См.: Millet G. Monuments byzantins de Mistra. Paris, 1910. 309 Имеется в виду, что образы Христа-Архиерея, Богоматери-Знамение и другие заключают в себе конкретно выраженный смысл определенных догматов церкви и в изобразительном искусстве являются их символическим выражением. Введение такого понятия необходимо, т.к. понятие «символический», вообще очень неопределенное, в данной работе употреблялось в ином, тоже конкретном, смысле. 310 Ванское Евангелие: Лазарев В. И. История византийской живописи. Т. 2. М., 1986. Табл. 360; изображения из флорентийской рукописи см.: Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. Wien, 1979. Fig. 99. Миниатю- pa XIV в. из Vat.gr. 1210 интерпретирована здесь не совсем верно (с. 103, илл. 81). 311 Ц. Грозданов, описывая композиции ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, не заметил сходства композиций по смыслу и разделил их лишь по формальным признакам, получив совершенно противоположный результат: Грозданов Ц. химни Богородичног Акатиста у церкви Богородице Перивлепте у Охриду//Зборник Св. Београд, 1969. С. 43. 312 Свиток в иконографических вариантах Христа Эммануила имеет различное значение: так, в мозаиках ц. Сан-Витале в Равенне изображен Эммануил, сидящий на небесной сфере и держащий свиток с семью печатями, т.е. как апокалиптический владыка мира. См.: Nordström С. О. Ravenna Studien. Ideengeschichtliche und ikonographische Untersuchungen über die Mosaiken von Ravenna. Stockholm, 1953. P. 15. Fig. 4. В капелле Сан-Дзено ц. Санта-Прасседе в Риме нач. IX в. Младенец Христос держит развернутый свиток, на котором написано «ego sum», начало многих слов Иисуса в Евангелии от Иоанна. По аналогии с надписью, читающейся на раскрытом Евангелии в руках у Христа с мозаики VIII в. из крипты собора св. Петра в Риме – «ego sum via, veritas et vita» ( Ин.14:6 ), «qui credit in me vivet» ( Ин.11:25 ), можно заключить, что под свитком подразумевается Новый Завет. См.: Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom. Leipzig, 1968. Ill. III, 126. Надписи из Нового Завета на свитках Христа Эммануила есть и на миниатюрах Venezia Marc. L. 540, fol. I I v и Vatican. L. 1210, fol. 324r. (Galavaris G. Op. cit. P. 100–109. Fig. 79:89).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Руфинский Иван. В 1771 г. обучался в школе аналогии. 1773 г. утверждено за ним пономарское место в с. Ратницком (Арх. Суз. кон. 1773 г. 16). Руфицкий Егор Вас. Был информатором Суздальской семинарии. См. выше, стр. 78. Руфицкий Николай. 1778 г. из грамматики уволен во Владимирск. наместничество (Арх. Суз. кон. 1778 г., 435). Руфицкий Руфицкий Сергей. 1788 г. обучался в школе информатории. 1792 г. из грамматики – в Золотниковскую пустынь пономарём (Арх. Суз. кон. 1792 г. Оп. 2, 215), Рыбников Иван Фед. Поступил 1763 г. В 1771 г. обучался в школе риторики. Рябинин Рябинин Кирилл Аф. Поступил в семинарию 1763 г. 1772 г. из философии – свящ. с. Игнатовскаго, Дорской десятины (Арх. Суз. кон. 1772г., Рябинин Рябцов Василий. 1764 г. учился в аналогии и вскоре вышел из семинарии. Рябцов Иван. 1771 г. обучался в школе аналогии. Рябцов Иван. 1788 г. обучался в школе инфимы. Рязанцев Никифор Вас. Учитель Суздальской семинарии. См. о нём выше, стр. 83. 1776 г. – свящ. Предтеченской церкви гор. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1776 г., 405). 