Содержание и разделение Апокалипсиса Глава первая. Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну Глава вторая. Наставления малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской Глава третья. Наставления малоазийским церквам: Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской Глава четвертая. Второе видение: видение Бога, Сидящего на престоле, и Агнца Глава пятая. Продолжение второго видения: запечатанная книга и Агнец, как бы закланный Глава шестая. Вскрытие Агнцем печатей таинственной книги: первая – шестая печати Глава седьмая. Явление после вскрытия шестой печати: 144 000 запечатленных на земле и облеченных в белые одежды на небе Глава восьмая. Снятие седьмой печати и гласы труб ангельских: первой – четвертой Глава девятая. Гласы пятой и шестой труб ангельских: саранча и конное войско Глава десятая. Об облеченном в облако и радугу ангеле, предвозвещающем о кончине Глава одиннадцатая. Пророчества о храме, о енохе и илии, трубный глас седьмого ангела Глава двенадцатая. третье видение: борьба Царства Божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения Глава тринадцатая. зверь-антихрист и его пособник-лжепророк Глава четырнадцатая. Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и страшным судом; хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира Глава пятнадцатая. Четвертое видение: семь ангелов, имеющих семь последних язв Глава шестнадцатая. Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Глава восемнадцатая. Падение вавилона – великой блудницы Глава девятнадцатая. Брань слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних Глава двадцатая. Всеобщее воскресение и страшный суд Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый иерусалим Глава двадцать вторая. Заключительные черты образа нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать заповеди Божии и ожидать Второго Пришествия Христова, которое будет скоро  

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

150. Помним ли мы великий урок 1812 года? С нами Бог ! – ликуя, воспевает святая Церковь , прославляя Бога, явльшегося плотью и яко Отроча младо пеленами повиваемого. С нами Бог ! – вместе с Церковью торже­ственно восклицает стомиллионный православный Русский народ, благодарственно воспо­миная избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти языков. Да, Церковь на Руси всегда была нераздельна с Русью: когда страдал и страдает Русский народ, – с ним болела и болеет сердцем и Церковь , как нежно любящая мать; на ее груди отдыхала душа народная во дни великих бедствий; она утешала его в невыносимых скорбях; она предстательствовала за него пред Богом, испрашивая ему прощения и оставления грехов и отводя грозную, карающую руку Божию во дни великих испытаний. За то и радовалась она радостями народа, как счастливая мать, радовалась и учила народ радоваться радостью о Господе, всё радости достойное, приписывая единому Богу-Милостивцу и влагая в уста народа слова Песнопевца: не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу! Трогательны восторженные песни, коими в день Рождества Христова святая Церковь прославляет Господа за спасение России от нашествия великого корсиканца – завоевателя всего мира. Трогательна и поучительна молитва Церкви, коленопреклонно чтомая в заклю­чении молебна в этот день. Необычна эта вечная память Императору Александру Первому среди светлого торжества великого праздника Христова. Слава в вышних Богу и на земли мир. Как благоприлична эта ангельская песнь при воспоминании о конце великой брани за Царя – любимца всего народа Русского! Слава богу, ибо Агнец Вифлеемск, льва и змия нами поправ, миру мир дарова. Велики скорби, тяжелы подвиги, понесенные народом Русским в эту великую годину испытаний, но Богу было бла­гоугодно соделать нас орудиями низложения и покорения жестокого врага веры христиан­ской, хитрого и гениального в своем деле воинском, врага всех народов земных; Богу было угодно, чтобы к великому празднику мира, воспетого Ангелами, не осталось ни одного врага на Русской земле: тем со Ангелы Младенцу миродержавному боголепну славу принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

