Его не следует смешивать с известным «славным рыцарем Гильтебрандтом», потому что П.А. Гильтебрандт и не «рыцарь», и не «славный», а просто чиновник, занимающийся из-за семейных обстоятельств ( – Жена, дети... Жалованьице маленькое... Дороговизна...) исторической литературой, как доходной статьей. Состоя членом некоторых «ученых» обществ, мастерски умеет примащиваться к их изданиям на счет казенных и общественных сумм, чем, главным образом, и снискивает пропитание. В последнее время занят изданием поистине египетского труда – именного и материального словаря к Священному Писанию , который, без сомнения, будет находкой для богословов и самому плохому из них доставит легкую возможность щеголять блестящей эрудицией (Михневич 1884:55–56). Эту заметку было бы можно воспринимать как курьез, но, как мы видели выше, общество действительно не замечало и не интересовалось деятельностью синодальных типографий. И эта статья – попытка привлечь к этой теме внимание. Источники и литература Архивы РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва) РГИА – Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург) Авилова 1959 – Авилова Н.С. Библиографический указатель литературы по русскому языкознанию с 1825 по 1880 год. Вып. 8: Алфавитный указатель к выпускам I–VII. М., 1959. Адрианова-Перетц 1946 – Адрианова-Перетц В.П. Академик А.С. Орлов (к 75-летию со дня рождения)//Вестник Академии наук СССР. 1946. 4. С. 51–55. Балашов 2001 – Балашов Н.В., протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. Бессонов 1859 – Бессонов П.А. Типографская библиотека в Москве//Русская беседа. Т. 5. Кн. 17. 1859. С. 39–105. Бессонов 1898 – П.А. Бессонов [Некролог]//Исторический вестник. 1898. Т. 72. 4. С. 350–353. Буланин 2014 – Буланин Д.М. А.С. Орлов и его лекции по древнерусской литературе//Орлов А.С. Древнерусская литература XI–XVII вв. СПб., 2014. С. 409–418. Вернер 2018 – Вернер И.В. Чешская Библия в истории русской культуры и письменности и vice versa: чешско-церковнославянский Новый Завет Н.П. Апраксина 1892–1897 годы//Славяноведение. 2018. 2. С. 94–109.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

4) Всем хранящимся в Архиве и поступающим в оный документам и делам ведутся по установленной системе и форме описи и указатели, которые должны удовлетворять канцеляриям в потребных для них справках, равно содействовать занятиям при разработке научных вопросов. 5) Составление описей и указателей архивным документам и делам, прием и хранение их в Архиве, выдача оных на справки в канцелярии, а также порядок занятий в Архиве с научными целями определяются особыми правилами, утверждаемыми обер-прокурором Святейшего Синода. 6) В Библиотеке при Святейшем Синоде хранятся: а) славянские и русские рукописи и старопечатные книги, б) книги и повременные издания, вышедшие в свет с одобрения духовной цензуры, и в) книги, необходимые при занятиях в Архиве. 7) Всем рукописям и книгам Библиотеки ведутся общий инвентарь и каталоги предметные и алфавитные. 8) Пользование рукописями и книгами Библиотеки определяется особыми правилами, утверждаемыми обер-прокурором Святейшего Синода. 9) В начале каждого полугодия представляются обер-прокурору Святейшего Синода особые отчеты о положении Архива и Библиотеки, о количестве поступивших в них документов и дел, рукописей и книг, о ходе работ по описанию оных, а также делаются доклады по мере надобности о текущих делах и нуждах по Архиву, Библиотеке и служащих в них лицах. В начале же каждого года представляется Святейшему Синоду подробный отчет о состоянии Архива и Библиотеки и деятельности в оных, о лицах, допущенных в Архив для занятий, и предмете их занятий. 10) Штатные должности в Архиве замещаются обер-прокурором Святейшего Синода из лиц, получивших высшее и преимущественно богословское образование. О начальнике Архива и Библиотеки. 11) На начальника Архива и Библиотеки возлагается ближайшее заведывание всеми частями Архива и Библиотеки и ответственность за удовлетворительное состояние оных. 12) Он наблюдает за целостью и сохранностью находящихся в Архиве и Библиотеке документов и дел, рукописей и книг, правильным размещением и содержанием их в должном порядке; распределяет занятия между служащими в Архиве лицами, руководить работами по составлению описей, указателей и алфавитов согласно установленным правилам, следит за точным и своевременным исполнением служащими в Архиве и Библиотеке возложенных на них обязанностей и наблюдает за удовлетворением требований лиц, допущенных к занятиям в Архиве и Библиотеке с научными целями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Толстая 2004 – Толстая Т.