1794 г. – присутствующим Суздальской консистории (Арх. Влад, кон, 1794 г., 74). Умер протоиереем Предтеченской церкви в 1803 г. _________________________ Сабуров Ефим Петр. 1770 г. – дьячком в с. Иневеж, Дорской десятины, для содержания в семинарии (Арх. Суз. кон. 1770 г., 190). 1771 г. обучался в школе аналогии. Сакулин Василий Иван. Поступил в семинарию 1767 г. 1776 г. из философии – свящ. с. Кощеева, Дорской десятины (Арх. Суз. кон. 1776 г., 395). Санинский Фёдор Алексеев. Поступил в семинарию 1763г. 1764 г. за неспособностью исключён («весьма часто бегает»). Арх. Суз. кон.1764г 225. Санковский Василий. 1788 г. обучался в школе инфимы. 1790 г. исключён из семинарии «за непонятностью» (Арх. Суз. кон. 1790 г., Санковский Никита Алексеев. Поступил в семинарию 1767 г. В 1769 г. обучался в аналогии; вскоре после этого вышел из семинарии. Свиряев Николай. Поступил в семинарию 1773 г. 1785 г. из философии – дьячком в с. Цыбеево (Арх. Суз, кон. 1785 г., 184).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рукописная традиция слав. А. беднее евангельской, число сохранившихся рукописей (до XV в.) значительно меньше. Древнейшие глаголические списки (серб. или хорват. языкового извода) представлены лишь отрывками XII в.- Листками Гршковича (Загреб. АХАЗУ. Фрагм. глаг. 1; содержат Деяния и Послания) и Михановича (Там же. Фрагм. глаг. 2; краткий апракос). Единственным представителем старослав. кириллической традиции является древнеболг. Энинский Апостол кон. XI в.- отрывок А. апракоса краткого (София. НБКМ. 1144). Др. древнейшие списки А. апракоса краткого: среднеболг.- Охридский Апостол (РГБ. Григор. 13, кон. XII в.), Зографский Апостол (Ath. Zogr. (I. д. 2), кон. XII или нач. XIII в.), А. Софийской НБКМ 880 (1-я пол.? XIII в.), Струмицкий Апостол (Прага. Народный музей. IX Е 25, 2-я пол. XIII в.) и др.; рус. списки XIII в. сохранились лишь в отрывках (РНБ. F. п. I. 81; ГИМ. Щук. 890); серб. в составе Апостол-Евангелий (РНБ. Гильф. 16, 2-я пол. XIII в.; РНБ. Гильф. 22 и Архив ЗЕС ИРИ РАН. 680, обе кон. XIII - нач. XIV в., и др.). Начиная с XII в. известны списки А. апракоса полного: среднеболг.- Слепченский Апостол кон. XII в. (хранится частями в БАН, РГБ, РНБ, ЦНБ НАНУ и Национальной б-ке «Иван Вазов», Пловдив), Мануйловский Апостол кон. XIII - нач. XIV в. (отрывки хранятся в БАН, РГБ, РНБ и НБКМ) и др.; древнерус.- Синайский Апостол («Апостол Добра») кон. XII - нач. XIII в. (Sinait. slav. 39) и отрывок XIII-XIV вв. (РНБ. F. п. I. 22); серб.- Шишатовацкий Апостол 1324 г. (Белград. Патриаршая б-ка. 322). Ркп. А. служебного (Деяния и Послания) сохранились с XIII в.: болг.- Каракальский Апостол 1-й пол. XIII в. (Ath. Karakal. Slav. 1), А. НБКМ. 882 и Пирдопский Апостол (НБКМ. 497 и 90), оба 2-й пол. XIII в., и др.; серб.- Матичин Апостол кон. XIII в. (Нови-Сад. Б-ка Матицы Сербской. 184), А. Раевского (ЦНБ НАНУ. ДА/53Л) и А. Радича (Загреб. ХАЗУ. IV d 1), оба кон. XIII - нач. XIV в., и др.; древнерус. списки известны не ранее XIV в. (датировка списка РНБ. Q. п. I. 5 кон. XIII - 1-й пол. XIV в. ошибочна, эта рукопись кон. XIV в.). Ранние списки толкового А.- только древнерус. происхождения: Христинопольский (Городищенский, Городисский) Апостол сер. XII в. (ЦНБ НАНУ. VIII. 3 и Львов, Гос. Ист. музей. Ркп. 39) и Ростовский Апостол 1220 г. (ГИМ. Син. 7 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 141-154); первый содержит особую редакцию толкований на основе Бесед св. Иоанна Златоуста, неизвестную по др. спискам (текст в наст. время готовится к изданию A. M. Молдованом и А. Ю. Ясиновским).

