Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Святыни Абхазии» — автор и ведущая Ю. Павлюченкова, передача 16 20.10.2015 23:02 Прошлое осетин, потомков средневековых алан, тесно связано с историей соседних народов, что подтверждается многочисленными алано-абхазскими параллелями, отразившими различные сферы их жизни и деятельности. Объясняется это на первый взгляд довольно просто: в хрониках VI-VII веков, преимущественно византийских, аланам отводятся области, где они могли соприкасаться и воздействовать на своих соседей, подвергаясь в свою очередь влиянию пограничных племен. Явны следы уходящих в глубь веков алано-абхазских связей. Это и многочисленные лингвистические совпадения, касающиеся явлений природы, животного мира, растений, хозяйства, материальной культуры, одежды, частей тела, социальных понятий и т.д. Однако нельзя не заметить, что большинство из них не могло не возникнуть на почве тесной территориальной близости двух народов. В период алано-абхазского соседства два языка взаимно обогащались лексическими элементами. Здесь же надо рассмотреть и зарождение  христианской общности. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2015/10/20/23-0...

В музее Храма Христа Спасителя проходит выставка " Архыз – древний центр христианства " Москва, 3 августа 2005 г . 1 августа 2005 г . в музее Храма Христа Спасителя (отдел Музейного объединения " Музей истории Москвы " ) открылась выставка " Архыз – древний центр христианства " . Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, отмечающим 100-летие в этом году, при участии музеев Краснодарского края, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики, сообщается на сайте «Музеи России» . Северный Кавказ, называемый в древности " горой народов и языков " , и сейчас остается самым многонациональным регионом России. Большая часть коренных народов и этнических групп – приверженцы мусульманства, но христиане на Северном Кавказе составляют сегодня значительную часть жителей и в основном это православные – русские, украинцы, белорусы, кубанские, терские, донские казаки, большая часть греков и осетин, грузины. Архыз (Карачаево-Черкессия) в переводе с карачаевского – красивая девушка ( " ариу кыз " ) – солнечная долина, расположенная вдоль Главного Кавказского хребта с востока на запад в предгорной зоне бассейна реки Большой Зеленчук с живописной, чистой, поистине божественной природой. Более тысячи лет назад на рубеже I-II тысячелетий н.э. Архыз стал одним из центров раннего христианства. Здесь находятся остатки крупного средневекового Нижне-Архызского городища, на территории которого сохранились три великолепных храма. Они построены мастерами византийской школы в середине Х века – за несколько десятилетий до возникновения первых христианских культовых сооружений в Древней Руси. На выставке представлены археологические находки, материалы алано-византийского периода, макеты памятников архитектуры, рисунки XIX в., современные фотографии, отражающие историко-культурное и природное богатство ущелья Нижний Архыз с древнейшими на территории России христианскими храмами и наскальным образом Христа Спасителя. На открытие выставки присутствовали: вице-президент Республики Карачаево-Черкессия Молдаванова Вера Михайловна, министр культуры Республики Карачаево-Черкессия Бороков Рамазан Хамидович, министр культуры Кабардино-Балкарской Республики Тхагавитов Юрий Мухамедович, министр культуры Республики Северная Осетия-Алания Мецаев Казбер Кайсырович и другие официальные представители краевых, областных и республиканских администраций Северо-Кавказского округа. Генеральный спонсор выставки – ЗАО " Висма " (минеральная вода " Архыз " ). Вход в Музей Храма Христа Спасителя и на выставку свободный. 3 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14158.html

Выставка «Архыз — древний центр Христианства» открывается в храме Христа Спасителя 28 июля 2005 г. 20:52 С 1 августа по 1 сентября в музее храма Христа Спасителя (отдел Музейного объединения «Музей истории Москвы») пройдет выставка «Архыз — древний центр Христианства». Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, отмечающим 100-летие в этом году, при участии музеев Краснодарского края, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики. Северный Кавказ, называемый в древности «горой народов и языков», и сейчас остается самым многонациональным регионом России. Большая часть коренных народов и этнических групп — приверженцы мусульманства, но христиане на Северном Кавказе составляют сегодня значительную часть жителей, и, преобладают среди них, сторонники православия — русские, украинцы, белорусы, кубанские, терские, донские казаки, большая часть греков и осетин, грузины и др. Архыз (Карачаево-Черкессия) в переводе с карачаевского красивая девушка («ариу кыз») — солнечная долина, расположенная вдоль Главного Кавказского хребта с востока на запад в предгорной зоне бассейна реки Большой Зеленчук с живописной, чистой, поистине божественной природой. Более тысячи лет назад на рубеже I—II тысячелетий н.э. Архыз стал одним из центров Христианства. Здесь находятся остатки крупного средневекового Нижне-Архызского городища, на территории которого сохранились три великолепных храма. Они построены мастерами византийской школы в середине Х века — за несколько десятилетий до возникновения первых христианских культовых сооружений в Древней Руси. На выставке представлены археологические находки, материалы алано-византийского периода, макеты памятников архитектуры, рисунки XIX в., современные фотографии, отражающие историко-культурное и природное богатство ущелья Нижний Архыз с древнейшими на территории России христианскими храмами и наскальным образом Христа Спасителя. На открытие выставки будут присутствовать: вице-президент Республики Карачаево-Черкессия Молдаванова Вера Михайловна, министр культуры Республики Карачаево-Черкессия Бороков Рамазан Хамидович, министр культуры Кабардино-Балкарской Республики Тхагавитов Юрий Мухамедович, министр культуры Республики Северная Осетия-Алания Мецаев Казбер Кайсырович и другие официальные представители краевых, областных и республиканских администраций Северо-Кавказского округа. Генеральный спонсор выставки — ЗАО «Висма» (минеральная вода «Архыз»). Вход в Музей Храма Христа Спасителя и на выставку свободный. Музеи России /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30235.html

В издательстве СПбДА вышла монография профессора А.Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)» 7 февраля 2019 г. 17:51 В издательстве Санкт-Петербургской духовной академии  в серии «История Церкви» вышла научная монография доктора исторических наук, профессора кафедры церковной истории А.Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)». Работа посвящена развитию и эволюции института церковных Соборов в Италии в эпоху поздней Римской империи IV-V веков. В условиях, когда императорская власть ослабла, а германские и алано-сарматские племена и гунны регулярно вторгались во внутренние провинции Римской империи, христианские епископы часто играли ключевую роль в управлении муниципиев, а Соборы приобретали характер авторитетного общественного представительства. Представленные в монографии акты Соборов позднеримской Италии, начиная с эпохи императора Констанция II и вплоть до периода остготского владычества, являются важными документами не только для реконструкции истории идей, догматов и канонов Церкви, но и для изучения истории латинского языка. Они также необходимы для исследования деятельности римских судов, поскольку в случае отсутствия протоколов гражданских или военных судов Римской империи эти акты позволяют хорошо представить процедуру римского судопроизводства. Книга объемом 520 страниц выпущена в твердом переплете тиражом 500 экземпляров. Издание рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также всем интересующимся историей поздней античности, раннего Средневековья и церковных Соборов. Монография рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви . Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Книгу можно приобрести в книжной лавке академии, книжных магазинах Петербурга и Москвы, а также в интернет-магазине издательства СПбДА. Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но и после прихода готов на юг Восточной Европы в этом регионе численно преобладали не германские пришельцы и не славяне, а сарматские племена. Языги занимали степное меж­дуречье Дуная и Тисы. В степях между Днепром и Доном коче­вали роксоланы, занявшие затем также и оставленную ранее языгами южную Бессарабию, где они стали соседями не асси­милированных сарматами скифов, закрепившихся в Добрудже – на правом берегу Дунайского гирла. Еще один остаток скифского народа, до известной степени уже эллинизирован­ный, обосновался в центре Крымского полуострова. В низовьях Дона поселились аорсы, а на восточном побережье Азовского моря – сираки, которых некоторые историки отождествляют с аланами, или яссами – последним и самым многочисленным сарматским