Глава 58. Троичны песни, на 8 гласов. Кия поются во святую великую 40-цу, и в прочия посты, егда поем Аллилуиа, во глас осмогласника, со стихи его: От нощи утренюет дух мой: и прочия стихи Ведомо буди, яко в Троичных глаголем, в понедельник убо в конце сих, сице: Предстательствы безплотных Твоих помилуй нас. Во вторник: Молитвами Предтечи твоего помилуй нас. В среду: Силою Креста Твоего сохрани нас Господи. Подобне и в пяток. В четверток: Молитвами святых апостол Твоих и святителя Николаа помилуй нас. А у прочих двою троичнов глаголати, якоже в концах их писано есть. Песни троичны, глас 1: Плотскими образовании, безплотных сил, к мысленному и невещественному возводими уму, и трисвятою песнию Триипостаснаго Божества приемлюще сияние, херувимски возопиим единому Богу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Со всеми небесными силами, херувимски сущему в вышних возопиим, Трисвятую возсылающе хвалу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих, помилуй нас. И ныне: Воставше от сна, припадаем Ти Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти сильне: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Светилен: Свет возсияй Господи, душу мою очисти от всякаго греха: В концах же светильнов. В понедельник убо к первому: Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя. В вторник же: Молитвами Господи Предтечи Твоего, и спаси мя. В среду и пяток: Силою Господи Креста Твоего, и спаси мя. В четверток: Молитвами Господи апостол Твоих, и спаси мя. Во второе на Слава, глаголати всегда в концах: Молитвами Господи святых Твоих, и спаси мя. В третие же на И ныне, в концах глаголати: Молитвами Господи Богородицы, и спаси мя. Песни Троичны, глас 2: Вышния силы подражающе на земли, победную песнь приносим Ти Блаже: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Несозданное естество всех Зиждителю, устне наша отверзи, яко да возвестим хвалу Твою вопиюще: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: От одра и сна воздвигл мя еси Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Девятнадцатый день. Поучение 2-ое. Празднование Донской иконе Божией Матери. (Происхождение церковной песни: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего!» с нравственными уроками). I. В день прославления Божией Матери, честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов, как поется в известной церковной песни, уместно будет, братие, побеседовать с вами о происхождении этой священной песни. Как часто слышим мы эту священную песнь в честь Пресвятыя Богородицы: она поется ежедневно за богослужением. Но не только мы – грешные прославляем Богородицу, Ее прославляют небожителя, ангелы и все небесные воинства, потому что Она «честнейшая херувимов»; и замечательно, что ту же песнь, которою мы прославляем Матерь Божию, воспевают ангелы Божии на небе. В одной келлии на св. горе Афонской подвизался с своим послушником один старец священноинок. Однажды пожелал он выслушать всенощное бдение под воскресный день в соборе и пошел туда, а ученик его остался дома. Настала ночь и вот юноша слышит стук в дверь. Отворяет и видит незнакомого странника-монаха. Он вводит его в келлию и оставляет на ночлег. Между тем настало время службы Божией и оба они – и хозяин и гость, с благоговением начали в ночной тишине славословить Господа. Тихо текла своим порядком их всенощная служба; пришло время величать Пресвятую Деву Богородицу и славить честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, и вот они стали пред иконою Ея и начали песнопенье... Инок-хозяин, полный сердечного умиления и благоговения ко Всепетой, трогательно запел: «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Но дивный гость сладким ангельским голосом начал: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего», – а к этому уже прибавил и «Честнейшую» до конца. – «Чудно!» – воскликнул до слез растроганный новою песнию инок: «но мы поем только «Честнейшую»...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