311–312. Всецерковная забота будущего прихода Время поста есть время пересмотра всех немощей, всех духовных несовершенств, всей греховности нашей, и не только каждого из нас в отдельности, но и в совокупности, в тех единениях, которые называются нашими приходами, обществами, союзами. Да, есть грехи личные, но есть и грехи общие, такие, за кои приходится отвечать не одному человеку, а всем в совокупности. Тут уже и каяться надо сообща, как говорится, “целым миром”, а во главе кающихся приходится по долгу пастыря становиться именно нам, пастырям Церкви. Укажу на один такой грех , на который так благовременно обратить внимание во дни поста и покаяния, особенно в виду призыва церковной власти “к деятельному участию в приходской жизни лучших местных сил из преданных Православной Церкви мирян”. Этот грех – постановка в наших храмах церковного пения в том виде, как это дело стоит в большинстве наших храмов, и, скажу не обинуясь, не только в приходских, но нередко и монастырских. Церковное пение есть голос чувства верующей души, прославляющей Божии совершенства, Божие всемогущество и благость, благодарящей Бога за все, что от века творил Он и непрестанно творит на благо людей, изливающей пред Ним молитвы свои, покаянные чувства, умоляющей Его о помощи в минуты жизни трудные... Церковное пение есть отго­лосок, нередко повторяющий пение Ангелов Божиих у престола Бога, Творца всяческих, и вместе с сим возвышающий душу поющего туда же, откуда несется этот дивный отголосок, объединяющий нас, грешных певцов, с небесными сладкогласными певцами – духами бесплотными, о коих говорит нам слово Божие в Священном Писании . Когда об этом подумаешь, то невольно приходишь к мысли: как же счастливы должны быть певцы церковные, удостоившиеся чести подражать, скажу больше – припевать Ангелам Божиим в земном небе – храме Божием, при совершении великих чудес благости Божией – святых Таинств! Не напрасно святая Церковь повелевает своему диакону кадить им по два­жды, тогда как прочим мирянам по единожды; не без причины Матерь Божия дала в видении преподобному Иоанну Кукузелю, сладкогласному певцу, златицу, тогда как других иноков оделяла по сребренику. Своими устами певцы повторяют песни Ангельские, пророческие, песнь Самой Царицы Небесной, Которая и является в святой Церкви первою песнотворицею новозаветной Церкви – да будет позволено употребить монастырское слово – Головщицею в среде певцов церковных, ибо – подумайте: кто в Новом Завете прежде всех певцов, прежде даже Ангелов, прославил Бога дивною, высокохудожественною и преисполненною вдохно­вения от Духа Божия песнею: “Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем?”. Думают ли об этом наши певчие? Увы, большая часть не только не знают, но и не хотят знать об этом!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Акафист Пресвятой Богородице Ради иконы Ея Иверской Мироточивой монреальской Тропарь, глас 1 От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, миро благодатное источила еси обильно, верныя Твоя во изгнании сущия утешила еси и неверныя светом Сына Твоего просветила еси. Темже и припадаем к Тебе, Госпоже, со слезами: милостива нам буди в час судный, да некако толикую милость Твою восприявше, яко презорливи наказани будем, но подаждь нам Твоими молитвами плод духовный принести и спаси души наша. Тропарь, глас 8 Аще и отечества земнаго лишение попущением Божиим прииде верным Твоим, но явилася еси милостивая Утешительница им в чудотворней иконе Твоей, от неяже и слезы источила еси о нечестии сердец наших скорбящи, темже и умиленно вопием к Тебе со слезами: Небеснаго Отечества врата отверзи нам толкущим, яко Благая Вратарница еси, двери райския верным отверзающая. Кондак 1 Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго, даровавшей нам чудное знамение от иконы Своея честныя и миро благовонное от нея источившей, благохвальное пение приносим во умилении сердечнем. Ты же, яко имущая владычество над тварию всякою, обновление сердца и жития подаждь нам, зовущим: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 1 Ангелом