Скачать epub pdf Никто не отрицает, что молитва – это первостепенная необходимость каждой души, древо жизни, питающее человека и делающее его нетленным, ибо молитва приобщает человека к вечному и нетленному Богу. Как не бывает человека без души, так не может быть и живущего во Христе без молитвы. Умная молитва есть непрестанное делание ангельских воинств. Это хлеб, жизнь и язык общения этих бесплотных существ, выражение их любви к Богу. Так и монахиподвижники, ведущие равноангельское житие, возжигают любовь к Богу постоянным творением умной молитвы. Поэтому церковная традиция знает множество монахов, вплоть до сего дня, которые, забывая о еде, о самих себе, всецело посвятили себя молитвенному общению с Богом. Сколько раз стучали в их двери, сколько раз кричал петух, а они ничего не замечали, ибо их ум находился в возвышенном общении с Господом. Для них молитва – это духовное состязание, послание к Отцу и Творцу мира, горение их сердца, восхождение на небеса. Это приветствие и сладкое лобызание монаха и Жениха, Спасителя наших душ. Наша Церковь живет молитвой своих чад. Конечно же, существуют разные виды молитвы. Но если мы хотим узнать, какой из них в болыней мере свойственен Церкви, неиссякаемо хранит ее духовность «на всякое время и на всякий час», тогда нам нужно обратиться к светообразным чадам церковным, составляющим монашеский лик. Ибо, как сказано у Исаака Сирина , одного из Святых отцов, монашество – это «похвала Христовой Церкви», воплотившееся и ожившее Евангелие. Монашество – ее священная сокровищница, в которой в неприкосновенности сохраняются ее догматы , неизменное стремление к мученическому образу жизни, истинное благочестие, подлинная духовная традиция, ее деятельная и спасительная миссия, в которой не умолкает сладостная песнь, обращенная к возлюбленному Христу и Светлому Голубю, Святому Духу, исходящему от Отца (см.: Ин. 15:26 ). Чтобы понять, как удается Церкви в рамках монашества поддерживать молитву, нам не стоит обращать свой взор ни на Восток, ни на Запад. Здесь, в нашей округе, есть Святая Гора, духоносная сокровищница наших традиций, рука Господа, непрерывно возводящая многих из пучины греха и приводящая их в Царствие Божие. |
Скачать epub pdf Победа Еще солнце не всходило. Луна не успела исчезнуть на небосклоне и обливала землю слабым потоком своих непостоянных лучей. По улицам святого града спешила женщина по направлению к саду, где погребен был распятый Господь. Это была Мария Магдалина. Она хотела почтить своего усопшего Учителя и Господа и несла к гробу драгоценное миро, намереваясь возлить его на Его пречистое тело. Не без робости вступила она в огороженный небольшою стеною сад. Осмотревшись несколько раз кругом, Мария направилась торопливо к гробу по тропинке, обросшей густым кустарником. Здесь было совершенно темно и стояла такая невозмутимая ничем тишина, что Мария могла слышать биение своего собственного сердца. Но вот она остановилась и внимательно прислушалась: какой-то тихий таинственный шелест нарушил внезапно торжественную тишину молчаливого сада. Быть может, это был ветерок, пробежавший по листочкам деревьев; но нет… ей как будто послышался тихий взмах ангельских крыльев. Приятное благоухание лилий наполнило воздух, и это благоухание охватывало Марию каким-то священным невольным трепетом. Долго стояла она на одном месте, боясь пошевелиться, едва дыша… и напряженно вслушиваясь в таинственные звуки. Вдруг слабый луч розоватого света прорезал темноту и почти в ту же минуту высоко в воздухе раздалась хвалебная песнь жаворонка. С легким восклицанием изумления бросилась Мария вперед. Этому изумлению не было и границ, когда она увидела, что камень от входа в гроб был сдвинут с места. Со смущением она заглянула внутрь пещеры и, обернувшись, торопливо направилась в Вифанию. Гроб оказался пустым! «Кто отвалит нам камень от входа в гроб?» Женщины остановились и вопросительно посмотрели друг на друга. Их было четверо: Мария, мать Иакова, жена Клеопы, Иоанна и Саломия. Они тоже вышли из города еще ранним утром, чтобы посетить священное место. Мы сами не в состоянии будем сдвинуть его: он очень ведь велик и тяжел! – заметила Саломия. Кто знает, еще, может быть, ученики Господа придут сюда, тем более что им известно было наше намерение прийти сюда рано и помазать миром тело Учителя… – ответила ей Иоанна. |
