ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Почему бога почти наверняка нет «Боинг-747» к полету готов Естественный отбор пробуждает сознание Нечленимая сложность Поклонение «белым пятнам» Антропный принцип: планетарный вариант Антропный принцип: космологический вариант Конференция в Кембридже  ГЛАВА ПЯТАЯ Корни религии Императив Дарвина Прямые преимущества религии Групповой отбор Религия как побочный результат чего-то другого Психологическая предрасположенность к религии Осторожно, не наступи на мои мемы Карго-культы  ГЛАВА ШЕСТАЯ Корни нравственности - почему мы хорошие? Возникла ли нравственность в процессе эволюции? Наглядное исследование происхождения нравственности Зачем быть хорошим, если бога нет?  ГЛАВА СЕДЬМАЯ «Священная» книга и изменчивая мораль Zeitgeist Ветхий Завет Разве Новый Завет не лучше? Возлюби ближнего своего Нравственный Zeitgeist А как же Гитлер и Сталин? Разве они не были атеистами?  ГЛАВА ВОСЬМАЯ Что плохого в религии? Зачем на нее нападать? Фундаментализм и ниспровержение науки Темная сторона абсолютизма Вера и гомосексуальность Религия и неприкосновенность человеческой жизни Великий софизм о Бетховене Как «умеренная» вера питает фанатизм  ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Жестокое обращение с детьми и бегство от религии Насилие физическое и духовное В защиту детей Скандал на ниве образования И опять — о пробуждении сознания Религия как часть литературного наследия  ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Такая нужная ниша? Чудик Утешение Вдохновение Всем паранджам паранджа  Приложение. Краткий перечень полезных адресов для лиц, желающих избавиться от религии и нуждающихся в поддержке Использованные в книге и рекомендованные публикации Примечания Указатель имен и произведений   Священник Олег Мумриков, специально для портала «Богослов.Ru» Комментарии ( 10): Никита Дмитриев, Москва 13 февраля 2009г. 21:17 Познания господина Докинза в религиозной ограничиваются уроками англиканского вероучения в в школе. Ему явно не хватает знакомством с массивом советской атеистической литературы. Но подан материал в красивой обертке и достаточно ярко. Однако эта книга - замечательна в одном аспекте: она утверждает Бога. Хоть и от обратного. Со страниц льется личная ненависть Докинза к Личному Богу. Эдакий памятник Иуде, которые грозит кулаком небу (памятник, который хотели поставить в 20-х гг. на свежебольшевизированной Украине). Ведь России так и не написана история советского атеизма и религиоведческое описание атеизма. Даже нет полноценных аннотированных библиографий атеистической литературы советского периода. А жаль, надо сказать. Еще очень жаль, что атеисты - это бывшие христиане, как Докинз. Вот уж правда - атеист: человек, люто ненавидящий Бога за то, что Его нет. А знакомства с творениями Демьяна Бедного и Ярославского (в миру Губельмана) Докинзу и вправду не хватает.

