Библиография: В каждом из шестнадцати томов серии присутствует библиографический раздел. В XVII томе обширная библиография основных трудов Жака Маритана собрана воедино и представлена в удобном для научной работы тематическом порядке. (Полная библиография работ Раисы Маритан находится в XV томе). Тематический индекс: Основной научный индекс сочинений Жака Маритана был разработан им самим, и представлен в этом томе в алфавитном порядке, что так же помогает исследователю легко ориентироваться в обширном литературном наследии ученого. Указатель собственных имен: Этот раздел касается работ как самого Жака там и его супруги. Он объединяет данные по всем цитированным именам и авторам, которые находятся в дополнительных разделах каждого из XVI томов. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/book/319762

Составители: игум. Дионисий и В.Л. Шленов. В библиографию помимо книг включен ряд архивных материалов. Особая благодарность выражается С.А. Казаринову, за помощь в оформлении и унификации данного материала. I. Справочники, био-библиографические указатели 1. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» гг.]/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева; предисл. иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 3. 2003. С. 276–349. 2. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» 1871–1872 гг.]/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева; предисл. иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 4. 2004. С. 410–477. 3. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева, предисл. и публикация документов иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 5–6. 2005–2006. С. 493–627. 4. Богословие и история Церкви. Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000). М.: Издательский совет РПЦ, 2006. 464 с. См. особо материалы под номерами 904–923, 2709–2737. 5. Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII–haчaлa XX веков. Гуманитарные и общественные науки. М.: «Янус-К», АО «Московские учебники», 2006. 300 с. 6. Волков В. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за XVIII, XIX века и половину XX столетия. Ч. 1, 2. Загорск, 1961, 1962. 356, 350 с. (Машинопись) 1 . 7. Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария: Алфавитный список 1901–1917 годов: генеалогический справочник. М.: Прометей, 1998. 123 с. 8. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. Т. 2 (Ч. 1); 3 (Ч. 3); 5 (Ч. 2). М. 1977, 1980, 1989. С. 122; 98–105; 95–96. 9. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода Т. 2: Кафедры и личный состав академии. Ч. 1. Краткий справочник-указатель за 1814–1919 гг. М., 1982. 301 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1265 Benazeth D. Catalogue general du Musee Copte du Caire. T. 1. Objets en m6tal. Caire, 2002; L’Art Copte en Egypte – 2000 ans de Christianisme: Exposition a l’Institut du monde arabe du 15 Mai au 3 Septembre 2000 et au Musee de l’ephebe au Cap d’Agde du 30 Septembre 2000 etc. Paris, 2000; Zanni A. La Tunica dell’Egitto Cristiano: Restauro e iconografia dei tessuti copti del Museo Poldi Pezzoli/A cura di Annalisa Zanni. Milano, 1997; Meinardus O.F.A. 2000 Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999; idem. Coptic Saints and Pilgrimages. Cairo, 2002; Capuani M. Christian Egypt: Coptic Art and Monuments Through Two Millennia/Ed. Massimo Capuani. Collegeville, 1999 (repr.: 2002); Gabra G. Coptic Monasteries: Egypt " s Monastic Art and Architecture. Cairo, 2002. 1266 Савва ( Тихомиров, Иван Михайлович), архим. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки/Сост. синодальным ризничим, магистром, архимандритом Саввою. М.: Унив. тип., 1855; он же. Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей 6–17 вв. М., 1863; Указатель Патриаршей библиотеки. М., 1858; Каталог 1823 г. греческих и русских рукописей, находящихся в Синодальной библиотеке (рукопись; Син. 1209); инвентарная опись 1946 г. Синодального собрания греческих рукописей ГИМ; Отчет ГИМ за 1916–1925 гг. См. также каталог профессора Эллино–греческой школы в Москве Афанасия Скиады, составленный по указанию Петра I и опубликованный на русском и латинском языках ( Скиада А. Два каталога рукописанных книг греческих в Синодальной библиотеке в Москве обретающихся. В 2–х т. М., 1723), и изданную В.