Слово в день Рождества Христова Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся. Некогда Господь Иисус говорил Иудеям: Авраам отец ваш рад бы был видети день мой, и виде, и возрадовася ( Ин. 8:56 ); ныне наступил этот всерадостный день, который праотцы и пророки видели издалеча; ныне предвозвещенный Пророком отроча, точно, родися нам, Сын, и дадеся нам ( Ис. 9:6 ); ныне Святая Церковь , сознавая присутствие среди себя Господа Еммануила и чувствуя спасительные плоды Его пришествия на землю, торжественно восклицает: с нами Бог! Таинственный рассвет первого христианского дня на земле, в который родился Спаситель рода человеческого, узрели первые Ангелы, и узрев, они первые прославили Всевышнего и воскликнули в слух мира горнего и дольнего: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! ( Лк. 2:14 ) День рождества Христова уже давно идет; более восемнадцати веков, как духовное солнце правды – Господь Иисус светит во всех концах вселенной. Пребудем ли холодными воспоминателями этого всерадостного дня? Пребудем ли бессознательными, бесчувственными, безгласными, наслаждаясь светом и теплотою нашего духовного солнца? Св. Церковь , подражая Ангелам, не только сама славословит, но и нас призывает к славословию: Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся. Исполним, чего требует от нас Св. Церковь . Священная песнь Церкви сколько проста и ясна, по своим словам и выражениям, столько высока по духу, глубока по чувству. Предварим и нынешнее сладкопение и завтрашнее священнодействие простым размышлением о песнопении Церкви, дабы с убеждением мысли и чувства возможно было прославить Рождшегося. Христос раждается. Казалось, о давно прошедшем событии надлежало бы говорить в том же давно прошедшем времени. Но события земной жизни Христовой не походят на события человеческие. Христос раждается не одному какому семейству и не одному какому народу и государству, но всем людям на свете, сколько было, есть и будет. И потому день рождества Христова, начиная собою все времена для всех стран, не может не быть присущ всем верующим во всякое время и во всяком месте. Христос раждается не для того только, чтобы учредить Царствие Божие на земле для славы Божией и нашего спасения, но и для того, чтобы таинственно рождаться в людях, жить в них Своим учением и жизнию, действовать и царствовать; и потому рождество Христово имеет значение не одно материальное, но и духовное. Св. Церковь непрестанно болезнует о нас, да вообразится в нас Христос, и пока не вообразится Он, рождество Христово далеко будет отстоять от нас. Но в ком, по примеру Апостола Павла, Иисус Христос живет и действует, тот и ныне чистым ухом веры слышит Ангельское славословие: слава в вышних Богу, и на земли мир; тот и ныне светлым оком веры видит Божественного младенца, лежащего во яслях. |
сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Иверской Монреальской» Кондак 1 Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, даровавшей нам чудное знамение от иконы Своея честныя и миро благовонное от нея источившей, благохвальное пение приносим во умилении сердечнем. Ты же, яко имущая владычество над тварию всякою, обновление сердца и жития подаждь нам, зовущим: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 1 Ангелом говейная икона Твоя, о Владычице, возсия нам в последния времена сия, яко источник благодати Божественный неистощимый, да вси вернии, с любовию припадающии Тебе и пред образом сим благоговейно кланяющиися, возопиют Тебе песнь похвальную сице: Радуйся, Дево, от века Господом предызбранная; радуйся, от взора человеча до времени премудро утаенная. Радуйся, Дщи Адама перстнаго; радуйся, праматери Евы исправление. Радуйся, в естестве отпадшем рожденная; радуйся, превыше ангельскаго естества добродетелию вознесенная. Радуйся, в гаданиих пророки предобразованная; радуйся, рождеством Твоим сеновное служение упразднившая. Радуйся, от неплодове пречудно возсиявшая; радуйся, плодоносие духовное верным даровавшая. Радуйся, чаяний древних преславное сбытие; радуйся, и в последняя времена живущих надеждо последняя. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Кондак 2 Видяще миро, от иконы Твоея источенное, все множество молящихся пред образом святым ужасом и радостию исполняется и теплыя слезы от сердца сокрушеннаго приношает Тебе, яко жертву благодарения, да не уничижится предстательством Твоим к Сыну Твоему умиленный их глас: Аллилуиа. Икос 2 Разум наш немощный недоумевает преславнаго чудесе изречения, како миро благоуханное, множицею от иконы Твоея источенное, аще единожды вкупе собрано будет, седмерицею тяготою своею сам образ превзыдет, мы же, таинству дивящеся, благодарно славословим Тя сице: Радуйся, благодати источниче неисчерпаемый; радуйся, чистотою безмерною Безмерному послужившая. Радуйся, Невместимаго всем миром вместившая; радуйся, Неописанного описана показавшая. Радуйся, в Вышних Живущаго к нам приведшая; радуйся, к восхождению на Небеса человеком послужившая; Радуйся, Рабо Господня смиренная; радуйся, Владычице чиноначалий ангельских. Радуйся, во святая святых воспитанная; радуйся, ни единаго же помысла возносливаго приемшая. Радуйся, ангелом обрадованная; радуйся, во юдоли плачевной на земли пребывавшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. |
Сретение Господне: один на один с Богом День праздника пришелся ровно в начале Великого Поста, как бы проводя собой границу между временем нашей обычной жизни и периодом сугубого покаяния и ожидания Спасения, точно так же как когда-то он стал водоразделом между Ветхим Заветом и Новым. 14 февраля, 2012 День праздника пришелся ровно в начале Великого Поста, как бы проводя собой границу между временем нашей обычной жизни и периодом сугубого покаяния и ожидания Спасения, точно так же как когда-то он стал водоразделом между Ветхим Заветом и Новым. Существуют молитвы, с которыми мы в церковных службах и молитвенных правилах встречаемся почти каждый день. Они становятся настолько привычными, что мы едва ли обращаем на них внимание. Но вот наступает праздник, с которым одна из этих молитв тесно связана. И оказывается, что в простой молитве таятся глубины смысла, которые мы не замечали прежде. Она преображается, начинает играть новыми красками и становится самой яркой молитвой дня. Таковы, например, ангельское славословие «Слава в вышних Богу…» на Рождество, молитва перед Причащением «Вечери Твоея тайныя…» в Великий Четверг, «Царю Небесный» – на Пятидесятницу. А сегодня, на Сретение Господне, такой молитвой является Песнь праведного старца Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши». В отличие от большинства богослужебных текстов слова этой молитвы происходят непосредственно из Евангелия (Лк. 2,29-32). Мы все хорошо помним евангельский сюжет (Лк. 2,22-38) о том, как Мария с Иосифом приносят младенца Христа на сороковой день в Храм «как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу». Вспомним, что Храм был единственным. Посвящение мальчика-первенца Богу было особым торжественным событием для семьи, но никак не для Храма и его служителей. Каждый день «представлялись пред Господа» не один и не два младенца со всей Иудеи. Совершение обряда было рутиной. Казалось бы, что особенного может случиться во время такой стандартной процедуры? Но вот в Храм приносится Богомладенец, и совершаемый священником «законный обряд», который должен был стать главным событием, отходит на второй план – Евангелие упоминает о нем лишь вскользь. В центре евангельского повествования оказываются не родители Иисуса, а два других человека: Симеон «муж праведный и благочестивый», который «пришел по вдохновению в Храм», и Анна-пророчица «вдова лет 84, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». |