народом, прикочевавшим в Европу из Азии на ру­беже I и II столетий от Р. Х., занявшим обширную территорию от Днепра до Волги, Каспия и Кавказских гор и подчинившим себе как родственные ему сарматские, так и автохтонные пле­мена Приазовья и Северного Кавказа, в частности, меотов, синдов и касогов – предков современных адыгов. Распространяясь на север, аланы достигли верховьев Дона, где проходит граница лесостепи и леса. Пока на юг России не пришли готы и другие германцы, аланы доминировали на этой территории, но затем им пришлось уступить политическое лидерство готам. Готская оккупация Припонтийского региона привела к тому, что аланы разделились на две ветви – восточную, обитавшую от Дона до Волги и сохранившую независимость от пришельцев, и запад­ную. Как пишет польский историк Тадеуш Сулимирский, «архео­логические данные указывают на то, что часть сарматских пле­мен остановилась в Восточной Валахии, но большинство их осело в северной половине Бессарабии и прилегающих районах Мол­довы по обоим берегам реки Прут. Из того, что авторы того вре­мени именуют эти земли Аланией, а Прут – «Аланской рекой» (Alanus fluvius), мы можем сделать вывод, что они подчинили себе местное, гетское, население, хотя при этом они, вероят­но, находились в вассальной зависимости от готов. Множество топонимов с корнем «яс», включая крупный молдавский город Яссы, заставляет предположить, что это была ветвь восточных алановаорсы, ясы или птолемеевские асайи» (Сулимирский Тадеуш. Сарматы. М., 2007, с. 147–148).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Все сказанное в теории Ружмона относится к Европейской или Геродотовой собственно Скифии; но у древних географов является еще другая Азиатская Скифия. И специальные по сему исследователи Скифам вообще дают Азиатское происхождение, производя их от Мидо-персидского корня, или, как Нибур и другие, от какого-нибудь Монгольского смешанного или Финского племени, которое с Алтая распространилось по нашей Сибири и северо-востоку Европы и здесь было известно под именем Чуди 64 . Что касается до Геродотовой Скифии: то сам Геродот говорит, что движение Скифов в Европу последовало из Азии, что от юго-восточных берегов Каспийского моря теснимые Массагетами Скифы перешли реку Аракс, скитались по степям на запад от Меотического озера (Азовского моря), выгнали отсюда Киммериан и здесь утвердились. Это было за 100 лет до Дария Истаспа. Как бы то ни было, Мела (I в.) указывает (De Situ orbis III, 5. 6), а Птоломей (VI, 14. 15) подробно описывает обширную Азиатскую Скинию, с одной стороны от Персии и Индии до северной половины нашей Енисейской губернии, с другой от Китая, Монголии и Иркутской губернии за Уральские горы к реке Каме и Волге, до устьев последней. Горами Имаус (или кряжем гор, идущих от Гималаев к северу до Алтайских гор и далее) Птоломей разделяет Скифию на две половины – Скифию внутри и вне Имауса. В первой половине у Птолемея показано 33 названия Скифских (?) племен: на самом севере (в нынешней Тобольской и Енисейской губ.) помещены Аланы, Суовены, Агафирсы, на восточном притоке реки Ра (Волги, т. е. на Каме, как обыкновенно объясняют 65 , Робаски, Азаны, Иордии, при Уральских горах Мологены, Саммиты, Тибиаки, между Яксартом и Оксом (Сыр – и Амур Дарьей) Ариаки, Номасты и другие, за ними по берегу Каспийского моря Аорсы. В это же пространство Скифии внутри Имауса входят земли Саков и Массагетов: они по нынешнему занимали малую Бухарию и часть Туркестана. Хотя эти Саки и Массагеты были также Скифского племени и по крайней мере именем первых Персы называли всех Скифов 66 : однако Птоломей отделяет их от Скифии и описывает землю их особо в предыдущей 13-й главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Для материала кн. III ГР нами использовано издание Мюллера. В некоторых случаях мы вынуждены были обращаться к изданию Ноббе, несмотря на все его несовершенство, так как Мюллер и Т. Фншер не закончили работу, а полное критическое современное издание текста ГР отсутствует до сих пор. I (Положение Нижней Паннонии) II. 16.6. а от реки [Дуная] Бербис, Сербитион 1 … II (Положение Европейской Сарматии) III.5.1,5 (1) Европейская Сарматия окружена с севера Сарматским океаном вдоль Венедского залива 2 … (5) И иными горами опоясана Сарматия, их которых называют… и Венедские горы 3 . III III. 5. 