В. Структура сакрального пространства Успенского собора Московского Кремля: этапы развития//Иеротопия 2004. С. 143–146. Толстая. Уханова 2000 – Толстая Т.В., Уханова Е.В. «Корсунские» реликвии и крещение Руси//Христианские реликвии 2000. С. 147–161. Топорков 1995 – Топорков А.Л. Окно//Славянская мифология 1995. С. 286. Топорков 1995а – Топорков А.Л. Хлеб//Славянская мифология 1995. С. 384–387. Топоров 1984 – Топоров В.Н. К символике окна в мифопоэтической традиции//Балто-славянские исследования 1983. М., 1984. С. 164–185. Травников и др. 1975 – Иларий, иеромонах, Арсений, иеромонах. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры, М., 1878–1879. С. 178–180 186–1866); Дополнение к печатному описанию «Иларий и Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1879»/Сост. С.Н. Травниковым, Л.В. Титановой; дополнено Н.Б. Тихомировым. М., 1975 (машинопись). Триодь 1656 – Триодь постная. М., 1656. Тромонин 1844 – Тромонин К. Изъяснения знаков, видимых в писчей бумаге... М., 1844. Трубецкой 1995 – Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках//Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995. С. 324–353. h7 У Указатель 1853 – Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах, хранящихся в 1-м отделении московского архива Министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния в занимаемых должностях. М., 1853. Ундольский 1848 – Ундольский Д.В. Опись книгам, в степенных монастырях находящимся, составленная в XVII в. М., 1848. Ундольский 1850 – Ундольский В. Библиотека Павла, митрополита Сарского и Полонского (опись)//Временник Московского общества истории. М., 1850. Кн. 5. Отд. 3. С. 65–75. Ундольский 1850а – Ундольский В Книги Епифания Славинецкого (опись)//Временник Московского общества истории. М., 1850. Кн. 5. Отд. 3. С. 79. Ундольский 1859 – Ундольский В.М. Об учёных трудах Епифания Славинецкого//Временник ОИДР. М., 1859. Кн. 5. Ундольский 1870 – Славяно-русские рукописи В.М. Ундольского, описанные самим составителем и бывшим владельцем собрания, с 1-го по 579-й. М., 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

16 Архим. Леонид. Систематич. описание слав. -росс. рукописей собрания гр. Уварова. Тт. 1–5. М. 1893–1905; 22 Яцимирский, А. И. Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П. И. Щукина. М. 1896; 23 Петров. Описание рукописных собраний находящихся в городе Киеве. Собрание рукописей Киево-Печерской Лавры, Киевских монастырей, Златоверхскаго, Михайловскаго, Пустынно-Николаевскаго, Выдубицкаго и женскаго Флоровскаго и Десятинной церкви. Вып. 1, Москва. 1892 г; 26 Описание рукописей Соловецкого м-ря, находящихся в Б-е Казанской Духовной Академии. Казань, ч. 1, 1891 г., ч. 2, 1895 г., ч. 3, 1898 г.; 27 Викторов, А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. Изд. Арх. Ком. С. -ПБ. 1890; 28 Викторов, А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. Изд. Арх. Ком. С. -ПБ. 1890; 29 Викторов, А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. Изд. Арх. Ком. С. -ПБ. 1890; 30 Викторов, А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. Изд. Арх. Ком. С. -ПБ. 1890; 40 И. А. Бычков. Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова. Вып. 2. С. -Пб. 1893 г; 47 А. Ф. Бычков. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Имп. Публ. Библ. С. -ПБ. 1888 г; 48 А. И. Никольский. Описание рукописей, хранящихся в Архиве Свят Правит. Синода. С. -ПБ. 1904–1910; 53 Рукописи, имеющие своим содержанием житие и чудеса Нила, службу, надсловие, заметку о смерти и т. под. творения -мы не брали, т. к. это не входило в задачу нашей работы. Можем отметить, то все они -поздние; 55 Описана на стр. 119 иеромон. Иосифом, см. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова м-ря в библиотеку М. Дух. Ак. М. 1822; 56 Описана на стр. 182 -I. A, см. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой лавры. Москва. 1878, ч. 1; 57 Описана на стр. 218 архим. Саввою, см. Алфавитный Указатель славянских рукописей Московск. Синодальн. Библиот. (Указатель для обозрения Моск. Патр. (ныне Синодальной) Ризницы и Библиотеки. Москва. 1858;