http://bogoslov.ru/article/380272

Правда, первоначально изменения были небольшие. Митрополитам Сергию, Алексию и Николаю не препятствовали в распространении своих патриотических воззваний к пастве, хотя это и являлось нарушением советских законов. Полностью прекратилась антирелигиозная пропаганда, была свёрнута деятельность «Союза воинствующих безбожников». Впрочем, официально никто его не распускал. И.В. Сталин через своего секретаря А.Н. Поскребышева «порекомендовал» «главному безбожнику» Е. Ярославскому (Губельману) публично отметить новую патриотическую позицию Церкви. Тот не посмел ослушаться и после долгих сомнений 2 Сентября подготовил для печати статью «Почему религиозные люди против Гитлера». Новый идеолог религиозного патриотизма подписался под статьёй не без ёрничества: Каций Адамиани. В статье, первоначально рассчитанной сугубо на зарубежных читателей, высоко оценивалась патриотическая деятельность Московской Патриархии, а также некоторых других Церквей СССР. 475 А в 1942 году вышла другая статья Е. Ярославского о православном христианском писателе и Русском националисте Ф.М. Достоевском. 476 Метаморфоза «главного гонителя» Церкви в 1920–1930-х годах особенно показательна. К Октябрю 1941 года были закрыты практически все антирелигиозные периодические издания. Флагман же советского атеизма, журнал «Под знаменем марксизма» начал печатать статьи о выдающихся Русских исторических деятелях, великом Русском народе, героизме советских солдат и тому подобном, – а в 1944-м году и вовсе прекратил своё существование. В Июле-Августе 1941 года ещё нередки были аресты священнослужителей, но с осени они почти прекратились. Более того, из лагерей освободили десятки священнослужителей, в том числе к Сентябрю 1943 года шесть архиепископов и пять епископов. Появилась первые, пока ещё редчайшие случаи восстановления закрытых храмов. Так, последний Свято-Троицкий храм Нижнего Новгорода (г. Горького) перестал действовать 10 Декабря 1940 года, а вновь был открыт с 10 Августа 1941 года. 477 Религиозные центры СССР правительство признало de facto , им снова разрешили устанавливать связи с заграничными организациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Олег Алексеев " Политическое Православие " или православная политика? Источник:  Русский журнал То, что религиозный фактор (в рамках настоящей статьи пойдет речь преимущественно о Православии) стал существенной составляющей программ многих претендентов на места в Государственной думе, уже особо никого не удивляет и воспринимается практически как должное. Вместе с тем это нейтрально-одобрительное отношение избирателей уже само по себе весьма примечательно и говорит о многом. В том числе хотя бы о том, что настроения населения в этом плане изменились даже за исторически весьма короткий период со времени прошлых выборов. А значит, эта ставка на религиозные чувства электората отнюдь не случайна, но в той же мере, похоже, и не напрасна. Вообще, если не будет откровенных сенсаций при подсчете голосов (в том числе по поводу того, как их посчитают), то вполне справедливо замечание А.Морозова насчет того, что конфессиональный фактор может сделать выборы 2003 более интересными. Есть, однако, несколько моментов, которые, на мой взгляд, стоило бы учесть для понимания общего контекста происходящего. Во-первых, само " предвыборное " отношение к религии как у отдельных политперсон, так и у партий в целом весьма неоднородно. Условно можно говорить о трех вариантах: религию используют, практикуют или терпят, то бишь демонстрируют свою толерантность к ней. Идти на четвертый вариант – откровенно антирелигиозный – особо никто не рискует, очевидно, полагая потери среди православных избирателей для себя более существенными, нежели убытки в стане воинствующих атеистов. Тех, кто " использует " , пожалуй, более всего, и ничего нового в этом плане текущие " предвыборы " пока не принесли. Чем больше приверженцев имеет та или иная конфессия в стране, тем сильнее соблазн " освятить " собственные предвыборные лозунги непререкаемым авторитетом веры. Причем, что интересно, находятся аргументы в пользу прямо противоположных доктрин: от вольницы для предпринимательства до чуть ли не диктатуры пролетариата. Особенно характерно это для левых, которые смеясь расстались со своим прошлым в лице недоброй памяти Емельяна Ярославского (Губельмана), основателя и бессменного руководителя Общества воинствующих безбожников, редактора журнала " Безбожник у станка " . Расхождение религии с социализмом посчитали досадным недоразумением и махом " подправили " классиков в вопросе, который те на самом деле почитали принципиальнейшим для марксизма.