http://pravenc.ru/text/75708.html

Аноним (VII в.). Житие Алипия Стилита (VII в.) Иоанн, архиепископ Фессалоникийский (ок. 610–641) и его анонимный продолжатель (кон. VII в.). Чудеса вмч Димитрия Фессалоникского (конец VI – нач. VIII вв.). (первая часть – 580–610 гг.; вторая часть – 610-е и 670–680-е гг.) Аноним (до VIIIb.). Житие Петра Афонского (VI-VII вв.) Аноним (VIIb.?). Житие Петра, епископа Аргивского (Argivorum) (VII в.) Аноним (VIIb.?). Житие Трифиллия Кипрского (VII в.) Аноним (не ранее кон. VII в.). Воспоминания о Папе Мартине I (649–655) Аноним (рубеж VII-VIII вв.). Краткая история о сделанном против блаженного Мартина бывшего Папы Рима, а также преп. Максима и его ученика (640660-е гг.) Аноним (кон. VII-VIII вв.). Грузинское житие Максима Исповедника (580–662) VIII век Аноним (ок. 720). Житие Давида Фессалоникского (ум. ок. 538) Симеон Иеромонах (вторая четверть VIII в.). Мученичество 60 мучеников Иерусалимских (ок. 724.) («кесарейская» ред. – по рукописи Х в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Петра Нового, мученика Капетолийского (первая треть VII в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Варлаама и Иосафа (первая пол. VIII в.) МаринНеапольский (VII-VIIIbb.?). Житие Прокла (VII в.?) Никита (вторая треть VIII в.). Житие Андрея, архиепископа Критского (ум. ок. 712–720) Аноним (вторая пол. VIIIb.). Житие Иоанна Постника , Патриарха Константинопольского (582–595) Никифор Скевофилакс (вторая пол. – кон. VIII в.). О перенесении мощей Феодора Сикеота (ум. 613) Константин, епископ Тия (кон. VIII в.). Рассказ о перенесении мощей вмч. Евфимии (730-е гг.) Арабский аноним (вторая пол. VIII в., пер. с араб. Иоанна Иерусалимского в Хв.). Житие Иоанна Дамаскина (675 – умер до 754) Аноним (кон. VIII в.). Житие Павла Кайумского (середина VIII в.) Аноним (кон. VIII в.). Житие Льва Катанского (ум. 785) Аноним (кон. VIII в.). Житие Космы, епископа Майумского (ум. 787) Аноним (кон. VIII в.). Мученичество Вакха (ум. 788) Иоанн Сабанисдзе (кон. VIII в.). Мученичество Або Тбилели (VIII в.) Элия, эконом Великой церкви (кон. VIII в.). Чудеса Св. Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крупу Луцкого уезда; после него, с июня по сентябрь 1849 г., наблюдал приход свящ. м. Олыки Флориан 9) свящ. Василий Львович (с сентября 1849 г. по день смерти – апреля 1856 г.); после него, до октября 1860 г., наблюдал приход свящ. Лука Лукашевич; 10) свящ. Иоанн Голоскевич – с 22 окт. 1860 г. ныне (1889 г) служит. 399 Местечко Млынов – под именем местечка Млынова, как имение пана Яна Монтовта, – упоминается в акте от 23 мая 1562 года в жалобе земянина Андрея Русина о том, что жиды Луцкие Батко Мисанович и его сын Мошко не явились в назначенный срок в суд для уплаты ему долга и не уступили ему, вопреки условию, в обеспечение долга, имений пана Яна Монтовта – местечка Млынова и села Пекалова, находящихся у них в заставе. Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1562 года в жалобе тех же жидов Луцких Батка и Мошка Мисаноничей о том, что пан Ян Монтовт, вопреки своему обязательству, не отдал им в срок долга и отказывается уступить им в заставу свои имения – местечко Млынов и село Пекалово (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, стр. 18, п. 43:44), Ещё оно упоминается в акте от 2 сентября 1566 года в жалобе пана Яна Монтовта о скосе сена и посеянии овса, проса и проч. на его Млыновском грунте крестьянами Литовского стольника Николая Кухмистровича-Дорогостайского (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 28, п. 2). Ещё оно – под именем села Млынова – упоминается в акте от 10 августа 1568 года в свидетельстве ввозного по жалобе пана Яна Монтовта-Кобленского о нанесении побоев его крестьянам и грабеже лошадей, одежды, оружия и проч. в селе Млынове урядником и крестьянами князя Федора Головни-Острожецкого (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 22, 23, п. 262). Ещё оно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня пани Якубовой или, – как ниже сказано, – пани Монтовтовой с Млынова и Пекалова»; ниже в том же акте, в описании большого земского Луцкого моста, упоминается «городня панов Монтовтовичей с имения их Млынова; ещё ниже в том же акте приводится реестр о мытах, появившихся при короле Александре, причём здесь сказано, что в Млынове, – имении пани Якубовой-Монтовтовичевой берут по грошу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