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Далее идет список епархий и викариатств со времени учреждения св. Синода в последовательном порядке их учреждения, с перечнем управлявших ими архиереев. В конце книги помещен азбучный указатель имен архиереев всероссийской иерархии с 1721 до 1871 г. 2. П. Строева. «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви». Спб., 1877. Труд, изданный Археографической комиссией уже после, хотя и вскоре, смерти автора (ум. 5 янв. 1876 г.). Труд Строева гораздо обширнее труда Толстого, так как в нем перечислены русские архиереи не со времени только учреждения Св. Синода, как у Толстого, а со времени возникновения самой русской церкви, а, кроме того, перечислены и монастыри и настоятели (и настоятельницы) их. После предисловия 26 помещен список митрополитов и патриархов всероссийских, а затем и всех архиереев и настоятелей монастырей по епархиям, расположенным по степени их важности. В каждой епархии сначала указаны в хронологическом порядке управлявшие ею епископы с важнейшими хронологическими датами, затем идет список монастырей епархии и перечисляются по каждому монастырю управлявшие им настоятели (или настоятельницы), также с необходимыми хронологическими датами. В конце книги помещены: список упраздненных епархий с перечнем управлявших ими епископов и алфавитный указатель монастырей, упоминаемых в «Списках» Строева. 3. Н. Д. «Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи». Москва, 1888. Здесь помещены: список епархий по степени их важности с хронологическими датами, касающимися важнейших перемен в епархиях, переименований их и т. п. и указанием викариатств; список ныне существующих и упраздненных епархий; хронологические списки всероссийских патриархов, митрополитов и епископов по епархиям, расположенным по степени их важности; -архиереев, состоявших при Московском Архангельском соборе; архиереев, управлявших Московскою Патриаршею областью в междуархиерейство, с 1718 по 1742 г.; архиереев, присутствовавших по увольнении от епархиального управления в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

См. их по алфавитному указателю к сборнику бумаг Иннокентия, нами составленному. Между прочим сюда относятся письма: п.8, 94,176; п.4, 373,405,373,384. 39 Несправедливо иногда упрекают русскую науку и ученых в том, что будто бы почин археологических разысканий в нашей русской Помпее, Херсонесе, принадлежит англо-французам во время занятия Херсонеса Ламарморой и Канробером в 1854 г. Действительно тогда англо-французы сделали там не мало раскопок и увезли с собою немало археологических находок; но еще до них Иннокентий обращал внимание Воронцова на необходимость ученых изысканий в Херсонесе, и вследствие инициативы граф А.С.Уваров еще в 1853 г. производил там раскопки, в качестве уполномоченного московского археологического общества, сообщая о каждом там своем действии Иннокентию, как епархиальному начальнику, собственнику местности, в которой происходили изыскания (см. 6, 167; 2, 175). 41 Там же Иннокентий говорил о предполагаемом участии в этом отношении Погодина и Бердянского, но вместо этих лиц помощником Горскому сделался К.Н.Невоструев. 43 О деятельности своей в Харькове в этом отношении Иннокентий так выражается в одном из писем к Сербиновичу: теперь можно сказать, что харьковская епархия мне известна во всех отношениях, начиная с этнографии. «Русск. Стар.» т.23, стр. 374. О занятиях Иннокентия древностями в Харькове см. также в письмах к нему архиеп. Филарета Гумилевского (по указателю) и в письмах к Ф.II.Лumke – т.4, 4. 44 О своих занятиях археологией в бытность в Одессе Иннокентий пишет (Р. Стар. 23, 702): «меня одолели археологические помыслы. Не только все старые затеи лезут в глаза, поднимаясь из архива давнего забвения, по и новые предположения готовы вспорхнуть целым стадом. Я хлопочу проведать теперь, нет – ли чего дли нашей церковной истории в патриаршем константинопольском архиве: ведь по теории там многое должно быть особенно о крымской иерархии». 45 О трудах его для археологии Киева см. в письмах к нему II.M.Ckbopцoba, вместе с которыми он, между прочим, составил план описания и издания церковных древностей Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

