Трапезная палата с Крестовой церковью была также сооружена в начале 16 века. Здание трапезной монументально, по внутренней композиции напоминает Грановитую палату Московского кремля. Примыкающая к ней Крестовая церковь - небольшой четырехстолпный одноглавый храм на подклете. В настоящее время лишена купола и используется под музейные помещения. Еще в 1218 году в монастыре была поставлена каменная Входоиерусалимская церковь. В первой половине 17 века ее заменило новое здание, завершавшееся тремя главами на горках кокошников. В 1831 году на волне борьбы с древней архитектурой ее заменили заурядной постройкой в стиле провинциального классицизма, с колоннадой и куполом. Освящена новая церковь была во имя Ярославских чудотворцев. Кроме трех храмов, в Спасском монастыре сохранились Святые ворота (1516), стены и башни 16-17 веков, удивительной красоты звонница 16-19 веков, а также настоятельские покои и кельи 17 века. Спасо-Преображенский монастырь, в Ярославле. Основан в 1216 году великим князем Константином Всеволодовичем; в 1788 году обращен в архиерейский дом. Здесь почивают открыто мощи святых князей Федора, Давида и Константина (см. 5 марта и 19 сентября) в церкви их имени. Ежегодно 22 июня в монастыре празднуется с крестным ходом из городского собора переложение мощей святых князей в устроенную святым Дмитрием Ростовским кипарисовую раку, которая ныне с почивающими в ней святыми мощами хранится в серебряной раке (устроенной в 1831 году). В монастырском Печерском храме Божией Матери особенно чтится Ее чудотворная икона, прославившаяся в 1823 году исцелением женщины, 17 лет страдавшей тяжким недугом. На этой Печерской святой иконе Богоматерь изображена в короне, восседающей на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими Ей коленопреклоненными преподобными Антонием и Феодосией Печерскими. Празднование в честь этой святой иконы совершается 14 мая. В монастыре имел временное пребывание в 1613 году царь Михаил Федорович. Отсюда была послана первая от царя грамота, извещавшая земскую думу о согласии его на принятие царского венца. Событие это увековечено в 1896 году часовней, устроенной в нижнем этаже Богородской башни. В книгохранилище монастыря имеются многие ценные рукописи XIII века (например Евангелие юсовое на пергаменте), XVI и последующих веков. При монастыре учреждена (с 1885 года) церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=00216

Евангелист переносил мучения кротко, благодарил Бога, что удостоил его пострадать за Христа, и с молитвой: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» – скончался. Это было около 68 года по Р. Х. Мощи св. Марка почивают в Венеции, куда в 828 г. перенесены были по случаю нашествия в Египет арабов-магометан. Глава хранится в Египте, в Александрии. Здесь же в храме хранится весьма древняя рукопись Евангелия Марка, писанная на египетском папирусе. Полагают, что она писана им самим. Частица мощей апостола имеется в Киево-Печерской лавре. Св. евангелист Марк изображается со львом потому, что начинает свое Евангелие проповедью Иоанна Предтечи в пустыне, подобно голосу льва там. Преподобный Сильвестр основал обитель на берегу реки Обноры, невдалеке от города Любима, Ярославской губернии, отчего и называется Обнорским. Он жил в XIV веке, во времена святителя Алексия, митрополита Московского, и Сергия Радонежского и был учеником сего последнего. По любви к уединению, с благословения своего учителя, удалился в дремучий лес, на берегу реки Обноры, где с открытием его уединения построил храм и основал монастырь. Святитель Алексий дал ему антиминс для храма, а самого поставил игуменом. Скончался св. Сильвестр в 1379 г. и погребен в своем монастыре. В 1764 г. монастырь обращен в приходскую церковь . Цареградская икона Божией Матери явилась в 1071 г. Список с нее находится в Успенской церкви, в Москве, на Малой Дмитровке. 