М. Ундольским алфавитную «Опись греческим, греко–латинским, польским и словенским печатным и письменным книгам, поступившим в 1675 г. ... в Патриаршую ризную казну», составленную справщиком московского Печатного двора монахом Евфимием (ЧОИДР. 1847. Кн. 5. Смесь. С. 1–20). 1267 Помимо поименованных указателей А. Скиады и архимандрита Саввы ( Тихомирова), упомянем также краткий опыт каталога греческих рукописей Синодальной и Типографской библиотек Index Codicum manuscriptorum graecorum Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi Ecclesiae orthodoxae graeco–rossicae (СПб., 1780), который подготовил профессор греческой и латинской словесности Московского университета Христиан–Фредерик Маттеи, похитив при этом инв. 33–34, и полный каталог всех рукописей Accurata Codicum graecorum manuscriptorum Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi notitia et recensio (Lipsiae, 1805).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В капитальном трехтомном библейско-богословском труде «Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу» 48 Глубоковский исследует соотношение богословия ап. Павла с иудейским и греко-римским контекстом. Автор доказывает божественное достоинство «евангелия» Павла, возражая гипотезам о психологическом или магическом изменении «апостола языков» при явлении ему Христа. В первом томе профессор рассматривает учение святого апостола Павла о предсуществовании Мессии-Христа, понятие об искуплении и оправдании, сравнивает эсхатологические идеи Павла с иудео-раввинистическими представлениями по этим вопросам, исследует окружающую апокрифическо-апокалиптическую литературу. Во втором томе – изучает зависимость благовестия Павла от богословия Филона Александрийского, кн. Премудрости Соломона, влияние на него греко-римского образования. В третьем томе делаются выводы о методах обоснования божественности «евангелия» Павла и приводится обширный алфавитный указатель первых двух томов. Тезис Павла «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его… через откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:11–12 ), по мнению Глубоковского, для веры «совершенно безспорен… Апостолы награждаются божественностью в своем благовестничестве». Но, – выводит кредо своей научной работы Глубоковский, – «незублемое для веры, – такое положение служит только призывом для разума, чтобы он принял его и подчинился. Но это может достигаться не слепою покорностью, а рациональною обоснованностью… по общим законам и методам логического убеждения. Если догматы веры должны стать собственными принципами человеческого сознания, то здесь необходимо рациональное оправдание, чтобы разум принял их в неотъемлемое достояние по своим основным запросам и нормам. Вовсе не из-за одних злоупотребления человеческого противления, но по самой природе вещей принципиально требуется рациональное обеспечение христианской божественности, так как “разумное Божие” может сделаться “разумным человеческим”, конечно, лишь разумным способом научной аргументации» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

XX+514 стр. «Хотя, пишет г. Белокуров, видевший Штралевский труд, переводчик в предисловии и говорит (стр. XIX), что его «труд нельзя назвать буквальным переводом, что уже заметно при беглом сравнении; некоторые части, как напр., Кирилл, Никон, Феофан Прокопович и т. д. совсем переработаны, в другие прибавлено новое и все сочинение чрез эти изменения, а также и чрез приложенный указатель, сделалось более полным и удобным для употребления», но на самом деле его труд буквальный перевод Словаря м. Евгения с весьма ничтожными изменениями. Даже те статьи, которые он считает «переработанными», как, напр., ст. о пат. Никоне, не представляют ничего нового сравнительно с Словарем м. Евгения; переработка коснулась только иного распределения материала, находящегося у м. Евгения. Действительная разница между трудом Strahl и Словарем м. Евгения в системе расположения материала. M. Евгений, как известно, держался алфавитного порядка, тогда как Strahl хронологического, – того же, который принят Филаретом, архиеп. черниговским, в ее «Обзоре русской духовной литературы». («Адам Олеарий о греко-латинской школе Арсения грека в Москве в XVII ст». Чт. в Общ. люб. дух. просвещения, 1888 г., апр., стр. 363, пр. 9-е). Второму изданию Словаря более посчастливилось относительно журнальных отзывов. О нем первее всего высказался, тогда еще молодой, а впоследствии известный