Древнейшие следы человеческой деятельности (стоянки первобытных охотников - Богатыри (Синяя Балка), Родники) относятся к раннему палеолиту (1-1,2 млн лет назад). В период энеолита (IV-III тыс. до Р. Х.) на территории К. к. известны поселения и жилища культуры накольчатой жемчужной керамики (Ахштырская пещера, Мысхако, Псоу, Свободное и др.). Эпоха бронзы степной территории К. к. представлена памятниками новотиторовской культуры, входившей в общность ямной и майкопской культур, катакомбной культурно-исторической общности. В горных районах обнаружены памятники северокавказской и дольменной культур. На рубеже эпохи раннего железа (I тыс. до Р. Х.) в Прикубанье появляется культура меотов. Основу хозяйства составляли земледелие и рыболовство; большое значение имело скотоводство. У меотов были развиты ремесленное и керамическое производство, металлургия. К VII в. до Р. Х. культура меотов приобретает признаки скифоидной, появляются богатые погребения (Келермесские курганы, Карагодеуашх и др.). Согласно греч. письменным источникам, на территории Таманского п-ова и Сев.-Зап. Предкавказья проживали синды. В VI в. до Р. Х. возникло гос-во Синдика. В ходе колонизации греки основали города: Фанагорию, Гермонассу, Корокондаму, Кепы, Горгиппию и др., к-рые в IV в. до Р. Х. вошли в состав Боспорского царства (см. Боспор ). В последние века до Р. Х. культура меотов испытала влияние сарматских племен (сираки и аорсы), а к IV в. по Р. Х. стала одной из основ материального комплекса протоадыгских племен (зихи, касоги, саниги и др.). В 70-х гг. IV в. территория К. к. попала под влияние гуннов . В кон. V в. боспорские города оказались под властью Византийской империи . Во 2-й и 3-й четв. VI в. Сев. Кавказ вошел в сферу влияния Тюркского каганата. Его ослабление в кон. VI - 3-й четв. VII в. привело к тому, что ведущую роль в Приазовье и кубанских степях стали играть местные объединения кочевников, напр. протоболгары (т. н. Вел. Болгария). В прибрежной зоне (от Таманского п-ова до совр. Абхазии), предгорьях и частично в степном Прикубанье расселились зихи и касоги. В кон. VII в. степное Прикубанье вошло в состав Хазарского каганата. В Фанагории (до нач. X в.) и Таматархе (бывш. Гермонасса) сохранялось визант. влияние.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

(Перевод А. В. Подосинова) Гай Плиний Секунд старший Гай Плиний Секунд Старший родился в 23/24 г. н. э. в италийском городе Комо, погиб при извержении вулкана Везувия 24 августа 79 г. н. э. Плиний был крупным государственным деятелем, полководцем, писателем и ученым. Из многочисленных работ Плиния сохранилась лишь его «Естественная история» («Historia naturalis») – огромная энциклопедия в 37 книгах, посвященная различным сторонам жизни на земле. В 3–6 книгах Плиний рассказывает о географии ойкумены, где использует большое количество греческих и римских источников, становясь, таким образом, сам источником многих не дошедших до нас трудов. Издания: С. Plinii Secundi Naturalis Historia/D. Detlefsen recensuit. Vol. 1–6. Berolini, 1866–1882; C. Plini Secundi Naturalis Historiae libri XXXVII/Post L. Iani obitum recognovit et scripturae discrepantia adiecta edidit C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1892–1909. Vol. 1–6; editio stereotypa – Stutgardiae, 1967. Переводы: Скржинская М. В. Северное Причерноморье в описании Плиния Старшего. Киев, 1977. Литература: Скржинская, 1977; Detlefsen, 1909; Klotz, 1906; Sallmann, 1971. Естественная история Книга IV 80.      