преподобный Феодор Студит Содержание    Братья и отцы, страдания Господа нашего Иисуса Христа имеют силу рождать в наших душах трезвение всегда, когда мы размышляем о них, однако особенно в настоящие дни, когда они осуществляются постепенно одно за другим: совещание о предании смерти, взятие под стражу иудеями, суд перед Пилатом, осуждение, заушения, оплевания, поругание, надсмеяние, распятие, пробивание рук и ног, напоение уксусом, прободение ребра и много другого, чего не может подобающим образом описать не только человеческий, но и все ангельские языки.    О великая и сверхчудесная тайна! Солнце увидело происходящее — и угасло, узрела луна — и померкла, почувствовала земля — и сотряслась, ощутили камни — и расселись. Итак, если бездушные и бесчувственные стихии склонились и изменились от страха Господня и зрения совершаемого, то останемся ли в эти дни рассеянными и равнодушными мы, удостоенные мысли, за которых умер Христос? Как мы, будучи бессмысленнее животных и бесчувственнее камней, можем оставаться в стороне от происходящего? Нет, братья мои, нет! Но стяжаем же боголепное трезвение, прольем слезы, изменимся добрым изменением и умертвим свои страсти.    Разве не видно, сколькими страданиями побуждает нас к этому Божественная любовь? Был ли кто-нибудь когда-нибудь заключен в тюрьму за своих друзей или пожертвовал ли собою за своих любимых? А наш благой Бог не одно и не два, но мириады страданий претерпел за нас осужденных. И так как Святые не имели ничего, чем бы могли воздать за эту любовь, то приносили Ему свои тела и кровь, становясь подвижниками и мучениками и воспевая песнь Давида: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс.115:3)    Эту песнь, братья, повторяем непрестанно и мы, работая Господу с неутолимым чувством любви. И неустанно стремимся к вышним, чтобы стать подражателями Христа и Святых.    Вот и наступило Святое Воскресение. Будем внимательны, чтобы нам провести этот праздник светло и боголепно, потому что это Пасха — первый и величайший дар Божьего домостроительства. С помощью благоговения обуздаем свое тело так, чтобы, хотя и переменится пища, не изменилось наше духовное состояние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2875...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 7 Октября, Другий канон Глас 2 Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда/фараонитское всевоинство преоруженная сила,/Воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть,/препрославленный Господь, славно бо прославися.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Тленная яже на земли оставив, востече к Небесным обителем,/Престолу всех Владыки предстоиши,/Емуже о нас молися, преподобне Сергие, восхваляющих присно память твою.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. От юности Богови освятися, преподобне,/и к Нему приближаяся добродетельми, полки бесовския потребил еси,/но и ныне отгоняеши нечистыя духи от человек, молящихтися с верою.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко крин, в пустыне Давидски процвел еси, преподобне,/обитель явися Пресвятому Духу и сего ради славна показа тя вселенней,/у Негоже нам испроси оставление прегрешением нашим, тя, преподобне, восхваляющим.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Всесвятая Богородице, Содетеля и Спаса всех рождши, поющим Тя,/спаси град Свой и обитель Свою,/не престай молящи за ны Сына Своего и Бога нашего.  Песнь 3 Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи,/языческая неплодящая Церковь/пришествием Твоим,/в нейже утвердися мое сердце.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Яко финик, процвете во юдоле плачевне,/в месте, идеже источники слез проливая,/возрастая Духом Святым,/от Него же независтная чудеса подаваеши нам.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Не восхоте славы сия тленныя, но взыскуя Небесныя/и сего ради оставль вся, в пустыню вселися,/постом и молитвами угождаше Богови/и сего ради прият от Него нетленную почесть трудов своих.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тесный и прискорбный путь на земли шествовавшее Богомудре,/пространствия онаго Небеснаго достигл еси,/отнюдуже с верою приходящим ти источаеши чудеса преславная.  