Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАНСКАЯ ЕПАРХИЯ [греч. παρχα Αλανας] К-польского Патриархата , одна из древнейших на территории РПЦ. Существовала с нач. X до кон. XVI в. на северо-востоке периферии Византийской империи в пределах «страны алан» (Алании) на Сев.-Зап. Кавказе. Алания Алания Этноним «аланы» (греч. Αλανο, лат. Alani) в античных и средневек. источниках обозначал группу ираноязычных племен, родственных сарматам . Согласно общепринятой гипотезе В. И. Абаева, это имя восходит к древнеиран. aryana - древнему самоназванию индоиран. народов (ариев). Впервые оно встречается во II-I вв. до Р. Х. в названии сарматского племени роксоланы (Plin. Hist. nat. IV 80; возможный перевод - «светлые аланы»). К сер. I в. по Р. Х. аланы появляются в местах расселения сарматских племен (в частности, сираков и аорсов, обитавших на Сев. Кавказе и в Предкавказских степях). На тесную преемственную связь аланов с сарматами указывают составные термины - «аланорсы» («алано-аорсы») у Птолемея (II в.), «алано-сарматы» у Маркиана Ираклийского (IV в.), а также археологические материалы. На страницах хроник народ алан появляется в I в. по Р. Х. (Иосиф Фл. Иуд. древн. VII 244), когда близ сев.-вост. границ Римской империи, на равнинах Сев. Причерноморья, где ранее кочевали скифские и сарматские племена, возникло новое мощное военно-политическое объединение. Кочевники-аланы многократно потрясали своими набегами соседние страны, одновременно сталкиваясь и общаясь с десятками др. древних народов и племен в добрососедстве и союзничестве или на полях сражений в Европе, Азии и даже в Африке. История алан тесно переплелась с историей многих народов, в первую очередь Юго-Вост. Европы, включая и народы, жившие в ср. века на юге России. В 70-х гг. IV в. аланский племенной союз, занимавший огромную территорию от Сев. Прикаспия до Причерноморья, был разгромлен гуннами . Значительная часть алан ушла в Зап. Европу. Опустошив в союзе с герм. племенами рим. провинции Галлию (406) и Испанию (411), в топонимике к-рых сохранились многочисленные следы пребывания алан (Алансон во Франции, Гото-Алания - Каталония в Испании), они были вытеснены оттуда вестготами (429) в Сев. Африку, где приняли участие в формировании гос-ва вандалов . Массовая миграция алан от нашествия гуннов шла и в направлении высокогорных областей Кавказа, результатом чего явилось смешение их с автохтонным населением, принадлежавшим к иберо-кавк. семье. Это определило в дальнейшем неоднородность аланской этнической среды, а равно и материальной культуры северокавк. алан. Данные археологии показали, что уже с V в. наблюдается различие в материальной культуре Зап. (бассейн р. Кубани) и Вост. (бассейн р. Терека) Алании и наличие в ней 2 родственных племен (Коваленская). Позднее выявилась еще одна, промежуточная ветвь в центральной части Сев. Кавказа (Приэльбрусье).

http://pravenc.ru/text/64006.html

С внешней стороны в оформлении стен храма в некоторых местах сохранились остатки облицовки, которая имитировала блоки. Облицовочные блоки придавали сооружению пышность и блеск: с моря оно выглядело белокаменной церковью с красноватого цвета черепичным покрытием. Следов резного декора на стенах храма не сохранилось. Но в процессе раскопок было найдено несколько фрагментов с резным орнаментом, причем часть их обнаружена уже в кладке сохранившихся стен существующего здания. Несмотря на древность храма, большой интерес к нему ученые начали проявлять только в конце 1980 годов тогда начали большие раскопки. По остаткам сооружения археологи решили, что храм был прямоугольным и имел три апсиды (алтарных выступа), три входа и освещался многочисленными узкими окнами. Храм в Лоо можно отнести к храмам алано-абхазской группы, которые представляли особое направление в Византийском храмовом зодчестве. По мнению археологов, первый храм был построен в X-XII вв. на основе византийской традиции, но с элементами грузинской архитектуры. По-видимому, первые зодчие не учли сейсмической активности района и рельефа местности, построив слишком высокое здание. Это повлекло за собой его разрушение в XIII веке. В XIV веке храм был восстановлен (скорее всего, был отстроен заново на месте старого культового сооружения), но использовался в литургии недолго. Также археологи нашли ряд погребений как на территории самого храма, так и за его пределами с южной стороны. Они датируются XIII-XIV века. Через 100-200 лет храм обветшал. В это время здание было перестроено в крепость. Об этом свидетельствуют карты Причерноморья XIX века, в которых место развалин Византийского храма обозначалось, как развалины крепости. Кроме того, этому есть и вещественные доказательства – каменные ядра, гильзы, металлические предметы, датируемые XV-XVII вв. Окна бывшего храма частично закрывают кладкой, превращая в бойницы. Со стороны моря (запада и юга) так же закрывали и дверные проемы, оставляя вход лишь с севера. Вероятно, тогда же за западной стеной храма была возведена сторожевая башня – ее фундамент был обнаружен при раскопках в конце 80-х годов XX века.

