Но если Викторов не приобрел вообще в академии никаких практических знаний для своих последующих занятий, то, по крайней мере, он вынес оттуда логическую выправку и умение самостоятельно работать в какой бы то ни было области. Первою самостоятельною работой его можно считать сличение Боннского издания греческой хроники, Иоанна Мадалы по экземпляру Московского главного архива министерства иностранных дел со славянским переводом той же хроники, заключающимся в русском историческом сборнике XV в., в том же архиве, и в одном хронографе Московской синодальной библиотеки под От этой работы сохранились карандашные заметки на полях названных книг, сделанные Викторовым (в 1852–55 гг.), в бытность его младшим архивариусом Московского архива министерства иностранных дел, и подробно указывавшая на первоначальные источники сочинения Мадалы. Одновременно с этим (в 1852–1858 гг.) Викторов работал у синодального ризничего, архимандрита Саввы, над славянскими рукописями Московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы и библиотеки, для алфавитного и систематического описания их, вошедшего впоследствии во 2-е издание составленного Саввою указателя для обозрения названной ризницы и библиотеки (М. 1858). Принявшись за рукописи без всякой подготовки и занимаясь ими сперва ощупью, Викторов стал все более и более понимать в этом деле (с 1855 г.), так что из него выработался впоследствии замечательнейшей знаток славянской палеографии, исключительно благодаря наставлениям и указаниям О.И. Буслаева, который, вместе с некоторыми другими университетскими профессорами, каковы Бодянский и Шевырев, тоже работал в то время у о. Саввы (с 1854 г.) над синодальными рукописями, для издания, вышедшего потом под заглавием: «Материалы для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. Изготовлены к столетнему юбилею Императорского Московского университета трудами профессоров и преподавателей Петрова, Клина, Менщикова и Буслаева. М. 1855 (под редакцией Шевырева). Отношения Викторова к Буслаеву с самого же начала стали самые дружественные, и последний вскоре (в 1856 г.) пригласил Викторова занять место учителя русского языка и словесности в Мариинско-Ермолаевском женском заведении, где сам был инспектором (с 1855 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

С 1887 года в Киеве Павел Акимыч Игнатович стал издавать «Церковно-приходскую Школу.» С 1888 года стали выходить «Церковные Ведомости»,еженедельный журнал, издаваемый при святейшем синоде, с обязательной выпиской для всех причтов православных церквей. Необходимость синодального официального органа с развитием почтовых сообщений и газет сознавалась уже давно, потому что прежний способ сообщения синодальных общеобязательных распоряжений черепашьим шагом чрез консистории совершенно не соответствовал цели, а помещение их в официальной части «Церковного Вестника» тоже не достигало цели, так как «Вестник» расходился только в семи тысячах экземпляров, а сделать его обязательным для выписки всем причтам было затруднительно вследствие довольно высокой цены журнала – 5 рублей. Необходимость такого издания, чтобы синодальные постановления и распоряжения делались известными, по возможности, всем подведомственным синоду лицам и учреждениям и имелись для руководственных справок в каждой церкви и в каждом учреждении, подведомом синоду, обнаруживалась сама собой. «Церковные Ведомости» пошли по 3 рубля с пересылкой. «Ведомости» состоят из двух отделов – официального и неофициального, последний называется «Прибавления к Церковным Ведомостям». «Церковный Вестник» не без сожаления расстался со своей официальностью и недружелюбно встретил «Церковные Ведомости», но, не имея ничего сказать по существу, разразился печалованием насчет обязательности подписки на «Ведомости» для всех причтов, в предположении, что теперь окажутся ненужными и замрут епархиальные ведомости: предположение не оправдалось. В 1899 году издан алфавитно-предметный указатель к официальной части «Ведомостей» за первые десять лет их издания, для облегчения отыскания потребных к руководству справок 215 . С 1890 года и центральное управление войскового духовенства завело свой официальный журнал «Вестник Военного Духовенства», заменяющий для войскового духовенства епархиальные ведомости. С 1893 года обзавелось своим органом, «Православным Благовестником», и миссионерское общество. «Благовестник» в общем мало отличается от епархиальных ведомостей. С 1896 года выходит ежемесячник «Народное Образование», официальный орган училищного совета при