В целом [к северу] от Истра все племена – скифские, однако места, прилегающие к побережью, заняли разные народы: в одних находятся геты, которых римляне называют даками 978 , в других – сарма- ты, по-гречески савроматы (в их числе гамаксобии или аорсы), в третьих – выродившиеся и произошедшие от рабов, или трогодиты 979 , затем аланы и роксоланы. От побережья вглубь материка между Данувием и Геркинийским лесом вплоть до Паннонских зимних стоянок в Карнунте и проходящей там границы германцев поля и равнины [населяют] язиги-сарматы, а горы и леса до реки Патисс – изгнанные ими даки. 81. От Мара, или Дурии, идет [граница], отделяющая их от свевов и Ваннианского царства; [области], расположенные за ними, занимают бастерны, а дальше другие германцы. Агриппа 980 сообщает, что вся эта область от Истра до Океана в длину – 1200 миль, в ширину от пустынь Сарматии до реки Вистлы 981 – 396 миль. Название «скифы» постоянно переходило на сарматов и германцев. Это древнее наименование закрепилось только за теми, которые, будучи самыми дальними из этих народов, живут почти неизвестные остальным смертным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но аланы, под именем которых фигурируют и другие ира­ноязычные племена и племенные союзы, в значительной мере ассимилированные ими, – аорсы, роксоланы, асы, по-другому ясы, языги, – не все ушли на запад, составляя численно, воз­можно, доминирующий элемент населения восточноевропей­ской степной зоны, включая Крым и предгорья Кавказа. Ирано­язычный компонент присутствовал и среди антов, которые от аланов получили свой этноним. В восточнославянский, русский язык через сарматов, и в частности аланов, вошли такие заим­ствования из иранского словаря, как «хата», «смерд», «шарова­ры», «топор», «собака». Характеризуя соотношение иранского и славянского элемен­тов у антов, Г. В. Вернадский писал: «Часть аланов, или ас, смеша­лась со славянами (антами). Поэтому, когда мы встречаемся со свидетельствами относительно ас или антов, не всегда ясно, под­разумеваются ли иранцы, славяне или же смешанные ирано-славянские племена. В целом иранский элемент был более выражен среди восточных, нежели среди западных антов. После миграции аланской орды из Дакии в Испанию и Африку иранский колорит постепенно убывал у бессарабских антов до того, что они в кон­це концов стали практически чистыми славянами. Асы и анты в азовском регионе и Тавриде продолжали представлять собою симбиоз иранцев и славян. Среди ас Северокавказского региона (осетинов) преобладали иранцы, хотя даже там могли быть сла­вянские общины как многочисленные анклавы на иранской тер­ритории. В районе Дона иранские и славянские элементы сосу­ществовали, возможно, с начала христианской эры» 1191 . В цитированном пассаже Г. В. Вернадского обозначены ареалы расселения ираноязычных народов Восточной Евро­пы: Молдавия и Бессарабия, где название города Яссы служит свидетельством иранского присутствия, степной Крым и при­мыкающие к нему Таврия и Кубань, бассейн Северского Донца и Дона, предгорья Кавказа в их центральной части. Автохтоны Кавказа, жившие в горах, зависели от аланов, так что границы их владений в разных местах могли проходить по Большому Кавказскому хребту. Само название Дарьяльского ущелья, сое­диняющего Северный Кавказ с Закавказьем, указывает на при­сутствие в нем аланов – в переводе с арабского Дарьял (Дариль-алан) значит «Врата аланов». Оттесненные в позднейшие времена тюркскими кочевниками в высокогорье, потомки ала­нов осетины одни только из иранцев Восточной Европы сохра­нили свое ираноязычие. Потомками аланов в значительной мере являются, очевидно, и тюркоязычные народы Кавказа – балкарцы и карачаевцы, которые по отношению к себе употре­бляют также этноним «аланы», тем самым храня память о сво­ем происхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Шесть переизданий с параллельным переводом на английский язык выдержала ЕИ в серии «Loeb Classical Library» (разные издатели: London, Cambridge (Mass.). 