С. Шимкевича, 99) Мефодия Пишнячевского, 100) П. С. Авсенева (арх. Феофана), 101) имп. Николая I, 102) Иннокентия Борисова , 103) Филарета Амфитеатрова , 104) патр. Констанция, 105) прот. И. М. Скворцева, 106) В. Н. Карпова, 107) Антония Шокотова, 108) Анатолия Мартыновского , 109) имп. Александра II, 110) Димитрия Муретова , 111) Антония Амфитеатрова , 112) Макария Булгакова , 113) Антонина Капустина , 114) м. Михаила Иоанновича, 115) графа Д. А. Толстова, 116) Исидора Никольского , 117) Арсения Москвина , 118) Иосифа Семашко . Значительное большинство перечисленных лиц состояли в сане митрополита или епископа, и только очень немного из светских (краткие биографические сведения об этих лицах см. в книжке «для посетителей портретной залы киевской дух. академии», К. 1874 г.). Из указанных портретов в 1866 г. были только 21 (см. жур. Внутр. Прав. от 27 окт. 1866 г.), а все остальные приобретены преосвящен. Филаретом. 168 Проект об учреждении Общества и музея выработан комиссией из профессоров академии–П.А. Лошкарева, А. Д. Воронова и Ф. А. Терновского и подвергался многим изменениям и дополнениям, сделанным как Советом академии, так особенно Св. Синодом. (См. протоколы заседаний Совета академии, в Труд. киевск. акад. 1870 г.. стр. 15–18, стр. 37–42, 1872 г., стр. 11–16, стр. 1–6, 1873 г, 3, стр. 130–134, стр. 258–265). 169 Из этих денег 10.000 были пожертвованы пр. Филарету одною благодетельницею, а 3000 употреблены им из своих средств. Подробнее об этом пожертвованы см. в Труд. киевск. акад. 1882 г., стр. 67–69. 171 Пред входом в залу, где помещается филаретовская коллекция икон, находится портрет пр. Филарета, что и имеет в виду оратор. 172 В киевской академии доселе сохраняется добрый обычай ежегодно совершать 31 декабря торжественную панихиду, на коей вспоминаются имена почивших начальников и наставников академии. 174 См. в Труд. киевск. акад. 1882 г., стр. 58–73, статью Н. И. Петрова «преосв. Филарет рижский, как первый председатель церковно – археол. Общества», в коей с подробностью изображена деятельность пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Акакий Архимандрит, ректор Томской дух. Семинарии. Анатолий Архимандрит, настоятель Рыльского Николаевского монастыря, Курской епархии. Анатолий Архимандрит, член Русской духовной Миссии в Японии. Антонович Вл. Бон., профессор Киевск. Университета. Аристов А. П., учитель Рижской духовной Семинарии. Арсений, Архимандрит, бывший настоятель Киево-Выдубицкого монастыря. Арсений, Архимандрит, настоятель Московского Заиконо-Спасского монастыря. Арсений, Епископ Ладожский, первый викарий С.-Петербургский, ректор С.-Петербургской духовной Академии. Барсов Н. И. , профессор той же Академии. Барсуков Ник. Пл., Синодальный библиотекарь. Бодилевский С. В., статский советник. Белозерский Н. М., помещик Борзевского у., Черниговской губернии. Вержбицкий Т. И., житомирский полициймейстер. Веселовский Н. И., профес. О.