святейшем синоде, в последнее время под редакцией Порфирия Петровича Мироносицкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В чем же заключаются удобства «приходской книги? Она вполне заменят так называемые «исповедные росписи». Последние пишутся ежегодно вновь и при том в двух экземплярах, весьма обременяя собою церковное письмоводство, церковный архив и в особенности архив консистории. Между тем, приходская книга пишется в 10 лет один только раз, совершенно заменяет собою «исповедные росписи» с тем еще преимуществом, что пред священником сведения о бытии у исповеди и св. причастия не за один только год, как в исповедальной росписи, а сразу за много лет. С устранением же «исповедальных росписей», которые с введением приходской книги будут излишни, произойдет значительное сокращение причтового письмоводства; и архив консисторий не будет более обременяться совсем ненужным балластом. По требованию как частных лиц, так и официальных учреждений причтам приходится в течение года выдавать весьма значительное число метрических выписей о рождении, бракосочетании и погребении. При требовании этих выписей часто не указывают с точностью год, когда то или другое лицо родилось, повенчано или умерло, а делаются указания только приблизительно. Но эта приблизительность заставляет священника пересмотреть метрики за несколько лет и отнимает у него много времени. В начале каждого года по всякому приходу представляются в воинские присутствия списки лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности, причем в списках, в особой графе требуется пометить, которые из этих лиц и когда именно умерли, но чтобы установить это, приходится священнику пересмотреть 3-ью часть метрики за 20 лет, на что опять требуется не мало времени. Эти неудобства само собою падают с введением приходской книги, в которой все необходимые сведения, отыскивать не представляет никакого труда: данное лицо отыскивается по алфавитному указателю, а в записи о нем сразу имеются время его рождения, и время бракосочетания и смерти; а если требующиеся сведения относятся ко времени более раннему, чем за 10 лет, то соответствующая графа книги указывает, на какой странице предшествующей 10-ти летней книги данное лицо записано, куда тогда и надо обратиться. В случае же введения приходской книги, можно было бы во многих случаях совершенно заменить метрические выписи свидетельством, выданным на основании сведений приходской книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Medlin W. K. Moscow and East Rome: A political stady of the relations of Church and state in Moscovite Russia. Genf, 1952. Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. München, 1940; 2 ed. 1957. Schaeder H. Moskau — das dritte Rom. Hamburg, 1929; 2 Ed. Darmstadt, 1957. Smolitsch I. Russisches Mönchtum: Enstehung, Entwicklung und Wesen. 988–1917. Würzburg, 1953 (Das östliche Christentum. NF 10/11). Stupperich R. Der Moskauer Staat und die Moskauer Kirche im Mittelalter//Die Zeichen der Zeit. 1949. Bd 3. ¹ 12. Vernadskij G. V. Die kirchlich-politische Lehre der Epanagoge und ihr Einfluß auf das russische Leben im 17 Jahrhundert//Byzantinisch-Neugriechische Jahrbücher. 1928. Bd 6. H. 1/2. Б. Источники и литература по истории синодального периода Алфавитный указатель к «Собранию мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам»/Сост. А. Гаврилов. М., 1891. 2 т. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Т. 1. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Харьков, 1892; 2-е изд. 1912. Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов-на-Дону, 1916. 2 т. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания. СПб., 1887–1916 (до 1914 г. включительно). Гиновский Я. М. Оглавление законов Греко-Российской Церкви. СПб., 1827–1828. 2 т. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. Государственная дума/Доклады Бюджетной комиссии. III дума. СПб., 1908–1912. 10 т.; IV дума. СПб.; Пг., 1913–1916. 11 т. Государственная дума/Стенографические отчеты. I дума. СПб., 1907; II дума. СПб., 1907; III дума. СПб., 1908–1912. 17 т.; IV дума. СПб.; Пг., 1913–1917. 13 т. Денисов И. Очерк истории Русской Церкви. СПб., 1874. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1893. Т. 4: Синодальный период 1700–1890 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Архиерея (исключая предметов, показанных выше). 