говейная икона Твоя, о Владычице, возсия нам в последняя времена сия, яко источник благодати Божественныя неистощимый, да вси вернии, с любовию припадающии Тебе и пред образом сим благоговейно кланяющиися, возопиют Тебе песнь похвальную сице: Радуйся, Дево, от века Господом предызбранная; радуйся, от взора человеча до времени премудро утаенная. Радуйся, дщи Адама перстнаго; радуйся, праматери Евы исправление. Радуйся, в естестве отпадшем рожденная; радуйся, превыше ангельскаго естества добродетелию вознесенная. Радуйся, в гаданиих пророки предобразованная; радуйся, рождеством Твоим сеновное служение упразднившая. Радуйся, от неплодове пречудно возсиявшая; радуйся, плодоносие духовное верным даровавшая. Радуйся, чаяний древних преславное сбытие; радуйся, и в последняя времена живущих надеждо последняя. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Апрель 2-е апреля Утро. Четыре с половиной часа. Что значит столь приятное посещение моей квартиры во сне государем императором, столь сладкая моя с ним беседа и это обращение к портрету германского императора как к живому? Он пил воду. Я предлагал ему чай, – но вскоре повернулся на другой бок, и видение кончилось. (Государь целовал руку на портрете германского императора, и я целовал с любовию.) Благодарю Тебя, Господи, за сладкие, пресладкие благодатные слезы умиления, дарованные мне щедротами Твоими, Господи, сегодня во время утрени, когда певцы пели трипеснец Великого понедельника. Я весь поистине таял от чувства великих, неизглаголанных, спасительных, чудных дел Твоих, совершенных ко спасению рода нашего. Слава Церкви Твоей, Христе, слава мудрости отцев святых, Тобою умудренных к составлению столь прекрасных песней и столь умилительных напевов. Это ангельская, не человеческая песнь. И я верую – с Ангелами сегодня радовался делам Твоим. Благодарю, Владыко мой, и за причащение Божественных и животворящих Таин Твоих в нынешний день по случаю служения моего или участия в служении литургии за упокой раба Твоего Иоанна (Дмитриева), купца Кронштадтского. Помяни, Господи, последнюю простоту его и милостыню его, которую он предпослал Тебе чрез меня руками нищих. Помяни, Господи, молитву мою о церковном попечительстве. Сила Твоя в немощи моей да совершится. Сам созижди его на камени твердом. (Видение во сне государя не пред особенным ли посещением дома души моей благодатию Царя Небесного, являющегося в образе земного царя, да еще двух!) Логична должна быть духовная жизнь наша, постоянна, последовательна, сказал Феодор Васильевич (трактирщик жизни духовной). Человек немирный никуда не годится, сказал он же. Милостыня без смирения ничего не стоит, еще сказал он, хотя всё имение раздай (а я с молвою, огорчением и презорством часто подавал милостыню). Упование на Бога при кротости сердца нашего богоугодно и спасительно, а упование без кротости и смирения не приносит пользы и Бога прогневляет, а не умилостивляет, сказал Михаил Осипович Бритнев, когда я был у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 6-й день Воспоминание бывшаго чудесе в Колоссаех, еже есть в Хонех, от Архистратига Михаила. И святаго мученика Евдоксия и иже с ним пострадавших.И преподобнаго отца нашего Архиппа. ВЕЧЕР По обычном стихословии, на Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: Трисолнечнаго Божества предстатель светлейший,/Михаиле являяся Архистратиже,/с горними Силами зовеши, радуяся:/Свят еси, отче,/Свят еси, Собезначальное Слово,/Свят еси и Святый Душе,/Едина слава,/Едино царство и естество,//Едино Божество и сила. И вид твой огнен,/и доброта чудна,/Михаиле Первоангеле,/невещественным бо естеством преходиши концы,/исполняя повеления всех Творца,/силен в крепости твоей познаваемь/и источник исцелений/храм твой соделовая,//званием твоим святым почитаемый. Творяй Ангелы Твоя, якоже писася, духи/и служащия Тебе пламень огненный,/посреде чинов первенствующа/показал еси, Господи,/Твоих архангельских/Михаила Архистратига,/Твоим мановением повинующася, Слове,/и песнь Трисвятую//со страхом возглашающа славе Твоей. Слава, глас 6. Самогласен. Византиево: Срадуйтеся нам, вся ангельская