http://sobory.ru/article/?object=52019

В музее Храма Христа Спасителя проходит выставка " Архыз – древний центр христианства " Москва, 3 августа 2005 г . 1 августа 2005 г . в музее Храма Христа Спасителя (отдел Музейного объединения " Музей истории Москвы " ) открылась выставка " Архыз – древний центр христианства " . Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, отмечающим 100-летие в этом году, при участии музеев Краснодарского края, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики, сообщается на сайте «Музеи России» . Северный Кавказ, называемый в древности " горой народов и языков " , и сейчас остается самым многонациональным регионом России. Большая часть коренных народов и этнических групп – приверженцы мусульманства, но христиане на Северном Кавказе составляют сегодня значительную часть жителей и в основном это православные – русские, украинцы, белорусы, кубанские, терские, донские казаки, большая часть греков и осетин, грузины. Архыз (Карачаево-Черкессия) в переводе с карачаевского – красивая девушка ( " ариу кыз " ) – солнечная долина, расположенная вдоль Главного Кавказского хребта с востока на запад в предгорной зоне бассейна реки Большой Зеленчук с живописной, чистой, поистине божественной природой. Более тысячи лет назад на рубеже I-II тысячелетий н.э. Архыз стал одним из центров раннего христианства. Здесь находятся остатки крупного средневекового Нижне-Архызского городища, на территории которого сохранились три великолепных храма. Они построены мастерами византийской школы в середине Х века – за несколько десятилетий до возникновения первых христианских культовых сооружений в Древней Руси. На выставке представлены археологические находки, материалы алано-византийского периода, макеты памятников архитектуры, рисунки XIX в., современные фотографии, отражающие историко-культурное и природное богатство ущелья Нижний Архыз с древнейшими на территории России христианскими храмами и наскальным образом Христа Спасителя. На открытие выставки присутствовали: вице-президент Республики Карачаево-Черкессия Молдаванова Вера Михайловна, министр культуры Республики Карачаево-Черкессия Бороков Рамазан Хамидович, министр культуры Кабардино-Балкарской Республики Тхагавитов Юрий Мухамедович, министр культуры Республики Северная Осетия-Алания Мецаев Казбер Кайсырович и другие официальные представители краевых, областных и республиканских администраций Северо-Кавказского округа. Генеральный спонсор выставки – ЗАО " Висма " (минеральная вода " Архыз " ). Вход в Музей Храма Христа Спасителя и на выставку свободный. 3 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14158.html