За тем следуют надписания на тип (т.е. стихи по случаю издания книги), на книгу Нектария, тексты из св. Писания, сюда относящиеся, предуведомление к читателям, посвятительное послание воевод Молдовлахийскому Иоанну Дуке, сведения о патриархе Нектарии, изложенные Досифеем, патриархом Иерусалимским, и оглавление всей книги, тоже самое, какое читается при полном переводе Нектария в «Щите веры». С л. 13 идёт алфавитный указатель предметов, по вышепомянутому изданию на Греч. языке: потому что в переводе Евфимия листы подлинника обыкновенно выставляются на ркп. Этот указатель писан рукою Евфимия монаха, и притом вдвойне, до л. 20 на бело, а отселе до конца вчерне. 310 (по преж. кат. 346). Щит веры, полуустав., в лист, конца XVII в., 1312 л. Л. 1. Оглавление рукописи. Черновое приложено к переводу писаний Симеона Фессалонитского, в 179 л. 10–13. См. Опис. II, 2. с. 486. Л. 5. Прошение к патриарху Адриану, об издании книги, полезных для противодействия разным ересям. Оно составлено известным по своим переводам и сочинениям монахом Чудова монастыря и справщиком Евфимием. – Черновой список сего прошения находится в той же рукописи 179 л. 3–9. Прошение Евфимия очень важно для истории духовной литературы последних десятилетий XVII века. Потому не считаем излишним внести его в наше Описание, за исключением немногих мест. и гднъ, кръ и все и вс сверныхъ странъ Всебдецъ гдь бгъ провд т пастыр быти добра, могща добр паствити паств ег словесню, вври блженств твоем паствити црквь свою стю, юже стжа своею, же б донн соблюдена ненавтна вски навтвъ, аще и многащи приражахс тй влны припирахс и ркы глемыхъ и бданвъ, и ины х подобныхъ имъ расколниквъ паче же и древлнихъ, и новпроникающихъ, ратющихъ и терзающихъ ю всеразличн... Но и паки ратй тю непрестанн бтичетъ к песъ неистовый, чре з ины сво органы нача инмъ образомъ и пакн стю црквь ратовати, смщати, и растерзавати, н на двое, к при но на многи раздры. повилжи бо к ползающы по земл, лтеры, и своеродны расклникы и мтежникы, и наипаче папежникы, ихже ж и зд повишас: овы б ихъ, в покровенной лести вначал аки молчащы: овы же акн в лести приходщы, ихже именъ н помн, по пррк, иже вначал дъ свой крыющы до нкоег времени, вленн же прелщати нн молчащы: простыми ра з глаголствы и штствами помал наполнютъ, н невждамъ, слхы, своею но и мнщымс закна и имти. смвающе цркве сты писана и неписана, глюще, постхъ стыхъ, и стымъ, монашескомъ и иныхъ, и глюще, чес ради: и кд взто, и кто предад: и гд писано.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

СПб., 1901; Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией (с 1609 г.). СПб., 1903–1912. 6 вып.) и С.Т. Голубева (Киевский митрополит Петр (Могила) и его сподвижники: (Опыт исторического исследования.). 1883–1898. 2 т.). В польской историографии наиболее крупным исследованием, посвященным истории Западнорусской митрополии, стало исследование К. Ходыницкого (Chodynicki K. prawoslawny a Rzeczpospolita Polskä Zarys historyczny, 1370–1632. Warszava, 1934). Хотя на первом плане в работе стоит вопрос о взаимоотношениях Православной Церкви и государственной власти, в ней по существу дана характеристика самых разных сторон жизни Церкви в XV-XVII вв. Стремясь быть объективным, автор не одобряет преследований православных после Брестской унии, вместе с тем он определенно пытается снять с государственной власти ответственность за упадок церковной жизни в середине – 2-й половине XVI в. В дальнейшем таких работ обобщающего характера в польской исторической науке не появлялось. Источники. Источники по истории РПЦ синодального периода обширны и многообразны. В первую очередь, это богатый законодательный материал, вошедший в Полное собрание законов Российской империи (Собр. 1-е. 1700–1825 гг. Т. 4–45. СПб., 1830; Собр. 2-е. 1825–1881 гг. Т. 1–55. СПб., 1830–1884; Собр. 3-е. 1881–1913 гг. Т. 1–33. СПб.; Пг., 1885–1916; к 1-му и 2-му собраниям имеются хронологический и систематический указатели) и Свод законов Российской империи (СПб., 1832. Т. 1–15); позднее он дополнялся, последнее его издание: Пг., 1916. Указатели к нему: Войт С. Алфавитный указатель к Своду законов Российской империи. Пг., 1914; Нюренберг А.М. Алфавитно-предметный указатель к Своду законов Российской империи. М., 1911. Эти законодательные собрания содержат царские манифесты, именные указы и повеления, определявшие статус РПЦ, ее управление, проведение церковных реформ, правовое положение православного духовенства. На основе их издавались собрания законодательных актов и других официальных распоряжений по Ведомству православного исповедания (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книги сии состоят из подлинных актов и документов, на основании коих последовало укрепление прав на недвижимость, и копий определений об укреплении или об уничтожении укрепления, и особого реестра, разделенного на отделы, в которые записываются