1938–1979, vol. 1–10). Однако эта публикация дает не всегда адекватный текст, критический аппарат здесь слишком краток и произволен, а переводы часто лишь дезориентируют читателя. Оптимально пользоваться изданиями Майхоффа и французских ученых, консультируясь по конкретным вопросам с изданиями Яна и Детлефсена. I II.67.170 Тот же Непот передает о северной окружности [Океана], что Квинту Метеллу Целеру 1 , коллеге Афрания по консулату, но в то время проконсулу Галлии, царем свевов были подарены инды 2 , которые, совершая плавание из Индии с торговыми целями, были внезапно отброшены штормами в Германию 3 . Так разлившиеся вокруг и разделенные надвое со всех сторон земным шаром моря 4 отнимают у нас часть небесного свода непреодолимым ни оттуда сюда, ни отсюда туда течением. II III.24.146 С тыла карнов и япидов 5 , где несет себя великий Истр, с ретиями 6 граничат норики 7 ... с нориками граничат озеро Пейсо 8 , [и] пустынные земли бойев 9 ; однако они уже заняты 10 колонией божественного Клавдия Сабарией 11 и городом Скарабантия Юлия. III III.25.148 … другая река, Бакунтий, в Саву < > впадает у города Сирмия 12 , где община сирмиентиев и амантинов. Оттуда в 45 [милях] Таурун, где Сава смешивается с Данувием. Выше впадают Вальдас, Урпан 13 , сами также 14 небезызвестные. IV IV. 12.80 От него 15 , [Данувия], притом во множестве, суть 16 все племена скифов, однако они различно владеют прилегающими к взморью [пространствами]: в ином месте геты, называемые римлянами даками, в ином сарматы, [называемые] греками савроматами, и из них гамаксобии или аорсы, в ином скифы низкого происхождения, рожденные от рабов, или троглодиты, затем аланы и роксоланы 17 ; верхние же 18 [области], между Данувием и Геркинийскими горами, вплоть до паннонских зимних квартир, где проходит общая граница германцев и Карнунта, отделяющая их от свевов и Ваннианова царства, поля и луга [держат] язиги-сарматы, а горы и ущелья от Мара или Дурия до реки Патисс 19 вытесненные ими даки, тылы 20 держат бастерны и затем другие германцы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Сапонист – «мыльник», стиравший белье при царском дворе. Сапонопрат – мыловар и продавец мыла, порошка-стакты, а также жидкого мыльного экстракта. В Византии мыловарению могли обучаться только члены, вступившие в корпорацию С., которая имела монополию на производство мыла, и сделавшие обязательный взнос в пользу казны. Сарацины – от араб. шаракуин – «восточные люди», так в Европе называли мусульман. Термин известен уже в первые века н. э. как наименование племени арабов, жившего на Синайском полуострове. Позднее его использовали византийцы применительно ко всему мусульманскому населению арабского халифата. В западную Европу термин был принесен участниками крестовых походов. Сардиния (Сардо) – крупнейший после Сицилии остров Средиземного моря, древнейшее население которого было родственно иберам, обитателям Пиренейского полуострова. С 238 г. до н. э. отобран у Карфагена Римом и стал римской провинцией. Около 450 г. С. была захвачена вандалами, а после их разгрома ромеями в 534 г. остров вместе с североафриканскими владениями перешел к Византии. Сарды – крупный античный, а затем ромейский город в исторической области Лидия на юго-западе Малой Азии. Центр металлургического производства, обработки металлов, слесарного дела. Известен раскопками эргастириев VII в., расположенных вдоль главной улицы города. См.: Евнапий из Сард, риторика, агиография. Саркел – крепость хазар на среднем Дону, летняя резиденция