Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАНСКАЯ ЕПАРХИЯ [греч. παρχα Αλανας] К-польского Патриархата , одна из древнейших на территории РПЦ. Существовала с нач. X до кон. XVI в. на северо-востоке периферии Византийской империи в пределах «страны алан» (Алании) на Сев.-Зап. Кавказе. Алания Алания Этноним «аланы» (греч. Αλανο, лат. Alani) в античных и средневек. источниках обозначал группу ираноязычных племен, родственных сарматам . Согласно общепринятой гипотезе В. И. Абаева, это имя восходит к древнеиран. aryana - древнему самоназванию индоиран. народов (ариев). Впервые оно встречается во II-I вв. до Р. Х. в названии сарматского племени роксоланы (Plin. Hist. nat. IV 80; возможный перевод - «светлые аланы»). К сер. I в. по Р. Х. аланы появляются в местах расселения сарматских племен (в частности, сираков и аорсов, обитавших на Сев. Кавказе и в Предкавказских степях). На тесную преемственную связь аланов с сарматами указывают составные термины - «аланорсы» («алано-аорсы») у Птолемея (II в.), «алано-сарматы» у Маркиана Ираклийского (IV в.), а также археологические материалы. На страницах хроник народ алан появляется в I в. по Р. Х. (Иосиф Фл. Иуд. древн. VII 244), когда близ сев.-вост. границ Римской империи, на равнинах Сев. Причерноморья, где ранее кочевали скифские и сарматские племена, возникло новое мощное военно-политическое объединение. Кочевники-аланы многократно потрясали своими набегами соседние страны, одновременно сталкиваясь и общаясь с десятками др. древних народов и племен в добрососедстве и союзничестве или на полях сражений в Европе, Азии и даже в Африке. История алан тесно переплелась с историей многих народов, в первую очередь Юго-Вост. Европы, включая и народы, жившие в ср. века на юге России. В 70-х гг. IV в. аланский племенной союз, занимавший огромную территорию от Сев. Прикаспия до Причерноморья, был разгромлен гуннами . Значительная часть алан ушла в Зап. Европу. Опустошив в союзе с герм. племенами рим. провинции Галлию (406) и Испанию (411), в топонимике к-рых сохранились многочисленные следы пребывания алан (Алансон во Франции, Гото-Алания - Каталония в Испании), они были вытеснены оттуда вестготами (429) в Сев. Африку, где приняли участие в формировании гос-ва вандалов . Массовая миграция алан от нашествия гуннов шла и в направлении высокогорных областей Кавказа, результатом чего явилось смешение их с автохтонным населением, принадлежавшим к иберо-кавк. семье. Это определило в дальнейшем неоднородность аланской этнической среды, а равно и материальной культуры северокавк. алан. Данные археологии показали, что уже с V в. наблюдается различие в материальной культуре Зап. (бассейн р. Кубани) и Вост. (бассейн р. Терека) Алании и наличие в ней 2 родственных племен (Коваленская). Позднее выявилась еще одна, промежуточная ветвь в центральной части Сев. Кавказа (Приэльбрусье).

http://pravenc.ru/text/64006.html

Тезис о том, что Е. Г. Пчелина была также блистательным историком [там же, с. 11], равно трудно поддержать и отвергнуть. Будучи по складу мультидисциплинарным — в современной терминологии — исследователем, она широко привлекала исторические материалы, с неизменной добросовестностью изучая доступные источники и накапливая сведения. Достоверность аналитических выводов могут оценить только специалисты; к сожалению, основная часть ее исторических или преимущественно исторических по содержанию работ осталась неопубликованной, ряд не был завершен. Историческая составляющая была исходно значительна в текстах и материалах, связанных с Нузальской часовней, Давидом Сосланом и царицей Тамарой. Из четырех завершенных статей к научным относятся: третья газетная публикация 1946 г. на осетинском языке написанная тогда же и увидевшая свет только в 2013 г. «Нузальская часовня „Нузалы аргъуан“» с. 14–31], «Нузальская часовня в Северной Осетии» экземпляр которой поступил в архив СОНИИ и был доступен ученым, а также работа 1965–1966 гг., хранившаяся в личном архиве (но, вероятно, при жизни автора доступная для прочтения) и в основном повторяющая более ранние Концепция погребения в часовне именно Давида Сослана была выдвинута ею до раскопок, произведенных летом 1946 г., и отстаивалась до конца дней. В подтверждение был собран ряд исторических и даже литературных данных, развернутой критике теория не подвергалась четверть века, возможно, по формальной неопубликованности представляющих ее основных работ. Трактовку Пчелиной суммарно изложил в своей монографии тесно сотрудничавший с ней в 1960-е гг. Т. Б. Мамукаев с. 32–36, 104–115]. Этот взгляд оспорил знаток грузинских исторических источников и палеографии И. А. Лолашвили В. А. Кузнецов свои критические замечания относительно идентификации погребения, времени постройки, назначения часовни и др., высказанные в 1970–1980-х гг., обобщил в соответствующем разделе монографии 1990 г. с. 50–104]. Д. В. Белецкий убедительно подтвердил выводы предшественника об отсутствии перестроек и эволюции использования здания, обосновал идентификацию некоторых фресок канонического ряда, соответствие росписей восточнохристианской традиции без следов местных влияний, наиболее вероятное изображение в ктиторском ряду не царской алано-осетино-грузинской династии, как считала Евгения Георгиевна, а представителей местной знати, один из которых при жизни заказал для себя усыпальницу сообразно традициям эпохи О значимости исторической составляющей работ Е. Г. Пчелиной о Нузале и Давиде Сослане ныне сложно говорить, считая опровергнутой их базовую предпосылку. Сейчас они ценны скорее не интерпретационной, а историографической частью, подбором сведений о соправителе Грузии периода ее расцвета и самом памятнике, описанием вскрытого там погребения.