26-е число Священномученик Василий был епископом в Понтийском городе Амасии, где и родился. Жил в начале IV века; он обличал идолопоклонников и утешал Христиан, страдавших от язычников; присутствовал на двух поместных соборах касательно церковного благоустройства и писал обличительные речи против лжеучения Ария. Император Ликиний, зять Константина Великого , воспылал страстью к служанке своей жены, прекрасной собой и благочестивой девице Глафире, и хотел удалить царицу, а на ней жениться. Но Глафира сказала об этом царице и просила, чтобы она спасла себя и ее от позора. Царица отправила Глафиру в Амасию, где святитель Василий принял ее на свое попечение. Царю же сказали, что Глафира умерла. В Амасии строили храм. Глафира, извещая царицу о своем пребывании в Амасии, просила о присылке пособия на храм. Ликиний узнал о переписке царицы с Глафирой и, разгневанный, потребовал к себе святителя и Глафиру. Дорогой Бог послал смерть Глафире. Святитель же был посажен в темницу. Через несколько времени Ликиний требовал, чтобы св. Василий отрекся от Христа. «Доколе будет дыхание в моем теле, до тех пор я буду верен Христу», – говорил святитель царю. Царь приказал отсечь ему голову и тело бросить в море. Перед казнью святитель молился о своем стаде, о возрастании Церкви Божией и рассеянии языческого нечестия. Мощи его, обретенные рыболовами в Синопе, были погребены в Амасии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

52 Предполагалось совершать то и другое богослужение в одном из селений, лежавших на пути из Печерского монастыря во Псков, на расстоянии 56 вер. 53 Из сего словесного Святительского наказа и из дальнейшего сказания летописца и печатной повести видно, что сначала, при установлении крестоходного чина, Преосвященный возымел желание брать в крестный ход и Чудотворную Икону Успения Пресвятыя Богородицы и икону Антония и Феодосия Киево-Печерских и даже править им службу, но после, вероятно в виду нового ходатайства Псковитян (см. ниже стр. 43) – изменил свое прежнее словесное распоряжение о сих 2-х иконах. Таким образом, во все крестные хода во Псков и по новому чину, продолжали брать из Печерского монастыря только две Богородичныя иконы: Умиления и Одигитрии и св. Николая Чудотворца, а также медную хоругвь – непременно. 54 Т. е. священнослужителей, пришедших с Иконами из Печерского монастыря и вышедших на встречу из Пскова. 58 Повесть стр. 19 об. В настоящее время встреча и сопровождение св. Икон делается у часовни Владычного Креста, но долго ли продолжалось это у Камно, неизвестно. 61 Городом назывался монастырь, по причине своей крепостной стены, с воинскою командою, с орудиями, многочисленною братиею, прислугою и проч. 62 В 1615 году, старец Дорофей, родом села Нижненикульского, Ярославской губернии, Рыбинского уезда, постриженик и старец Псково-Печерского монастыря, по случаю постоянных набегов неприятеля на этот монастырь, отправился на свою родину, взяв с собою из монастыря икону Божией Матери. Не доходя четырех верст до родины, при соединении двух рек – Черной юги и Белой юги, старец остановился для отдыха и поставил икону на дерево (по преданию – сосну), а сам заснул. Пробудившись, он хотел снять икону и нести, но икона оставалась неподвижною, и старец услышал от нея глас: «на сем месте воздвигнется обитель иноком, и людие страны сея ублажат Мя.» – Старец построил близь этого дерева часовню и жил здесь семь лет. Жители села, по смерти старца, несколько раз уносили икону в свою церковь , но она каждый раз возвращалась на дерево. Спустя не много времени по смерти старца Дорофея, при митрополите Варлааме, основалась здесь пустын, названная, по имени старца и местности, Югско-Дорофеевскою. (Предание сей пустыни, записанное и читаемое в церкви всенародно за всенощным Богослужением 3 Июня, в день принесения иконы на сие место). По случаю нескольких чудотворений, бывших от сей иконы, особенно избавления от чумы окрестных жителей, совершается ежегодно крестный ход с этой иконой в Рыбинск; носят её также в другие города.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

