Храм в       обители один, во       имя      Св. Троицы, с двумя приделами: во      имя прп. Сергия       Радонежского и свв. Кирилла и Афанасия Иерусалимских. При монастыре есть училище, богадельня и странноприимный дом. Управление игуменское. Югская Дорофеева пустынь в Рыбинском уезде. Югская Дорофеева пустынь находится в 17 верстах от г. Рыбинска и в верстах пяти от правого берега реки Волги, при слиянии рек Белого Юга и Черного Юга. Окрестности монастыря представляют из себя одну из живописнейших местностей в Ярославской губернии. Монастырь был основан в 1615 году старцем Дорофеем – подвижником Псково-Печерского монастыря. Отыскивая себе место для подвигов пустынножительства, старец Дорофей пришел в пределы теперешней Ярославской губернии, на место слияния рек Белого и Черного Юга. Здесь, по указанию свыше, он и избрал место для своих подвигов и для основания монастыря. На месте предполагаемого монастыря он поставил на дереве принесенную с собой икону Божией Матери «Одигитрия». Икона эта по месту своего нахождения на реке Юге стала называться затем Югскон и прославилась многочисленными исцелениями и чудотворениями. На том месте, где она была первоначально поставлена старцем Дорофеем, находится в настоящее время храм во имя иконы Югской Божией Матери. Чествование иконы Югской Божией Матери совершается 28 июля. В обители покоится и прах основателя ее старца схимонаха Дорофея, о жизни и подвигах которого до нас не дошло подробных сведений. В Югской же обители в первой половине текущего столетия подвизался и старец Адриан, прославившийся своей подвижнической жизнью. В нижнем этаже соборного Троицкого храма почивает в гробнице прах основателя монастыря. В настоящее время Дорофеева пустынь принадлежит к числу самых богатых и благоустроенных обителей в Ярославской губернии. При обители содержится на ее средства больница для оказания врачебной помощи братии пустыни, богомольцам и окрестным крестьянам. В амбулатории при больнице бывает свыше пяти тысяч приходящих больных ежегодно. Кроме того, при монастыре имеется превосходная школа на пятьдесят человек мальчиков. Управляет пустынью игумен. Женские обители

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник. Благоговейное отношение богомольцев к чудотворной Свенской иконе Божией Матери обнаруживается также в том, что перед ней молятся во всех важных случаях жизни. Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание или обозы с товарами, впадают ли в печаль или в радость — во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и жители окрестных мест приходят в св. обитель и усердно молятся пред св. иконой Богоматери. В соборной монастырской церкви Успения Богоматери св. икона Ее занимает первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат, а в теплой церкви монастыря для нее устроено особое место. Кроме подлинной чудотворной Свенской иконы Богоматери, в Свенском монастыре есть список с нее, очень древний, современный ее явлению. Эта св. икона украшена той золотой ризой, которая была прежде на чудотворной иконе и устроена при игумене этой обители Никодиме; весом риза около двух фунтов. При этой же ризе находятся жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном IV Bacuльebuчeм при отпуске ее из Москвы. На этом древнем списке иконы сохранилась следующая надпись: «Окладывана в лето 6796 (1288 г.) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверной княгиней Анастасией, месяца сентября в 26 день, на память Иоанна Богослова». Другая копия с Свенской иконы Богоматери находится в алтаре Киево-Печерского Успенского лаврского собора. Печерская икона в селе Богородском В селе Богородском Любимского уезда Ярославской губернии находится чудотворная икона Печерская. Чествование ее началось с 1823 года, когда чудесно исцелилась от нее прихожанка Анна Толбузина. Последняя долго страдала от разных болезней. Надеясь на милость Божию, она решила отправиться в Ярославль на богомолье. И вот во сне она слышит голос, повелевающий ей оставить свое намерение идти в Ярославль.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Описание иконы Одигитрия Югская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери О[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Югская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Югская-Смоленская " Тропарь, глас 4 Днесь яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божестве[...] Акафист Божией Матери Одигитрия Югская Кондак 1  Взбранной Воеводе, Царице Небесе и земли,/путеводящей верныя люди Своя к тихому и доброму пристанищу,/похвальная пения приносим Ти раби Твои, Богородице./Ты же, Всемилостивая Заступнице, всех притекающих к Тебе с верою,/от всякаго навет[...] Изображения иконы Одигитрия Смоленская Югская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Югская икона Божией Матери с 16 клеймами чудес, созданная ярославскими мастерами в память 400-летия явления чудотворного образа в 2015 г.