Стихира на Господи воззвах, гл. 4. Освящается небо и земля, церковь же светится, и людие вси веселятся се бо Мати Божия, со ангельскими воинствы, со Предтечею и Богословом, с Пророки же и Апостолы, невидимо вшедши, за христианы молится Христу, помиловати град и люди, славящия тоя покрова праздник. Слава, и ныне, гл. 8. Срадуются с нами умная вся чиноначалия, духовно совокупльше чувственный лик, видяще Царицу и Владычицу всех, многоименне верными славиму: радуются же и дуси праведных, сущии зрителие видения, на воздусе молебно простираюшу всечестнеи Свои руце, просящу умирения миру, и царем державы и утверждения, и спасения душ наших. Стихира на литии, гл. 3. Наста днесь пресветлый праздник, пречистая Дево, честнаго Твоего покрова, паче солнца освещаеши люди, верою от чиста сердца Тебо истинную Матерь Божию исповедающия, и Сыну Твоему вопиющия: Христе Боже, молитвами Приснодевы, чисто и без нетления рождшия Тя, не предаждь врагом ратующим Твое достояние, но яко милостив спаси в мире души наша. Стихира на стиховне, гл. 2. Яко венцем пресветлым, всечистая Богородице, покровом Твоим честным церковь Божия приодеяся: и светится радуюшися днесь, и тайно ликовствует Владычице, вопиющи Тебе: радуйся одеяние честное, и венче Божия славы; радуйся едина славы совершение, и вечное веселие; радуйся, к Тебе притекающим пристанище и избавление, и спасение наше. Тропарь, гл. 4. Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающее пречистому образу, умильно глаголем: покрой нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша. Величание. Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся. Ирмосы, гл. 4, песнь 1. Отверзу уста моя, и наполнятся Духа... Кондак, гл. 3. Дева днесь предстоит в церкви, и с лики Святых невидимо за ны молится Богу: Ангелы со архиереи покланяются, Апостоли же со Пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица превечнаго Бога. |
Ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. ( 1Тим. 3:15 ) «Взыграния вся плотская обуздавши труды постническими, мужественное явила еси души твоея мудрование. Крест бо Господень видети возжелавши, самую себе всечестная мирови распяла еси: отнюдуже и к желанию ангельскаго жительства любезно управила еси себе всеблаженная. Моли Христа Бога, оставление согрешений даровати, чтущим любовию святую память твою» (песнь церковная, в нед. 5-ю Великого поста). Спаситель 1 жизни Преподобной Матери нашей Марии Египетской так начинает: «тайну цареву скрывать хорошо, дела же Божии открывать славно». В жизни Преподобной, действительно, проявилось много предивного и в высшей степени поучительного. Ее обращение от прежней, греховной жизни, ее удаление в безлюдную пустыню и самые усиленные подвиги во славу Божию и собственное ее спасение, сделавшее ее как бы бесплотною и ангелоподобною – какое дивное проявление благодати Божией! Сколько любви к падшему человеку! Подлинно, Бог есть не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. ( Иез. 33:11 ). Сам ищет грешника, лишь бы сей не противился Его воле, и ведет Его ко спасению, ему же ведомыми судьбами. «Обратитесь ко Мне, – говорит Господь сил, – и обращусь к вам» ( Захар.1:3 ). «Отвергните от себя все нечестия ваши, – говорит Господь, – ими же не чествуете ко Мне, и сотворите все заповеди Мои... и дам сердце иное, и дух новый дам». ( Иез.18:31,11:19 ). И радуется, как любвеобильный Отец, о всяком обращающемся с пути греховного на путь правый. Все это весьма ясно выражено в жизни Преподобной Марии Египетской. Никто, кроме Господа, не знал этой великой угодницы Божией, много лет подвизавшейся в пустыне Заиорданской, в продолжение 47-ми лет не видавшей людей и ничего не знавшей, кроме подвигов, молитвы и распинания плоти своей со страстями и похотями. Сам Господь благословил открыть в поучение грешному миру жизнь великой подвижницы чрез избранного Им угодника – Преподобного Зосиму, чтобы показать людям всю широту и глубину милосердия Своего, и научить, что Он, по неизреченной милости Своей, снисходит и к великим грешникам кающимся, как к разбойнику на кресте, обещавши ему царство Свое, и как к Преподобной Марии. |