историк М. П. Погодин. Вот его отзыв о Словаре, появившийся на страницах «Московского Вестника» (1827 г. 18, 187–192): «Нет нужды, полагаю, говорить много о пользе и даже необходимости, слишком очевидной, подобных словарей в литературе. Они весьма много облегчают труды ученых, занимающихся науками, к области которых относятся. Так с объявляемым здесь Словарем часто будет справляться при исследованиях и историк русский, и литератор, и филолог, и даже неученый читатель, и всякий раз получит ответ удовлетворительный о нужных для себя лицах. Кроме сей пользы, общей сему Словарю со всеми подобными сочинениями, он имеет еще свое особливое достоинство: в нем находится множество новых материалов и множество указаний на новые материалы истории русской политической, церковной, литературной, – материалы, о коих не было у нас никакого сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Детей моих – из семи – пятерых крестил протоиерей Вельмянинов; он был моим духовным отцом с 7-ми-летнего моего возраста и, по вере моей в его святые молитвы, приносимые им ежедневно у престола Божия, где конечно он поминал и крестных детей своих, не могла я предпочесть его как Восприемника детей моих, против всех родных и вельмож. Знаю, что монашествующим канон воспрещает быть восприемниками младенцев, разве когда непредвидимый или крайний случай вынуждает изменение закона, что почти и не случается. Почему полагаю, по всей справедливости, не лучше ли предложить добрым Вашим словом обратиться с этою просьбою к отцу жены его, результатом, будет очень приятное от Коли – уважение тестю, а Вы, Владыко Святый, извольте сказать Коле, что не оставите Вашими святыми молитвами его чадо, имеющее родиться, это будет для него весьма утешительно, а Восприемником быть не можете. Кажется, это и для Вас спокойнее, тем более, что действительно нет возможности следить за воспитанием, и религиозным направлением крестника. Простите, Владыко святый, что так просто и прямо объясняю Вам то, что, по преданности моей Вам, считаю истинным и нелишним». После сего г. Киреевский оставил меня в покое. 9-го ч. был у меня приехавший из Москвы Губернский Секретарь Феод. Максим. Матвеев, который приглашен мною к принятию на себя обязанностей поверенного по делу о Тверском Архиерейском подворье в Москве. В беседе со мною г. Матвеев, между прочим, сообщил мне следующие сведения. Он сын секретаря Киевской дух. Консистории получил образование в Киевском университете; бывши студентом, он около полугода жил у преосвящ. Иннокентия (Борисова) в Михайловском монастыре и помогал ему в корреспонденции с иностранными учеными на иностранных языках. О Евгении (Болховитинов) , митрополите Киевском, при котором отец Матвеева был секретарем Консистории, он передавал, что Евгений занимался составлением алфавитного указателя церковных законов; что он, при всей учености своей, не чужд был мздоимства. Так, он принял в дар от генеральши Удом карету с шестернею лошадей, и за это обещал ей решить, в угодность ее, дело о признании ее дочери незаконнорожденною. Но решению в таком смысле дела воспротивился секретарь Матвеев. Митрополит так был раздражен сопротивлением секретаря по этому делу, что поражен был апоплексическим ударом и тотчас умер. Это было 23 февраля 1887 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Указ Петра I от 25 янв. 1721 года об учреждены св. Синода предоставляет ему право дополнять свой регламент новыми правилами, каковых потребуют разные разных дел случаи. Этим правом св. Синод начал пользоваться с самого первого дна своего существования. Нужды времени постоянно вызывают его на новые мероприятия, которые издаются в форме указов, утверждаемых Верховною Властью. Эти указы составляют обильнейший источник действующего права русской церкви. Они рассылаются в письменном или печатном виде по всем епархиям, иногда по всем церквам. Сорок лет тому назад указы св. Синода стали объявляться во всеобщее сведение посредством официальных изданий св. Синода – с 1859 г. В Дух. Беседе, с 1875 г. в Церковном Вестнике, с 1888 г. в Церковных Ведомостях. Благодаря этому теперь стало гораздо легче публике знакомиться с постановлениями св. Синода. Тем не менее и это удобство только относительное, а не полное. И теперь указы св. Синода печатаются в рассеянном виде, среди печатного материала постороннего содержания. И теперь еще нет официального не только систематического, но и хронологического издания действующих указов св. Синода, время от времени пополняемого и исправляемого. Эта насущная потребность в сборнике действующих указов св. Синода отчасти удовлетворяется частною издательскою предприимчивостью. Из числа частных изданий указов св. Синода нужно упомянуть: 1) Барсова Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и ц. гражданских постановлений по ведомству прав. исповедания. Спб. 1885. 