http://pravicon.com/icon-239

Пишучи строки сии, уверены мы, что не избегнем укора за слишком скорый переход к новейшему времени и за умолчание о тех катастрофах, которые испытывало вековое это здание в годы, сделавшиеся для нас историческими. Пред судиею таким приклоняем повинную голову; но вместе с тем позволяем себе сказать в оправдание: перебравши, пересмотревши описи, записи, хроники более чем за полтораста лет, не нашли мы о доме ничего определительного. И начало его во мраке, и процесс изменений ускользает из виду. Только под 1807 годом замечено построение при доме малой Крестовой церкви во имя Всех Святых. Из прочих частностей, относящихся к зданию сему, ежели следует на что либо указать, то на галерею, которая представляет собою сколько удобный, столько же и величавый переход от Воскресенской к Чудотворской церкви, и устроение которой относится к 1860 году. VI. Часовни От церквей переходим к часовням. Часовен в обители три, – Духовская, Смоленская и Трифоновская. Духовская сливается с зданием Преображенской церкви и, конечно, быв в одно время с нею строена, в первоначальной своей форме служила продолжением паперти. В 1812 году, при Архиепископе Антонии, узкие окна ее расширены, дверь из церкви открыта и вообще давалось ей ризничное назначение. Но вскоре от намерения такого отказались и народ по прежнему стал притекать к Спасову образу, который искони составляет самую досточтимую места сего святыню. Другой, обретающийся здесь, замечательный предмет есть образ Симеона Богоприимца. Предание гласит, что это храмовая икона Симеоновской церкви, существовавшей некогда над св. воротами, обращенными к реке. Часовня Смоленского образа Божией Матери находится за алтарем Печерской церкви и только стеною отделяется от нее. Ее украшают многие старинные иконы, в особенности же древнейший образ Богоматери. Он известен граду и стране Ярославской, и многие испытали на себе силу присущей в нем благодати. Третья часовня – Трифоновская, на северной стороне Преображенской церкви. Начало ее восходит к глубокой древности: ибо под кровом ее почивают два Иерарха Ростовские: Епископ Прохор, носивший в схимничестве имя Трифона и преставившийся 7-го Сентября 1327 года. Святителю сему явилась икона Божией Матери на том месте, где ныне существует Толгский монастырь. Другой из почивающих здесь Иерархов есть Архиепископ Трифон. Правив паствою четыре года, он удалился на покой в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где и преставился 30-го Декабря 1468 года. Время правления его замечательно тем, что при нем открыты, как выше сказано, нетленные мощи Феодора и чад его Давида и Константина. VII. Домы

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Со словами благодарности обратился ко всем присутствующим митрополит Кирилл, сказав о радости от совместных молитв у древних святынь: «Люди всегда стремились и стремятся к тем, кто, как преподобный Дорофей Югский, имели огромную силу духа и, не взирая ни на какие житейские обстоятельства, совершали великие дела. И нам сегодня надо вдохнуть жизнь в наш народ, научиться жить в соответствии с Божиими заповедями, творя добрые дела. Тогда появится смысл в жизни, тогда мы будем понимать, что можем не только вспоминать об утерянных святынях, но и созидать веру в своих сердцах, чтобы она помогала созидать мир вокруг нас, возрождать нашу Родину». После Литургии архиереи отправились на корабле по Рыбинскому водохранилищу к месту, где стоял монастырь. Над местом, где ранее стояла обитель, было совершено молебное пение. В рамках празднования 400-летнего юбилея в Рыбинской епархии состоялись презентации книг, посвященных чудотворной иконе и обители, организованы открытые уроки, краеведческие встречи. В Рыбинском музее-заповеднике прошла выставка, посвященная Югской Дорофеевой пустыни. Югская икона Божией Матери, подобно Толгской