http://bogoslov.ru/article/6176976

История грузинского церковного противостояния красноречиво свидетельствует о пагубности маргинализации церковного сознания, вызываемой распространением раскольнической идеологии антиэкуменизма. Анализируя произошедшее, протоиерей Василий Кобахидзе особо подчёркивает опасность распространения идей, присущих раскольническому мировосприятию: «Мы сами виноваты в том, что не обращали внимания на ту антиэкуменическую пропаганду, которая велась в нашей Церкви. [...] Наш случай – урок. Существует огромная опасность» 899 . V.4.3. Епархия Южной Осетии – Алании «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции (Аланская епархия Республики Южная Осетия) Помимо раскола архимандритов Иоанна (Шеклашвили) и Григория (Губахидзе), новейшая история Грузинской Православной Церкви была омрачена возникновением на её канонической территории не канонической православной епархии Южной Осетии – Алании, входящей в юрисдикцию старостильнического «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции. Предпосылки зарождения раскольнической Аланской епархии глубоко коренятся в тенденциях политического сепаратизма южноосетинского народа, стремящегося к политической независимости от Грузии и воссоединению с Северо-Осетинской Автономной Республикой в составе Российской Федерации. Объективное изучение истории возникновения старостильнической Аланской епархии представляется абсолютно невозможным без осмысления уникального церковно-исторического пути, пройдённого осетинским народом. Следует отметить, что осетины принадлежат к северо-восточной группе иранских языков и в национально-культурном отношении далеки от соседнего с ними грузинского народа. Процесс формирования осетинского этноса начался в IV–V веках, когда на территорию Северного Кавказа переселились аланы, выделившиеся из племени сарматов около I века н. э. Смешавшись с местным кавказским населением, аланы сохранили свой язык, культуру и национальные традиции. Окончательное завершение процессов формирования осетинского (алано-осского) народа произошло в XVIII столетии 900 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