чиноначалия,/первостоятель бо ваш и наш предстатель,/великий Архистратиг,/в днешний день в честнем его храме,/преславно являяся, освящает./Темже, по долгу воспевающе, тому возопиим:/покрый нас кровом крил твоих,//величайший Михаиле Архангеле. И ныне, Богородичен, глас тойже: Срадуйтеся нам, вся девственных ликостояния,/Предстательница бо наша, и Ходатаица, и покров,/и великое прибежище,/в днешний день в честнем Ея и Божественнем празднестве/скорбящия утешает./Темже по долгу воспевающе Сию, возопиим:/покрый ны божественным предстательством Твоим,//Пречистая Богородице Владычице. На стиховне Октоиха. Слава, и ныне, глас 8. Самогласен. Иоанна Монаха: Яко чиноначальник, и поборник,/и Ангелов началовождь, Архистратиже,/всякия нужды и скорби,/недугов и лютых грехов свободи/верно воспевающия и молящия тя, славне,/яве, яко невеществен, Невещественнаго зря/и неприступным светом Владычния славы осияемь./Той бо человеколюбно Плоть нас ради от Девы прият,//спасти восхотев человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В алтаре неизменно повторяется Богоматерь «ширшая небес», но к Ней присоединяются в этот период пророки; ниже обычные изображения евхаристии и святителей. Новостью рассматриваемого периода является изображение литургии. Сложилось оно на основе символического толкования великого входа, о чем говорят уже патр. Софроний, Герман и Симеон Солунский . Первый из них в образе архиерея, стоящего во время херувимской песни в алтаре, видит Бога Отца, сретающего Сына, в рипидах – херувимов и серафимов, в архидиаконе, несущем омофор, ангела 297 . По Герману, херувимская песнь предшествием (во время совершаемого при пении ее входа) диаконов и представлением (очам верующих) рипид или изображений серафимских служит знамением вхождения всех святых и праведных, совходящих Святому Святых, в Предшествии невидимо предтекущих херувимских сил, ангельских воинств, бестелесных сонмов и бесплотных чинов, которые вопиют и дориносят великого Царя Христа, шествующего на таинственное жертвоприношение; с ними вместе предвходит и Дух Святый. Великий вход также указывает на перенесение тела Господня от краниева места до гроба... Святая трапеза соответствует погребению Христову, когда Иосиф, сняв тело Христово со креста, обвил его плащаницею чистою и положил в новом гробе 298 . Симеон Солунский , по поводу великого входа, замечает, что участвующие в великом входе диаконы соответствуют чину ангелов и что при этом несут священный покров, который знаменует нагого и мертвого Иисуса 299 . Служащий архиерей означает Самого Иисуса Христа. Ясно таким образом, почему в изображении литургии являются Иисус Христос Совершитель таинства, а иногда Бог Отец и Св. Дух; почему в образе служащих диаконов и иереев представлены ангелы; почему наконец ангелы несут плащаницу, которой нет в нашей современной практике великого входа. В своде и на стенах алтаря – вознесение Господне, сошествие Св. Духа, скиния и перенесение кивота завета: первые два изображение явились здесь, вероятно, еще в византийский период, последние не ранее XVI в. В каком отношении стоит вся эта роспись алтаря к требованиям греческого подлинника?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Введение Единство в Православной Церкви понимается не как простое административное урегулирование и человеческое достижение, но как благодать и полнота новой жизни, которая обновляет всех «земнородных», а также весь их мир. Богословие не имеет своей собственной философии, духовность – своего собственного мировоззрения, церковное управление – своей собственной системы, иконопись – своей собственной школы. Все возникает из одной «купели» литургического опыта. Все эти элементы сослужат друг другу по образу Троицы, воспевая трисвятую песнь каждый на своем собственном языке. «Вси начата глаголати странными глаголы, странными учении, странными повелении Святыя Троицы " 1 . В этом единстве нет ничего произвольного, обособленного, чужого или добавленного механически. Ничто не имеет здесь своего собственного закона, своей собственной «воли», неповиновения. Ничто иной природы, мысли или позиции