В издательстве СПбДА вышла монография профессора А.Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)» 7 февраля 2019 г. 17:51 В издательстве Санкт-Петербургской духовной академии  в серии «История Церкви» вышла научная монография доктора исторических наук, профессора кафедры церковной истории А.Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)». Работа посвящена развитию и эволюции института церковных Соборов в Италии в эпоху поздней Римской империи IV-V веков. В условиях, когда императорская власть ослабла, а германские и алано-сарматские племена и гунны регулярно вторгались во внутренние провинции Римской империи, христианские епископы часто играли ключевую роль в управлении муниципиев, а Соборы приобретали характер авторитетного общественного представительства. Представленные в монографии акты Соборов позднеримской Италии, начиная с эпохи императора Констанция II и вплоть до периода остготского владычества, являются важными документами не только для реконструкции истории идей, догматов и канонов Церкви, но и для изучения истории латинского языка. Они также необходимы для исследования деятельности римских судов, поскольку в случае отсутствия протоколов гражданских или военных судов Римской империи эти акты позволяют хорошо представить процедуру римского судопроизводства. Книга объемом 520 страниц выпущена в твердом переплете тиражом 500 экземпляров. Издание рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также всем интересующимся историей поздней античности, раннего Средневековья и церковных Соборов. Монография рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви . Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Книгу можно приобрести в книжной лавке академии, книжных магазинах Петербурга и Москвы, а также в интернет-магазине издательства СПбДА. Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вопрос об ее подлинности важен потому, что в ней идет речь о восточных славянах, их хозяйственных занятиях, верованиях, столкновениях с соседями и прочих событиях, происходивших с начала I тыс. до н. э. почти до конца IX в. н. э., то есть на протяжении почти двух тысяч лет. В. Скурлатов и Н. Николаев полагают, что прародителем русов был Богумир и что «во времена Богумира, то есть в конце II тыс. до н. э., и в Северную Индию, и в нынешнюю Венгрию пришли из Центральной Азии племена скотоводов, одинаковые по хозяйственному укладу, обычаям, обрядам, богам, горшкам и внешнему облику. Они очень похожи на древних славян-русов, изображенных во «Влесовой книге». В статье утверждалось также, что «древней письменностью пользовались обитатели пространств от Дуная до Хуанхе за две с лишним тысячи лет до финикийцев, в IV тыс. до нашей эры». С той же «легкостью необыкновенной» В. Скурлатов и Н. Николаев подходят к обстоятельствам находки рекламируемого ими памятника и к оценке его содержания и языка. «В начале этого века, – пишут они, – в старинном имении под Орлом была найдена рассыпавшаяся связка ветхих дощечек, испещренных неизвестными письменами». Туман некоей таинственности окутывает и все последующее изложение, вводя читателей в явное заблуждение. Авторы склонны думать, что «Влесова книга» написана русским докирилловским письмом, в котором использованы знаки, предшествовавшие тем, которые были включены Кириллом в составленный в 863 г. вариант славянской азбуки. Вполне возможно, что до Кирилла и существовало какое–то «русское письмо». Но В. Скурлатов и Н. Николаев ошибаются, когда утверждают: «К сожалению, даже сама эта мысль допускается редко», – и делают многозначительный вывод: «А где не ждут, там и не ищут». Далее высказывают соображения о том, какими путями следует вести поиск: о рунических письменах германских и тюрко–монгольских племен и народов, с которыми «активно общались» древние славяно–русы; алано–хазарских надписях на камнях и флягах VIII–IX вв. (их знаки «почти совпадают с буквами кириллицы и особенно глаголицы»); финикийском алфавите, древнееврейской, древнегреческой и других системах письма. В обстановке возникновения и развития древних систем письма и могли появиться древние славяно–русские памятники дохристианской поры; «именно таким свидетельством, возможно, и является „Влесова книга " », – заключают В. Скурлатов и Н. Николаев. К сожалению, указанные авторы не одиноки в попытках усмотреть во «Влесовой книге» достоверный источник. Время от времени сообщения подобного рода продолжают появляться. 109