748 . Β V в. здесь жили готы, и спустя столетие Прокопий Кесарийский пишет о них как об оседлых крестьянах и «энспондах» – союзниках Империи. В вв. на Эски-Кермене наблюдается характерный готский тип склепов с дромосами, известный по могильникам Суук-Су и Узень-Баш в обширной, площадью 5000 га, плодородной Байдарской долине, очевидно, являвшейся ядровой территорией «хоры Дори», «готской земли» 749 . По мнению В.В. Кропоткина, могильник конца VI–VII в. около Чуфут-Кале мог принадлежать уже смешанному алано-готскому населению 750 . Впрочем, если верить Прокопию, крымские готы еще существовали как особый этнос. Материалы некрополей показывают, что в это время здесь распространился специфический готский обычай ношения широких поясов с большой пряжкой и двух фибул 751 . Признаки готского этноса выделяются и в антропологических материалах, например, Эски-Керменского могильника, которые демонстрируют примесь североевропейской долихокранной расы 752 . Процесс ассимиляции сравнительно малочисленных готов и балтов сармато-аланами, вероятно, завершился лишь к концу VII в. 753 , причем свою лепту в этот процесс внесло ромейское воздействие, которое, несмотря на отсутствие реальной этнокультурной эллинской основы, заставило эти народы быстрее «терять свое лицо». К примеру, нательные кресты и надгробные плиты с изображением крестов известны в Инкермане уже в вв., а к VIII в., как уже было сказано, постепенно перестает практиковаться в массовом порядке обычай искусственной деформации головы, вероятно, в силу влияния христианизации 754 . В окрестностях Херсона ромейские союзники были большей частью крещеными. Обращает на себя внимание сокращение в инвентаре многих погребений глиняной и стеклянной посуды, используемой для заупокойной пищи, предметов обихода (ножей, кинжалов, кресал с кремнями, удил, рыболовных крючков), а также наличие, пусть редких, бронзовых нательных крестов, сделанных по ромейским образцам, перстней с христианскими символами или монограммами на щитках, официально разрешенных амулетов – медальонов в виде коробочек или пластин с изображением креста, св. Мина, св. Георгия, св. Даниила со львами, Богоявления (Христа, Иоанна Крестителя и ангела), наконец, крестов, прочерченных на закладных плитах склепов, известняковых надгробий в виде креста или с его изображением (могильники у высоты Сахарная головка, Узень-Баш, Скалистого, Суук-Су, Эски-Кермен, Лучистого) 755 . Языческие традиции погребального обряда оставались живучи, видимо, к ним проявлялась толерантность даже со стороны крещеных, либо последние по-своему переосмысливали их, но постепенно, медленно они все же сдавали позиции под влиянием христианства. К тому же надо учесть, что наличие погребального инвентаря не столь надежный индикатор язычества, как представляется: его содержали ранневизантийские захоронения во многих странах с давними традициями христианства, причем порой даже в церквах или около них 756 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поставил Кавкасийского митрополита и тем самым нарушил права К-польского патриарха, за что и был низложен Каллистом I ( Hunger. Register. 1981. Tl. 3. S. 212-229, N 215). Однако в 1364 г. права Симеона, в т. ч. на «места около Алании, Кавкасии и Ахохии», были подтверждены патриархом Филофеем Коккином ( Miklosich, M ü ller. 1860. T. 1. P. 477-478. N CCXXI; о деле Симеона см.: Hinterberger M. Die Bezeichnung für eine mongolische Urkunde im Patriarchatsregister von Konstantinopel: διαλεχιον-jarlïγ//JÖB. 1999. Bd. 49. S. 177-180; Kresten O. Die Affare des Metropoliten Symeon von Alania im Spiegel des Patriarchatsregisters von Konstantinopel//Anzeiger der phil.-hist. Klasse der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. W., 2002. Bd. 137. S. 5-40). Т. о., Филофей рассматривал действия Симеона как законные, что может свидетельствовать о том, что к началу его Патриаршества (1353) Кавкасийская епархия вновь вошла в состав Аланской митрополии. Произойти это могло еще при патриархе Исидоре I Вухире (1347-1350), к-рый также упразднил раздел Киевской митрополии. Поскольку в акте 1364 г. Кавкасия названа наряду с Ахохией, исследователи предполагают, что эти области располагались неподалеку друг от друга ( Малахов С. Н. К истории Аланской митрополии К-польского патриархата (местонахождение визант. Ахохии)//Мир Православия. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 20-24; Кузнецов. 2002. 80-82; Малахов С. Н. Алано-визант. заметки. [Ч.] 3//Византия: Общество и Церковь: Сб. науч. ст. Армавир, 2005. С. 280-281). Кузнецов считает Ахохию соответствующей горной зоне Сев. Осетии. Малахов связал это название с абхаз. названием убыхов «агухоуа» и абхазско-абазинским обозначением кабардинцев «агвхъауа» (народ, находящийся в начале середины, или люди, живущие у начала (истока) р. Гвым (Гум=Кума)). Также Малахов приводит фольклорные воспоминания о христ. епископе (шехнике) из одной черкес. песни. Однако позднее исследователь, сопоставив Ахохию с топонимами на итал. картах (Auchaxia, Auogassia и подобные), а также с нартовскими мифотопонимами «море Ахох» и «гора Ахох», разместил Ахохию в районе Цандрипша (Абхазия).