50 Мария Петровна Троепольская († 1816 г.). В справочнике «Московский некрополь» упомянута девица Елизавета Петровна Троепольская (1816–1851 гг.), по хороненная в Ваганьково, как и Мария Петровна (Московский некрополь. Т. 3. СПб., 1908. С. 223). Скорее всего, Елизавета была сестрой иеромонаха Арсения (Валентина), а соответствие дат рождает предположение, что Мария Петровна умерла при родах. 53 Иларион (Ремезов; около 1784–1852 гг.), иеромонах. В «Очерке жизни старца Илариона, иеромонаха и духовника Московского общежительного Симонова монастыря» (Странник. 1863. 4. 1 паг. С. 5–16) о. Арсений рассказал, что с самого поступления в Симонов монастырь проникся уважением и душевной преданностью к старцу Илариону, вверил себя его руководству. Молодой монах пользовался наставлениями старца, ежедневно открывал ему свою совесть. Иеромонах Иларион многому научил его: «Сколько услышал я от него светлых и глубоких истин относительно монашества! Как много раскрыл он мне познаний о внутренней молитве и сердечном делании,– познаний для меня новых и изумительных!» Они нередко молились вместе, и, как признавался о. Арсений, «во время сей молитвы весьма ощутителен бывал перелив молитвенной его силы в леностную мою душу». Старец Иларион много писал, составлял жития святых, исторические описания монастырей, делал подборки текстов Священного Писания , мнений отцов Церкви по различным вопросам. Очевидно, под его влиянием и сам о. Арсений (Валентин) всерьез взялся за перо. 54 Из всех чудотворных ярославских икон «новоявленной» в тот момент могла быть только Ярославская Печерская икона Божией Матери. Это была фреска в церкви в честь Происхождения честных древ Креста Господня при Ярославском архиерейском доме, она прославилась чудотворением в 1823 г. В другом тексте писатель упоминал об этом же паломничестве: «Благоговейное исступление перед Иконою Божией Матери в Я[рославле]. Оставило глубокое впечатление и утешительные воспоминания» ( Арсений (Троепольский) , иером. Письма о плодотворности… С. 516).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Ярославле на Мытном дворе, в 1889 и 1890 годах перестроенная по новому плану и фасаду в память чудесного события 17 октября 1888 года. 2) Дом каменный трехэтажный, в котором помещаются священноцерковнослужители Собора. Дом находится близ Собора, на берегу Волги, – построен в два этажа митрополитом ростовским и ярославским Ионой Сысоевичем в 1690 г. для временного пребывания архиереев ростовских, любивших иногда по несколько месяцев проживать в Ярославле. К дому этому принадлежали два каменных одноэтажных флигеля и церковь «на полатках» во имя святителя ростовского Леонтия. Церковь соединялась с домом посредством крытых переходов. В этом доме имела двукратное пребывание императрица Екатерина ИИ-я, посещавшая Ярославль в 1763 и 1767 годах. В первом году монархиня здесь пребывала с 25-го мая до 28-го числа, а во втором – с 9-го мая до 13-го. По открытии ярославского наместничества, в этом доме жили гражданские губернаторы, а по перенесении кафедры архиерейской из Ростова в Ярославль (в 1786 г.) дом этот перешел в собственность кафедрального Собора. В 1831 году он перестроен с накладкой на капитальные стены второго этажа каменного же третьего этажа. Существовавший при доме храм святителя Леонтия разобран в 1809 г., флигеля же – в 1820 году. Святыня, временно пребывающая в соборе Ярославский кафедральный собор принимает в свод стены, освященные его собственной святыней, еще другие святыни – четыре чудотворные иконы: 1) Толгскую Божией Матери, приносимую в неделю Расслабленного или третью по Пасхе из Толгской обители и провожаемую туда 1-го июля; 2) Владимирскую Богоматери, приносимую 3-го июля из ростовского Успенского Собора и провожаемую 22-го того же месяца; 3) Тихвинскую Богоматери, приносимую 3-го августа из ростовского Рождественского женского монастыря и провожаемую 26-го августа, и 4) святителя и чудотворца Николая, приносимую 8-го сентября из костромского Бабаевского монастыря и провожаемую в октябре месяце. II. Икона Владимирской Божией Матери. Написание этой иконы, принадлежащей ростовскому Успенскому Собору, относится к XI веку и тесно связано с именем преподобного Алипия, иконописца киевопечерского, который учился живописи у греческих художников, строивших великую церковь Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