4) Прошения о перемещении священно-церковнослужителей на другие места, как и все ставленнические дела, на основании т. 5-го Св. Зак. О пошлинах ст. 117 п. 3 производятся на простой, а не на гербовой бумаге. Что прошения священно-церковнослужителей о перемещении их на другие места относятся к ставленическим делам, надо обратиться к указам, на которых основана упомянутая статья, а именно 1742 г. сент. 23 и 1807 г. янв. 31 (в Полн. Собр. Зак. 22442). 5) Образец или форма настольного докладного реестра для всех консисторий находится при Уставе Д. Консисторий XV. Этот реестр самая необходимая вещь в канцелярии; и, ежели не ведется его, то непременно надобно ввести его употребление. По сему реестру 1) и столоначальник как делопроизводитель, может наблюдать хорошо за течением производимого дела. и 2) секретарь видеть, как все дела идут у столоначальника, и 3) присутствующий или член, который обязан наблюдать и за делопроизводством, во всякое время может следить за исправностью делопроизводства. делопроизводителем и помощником секретаря. Ему же столоначальнику, поручать делать выписку из законов к делу (из алфавитных указателей к Своду Законов, к Полному Собранию Законов и пр.). Само собою разумеется, всё это должно в деле быть под главною редакцией секретаря. Секретарь не должен отягощаться тем, что часто бывает легче самому написать, чем исправить чужое. После будет за то секретарю легче и хорошо, а для пользы службы выработаются хорошие служаки не один, а несколько человек. Столоначальник для облегчения себя может употребить этот же метод для своих помощников, поручая им по возможности составление бумаг. Этим методом и себе он наготовит хороших помощников, а для службы дельцов. 4) Секретарю подобает поучаться в законе день и нощь. Он должен знать законы и гражданские (в Св. Зак. и Полн. Собрании Законов, куда внесены и Указы Св. Синода) и духовные в Книге правил (с греческ. переводом) и Кормчей книге. К упомянутым законам есть алфавитные указатели, которые много способствуют к приисканию законов… Хотя бы и молодой человек находился секретарем в консистории, но ежели он с охотою будет сам заниматься делом и бдительно наблюдать за столоначальником, чтоб они правильно и аккуратно вели дела, скоро может сделаться хорошим секретарем, потому что, как я выше заметил, из дела научаются делу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приглашенный на заседание в качестве эксперта С.В. Буянов в своем выступлении коснулся некоторых проблем, связанных с публикацией текстов на тематическом сайте, а также вопросов юридического характера. По предложению владыки митрополита состоялось краткое обсуждение кандидатов в члены архивной группы, в задачу которой входит осуществление архивных разысканий по Феофановской теме за рубежом. Затем состоялось выступление заместителя председателя Научно-редакционного совета М.И. Щербаковой, которая подробно рассказала о структуре и содержании Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника; о ходе работы над текстом Летописи по состоянию на 16 февраля 2011 г.; о составлении творческой истории произведений святителя Феофана для I и II томов серии I издания, а также аннотированного именного алфавитного указателя ко всему изданию. М.И. Щербакова сообщила о семинарах по Феофану Затворнику, проходящих на регулярной основе в Московской духовной семинарии , в группе, возглавляемой преподавателем семинарии иеромонахом Питиримом (Твороговом), а также о возможном проведении таких учебных занятий в Рязанской духовной семинарии. Доклад ответственного секретаря Научно-редакционного совета С.В. Лизунова, был посвящен описанию работы архивной группы Совета в архивохранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани и Тамбова. Выступавший подробно рассказал о сделанных в январе-феврале 2011 года находках архивных материалов, о сотрудничестве с Научно-исследовательским отделом рукописей Российской Государственной библиотеки. В сообщении приглашенного эксперта Д.А. Чудинова содержались сведения о начале разысканий по теме «Святитель Феофан, затворник Вышенский, и его духовное наследие» в архивах Российской Государственной библиотеки и о некоторых найденных здесь письмах святителя. Эксперты Е.Н. Горбатов и А.Н. Свирин рассказали о находках, сделанных в Архиве внешней политики Российской империи и Государственном архиве Тамбовской области. Выступление члена Научно-редакционного совета Е.В. Николаевой было посвящено вопросам работы над историко-церковным, источниковедческим и реальным комментарием к первому тому издания. Е.В. Николаева представила Совету сделанный ею масштабный словник к данному комментарию, который является необходимой основой для всей дальнейшей работы.

