2 Преосв. митрополит Киевский Филарет знал творения свв. от­цов и учителей церкви совершеннейшим образом, и сам был бо­гословом – священно-проповедником веры и благочестия христианского в духе свв. отцов и учителей церкви православной. Сколько он был царелюбивым иерархом и патриотом, столько был взаимно почита­ем от Благочестивейшего Государя Императора Николая II-ro Незаб­венного. Честные мощи сего митрополита в 1882 г. – при погребении тела высокопреосвященнейшего М.К. Филофея – были обретены нетленными. Над гробом его совершаются литии, и по них моления об исцелении болящих. И сии исцелеваемы бывают. П. Н. Ф. Примечание от Редакции: Различаем чудеса, о которых свидетель­ствуют хотя и компетентные, но частные лица, от чудес в соб­ственном смысле, засвидетельствованных и призванных таковыми высшею церковною властию. 3 Из числа таковых был Виктор Сильвестрович Гогоцкий, сын кафедрального протоиерея К.-Подольска, и родной брат профессора Киевской Дух. Акад. и университета св. Владимира Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого. 4 Одну из таковых наименую здесь. Это «Ночи Эдуарда Юнга». – Отец Михаил говорил нам: «это бесценное творение: читайте его. Но не читайте Гете: ибо Гете – пантеист». Книга Юнга была в биб­лиотеке родителя моего, который собрал и много других книг, не менее драгоценных, наприм., «Иисус на кресте, или жертва прими­рения Бога с человеками». – Познай себя – И. Месона и множество дру­гих, как богословских, так и исторических и философских. 5 Этим вепрем Митрополит Киевский Филарет называл Лютера. К нему же относил и сказанное в Писании об уничтожении празд­ников в церкви. П. Н. Ф. 6 О. Иннокентий (Новгородов) был студ. Киевской Д. Акад. в к. XV-м (1847–1851), Рукописи лекций о. Михаила сохраняются у протоиерея о. Михаила Богданова – студ. XII-ro к. Киевск. Акад. и у протоиерея о. Георгия Панова – студ. XIV-ro к. Киевск. Д. Акад. Часть оных – обличение неверия – передана была сим мне, а мною послана была в редакц. Д. Ч. П. Н. Ф. 9 Она была из купеческого рода. Родной брат ее отец иеромо­нах Киево-Печерской Лавры, Александр, был типографом лаврским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Украинские заграничные монастыри после трактата 1768 г. почти все долго числились в Переяславской епархии, таковы: Мотренинский-Святотроицкий (в 4 верстах от с. Мельникова и 27 верст от г. Чигирина), Мошногорский – Вознесенский (3 верст, от мест. Мошны и в 24 верст, от г. Черкас), Ирдынский Виноградский Успенский (3 верст, от с. Староселечка и 25 верст, к юго-западу от г. Черкас над Ирдынским болотом), Терехтемировский – Воздвиженский (при быв. гор. Терехтемирове в 2 верст, к востоку на правом берегу Днепра), Богуславский – Николаевский (у мест. Богуслава в 53 верст, от г. Канева при р. Роси, обращен в православный из базилианского в 1768 г.), Корсунский – Онуфриевский – Уляницкий (в 7 верст, от мест. Корсуня Каневского уезда, Канева в 53 верст, к ю.-в., Бершадский – Преображенский при мест. Бершади, в 20 верст, к северу от Ольгополя, Подольск, г. близ р. Дохны), Ржищевский – Преображенский (у мест. Ржищева, киевск. у. в 83 вер. к ю.