http://religare.ru/2_7465.html

На это обратили внимание многие критики. Так, Сергей Ходнев в «Коммерсанте» показал всю беспомощность языковых упражнений Колядиной: «Даже профан в исторической грамматике удивится перлам вроде «Отче, где нашедши ты лосиный череп?» или «Аз за что купила, за то и продаю». Тем более что персонажи периодически забывают о том, что они старинные. Феодосье сообщают, что она «арестована» (хорошо хоть, что права не зачитывают), а мастер-солевар изъясняется почти в стиле современной техдокументации… ”. Мартын Ганин решительно заключает: “ Перед нами текст, демонстрирующий все основные признаки культурной невменяемости, которую в просторечии называют графоманией ”. В этом контексте смешно говорить о важнейших языковых процессах XVII-XVIII веков: переходе диглоссии в двуязычие, стилистических программах Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Глупо вспоминать Лескова с его народно-благочестивым говорком, который он сумел уловить и запечатлеть в своих произведениях, создав неповторимый и оригинальный стиль. А у Колядиной это даже не амикошонское наречие современной развязной журналистики. И уже тем более не язык церковнослужителей и верующего народа, потому что в действительности на таком псевдо-старославе никто не говорил ни в XVII, ни в других столетиях. Это нарочито глумливый тон хама, который вломился в храм Божий и пытается неуклюже пародировать его священные глаголы. Не случайно в старину назначали специальное церковное наказание тем, кто с издевкой, всуе употребляет церковно-славянские обороты, о чем свидетельствуют древние епитимейники. И недаром русские писатели использовали этот языковой пласт, этот высокий стилистический регистр для передачи самых сокровенных чувств и мыслей своих героев. Вспомним “Мужиков” Чехова, где говорится о воздействии церковно-славянского на душу человека: “При слове «дондеже» Ольга не удержалась и заплакала. На нее глядя, всхлипнула Марья, потом сестра Ивана Макарыча”. А вот проработке темы “поповского мракобесия” у Колядиной могли бы позавидовать и воинствующие безбожники типа Губельмана-Ярославского. Особенно это касается темы исповеди – самого сокровенного и трудного церковного Таинства. Разумеется, таких немыслимых диалогов, которые приводит в своем сочинении стареющая фантазирующая дама, в реальности быть не может. Вот что говорится об этом, например, в книге “О должностях пресвитеров приходских” – первом в России руководстве для пастырей, вышедшем в 1776 году и впоследствии переиздававшемся более 20 раз (несколько лет назад книга была выпущена издательством Сретенского монастыря1).

http://pravoslavie.ru/43357.html

поиск:   разделы   рассылка Елена Чудинова Толоконные души Источник:  Эксперт Я бы и удержалась, как и предполагала вначале, от обсуждения этой темы, не получи она своего рода событийного развития. Литератор Дмитрий Быков выступил со статьей о положении дел в православии. Статья озаглавлена " Толоконные лбы " . Название, вне сомнения, заставило бы обрыдаться от зависти незабвенного Емельяна Ярославского (Минея Губельмана). Впрочем, в отличие от Губельмана, Быков не отрицает православия как такового, но просто сурово учит, как его надо улучшать. (Видимо, в силу незнания того, что на свете существуют различные юрисдикции, Быков то и дело адресует свои упреки РПЦ МП к православию как к таковому.) Итак, православие (оно же церковь, оно же до кучи именно РПЦ) так нехорошо, что чудом не навлекло еще на себя новых большевиков, оно косно, сервильно, до предела невежественно. Последнее меня как-то особенно удивило. Сейчас ведь не советские времена, когда царила негласная установка: брать в семинарии только деревенских. У советских была своя логика: так уж и быть, отсталый элемент пусть идет в попы, а образованным неча баловать. Так оно и для власти безопасней. Но с чего б это литератор вообразил, что среднестатистический священник сегодня интеллектуален менее, нежели он, собою любимый? Не столичный, отнюдь, не " продвинутый " (ненавижу это слово), а самый обычный? Я имею честь общаться с молодыми священниками и с Дальнего Востока, и с Крайнего Севера. И каждый раз эти (прости, Господи!) мальчишки, сияя, хвастливо вываливают передо мной гору книг из рюкзака: " Вот этого по интернету не закажешь, а это у вас тут дешевле, а еще вот забрел к букинисту... " Что за книги? Патристика на древних языках, монографии по древней и современной истории, само собой богословие... Ну и хобби – у кого кельтская культура, у кого – поэзия скальдов, словом, все то, что Быков, похоже, знает лишь по вершкам. Монблан Быкова – интеллигентский: вдумчивое многократное чтение " Доктора Живаго " , самой, не мною сказано, " переоцененной книги столетия " . У людей такого типажа это своего рода сублимация сакральных текстов. Ну а в предгорьях – потусить с Петрушевской, еще с Пелевиным, если, конечно, Пелевин согласится. Багаж Быкова – несколько неплохо изученных отечественных писателей XX столетия, но уже их имущество простукивается гораздо слабее. В активе наблюдается и известное знание литературы XIX века, опять же отечественной. Но почему литератор так убежден, что его ровесники, вышедшие из тех же самых школ, что и он, хуже него знают повесть " Дуэль " ?