7–10 (7) А занимают Сарматию очень большие народы – венеды 4 вдоль всего Венедского залива... (8) И меньшие народы населяют Сарматию: по реке Вистуле ниже венедов гитоны, затем финны, затем сулоны; ниже них фругудионы, затем аварины у истока реки Вистулы; ниже этих омброны, затем анартофракты, затем бургионы, затем арсиэты, затем сабоки, затем пиенгиты и биессы возле горы Карпата. (9) Восточнее названных, снова ниже венедов, суть галинды и судины и ставаны 5 вплоть до аланов... (10) И снова побережье Океана вдоль Венедского залива последовательно занимают вельты 6 , выше них осии, затем еще севернее карбоны, восточнее которых кареоты и салы, за ними 7 и гелоны, и гиппоподы, и меланхлены; за ними агафирсы, затем аорсы и пагириты; за ними савары 8 и боруски вплоть до Рипейских гор. IV (Положение язигов метанастов) III.7.1–2 (1) Язиги метанасты граничат... с запада и юга с описанной частью Германии от Сарматских гор до поворота реки Данубия у Карпис, и оттуда с частью реки Данубия... [продолжающейся] вплоть до ответвления реки Тибиск 9 , которая несет свои [воды] к северу... а с востока Дакией по той же самой реке Тибиск, которая, повернув на восток, оканчивается у горы Карпата, с которой она и несет свои [воды]... (2) Города же у язигов метанастов суть такие: ... Партиск 10 … V (Положение Дакии) III.8.2,4 (2) После ответвления реки Тибиск (4) А наиболее известные города в Дакии суть такие: ... Тибиск, Диерна 11 …

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Родственные им финские народы занимали обширные пространства Восточной Европы: южную и большую часть Фин­ляндии и Карелии, Эстонию и север Латвии, который входил в свое время в Лифляндскую губернию, а также и всю север­ную половину европейской России, так что южную границу их расселения можно обозначить областями Псковской, Новгород­ской, Тверской, Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензен­ской, Самарской, Оренбургской, на территории которой они соприкасались с заселявшими южный Урал родственными им угорскими племенами, к которым принадлежали известные по античным памятникам ирки, – вероятные предки современных венгров, ханты и манси. На крайнем северо-востоке европей­ской России, и дальше на восток, в Сибири, обитали состоявшие в дальнем родстве с угро-финнами самодийские племена, кото­рых русские впоследствии назвали самоедами, а сами себя они называют ненцами. Некоторые из древних финских этнонимов сохранились вплоть до позднего средневековья, а иные дожи­ли и до наших дней. В «Гетике» Иордана, написанной в VI веке, упоминаются народы, покоренные готами, и среди них – тиуды, вас, меренс и морденс 292 , в которых легко угадываются чудь, весь, меря и мордва. На степном юге Восточной Европы, как и прежде, кочевали ираноязычные сарматы. На востоке ареала, в степном Прикаспии и Заволжье это были аланы, оттеснившие автохтонов северного Кавказа – наследников древних майкопской и кобанской куль­тур в предгорья и горы, и ассимилировавшие меотов Приазовья и Нижнего Прикубанья. В первые столетия от P. X. шла интен­сивная иранизация Боспорского царства. Проникнув в степной Крым, аланы ассимилировали родственное им скифское населе­ние Неаполя, при этом и сами до известной степени подвергшись вслед за скифами культурной и языковой эллинизации. Ираноязычные аорсы, что в переводе с иранского значит «белые», теснимые из Поволжья продвигавшимися на запад аланами, частично были ассимилированы ими, а частично ушли дальше на запад, при этом, как это видно из источни­ков, они усвоили себе название аланорсов, или белых аланов, заняв степи, простирающиеся от Дона до Днестра, либо про­двинувшись в бассейн Прута.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А после скифов явились сарматы… Как показывает автор, Сарматия не завоевывала Скифию, она вырастала из нее. При этом, как отмечал Г. В. Вернадский , надо говорить о федерации сарматских племен, среди которых в черноморских степях появились язиги, роксоланы, сираки, аорсы, аланы. Эти племена возродили в Сарматии уже забытый местными скифами зороастризм, и поклонение огню-солнцу было воспринято восточнославянскими народами в виде перунизма. Надгробие сарматского всадника (Трифона) из Танаиса Впервые этот племенной конгломерат был назван Сарматией в III в. до н.э., много позднее это название распространилось на весь скифо-сарматский этнос, который складывался в нацию в результате кровопролитных сражений с Римом, ставшим в середине II в. до н.э. крупнейшей средиземноморской державой. И было за что сражаться. Как отмечает Л.Н. Гумилев, «когда римляне завоевали весь мир, т.