-з. от Киева на берегу Днепра), Лисянский – Троицкий (в мест. Лисянке Звенигород. у. Киев. губ.), Каневский-Успенский в г. Каневе, Маньковский Преображенский (при с. Маньковке, Киевск. губ. Уманьского у.). После первого раздела Польши, когда Белорусская епархия вошла в состав Российской Империи, многие возвращенные православные монастыри и церкви были распределены между Псковской и Белорусской епархиями. Но и тогда оставшиеся под Польшей одиннадцать монастырей и четыре протопопии – Басанская, Бориспольская, Золотоношская и Переяславская, числившиеся в Переяславской, епархии, остались в ней же. 954 Число заграничных православных церквей Переяславской епархии к концу 70 гг. XVIII в. снова сократилось почти на половину, вследствие натиска унии, отчасти вследствие территориальных изменений. Ко времени закрытия Переяславско-Бориспольской епархии, вследствие упадка православия в конце 70 и начале 80 гг. XVIII в., в заднепровской её части в польской Украине числились всего 181 (?) церковь . 955 III При сравнительном постоянстве «собственных» территорий, Киевская и Переяславская епархии отличались необыкновенной неустойчивостью территорий своих заграничных частей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор). В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры). Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

Юго-зап. угол двора был превращен в христ. храм: во 2-й пол. IV в. он был маленькой 3-частной часовней с углублением у вост. стены (для мощей под алтарем?), в 20-30-х гг. V в. перестроен в церковь, а в кон. VI в. к нему добавили апсиду с востока (прямоугольную снаружи и полукруглую изнутри) и баптистерий с запада. Жилые покои виллы использовались и в VI в.; при этом погребения совершали и в церкви, и в оставленных жилых зонах. Все это позволяет предположить наличие здесь с кон. IV в. домашнего мон-ря - для хозяев виллы, их единомышленников и домочадцев. Домашние мон-ри как тип позже исчезли, но их церкви могли сохраняться и тогда, когда вилла уже не использовалась для проживания. Так, в 1980 г. был раскопан Эль-Тесорильо в Пинар-де-ла-Альгайда близ Санлукар-де-Баррамеда (пров. Кадис) - некрополь VII в. на руинах маленькой рим. виллы кон. I в. по Р. Х. 20 погребений там было совершено просто в могилах, в открытых каменных цистах, маленьких оградках из камня или под черепицами; они не упорядочены, но имеют ориентацию «запад-восток»; погребения сопровождают сосуды и бронзовые пряжки (одна из пряжек имеет крестообразную форму). В V в. были превращены в церковь термы поместья Вегас-де-Педраса (пров. Сеговия), причем их использовали до VIII в., а после перерыва, в XII в., заменили 3-апсидной базиликой. Вероятно, с сельской виллой связан самый большой в И. (ок. 15×30 м) раннехрист. храм в Мариальба-де-ла-Рибера (пров. Леон) - мартирий с мощами местных святых (св. Марцелла Леонского и его 12 родственников либо св. Рамиро и 12 вестгот. монахинь). В наст. время гипотеза о 3 фазах строительства основного здания представляется необоснованной, храм датируется кон. IV - 1-й пол. V в. либо кон. VI - нач. VII в. Окончательно храм оставили в VIII в. В комплексы мн. вилл входили мавзолеи. Вилла Сенсельес в Константи (пров. Таррагона), сравнительно скромная в кон. I - нач. II в., была перестроена в кон. III в., а в сер. IV в. еще раз реконструирована владельцем - богатым аристократом, епископом (?), возможно самим имп.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Последование известно по памятникам студийской (напр., РНБ. Греч. 89. Л. 19-21об., X в.; Греч. 645. Л. 19-21об., XII в.) и иерусалимской традиций (напр., ГИМ. Син. греч. 440. Л. 47-50об., 1-я пол. XVI в.). А. составлены 2 канона: прп. Феофаном Начертанным ( 845) 6-го гласа с акростихом «Θεου Αμβροσου μγα κλος σματι μλπω» (греч.- Божественного Амвросия великую славу песньми воспеваю) и прп. Иосифом Песнописцем († 886) 4-го гласа с акростихом «Τν παμμγιστον Αμβρσιον ανσω. Ιωσφ» (греч.