2) Маврицкого. Руководственные для православного духовенства указы св. Синода. 1721–1878 г. Москва. 1879. 3) Калашникова Алфавитный указатель действующих канонических постановлений, указов, определений и распоряжений св. Синода 1721–1895 г. Изд. 2. Харьков. 1896. 4) Завьялов. Циркулярные указы св. Синода. 1867–1900. Изд. 2 Спб. 1901. Некоторый постановления и указы св. Синода печатаются в полном собрании законов Российской Империи. Но многие из них остаются в неизвестности в архивах церковно-правительственных учреждений, в особенности в архиве самого св. Синода. В шестидесятых годах XIX в. учреждена при св. Синоде комиссия для описания архива его. Доселе издано одиннадцать томов этого описания, обнимающих дела до 1732 года включительно. Вместе с описанием архива комиссия предприняла издать „Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи». Доселе издано восемь томов этого издания, обнимающие постановления св. синода 1721–1734 г. Начато издание постановлений св. синода, состоявшихся в царствование Императрицы Елизаветы Петровны; вышел один том в 1901 г. Оба эти издания имеют научное значение. 69. Устав духовных консисторий

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

69 Дворцовые разряды, т. I. СПб., 1850, стр. 349, 426, 459 (данные о Тимофееве в Астрахани за 7126–7128 гг); Книги разрядные по официальным оных спискам, т. I. СПб., 1853, стр. 544, 663, 720 (те же данные 7126–7128 гг.). 70 Книги разрядные..., т. I, стр. 868, 923, 1033, 1139, 1245 (данные о Тимофееве в Ярославле 7130–7134 гг.); Дворцовые разряды, т. I, стр. 739 (те же данные 7133 г.). 71 Книги разрядные..., т. I, стр. 1218 (7134 г.); т. II, СПб., 1855, стр. 62 (7136 г.); РИБ, т. II. СПб., 1875, стр. 990, 223; т. IX, СПб., 1884, стр. 455; Нижегородский летописец. Работа А. С. Гацисского. Нижний Новгород, 1886, стр. 54. (Данные о Тимофееве в Нижнем Новгороде в 7134–7136 гг.) 72 Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах, хранящихся в 1-м отделении Московского архива Министерства юстиции. М., 1853, стр. 410. 73 С. Ф. Платонов. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник, стр. 166. 75 Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени, изд 2 СПб, 1909, сто XVI–XVII (РИБ, вып XIII). 78 С А Белокуров О Записном приказе – Сборник «Из духовной жизни московского общества XVII века» М, 1903, стр 62–63 80 Во время своего пребывания в России Спарвенфельд передал материалы о русской грамматике чеху-иезуиту Давиду, автору русского букваря для иностранцев См. статью А В Флоровского «Первый русский печатный букварь для иностранцев 1690 г.», напечатанную в настоящем томе 81 Подробная биография Спарвенфельда дана в книге: J. G. Sparwenfeld. Bidrag till en Biografi Akademisk Avhandling av C. Vil H Jacobowsky. Stockholm, 1932.– Благодарю А Л. Хорошкевич за помощь в переводе этой книги. 82 NN Ad 9, Ad 10, Ad 11, Ad 12. О них см.: SI avica Arasiensia Katalog over Ryska, Polska och Tjeckiska Handskrifter och Tryck fra " n 1500–1600 – och 1700– Talen l Stifts och Landsbiblioteket (Tidigare Stifts – och Gymnasieb blio " eket) l Västeras. Av E Gawrys och P. Jansson Västeras,1956. – Детальное описание одного из кодексов (AD 10) принадлежит С. Далю. См.: Codex Ad 10 der Västeraser Gymnasial-BiLliothek von Staffan Dahl Uppsala, 1949. Все четыре сборника были выписаны для меня из Вестероса в Государственный архив в Стокгольм, где я имел возможность с ними детально ознакомиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Пиянство. (о пиянстве без вина: Ис. 28, 1 , – когда человек любовию мipa сего, суетными мыслями и беззаконными начинаниями упивается). IV, 103–109. Пластырь живительный (что пластырь живительный язве или ране телесной, тое душе грешной, печалию за грехи уязвившейся, есть Евангелие). IV, 161. См. еще Евангелие. Плач (о чем подобает плакати христианину). IV, 73, 347 (Малыя дети); II, 25 (§ XLIV). Плевелы между пшеницею (нечестивые и