иконе в Ярославле, считается хранительницей града Рыбинска и Рыбинской епархии. История образа восходит к 1615 году, когда на наше Отечество напали шведы и, разоряя города, церкви и монастыри, дошли до Пскова. В Псково-Печерской обители находился схимник Дорофей, пришедший сюда с Верхней Волги, из села Нижне-Никульского близ города Мологи. Молясь пред иконой Божией Матери, он услышал от Нее голос, повелевавший ему взять образ Богоматери Одигитрии и идти с ним к себе на родину. Настоятель Печерской обители архимандрит Иоаким не сразу отпустил подвижника, а лишь после того, как и сам сподобился видения Божией Матери. Возвращаясь в родные края, Дорофей хотел поставить икону в приходской Спасской церкви родного села, но в семи верстах от него, там, где сливаются реки Белая и Черная Юги, схимонах Дорофей остановился отдохнуть и, поставив икону на дереве, задремал. Когда он проснулся и собрался продолжить путь, то не смог сдвинуть икону с места. После нескольких бесплодных попыток Дорофей услышал голос, исходящий от образа: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Описание иконы Одигитрия Югская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Одигитрия Югская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская Югская Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия», именуемая Югской, явилась в начале XVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся отпустить явленную икону Божией Матери, Она в сонном видении явилась и повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с Ее иконой. Старец Дорофей, приближаясь к указанному ему в видении месту, остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец Дорофей понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Тогда он построил небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни. Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители. Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская Югская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-138

С восточной стороны ограда искажена постройкой XIX в. с примыкающими к ней с севера воротами. Сейчас ворота заложены и вместе со стеной этого здания образуют восточную границу ансамбля - по линии первоначальной ограды. Прямая лестница прерывается полукруглым выступом, в котором устроена часовня под гульбищем. Лестница огибает гульбище двумя дугами, и обе приводят к арочным проемам в ограде (левый заложен), фланкирующим ворота. Лишь за оградой открывается Успенский собор - в резком контрасте его размеров с небольшой замкнутой площадкой между Богоявленским собором и колокольней. По сторонам арки западных ворот пары высоких тосканских пилястр несут неполный антаблемент (без архитрава) с треугольным фронтоном. Каноны классицизма отчасти нарушены ради большей декоративности (круглые нишки в метопах, дополнительные сухарики). Восточные ворота сделаны подчеркнуто широкими и массивными, со срезкой нижних углов фронтона над сильными импостами. В южных воротах арка проезда трехцентровая и обрамлена, мелким радиальным рустом над каннелированными пилястрами. Такие же пилястры, но с более развитыми многообломными капителями замыкают композицию по краям. Богоявленский теплый собор выстроен над воротами архиерейского дома. На этом месте первоначально был деревянный храм, тоже во имя Богоявления Господня, основанный в 1708 г. митрополитом Сильвестром Крайским. Старанием преосвященного Парфения, вместо разобранного деревянного, начат постройкой в 1781 г. настоящий, каменный. В 1812 г. храм много потерпел: царские врата были сорваны, одна половина их изломана, другая похищена, многие иконы были поколоты и похищены. В соборе два престола: главный во имя Богоявления и придельный, устроенный архиепископом Тимофеем в 1849 г., в честь мученика Меркурия. К достопримечательностям собора относятся: древние иконы Владимирской