хагана и одновременно, вероятно, таможенный пост. Построена около 835 г. и уничтожена Киевским князем Святославом в 965 г. В нарративных источниках ромеев и русов известна как Белый приют или Белая вежа (башня). Сарматы – народность индоевропейской языковой семьи, объединение ряда кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, аорсы, языги и др.). В VI- IV вв. жили на территории от Сибири до Волги. Название С. возникло от греческого савроматы, что означает «ящероглазые». В III в. до н. э. вытеснили из северного Причерноморья племена других кочевников – скифов. Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В IV в. разгромлены гуннами. Современными продолжателями языковой традиции С. являются осетины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из-за Волги на запад перекочевали иранские племена, общим наименованием которых было сарматы; некоторые из древних авторов неосновательно отождествляют их с обитавшими ранее в этих краях савроматами. Предгорья Кавказа и берега Кубани освоило сарматское племя сираков, к северу от них, в низовьях Дона, кочевали аорсы, степные просторы северного Приазовья и далее на запад до Днепровского лимана стали пастбищами для стад, принадлежавших роксоланам, а в междуречье Днепра и Дуная, вблизи Ольвии, пришли языги. О политическом устройстве сарматских племен сохранившиеся документы не дают вполне отчетливых представлений; и все же известно, что их цари были скорее племенными вождями, чем настоящими автократорами. Существовала знать, родовая или выделившаяся в результате военных подвигов и успешных грабежей покоренного местного населения, в особенности земледельческого. У знатных сарматов были своего рода крепостные крестьяне из автохтонов, в том числе и скифов, а также рабы. Особенно разбогатело племя аорсов, кочевавшее вблизи древнего торгового пути, который вел из Индии и Месопотамии через Армению в Европу. Древние авторы пишут, что у аорсов одежда была украшена золотым шитьем, а оружие золотой чеканкой. По словам М. И. Ростовцева, в религиозном отношении «возможно, сарматы, как нам сообщает один достоверный и ранний свидетель, были огнепоклонники» (Ростовцев, цит. изд., с. 94). И образ жизни, и нравы, и вооружение сарматов были подобны скифским, какими те оставались до их соприкосновения с эллинским миром. Как и скифы, они были кочевниками и воинами, употреблявшими кибитки и сражавшимися верхом на конях. Главным оружием сарматов служили длинные и тяжелые копья, подобные казачьим пикам, но в их вооружение входили также мечи и луки. Сарматские воины были защищены чешуйчатыми железными или костяными кольчугами, чешуйчатые панцири покрывали и их боевых коней. Реже использовались кожаные шлемы и плетеные щиты, а также неизвестная скифам кольчатая броня. Подобно скифам, сарматы отпускали длинные волосы, не брили бород, надевали на себя кафтаны и штаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

истоки реки 64°–58° За ними вышесказанный предел неизвестной земли, находящийся под      64°–63°. 15. Сарматию пересекают и другие горы 668 [кроме Сарматских], между которыми называются: Певка гора      51°–51° Амадокские горы      59°–51° гора Бодин      58°–55° гора Алаунская 669       62°30»-55° горы Карпатские, как сказано 670       46°–48°30« Венедские горы      47°30»–55° Рипейские горы, средина коих      63°–57°30». 16. Часть реки Борисфена у озера Амадоки 671 лежит под 53°30« 672 –50°20» а самый северный исток реки Борисфена под 52°–53°. 17. Из рек, текущих ниже 673 Борисфена, река Тира 674 отделяет части Дакии и Сарматии, начиная от поворота, находящегося под 53°–48°30», до конца под      49°30 " –48°30». 