-Петерб. Университета. Голубев С. Т. , доцент Киевской – дух. Академии. Гошовский И., кафедральный протоиерей Холмского собора. Григорович Ник. Ив., начальник синодального архива и библиотеки. Дашкевич И. П., профессор Киевского Университета. Димитрий, Архимандрит, ректор Воронежской духовной Семинарии. Дмитревский Ф., инспектор Червигов. дух. Семинарии. Дмитриевский А. А., доцент Киевской Дух. Академии. Добротворский Амвросий, д. с. с., бывший директор вародныхъ училищъ полтавской губернии. Ефремом Н. В., исправляющий должность доцента Киевской духовной Академии. Завитневич Вл. З., доцент той же Академии. Звенигородский А. В, действительный ст. советник. Иванов А. В. , учитель Таврической дух. Семинарии. Ириней, Архимандрит, ректор Киевск. дух. Семинарии. Исаев И. И, секретар Совета Киевск. дух. Академии. Иоанн, Архимандрит, настоятель Шаргородского монастыря, подольской епархии. Кибальчич Т. В., почетный вольный общник Императорской Академии Художеств. Ковальницкий М. Г., профессор Киевской дух. Академии. Колосов А. М., протоиерей, настоятель Киево-Троицкой церкви. Корольков И. Н., инспектор и профессор Киевской духовной Академия. Крыжановский Е. М., действ. статск. советник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

25 Justin. dialog, cum Triph., 17. Orig, contra Cels. VI, 27. Геффкен, I. История первых веков христианства, СПб. 1898, стр. 35. 34 подобной карикатуре, нарисованный иудеем, c m . y Tertull. ad nat. I, 14, cp. также Apolog., 16. 35 Кулаковский Ю.А. Христианская Церковь и римский закон (в течении двух первых веков). «Киевск. Унив. Изв.» 1891 г., кн. 12, стр. 2425. В западной ученой литературе эта карикатура вызвала целый ряд исследований и была много раз воспроизведена. Подлинник ее находится в Museo Kircheriano в Риме. В русской литератур она упоминается и воспроизведена проф. H. В. Пοκροвским в статье „Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно Византийских и Русских“, СПб. 1892. См. Труды VIII Археологического съезда, т. I, стр. 315. 36 Международное тайное правительство. Дополненное и не переработанное исследование по схеме речи, произнесенной на VII съезде Объединенных Дворянских Обществ, М. 1912, стр. 72. 40 Apolog. 21: „sub umbraculo licitae religionis”. Cp. Cass. Dio, 67, 14. 68, 1; Keim. Aus dem Urchristentum, стр. 175. 41 Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, стр. 45. См. также «Труды Киевск. Духовн. Акад». 1892 г., т. 2, стр. 35. 43 Linsenmayer A. Die Bekämpfung des Christentums durch den römischen Stadt bis zum Tode des Kaiser Iulian (363). München 1905, стр. 53, прим. 1. 44 Tertull. apolog. 16; Minut. Felicis, Octav. I, 9. «Труды Киевск. Духовн. Акад.» 1892 r., т. 2, стр. 35. 45 Annales XV, 44. A между тем он мог бы знать более и судить о христианах справедливее, чем другие, так как около 112116 г.г., т. е. ранее составления „Летописи”, он был проконсулом Азии, этого главного оплота христианства. Павлович А. Л. Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним. «Христ. Чтение», 1894 г., кн. 1, стр. 214. 47 Павлович А.Л. Нероново гонение на христиан, стр. 220–21. Иначе Aubé, Histoire des persécutions de l’Église jusqu’à la fin des Antonins, ed. 2. Paris 1875, стр. 94–95. 49 Mommsen. Th. Römische Geschichte, T. V, 2. Aufl. Berlin 1885, стр. 542. Русск. перев. В.Н. Неведомского, М. 1885, стр. 532.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1925–1928: 1928–1933: Сергий Иванцов 1934–27.01(09.02).1938: Михаил Митрофанов 1935–1938: Георгий Константиновский Звенигородская 31 .07(13.08).1921–1923: Николай Добронравов 1923–1927: 1927–1931: Филипп Гумилевский Звенигородская (обн.) 07 .1934–02.1935: Иоанн Острогорский 1935–1941: 28 .09.(11.10).1942–22.04(05.05).1943: Сергий Ларин 23 .03(05.04). 1943–1943: Андрей Расторгуев Звенигородская (Киевск. вик.) 08(21).05.1921–1923: Алексий Готовцев Звенигородская (Киевск. вик.) (обн.) 02 .1925–03.1925: Михаил Митрофанов Звенигородская (Киевск. вик.) (укр.) Евфимий Калишевский Зейско-Алданская (обн.) 03 .1927–04.1930: Николай Коблов Зиминская (обн.) 11(24).08.1924–23.12(05.01).1925: Николай Наганов Зиновьевская см. Кировоградская и Николаевская Зиновьевская (обн.) см. Кировоградская (обн.) Златоустовская 28 .05(10.06).1917–1922: Николай Ипатов 1922–03(16).09.1927: Николай Ипатов, паки 16(29).09.1927–17(30).07.1928: Павел Введенский 25 .09(08.10).1928–12(25).06.1931: Симеон Михайлов 12(25).09.1931–10(23).10.1932: Александр Раевский 10(23).10.1932–29.05(11.06).1934: Киприан Комаровский, в. у. 27 .03(09.04).1934–23.08(05.09). 