Седален, глас 4 Житейских молв удалися в пустыню, Господа, избавльшаго тя от лют, преподобне, присно чая,/и Тому прилепися, жизнь Ангельскую на земли поживе с плотию/и сего ради приял еси нестареющееся блаженство,/в немже ныне водворяяся, поминай нас, чтущих пресвятую память твою.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Разделы портала «Азбука веры» Одним из самых спорных и в общем то непонятных мест в богослужении является Херувимская песнь в Литургии Иоанна Златоуста , и в нашей современной практике и в Литургии Василия Великого . В первую очередь это конечно же связано со словом “дориносима” — из-за того что это специфический необычный термин, его перевод не так то и прост, и всегда вызывает споры. Мой настоятель к примеру вообще считает что это переводить не нужно, проще выучить слово, чем спорить как его переводить. Я с такой позицией не согласен, но и все имеющиеся переводы, меня тоже не очень устраивают. Сейчас будем разбираться почему и в чем проблема. Итак вон она в исходном славянском тексте: “Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.” Текст в общем то всем уже давно привычный, но от этого не менее непонятный. Тут еще есть тонкость, что из-за изначально неправильного перевода с греческого на славянский, по большинству семинарий и статей по поводу толкования этого текста гуляет ошибка связанная со словом “подымем”. С дориносима — все не так сложно, “дори — ” копье по гречески. Копьеносцы. В итоге была фактически придумана версия, что полководцев поднимали на щите на копьях, в триумфе и вносили в город. И поэтому “подымем” — “копьеносцами”. На самом деле нет. Для того чтобы это понять нужно обратиться к греческому тексту, вот он: Ο τ Χερουβεμ μυστικς εκονζοντες, κα τ ζωοποι Τριδι τν τρισγιον μνον προσδοντες, πσαν τν βιωτικν ποθμεθα μριμναν, ς τν Βασιλα τν λων ποδεξμενοι, τας γγελικας ορτως δορυφορομενον τξεσιν. λληλοα. Обратимся ко второй части песни Херувимов — ς τν βασιλα τν λων ποδεξμενοι τας γγελικας ορτως δορυφορομενον τξεσιν ς τν βασιλα τν λων ποδεξμενοι (ос тон василэа тон олон иподексомени) — “ос” с причастием будущего времени “иподексомени” несет в себе идею цели действия. “Иподехомай” означает “принимать у себя”, “воспринимать”. То есть переводить это надо так: “чтобы воспринять” — кого? “тон василеа тон олон” — царя всех, то есть всеобщего царя, Царя всего сотворенного.

http://azbyka.ru/o-tonkosti-perevoda-bog...

Разделы портала «Азбука веры» Октоих, Глас 4.7, Неделя, Канон воскресный Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами, древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Вознеслся еси на пречистем древе крестнем, наше отпадение исправляя, еже на древе исцеляя всегубительство, Владыко, яко Благ и Всесилен.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог: в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя, Неописанный.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Без семене Отчею волею от Божественнаго Духа Божия зачала еси Сына, и плотию родила еси: Иже из Отца без матере, нас же ради, из Тебе без отца.  Песнь 3 Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Древо животное, мысленный истинный виноград, на Кресте висит, всем источая нетление.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко велик, яко страшен, яко адово низложь шатание, и яко Бог нетленен, ныне плотски воскресе.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Ты едина сущым на земли, яже паче естества благих Ходатаица, Мати Божия была еси: темже Ти, радуйся, приносим.  Седален, глас 4 Воззревшя на гробный вход, и пламене ангельскаго не терпящя мироносицы, с трепетом дивляхуся, глаголющя: егда украдеся отверзый разбойнику рай; еда ли воста, Иже и прежде страсти проповедавый востание; воистинну воскресе Христос, сущым во аде подая живот, и воскресение. Стих: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Вольным Твоим советом Крест претерпел еси, Спасе: и во гробе нове человецы положиша Тя смертнии, словом концы составльшаго. Темже связан бысть чуждий: смерть люто пленяшеся, и сущии во аде вси взываху живоносному востанию Твоему: Христос воскресе, Жизнодавец пребываяй во веки.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-voskr...