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Алания – область на северном Кавказе, населенная в средневековье аланами и асами-ясами. Аланы – ираноязычные племена центрально-азиатского происхождения. С I в. жили в Предкавказьи, Приазовье и Подонье. В III в. пришли в Крым вместе с готами. После нашествия гуннов часть А. отправилась вместе с ними на запад, а часть осела в предгорной части Крымского полуострова, где вместе с готами составила основную массу населения. Это дало возможность некоторым средневековым авторам, а вслед за ними и современным исследователям называть средневековое население предгорного Крыма гото-аланами или алано-готами. А. явились авангардом большой группы племен, продвинувшихся из центральной Азии и вошедших в состав Западнотюркского каганата. Понятие А. в раннее средневековье, вероятно, прикрывало собой целый союз племен. В середине VI в. они покорили большую часть Подунавья и вторглись на Балканский полуостров, а в 626 г. вместе со славянами и персами пытались штурмовать Константинополь. В начале Х в. произошло крещение асов-ясов в западной части Алании, хотя правители А. еще исповедовали иудаизм. При втором патриаршестве Николая Мистика (911–925 гг.) в Алании была создана епархия Константинопольского патриархата, которая позже была превращена в митрополию с центром в Кабардино-Балкарии (см.: Феодор Никейский). Государство А. на северном Кавказе обладало политической самостоятельностью и в IX-XI вв. играло определенную роль в византийской дипломатии. X-XII вв. являются периодом наивысшего расцвета военного могущества и культуры аланского населения северного Кавказа. В исторических источниках средневековые крымские А. известны как «малые аланы». Вероятно, в XIII-XV вв. А. занимали территорию к северу от Херсона и Крымской Готии. Центром их области источники называют крепость Кырк-ор (Чуфут-Кале). В период позднего средневековья А. вместе с готами составили основу для формирования крымских (мариупольских) греков. Албания – см.: албанцы. Албанцы – этноним, появившийся в византийских источниках с XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