18. Река Аксиак 675 также протекает через Сарматию немного выше Дакии до гор Карпатских. 19. Заселяют Сарматию следующие великие народы 676 ; венеды – по всему Венедскому заливу; выше Дакии – певкины и бастерны; по всему берегу Меотиды язиги и роксоланы; далее за ними внутрь страны – гамаксобии и скифы-алауны 677 . 20. Менее значительные племена, населяющие Сарматию 678 , [следующие]: около реки Вистулы, ниже венедов – гитоны 679 , затем финны, далее сулоны, ниже их – фругундионы, затем аварины около истоков реки Вистулы; ниже их омброны, далее анартофракты, затем бургионы, далее арсиеты, сабоки, пиенгиты и биессы возле Карпатских гор. 21. Восточнее вышесказанных племен живут 680 : ниже венедов – галин- ды 681 , судины и ставаны 682 до алаунов; ниже их – игиллионы, затем койстобоки и трансмонтаны 683 до Певкинских гор. 22. Затем побережье океана у Венедского залива занимают вельты, выше их – оссии 684 , затем – самые северные – карбоны, восточнее их – кареоты и салы; ниже этих – гелоны, гиппоподы и меланхлены 685 , ниже их – агафирсы 686 , затем аорсы и пагириты, ниже их – савары 687 и боруски до Рипейских гор. 23. Затем [следуют] акибы 688 и наски, ниже их – вибионы и идры; ниже вибионов до алаунов стурны, а между алаунами и гамаксобиями – карионы и саргатии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И венетов и вельтов он при этом возводит к правслав. В этом построении много натяжек. В частности, как следует не объяснено беглое е/о в Птолемеевой передаче этнонима, а также каким образом праслав. форма развивает в себе звук 1. Да и фонетическое оформление этнонима заставляет думать, скорее, о балтах. 7 . за ними – предпочитаем дать нейтральный перевод (а не «под ними», «ниже них»), так как здесь Пт., контаминируя источники, перемешал южное и восточное направления перечисления племен: с севера на юг должны располагаться гелоны, меланхлены и агафирсы, гиппоподы – восточнее гелонов и меланхленов, а восточнее агафирсов – аорсы, пагириты, савары и боруски вплоть до Рипейских гор (Уральского хребта). 8 . Реконструкцию Σαυροι=savari < (северяне) предложил Шафарик (Славянские древности, I, ч.1, 105). Ее приняли многие ученые, в том числе Удальцов (Племена, 43). Однако убедительное объяснение двойного чередования а/е при переходе от реконструируемой славянской к греческой форме так и не было найдено. Иванов и Топоров (О древних этнонимах, 31) считают слав. поздней калькой иранского термина, что снимает соответствие савары-северяне. Пт. локализует саваров и борусков в районе Рипейских (Уральских) гор. С поправкой на искажение у него карты Европейской Сарматии они все-таки должны быть помещены не западнее Волго-Донского междуречья. Мюллер (comm. ad loc.) отмечает, что Певтингерова карта (ср. Равеннский Аноним) знает область Саурику за Танаисом (Доном), а еще восточнее – народ сориков (ср. разночтения этнонима у Пт.). В описании Азиатской Сарматии (VIII.5) Пт. называет севернее Кавказской Албании (северо-восточного Азербайджана) народ санаров. Мюллер, отмечая, что области саваров и санаров почти совпадают, предлагал считать эти наименования дублетными формами одного этнонима. Занимаясь специально этническими дублетами у Пт., Шютте (Schütte. Ptolemy " s atlas, 55–57) пришел к выводу, что он контаминировал данные различных источников, не сводя их в единую систему. Поэтому в описании соседних областей он зачастую повторяет, чуть видоизменяя, один и тот же этноним. Так у Пт. один народ как бы раздваивается. Дублетом саваров Шютте считает наваров (Schütte. Etudes, 18, 26). В областях, к которым приурочены эти этнонимы, во времена Пт. славяне еще не жили. К вопросу о созвучиях ср.: Σααρα (Ptol. Geogr. VI. 1.3 – Ассирия).