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Рассмотренные выше категории украшений и реконструкции позволяют сделать некоторые предварительные выводы. Во-первых, о высокой степени культурного влияния салтово-маяцкой культуры на славянское население Супрутского городища. Во-вторых, о присутствии иноэтничного населения: автохтонного балтского и алано-болгарского. Рис. 1. Височные кольца, найденные на городище у с. Супруты Щекинского района Тульской области: 1–7, 9 – раскопки С. А. Изюмовой, 8 – раскопки А. В. Шекова Рис. 2. Украшения салтово-маяцкой культуры, найденные на городище у с. Супруты Щекинского района Тульской области: 1 – серьги салтовского типа, 2 – бусины и раковина каури, 3 – пуговицы, 4 – пряжки, 5 – поясные накладки и бляшки, 6 – бубенчик, 7 – перстень, 8 – фрагмент браслета (1 – по С. А. Изюмовой, 2–8 – раскопки А. В. Шекова 1995–96 гг. и А. В. Григорьева 1999 г.) Рис. 3. Украшения автохтонного населения Верхнего Поочья, найденные на городище у с. Супруты Щекинского района Тульской области: 1 – детали головного венчика, 2 – шумящая застежка, 3 – трапециевидные привески. (1,3 – раскопки А. В. Шекова, 2 – раскопки А. В. Григорьева) Рис. 4. Тордированная гривна, найденная на городище у с. Супруты Щекинского района Тульской области. Из раскопок С. А. Изюмовой Рис. 5. Реконструкции расположения украшений на костяках с городища Супруты Рис. 6. Реконструкции расположения украшений на костяках с городища Супруты Литература и источники 1 . Археологическая карта России: Тульская область. Часть 1. М., 1999. 2 . Белоцерковская И. В. Верхнеокские элементы в культуре рязано-окских могильников II Труды ГИМ. Вып. 122. М., 2000. 3 . Воронцова М. А. Украшения салтовского типа на памятниках Верхней Оки//Проблемы славяно-русской археологии чернигово-брянских земель. Материалы XVIII МАСК. Вып. 6. Брянск, 2001. 4 . Григорьев А. В. Некоторые замечания по поводу украшений ромейской культуры//Проблемы археологии Южной Руси. Чернигов, 1990. 5 . Григорьев А. В. Северская земля в VIII– начале XI века по археологическим данным. Тула, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Палитра расписывавшего часовню художника была очень скромна: красная и желтая охры, жидкая черная краска с примесью синьки, коричневая и немного голубой (хитон Христа). Фресковая живопись Нузальской часовни еще слабо изучена. Тем не менее при всей ее сложности можно отметить наличие и переплетение здесь различных традиций и художественных приемов. Искусствовед К.А. Берладина в неопубликованной работе о фресках Нузала пишет, что в них преобладает грузинская иконографическая система, но с рядом местных особенностей, а конховая полуфигура Христа является западновизантийской. Кроме того, К.А. Берладина усматривала и отдельные художественно-стилистические связи с фресками Старой Ладоги (изображение коня св. Георгия). Большие расхождения существуют и относительно даты Нузальской часовни. Ее датировали и V, и X, и XII-XIII веками, а А.М. Дирр указывал даже точный год - 1272-й, но без всякого обоснования. Это тоже нелегкая задача, ибо строители здания «забыли» указать на его стене точную дату. Искусствоведы относят фрески часовни к середине - концу XIII века. Заметим, что голосник в своде часовни - типичный для золото-ордынской эпохи Северного Кавказа красноглиняный, прекрасно обожженный сосуд с линейным орнаментом. Раньше его для датировки не привлекали, а между тем это важный факт. Голосник можно с достаточной уверенностью отнести ко времени не раньше середины ХШ века, скорее всего, к концу XIII - началу XIV веков. Как видим, это очень близко соответствует искусствоведческой дате фресок, и, видимо, конец XIII - начало XIV века можно считать временем строительства Нузальской часовни. Однако где же нузальская «тайна»? Она существует в действительности и связана с погребением, открытым археологом Е.Г. Пчелиной в 1946 году. Изучив исторические и фольклорные материалы, Е.Г. Пчелина пришла к выводу, что под полом Нузальской часовни должно быть погребение Давида Сослана. Давид Сослан — по преданиям, выходец из алано-осетин-ской феодальной фамилии Царазонта, владевшей верхней частью Алагирского ущелья и разбогатевшей благодаря постоянному притоку пошлины, взимаемой с путников в Кассарской теснине, где сохраняются остатки стены и ворот средневековой заставы «Зылын дуар».