- Величайшего Амвросия великую славу песньми воспеваю. Иосиф). Согласно Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в., являющемуся одной из редакций Студийского устава, поется канон Феофана ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 333); в др. же памятниках, отражающих как студийскую, так и иерусалимскую традиции, выписан канон Иосифа (напр., Минея XIV в.- ГИМ. Син. греч. 447. Л. 47-50об.). В наст. время в богослужебной практике РПЦ используется канон Иосифа, в греч. Церквах поются оба канона. В рус. календарях память А. под 7 дек. впервые встречается в месяцесловах Евангелий Мстиславова кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 237) и Юрьевского 1119-1128 гг. (Л. 210). В ряде слав. и рус. календарей память А. отмечается, как и в зап. традиции, под 4 апр.: болг. Апостолы Охридский (Л. 106об.), кон. XII в.; Слепченский (Л. 126), кон. XII в.; Церколезский 2 (Л. 232об.), XIII в.; болг. Драганова Минея кон. XIII - нач. XIV в. ( Срезневский. Трефологий. С. 421); рус. Апостол (ГИМ. Хлуд. 33. Л. 227об., XIV в.). Служба А. с каноном Иосифа Песнописца содержится в Минеях (ГИМ. Син. 162. Л. 44об.- 58об., XII в. и РГАДА. Син. тип. 96. Л. 48об.- 55, кон. XII - нач. XIII в.). По Студийско-Алексиевскому Типикону на утрене полагалось читать житие А. (РНБ. Соф. 1136. Л. 94, кон. XII в.). Наиболее ранний список жития А. находится в составе Пролога (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 177). Пространное житие А. включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 230).

http://pravenc.ru/text/114346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАСТАРИЙ [греч. οξαστριον], греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. 1-е образцы Д. как части певч. кн. Стихирарь появляются в кон. XVI - нач. XVII в., напр.: Ath. Cutl. 429, кон. XVI - нач. XVII в. (славники Минеи и нек-рые самогласны Триоди); 430, нач. XVII в.; Ath. Philoth. 136, нач. XVII в., и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться Д. Германа , митр. Нов. Патр, и Д. Хрисафа Нового , являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Среди списков Д. Германа следует указать: Ath. Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Ath. Philoth. 128, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.; Ath. Pantel. 933, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 11, 1712 г. (писец Лаврентий); 83, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cuml. 439, 1826 г. (ξηϒσεις мон. Феофана Пантократорского); Ath. Pantel. 973, 2-я пол. XVIII в.; 949, 2-е десятилетие XIX в. (в транскрипции мон. Феофана); Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 743, 1832 г. (в нотации нового метода, транскрипция хартофилакса Хурмузия ); Ath. Dionys. 720, 1833 г. (в нотации нового метода, писец и автор транскрипции Николай Дохиарит ); Ath. Karakal. 242, 2-я пол. XIX в. Д. Хрисафа представлен в рукописях: Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; Ath. Pantel. 920, 1-я пол. XVIII в. (в сборнике с Анастасиматарием); 1015, сер. XVIII в.; Ath. Greg. 38 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 38, нач. XVIII в. В этот период можно отметить Д. хвалитных Апостола Констаса Хиосского (кон. XVIII - нач. XIX в.) (БАН. РАИК. 65. Л. 93 об.- 112 об., 178 об.- 182 об., 1820 г.). Важным моментом в истории греч. церковнопевч. традиции стало появление Д. краткого стихирарического стиля, созданного, вероятно, с 1770 по 1777 г. Петром Пелопоннесским . Автограф этого Д., в к-ром впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до кон.