http://patriarchia.ru/db/text/1412059.ht...

Н. И. Петров. К., 1875-1879. 3 вып.). «Систематический каталог книг библиотеки Киевской Духовной Академии» был составлен в 4 т. (11 вып.) (К., 1890-1912) и имел 2 дополнительных выпуска, один из к-рых (1906) посвящен описанию фонда бывш. Полоцкой униатской б-ки, переданной в КДА в 1879 г. IV. КазДА, основанная в 1842 г., собирала б-ку прежде всего из пожертвований б-к духовных учебных заведений (КазДС, СПбДА, МДА, КДА и Тверской ДС), затем (1853) в нее были переданы дублеты из Публичной б-ки в С.-Петербурге, часть книжного собрания Соловецкого мон-ря (более 1500 ркп. и старопечатных книг (см. «Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии». Каз., 1881-1898. 3 вып.) и личные б-ки архиереев: архиеп. Казанских Григория (Постникова) (1850 и 1867) и Афанасия (Соколова) (1866), архиеп. Астраханского Афанасия (Дроздова), еп. Якутского Мелетия (Якимова) (коллекция рукописей, принадлежавших тибет. и монг. князьям,- 318 названий), а также собрание (в т. ч. кит. книг) мон. Иакинфа (Бичурина) и мн. др. «Систематический каталог книг библиотеки Казанской Духовной Академии» был опубликован в 1874 г., имел дополнительный том (1915) и «Алфавитный указатель» (1883). После закрытия КазДА в 1921 г. рукописный фонд б-ки был передан в ЦГА ТАССР (ныне НАРТ), а большая часть книг в КазГУ, откуда в 1992-1993 гг., после открытия КазДС, частично возвращена (ок. 50 тыс. ед.). V. Фонды б-к духовных семинарий в ряде случаев были полностью либо частично отражены в печатных каталогах: в «Систематическом каталоге книг фундаментальной библиотеки Казанской духовной семинарии» (Каз., 1889), «Каталоге ученической библиотеки Вифанской духовной семинарии» (Серг. П., 1915. 2 ч.), «Систематическом каталоге книг фундаментальной библиотеки Томской духовной семинарии» (Томск, 1915), рукописное собрание КДС отражено в «Описании рукописных собраний, находящихся в г. Киеве», сост. Н. Петровым (3 вып.: ЧОИДР. 1892. Кн. 2. Разд. 2; 1897. Кн. 2. С. 129-296; 1904. Кн. 1), также опубликовано «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской семинарии» (сост. М. И. Лилеевым. СПб., 1880) (подробно см.: Дьяконов А. Библиотека//ПБЭ. Т. 2. Стб. 467-470). VI. Печатные каталоги были составлены на нек-рые монастырские собрания (напр., «Описание Воскресенской Новоиерусалимской б-ки» - сост. архим. Амфилохий (Сергиевский). М., 1875; Систематический каталог книг б-ки Киево-Печерской лавры. К., 1908-1912. 2 т. и др.), а также на коллекции ряда крупных б-к, располагающих значительным фондом богословских изданий и рукописей (Систематический каталог книг Московской епархиальной б-ки. М., 1913. Т. 1: Богословие; Систематический каталог книг б-ки имп. Православного Палестинского об-ва. СПб., 1907. 2 т.; см. также: Степанов. Мат-лы. С. 35-36, 94-131).