Филипп Шафф (протестант) Глава VIII. Христианское искусство §102. Религия и искусство Человек – творение интеллектуальное (то есть думающее и познающее), нравственное (то есть имеющее желания и действующее) и эстетическое (то есть чувствующее и испытывающее удовольствие). Этим трем основным особенностям соответствует древняя триада истинного, доброго и красивого, а также области науки (или познания истины), добродетели (или делания добра) и искусства (или выражения красоты, гармонирующей между идеалом и реальностью). Эти три области в равной мере сотворены Богом и входят в Его замысел. Религия – это не столько отдельная область, помимо этих трех, сколько возвышение и освящение всех их во славу Божью. Она представляет идею святости, или единения с Богом, которая порождает все, что только есть истинного, доброго и прекрасного. Христианство, как совершенная религия, является также совершенством человеческого. Единственным объектом ее ненависти является грех , а грех не принадлежит человеческой природе изначально, он вторгся в нее извне. Христианство – это закваска, которая пропитывает все тесто. Оно нацелена на гармоничное развитие всех даров и сил души. Оно хочет искупить и возродить всего человека, привести его в блаженное состояние общения с Богом. Оно просвещает понимание, освящает волю, дает мир сердцу и превращает даже тело в храм Святого Духа. Древние слова: «Homo sum, nihil humani a me alienum puto», в полном смысле применимы только к христианам. «Всё ваше», – говорит апостол Павел. Всё от Бога и для Бога. Мы никогда не должны упускать из виду эти истины, несмотря на многочисленные злоупотребления или несовершенное и преждевременное их применение. Как результат этого, существует христианское искусство, подобно тому как существуют христианская наука, духовное красноречие, христианская добродетель. Чувства и воображение так же нуждаются в искуплении и способны к освящению, как разум и воля. Собственно, высшая миссия искусства заключается в поклонении Богу. Мы должны поклоняться Богу «в благолепии святыни Его». Кульминация всякой науки – богословие и теософия; кульминация всякого искусства – поклонение. Священное Писание придает искусству такое положение и тесно связывает его с религией, от первой главы Бытия до последней главы Откровения, от рая невинности до новой, прославленной земли. Особенно это относится к двум самым благородным и духовным видам искусства – поэзии и музыке, провозглашающим славу Бога во все великие исторические эпохи Его царства, от начала и до конца. Существенная часть Библии – Псалтирь, книга Иова, Песнь песней, Притчи, Откровение, многие места исторических, пророческих и дидактических книг – это поэзия в чистейшем и высочайшем смысле слова. Христианство было введено в мир с песнями ангельской рати, и завершение истории Церкви будет также кульминацией поэтического и музыкального творчества на богослужении в небесном святилище. |
Христос Воскресе! «Светися, светися, новый Иерусалиме!».. Ликует сегодня святая Церковь ; забывают верующие: на земле ли они, или уже на небесах: так много, безконечно много самой чистой, светлой радости, так все полно торжества победы над злом, над смертью , что, действительно, переживаешь что-то неземное, чуждое земле, будто уже началась обетованная вечность и нескончаемое блаженство... Таков наш воистину светлый и пресветлый праздник, наше торжество торжеств!.. Да так и приглашает нас матерь наша Христова невеста Церковь : «приидите... царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки!» Приидите, опытом сердца изведайте, в мере, доступной вам во дни нашего земного странствования, изведайте сладость и радость райскаго блаженства, ожидающаго вас в отечестве небесном: вот