http://religare.ru/2_89094.html

Современные православные апологеты часто говорят, что нынешние критики Церкви по уровню культуры приближаются к воинствующим атеистам времен Емельяна Ярославского. Рискну предположить, что дела у наших антиклерикалов гораздо хуже. В «Союзе воинствующих безбожников» имела место, как-никак, «идейная борьба с религией». Если обратиться к наследию советского атеизма 1920–1930х, можно заметить, насколько детально обличители религиозных предрассудков представляли себе церковную жизнь. Они ориентировались в церковном календаре, знали жития святых. Неслучайно для историков, культурологов номера «Безбожника» — бесценный источник знаний о церковной жизни в стране. Квинтэссенция раннего советского «безбожия» — образ московского беспризорника Антипки, героя знаменитых карикатур Моора, «украшавших» почти каждый номер «Безбожника у станка». «Бог — есть, но мы его не признаем», — говорил Антипка. Но нынешние безбожники, кажется, не доросли и до Антипки. Что и неудивительно — ведь большинство из соратников Ярославского-Губельмана являлись «бывшими верующими». Они могли породить не только пошлые стишки и примитивные картинки. Они могли снять качественное по тем временам художественное кино — например, «Праздник святого Йоргена», комедия Якова Протазанова по сценарию Сигизмунда Кржижановского, собирала в начале 1930х годов полные кинотеатры по всей стране. Во все века усиление позиций христианства в европейской культур сопровождалось углублением анти-христианской полемики, включая распространение антихристианского юмора. По мере того как христиане осуществляли «скрытый захват» Римской империи, появлялись «антихристианские» писатели-сатирики Лукиан, Цельс, Порфирий, Либаний… В Российской империи, где Церковь имела государственный статус, антиклерикальный юмор был представлен стихами Пушкина и «Очерками бурсы» Помяловского… Современные же враги «церковников» в России защищаются, кажется, не только двумя писателями — Владимиром Голышевым, Дмитрием Быковым, а все больше — хулиганскими выходками феминисток (что, впрочем, скорее политика, нежели юмор). Анекдоты «про попов» и вовсе нельзя считать оружием антиклерикальной пропаганды — в большинстве своем они банально не смешны, не говоря о неизвестной их авторам топорности смысла.

http://pravmir.ru/smeyatsya-pravo-ne-gre...