С левой стороны от Толгского образа для поклонения выставлена икона Божией Матери «Знамение», написанная в XIX веке монахинями Серафимо-Понетаевского монастыря. На глазах богомольцев два десятка лет происходит чудо мироточения: по лику Божией Матери текут слезы. Когда малоцерковные посетители видят этот знак присутствия Богородицы, что-то в их душах переворачивается. Паломники едут также поклониться мощам святителя Игнатия (Брянчанинова), известного духовного писателя и аскета XIX столетия. Он был подлинным пастырем душ, и с отеческим участием наставлял каждого в вопросах духовной жизни. Благодаря тому, что в обители находятся его мощи, к нам приезжают многие деятели Русской Православной Церкви, монашествующие, богословы и семинаристы. Творения святителя переведены на множество иностранных языков. Нас посещают его почитатели из Сербии и Америки, Австралии и Румынии. Святитель Игнатий – духовный отец и наставник всех монашествующих, и мы, недостойные продолжатели его пути, счастливы тем, что являемся хранителями его мощей.      У нас пребывают частица Ризы Господней, частицы мощей святителей Николая и Спиридона, любимых и почитаемых в народе, частицы мощей братии Киево-Печерской лавры, раннехристианских мучеников и многих великих русских святых. Говорят, что если в храме пребывает частица мощей хотя бы одного святого, то и сам святой молится и за сие место, и за приходящих богомольцев. Сколько же святых ходатайствуют за нашу обитель и паломников! Как шутят богомольцы из других городов: «Матушки, вам и ехать никуда не надо – у вас тут и Иерусалим, и Греция, и Рим». Действительно, монастырь – уголочек рая на земле, «консульство Божие», в чем может убедиться любой желающий. Обитель представляет также отдельный интерес для историков и искусствоведов. На монастырском кладбище находятся семейные усыпальницы князей Урусовых и Голицыных. Под Спасским храмом нашли место упокоения генерал Николай Тучков, ставший прототипом Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, и первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов (1722–1788), выдающийся государственный деятель эпохи Екатерины II.

http://pravoslavie.ru/138934.html

На следующее утро продолжал я осматривать замечательные церкви Ярославля, с благословения Архипастыря и в сопровождении О.Ректора и другого любителя отечественной святыни. Мы начали с соборного величественного храма во имя Успения, который, однако, далеко уступает Ростовскому, хотя основан был тем же Великим Князем Константином Всеволодовичем. Щедрою рукою украсил он Ярославль, когда еще был удельным Князем; но вероятно основание Ростовского собора было более прочно, потому что на него не подействовали многократные пожары, а Ярославский до такой степени был опустошен пламенем, в 1501 году, вместе с княжескими палатами и Рубленым городом окрест их, что Великий Князь Иоанн принужден был выстроить новый собор. Тогда были обретены нетленные мощи Князей Василия и Константина, детей Всеволода, убиенного Татарскими на реке Сити, внуков храмоздателя, которые в свою чреду были также убиты Татарами на Тугой горе, в виду своей столицы. Радость сего обретения утешила в скорби и разрушении храма; но и этот собор был заменен новым чрез полтораста лет, при Царе Алексии Михайловиче, во вкусе Московских, и доселе красуется на месте древнего святилища Константинова. Еще чудотворная икона Алипиева, которая ежегодно приносится из Ростова, стояла внутри собора; и я с утешением ей поклонился, ибо скорбел, не найдя в прежней Митрополии сего заветного залога Печерского: древние иконы, коих священные лики издавна нам знакомы, особенно бывают близки сердцу. Там же поклонился я и местным иконам Спаса и Божией Матери, именуемой Ярославскою, к которым усердно прибегают граждане, со времен Благоверных Князей Василия и Константина, ибо они принесли святыню сию соборному своему храму. Мощи их собраны в серебряной