459 Очевидно, в первоисточнике упоминались некие ориентиры для размеров разрушения в городе, но они были опущены Никифором, не понявшим их смысл (ср.: «Хронография», 711/712 г.). 460 В греческом тексте – de ton choron touton archontes. Речь идет об архонтах тех кастра и полисмата алано-готских областей, архонтий, а позже климата Юго-Западной Таврики, которые или уцелели, или вновь были избраны после карательной экспедиции Юстиниана II. Вместе с тем, название этих «правителей областей» в Крыму архонтами, а самих областей архонтиями, наряду с таким же названием для Ильи, тудуна, военачальников Юстиниана II, князя болгар, Тервела, показывает, что Никифор, как и Феофан, использовал этот термин в широком значении «начальник», «правитель», «лидер», «командир», «вождь», а не в строгом административном смысле (Храпу- нов Н. И. Администрация византийского Херсона в VIII – начале IX вв.//ПИФК. – M.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 572). 461 Никифор не посчитал важным назвать прозвище Георгия – Сириец и его должность – логофет геникона. Он такжн опустил имя Христофора, турмарха Фракисия (ср.: «Хронография», 711/712 г.). Упоминаемые далее триста воинов находились в подчинении этого архонта. 462 Феофан называет только одного «архонта», впущенного в город вместе с логофетом геникона и эпархом – турмарха Христофора. Кто были остальные «начальники», сопровождавшие этих лиц, составлявшие свиту, и какова их судьба, остается неизвестным. Ясно, что их было немного, несколько человек. 463 В отличие от Феофана, Никифор не сообщает повод для этого убийства и называет в числе принесенных в жертву протополита Зоила («убили всех»), а не только турмарха Христофора со стратиотами. 465 Если вести отсчет событий с 710 г., тогда провозглашение Вардана василевсом могло произойти в любой из летних месяцев следующего 711 г., вплоть до ранней осени. Как и Феофан, Никифор ниже уточнил событийный ряд, отнеся провозглашение Вардана ко времени второй карательной экспедиции, когда, не взяв город, осаждавшие вынуждены были заключить перемирие (ср.: «Хронография», 711/712 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на имя Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II о возвращении в каноническую Церковь . Прошение было удовлетворено, а за покаявшимися последовало несколько десятков их приверженцев 923 . Тем не менее, на канонической территории Грузинской Православной Церкви по состоянию на 2007 г. сохранились структуры, подчиненные «Бостонскому Синоду», к числу которых относятся Свято-Успенский храм в Тбилиси, скит святого Максима Исповедника в деревне Абастумани, храм святого великомученика Георгия Победоносца в Шемокмеди и храм святителя Николая в Кутаиси. Административное возглавление грузинских приходов продолжает осуществлять протопресвитер Андрею Борода, постоянно проживающий в США 924 . Обстановка церковной нестабильности была использована и лжепатриархом Киевским Филаретом (Денисенко), который в мае 1997 г. «рукоположил» в сан епископа грузинского священника. Однако УПЦ КП не удалось утвердиться в Грузии, поскольку новорукоположенный лжеиерарх, не найдя поддержки, принес покаяние 925 . Вышеизложенная история грузинского церковного противостояния красноречиво свидетельствует о пагубности маргинализации церковного сознания, вызванной распространением раскольнической идеологии антиэкуменизма. При анализе произошедшего протоиерей Василий Кобахидзе особо подчеркивает пагубность распространения раскольнического мировосприятия: «Мы сами виноваты в том, что не обращали внимания на ту антиэкуменическую пропаганду, которая велась в нашей Церкви. […] Наш случай – урок. Существует огромная опасность» 926 . Следует отметить, что осетины принадлежат к северо-восточной группе иранских языков и в национально-культурном отношении далеки от соседнего с ними грузинского народа. Процесс формирования осетинского этноса начался в IV-V вв., когда на территорию Северного Кавказа переселились аланы, выделившиеся из племени сарматов около I в. н.э. Смешавшись с местным кавказским населением, аланы сохранили свой язык, культуру и национальные традиции. Окончательное завершение становления осетинского (алано-осского) народа произошло в XVIII ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. VI в. позиции Византии в К. несколько ослабли. В 576 г. вторгшиеся в К. тюрки разграбили Боспор и неск. др. поселений, угрожали осадой Херсонесу, но захватить его не смогли. Однако тюрки, чья держава вскоре распалась, не смогли закрепиться в К. Пострадавший от них Боспор временно пришел в упадок, хотя и остался под управлением имперских чиновников; в VII-VIII вв. он редко упоминается в источниках. Херсон в ранневизант. период был центром распространения христианства в Юго-Зап. К. среди аланов и готов. По свидетельству Прокопия Кесарийского (сер. VI в.), гот. племена, в т. ч. жившие в К., были христианскими ( Procop. Bella. VIII 4). Описанная им страна Дори, населенная готами ( Procop. De aedif. III 7), простиралась, вероятно, от Алустона до устья р. Чёрной, где обнаружены однотипные алано-гот. некрополи. До образования самостоятельной Готской епархии, скорее всего в 1-й пол. VIII в. ( Айбабин. 1999. С. 105-111, 208), область Дори находилась в церковно-адм. подчинении Херсону. Это подтверждает подпись Георгия, носившего титул епископа Херсона Дорантского, под деяниями Трулльского Собора 692 г. ( Mansi. T. 11. P. 992; Васильев. 1927. С. 189-191; Айбабин. 1999. С. 161). 2-я пол. VII-VIII в. в истории К. считается «темными веками», в т. ч. из-за отсутствия археологических слоев, датированных этим временем. Однако, по имеющимся данным, Херсон оставался достаточно развитым провинциальным византийским городом, здесь продолжали действовать все храмы, построенные в VI - нач. VII в. Весной 655 г., при имп. Константе II в Херсон был сослан папа Римский свт. Мартин I за активное противодействие монофелитству , к-рое в то время считалось офиц. доктриной К-польской Церкви. Прожив в ссылке полгода, он умер 16 сент. 655 г. Тяготы и страдания, перенесенные во время пребывания в городе, папа описал в письмах ( Бородин. 1991). Память о св. Мартине и его могила в мон-ре Богоматери Влахернской, располагавшемся недалеко от крепостных стен Херсона, на протяжении ряда столетий почитались как в городе, так и далеко за его пределами. С 646 г. в Херсоне и «крепостях соседних племен» отбывали ссылку братья монахи Евпрепий и Феодор. Евпрепий, умерший в окт. 655 г., вскоре после папы Мартина, был похоронен в том же мон-ре Богоматери Влахернской. Феодор пережил брата на 12 лет и успел сообщить важные сведения автору схолии, повествующей об их ссылке и о пребывании св. Мартина в Херсоне ( Шестаков. 1908. С. 120-121).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Бахчисарай. Успенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Крым, Бахчисарайский район, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1 Координаты: 44.744501, 33.910187 Проезд:автобусом от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост. " Староселье " , далее около 700 м на юго-восток по ущелью Марьям-Дере. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. В учёном мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX вв. бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалёку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI в. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения. Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV в. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками 1475 году он был перенесён на новое место. Эту версию поддерживал известный учёный XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на рукописи, которые не дошли до наших дней. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молится среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Посол московский историк Лызлов в своём труде «Скифская история» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы… Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

http://sobory.ru/article/?object=00290

  001     002    003    004    005