Современный российский антиклерикализм в плане юмора не породил ничего, кроме пары сотен пошлых анекдотов и нескольких десятков примитивных картинок-демотиваторов, будто сделанных в одной и той же студии студентами-практикантами. Предметом смеха во всех этих шутках является строго ограниченный набор образов: священник с толстым животом; жадный священник; священник на " мерседесе " ; глуповатая жена священника. Что характерно, православные миряне практически никогда не становятся объектом шуток. Видимо, антиклерикалы нас и в самом деле не замечают... Современные православные апологеты часто говорят, что нынешние критики Церкви по уровню культуры приближаются к воинствующим атеистам времен Емельяна Ярославского. Рискну предположить, что дела у наших антиклерикалов гораздо хуже. В " Союзе воинствующих безбожников " имела место, как-никак, " идейная борьба с религией " . Если обратиться к наследию советского атеизма 1920–1930х, можно заметить, насколько детально обличители религиозных предрассудков представляли себе церковную жизнь. Они ориентировались в церковном календаре, знали жития святых. Неслучайно для историков, культурологов номера " Безбожника " – бесценный источник знаний о церковной жизни в стране. Квинтэссенция раннего советского " безбожия " – образ московского беспризорника Антипки, героя знаменитых карикатур Моора, " украшавших " почти каждый номер " Безбожника у станка " . " Бог – есть, но мы его не признаем " ,  – говорил Антипка. Но нынешние безбожники, кажется, не доросли и до Антипки. Что и неудивительно – ведь большинство из соратников Ярославского-Губельмана являлись " бывшими верующими " . Они могли породить не только пошлые стишки и примитивные картинки. Они могли снять качественное по тем временам художественное кино – например, " Праздник святого Йоргена " , комедия Якова Протазанова по сценарию Сигизмунда Кржижановского, собирала в начале 1930х годов полные кинотеатры по всей стране. Во все века усиление позиций христианства в европейской культуре сопровождалось углублением анти-христианской полемики, включая распространение антихристианского юмора. По мере того как христиане осуществляли " скрытый захват " Римской империи, появлялись " антихристианские " писатели-сатирики Лукиан, Цельс, Порфирий, Либаний... В Российской империи, где Церковь имела государственный статус, антиклерикальный юмор был представлен стихами Пушкина и " Очерками бурсы " Помяловского... Современные же враги " церковников " в России защищаются, кажется, не только двумя писателями – Владимиром Голышевым, Дмитрием Быковым, а все больше – хулиганскими выходками феминисток (что, впрочем, скорее политика, нежели юмор). Анекдоты " про попов " и вовсе нельзя считать оружием антиклерикальной пропаганды – в большинстве своем они банально не смешны, не говоря о неизвестной их авторам топорности смысла.

http://religare.ru/2_97321_1_21.html

Их лишали возможности служить вследствие повсеместного уничтожения храмов и монастырей, подвергали остракизму в разнообразных формах, в том числе благодаря введенной практике лишения гражданских и политических прав как их, так и их детей. История и конкретные примеры страшного гонения на веру и Церковь запечатлены во многих, в том числе художественных произведениях: «Неугасимая лампада» Б. Н. Ширяева, «Отец Арсений» и многих других. Потрясающие картины преследований передал в своей автобиографии профессор-хирург и прославленный святитель нашей Церкви Лука (Войно-Ясенецкий). Вот первые слова этой исповеди: «О мати моя, поруганная, презираемая Мать, Святая Церковь Христова! Ты сияла светом правды и любви, а ныне что с тобой? Тысячи и тысячи храмов твоих по лицу земли Русской разрушены и уничтожены, а другие осквернены, а другие обращены в овощные хранилища ( Пс. 78. 4 ), заселены неверующими, и только немногие сохранились. На местах прекрасных кафедральных соборов — гладко вымощенные пустые площадки или театры и кинематографы» С. 6]. С середины 1920-х гг. советское правительство было серьезно озабочено вопросом усиления антирелигиозной пропаганды. Под главенством М. Губельмана (Емельяна Ярославского) с 1925 г. в стране действовал «Союз безбожников», в 1929 г. переименованный в «Союз воинствующих безбожников», который в 1932 г., в период своего наибольшего расцвета и могущества, насчитывал до 5,67 млн человек. Это была особая общественная организация, направленная против Церкви, которая объявила о начале «безбожных пятилеток», означающих борьбу с религией до полного ее истребления. Следует отметить, что коммунистическая партия и Советское государство строили планы уничтожения Церкви в течение всей советской истории постоянно, а не только в «безбожные пятилетки» (последнее советское постановление «Об усилении атеистической пропаганды» было принято в начале 1986 г.!). Советская антирелигиозная пропаганда зиждилась на трех «китах»: • недобросовестности атеистических лекторов и агитаторов; • невежестве слушающих; • у тех, кто мог ответить достойно, был крепко зажат рот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Слушали: Рассмотрение дела лиц, лишенных избирательных прав по с. Озеркам о гр. Колесникове Александре Ивановиче. Постановили: Колесников Александр Иванович, как служитель религиозного культа, т.е. священник, оставить в списках лишенцев, а также оставить его жену Колесникову Софью Ларионовну, как находящуюся на иждивении священника. Храм Свт. и Чуд. Николая, с.Озёрки, 1976 г., фото В. Перфильева 20 октября 1934 г., протоколом Павловская избирательная комиссия утвердила решение Озёрского сельсовета. Обычно занесение в списки лишенцев сопровождалось выселением или конфискацией имущества. Хронологически последней записью о. Александра является пометка о награждении его набедренником в 1937 г. епископом Саратовским Вениамином (Ивановым), прибывшим в Саратов 17 октября 1936 г. Бывший епархиальный миссионер и прекрасный проповедник, он был арестован 10 февраля 1937 г. и осенью того же года расстрелян. При этом в 1961 г. родственникам Владыки была выдана справка о его смерти якобы от цирроза печени в 1945 г. К 1937 г. Никольский храм с. Озёрки оставался единственным действующим храмом в районе, хотя ещё в 1929 г. на территории Павловского района действовали 9 православных церквей. Тезисы о создании «безбожных колхозов», выдвинутые на рубеже 1920-30-х гг. Союзом воинствующих безбожников, обрели зловещую конкретику в речи 1937 г. Е.Ярославского (Губельмана), заявившего, что «религиозные организации – единственно легальные реакционные вражеские организации». Набиравшая обороты антицерковная пропаганда использовала в своих целях даже ужасный Поволжский голод 1921-22 гг., спровоцированный продразверсткой в некогда изобильных хлебом землях. Продотряды забирали всё, даже посевные. Вымирали сёла. К 1922 г. органами ВЧК во множестве начали фиксироваться случаи людоедства. При этом коммунисты обвиняли Церковь в массовых голодных смертях, ища повод для разграбления храмов и изъятия вожделенных церковных ценностей. В это жуткое время, в Саратовской губернии, эпицентре голода, беспринципной травлей Церкви руководит ответственный редактор «Саратовских известий», член РКП(б) Иван Флеровский. Его можно считать одним из основоположников пропагандистских штампов, используемых и по сей день.