http://pravenc.ru/text/славник.html

Воробьев Иван. Поступил 1770 г. В 1775 г. просился в диакона в с. Замостье, Зарецкой десятины, но при испытании архиереем оказался слабым в латинском языке, и ему было отказано (Арх. Суз. кон. 1775 г., 339). Воробьев Ксенофонт Осип. Поступил 1763 г. в 1764г. исключён «за неспособностью». В ведомости 1764 г. о нём значится: «за частыми побегами худой надежды». Воронцов Лука. В 1779 г. из семинарии в приказные служители Ковровскаго уездного суда (Арх. Суз. кон. 1770 г., 232 и 333). Воронцов Никифор Яковлевич. 1788 г. из синтаксимы определён сторожем Суздальской семинарии (Арх. Суз. кон. 1788 г., 646). Воскресенский Андрей. В 1763 г. обучался в школе синтаксимы и в том же году вышел из семинарии. Воскресенский Василий. В 1788 г. обучался в школе информатории. В 1789 г. из инфимы дьячкомъ в с. Осановець, Юрьев. окр. (Арх, Суз. кон. 1789 г., 438). Воскресенский Стефан. 1771 г. обучался в аналогии. Воскресенский Яков Матв. 1766 г. обучался в инфиме. Вошенский Алексей. 1784 г. определён из риторики в Суздальскую консисторию в приказные (Арх. Суз. кон. 1784 г., Вошенский Михаил Петрович. 1788 г. из риторики определён в с. Вошню диаконом (Арх. Суз. кон, 1788 г., Вошенский Пётр. В 1788 г. обучался в инфиме, Вошинский Фёдор. В 1788 г. обучался в инфиме. 1793 г. из риторики диаконом в с. Цикуль, Мелен, уез. (Арх. Влад. коп. 1793 г., 45). Вошинский Андрей. В 1788 г. обучался в школе аналогии. Вышеславский Иван. В 1788 г. обучался в философии. В 1789 г. отправлен в Александро-Невскую семинарию; 1791 г. учитель синтаксимы в Суздальской семинарии; 1798 г. – священ. Юрьевского собора (см. подробнее Владимирской дух. семинарии. Вып, 1, стр. 157–58). _________________________ Гавриловский Пётр Васил. 1764 г. исключён из класса аналогии „за неспособностью» (Арх. Суз, кон. 1704 г., 225). Гаврилов Александр. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Гаврилов Пётр. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Иван Алексеев. В 1768 г. взят в семинарию и вскоре отсюда вышел «за побегом» . См. выше, стр, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

68 . Распятие. Миниатюра Хлудовской псалтыри. IX в. Петербург, Российская национальная библиотека. 69 . Распятие. Икона. XII в. Синай, монастырь св. Екатерины. 70 . Распятие. Икона. Позд. XIV в. Синай, монастырь св. Екатерины. 71 . Распятие. Изображение на блюде-дискосе. IX–X вв. Семиречье. Петербург, Эрмитаж. 72 . Распятие. Греческая икона. Нач. XV в. Государственные музеи Московского Кремля. 73 . Распятие. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 74 . Снятие с креста и погребение Христа. Миниатюра армянской рукописи «Чашоц». 1286 г. Ереван, Матенадаран. 75 . Снятие с креста. Миниатюра византийского евангелия. Поел, треть XIII в. Иверский монастырь, Афон. 76 . Снятие с креста. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 77 . Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 78 . Христос «Царь Славы». Балканская (?) икона. Кон. XIV в. 79 . «Не рыдай мене мати». Миниатюра из византийского евангелия XIII в. Петербург, Российская национальная библиотека. 80 . Иона, выбрасываемый из пасти кита. Миниатюра армянской рукописи «Чашоц». 1286 г. Ереван, Матенадаран. 81 . Жены-мироносицы у гроба. Миниатюра византийского евангелия. Кон. XI в. Парма, библиотека Палатина. 82 . Жены-мироносицы и ангел. Миниатюра армянской рукописи «Чашоц». 1286 г. Ереван, Матенадаран. 83 . Жены-мироносицы. Новгородская икона. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 84 . Явление Христа Марии Магдалине. Миниатюра греческой рукописи IX в. Петербург, Российская национальная библиотека. 85 . Сошествие во Ад. Мозаика. 1042–1056 гг. Неа Мони, Хиос. 86 . Сошествие во Ад. Псковская икона. Кон. XIV в. ГРМ. 87 . Сошествие во Ад. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 88 . Неверие Фомы. Миниатюра из византийской рукописи Евангелия. IX в. Петербург, Российская национальная библиотека. 89 . Неверие Фомы. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Писания, при центре в Ливади - школа визант. музыки, б-ка и аналогичный семинар), осуществляется пастырское окормление пациентов больницы в Китире и находящегося на попечении К. м. дома престарелых в Потамосе. Византийские памятники архитектуры и живописи На Китире сохранилось значительное число церквей визант. периода. После проведенных в кон. ХХ в. реставрационных работ и искусствоведческих исследований был составлен каталог церквей, украшенных фресками ( Χατζηδκης, Μπθα. 1997). В нем уточнено время строительства и росписи мн. храмов, к-рые из-за архаичного стиля фресок Китиры до этого имели более ранние датировки. Древнейший памятник, сооруженный в период после освобождения Крита от арабов (961),- ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади (кон. Х в.). Относительно первоначального архитектурного типа этого храма существуют разногласия: «купольный зал», базилика или крестово-купольная 2-колонная церковь. В XI или XII в. храм был перестроен в крестово-купольный. В 1-е десятилетия XIII в. были заменены покрытия боковых компартиментов и пристроен нартекс. Первый слой фресок выполнен в кон. Х - нач. XI в., 2-й слой - в XIII в., существует также 3 поствизант. слоя. Крест, царь Давид, прор. Моисей в виме ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — начКрест, царь Давид, прор. Моисей. Роспись вимы ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — нач. XI в. Крест, царь Давид, прор. Моисей в виме ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — начКрест, царь Давид, прор. Моисей. Роспись вимы ц. ап. Андрея Первозванного в Ливади. Кон. X — нач. XI в. На Китире не сохранилось храмов XII в., что свидетельствует о неких экономических или демографических проблемах в тот период ( Χατζηδκης, Μπθα. 1997. Σ. 41). XIII в. датируется 27 фресковых ансамблей (в т. ч. живописных слоев), только в 2 храмах XIII в. сохранились ктиторские надписи с точной датой росписей: в ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Дурьяника (1275) и в ц. вмч. Димитрия Солунского в Пурко (1287 или 1302), обе расписаны художниками из Монемвасии.

http://pravenc.ru/text/1841167.html

Случайно палатка этого начальника разбита была на Голгофе, у Лобного места. Подходя к палатке, Саломея с ужасом увидела, что римский легионный орел — государственное знамя Рима — был святотатственно водружен при входе в палатку, в ту священную лунку, в которую тридцать семь лет перед этим был водружен крест, принявший на себя распятого Спасителя, и которую верующие оберегали как святыню, а сама Саломея ежегодно, в дни страстей Христовых и воскресенье, вливала в нее благовонное миро. Увидав поругание святыни, Саломея схватила легионного орла, наплевала на него, бросила на землю и стала топтать ногами. Мариам, ее девочка, подражая матери, тоже топтала орла своими ножками… Солдаты увидели это оскорбление императорского знамени, схватили Саломею и вместе с Мариам отвели к Титу, который, по требованию всех легионов, и велел судить преступниц полевым судом. Несчастных присудили к смертной казни через растерзание львами на арене в Риме. “Маленькая Афродита!.. Народившаяся Венера!” — слышалось в восторженной толпе. Наконец, наступил день гладиаторских состязаний и звериной травли — травли людей зверями. Весь Рим, казалось, наполнил собою Великий Цирк, который мог вмещать в себя до полумиллиона зрителей. Ничто так не привлекало жестоких, бездушных римлян, как кровавые зрелища. Нынешний же день представлял собой особый интерес для кровожадных латинян: смертельный бой гладиаторов с двумя силачами-иудеями, приведенными легионами Тита из только что павшего Иерусалима, и отдание на растерзание нумидийскому льву красивой иудейской женщины с прелестною малюткою. Иудейские богатыри были: Иуда, сын Мертона, и Симон, сын Иаира, от могучей руки которых пало в бою немало римских воинов при штурмах Иерусалима. Ложи и галереи амфитеатра наполнены сверху донизу. Лучшие места, ближе к арене, заняты сенаторами, начальниками легионов, знатнейшими всадниками и другими представителями правящего, державного Рима. Следующие ярусы битком набиты были римскими гражданами, воинами. Верхние ряды, как исполинский цветники, пестрели женщинами — от знатных матрон с золотом украшений до простых, жадных до кровавых зрелищ, римлянок.

http://azbyka.ru/fiction/malenkoj-xristi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010