раке, поставленной между столбов; я говорю собраны, потому что, по несчастью, в половине минувшего столетия, они сгорели от нечаянного пожара внутри храма. Если и скорбит о том сердце ревностных сынов Церкви, да не оскудеет вера их к угодникам Божиим. Телеса мучеников рассекаемы были по частям и неоднократно сожигаемы варварами, но тем не менее чествуются их останки; многолетнее же нетление, в недрах всепоглощающей тлением земли, достаточно засвидетельствовало миру святую жизнь сих новых Мучеников, пострадавших от Татар. Кто знает тайные суды Божии, наказавшие в свое время небрежность хранителей, утратою отчасти сокровища, для возбуждения усердия их к тем останкам, которые спасли, и уже с тех пор, хранят как зеницу ока.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ПЕТРА и ПАВЛА, древняя церковь в Ярославле, (см. Петропавловский мон.) УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Ростове. Первоначальное построение сей церкви относится к глубокой древности: она сооружеиа дубовая, в X веке, вторым Ростовским епископом Иларионом. В 1162 году она сгорела и на месте ее тогда ж св. князь Андрей Юрьевич Боголюбский положил основание каменному храму (при чем и мощи Святителей Леонтия и Исаии обретены), который кончен в 1170 году, а при епископе Луке и стенным писанием украшен в 1187 году; но простояв 34 года, он, в 1204, упал и, вместо его, заложен ныне существующий собор сыном Всеволода III, в. к. Константином I, а совершен внуком его, св. князем Константином Всеволодовичем Ярославским и Ростовским, в 1262 году. 21 июня 1408 года случился пожар, от которого храм сей столько потерпел, что – по словам летописи и «камение распадеся», иконы и сосуды золотые и серебряные, украшенные жемчугом и каменьями, погибли. В настоящее время собор сей есть один из лучших, по зодчеству и обширности своей. В XIII веке сделан в нем св. Игнатием епископом пол из красного мрамора и кровля свинцовая; а митрополит Иона украсил его стенным писанием. В иконостасе находится местная икона Божией Матери, написанная в XI веке св. Алипием Киево-Печерским. Здесь почивают нетленные мощи Святителей Ростовских: 1) Исаии, Епископа, открыто; 2) Леонтия, Епископа, под спудом, в малом приделе, внутри алтаря; 3) Игнатия, Епископа, открыто, в богатой раке; 4) Феодора, архиепископа, племянника св. Сергия Радонежского, открыто, и 5) Князя Ростовского Василько Константиновича, внука в. к. Всеволода III, под спудом. Тут же погребены: мать св. Василько, Княгиня Агафия; супруга его княгиня Мария (в иноч. Евфросиния); дети его, князья: Борис Василькович и родоначальник Князей Белозерских, Глеб Василькович, которого память уважается и доныне, как доброго богобоязливого и милостивого князя; тело его, чрез девять недель после кончины, внезапно в полночь вырыто из могилы, по приказанию епископа св. Игнатия, по неизвестной причине, и положено просто в мон. св. Спаса, что на Песку; за что митрополит Кирилл отлучал в 1280 св. Игнатия от священнослужения; но, как видно, в последствии останки кн. Глеба опять сюда перенесены: ибо каменная гробница его здесь, и соборное духовенство отправляет над нею и поныне панихиды в день св. Бориса и Глеба. Тут же погребены: супруга сего князя, княгиня Феодора, и прочие князья и княгини Ростовские, также и владыки здешние, как-то: Пахомий и Кирилл, епископы XIII в.; Матвей, Грек, епископ XIV в.; Вассиан, архиепископ, XV в.; Досифей, архиепископ, XVI в.; Варлаам, первый митрополит, посвященный Патриархом Иовом; митрополиты же: Uoha I , Кирилл, Варлаам II, бывший при венчании на царство Михаила Феодоровича, и умерший скоропостижно в Москве при встрече мощей митрополита Филиппа; Uoha II , посвященный Патриархом Никоном , Иоасаф и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Головний редактор Видавництва Московської Патріархії звершив богослужіння в храмах столичних вокзалів і підніс заупокійні молитви в 40-й день трагедії в Кемерові 4 травня 2018 р. 12:36 28 апреля 2018 года главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай совершил Божественную литургию в храме в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери на Киевском вокзале столицы. Богослужебные песнопения исполнил хор добровольческой организации «Небом живы». Волонтеры этой организации оказывают помощь бездомным на московских вокзалах. За Литургией молились пассажиры и сотрудники Киевского вокзала. После сугубой ектении епископ Николай вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии состоялась презентация новых книг Издательства Московской Патриархии владыка Николай провел беседу с волонтерами. Добровольцам были подарены книги о Пасхе Господней и другие издания. 