благочестивые). IV, 158. О Плодах Покаяния. II, 213. Плоть и дух. 1,120–183, 42 (сл. V). См. еще: Брань между духом и плотию. Пленники и свободитель их (люди грешные, плененные диаволом, и Христос, избавитель их от этой плени горькой). IV, 14 и 16. О Побуждении грешника к покаянию . III, 333. О Победе христианской. III, 408 (гл. 16). См. еще: Брань христианская с духом злобы. О Повседневном христианском покаянии . III, 200. Подданный, пред царем своим закон его нарушающий (грешник пред всевидящим Богом). IV, 153. Подлый человек, высокому лицу усыновленный (грешник на святом крещении делается сыном Божиим и наследником вечнаго царствия) IV, 24. О Подражании Богу. III, 78. Подражание (христианину не кому подражать, разве Христу). IV, 143. См. Житие Христово. Познание беды или неблагополучия убеждает искать избавления. IV, 306. Познаннаго зла всяк уклоняется (об уклонении от греха). IV, 343. Познанное добро ищется (чем кто более познает Бога, тем усерднее и прилежнее ищет Его). IV, 330. Покаяние. I, 145, 3, 6, 32 (сл. 3-е), 107; II, 197–218 (Стат. 1-я), 28 (§ LI), 40 (§ LXXI); III, 102 (1–3), 200 (гл. 4), 245 (гл. 10), 333; IV, 130–134 65–66), 156 (§ 81), 161 86), 284 118), 353 143); V, 12 (пис. 13), 20 (пис. 17), 22 (пис. 19), 87 (пис. 72), 94–95 (пис. 82–83), 147 (§ 38–39), 186–188 (сл. 8–10). Покой (душевный, в чистой и непорочной совести), IV, 186, 175 94). В Пользу и утешение искушаемым от сатаны . I, 225. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. I, 204. Последнее слово св. Тихона (из его духовнаго завещания). V, 344. О Постоянстве и конечном пребывании в вере. II, 356.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Эта книга является продолжением и завершением предыдущих изысканий Ю.В.Манна в области биографии Гоголя - исканий, промежуточным итогом которых явился 800-страничный том " Гоголь. Труды и дни: 1809 - 1845 " , опубликованный пять лет назад. Новое издание охватывает период с января 1846 г. до смерти и похорон писателя в феврале 1852 г. В связи с этим приходится сожалеть о вводящей заблуждение датировке в заголовке книги (1845 - 1852), тем более что на с.2 и вовсе ошибочно напечатано " 1845 - 1854 " . Вообще в книге довольно много опечаток (что особенно прискорбно, когда они появляются, и не раз, в датах и именах собственных). Имеются нестыковки между текстом книги, с одной стороны, и списком сокращений и использованной литературы, а также алфавитным указателем, с другой. Да и сам список источников и работ других исследователей, приводимый Ю.В.Манном, не может не вызвать некоторых вопросов. Автор уделяет основное внимание работе с первоисточниками, но многие из них (назовём хотя бы письма и воспоминания А.С.Стурдзы, П.Я.Чаадаева, прот. Тарасия Серединского) в лучшем случае упомянуты вскользь и не используются в той мере, в какой это необходимо в сугубо биографическом труде. Что касается работ отечественных гоголеведов, то Ю.В.Манн лишь один - два раза упоминает труды И.А. Виноградова, В.А.Воропаева, Ю.Я.Барабаша и вовсе обходит молчанием другого маститого учёного - И.П.Золотусского. Какими бы ни были мотивы такого решения, но это наносит непоправимый ущерб историографической фундированности работы. Сказанным мы ничуть не хотим умалить или обесценить значение труда Ю.В.Манна, который умело сочетал привлечение архивных источников, самостоятельные разыскания важной информации в прессе и " технических " справочниках XIX века с обращением к новейшей литературе последних лет. Переходя к рассмотрению собственно текста книги Ю.В.Манна, следует сказать несколько слов о её структуре. Хотя автор уделяет наибольшее внимание одному сюжету, сквозной линией проходящему сквозь книгу, а именно истории вторичного написания второго тома " Мёртвых душ " (и созданию " Выбранных мест из переписки с друзьями " как побочному продукту этого процесса), но поставленная цель - построение связанной биографии последних шести лет жизни Гоголя - неизбежно диктовала необходимость построения книги по хронологическом принципу, хотя и с рядом вставных сюжетов, своеобразных интерлюдий. В итоге получилось, что одни вопросы освещены максимально подробно, другие же явно в недостаточной степени (даже в том случае, если им уделялось внимание в предыдущих работах Ю.В.Манна).

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/22/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010