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Почти в одно время с язигами и роксоланами узнаем мы и других – вероятно, единоплеменных с ними – обитателей юго-восточной России, алан, которые, по известию Аммиана Марцеллина, были древние массагеты и жили тогда между Каспийским и Черным морем. Они, равно как и все азиатские дикие народы, не обрабатывали земли, не имели домов, возили жен и детей на колесницах, скитались по степям Азии даже до самой Индии северной, грабили Армению, Мидию, а в Европе берега Азовского и Черного моря; отважно искали смерти в битвах и славились отменною храбростию. К сему народу многочисленному принадлежали, вероятно, аорсы и сираки, о коих в первом веке Христианского летосчисления упоминают разные историки и кои, обитая между Кавказом и Доном, были и врагами и союзниками римлян. Алане, вытеснив сарматов из юго-восточной России, отчасти заняли и Тавриду. В третьем веке приближились от Балтийского к Черному морю готфы и другие народы германские, овладели Дакиею, римскою провинциею со времен Траяновых, и сделались самыми опасными врагами империи. Переплыв на судах в Азию, готфы обратили в пепел многие города цветущие в Вифинии, Галатии, Каппадокии и славный храм Дианы в Ефесе, а в Европе опустошили Фракию, Македонию и Грецию до Мореи. Они хотели, взяв Афины, истребить огнем все книги греческие, там найденные; но приняли совет одного умного единоземца, который сказал им: «Оставьте грекам книги, чтобы они, читая их, забывали военное искусство и тем легче были побеждаемы нами». Ужасные свирепостию и мужеством, готфы основали сильную Империю, которая разделялась на восточную и западную, и в IV столетии, при Царе их Эрманарихе, заключала в себе не малую часть России европейской, простираясь от Тавриды и Черного моря до Балтийского. Готфский историк VI века Иорнанд пишет, что Эрманарих в числе многих иных народов победил и венедов, которые, обитая в соседстве с эстами и герулами, жителями берегов Балтийских, славились более своею многочисленностию, нежели искусством воинским. Сие известие для нас любопытно и важно, ибо венеды, по сказанию Иорнанда, были единоплеменники славян, предков народа российского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Какие именно сарматские народы – роксоланы, аорсы, языги или сираки – проникли первыми в степной Крым, сказать труд­но. Они присутствовали в пределах Боспорского государства уже в I столетии от Р. Х. Более того, из среды сарматской знати проис­ходил и родоначальник новой Боспорской династии Аспург, пра­вивший в начале I века от Р. Х. Присутствие сарматов в Крыму замечательным образом ил­люстрируют также раскопки Ногайчинского кургана в Нижнегор­ском районе. Под ним обнаружен расписной деревянный саркофаг, в котором найдены останки женщины и многочисленные украше­ния, представляющие собой прекрасные образцы ювелирного ис­кусства: золотые браслеты с жемчужинами и с фигурками Эрота и Психеи, бусы из оникса и стекла, застежка из золота и горного хрусталя в виде дельфина, золотая гривна с рельефными избражениями грифонов со вставками из синего стекла. По словам со­временного историка В. В. Масякина, эта гривна «примечательна тем, что представляет собой один из крайне немногочисленных в Крыму образцов сарматского звериного стиля», который «отли­чается от скифского рядом особенностей в изображении животных и, в первую очередь, применением полихромии – использования вставок из цветных камней, чаще всего, бирюзы» (Масякин В. В. Сарматы. – От киммерийцев до крымчаков, с. 40). Похожие изделия обнаружены в захоронениях на Нижнем Дону, на Кубани, в Поволжье, в Западной Сибири и в Афганистане – на территории ираноязычной и эллинистической Кушанской импе­рии. Впрочем, родство пуштунов и восточных иранцев, к которым принадлежат и скифы и сарматы, хорошо известный факт. Най­денные в кургане ювелирные изделия могли быть привезены из Кушана с его симбиозной культурой, в которой местные иранские и индийские традиции были сплавлены с эллинскими. К какому именно из сарматских народов принадлежала знатная женщина, погребенная в Ногайчинском кургане, точно неизвестно. Предпо­лагают, что она могла быть из аорсов или из аланов, массирован­ное вторжение которых в Крым относится к середине III века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006