http://pravenc.ru/text/149151.html

Прошу вас благосклонно принять брошюру о древних великопостных словах. Исследование это принадлежит Александру Вас. Горскому. Экземпляр вашего вновь вышедшего Указателя я при письме вашем получил, и приношу вам искреннейшую мою благодарность за этот дорогой подарок. С полною к вам преданностью остаюсь вашим усерднейшим слугою арх. Сергий. Р. S. Вашу поездку к нам с о. архимандритом Агапитом 295 надобно как-ниб. устроить. Но об этом еще перепишемся. Убеждайте его, чтобы он не отказывался в грядущее лето посетить нас». При составлении алфавитного Указателя к греческим рукописям Синод. библиотеки, я встретил в одной из них 100, л. 231 об. и 232), писанной на пергамине в 993 г., любопытный отрывок из Древностей церковной истории Улпия Римлянина о телесных свойствах Богоносных отцов, как-то: Дионисия Ареопагита , Григория Назианзина , Василия Каппадокийского и др. – Желая поместить этот отрывок в приложении к своему Указателю Синод. библиотеки, я просил бакалавра Москов. академии по классу греческого языка С. К. Смирнова перевесть для меня означенный отрывок на русский язык, так как я сам затруднился перевесть в этом отрывке некоторые технические фразы. 296 Исполнив мое поручение, почтенный Сергей Константинович писал мне по этому случаю от 12-го апреля: «Препровождаю вам при сем переведенный мною и пересмотренный потом Александром Васильевичем 297 отрывок из рукописи Улпия. Это сочинение в более полном виде находится в Императорской Парижской библиотеке, о чем сообщает Tischendorf в своей книге: Anecdota Sacra et profana ex oriente et occidente collecta. Lips. 1855, pag. 129. – Выписку из этой книги при сем препровождаю. У Тишендорфа автор отрывка называется не Улпий, как у вас, но Елпий. Что касается до Панселина, то у него характеристика весьма кратка, напр. о Василии: Βασλειος μιξαιπλιος, μακρν χων τν γενειδα, и только. О Григории Богослове : Γρηγριος θεολγος γρων φαλακρς, πλατυγενς, περικαπνισμνον χων τ γνειον κα τ φρδια (брови) σα. О Кирилле Алекс.: Κριλλος λεξανδρεας μιξαιπλιος, μακροδιχαλογνης (с бородою длинною, раздвоенною), φορν ες τν κεφαλν σκπασμα με σταυρος (с крестами).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Отдельным изданием «Белая Империя» впервые была опубликована в Шанхае, в 1941 году‚ дальневосточной группой Российского Народно-Имперского (штабс-капитанского) движения, лидером которого был И. Л. Солоневич. Книга вышла в твердом переплете. Тираж 5000 экз. Вступительная статья, публикация и комментарии М. Смолина. Серия «ПУТИ РУССКОГО ИМПЕРСКОГО СОЗНАНИЯ» В 1997 году мы планируем выпустить: В. Ф. Иванов ОТ ПЕТРА ПЕРВОГО ДО НАШИХ ДНЕЙ: РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И МАСОНСТВО Книга крупнейшего русского исследователя масонства Василия Федоровича Иванова – это книга «борьбы и гнева». Она охватывает весь исторический период деятельности масонской организации в России. Исследуя идейное и политическое влияние масонства на русское общество, В. Ф. Иванов на огромном историческом материале показывает разрушительную деятельность в России этого тайного ордена. Нигде в Европе общество не последовало за этим течением с той безусловной верой, как это сделала русская интеллигенция: «История русской интеллигенции за 200 последних лет стала историей масонства». Изданная в Харбине в 1934 году тиражом в несколько сотен экземпляров, книга никогда более не переиздавалась. Выйдя в первом своем издании тиражом в несколько сотен экземпляров, работа В. Ф. Иванова стала библиографической редкостью. Новое издание будет снабжено вступительной статьей