не входит сюда. Каждый элемент освящается благодатью Троицы, каждый органически сожительствует с другим и находит свое место в пространстве целого. Существует только один духовный Закон, который управляет всем на небе и на земле. Все исходит, все проистекает из познания Святой Троицы. Все возникает из купели, из жизни Отца и Сына и Святого Духа; все возникает из крещения в смерть Иисуса ( Рим.6:3 ). «Живот от гроба воссия« – и сияет. Когда нет смерти, все существует иным образом. Можно сказать, что тринитарный принцип непрестанно пронизывает все бытие – с самого нижнего проявления жизни и до ангельских ликостояний, воспевающих Бога «трисвятыми гласами». Послушно следуя законам тринитарной жизни и восхищаясь этим всеобщим созвучием, человек обретает крылья свободы Духа, которые изводят его из замкнутого пространства тварного бытия в простор Рая и возвращают принадлежащее ему достоинство. Поэтому, когда православный задается вопросом на тему единства, его ум не задерживается на вещах ограниченных и человеческих, но восходит к вещам безграничным и божественным. Он весь сотрясается от переживания при звуках победного возгласа, который непрестанно исходит из Церкви Воскресшего: «Погибе смертию смерть» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным: Молитва мытаря (Евангелие от Луки, глава 18, стих 13) Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон) Молитва предначинательная Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Молитва Святому Духу Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Трисвятое Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава, и ныне: (Когда написано " Слава " , " И ныне " , надо читать полностью: " Слава Отцу и Сыну и Святому Духу " , " И ныне и присно и во веки веков. Аминь " . ) Молитва Господня Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари Троичные Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Слава: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1716...

[Глава 4] Служба обща святым ангелом и прочым безплотным На Господи воззвах, стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Трисолнечнаго Божества предстателие светлейшии, ангели являющеся архистратизи, со горними силами зовете радующеся: свят еси, Отче, свят еси, Собезначальное Слово, свят еси, и Святый Душе, едина Слава, едино царство и естество, едино Божество и сила. И вид ваш огнен, и доброта чудна, Михаиле и Гаврииле первоангели: невещественным бо естеством, преходите концы, исполняюще повеление всех Творца, сильни в крепости вашей познаваеми, и источницы исцелений храмы ваши соделовающе, знанием вашим святым почитаемыя. Творяй ангелы Твоя, якоже писася, духи, и служащыя Тебе пламень огненный, посреде чинов первенствующа, показал еси, Господи, Твоего архангела Михаила, со архистратигом Твоим Гавриилом, Твоим мановением повинующася, Слове, и песнь трисвятую, со страхом возглашающа славе Твоей. Слава, глас 6: Срадуйтеся нам, вся ангельская чиноначалия: первостоятели бо ваши, и наши предстатели, велицыи архистратизи, в днешний день, в честнем их храме, преславно являющеся освящают. Темже по долгу воспевающе, к ним возопиим: покрыйте нас кровом крил ваших, величайшии архистратизи. И ныне, Богородичен: Срадуйтеся нам, вся девственных ликостояния: Предстательница бо наша, и Ходатаица, и Покров, и Великое прибежище, в днешний день, в честнем Ея и Божественнем храме скорбящыя утешает, темже по долгу воспевающе Сию, возопиим: покрый ны Божественным предстательством Твоим, Пречистая Богородице Владычице. Вход. Прокимен дне. Иисуса Навина чтение. [Глава 5.] Бысть егда бяше Иисус у Иерихона, и воззрев очима своима, виде человека стояща пред ним, и мечь его обнажен в руце его. И пришед Иисус, рече ему: наш ли еси, или от сопротивных наших? Он же рече ему: аз архистратиг силы Господни, ныне приидох семо. Иисус паде лицем своим на землю, и рече ему: Владыко, что повелеваеши твоему рабу, И рече архистратиг Господень ко Иисусу: разреши сапог твой от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, свято есть. И сотвори Иисус тако.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010