и Иерусалимской Божией Матери, одна принесена из Москвы в 1455 г., Иерусалимская икона Богоматери, поновленная в 1618 г., также принесена из Москвы; икона древней живописи св. чудотворцев Смоленских и Ярославских: князя Федора Ростиславича Чермного и его сыновей Давида и Константина; икона Успения Божией Матери над царскими вратами Успенского собора, в золотой ризе, осыпанной жемчугом, точная копия Киево-Печерской чудотворной иконы, с частицами мощей; старинная плащаница, шитая золотом, серебром и шелком 1561 г.; плащаница академической работы, шитая золотом, пожертвована императрицей Марией Александровной в 1861 г.; остатки стрелецкого воинского знамени и знамена смоленского ополчения во время Крымской войны; шлем и сандалии св. мучен. Меркурия; серебряный ковчег весом один пуд; серебряное Евангелие в 2,5 пуда, печатано в 1689 г.; таковое же Евангелие, весом около 2 пудов, печатано 1759 г.; сосуды из чистого золота и таковой же крест с драгоценными камнями; большой сребро-вызолоченный потир с прибором и большое серебряное блюдо времен Иоанна Васильевича IV, св. антиминсы, пелены, воздухи и богослужебные книги прошлого и запрошлого столетий.

http://sobory.ru/article/?object=01023

73 Известная копия с Нямецкой св. иконы находится также в слободе Михайловке, Богучарского у., Воронежской губ. Она была прислана сюда в 1846 г. местным помещиком И. Д. Чертковым в благословение крестьянам Михайловки. Богоматерь на этой св. иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукой и держащим в левой руке свиток; главы Их увенчаны коронами. 74 Известные списки с Печерской св. иконы Богоматери находятся: в Успенском соборе г. Казани, в Москве, в Кремлевской Печерской часовне, в соборной церкви г. Балахны, Нижегородской губ., в слободе Каменке, Новгородсеверского у., Чернигов. губ., в селе Богородском, Любимского у., Ярославской губ. (прославившийся в 1823 г. чудесным исцелением больной женщины); см. также о Свенском мон. Орловской еп. 75 Известные списки с Руденской святой иконы находятся: в с. Крылатском, Москов. губ., в с. Бубнах, Лубенского у., Полтав. губ., в Покровском храме зашт. г. Алешек, Лебединского у., Харьков. губ. (по преданию, принесенный в Харьковские приделы из Подольской стороны в 1692 г.), в с. Олишевке, Козелецкого у., Черниг. губ. 76 Эту св. икону Божией Матери следует отличать от пользующейся тоже большим почитанием в Вильне иконы, которая известна под наименованием – Виленская Остробрамская и находится там в часовне Острых ворот. По преданию, Остробрамская икона была привезена около 1363 г. из взятого литовским кн. Ольгердом г. Корсуня в г. Вильну и вскоре была поставлена в новоустроенном Виленском Св.-Троицком мон. По другому преданию, эта св. икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда он узнал о принятии Ольгердом христианства. Существует и третье предание, повествующее, что эта св. икона чудесно явилась 14 апр. 1431 г. на городских воротах, называемых «Острыми». Во всяком случае, несомненно, что в этом году она находилась в часовне близ Троицкой церкви в остром конце города и именовалась Корсунской, а отсюда в 1498 г. была перенесена в часовню, устроенную в башне над «Острыми» воротами, отчего и стала называться «Островратской», а потом «Остробрамской» (по-польски, острые ворота – «остра брама»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Особенно прославились обе Псково-Печерские иконы во время нашествия на Псков польского короля Стефана Батория, в 1581 году. Подробные сведения об этом помещены под 1 октября. Псково-Печерской иконе «Умиление» бывает еще отдельное празднование 7-го октября. Икона Успения Адриановская В 1540 году преподобный Адриан Пошехонский (сконч. 5 марта 1550 г.), ученик преподобного Корнилия Комельского (сконч. 