о творчестве В. Ф. Иванова, историческими комментариями и алфавитным указателем имен, встречающихся в книге. Серия «ПУТИ РУССКОГО ИМПЕРСКОГО СОЗНАНИЯ» В 1997 году мы планируем выпустить: Лев Тихомиров КРИТИКА ДЕМОКРАТИИ Демократия, принесшая столько крови и всевозможных потрясений христианскому миру, с момента своего появления в новое время, в XVIII веке, требует объяснения своего феномена. Лев Тихомиров , столь долго замалчиваемый, а в период новой русской Смуты конца XX века все более привлекающий к себе и к своим работам внимание читающей русской публики, много писал о демократии, предупреждая о ее разрушительных свойствах. Хорошо изучив революционную ее часть в период своего участия в народовольческом движении и будучи в эмиграции во Франции многолетним наблюдателем власти либеральной демократии, Лев Тихомиров был убежден, что, кроме демократии, «нет ни одной формы правления, в которой воздействие народных желаний на текущие дела было бы так безнадежно пресечено». Практика демократии, как правило, оказывается абсолютно противоположна теории, так как самих демократов не устраивают ни волеизъявления граждан, ни представительные учреждения. Они не стесняются руководить, направлять и даже создавать волю своего в теории «самодержавного» народа-суверена.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

и) По такому же плану составлялись нами и самостоятельные поучения в тех случаях, когда образцовых поучений на избранные нами темы мы не находили в печати, или не считали возможным, по уважительным причинам, пользоваться ими в своих работах. и) В конце каждого поучения мы поместили указания источников, по которым составлено то или другое поучение. III. Относительно третьего назначения нашей книги – служить пособием при составлении поучений, слов, бесед и речей на разные случаи — мы только скажем, что в виду, с одной стороны, весьма большого разнообразия разработанных в наших книгах тем, обнимающих почти всю систему догматического и нравственного богословия, с другой – в виду приложенных алфавитных указателей, дающих полную возможность без всякой почти потери времени найти любую тему в ее развитии и изложении, с третьей – вследствие поставленных перед каждым поучением тем, устраняющих необходимость читать самое поучение, для того чтобы определить главный предмет его, с четвертой, – благодаря указанию главных и второстепенных частей в каждом поучении, представляющему удобство для каждого составляющего проповедь просмотреть ту или другую часть поучения без чтения целого поучения, – все это представляет такие удобства, благодаря которым делается легким способ пользоваться нашею книгой при составлении самостоятельных поучений. IV. Думается нам, что «Полный годичный круг кратких поучений» вполне применим для ведения и внебогослужебных собеседований с народом по поводу житий святых, чтение которых народ так любит, к которому он так привык, видя в них лучшую духовную пищу, дающую ему утешение в горе, и побуждение к довольству своим состоянием, терпению и мужеству в бедствиях, к надежде на Бога, при представлении неописанного блаженства в будущей загробной жизни. V. Наконец, нимало, кажется, не погрешим, если скажем, что издаваемая книга может дать для любителей духовно-назидатательного чтения превосходный материал для душеполезного чтения на каждый день года , – для чтения, которое каждому христианину, заботящемуся о спасении своей души, может указать, с какими мыслями и чувствованиями, приличными ежедневным церковным службам нужно проводить каждый день христианина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010