3 мая, на сороковой день после трагедии в торговом центре в Кемерове, в часовнях и храмах московских вокзалов были совершены заупокойные богослужения. Епископ Балашихинский Николай вознес заупокойные молитвы в Никольском храме на Ленинградском вокзале и в часовне преподобного Сергия Радонежского на Ярославском вокзале — с этого вокзала отправляются поезда в Кемерово. Просветительский проект «С Богом в дорогу» осуществляется Издательством Московской Патриархии и ОАО «Российский железные дороги». В рамках проекта на железнодорожных вокзалах Москвы были открыты храмы и часовни, где возносится молитва к Богу за всех путешествующих и где каждый может помолиться перед началом пути. В вокзальных храмах совершаются Божественные литургии, в часовнях — молебны и акафисты, принимаются заявки на совершение треб. В храмах и часовнях на вокзалах столицы пребывают частица мощей блаженной Матроны Московской, чтимая икона святителя Митрофана Воронежского и другие святыни. В магазинах «Православная книга» при вокзальных храмах и часовнях представлены книги Священного Писания, молитвословы, святоотеческие книги, мультимедийные издания. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5191545...

Справа от Югской иконы Божией Матери находилась в иконостасе икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе и венцами «указной пробы Ярославской работы», возглавие было украшено драгоценным мелким жемчугом. С левой стороны находился образ святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна с житием. Эту икону также украшала серебряная риза с золоченым венчиком. В центре второго яруса иконостаса пребывал Печерский образ Богоматери, по обеим сторонам от которого находились две крестообразных рамы, в которых были помещены иконы двунадесятых праздников и пророков Исайи и Елисея. В третьем ярусе был помещен образ Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном Крестителем и двумя архангелами. Кроме иконостаса в часовне было еще десять икон разного размера в рамах и киотах. Именно часовня на подворье Югского Дорофеева монастыря становилась местом пребывания чудотворной иконы в дни крестного хода в Рыбинск. Пока этот образ носили крестным ходом, драгоценный оклад его оставался в обители – усилия жертвователей сделали его «столь дорогим, что епархиальное начальство запретило выносить его из обители, чтобы не провоцировать жадность возможных грабителей; на время крестного хода оклад надевали на копию иконы, занимавшую в тот момент в монастыре место чудотворного образа». Отметим, что другие копии чудотворной иконы хранились в тех местах, куда ее носили крестным ходом – в Угличе, Мышкине, Мологе, Пошехонье. Образ, хранившийся в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска, не только имел «жемчужную ризу с алмазной звездой», но и был заключен в серебряный киот весом более одного пуда. А в июле 1811 года вновь в Рыбинске случился большой пожар. На подворье огонь уничтожил кровлю и стропила. Но при этом удалось спасти недавно построенный вызолоченный иконостас часовни. В том же году здание восстановили, поправив при этом фасады и заменив колонны и капители. Кроме того, во дворе была построена новая баня и «каменная палатка для поклажи разных вещей», над которой устроили два жилых помещения, а также рядом возведены новая конюшня и погреб. Внутренний двор был вымощен булыжником.

http://sobory.ru/article/?object=34875

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010