не зная Христа Бога, не поминая Его: это кроты, зарывшиеся в свою землю и думающие, что кроме земли нет уже ничего. А невидящие — это те, кто сознает свое ничтожество без Бога, кто жаждет истины, стремится ее постичь, кто понимает, какая разница существует между ограниченным человеческим учением и Божественным, абсолютным, — такой человек узрит свет Христов, и перед ним откроются вечные горизонты, он станет зрячим духовно. «И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12:26).» Здесь у нас основание для почитания угодников Божьих, святых. А святыми мы считаем тех, кого прославил Господь чудесами от мощей их. Если Господь почитал Своих угодников, то и мы должны почитать их. Мы не воздаем святым Божиих почестей. Напротив, исповедуем, что угодники Божьи достигли вечной славы именно при помощи Божией благодати, и прославляем всегда в памяти святых Бога, дивного во святых Своих. Почитать святого угодника Божия с нашей стороны есть вместе и преклонение перед его идеалами: что он отмечает, то и мы отмечаем. «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12:46).» Только христианская религия дает людям ясное понимание о мире и указывает смысл жизни личной и мировой: вне Христа Бога нет света и смысла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010