http://sobory.ru/article/?object=34981

Вместе с тем произвольным было бы и допущение, что все эти имена подверглись сильным До неузнаваемости искажениям на каком-то этапе традиции. С другой стороны, ходячая гипотеза, развивавшаяся прежде всего Вернадским, согласно которой анты образовались из смешения славян с иранцами, до недавнего времени не имела сколько-нибудь серьезного обоснования; «лингвистические» опыты Вернадского получили весьма нелестную характеристику Ф. Дёльгера («еіпе fatale sprachgeschichtliche Konstruktion» – BZ. 1939, Bd. 39, 544) и Хеннинга (Henning. Folktale, 317 и сл.). Элементы -μηρος, в Μεγμηρος и -γαστ- в Κελαγαστ- допускают мысль и о германском происхождении этих имен (см. коммент. 16.2.2; 16.4 5) однако концепция Б. Струминского (см. раздел «Агафий Миринейский», коммент. 2.11) об антах как предках крымских готов в такой форме не кажется от этого более правдоподобной. Обе концепции имеют все же рациональное зерно. Как считают археологи, анты представляли собою смешанное население, прослеживаются славянский и «алано-болгарский» компоненты, наслоившиеся на более древний – позднечерняховский, т.е. готский, см.: Русанова. Памятники, 114–118; Седов. Анты, 164–173. См. также раздел «Иордан», коммент. 254. 16 .6. Особо следует упомянуть гипотезу Й. Маркварта (Marquart. Die Chronologie, 78; Marquart. Streifzüge, 147; Marquart. Ausdrücke, 11 и сл.; за ним – Hauptmann. Umwälzungen, 241 и сл. и др. его работы; Vernadsky. Russia, 181; ср.: Avenarius. Die Awaren 51 и сл.), сопоставившего Μεζμηρος и Κελαγαστ- с Безмръ и Гостоунъ «Именника болгарских ханов» (см.: Дуйчев. Книжнина, 1), а первое еще и с именем славянского правителя у ал-Мас " д – Мджак; в результате Мезамер (Безмръ, Мджак) и Келагаст (Гостоунъ) оказываются вождями восточнославянского племени дулебов, а рассказ о столкновении аваров с антами у М. связывается с сообщением «Повести временных лет» о дулебах под властью аваров. Эти смелые комбинации признаны большинством исследователей несостоятельными, см.: Labuda. Panstwo, 151; Labuda.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В издательстве СПбДА вышла монография профессора А.Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)» 07.02.2019 В издательстве Санкт-Петербургской духовной академии в серии «История Церкви» вышла научная монография доктора исторических наук, профессора кафедры церковной истории А.Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)». Работа посвящена развитию и эволюции института церковных Соборов в Италии в эпоху поздней Римской империи IV-V веков. В условиях, когда императорская власть ослабла, а германские и алано-сарматские племена и гунны регулярно вторгались во внутренние провинции Римской империи, христианские епископы часто играли ключевую роль в управлении муниципиев, а Соборы приобретали характер авторитетного общественного представительства. Представленные в монографии акты Соборов позднеримской Италии, начиная с эпохи императора Констанция II и вплоть до периода остготского владычества, являются важными документами не только для реконструкции истории идей, догматов и канонов Церкви, но и для изучения истории латинского языка. Они также необходимы для исследования деятельности римских судов, поскольку в случае отсутствия протоколов гражданских или военных судов Римской империи эти акты позволяют хорошо представить процедуру римского судопроизводства. Книга объемом 520 страниц выпущена в твердом переплете тиражом 500 экземпляров. Издание рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также всем интересующимся историей поздней античности, раннего Средневековья и церковных Соборов. Монография рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Книгу можно приобрести в книжной лавке академии, книжных магазинах Петербурга и Москвы, а также в интернет-магазине издательства СПбДА. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.02.2019 12:09:23

http://drevo-info.ru/news/24635.html

Выставка «Архыз — древний центр Христианства» открывается в храме Христа Спасителя 28 июля 2005 г. 20:52 С 1 августа по 1 сентября в музее храма Христа Спасителя (отдел Музейного объединения «Музей истории Москвы») пройдет выставка «Архыз — древний центр Христианства». Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, отмечающим 100-летие в этом году, при участии музеев Краснодарского края, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики. Северный Кавказ, называемый в древности «горой народов и языков», и сейчас остается самым многонациональным регионом России. Большая часть коренных народов и этнических групп — приверженцы мусульманства, но христиане на Северном Кавказе составляют сегодня значительную часть жителей, и, преобладают среди них, сторонники православия — русские, украинцы, белорусы, кубанские, терские, донские казаки, большая часть греков и осетин, грузины и др. Архыз (Карачаево-Черкессия) в переводе с карачаевского красивая девушка («ариу кыз») — солнечная долина, расположенная вдоль Главного Кавказского хребта с востока на запад в предгорной зоне бассейна реки Большой Зеленчук с живописной, чистой, поистине божественной природой. Более тысячи лет назад на рубеже I—II тысячелетий н.э. Архыз стал одним из центров Христианства. Здесь находятся остатки крупного средневекового Нижне-Архызского городища, на территории которого сохранились три великолепных храма. Они построены мастерами византийской школы в середине Х века — за несколько десятилетий до возникновения первых христианских культовых сооружений в Древней Руси. На выставке представлены археологические находки, материалы алано-византийского периода, макеты памятников архитектуры, рисунки XIX в., современные фотографии, отражающие историко-культурное и природное богатство ущелья Нижний Архыз с древнейшими на территории России христианскими храмами и наскальным образом Христа Спасителя. На открытие выставки будут присутствовать: вице-президент Республики Карачаево-Черкессия Молдаванова Вера Михайловна, министр культуры Республики Карачаево-Черкессия Бороков Рамазан Хамидович, министр культуры Кабардино-Балкарской Республики Тхагавитов Юрий Мухамедович, министр культуры Республики Северная Осетия-Алания Мецаев Казбер Кайсырович и другие официальные представители краевых, областных и республиканских администраций Северо-Кавказского округа. Генеральный спонсор выставки — ЗАО «Висма» (минеральная вода «Архыз»). Вход в Музей Храма Христа Спасителя и на выставку свободный. Музеи России /Патриархия.ru Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30235.html

  001     002    003