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr...

Отец Анатолий - руководитель душепопечительского центра по реабилитации лиц, пострадавших от оккультизма, тоталитарных сект, наркомании. Через этот центр прошли десятки тысяч людей, получивших здесь помощь, исцеление от тяжких недугов. Особенно близко к сердцу принимает о. Анатолий несчастье молодого поколения, растлеваемого " демократической " агрессивной пропагандой вседозволенности. " Чем дальше от времени Советского Союза, - говорил он по радио " Радонеж " (5 июля 2007 г.), - тем хуже духовное состояние молодежи " . Если в глубинах народного бытия не перестают нарождаться такие силы милосердия, то это значит, что в нем, в народе, живо христианство, ибо высшим выражением его и является милосердие. Ведь наше отношение к пораженным лишениями, страданиями людям Христос отождествляет с отношением к Нему Самому, берущему на Себя бремя " униженных и оскорбленных " , чтобы через эту непостижимую глубину милосердия пробудить сочувствие к ним (Мф. 25, 29-30). Поэтому то, что либералы взялись за вытравление в человеке, в народе " природных инстинктов солидарности и сострадания " , означает в сущности их бесовскую одержимость вытравить из сознания, жизни людей само христианство, Христа. Недавно опубликованное в печати (конец июля 2007 г.) пресловутое " письмо академиков " (Гинзбурга и др.) о якобы клерикализации в стране показало не только их духовно-культурную никчемность, ущербность, но и характерную для либеральной среды крайнюю агрессивность, ненависть к Православию в духе времен Троцкого-Губельмана (Емельяна Ярославского). Нельзя не сказать о подрывной антиправославной роли, которую играют вернувшиеся в нашу страну (за ненадобностью их там, за границей) диссиденты. Солженицына не устраивает " окаменело ортодоксальное, без поиска " Православие, как будто возможно Православие с " поиском " , с извращением, отменой его догматов. Известно, как обоготворял он папу Иоанна Павла Второго, называя его " благодатью Божией " , считая " великим счастьем " повторять это. И как он обвинял патриарха Пимена во лжи: " Но после лжи какими руками совершать Евхаристию? " " К освобождению от лжи кого же было призвать первыми, как не духовных отцов " и т.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010