касающиеся данной недвижимости права и обеспечения, а также все изменения в сих правах и обеспечениях и уничтожение тех и других. Каждому реестру крепостных книг ведутся алфавитные указатели – один по фамилиям владельцев, другой – по названиям недвижимостей. Указатели сии необходимы для облегчения справок по реестрам, которые каждому открыты по закону, для обозрения и извлечения сведений. Укрепление прав производится по словесным или письменным заявлениям заинтересованных лиц по удостоверении в их самоличности и правоспособности и по рассмотрении актов и документов, как равно и просьб об укреплении, начальником крепостного отделения. Об укреплении начальник крепостного отделения постановляет особое определение, которое вносится в крепостной журнал, а затем записи в реестры вносятся секретарем и подписываются начальником отделения (Пол. о Нотар. части, ст. 286 и след.). Примечание 6. В 1882 году, 3 ноября, Высочайше повелено: 1) Первоначальное начертание проектов: а) положения об укреплении прав на недвижимое имущество и б) правил об устройстве учреждений, заведывающих крепостными книгами в городах, где нет окружных судов, возложить на редакционную комиссию, образованную в составе Высочайше учрежденного комитета для составления проекта гражданского уложения. 2) Выработанные редакционной комиссией предположения по сим предметам подвергнуть рассмотрению в соединенном присутствии состоящей при государственном совете комиссии для разработки проектов законоположений об укреплении прав на недвижимое имущество и упомянутого комитета, с тем, чтобы заключение означенного присутствия внесено было на уважение соединенных департаментов законов, экономии и гражданского, не ожидая окончания работ по изготовлению проекта гражданского уложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Установленное 346 ст. Уст. Дух. Конс. свидетельствование сумм и движения оных хотя производится присутствием Консистории ежемесячно, как можно судить по журналам; но на недостаточное внимание присутствия Консистории при производстве такого свидетельствования указывает факт неполучения в течение нескольких лет процентов по хранящимся в Консисторском казначействе % бумагам. Архив Консистории с внешней стороны соответствует своему назначению и удовлетворяет условиям, указанным в 352 ст. Уст. Дух. Конс., но внутреннее содержание его оказалось не вполне удовлетворительным. В расположении дел и актов не строго выполнен порядок, определённый 354 ст. Уст. Дух. Конс., по отношению к делам не выполнено требование о расположении их по родам, а по отношению к актам не достаёт строго хронологической последовательности в размещении их. Установленного ст. 355 Уст. Дух. Конс. архивного хронологического реестра делам и актам и алфавитного указателя в архиве не имеется; есть общий алфавитный указатель делам за время с 1845 по 1857 г. и с 1859 по 1867 г., но указатель этот не может служить ни для какого употребления, так как в нём выписаны из дел только наименования лиц и предметов, без указаний на годы и самых дел. Таким образом единственное пособие для точных сведений о состоянии архива и для приискания хранящихся в нём актов и дел представляют собою описи, при которых дела из столов сдаются в архив. Сдача дел в архив производится неисправно. При ревизии только решённые дела по одному столу оказались сданными в архив в указанный 358 ст. Уст. Дух. Конс. срок, т. е. чрез три года; дела же двух других столов были сданы по 1880–1881 г., а четвёртого стола оставались не сданными за 12 лет. 20. -слушали: предложенный г. Исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора, 25 Июля сего года за 486, журнал Учебного Комитета, 254, с мнением о 12 номерах газеты «Русский рабочий» и пятнадцати брошюрах. И, но справке, Приказали: Преосвященный Калужский представил на благоусмотрение Святейшего Синода пятнадцать брошюр с следующими наименованиями: 1) «Два пути и пределы их», 2) «Новая Русская азбука», 3) «Исполняете ли вы волю Божию», 4) «Пора домой», 5) «Слепой Вартимей», 6) «Встревожился Иерусалим», 7) «Во едину от суббот», 8) «Слепая девушка и Евангелие», 9) «Любезный читатель, прочти сие повествование о слепом», 10) «Голос времени», 11) «Покаяние», 12) «Нравственно-духовные назидания», 13) «Благодаришь ли ты Бога», 14) «Из бесед покойного Преосвященного Михаила» и 15) «Христос, грешную душу к себе призывающий, и воздыхания грешной души ко Христу Сыну Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010