Скачать epub pdf 8. Неделя по Рождеству Христову. Бегство святого семейства в Египет (Мф. 2:3–3) «От Египта воззвах Сына Моего» ( Ос. 11:1 ; Мф. 2:15 ). Прошла седмица, братия и сестры, по Рождеству Христову. За эту седмицу святая Церковь предложила нашему благочестивому вниманию и назиданию все основные события, связанные с рождением Богомладенца – Господа нашего Иисуса Христа, а такие ближайшие события пред Рождеством и после Рождества Христова. Уже в день навечерия Рождества Христова мы слышали радостную евангельскую весть о рождении Богомладенца в вифлеемской пещере. Узнали также, что первыми из людей, приветствовавших родившегося Спасителя, были вифлеемские пастухи, которым ангельское небесное воинство пропело дивную, вечную живую и неумолкаемую песнь: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение. О, как близка и вожделенна нашему сердцу, как дорога и доселе насущна для всех нас и всей вселенной эта ангельская песнь! При торжественном богослужении в самый день праздника мы умилялись сердцем, радостно внимая церковным рождественским песнопениям и евангельским повествованиям о рождении Богомладенца в вифлеемской пещере, о поклонении Ему восточных волхвов-мудрецов, приведённых звездой из стран далёкого востока. Глубокий смысл праздника вскрывался для нас также и содержанием стихир праздника, ирмосов канона («Христос рождается, славьте»), тропаря («Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума»), кондака («Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит». Торжественная, молитвенно-благодатная атмосфера в храме помогла нам, братия и сестры, почувствовать праздничное торжество неба и земли, единую радость Церкви земной и небесной и пережить рождение Спасителя в своём собственном сердце. Помогла быть духовными участниками праздника: воспевать с ангелами славословие Всевышнему, вместе с волхвами приносить Богомладенцу дары своего сердца: веру, любовь, и надежду. Веру в Него как Сына Божия, любовь как к Спасителю мира, надежду как давшему обетование быть с нами до скончания века ( Мф. 28:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Тайные молитвы Литургии – Алексей Сергеевич, прежде всего, давайте поясним читателям, что «тайные» в данном случае не означает «секретные». У Православной Церкви, как известно, есть Таинства, но нет тайн. Любой прихожанин при желании может ознакомиться с текстами тайных священнических молитв и получить, наконец, представление о том или ином богослужении в целом. Но почему, все же, принято произносить эти молитвы про себя? – Процесс ухода части молитвословий из слышимых в неслышимые начался примерно в VI веке и закончился в VIII. Это объяснялось охлаждением религиозного чувства и евхаристического рвения в верующих: люди переставали со вниманием слушать длинные молитвы пресвитеров, поэтому молитвы становились тайными. VI веком датируется новелла императора Юстиниана, в которой он резко критикует зарождающуюся практику тайного чтения молитв Литургии. Тем не менее тайное чтение молитв в Церкви закрепилось и сохраняется. – Значит, тайное произнесение молитв – своего рода икономия, снисхождение к духовной немощи верующих? Это непривычно: мы ведь уже имели достаточно случаев понять, что Церковь , напротив, сшита нам на вырост. – Да, это уступка. И не единственная. Для примера: молитва Ефрема Сирина за великопостными службами когда-то совершалась с шестнадцатью земными поклонами, а теперь лишь с четырьмя. Все каноны на утрене когда-то принято было петь, теперь же мы поем лишь ирмосы и катавасии. Церковь идет навстречу людям, которым не под силу слишком напряженный и непрерывный духовный труд. – Много ли теряют верующие, которым этот пласт богослужения – тайные молитвы – совершенно неизвестен? – Конечно, и не имея представления о тайных молитвах, можно быть добрым христианином и участвовать в Таинствах. К тому же многознание не говорит еще о высокой духовности. Но, если мы чувствуем потребность по-настоящему проникнуть в содержание Литургии, утолить свою жажду от ее неисчерпаемого источника – тогда мы должны видеть ее целиком, а не отчасти. И даже не только потому, что в этих молитвах содержатся важнейшие богословские смыслы. Дело еще и в том, что слышимое нами во время Евхаристического канона – это во многих случаях обрывки фраз. Канон – это целостный текст, и лишь меньшая часть этого текста произносится иереем вслух. В результате мы зачастую не понимаем сути тех или иных слов. Например, когда из-за закрытых Царских врат раздается «…победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще…» – что это, к кому это относится? Мы не ведаем, потому что не