19 мая 1537 г.), а с ним вместе и старец Леонид отправились из Комельской обители, что в Вологодской губернии, в 5 верстах от г. Грязовца, в пределы г. Пошехонья нынешней Ярославской губернии. Игумен Лаврентий благословил их на этот путь иконой Успения Богородицы. Они достигли непроходимой пустыни на реке Вотхи, окруженной дремучими лесами, и здесь, в пяти верстах от города Пошехонья, по указанию инока Бесстужа, остановились с намерением основать обитель. Помолившись Богу, они поставили на дуб образ Успения Богородицы, а сами отправились отыскивать место, которое было бы удобно для постройки кельи. Во время их отсутствия к этому месту подъехали по реке на лодке несколько человек из соседних жителей для рыбной ловли. Против дуба, на котором был поставлен образ Богоматери, рыбаки поймали, кроме мелкой рыбы, две огромных щуки, каких никогда прежде не лавливали. Один из рыбаков, заметив образ Богородицы, пожелал взять его с собой домой. Он уже влез на дерево и протянул руку, чтобы взять святыню, как вдруг какая-то невидимая сила отбросила его на десять локтей от образа. Он упал и тотчас же сделался расслабленным. Увидев такое чудо, рыбаки испугались. Они оставили перед иконой Божией Матери хлеб и рыбу и поспешили уехать домой и увезти с собой расслабленного. Вскоре после их отъезда вернулись сюда и оба старца. Леонид первым подошел к образу и, увидев хлеб и рыбу, стал тихо звать: — Адриане, иди сюда, посмотри, как Пресвятая Богородица подала нам хлеб и рыбу. Старцы приняли пищу, как дар Богоматери, и прославили Бога. Вскоре они принялись за рубку леса и построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и поставили принесенный ими из Корнилиева монастыря образ Богоматери. Основанный ими монастырь был назван Адриановским. Он находится близ г. Пошехонья Ярославской губернии. И икона Успения Богоматери, находящаяся в нем, носит то же наименование.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Мир вам и всему братству! Очень радуюсь, что великого старца – владыку принимать будете. 88 Это напоминает мне радость, какую имел я, принимая его в Саввине. В свободную минуту там, на Угреше, поцелуйте обе его руки и скажите, что целует их ярославский его сын, благодарящий его – отца и благодетеля. Мир вам, здравие и путь благоприятный к Волге! Леонид, архиепископ Ярославский. Ярославль, 1876, сентября 10.» 119) Поездка отца Пимена в Ростов, Ярославль, Рыбинск, в Югскую Дорофееву пустынь, в Кострому и в Бабаевский монастырь описана им самим, и довольно подробно, в его Воспоминаниях и потому, чтобы не утомить читателя подробностями, сделаем самое краткое извлечение и словами самого Пимена расскажем то же, но короче. «В воскресенье сентября 19 (1876) я собрался в Москву с моим келейником и в тот же вечер в 8 часов отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Пристал я в гостинице «Ростов», напротив самого Кремля, и, думая застать в соборе утреню, тот час же туда пошел, однако службы уже не застал, но служащие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и ростовским святителям, коих честные мощи в соборе: Леонтию, Исаии, Игнатию и Феодору. Собор, отстроенный в начале XIII столетия, мало изменен. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная. Икона Богоматери чудотворная и богато украшенная, говорят, одна из тех семи, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия, и в Ростов принесена и поставлена в соборе Владимиром Мономахом , почему и названа Владимирской. Верхние узкие окна собора сохранились в первобытном виде; горнее место имеет шесть ступеней восхождения; по обеим сторонам седалища для служащих о двух ступенях. Приложившись к Св. мощам и осмотрев внутренность собора и его достопримечательности, я пожелал обойти весь кремль снаружи, чтобы иметь о нем понятие в полном его составе зданий, церквей и стен. Общее впечатление весьма грустное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010