1934: Варлаам Козуля 1934–1937: Георгий Анисимов Златоустовская (обн.) 1925–27.09(10.10).1925: Михаил Трубин Змеиногорская (обн.) 01(14).11.1922–12.1922: Макарий Торопов Змиевская (обн.) 1927–1929: Серафим Лядэ Ибрессинская 18(31).12.1924–1925: Герман Коккель Ибрессинская (григ.) Гермоген Кузьмин 1926–: Анатолий Иваново-Вознесенская 1921–1922: Иерофей Померанцев 08(21).09.1923–01(14).10.1929: Августин Беляев 31 .10(13.11).1929–01.1936: Павел Гальковский 12 .1930–1931: Николай Покровский , в. у. 18(31).03.1936–01(14).07.1936: Борис Воскобойников в. у. 01(14).07.1936–1937: Борис Воскобойников 01(14).09.1937–1939: Алексий Сергеев 1939–1942: Иоанн Соколов , в. у. 1942–1944: 11(24).04.1946–11(24).06.1946: Онисим Фестинатов, в. у. 07(20).06.1946–14(27).01.1947: Кирилл Поспелов Иваново-Вознесенская (обн.) 1922–14(27).04.1926: Иерофей Померанцев 14(27).04.1926–28.09(11.10).1929: Иоанн Миртов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

4, отд. 2, стр. 78, 87, 118, 129 и 140). Ещё оно, – как имение Яна Монтовта, – упоминается в акте от 20 марта 1565 года в жалобе Луцкого еврея Мисановича о том, что урядник пана Яна Монтовта разграбил хлеб в арендуемой жалобщиком мельнице в с. Липой (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 8, п. 16). 436 Село Лопавши – под именем села Лопавш Луцкого повета, как имение венденского стольника Криштофа Сенчинского, – упоминается в акте от 31 января 1703 года в объявлении этого Криштофа Сенчинского о том, что он не может платить из своего села Лопавш прежнего количества подати «do skarbu (в казну) rzeczypospolitej» потому что часть его крестьян выселилась в Подолию, часть пристала к казацкому восстанию, а имущество остальных истреблено пожаром (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 530). Село это некогда принадлежало Волчкам-Хринницким, потом, при дележе 17 июня 1585 года, досталось на долю Николая Хринницкого, дочь которого вышла замуж за Николая Моссаковского. Фамилия Моссаковских владела им до конца 18 века; только в начале 18 века временно владел им Криштоф Сенчинский. Последней из Моссаковских, владельцев села Лопавш, Антоний, подстолий Черниговский, выдал свою дочь Сусанну за Феликса Силу-Новицкого и отдал за нею в приданное и село это. Ныне им владеет Антоний Сила-Новицкий. 437 Село Лысин упоминается в акте от 7 июня 1566 года в жалобе каролев. маршалка Петра Загоровского об уничтожении межевых знаков между имениями – Дублинским, Лысяческим и Свишовским и поорании его полей земянином Щастным Гесинским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 16, п. 8). Село Лысин принадлежало некогда Древинским, потом с 1860 г. Хрущевским, а по смерти последнего Хрущевского – Ромуальда в 1877 г., – оно досталось его двоюродному брату Витольду Лышинскому. Есть здесь ещё мелкие помещики: Вторжецкий Рутковский и Стасевич. 438 Местечко Лобачевка – под именем местечка Лобачевки – упоминается в акте от 5 июня 1680 года в подробном перечислении разного рода вымогательств и убытков, причинённых Черниговским воеводою Станиславом-Казимиром Беневским и наном Каспром Куницким жителям м. Берестечка и принадлежащей к нему волости; в числе потерпевших указаны Лобачевские мещане (Архив, ч. 6, т. 1 прилож., стр. 128). 439 Село Колмов упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Колмовская Василия Юнкевича»; ниже, в том же акте, в описании большого земского моста Луцкого, упоминается «городня Василия Енковича с Колмова» (Памятники, т, 4, отд. 2, стр. 75, 88 и 116). Ещё оно упоминается в акте от 9 декабря 1563 года в жалобе пана Ивана и других Борзобогатовичей-Красенских об ограблении, нанесении побоев их уряднику и одному крестьянину и убийстве другого, крестьянами пана Николая Дубровского в с. Колмове (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 29, п. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010