где будет пасха вечная! И в восторге радости верующие взывают к Самому Виновнику той пасхи: «О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее», совершеннее, полнее «Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего!» И вот, в дивных песнопениях пред нами раскрывается всемирная картина будущаго всеобщаго торжества при открытии сего царства славы; оно представляется как бы уже совершившимся: «ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя... Пасха, Господня пасха!» Не еврейская пасха, не переход Израиля чрез Чермное море, а переход всего верующаго человечества от смерти к жизни, от земли к небеси: вот куда ведет нас Христос Бог наш, и мы поем Ему победную песнь воскресения! «Очистим» же «чувствия и узрим» – не телесными очами, а очами веры – «Христа», сияющаго неприступным светом воскресения, и ясно услышим в своих сердцах Его Божественный привет: «радуйтеся!» Вот Он идет, Солнце правды, всем жизнь подающий, идет, а за ним радостными стопами спешат только что освобожденные Им из узилищ адовых праотцы и все ветхозаветные праведники, прославляя вечную пасху. Приступим и мы, вслед за ними, приступим с свещами горящими в руках в знак светлой радости нашей, чтобы вместе с чинами ангельскими, радостно празднующими, праздновать пасху Божию спасительную. Господь страдал как смертный, но Своим страданием смертное Он облек в красоту безсмертия, и вот мы празднуем смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало и, ликуя, воспеваем Виновника сих благ. |
Церковные песнопения и русская икона Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 Обширные купола со сверкающими крестами увенчивают русские церкви. Цветные фрески и многочисленные иконы, часто оправленные в серебро, драгоценные камни и жемчуга, украшают стены. Светятся лампадки из цветного стекла, на серебряных подсвечниках горят свечи. Иконостас отделяет алтарь, символ Царства небесного, от остальной части храма. Духовенство движется, облаченное в тяжелую парчу. Торжественные обряды литургии символизируют жизнь Христа, Его учение и Его жертву. Службы длинные. В церквах нет скамеек, народ часами пребывает стоя, подобно ранним христианам в катакомбах. Органов нет, музыку представляет только пение. Возгласам священника и диакона вторит хор. Во время службы русские молящиеся не пользуются молитвенниками, ибо в большинстве своем понимают прекрасные славянские слова, через посредство которых Русская Церковь обращается к Богу. В песнопениях взывают к Господу, Пресвятой Деве и святым. Это молитвы покаяния, прославляющие гимны или призывы к молящимся сосредоточить внимание во время самых важных моментов литургии. К последней категории относится песнь Иже херувимы, которая поется во время Великого Входа. В этот момент Церковь вспоминает Голгофский путь. Царские Врата отворяются, народ становится на колени 1 , священник и диакон, предшествуемые церковнослужителями, выносят Святые Дары. Хор поет Иже херувимы тайно образующе... Это послужило основой для иконописного изображения таинственной стороны данной части литургии. На иконе XV в. “Великий Вход” 2 2 изображается небо, а не земля. Христос, Царь славы, действует как епископ. Он облачен в саккос из богатой парчи и омофор, символизирующий собой “заблудшую овцу, несомую Добрым Пастырем”. Бог Отец предстоит на торжестве и благословляет жертвоприношение. Присутствие Святого Духа между Отцем и Сыном завершает изображение Троицы, воспеваемой в Херувимской песне. Представители духовенства заменены ангелами, серафимами и херувимами, движущимися на небесах. Ангелы несут свечи, рипиды, книгу Священного Писания, лжицу, копие и дискос. Группа ангелов поклоняется священной силе плащаницы. Коленопреклоненный ангел изображает потир. Ангелы в шлемах, согласно тексту песнопения, изображают слова Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Литургия, сопровождаемая бесчисленным множеством ангелов, непостижимой тайной и беспредельностью, приобретает небесное великолепие. |
| |