е. то, что они считали всем миром, они усвоили это же самое понимание термина [“этнос”]. Это для них было просто и легко. Римляне – римские граждане, все остальные – либо провинциалы, завоеванные варвары, либо не завоеванные еще варвары; хотя, может быть, и не всегда дикари, но не римляне. Когда же Римская империя пала во время Великого переселения народов, то оказалось, что эта система не работает. Все народы оказались разными, очень друг на друга непохожими» . Н.М. Коняев спорит с древними историками, которые считали, что против Рима варварами был составлен заговор. Писатель называет это коалицией, в которую объединились сарматы, макроманы, квадры и другие племена и государства, стремящиеся избежать полного порабощения исключительной нацией. Это мы можем понять по перипетиям нашей истории. Но не порабощение, а неведомая сила подводила племена к тому, что они как будто сами собой сходили с исторической арены. Так в 25 году н.э. уже громко заявляют о себе аланы, их корни, как и других племен скифо-сарматского круга, размыты в авестийской древности. Н.М. Коняев склоняется к версии современных ученых, что первоначально аланы представляли собой не этнос, а социальный слой сарматского общества, ремеслом которого была война. Прежняя скифо-сарматская военная верхушка понесла сокрушительные потери в результате двухвекового противостояния римской экспансии. Писатель приводит сведения из исторических источников о внешности аланов, название которых происходит от древнеиранских слов “ариана”, “арии”, распространенных среди скифо-сарматских племен, указывающих не столько на этническую принадлежность, сколько на знатность. По утверждению древнеримского историка Аммиана Марцеллина «почти все аланы были высокого роста и красивого облика, волосы русоватые, взгляд если не свиреп, то все-таки грозен…» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/31/...

XI, 2 (1) При таком делении первую часть, начиная с северных стран, обращенных к Океану, населяют некоторые скифы, кочующие и живущие в повозках; ближе их – сарматы, тоже скифское [племя], аорсы и сираки, спускающиеся к югу до Кавказских гор; одни из них кочуют, другие живут в шатрах и занимаются земледелием. У [самого] озера живут меоты. У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней [живут] ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны 394 . Выше их лежат теснины фтейрофагов 395 . За гениохами находится Колхида, лежащая под Кавказскими и Мосхийскими горами. Так как границей Европы и Азии поставлена река Танаис, то, начиная с нее, мы и опишем подробно [эти местности]. (2)      [Танаис] течет из северных стран, однако в направлении, не прямо противоположном Нилу, как полагает большинство, а восточ­нее его и, подобно ему, из неизвестных истоков. Но [Нил] известен в большей части [своего течения], так как течет по стране, везде доступной, и на большом протяжении судоходен, а что касается Танаиса, то устья его мы знаем (их два, в самой северной части Меотиды, на расстоянии шестидесяти стадиев одно от другого), а выше устьев известна лишь небольшая часть по причине холодов и скудости страны, которую могут переносить туземцы, питающиеся мясом и молоком по обычаю кочевников, а чужестранцы не выносят. Кроме того, кочевники, неохотно вступая в сношения с другими [народами] и отличаясь численностью и силою, преграждают доступ даже в удобопроходимые части страны или по реке, где она допускает плавание вверх. По этой-то причине одни предполагали, что [Танаис] берет начало в Кавказских горах и, поднявшись далеко на север, затем поворачивает назад и впадает в Меотиду (с ними согласен и Феофан Митиленский 396 ), а другие – что он течет от верхних частей Истра 397 . Но они ничего не приводят в доказательство течения его из столь отдаленных [стран] и из других широт, как будто он не может [течь] из близких местностей и с севера. (3) При впадении реки в озеро лежит соименный [реке] город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором 398 . Недавно его разрушил [до основания] царь Полемон за неповиновение 399 ; [раньше] он служил общим торговым местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляли рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозили на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни. Перед городом на расстоянии ста стадиев лежит остров Алопекия 400 , имеющий смешанное население; неподалеку на озере есть и другие островки. Танаис отстоит от устья Меотиды, если плыть прямо на север, на две тысячи двести стадиев, а если плыть вдоль берега, то [выйдет] немного больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006