слышали предшествующего текста первой молитвы Евхаристического канона, а в нем говорится об ангельских силах, предстоящих Богу, а начинается фраза так: «Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и (хотя и) предстоят Тебе тысячи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими… (…) победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…» – начиная со слова «победную» мы уже слышим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Духовно-просветительные статьи и заметки разных лет Рождество Христово (К празднику Рождества Христова 1944/45 г., США) Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Лк 2,14 Эту дивную песнь пели Ангелы при рождении Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего спасти мир. Рождество Христово принесло великую радость всему миру, всем людям. ...Се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь ( Лк 2 , ю-11), – сказал Ангел пастырям. Небожители- Ангелы первыми радовались о Рождестве Христовом, воздавая славу и хвалу Богу о Его рождении этою ангельской песнью: «Слава в вышних Богу!», радовались тому, что пришел наконец Спаситель мира, Спаситель человечества, что воссиял наконец Свет миру, сидящему во тме и сени смертней, что пришло Искупление падшему человечеству и что явился Тот, Кто примирит его с Богом. За это дивное домостроительство Божие во спасение человека и воздавали хвалу Сыну Божию Ангелы, предвкушая на земле мир, который принес нам Родившийся в яслях. Может быть, в наше время некоторые маловерующие, слабые души будут недоумевать и смущаться этой ангельской песнью, которая, как им представляется, звучит ныне таким диссонансом в соотношении с существующим положением в современном мире. Они могут сказать: какой же это на земле мир, когда идет такая жестокая, кровопролитная война, когда в нем такие разрушения, стоны, миллионы гибнущих сынов и дщерей, когда даже и в самой Церкви нет вожделенного мира... Но думать так можно только при самом поверхностном взгляде на все эти скорби. На самом же деле мир, принесенный Христом человеку, и радость, которую благовествовали Ангелы вифлеемским пастырям, могут сохраняться во всяком положении и во всякое время – даже и в обстоятельствах переживаемой нами ныне жестокой, ужасной войны. И это потому, что мир, принесенный Христом человеку, совершенно иной, чем тот, который мы обычно разумеем. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам ( Ин 14, 27 ), – сказал Господь апостолам перед Своими страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Никон (Смирнов), настоятель Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря Богослужебное пение занимает в Церкви Христовой важное место и составляет ее неотъемлемую часть. Когда мы войдем в храм и в нем еще не началась служба, тихая, благоговейная его обстановка приготавливает нас к богослужению. И как бы ни был храм великолепен в своем убранстве, в росписи стен, в иконостасе, в киотах, в паникадилах, подсвечниках и т. д., если под его сводами еще не раздается чтение или пение, даже самое простое, то храмовое действо не началось, пульс жизни Дома Божия не ощущается. Но вот мы слышим возглас священнослужителя, а за ним и пение, и тотчас вся атмосфера храма изменяется: он весь наполняется звуками, таинственно преломляющими перед слухом молящихся грань между этим видимым и тем невидимым миром, в который устремляется наша душа вслед за возносящимся горе пением. Богослужебное пение — это дыхание храма. Прекрати, устрани это пение — и храм представляется иным, неживым. В старинных документальных известиях существовало такое понятие: «Храм стоит без пения»; к примеру: «в селе Архангельское церковь без пения » — что означало закрытый (недействующий) по тем или иным причинам храм. Какова природа богослужебного пения? Господь, Творец всяческих, Царь славы, создав мip видимый и невидимый (ангельский), восхотел приобщить созданные существа Своей славе, блаженству. Разумные твари, исполненные чувств восхищения красотою, премудростью, великолепием творений и всего мipoздahuя, не могут оставаться только созерцателями божественных дел. Наделенные Творцом способностью петь, они готовы восхвалять величие Его творений не умолкая. Так мы и узнаем из Священного Писания, что ангельский мир непрестанными гласами воспевает песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Благодарностью и прославлением Бога начинает священник всякий чин богослужения: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», или «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

http://azbyka.ru/o-cerkovnosti-bogosluzh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010